Изображение эпидемии тифа в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 25 25 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 05.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
Глава I. Особенности поэтики романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» 4
1.1 Предпосылки возникновения замысла романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» 4
1.2 Особенности изображения эпидемии тифа в произведении «Тихий Дон» М. М. Шолохова 7
Глава II. Принципы художественной характерологии и типология образов в романе-эпопее в контексте инфекционных заболеваний 10
2.1 Принципы художественной характерологии 10
2.2 Изображение эпидемии тифа в судьбе Пантелея Прокофьевича в романе-эпопее «Тихий Дон» 15
2.2 Изображение эпидемии тифа в судьбе Натальи Мелеховой в романе-эпопее «Тихий Дон» 18
Библиографический список 23

Фрагмент для ознакомления

В романе героиня обречена на тяжелую судьбу. После свадьбы Наталью бросает ее муж – Григорий, и уходит жить с Аксиньей в имение пана Листницкого. Наталья очень переживает, вследствие чего ухудшается ее душевное состояние: «Ушел он, — глотая сухмень рыдания, икнула Наталья и, мягко качнувшись, упала перед отцом на колени. — Батянюшка, пропала моя жизня!.. Возьми меня оттель! Ушел Гришка с своей присухой!.. Одна я! Батянюшка, я как колесом перееханная!.. — часто залопотала Наталья…»;«Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила..." "...исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, незаслуженной обидой».На хуторе ходят ужасные слухи о Наталье. Она узнает об этом и начинает винить себя в случившемся, после чего решает покончить собой, однако остаётся жива. Данное потрясение сказывается на главной героине и в конце концов она, как и многие жители Дона, заболевает тифом, но медленно и верно выздоравливает: «Наталья медленно оправлялась после тифа. На второй день троицы она впервые встала с постели, прошлась по комнатам, с трудом переставляя иссохшие от худобы ноги, долго искала в головах у детишек и даже попробовала, сидя на табуретке, стирать детскую одежонку. И все время с исхудавшего лица ее не сходила улыбка, на ввалившихся щеках розовел румянец, а ставшие от болезни огромными глаза лучились такой сияющей трепетной теплотой, как будто после родов».И, казалось бы, что может ещё сломить такую сильную героиню, которая в своей судьбе прошла через множество трудностей, однако в конце героиня умирает от неудачного аборта: «В полдень она умерла».ЗаключениеТема болезни отражена во многих видах искусства. Это и литература, и живопись, и скульптура, и кинематограф. В литературе мотив болезни и эпидемии представлен достаточно широко и является одним из ключевых сюжетов, пользующихся особой популярностью. Писатели используют данный мотив как способ поговорить с читателем о важных проблемах, которое всегда волновали человечество: о проблемах жизни, смерти, любви, достоинстве, несправедливости и т.д. Очень часто вынужденные жизненные обстоятельства вдохновляли писателей на создание подлинно литературных шедевров, в которых освещались темы жутких недугов. Такими обстоятельствами часто были эпидемии различных болезней: холеры, чумы, тифа, малярии и т.д. И вместо того, чтобы переживать и закапывать переживания глубоко внутри, писатели делились своими эмоциями с читателями и вместе проживали этот достаточно непростой для страны период. Так, М. Шолохов отразил в своём произведении «Тихий Дон» не только проблемы Гражданской войны и человеческих взаимоотношений, но и такую не менее пугающую тему, как тему эпидемии тифа, являющуюся главным убийцей в этот период. Мы можем отметить, что изображение болезни хоть и не носит ключевой роли в романе-эпопее, но ей отводится достаточно обширная его часть. Так как через всё повествование лейтмотивом идут жуткие описания заболеваний того или иного человека, а иногда и огромного множества людей сразу. Писатель очень технично апеллирует терминами и симптомами, даёт полную ужасающую картину происходящих событий. Интерес к проблеме болезни, отмеченный в настоящее время в разных науках, связывается с радикальной сменой отношения к культуре в современном научном дискурсе. С повышением интереса к маргинальным сферам культуры, откровенной ориентацией на периферийные знания, на телесность мира и т.д. Болезнь сейчас становится «антиценностью», обусловившей обретение новой подлинной ценности и удвоившей значимость здоровья в новой культурной парадигме.