Эволюция теорий управления и их роль в формировании современного управления человеческими ресурсами

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 43 43 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 17.01.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Теоретические вопросы теории менеджмента 5
1.1 Понятие менеджмента 5
1.2 Эволюция теорий менеджмента 7
2 Пути совершенствования менеджмента человеческими ресурсами 16
2.1 Особенности формирования концепции менеджмента человеческими ресурсами 16
2.2 Современная концепция управленческого процесса штатом российских предприятий 32
Заключение 39
Список использованных источников 42

Фрагмент для ознакомления

Следовательно, гуманизация трудового процесса представляет собой основной социальный ориентир в деятельности организаций, достижение которого возможно посредством совершенствования качества трудовой жизни на базе социального партнерства. На рис. 2.1 представлены элементы гуманизации труда.Рисунок 1 – Элементы гуманизации трудаКачество трудовой жизни обычно понимается как баланс между двумя «фазовыми» состояниями ее работников - состоянием присутствия на работе (психологическим и реальным) и состоянием «вне работы». Наемные сотрудники в большинстве своем «продают» организации часть собственного времени, в течение которого наниматель старается увеличить использование их физических и интеллектуальных ресурсов. Но рабочий день завершается и наступает время, когда у людей есть возможность заняться собой. Если баланс между данными состояниями не нарушен - мы имеем дело с высоким качеством трудовой жизни, а система «человек - организация» обладает признаками надежности и устойчивости. Нет баланса - качество низкое, система малоустойчива и нефункциональна.Исследования показывают типичный комплекс факторов, оказывающих негативное влияние на качество трудовой жизни:- во-первых, стресс;- во-вторых, неспособность контролировать собственную жизнь, постоянно присутствующая необходимость корректировать свои поступки и планы из-за изменения обстоятельств у кого-то другого и бесконечного форсмажора;- в-третьих, ограниченные возможности для развития - как личного, так и профессионального;- в-четвертых, отсутствие возможности рефлексии.Именно качество трудовой жизни является «фундаментом» для построения системы заинтересования работников на создание качественного продукта, что предполагает стремление сотрудника не только к действиям в соответствии с заданной технологией производства, но и к совершенствованию данной технологии.А «строительным материалом» качества трудовой жизни являются корпоративные ценности, которые являются одним из важных факторов эффективности работы компании. В том случае, если собственная система ценностей и целей сотрудников по своему содержанию идентична илиблизка корпоративной, его трудовой потенциал реализуется эффективно и полно. Постоянно продлевающее само себя состояние «на работе» в данной ситуации не только не вызывает отрицательных переживаний, но становится смыслообразующим фактором жизни в целом.Наоборот, в условиях, когда системы корпоративных и личностных ценностей не совпадают, сотрудник оказывается в ситуации параллельного строительства двух конкурирующих одна с другой реальностей. Не принимаемая до конца корпоративная реальность уравновешивается системой личностных ценностей и ориентиров.Для предприятий качество трудовой жизни - это один из наиболее важных ресурсов, который имеет прямую связь с мотивационной составляющей организационного поведения. Предприятие платит за данный ресурс, предоставляя сотруднику возможность реализации его личностных целей, но при этом достигать целей фирмы.С приближением социума к новой, информационной эпохе значительно повышается роль личности во всех отраслях жизнедеятельности. Личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а, следовательно, и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе, и на уровне фирм. Неслучайно центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а успешность и существование фирмы зависят от развития целостной системы активизации человеческой деятельности. Решение социальных задач при правильном подходе может благоприятствовать успешному управлению человеческими ресурсами, что определенно будет улучшать показатели производственно-хозяйственной деятельности и достижении целей фирмы.В целом управление человеческими ресурсами является существенной составляющейменеджментафирмой, которая обеспечивает эффективность и качество трудовой деятельности. Управление человеческими ресурсами имеет своей целью гуманизацию труда. Движение к такой цели начинается с высокотехнологичной организации трудового процесса при постоянном развитии высокого уровня качества трудовой жизни.Современная концепция управленческого процесса штатомроссийских предприятийЗа последние годы наука об управлении штатом в РФ была трансформирована из общей политической экономии социализма в самостоятельный раздел знания.В современных трудах, посвященных проблемам управленческого процесса людьми в условиях организации, в которых люди являются объектамименеджмента, можно встретить три основных подхода, которые принимают в качестве основного объекта процесса менеджментасоответственно, «кадры», «персонал» или «человеческие ресурсы» [30, С.43].Можно выделить три периода, в течение которых менялась содержательная сторона таких наук, как психология, социология труда, трудовое право, организация труда, экономика труда, управление штатами.