Реорганизация органов государственной власти и управления в послевоенный период 1945-1953 гг.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 30.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 7
1.1. Необходимость реорганизации системы органов государственного управления в послевоенный период 7
1.2. Начало государственных реформ в стране 10
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И ИТОГА ПОСЛЕВОЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 15
2.1. Изменение в системе права в послевоенные годы 15
2.2. Итоги государственных реформ и наследие Сталина 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Он безгранично верил в силу административных методов управления: директив, приказов, окриков, угроз.Особое внимание он уделял поддержанию и укреплению своего имиджа и высокого статуса "блестящего лидера". Поэтому в своей кадровой политике он снимал спорадически, но регулярно, смещал то секретаря обкома, то министра, то маршала, обвиняя их в аполитичности, злоупотреблении властью, пренебрежении высокими указаниями или малой заботе о людях. Сталин уже был "добрым царем" в глазах народа, и такие шаги еще больше поднимали его авторитет.Исследование показывает, что политическая реформа в стране в послевоенный период не состоялась. Для масштабных реформ в государстве нужна была инициатива и политическая воля руководства партии и страны и, прежде всего, вождя - Сталина. Наряду с этим нужна была общественная сила, способная взять на себя роль "возмутителя спокойствия" и достаточно четко сформулировать свои требования. Только в таком взаимном контакте сверху и снизу можно было запустить механизм политико-административных и социально-экономических реформ. Эта общественная сила не могла проявиться в условиях тоталитарного контроля государства и обобщенной власти. Никаких инициатив со стороны консервативного Политбюро не было. Поэтому политические реформы, направленные на демократизацию власти, были обречены.Общим итогом реорганизации и деятельности государственной службы после победы стало то, что исполнительная власть в СССР в целом оказалась способной если не к административной реорганизации, то к послевоенной политической реформе. Под руководством советского правительства была восстановлена экономика страны, компенсированы военно-демографические потери 1953 года, решены основные социально-экономические проблемы, ликвидирована инфляция, выправлено финансовое положение.Наряду с положительными моментами в послевоенный период в системе государственной службы имелись трудности и недостатки. Главным было то, что продолжал усиливаться административно-командный механизм, росла власть именной бюрократии, чрезмерно раздутого аппарата государственных и партийных органов, его узкоклановых групп. Наконец, правительственные структуры были приведены к присяге. Сказалась недостаточная подготовка и квалификация управленческих чиновников на всех уровнях вертикали государственной власти. Недостаток профессионализма в какой-то мере компенсировался организаторской хваткой.Наряду с управленческим стилем руководства, в решении сложных политических, административных, социально-экономических и духовных проблем проявлялись кампанейщина и штурмовщина. В то же время органы управления демонстрировали явно недостаточное внимание к социальным программам, влияющим на уровень и качество жизни людей. Эти и другие противоречия опутывали все сферы жизни, особенно управленческую, снижали качество и эффективность всей системы государственной власти.Смерть Сталина 5 в марте 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: смерть вождя открыла путь к реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководства сразу после окончания Второй мировой войны. Комплекс политических проблем был связан с развитием репрессивной политики конца 1940-х - начала 1950-х годов, превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватившую практически все сферы общественной жизни и группы общества. Элементарный закон самосохранения требовал от правящей элиты внести коррективы в эту систему, чтобы отвести угрозу грядущих кадровых чисток. Другим вопросом, требовавшим реформирования системы карательных органов, была проблема системы ГУЛАГа, сохранение которой было экономически неэффективным, а также создавало угрозу политической стабильности (смерть Сталина привела к массовым восстаниям заключенных).После смерти Сталина наиболее реальным претендентом на власть стал Л. П. Берия, в подчинении которого находилась вся система карательных органов: МВД и МГБ. Берия, один из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее чудовищных проявлений командно-административной системы, предложив радикальную программу преобразований.