Сотрудничество государств в области охраны трансграничных вод и международных рек.
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 28.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Трансграничные водоёмы и международные реки. Общая характеристика и аспекты сотрудничества государств 3
Глава 2. Примеры межгосударственных споров по поводу использования и принадлежности трансграничных водоёмов и международных рек 8
2.1. Нильский вопрос 8
2.2. Международный статус Дуная 12
2.3. Правовой статус Каспийского моря. 14
2.4. Великие Озёра Северной Америки 17
Заключение 21
Список используемой литературы и источников 23
Также Комиссия занимается сбором информации по загрязнению воздуха в зоне пограничных вод, которую затем публикует в отчётах каждые два года. Рекомендации Комиссии не являются обязательными, но чаще всего они принимаются во внимание правительствами США и Канады. Рис.8. Граница между США и Канадой, проходящая по Великим ОзёрамВ 1972 году было подписано Соглашение о качестве вод в Великих Озерах и совместных действиях по его улучшению. США и Канада договорились о проведении совместных работ по очистке Великих озер, результатом которых стало не только повышение качества воды, но и резкое снижение сбросов загрязняющих веществ. В 1978 г. к Соглашению добавили Поправки об экосистемном подходе при проведении природоохранных мероприятий.В начале 1990-х годов США и Канада, в рамках продолжающегося сотрудничества по сохранению водных запасов Великих Озёр, приняли Стратегию защиты Великих Озер от загрязнения токсичными веществами. Подразумевается проведение совместных мероприятий по замене высокотоксичных химикатов в промышленных циклах на малотоксичные с поэтапным отказом от веществ, опасных для здоровья людей и окружающей среды. Однако, несмотря на столь плодотворно сотрудничество, часто возникают конфликты по поводу количества потребляемой воды. Дело в том, что Канада обладает гораздо меньшим количеством территорий с дефицитом воды, в то время как у США в дополнительных водных ресурсах нуждается практически вся южная часть страны. В 1903 г. США выдвинули предложение отвести воду из реки Санкт-Мэри, которая несла свои воды в Канаду, в реку Молочную в штат Монтана. Возражения Канады последовали незамедлительно. Тем не менее США не отказались от своей затеи и продолжили приготовления к реализации проекта, в ответ на это канадское правительство объявило о принятии подобных контрмер в отношении рек, берущих начало в Канаде. В 1950-х гг. предлагались два проекта: “НАВАПА” Североамериканский водный и энергетический альянс (North American Water and Power Alliance (NAWAPA) и Великий североамериканский канал (The Great Recycling and Northern Development (GRAND) Canal of North America), которые предполагали строительство гигантских резервуаров для воды, наполняемых за счет рек с изменённым руслом. Запасов в этих резервуарах должно было хватить для обеспечения водой и США, и Канады, и даже мексики, но огромные бюджеты строительства и эксплуатации не позволили реализовать данные проекты. В наше время строительство новых гидроэлектростанций на трансграничных реках в США угрожает экологической безопасности Канады, при этом США демонстрируют наращивание военного присутствия в районе Великих Озер: в 2006 г. была организована военная охрана Озёр, аргументированная чрезвычайно низким уровнем воды в водоемах, якобы опасном для национальной безопасности. Канада реагирует с осуждением, т.к. власти страны нацелены на совместное решение проблем, предусмотренное старыми договорами, пока США пытаются действовать единолично. Неспособность двух стран договариваться о конкретных совместных действиях по охране водных ресурсов Озер, о справедливом распределении воды и экологичном её использовании приводит к тому, что экологическая ситуация в районе Великих Озёр с каждым годом ухудшается. Принятые в 2012 г. поправки к Соглашению о качестве воды в Великих озерах 1978 г. не содержат никаких конкретных предложений по тому, как следует действовать с целью снижения нагрузки на водные запасы Озёр.Таким образом, в регионе Великих Озёр складывается двойственная ситуация. С одной стороны, США и Канада понимают значение своего водного богатства для развития и благополучия государств. Принимаются договоры, инициируются проекты и взаимодействие в сфере охраны Озёр идёт достаточно активно. С другой стороны, наблюдается тенденция к приватизации и единоличному владению территориями и водными ресурсами. В первую очередь это сказывается на самих водных ресурсах, качестве воды и всей экосистеме в целом, восстановление которой займет гораздо больше времени, чем сиюминутные политические игры с национальными интересами и экономическими выгодами. Если такое восстановление вообще возможно.