Профессиональная деформация и профессиональная деградация в понимании будущих психологов служебной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 19.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Профессиональная деятельность психолога служебной деятельности как предмет научной рефлексии. Исследование профессиональной деформации психологов в научных исследованиях 6
1.1 Исследование профессиональной деятельности в психологии 6
1.2 Особенности профессиональной деятельности психолога служебной деятельности 9
1.3 Успешность профессиональной деятельности психолога служебной деятельности 12
1.4 Понятие и сущность профессиональной деформации 18
1.5 Изучение профессиональной деформации в отечественной и зарубежной психологии 21
1.6 Виды профессиональной деформации 27
1.7 Профессиональная деформация психологов служебной деятельности и факторы ее возникновения 30
1.8 Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое изучение профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Результаты диагностики профессиональной деформации студентов психологов служебной деятельности 37
2.3 Рекомендации по психологической профилактике профессиональной деформации студентов психологов служебной деятельности 40
2.4 Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Психолог общается с клиентом, имеющим на момент обращения к нему не-нормальный, не удовлетворяющий его внутренний мир, что проявляется в эмоциональных реакциях, которые клиент демонстрирует психологу. Еще на этапе профессионального обучения каждый студент-психолог усваивает правило: клиенту можно помочь, если на время стать им, «вжиться» в него, прочувствовать его состояние, отношение к окружающей действительности, как бы «примерить» на себя его личность. Но ведь у психолога есть своя, другая личность, и ее на время необходимо «снять» или «примерить» личность клиента на свою. Психологу приходится постоянно иметь дело с личностными проблемами, использовать свою личность как основу для неидентичных ей конструкций.Вследствие этого в структуре личности психолога происходят изменения — меняются его отношения к Другому человеку. «Другой» — это рабочая категория для психолога, позволяющая прояснить индивидуальность внутреннего мира, человеческую сущность (см.: Абрамова Г.С. Указ. раб. С. 267).Как было показано выше, изменение отношений к другим людям детерминирует изменение отношения к себе, т.е. изменение личности. Личностное пространство жизнедеятельности психолога — это пространство его поведения и общения с близкими, друзьями, знакомыми. Так как личность выступает средством профессиональной деятельности и в процессе этой деятельности деформируется, изменяются и характеристики пространства поведения и общения.Итак, профессиональная деформация личности психолога возникает вследствие вовлечения в пространство профессиональной деятельности личности как основного инструмента этой деятельности, при этом сама профессиональная деятельность характеризуется отсутствием выработанных и зафиксированных деятельностных норм, а основным предметом является ненормальный внутренний мир человека, в логику которого психолог как субъект деятельности встраивает свою личность, тем самым оказывая на нее внешнее (обусловленное ситуацией взаимодействия с клиентом) давление.Проявлениями профессиональной деформации личности психолога, как отмечает Д.Г. Трунов, является следующее:— объяснение жизненных проблем психологическими причинами;— приобретение навыков в рационализации своих проблем;— обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение;— гнет профессиональных обязанностей и навыков;— комплекс «сапожника без сапог»;— поиск людей, нуждающихся в психологической помощи;— потеря способности удивляться;— профессиональный цинизм (см.: Трунов Д.Г. Указ. раб.).В эмоциональной сфере профессиональная деформация личности может проявляться как эмоциональное выгорание, которое иногда называют психической деформацией. Если личность длительное время испытывает мощные энергетические воздействия, то формой психической деформации может стать невроз.Профессиональную деформацию личности психолога некоторые считают вполне закономерным явлением — такова профессия. Однако эта профессия становится привлекательной для все большего числа людей, поэтому изучение и профилактика профессиональной деформации личности психолога является важнейшей задачей как науки, так и высшей школы.1.8 Выводы по первой главе1. Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой деловых и личностных качеств специалиста, которая отражает уровень знаний, умений, опыт, необходимые в целях реализации конкретного рода деятельности.2. Профессиональная компетентность психолога ОВЖ рассматривается в качестве интегральной характеристики, отражающей уровень подготовленности психолога и его способности реализовывать профессиональные функции.3. Профессиональная деформация личности представляет собой искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе и другим людям. Это проявление в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление деятельности, на психическую структуру самой личности. 