Первый период классического социализма и соответствующей социалистической экономики продолжался до середины 80-х гг. Второй период, который является переходным от социалистической к рыночной экономике, продолжался до середины 90-х гг. Третий период, начало второй половины 90-х гг. и до сегодняшних дней отражает современное состояние экономики РФ, которую можно определить уже как рыночную. Для конца ХХ века – начала ХХI века является характерным еще не стабильное состояние российской экономики. Но здесь можно отметить, что рыночные позиции уже достаточно прочные. В связи с этим в области управленческого процесса штатом можно отметить новые проблемы, которые требуют своего осмысления. К ним можно отнести следующие:кризисное состояние многих сфер экономики, которое «... многими авторами оценивается как кризис труда…»; наличие реального рынка труда, а как следствие – появление новых отношений между работодателем исотрудником, значительные различия в оплате трудового процесса по регионам и отраслям, маркетинг штата сотрудников, конкурсный отбор, обработка принципиально новой для кадровых служб информации в форме резюме, появление новых форм работы с претендентами на вакантные рабочие места (собеседование);изменение профессионально-квалификационных требований к сотрудникам кадровых служб. Менеджера по штату приравнивают к профессиям будущего. Относительно столичного рынка трудового процесса можно отметить, что достаточно сложно подобрать менеджера по кадрам, который владеет всем спектром названных выше вопросов; зависимость заработной платы от состояния рынка труда, т.е. от качества рабочей силы, уровня востребованности определенных профессионально-квалификационных групп работников в конкретный момент или период времени; изменения в определении дохода. Сейчас это не только исключительно заработная плата, но и дополнительные доходы, к примеру, бонусы, участие в прибылях, которые также следует учитывать при общем анализе доходов сотрудников; принципиально новые формы оценки деятельности штата работников, которые основываются на применении объективных методов (в качестве которых зачастую используютпсихофизиологическое и профессиональное тестирование) и свободные от какой бы то ни было идеологической направленности; потребность организации в более квалифицированных сотрудниках. Для обеспечения их высокого профессионального уровня нужны эффективные обучающие программы и совершенствованные алгоритмы планирования штата работников;более интенсивное развитие штата работников, в том числе, его карьерный рост, что обусловливается интенсификацией трудового процесса и постоянно обновляющимися производственными технологиями, уменьшением пенсионного возраста; На рис. 2.2 представлен график динамики продвижения карьеры людей, проходящих через стадии расширение, укрепление и совершенствование.Рисунок 2.2 – Стадии продвижения карьеры работниковвозрастание значимости компьютерных технологий в решении управленческих задач, включая управление сотрудниками; изменение качественного содержания традиционно решаемых задач управленческого процесса штатом;изменение организационной структуры предприятий, а также принципиально новый подход к понятию рабочего места (в условиях компьютерных технологий сотрудник может решать отдельные производственные задачи у себя дома и «общаться» с необходимыми информационными и программными ресурсами посредством специальных средств связи), что влечет за собой проблемы контроля и оценки деятельности штата работников; изменение взаимоотношений организаций между собой, в том числе с учетом участия иностранных компаний; прекращение существования централизованных методических центров, занимающихся подготовкой соответствующих материалов по проблемам управленческого процесса штатом и управленческого процесса сотрудниками. Теперь все вопросы методического характера по управлению сотрудниками находятся в ведении кадровых служб отдельных организаций, исключая регламентационные материалы законодательного назначения и отдельные материалы отраслевого уровня [30, С.43].Таким образом, в настоящее время в России кардинально изменился подход к определению экономики труда.В рамках экономики трудового процесса сейчас рассматривают такие вопросы, как занятость населения и рабочая сила, организация материального стимулирования и оплаты труда, производительность труда, планирование трудового процесса в организации, анализ эффективности использования трудового процесса в организации, а также нормирование, организация трудовых процессов, уровень жизни, социальные процессы в сфере труда. Вместе с тем, в связи с изменением места и значимости работника в производственной системе, появилось новое направление исследований в совокупности наук о персонале и труде – управление штатом, к которому принято относить «... проблемы планирования отбора, численности, аттестации и обучения штата сотрудников, мотивации стилей менеджмента, труда, взаимоотношений в трудовом коллективе, процедур менеджмента» [4, С.35].До последнего времени само понятие «управление штатом» в российской управленческой практике отсутствовало. Система управленческого процесса каждой фирмы имела функциональную подсистему управленческого процесса работниками и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению работниками выполняли линейные руководители подразделений [3, С.46]. В настоящее время многие российские авторы предлагают собственную структурно-методическую концепцию системы управленческого процесса штатом. Но следует отметить, что любая из них складывается из двух частей. Первая–общие вопросы по управлению штатом, которая в том или другом виде присутствует почти у каждого автора, который рассматривает менеджмент штата сотрудников.Вторая часть отражает оригинальный взгляд авторов на проблему управленческого процесса штатом и может рассматривать, например, такие вопросы, как:планирование в управлении штатом;привлечение, первичное развитие и отбор штата сотрудников фирмы;управление процессом развития штата сотрудников фирмы;управление резервом на выдвижение;методы реорганизации структуры и оптимизации кадрового состава; размещение и вербовка (анализ работы, планирование потребности в персонале и его пополнении, отбор и испытание (тестирование), интервьюирование кандидатов) и т.п.Приоритетными направления менеджмента человеческими ресурсами являются базовые навыки и знания, представленные на рис. 2.3.