ЗаключениеНесомненно, сохранению водных ресурсов и сотрудничеству государств в данной сфере отдаётся значимое место в международном праве. Правовые нормы постоянно обновляются, пересматриваются, создаются новые, более соответствующие современным реалиям. Большинство универсальных конвенций принято в прошлом веке, что говорит о некой стабильности в сфере общих положений и принципов в области регулирования отношений по трансграничным водоёмам и международным рекам. Тем не менее международное законодательство далеко от совершенства, т.к. даёт в большинстве случаев весьма расплывчатые формулировки, оставляя большой простор для толкования, что ведёт к конфликтам и затягиванию решения споров в каждом конкретном случае.Международный статус рек и водоёмов устанавливается прибрежными государствами совместно, а также совместно разрабатываются правила судоходного и несудоходного использования водных ресурсов. Все издержки и расходы по содержанию водоёмов несут также прибрежные государства. Третьи страны обязаны согласовывать проход своих судов и свое присутствие в водах с прибрежными государствами, а также платить пошлину за транзит. Рассмотренные в докладе четыре примера иллюстрируют многие проблемы, характерные для любых правоотношений между государствами. Прежде всего, это неспособность принять решение, устраивающее все стороны. И чем сторон больше, тем сложнее прийти к консенсусу. При вмешательстве третьих сторон ситуация усложняется и решение спора может затянуться на десятилетия. При этом нерешенный конфликт угрожает стабильности и безопасности в регионе, препятствуя также развитию отношений в других сферах.В некоторых случаях государства стремятся к единоличному владению водными ресурсами, от чего страдают, в первую очередь, воды, а значит, и интересы государства. Поэтому необходимо придерживаться принципа совместного регулирования рек и озёр, совместного поиска решений ради сохранения и приумножения водных богатств.В исключительных случаях сложностью является определение статуса объекта, как это было с Каспийским морем, ввиду его исключительных географических и физических характеристик, что также усложняет процесс нормативного регулирования его режима. Но, как следует из этого же примера, важно создать общую базу, нормативную основу для дальнейших переговоров и детального обсуждения, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.В целом, сейчас наблюдается тенденция к именно экологическому сотрудничеству и сохранению экосистем водоёмов и рек, что говорит о повышении международной осознанности. Опять же, степень заинтересованности государств в экологических проблемах водных ресурсов и принятии мер по их решению зависит от уровня экономического развития, политической и социальной стабильности. Скажем, США и Канаде гораздо проще реализовать соответсвующее инициативы, чем странам Нильского бассейна. Данные различия также усложняют процесс реализации любых инициатив в международной сфере.Тем не менее несомненным положительным моментом является то, что мировое сообщество в большинстве случаев отходит от практики вооруженных конфликтов за обладание озерами и речными путями в пользу дипломатического урегулирования.Список используемой литературы и источников Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercourses_lakes.shtml(дата обращения: 27.11.2021)Протокол по проблемам воды и здоровья от 17 июня 1999 года к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года[Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/water_protection.shtml(дата обращения: 27.11.2021)Международные реки [Электронный ресурс] // Министерство Обороны РФ. Энциклопедия. URL:https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=7999@morfDictionary(дата обращения: 27.11.2021)Хельсинские правила использования вод международных рек от 20 Августа 1966 Года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900698 (дата обращения: 27.11.2021)Руководство по внедрению Конвенции по трансграничным водам [Электронный ресурс] // Европейская экономическая комиссия ООН. Нью-Йорк и Женева, 2013 год. URL:https://unece.org/DAM/env/water/publications/WAT_Guide_to_implementing_Convention/ECE_Water_Guide_Rus_WEB.pdf(дата обращения: 27.11.2021)Aaron T. Wolf, Jeffrey A. N Ath Arius, Jeffrey J. Danielson (1999) International River Basins of the World. Water Resources Development, Vol. 15, No. 4, 387- 427, 1999.