Медицинский дискурс в романе-эпопее «Тихий Дон» становится одним из языков описания катастрофической эпохи. То, что легко визуализирует и переживает читатель, представляя болезнь «частного» человека, метафорически переносится писателем на осмысление исторического процесса. Изображение болезни в данном произведении не уступает описанию симптоматики тифа в научной литературе (а в некоторых моментах Шолохов вообще опережал медицину в описании симптомов болезней) и имеет большое значение для читателя-медика и простого обывателя. Ведь не зря врачи, которые были современниками писателей, восхищались тем, насколько точно отображает в своём произведении картину заболевания М. Шолохов. Даже такие крупные деятели медицины как И.И. Мечников, В.М. Бехтерев, Г.А. Захарьин, А.А. Ухтомский в своих научных изысканиях не раз обращаются к художественной литературе. Значение для читателя, который не имеет отношения к медицине, также нельзя недооценивать: раньше люди не располагали такими объемами научной информации, которые представлены человечеству сейчас, поэтому им приходилось черпать информацию о тех или иных заболеваниях через художественную литературу. В настоящее время многое изменилось, так как медицина не стоит на месте и постоянно развивается, а деятели науки пытаются отразить эти изменения в научной литературе. Но и сегодня нельзя умолять важность изображения болезни в художественных произведениях. Такая литература расширяет кругозор любого человека, а для будущего врача имеет более важное значение: даёт возможность сравнить отношение к заболеваниям той эпохи и современные представления о них и, как следствие, формирует критическую точку зрения.Библиографический списокАлферов, А. Допетровская литература и народная поэзия / А. Алферов, А. Грузинский. - М.: Школа; Издание 8-е, 1987. - 467 c.Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советская Россия; Издание 4-е, 1979. - 320 c.Бекедин П.В. Проверяйте литературу жизнью. (О некоторых эстетических принципах М.А. Шолохова) [Текст] / П.В. Бекедин // Творческие взгляды советских писателей. – Л., 1981. – С. 46-70.Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. - М.: Современник, 1982. - 600 c.Белинский, В.Г. О классиках русской литературы / В.Г. Белинский. - М.: Детгиз, 2007. - 328 c.Бурыкин, А.А. Малые жанры эвенского фольклора. Загадки, пословицы и поговорки / А.А. Бурыкин. - М.: СПб: Петербургское востоковедение, 2001. - 288 c.Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 520 c.Гура, В. В. Михаил Александрович Шолохов: Биобиблиографический справочник / В. В. Гура. – Саратов, 1950. (Саратовский гос. университет, Научное студенческое общество). 78 с.Дворяшин, Ю. А. М. Шолохов: грани судьбы и творчества / Ю.А. Дворяшин. - М.: Синергия, 2005. - 224 c.Диарова, А. А. Литература с основами литературоведения. Русская литература XX века. Учебное пособие / А.А. Диарова, Е.В. Иванова, В.Д. Серафимова. - Москва: ИЛ, 2013. - 304 c.Дунаев, М.М Том 3. Православие и русская литература / М.М Дунаев. - М.: Христианская литература, 1997. - 576 c.Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь / ред. Н.П. Михальская. - М.: Просвещение, 1997. - 476 c.Купина, Н. А. Филологический анализ художественного текста / Н.А. Купина, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2011. - 408 c.Литература. Практикум. - М.: Академия, 2013. - 352 c.Литературные манифесты западноевропейских романтиков / ред. А.С. Дмитриева. - М.: МГУ, 1980. - 638 c.Мескин, В.А. История русской литературы "серебряного века". Учебник для бакалавров / В.А. Мескин. - М.: Юрайт, 2016. - 107 c.Николина, Н. А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы / Н.А. Николина. - М.: Гнозис, 2009. - 336 c.Основин, В.В. Драматургия Л.Н. Толстого / В.В. Основин. - М.: Высшая школа, 1982. - 176 c.Петелин, В. В. Михаил Александрович Шолохов. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011. – 960 с.Порудоминский, В. Повесть о толковом словаре / В. Порудоминский. - М.: Книга, 1981. - 125 c.Пыпин, А.Н. История славянских литератур / А.Н. Пыпин, В.Д. Спасович. - М.: СПб: Стасюлевича; Издание 2-е, перераб. и доп., 2018. - 680 c.Пьянов, А. Мои осенние досуги / А. Пьянов. - М.: Московский рабочий, 1979. - 320 с.Русская литература XX века. 1917-1920-е годы. В 2 книгах. Книга 2. - М.: Academia, 2012. - 542 c.Смирнов, А. А. Пособие по русской литературе / А.А. Смирнов. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 192 c.Щербина, В.Р., и др. Том 84. Иван Бунин / ред. Щербина, В.Р. и. - М.: Наука, 1990. - 921 c.Шмидт, С.О. Том 25. Рукописное наследие академика М.Н. Тихомирова в Архиве Академии наук СССР. Научное описание / ред. Б.В. Левшина, С.О. Шмидт. - М.: Наука, 1997. - 184 c.Шолохов, М. М. Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 / М. Шолохов. - М.: Правда, 1980. - 416 c.Шолохов, М. М. Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6 / М. Шолохов. - М.: Правда, 1980. - 400 c.Шолохов, М. Тихий Дон: роман / М. Шолохов. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 1768 с.Якименко Л.Г. Творчество М.А. Шолохова: Идеи и образы, творческий метод, жанры, стиль, мастерство, политика [Текст] / Л.Г. Якименко. – М., 1964.

