Очерк по «Домострою» Сильвестра
Заказать уникальное эссе- 7 7 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 05.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Многие ученые говорят о том, что существует два подхода к прочтению и понимаю «домостроевского» свода правил – по духу и по букве. Они говорят, что сказания и обычаи помогают и спасают в жизни только тогда, они находятся в тесной связи с той силой, которая их сформировала, с тем источником откуда они пришли, и который постоянно их подпитывает. В ином случае, оставаясь не тронутыми,они теряют свою жизненную силу и превращаются в пустую форму, не только бесплодную, но и вредную для жизни.Яркий тому пример – раскольники, которые отделились от Церкви, которая явилась источником большей части «Домостроя» по части веры и морали. Без нее раскольники потеряли настоящий смысл этих правил и истолковали так, как им было это выгодно. Они создали из этих правил цепь религиозных софизмов, которой опутали не только сами себя, из-за чего стал невозможным доступ в свой замкнутый круг всякого явления извне, что казалось им своеволием и беззаконием, но и сбивают с пути постоянно других, которые не могут понять и разрушить ложность этих софизмов. Они обольщаются только их внешним видом благочестия и старины. Большим уважением к духовному содержанию «Домостроя» пронизана и работа С.П. Шестакова. Специальным предметом его исследования была классическая филология, но он часто обращался и к древнерусской литературе.Он считает, что этот документ на долгие годы стал руководством для каждого человека на пути духовно-нравственного совершенствования. Он говорит о том, что в самых первых произведениях в литературе видно, что человек доволен собой только тогда, когда он соблюдает моральные правила, которые негласно созданы в обществе. «Домострой» часто сравнивают с его византийским аналогом. При сравнении этих памятников Шестаков проводит параллели не только с греческими произведениями,например, с дидактической поэмой Гесиода «Труды и дни», трудами философов, богословов, историков, но и с древнерусской литературой. Например, говоря о той части, где освещается бытовая сторона древнерусской жизни, Шестаков пишет: «Наставления нашего “Домостроя” несравненно страннее. Такие подробности, конечно, относятся только к русскому быту, и источниками “Домостроя” могли быть здесь монастырские обиходники». Он, как и Порфирьев, говорит о великом значении христианской религии, преобразившей все сферы жизни как Византии, так и Руси, и этим объясняется сходство произведений, несмотря на разновременное их написание. Исследователь размышляет и о происхождении русского «Домостроя» и его прототипах, предполагает зависимость древнерусского «протодомостроя» от византийского образца,а различие в раскрытии отдельных тем,например, о врачевании, о беседе с монахами, о положении женщины определяет уже национальными особенностями. Противоположную точку зрения относительно «Домостроя» высказывает А.С. Архангельский в своём труде «Из лекций по истории русской литературы. По его мнению, Московская Русь 2-й половины XVI – XVII в. была бессильна против всех «нестроений» в государстве, «уже хорошо сознававшихся лучшими людьми». Он видит печальную картину как в среде духовенства, так и в общественной жизни. Учёный считает, что «Домострой», изображая семейную жизнь московской Руси, показывает, насколько «низменно, узко-материально понималась эта жизнь.Позиция учёного, выразительно показывает недостаточность принципа историзма, если этот метод использовать в качестве ведущего.
Вопрос-ответ:
Какие два подхода к прочтению и пониманию домостроевского свода правил существуют?
Ученые говорят о двух подходах к прочтению и пониманию домостроевского свода правил – по духу и по букве.
Чем помогают и спасают сказания и обычаи из домостроевского свода правил?
Сказания и обычаи помогают и спасают в жизни только тогда, когда они находятся в тесной связи с той силой, которая их сформировала.
Что происходит с сказаниями и обычаями, если они не связаны с источником и потеряли свою жизненную силу?
Если сказания и обычаи не связаны с источником и потеряли свою жизненную силу, они превращаются в пустую форму, которая становится бесплодной.
Почему важно, чтобы сказания и обычаи были связаны с источником?
Сказания и обычаи получают свою силу и значимость от источника, откуда они пришли. Эта связь с источником позволяет им помогать и спасать в жизни.
Какие сказания и обычаи считаются бесплодными?
Сказания и обычаи, которые не связаны с источником и потеряли свою жизненную силу, считаются бесплодными и превращаются в пустую форму, не приносящую пользы.
Что говорят ученые о подходах к пониманию домостроя?
Ученые говорят о двух подходах к прочтению и пониманию домостроевского свода правил - по духу и по букве.
Как сказания и обычаи помогают и спасают в жизни?
Сказания и обычаи помогают и спасают в жизни только тогда, когда они находятся в тесной связи с той силой, которая их сформировала, источником, откуда они пришли, и который постоянно их подпитывает.
Что происходит с сказаниями и обычаями, если они остаются не тронутыми?
Если сказания и обычаи остаются не тронутыми, то они теряют свою жизненную силу и превращаются в пустую форму, становясь бесплодными.
Какие подходы считаются эффективными для понимания домостроя?
Ученые считают, что эффективными для понимания домостроя являются подходы, основанные на связи с силой, которая его сформировала, и на постоянном питании от источника, откуда они пришли.
Что происходит с сказаниями и обычаями, если они не находятся в связи с источником?
Если сказания и обычаи не находятся в связи с источником, они теряют свою жизненную силу и становятся пустыми формами, не способными приносить пользу в жизни.
Какие ученые говорят о существовании двух подходов к прочтению и пониманию домостроевского свода правил?
Многие ученые говорят о существовании двух подходов к прочтению и пониманию домостроевского свода правил.
Почему сказания и обычаи помогают и спасают в жизни только в тесной связи с источником?
Сказания и обычаи помогают и спасают в жизни только в тесной связи с источником, так как именно этот источник постоянно подпитывает их жизненную силу.