Прежде всего, Л. П. Берия выступил против пропаганды культа личности Сталина на страницах печати. В марте 1953 года по его инициативе был издан указ об амнистии, в апреле приостановлено "дело врачей". Он также пытался влиять на развитие хозяйственного механизма. В своих выступлениях на посту Председателя ЦК КПСС Берия ставил под сомнение эффективность коллективного производства, призывал отказаться от практики коллективного строительства в странах народной демократии. В области внешней политики. Берия выступал за объединение ГДР и ФРГ, создание на их основе нейтрального и демократического немецкого государства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией. Предпринимались также попытки установить контакты со сторонниками идеи "демократического социализма" на Западе. Все это ставило Берию в вину и давало основания обвинить его в шпионской деятельности в интересах "мирового капитализма".Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берии, имевшего диктаторские амбиции, остальные руководители присоединились к нему и выступили против него, используя поддержкуармии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение начальника политической полиции сделало возможной его реорганизацию, направленную на ослабление роли карательных институтов в системе государственной власти. В частности, были ликвидированы "тройки" - органы внесудебного рассмотрения политических дел. Министерство внутренних дел также лишилось системы управления лагерями, передав ее Министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в независимую организацию под названием Комитет государственной безопасности (КГБ). Прокуратуре были предоставлены очень широкие права в отношении их деятельности. После Берии были арестованы и другие организаторы послевоенных репрессий (например, бывший глава МГБ Абакумов). Некоторые политзаключенные, в основном бывшие военнопленные, получили амнистии.Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными соперниками были председатель Совета Министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, который в сентябре 1953 года стал первым секретарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова ослабли в связи с падением Берии, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий (в частности, "Ленинградского дела"), Хрущеву, напротив, удалось укрепить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начинает расставлять своих сторонников на все главные посты в партийных органах. В начале 1955 года Маленкова снимают с поста председателя Совета Министров, приписывая ему политическую ответственность за отсталость сельского хозяйства.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоветский Союз сыграл решающую роль в разгроме гитлеровского фашизма, в освобождении народов Европы от рабства и уничтожения. Высокой ценой была достигнута эта Великая Победа. В самой тяжелой в мировой истории войне погибло более 27 миллионов граждан страны, тысячи городов, поселков и деревень, заводов и фабрик, сельскохозяйственных предприятий лежали в руинах. Уровень криминализации общества также был достаточно высок. В этой далеко не простой внутренней и сложной международной ситуации, характеризующейся противостоянием двух мировых систем, началось восстановление народного хозяйства, одним из важнейших условий успешного решения этой сложной задачи стало обеспечение общественного порядка в стране, борьба с преступностью, значительно выросшей в условиях войны и в послевоенные годы. В решении этой задачи особая роль отводилась правоохранительным органам. В послевоенные годы в области государственного строительства и права наметились две основные тенденции, равные по силе. В первую очередь, это ликвидация последствий войны как приоритетная задача государства, которая представляла собой комплекс мер, направленных на восстановление экономики и перестройку государственного аппарата, приспособление его к условиям мирной жизни, "изменение форм и методов государственного, хозяйственного и политического руководства". После войны чрезвычайные корпуса, вызванные к жизни обстоятельствами войны, были ликвидированы или преобразованы. Так, дела упраздненного ГКО были переданы в Совет народных комиссаров, военно-промышленные комиссариаты были преобразованы в органы управления мирными отраслями, упразднена ВЧК и т.д. второй тенденцией стала тенденция к ужесточению государственного и партийного контроля над обществом. Изменился подход к формированию идеологии и руководящих государственных и партийных кадров, что материализовалось в усилении национально-патриотических мотивов, культе вождя, воссоздании политических символов, повышении роли Секретариата Комитета. ЦК и УК ЦК партии и т.