Библиографический список
1. Алферов, А. Допетровская литература и народная поэзия / А. Алферов, А. Грузинский. - М.: Школа; Издание 8-е, 1987. - 467 c.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советская Россия; Издание 4-е, 1979. - 320 c.
3. Бекедин П.В. Проверяйте литературу жизнью. (О некоторых эстетических принципах М.А. Шолохова) [Текст] / П.В. Бекедин // Творческие взгляды советских писателей. – Л., 1981. – С. 46-70.
4. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. - М.: Современник, 1982. - 600 c.
5. Белинский, В.Г. О классиках русской литературы / В.Г. Белинский. - М.: Детгиз, 2007. - 328 c.
6. Бурыкин, А.А. Малые жанры эвенского фольклора. Загадки, пословицы и поговорки / А.А. Бурыкин. - М.: СПб: Петербургское востоковедение, 2001. - 288 c.
7. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 520 c.
8. Гура, В. В. Михаил Александрович Шолохов: Биобиблиографический справочник / В. В. Гура. – Саратов, 1950. (Саратовский гос. университет, Научное студенческое общество). 78 с.
9. Дворяшин, Ю. А. М. Шолохов: грани судьбы и творчества / Ю.А. Дворяшин. - М.: Синергия, 2005. - 224 c.
10. Диарова, А. А. Литература с основами литературоведения. Русская литература XX века. Учебное пособие / А.А. Диарова, Е.В. Иванова, В.Д. Серафимова. - Москва: ИЛ, 2013. - 304 c.
11. Дунаев, М.М Том 3. Православие и русская литература / М.М Дунаев. - М.: Христианская литература, 1997. - 576 c.
12. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь / ред. Н.П. Михальская. - М.: Просвещение, 1997. - 476 c.
13. Купина, Н. А. Филологический анализ художественного текста / Н.А. Купина, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2011. - 408 c.
14. Литература. Практикум. - М.: Академия, 2013. - 352 c.
15. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / ред. А.С. Дмитриева. - М.: МГУ, 1980. - 638 c.
16. Мескин, В.А. История русской литературы "серебряного века". Учебник для бакалавров / В.А. Мескин. - М.: Юрайт, 2016. - 107 c.
17. Николина, Н. А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы / Н.А. Николина. - М.: Гнозис, 2009. - 336 c.
18. Основин, В.В. Драматургия Л.Н. Толстого / В.В. Основин. - М.: Высшая школа, 1982. - 176 c.
19. Петелин, В. В. Михаил Александрович Шолохов. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011. – 960 с.
20. Порудоминский, В. Повесть о толковом словаре / В. Порудоминский. - М.: Книга, 1981. - 125 c.
21. Пыпин, А.Н. История славянских литератур / А.Н. Пыпин, В.Д. Спасович. - М.: СПб: Стасюлевича; Издание 2-е, перераб. и доп., 2018. - 680 c.
22. Пьянов, А. Мои осенние досуги / А. Пьянов. - М.: Московский рабочий, 1979. - 320 с.
23. Русская литература XX века. 1917-1920-е годы. В 2 книгах. Книга 2. - М.: Academia, 2012. - 542 c.
24. Смирнов, А. А. Пособие по русской литературе / А.А. Смирнов. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 192 c.
25. Щербина, В.Р., и др. Том 84. Иван Бунин / ред. Щербина, В.Р. и. - М.: Наука, 1990. - 921 c.
26. Шмидт, С.О. Том 25. Рукописное наследие академика М.Н. Тихомирова в Архиве Академии наук СССР. Научное описание / ред. Б.В. Левшина, С.О. Шмидт. - М.: Наука, 1997. - 184 c.
27. Шолохов, М. М. Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 / М. Шолохов. - М.: Правда, 1980. - 416 c.
28. Шолохов, М. М. Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6 / М. Шолохов. - М.: Правда, 1980. - 400 c.
29. Шолохов, М. Тихий Дон: роман / М. Шолохов. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 1768 с.
30. Якименко Л.Г. Творчество М.А. Шолохова: Идеи и образы, творческий метод, жанры, стиль, мастерство, политика [Текст] / Л.Г. Якименко. – М., 1964.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности поэтики романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова?