Рисунок 2.3 – Навыки и знания, необходимые для эффективного менеджмента человеческими ресурсамиРисунок 2.4 – Навыки и знания, необходимые для эффективного менеджмента человеческими ресурсамиСледовательно, следует констатировать, что на сегодня отечественным менеджментом еще не выработан единый подход в отношении управленческого процесса сотрудниками и штатом. ЗаключениеТаким образом, можно сделать следующие выводы.Концепция менеджмента человеческими ресурсами сложилась в виде нового подхода к управлению персоналом и производством вообще. Переход от принципа эффективности трудового процесса к принципу качества, новые требования к характеру труда, изменение значимости человека в ходетрудового процесса обусловили изменение системы менеджмента человеком в ходе производства и методов данногоменеджмента. В современных условиях персонал превратился в основной стратегический ресурс, главную ценность и главный источник прибыли организации, что потребовало пересмотра всей системы работы с ним.Труд, который ориентирован на создание качественного продукта и предполагает активную адаптацию сотрудника к динамично меняющейся среде, требует создания таких условий, которые позволили бы раскрыть его производительные резервы. Общая система социальных условий, которые определяют качество трудового процесса персонала и его мотивационный настрой на самоактуализацию в профессиональной деятельности, определена в концепциях качества трудовой жизни и гуманизации трудового процесса и предполагает не только совершенствование условий труда, но и изменение содержания выполняемой работы, обеспечение обширного участия сотрудников в управлении, установление справедливого вознаграждения, в целом формирование возможностей удовлетворения главных их потребностей.Следовательно, концепция менеджмента человеческими ресурсами, с одной стороны, предполагает развитие технологии организации труда, что предполагает производительность, рационализацию, четкую трудовую дисциплину и рентабельность. С иной стороны, управление человеческими ресурсами, исходя из осознания четкой связи между уровнем производительности труда, степенью самореализации человека в профессиональной деятельности и удовлетворением его личных потребностей на конкретном предприятии, нацелено на управление и развитие социальной сферой труда.На основе существующей практики деятельности организаций и рассмотренных научных подходов можно выделить следующие составляющие менеджмента человеческими ресурсами:1) подбор персонала и обеспечение работой адекватно профессиональным задачам и согласно способностям и возможностям сотрудников;2) наличие у работников возможности контроля ключевых процессов выполнения своих обязанностей, возможность оценивать ими ситуацию, принимать решение и действовать;3) участие работников в постановке целей и их вовлеченность в процесс согласования целей;4) доступность и открытость данных о миссии, целях, финансовых обязательствах и стратегических задачах организации, ее подразделений;5) управление корпоративной культурой для создания оптимального мотивационного климата;6) реализация и разработка мотивационной программы, которая содержитвознаграждения, четкие критерии оплаты, компенсации за труд (в которой установлена адекватная корреляция между трудовыми усилиями, трудовыми нормами и результатами справедливости, которые были приняты в трудовом коллективе);7) открытые маршруты перспектив должностного и профессионального роста сотрудников;8) удовлетворительный морально-психологический климат в трудовом коллективе;9) систематическое обучение персонала.Специфика функционирования современныхорганизаций состоит в том, что они осуществляют свою деятельность в условиях формирования социальноориентированной рыночной экономики, по этой причине управление человеческими ресурсами приобретает значение одной из главных стратегий, задачей которой является удовлетворение и выявление ожиданий и потребностей заинтересованных в деятельности предприятия групп людей - наемных сотрудников, собственников, местных и государственных органов власти, а также представителей разных неформальных организаций и движений.С этой точки зрения целесообразно следующее: во-первых, проводить не только анализ состояния социальных условий в организации, но и мониторинг влияния внешних социальных факторов; во-вторых, учитывая зарубежный опыт участия организации в решении социальных проблем общества и работников в зависимости от размеров прибыльности организации, следует выявить уровни социальных стратегий, которые могут и должны решаться организацией, прежде всего, под давлением законодательных актов, которые были приняты российским законодательством. Это касается производственных условий и вопросов оплаты труда, что оговорено в коллективных договорах и трудовых контрактах, которые обычно заключают между работодателем, профсоюзом и работником. В особенности актуальна проработка таких социальных нормативов на предприятияхс принятием соответствующих законодательных актов на региональном и российском уровнях.Список использованных источниковАнтамошкин, А. Н., Динер, А. И. Дополнение к функциям менеджмента проектами, разработанным А. Файолем // Вестник КрасГАУ. - 2013. - №4.Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости / С.А. Баронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 c.Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. - 11-е изд. - М.: Новое знание, 2015. - 119 с.Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – М : Юрайт, 2014. – 640 с.Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство менеджмента. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории менеджмента. // Наука и практика. - 2014. - № 5. Косякова, И. В., Шуравина Е. Н. Современные тенденции в области принципов менеджмента предприятием // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 1 (102). - С. 37–42. Семенов, А. А. Создание А. Файолем теории административного менеджмента // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2.