д. в мощное оперативно-военное ведомство, которому подчинялись все подразделения государственной безопасности, пограничные и внутренние войска, милиция и военизированная охрана. А Министерство внутренних дел СССР превратилось в маленькое Министерство производства и строительства, лишенное почти всех оперативных подразделений и предназначенное для производства с использованием в качестве рабочей силы заключенных, спецпереселенцев и военнопленных. Однако объем функций Министерства внутренних дел продолжал оставаться очень важным. Важное место в их деятельности занимала хозяйственная деятельность, осуществляемая в основном заключенными ГУЛАГа. Существовало четкое разграничение между сферой охраны правопорядка и сферой государственной безопасности.В данной курсовой работе посредством выполнения задач была достигнута цель исследования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбалкин Л.И. Советское общество: Революционное обновление: монография – М.: Профиздат, 2019. – 96с.Андреева Н.И. Не могу поступиться принципами: статья / Н.И. Андреева // Советская Россия. 2018. №6.Бархатова Е.Ю. История отечественного государства и права.- М.: Интелл, 2018. – 572с.Белозерцев А.К. Сильнее огня: научное издание – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2019. – 158с.Буганов В.И. Мир истории: Россия в 20 столетии. – М.: Экспо, 2019. – 582с.Журавлев В.В., Касаров Г.Т., Уткин А.И. Политическая история России. – М.: Прогресс, 2019. – 429с.Жуков Е.М. Всемирная история. Т. 3. – М.: Издательство МГУ, 2017. – 486с.Зуев М.Н. История России. – М.: Академический проект, 2018. – 649с.Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2019. – 336с. История России: Учебное пособие/ Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург, 2019. – 497с. История России / Под ред. А.Н. Боханов. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 608с.История России XX век/ Под ред. А.Н. Боханов. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 608с.Карпущенко С.В. История российского государства.- С-Пб.: Элефант, 2019. – 427с.К истори вопроса о формировании и развитии основ российской государственности // Материалы межвуз. научно-метод. конф. Челябинск, 2018. // Материалы межвуз. научно-метод. конф. Челябинск, 2018. – С.39.Котошихин Г.К. О России в XX веке. – М.: РОССПЭН, 2019. – 272с. Котошихин Г.К. О России. – М.: РОССПЭН, 2019. – 272с Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательство МГУ, 2018. – 581с.Орлов А.С. История России (с древнейших времен до наших дней). – М.: Просвещение, 2017. – 682с.Россия в XIII – XXI в. в.: формирование традиций государственности // Россия в истории мировой цивилизации. Тез. докл. Всерос. науч. конф. Челябинск, 2017.
1. Абалкин Л.И. Советское общество: Революционное обновление: монография – М.: Профиздат, 2019. – 96с.
2. Андреева Н.И. Не могу поступиться принципами: статья / Н.И. Андреева // Советская Россия. 2018. №6.
3. Бархатова Е.Ю. История отечественного государства и права.- М.: Интелл, 2018. – 572с.
4. Белозерцев А.К. Сильнее огня: научное издание – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2019. – 158с.
5. Буганов В.И. Мир истории: Россия в 20 столетии. – М.: Экспо, 2019. – 582с.
6. Журавлев В.В., Касаров Г.Т., Уткин А.И. Политическая история России. – М.: Прогресс, 2019. – 429с.
7. Жуков Е.М. Всемирная история. Т. 3. – М.: Издательство МГУ, 2017. – 486с.
8. Зуев М.Н. История России. – М.: Академический проект, 2018. – 649с.
9. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2019. – 336с.
10. История России: Учебное пособие/ Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург, 2019. – 497с.
11. История России / Под ред. А.Н. Боханов. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 608с.
12. История России XX век/ Под ред. А.Н. Боханов. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 608с.
13. Карпущенко С.В. История российского государства.- С-Пб.: Элефант, 2019. – 427с.
14. К истори вопроса о формировании и развитии основ российской государственности // Материалы межвуз. научно-метод. конф. Челябинск, 2018. // Материалы межвуз. научно-метод. конф. Челябинск, 2018. – С.39.
15. Котошихин Г.К. О России в XX веке. – М.: РОССПЭН, 2019. – 272с.
16. Котошихин Г.К. О России. – М.: РОССПЭН, 2019. – 272с
17. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательство МГУ, 2018. – 581с.
18. Орлов А.С. История России (с древнейших времен до наших дней). – М.: Просвещение, 2017. – 682с.
19. Россия в XIII – XXI в. в.: формирование традиций государственности // Россия в истории мировой цивилизации. Тез. докл. Всерос. науч. конф. Челябинск, 2017.
Вопрос-ответ:
1 Необходимость реорганизации системы органов государственного управления в послевоенный период?
В послевоенный период возникла необходимость реорганизации системы органов государственного управления из-за изменения политической, экономической и социальной обстановки в стране. Победа в Великой Отечественной войне потребовала изменений в организации государства, чтобы эффективно восстановить разрушенную экономику и обеспечить стабильность и безопасность в стране.