Особенности поэтики романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова заключаются в его эпической масштабности, глубоком исследовании психологии персонажей, умении передать эмоции и атмосферу времени и места. Автор использовал множество стилевых приемов, таких как художественная характерология, типология образов и изображение эпидемии тифа, чтобы создать полноценное и зрелищное произведение.

Какие предпосылки привели к созданию романа "Тихий Дон"?

Предпосылки создания романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова связаны с личным опытом автора, его наблюдениями за событиями гражданской войны в России. Шолохов сам жил на Дону в то время, и его роман является своеобразным отражением этих событий. Автор стремился передать всю сложность и противоречивость войны, а также поднять важные вопросы о судьбе народа и смысле жизни.

Как изображена эпидемия тифа в романе "Тихий Дон"?

Эпидемия тифа в романе "Тихий Дон" М.А. Шолохова изображена очень реалистично и жизненно. Автор передает страх и отчаяние людей, жестокость событий и их влияние на судьбы персонажей. Шолохов описывает смертельные случаи, неблагополучные условия и недостаток медицинской помощи, показывая всю ужасность и разрушительность эпидемии.

Какие принципы художественной характерологии использованы в романе "Тихий Дон"?

В романе "Тихий Дон" М.А. Шолохова использованы такие принципы художественной характерологии, как внутренняя противоречивость персонажей, их психологическая глубина и разнообразие характеров. Автор создает очень живые и реалистические образы, передает их мысли, чувства и внутренние драмы. Это позволяет читателю полноценно вжиться в историю и прочувствовать ее смысл.

Какую роль играет эпидемия тифа в романе "Тихий Дон"?

Эпидемия тифа в романе "Тихий Дон" выполняет несколько ролей. Во-первых, она является одним из элементов фоновой картины, характеризующей тяжелое время Гражданской войны и ее последствия. Во-вторых, эпидемия служит символом разрушения и смерти, приносящим ужас и страдания героям. В-третьих, она позволяет показать разные стороны человеческой природы, проявление героизма, солидарности или, наоборот, эгоизма и жестокости.

Какие предпосылки способствовали возникновению замысла романа "Тихий Дон"?