Шол Денг Алак. История международного регулирования вод Нила: политические, социально-экономические и правовые аспекты // Учреждение РАН. Институт Африки РАН. Москва, 2008. [Электронный ресурс] URL:https://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/AutoRef%20%D0%A8%D0%9E%D0%9B%20%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B3%20%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BA.pdf(дата обращения: 27.11.2021)Nile Basin Initiative. NBI Strategy 2017-2027. Abridged Version [Электронный ресурс] URL: https://www.nilebasin.org/images/docs/NBI-Strategy-2017---2027.pdf (дата обращения: 27.11.2021)Agreement between the Republic of the Sudan and the United Arab Republic for the full utilization of the Nile waters signed at Cairo, 8 November 1959 [Электронный ресурс] URL: https://www.fao.org/3/w7414b/w7414b13.htm (дата обращения: 27.11.2021)Конвенция о режиме судоходства на Дунае [Электронный ресурс] // Дунайская комиссия. URL: https://www.danubecommission.org/dc/ru/ (дата обращения: 27.11.2021)Danube River Protection Convention[Электронный ресурс] // International Commission for the Protection of the Danube River. URL: http://www.icpdr.org/main/icpdr/danube-river-protection-convention (дата обращения: 27.11.2021)Раковский С. Н. Международные реки [Электронный ресурс] // Зона конфликта. URL: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200104003 (дата обращения: 27.11.2021)Эжиев И. Б. Противоречия в подходах к урегулированию современного политико-правового статуса Каспийского моря. Вестник Московского университета МВД России, 2011 [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-v-podhodah-k-uregulirovaniyu-sovremennogo-politiko-pravovogo-statusa-kaspiyskogo-morya (дата обращения: 27.11.2021)Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года [Электронный ресурс] // Президент России. Официальные сетевые ресурсы. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения: 27.11.2021)Нусенова А. Ж. Правовой статус Каспийского моря: право на недропользование. Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, 2020 [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-kaspiyskogo-morya-pravo-na-nedropolzovanie (дата обращения: 27.11.2021)Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. [Электронный ресурс] // Законодательство Казахстана on-line. URL: https://pavlodar.com/zakon/?dok=03217&all=all (дата обращения: 27.11.2021)Катаева А.А. Взаимодействие США и Канады в эксплуатации водных ресурсов Великих озер. Азимут научных исследований: экономика и управление, 2017 [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-ssha-i-kanady-v-ekspluatatsii-vodnyh-resursov-velikih-ozer (дата обращения: 27.11.2021)Great Lakes Water Quality Agreement, 2012. Protocol Amending The Agreement Between Canada And The United States Of America On Great Lakes Water Quality, 1978, As Amended On October 16, 1983 And On November 18, 1987 The Government Of Canada And The Government Of The United States Of America (the "Parties") [Электронный ресурс] // International Joint Commission (IJC). URL: https://web.archive.org/web/20140405062106/http://www.ijc.org/en_/Great_Lakes_Water_Quality (дата обращения: 27.11.2021)
2. Протокол по проблемам воды и здоровья от 17 июня 1999 года к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/water_protection.shtml (дата обращения: 27.11.2021)
3. Международные реки [Электронный ресурс] // Министерство Обороны РФ. Энциклопедия. URL:https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=7999@morfDictionary (дата обращения: 27.11.2021)
4. Хельсинские правила использования вод международных рек от 20 Августа 1966 Года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900698 (дата обращения: 27.11.2021)
5. Руководство по внедрению Конвенции по трансграничным водам [Электронный ресурс] // Европейская экономическая комиссия ООН. Нью-Йорк и Женева, 2013 год. URL: https://unece.org/DAM/env/water/publications/WAT_Guide_to_implementing_Convention/ECE_Water_Guide_Rus_WEB.pdf (дата обращения: 27.11.2021)
6. Aaron T. Wolf, Jeffrey A. N Ath Arius, Jeffrey J. Danielson (1999) International River Basins of the World. Water Resources Development, Vol. 15, No. 4, 387- 427, 1999.