2 Какие государственные реформы начали проводиться в стране после окончания Великой Отечественной войны?
После окончания Великой Отечественной войны в стране начали проводиться государственные реформы. Была проведена реорганизация органов государственной власти и управления, целью которой было улучшение управления государством, принятие новых законов и конституционных изменений, а также повышение эффективности работы государственных органов.
3 Как изменилась система права в послевоенные годы?
В послевоенные годы система права в стране претерпела изменения. Введены новые законы и нормы, регулирующие общественные отношения, был проведен пересмотр уголовного законодательства, изменены правила работы судов и прокуратуры. Целью этих изменений было обеспечение справедливости и законности, а также усиление контроля со стороны государства.
4 Какие были итоги государственных реформ и изменений в государственном аппарате после Великой Отечественной войны?
Итоги государственных реформ и изменений в государственном аппарате после Великой Отечественной войны были положительными. Благодаря проведенным реформам удалось укрепить власть государства, добиться стабильности и обеспечить социальное и экономическое развитие страны. Реорганизация органов управления и изменение системы права способствовали эффективному функционированию государства и повысили уровень жизни граждан.
Какие изменения произошли в системе органов государственного управления после окончания Великой Отечественной войны?
После Великой Отечественной войны произошла реорганизация системы органов государственного управления в Советском государстве. Это было связано с необходимостью восстановления разрушенной страны и переходом к мирному режиму. Реформы направлялись на укрепление авторитета советской власти и улучшение системы управления. В результате были созданы новые органы власти и правительства, произошли изменения в системе права и в аппарате государственного управления.
Какие государственные реформы были проведены в Советском государстве после окончания Великой Отечественной войны?
После окончания Великой Отечественной войны в Советском государстве были проведены государственные реформы, которые направлялись на реорганизацию системы органов государственного управления. В результате реформ были созданы новые органы власти, внедрены изменения в системе права и произошли изменения в аппарате государственного управления. Такие реформы были необходимы для эффективного восстановления и развития страны после войны.
Почему в послевоенный период было необходимо провести реорганизацию системы органов государственного управления?
После окончания Великой Отечественной войны Советскому государству стало необходимо провести реорганизацию системы органов государственного управления. Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, война привела к разрушению многих государственных структур и требовала восстановления. Во-вторых, в послевоенный период возникла необходимость перехода к мирному режиму и установлению долгосрочной стабильности в стране. В-третьих, советская власть стремилась укрепить свой авторитет и эффективность управления, что требовало изменений в системе государственного управления.
Какие изменения произошли в органах государственного управления в Советском государстве после окончания Великой Отечественной войны?
После окончания Великой Отечественной войны произошла реорганизация системы органов государственного управления в Советском государстве. Это связано с тем, что во время войны государственный аппарат был мобилизован и сосредоточен на решении военных задач, поэтому после войны возникла необходимость в его восстановлении и усилении. Началась государственная реформа с принятия ряда законов и указов, направленных на изменение структуры и функционирования государственных органов. Были созданы новые органы власти и управления, в том числе Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР и Министерство внутренних дел СССР. Эти изменения были необходимы для обеспечения эффективного управления страной и восстановления послевоенной экономики.
Какие правовые реформы произошли в Советском государстве после Великой Отечественной войны?
После Великой Отечественной войны произошли значительные изменения в системе права Советского государства. Были приняты новые законы и установлены правовые нормы, которые регулировали различные сферы жизни общества. Важным достижением было принятие новой Конституции СССР в 1947 году, которая закрепила основные положения о государственной власти, правах и обязанностях граждан. Также были изменены некоторые другие правовые акты, например, Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. В целом, целью правовых реформ было создание справедливой и эффективной правовой системы, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан.
Какие причины привели к необходимости реорганизации системы органов государственного управления в послевоенный период?
Одной из главных причин было возникновение необходимости восстановления и развития страны, которое требовало эффективной организации и управления со стороны государства. Кроме этого, послевоенный период характеризовался изменениями в геополитической обстановке, что также требовало адаптации системы государственного управления к новым реалиям.