Возникновение замысла романа "Тихий Дон" было обусловлено несколькими предпосылками. Во-первых, автор М. А. Шолохов сам был свидетелем Гражданской войны и хотел передать свои впечатления и взгляды на события того времени. Во-вторых, роман был задуман как эпическое произведение, охватывающее большой временной период и описывающее множество персонажей. В-третьих, Шолохов хотел создать образы настоящих героев, которые выдерживают испытания и остаются верными своим идеалам.

Какие особенности изображения эпидемии тифа в романе "Тихий Дон" можно выделить?

В романе "Тихий Дон" эпидемия тифа изображается с особым реализмом и детализацией. Автор описывает симптомы болезни, страдания и смерть ее жертв. Он передает атмосферу страха и отчаяния, вызванного распространением эпидемии. Кроме того, Шолохов акцентирует внимание на героическом поведении некоторых персонажей, которые несмотря на опасность и смертельную угрозу, оказывают помощь больным и стараются справиться с болезнью.

Какие особенности поэтики романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова связаны с изображением эпидемии тифа?

В романе "Тихий Дон" М.А. Шолохова изображение эпидемии тифа имеет несколько особенностей. Одна из них заключается в умелом использовании языковых средств для передачи глубокого чувства болезненности и страданий, вызванных этим инфекционным заболеванием. Автор описывает симптомы тифа, страх и отчаяние персонажей, которые сталкиваются с этой эпидемией. Также показано, как тиф влияет на образ жизни и характер персонажей. Болезнь становится своего рода метафорой для разрушения и раздора, которые пронизывают всю жизнь героев романа. Описания эпидемии тифа в романе вызывают глубокую эмоциональную реакцию у читателя и помогают передать трагическую атмосферу того времени.

Какие предпосылки привели к возникновению замысла романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова и его эпопейного характера?

Роман "Тихий Дон" М.А. Шолохова имеет свои предпосылки и особенности, которые привели к его созданию в формате эпопеи. Одной из важных предпосылок стало личное знакомство автора со событиями гражданской войны в России и его участие в ней. Шолохов был свидетелем многих эпизодов борьбы, страданий и разрушений, которые он впоследствии воплотил в своем романе. Он стремился передать жестокость войны и ее последствия через судьбы героев. Создание романа в формате эпопеи позволило автору наиболее полно представить масштабность и сложность происходивших событий, а также подчеркнуть их эмоциональную и символическую значимость.

Какие особенности изображения эпидемии тифа в романе "Тихий Дон"?

Изображение эпидемии тифа в романе "Тихий Дон" является одним из ключевых событий произведения. Шолохов внимательно описывает распространение и последствия эпидемии, передавая страх и отчаяние, которые охватывают героев. Особенности изображения эпидемии включают детальное описание симптомов болезни, страшные последствия для здоровья и жизни персонажей, а также отражение массового характера заболевания и борьбы с ним.

Какие предпосылки привели к возникновению замысла романа "Тихий Дон"?

У М.А. Шолохова были несколько предпосылок, которые привели к возникновению замысла романа "Тихий Дон". Во-первых, автор хотел рассказать о Северном Кавказе, о его истории и жизни людей на этих землях. Во-вторых, Шолохов собирал материалы о жизни казаков и переживаниях во время Гражданской войны, чтобы создать достоверное и художественное произведение. И в-третьих, автор хотел передать свое видение любви, судьбы и героизма в контексте исторических событий.

Какие принципы художественной характерологии используются в романе "Тихий Дон"?

В романе "Тихий Дон" М.А. Шолохов использует несколько принципов художественной характерологии. Во-первых, автор создает психологически достоверных персонажей, которые развиваются в процессе повествования и сталкиваются с трудностями и испытаниями. Во-вторых, он использовал типологию образов, чтобы передать различные аспекты человеческой натуры и общественной жизни. Таким образом, роман "Тихий Дон" обогащен разнообразными персонажами, каждый из которых имеет свои неповторимые черты и влияет на сюжет произведения.