7. Шол Денг Алак. История международного регулирования вод Нила: политические, социально-экономические и правовые аспекты // Учреждение РАН. Институт Африки РАН. Москва, 2008. [Электронный ресурс] URL: https://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/AutoRef%20%D0%A8%D0%9E%D0%9B%20%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B3%20%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BA.pdf (дата обращения: 27.11.2021)
8. Nile Basin Initiative. NBI Strategy 2017-2027. Abridged Version [Электронный ресурс] URL: https://www.nilebasin.org/images/docs/NBI-Strategy-2017---2027.pdf (дата обращения: 27.11.2021)
9. Agreement between the Republic of the Sudan and the United Arab Republic for the full utilization of the Nile waters signed at Cairo, 8 November 1959 [Электронный ресурс] URL: https://www.fao.org/3/w7414b/w7414b13.htm (дата обращения: 27.11.2021)
10. Конвенция о режиме судоходства на Дунае [Электронный ресурс] // Дунайская комиссия. URL: https://www.danubecommission.org/dc/ru/ (дата обращения: 27.11.2021)
11. Danube River Protection Convention [Электронный ресурс] // International Commission for the Protection of the Danube River. URL: http://www.icpdr.org/main/icpdr/danube-river-protection-convention (дата обращения: 27.11.2021)
12. Раковский С. Н. Международные реки [Электронный ресурс] // Зона конфликта. URL: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200104003 (дата обращения: 27.11.2021)
13. Эжиев И. Б. Противоречия в подходах к урегулированию современного политико-правового статуса Каспийского моря. Вестник Московского университета МВД России, 2011 [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-v-podhodah-k-uregulirovaniyu-sovremennogo-politiko-pravovogo-statusa-kaspiyskogo-morya (дата обращения: 27.11.2021)
14. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года [Электронный ресурс] // Президент России. Официальные сетевые ресурсы. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения: 27.11.2021)
15. Нусенова А. Ж. Правовой статус Каспийского моря: право на недропользование. Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, 2020 [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-kaspiyskogo-morya-pravo-na-nedropolzovanie (дата обращения: 27.11.2021)
16. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. [Электронный ресурс] // Законодательство Казахстана on-line. URL: https://pavlodar.com/zakon/?dok=03217&all=all (дата обращения: 27.11.2021)
17. Катаева А.А. Взаимодействие США и Канады в эксплуатации водных ресурсов Великих озер. Азимут научных исследований: экономика и управление, 2017 [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-ssha-i-kanady-v-ekspluatatsii-vodnyh-resursov-velikih-ozer (дата обращения: 27.11.2021)
18. Great Lakes Water Quality Agreement, 2012. Protocol Amending The Agreement Between Canada And The United States Of America On Great Lakes Water Quality, 1978, As Amended On October 16, 1983 And On November 18, 1987 The Government Of Canada And The Government Of The United States Of America (the "Parties") [Электронный ресурс] // International Joint Commission (IJC). URL: https://web.archive.org/web/20140405062106/http://www.ijc.org/en_/Great_Lakes_Water_Quality (дата обращения: 27.11.2021)
Вопрос-ответ:
Какая общая характеристика сотрудничества государств в области охраны трансграничных вод и международных рек?
Сотрудничество государств в области охраны трансграничных вод и международных рек основано на принципе взаимовыгодного использования водных ресурсов, с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Для этого применяются международные договоры и соглашения, которые регулируют вопросы использования, охраны и защиты трансграничных вод и рек.
Какие примеры межгосударственных споров по поводу использования и принадлежности трансграничных водомёв и международных рек известны?
Примерами межгосударственных споров в этой области могут служить Нильский вопрос, связанный с использованием воды реки Нил, спор о международном статусе реки Дунай, проблема определения правового статуса Каспийского моря и споры о великих озёрах Северной Америки.
В чем заключается Нильский вопрос и какие страны вовлечены в этот спор?
Нильский вопрос - это спор о правовом и справедливом использовании воды реки Нил, который возник между странами Верхнего (Эфиопия, Бурунди, Руанда, Танзания, Кения) и Нижнего (Египет, Судан) Нила. Страны Верхнего Нила стремятся использовать больше воды для своих развивающихся проектов, тогда как Египет и Судан опасаются негативного влияния на свою экономику и жизнь населения.
Что известно о международном статусе реки Дунай?
Международный статус реки Дунай регулируется Венской конвенцией 1966 года. Согласно этой конвенции, река Дунай является международным речным путем, открытым для свободного плавания и использования всеми странами, через которые она протекает. Страны-участницы конвенции (включая Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию и другие) обязаны сотрудничать в охране и бережном использовании реки.
Какие аспекты сотрудничества государств в области охраны трансграничных вод и международных рек описывает статья?
Статья описывает общую характеристику и аспекты сотрудничества государств в области охраны трансграничных вод и международных рек.
Какие примеры межгосударственных споров по поводу использования и принадлежности трансграничных вод и международных рек описываются в статье?
В статье рассмотрены примеры международных споров, связанных с использованием и принадлежностью трансграничных вод и международных рек, таких как Нильский вопрос, международный статус Дуная, правовой статус Каспийского моря и Великие Озера Северной Америки.
Каким может быть правовой статус Каспийского моря?
Правовой статус Каспийского моря может быть разным в зависимости от соглашений и договоренностей между государствами-прибрежными. Он может быть рассмотрен как международный водный путь или как полностью международное море.
Какой спор рассматривается в статье в контексте Великих Озер Северной Америки?
В статье рассматривается спор о трансграничной охране и использовании вод реки Ниагара, которая является трансграничной рекой между США и Канадой.