Список использованных источников

1. Антамошкин, А. Н., Динер, А. И. Дополнение к функциям менеджмента проектами, разработанным А. Файолем // Вестник КрасГАУ. - 2013. - №4.
2. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости / С.А. Баронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 c.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. - 11-е изд. - М.: Новое знание, 2015. - 119 с.
4. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – М : Юрайт, 2014. – 640 с.
5. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство менеджмента. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории менеджмента. // Наука и практика. - 2014. - № 5.
6. Косякова, И. В., Шуравина Е. Н. Современные тенденции в области принципов менеджмента предприятием // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 1 (102). - С. 37–42.
7. Семенов, А. А. Создание А. Файолем теории административного менеджмента // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2.

Вопрос-ответ:

Какие теории управления существуют?

Существует множество теорий управления, таких как классическая теория, теория научного управления, теория систем, теория контингентности и другие. Каждая теория предлагает свой подход к управлению организацией и ее ресурсами.

Как развивались теории управления?

Теории управления развивались по мере изменения социально-экономической ситуации и потребностей организаций. Начиная с классической теории, они постепенно перешли к более современным и гибким концепциям, учитывающим изменчивость внешней среды и роль человеческих ресурсов.

Какова роль управления человеческими ресурсами в современном управлении?

Управление человеческими ресурсами играет ключевую роль в современном управлении организацией. Оно помогает привлечь и удержать талантливых сотрудников, развить их потенциал, создать условия для мотивации и высокой производительности труда.

Что такое гуманизация в контексте управления человеческими ресурсами?

Гуманизация в управлении человеческими ресурсами означает создание условий работы, при которых сотрудники ощущают себя ценными и уважаемыми членами организации. Это включает в себя установление справедливых систем вознаграждения, поддержку развития сотрудников и учет их потребностей и мнений.

Какие пути совершенствования менеджмента человеческими ресурсами существуют?

Существует несколько путей совершенствования менеджмента человеческими ресурсами, таких как внедрение современных технологий управления персоналом, обучение руководителей и специалистов в области управления человеческими ресурсами, разработка и внедрение программ по мотивации и развитию сотрудников.

Что такое менеджмент?

Менеджмент - это наука и практика управления организацией и ее ресурсами для достижения поставленных целей.

Какие есть теории менеджмента?

Существует несколько теорий менеджмента, включая теории классического, научного, административного, поведенческого, системного и другие.

Какова роль теорий менеджмента в формировании управления человеческими ресурсами?

Теории менеджмента помогают определить принципы и методы управления человеческими ресурсами, разработать эффективные стратегии найма, обучения, развития и мотивации сотрудников.

Каковы основные пути совершенствования менеджмента человеческими ресурсами?

Основные пути совершенствования менеджмента человеческими ресурсами включают гуманизацию управления, установление эффективных систем коммуникации, создание справедливых систем вознаграждения и развития сотрудников, а также внедрение современных информационных технологий.

Каковы особенности формирования концепции менеджмента человеческими ресурсами?

Особенности формирования концепции менеджмента человеческими ресурсами включают учет индивидуальных потребностей и интересов сотрудников, развитие лидерских качеств руководителей, применение современных методов обучения и стимулирования, создание благоприятной рабочей среды и т.д.