4. Среди факторов профессиональных деформаций надо выделять общие и частные. К общим факторам относятся объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека-деятеля. Из-за влияния общих факторов профдеформации каждый специалист способен в профессиональном труде реализовывать лишь субъект-предметный подход к предмету своего труда. Предметность подхода специалиста—это обязательный атрибут профессионализма.5. Профессиональная деформация происходит посредством переноса сугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в пространство жизни его личности (сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения спредставителями других профессиональных цехов и подразделений). Психологический механизм профессиональной деформации личности может анализироваться как согласование, борьба или конфликт между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности человекаГлава 2. Эмпирическое изучение профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности2.1 Организация и методы исследованияЦель исследования: выявить особенности профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности на 1-ом и 5-ом курсах обучения.Исследование проводилось в несколько этапов:1)Теоретический и организационный этап.‒ обзор литературных источников по проблеме;‒ определение объекта и предмета исследования, уточнение целей, задач, гипотез в соответствии с теоретическим исследованием проблемы;‒ отбор методик для изучения ценностных ориентаций личности.Эмпирический этап:‒ проведение методик на выборке студентов-психологов;‒ проведение сравнительного анализа полученных данных по исследуемым показателям ценностных ориентаций и вовлеченности в работу;‒ формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования.Исследование проводилось в 2021 году. Выборка представлена психологами-педагогами.Общий объем выборки 50 человек, из них 17 девушек и 33 юноши. Из них 25 человек были учащимися 1-го курса и еще 25 учащимися 5 курса. Испытуемым был задан вопрос на тему понимания профессиональной деформации:1. Вы осознаете причины профессиональной деформации?2. Рассказывают ли вам преподаватели об риске развития профессиональной деформации?3. Знакомы ли вам способы борьбы с профессиональной деформацией?4. Как вы думаете, когда будете работать по специальности, у вас может возникнуть профессиональная деформация?5. По вашему мнению, профессиональная деформация связана с профессиональная деградацией?6. По вашему мнению, возможно ли восстановление послепрофессиональной деградации?2.2 Результаты диагностики профессиональной деформации студентов психологов служебной деятельностиОтветы студентов-психологов представлены в виде диаграмм. Рисунок 1. – Анализ ответов на вопрос «Вы осознаете причины профессиональной деформации?»Анализ ответов на вопрос «Вы Вы осознаете причины профессиональной деформации» показывает, что большинство первокурсников отрицательно отвечают на этот вопрос (20 чел.). Только пять респондентов, учащихся на первом курсе ответили утвердительно (5 чел.). Они говорили, что уже давно интересуются психологией. Обучающиеся на пятом курсе в большинстве своем ответили «да» (20 чел.). Только пятеро ответили отрицательно. Рисунок 2. – Анализ ответов на вопрос «Рассказывают ли вам преподаватели об риске развития профессиональной деформации?»Анализ ответов на вопрос «Рассказывают ли вам преподаватели об риске развития профессиональной деформации?» свидетельствует, что подавляющее число первокурсников отрицательно отвечают на этот вопрос (15 чел.). Почти половина респондентов, учащихся на первом курсе ответили утвердительно (10 чел.). Респонденты, обучающиеся на пятом курсе в большинстве своем ответили «да» (20 чел.). Только пять студентов-психологов ответили отрицательно. Рисунок 3. – Анализ ответов на вопрос «Знакомы ли вам способы борьбы с профессиональной деформацией?»Анализ ответов на вопрос «Знакомы ли вам способы борьбы с профессиональной деформацией?» свидетельствует, что подавляющее число первокурсников отрицательно отвечают на этот вопрос (20 чел.). Только пятеро первокурсников ответили утвердительно (10 чел.). Респонденты, обучающиеся на пятом курсе в большинстве своем ответили «да» (15 чел.). Но только чуть меньшее число студентов-психологов пятого курса ответили отрицательно. Рисунок 4. – Анализ ответов на вопрос «Как вы думаете, когда будете работать по специальности, у вас может возникнуть профессиональная деформация?»Анализ ответов на вопрос «Как вы думаете, когда будете работать по специальности, у вас может возникнуть профессиональная деформация?» свидетельствует, что все первокурсники отрицательно отвечают на этот вопрос (25 чел.). Респонденты, обучающиеся на пятом курсе в большинстве своем ответили «да» (15 чел.). Но отметили, что только иногда посещает их это чувство. Но только чуть меньшее число студентов-психологов пятого курса ответили отрицательно. Рисунок 5. – Анализ ответов на вопрос «По вашему мнению, профессиональная деформация связана с профессиональная деградацией?»Анализ ответов на вопрос «По вашему мнению, профессиональная деформация связана с профессиональная деградацией?»демонстрирует, что большинство первокурсников отрицательно отвечают на этот вопрос (20 чел.). Только пять респондентов, учащихся на первом курсе ответили утвердительно (5 чел.). Они ответили, что при возможности делятся своими знаниями их прочитанных книг, если другому это необходимо. Обучающиеся на пятом курсе в большинстве своем ответили «да» (20 чел.). Только пятеро ответили отрицательно. Рисунок 6. – Анализ ответов на вопрос «По вашему мнению, возможно ли восстановление после профессиональной деградации?»Анализ ответов на вопрос «По вашему мнению, возможно ли восстановление после профессиональной деградации?» говорит, что все первокурсники отрицательно отвечают на этот вопрос (25 чел.). Респонденты, обучающиеся на пятом курсе в большинстве своем ответили «да» (15 чел.). Но отметили, что только иногда посещает их это чувство. Но только чуть меньшее число студентов-психологов пятого курса ответили отрицательно. Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что у студентов психологии служебной деятельности присутствует профессиональная деформация личности, подтверждена.2.3 Рекомендации по психологической профилактике профессиональной деформации студентов психологов служебной деятельностиСуществуют специальные методы работы с профессиональной деформацией и психоэмоциональным выгоранием. В частности, для этого могут быть полезны тренинги личностного и профессионального роста, рефлексия профессионального развития и составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, также индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений, балинтовские группы и другие формы работы. Мы считаем, что эти мероприятия могут быть достаточно эффективны не только при устранении негативных последствий, но и профилактики нежелательных ходов профессионального развития.Проанализировав литературу, посвященную вопросам борьбы с психоэмоциональным выгоранием, мы можем выделить следующие группы мер:1) адаптация к работе (с помощью посещения специальных семинаров, тренингов психолог учится чувствовать себя более комфортно в процессе работы, развивая свою личность так, чтобы какие-то черты не доставляли дискомфорта);2) изменение условий труда, а также своего отношения к труду (специалист формирует условия работы таким образом, чтобы они не ущемляли свои внутренние потребности, чувства);3) использование психологических защит в работе (в работе консультант экономно расходует свои ресурсы, не вовлекаясь эмоционально в ситуацию консультирования);4) восстановление (в данном случае психолог активно участвует в работе с супервизором, принимает участие в тренингах и семинарах, посвященных психоэмоциональной разгрузке).Выделенные нами направления могут быть реализованы в рамках тренинга, который направлен на достижение следующих целей:1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.[/ol]Успешность реализации данных целей именно в групповой форме работы связана с высокой эффективностью процессов, возникающих в группе. Важными ресурсами являются позитивная обратная связь, а также применение активных методов работы, техник арт-терапии, релаксации.Для участников группа может стать полигоном для выработки новых, наиболее эффективных способов поведения в профессионально-стрессовых ситуациях. К тому же, на основе представленного теоретического материала о профессиональной деформации личности и ее проявлениях каждый психолог совместно с другими участниками сможет определить свою стадию в процессе деформации, осознать свое текущее состояние, учитывая принцип «здесь и сейчас», перейти к восстановлению, гармонизации своего психического, личностного и профессионального здоровья.Таким образом, на основе грамотно подготовленной программы возможно поэтапное прохождение всех выделенных нами направлений, осуществление выделенных целей. При этом возможны различные формы проведения тренинга, направленного на профилактику и борьбу с профессиональной деформацией личности психологов-практиков – регулярные (раз в 1-2 недели) встречи по 4-6 часов или же тренинг-марафон с непрерывной работой в течение 3-4 дней по 6-8 часов. Обе формы работы имеют свои преимущества и недостатки. В любом случае, на наш взгляд, психологам-практикам необходима регулярная работа над собой, которая может осуществляться в рамках тренинга, групповой и индивидуальной супервизии, а также индивидуальных консультаций. Только в этом случае он может быть эффективен как профессионал, способствуя развитию своей личности и профилактике профессиональной деформации личности.2.4 Выводы по второй главе1. Изучение литературы, посвященной особенностям профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: акмеологический тест личностных ценностей (А.В. Капцов), методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), методика «Общая проактивность», методика «Персональная инициативность» и методика «Утрехтская шкала вовлеченности в работу». 2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности с использованием вышеописанных методик.3. Определив ценностные ориентациистудентовпсихологии служебной деятельностипо акмеологическому тесту личностных ценностей (А.В. Капцов), мы сделали выводы, что у испытуемых доминируют ценности семьи и увлечений. 4. Определив ценностные ориентации студентов психологии служебной деятельности по методике диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), мы сделали выводы, что у испытуемых доминируют ценности здоровья.5. Выявив уровень общей и личностной инициативности студентов психологии служебной деятельности, мы обнаружили, что у обследуемых преобладают низкие показатели по этим шкалам.6. Изучив уровень вовлеченности в работу студентов психологии служебной деятельности, мы обнаружили, что у диагностируемых преобладают низкие показатели по всем шкалам.7. По результатам исследования были разработаны рекомендации по психологической профилактике профессиональной деформации студентов психологов служебной деятельности.8. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что у студентов психологии служебной деятельности присутствует профессиональная деформация личности.ЗаключениеВ психологической литературе деформация личности чаще рассматривается в профессиональном русле и обозначается как изменение качеств личности (способов общения и поведения, ценностных ориентаций, характера, стереотипов восприятия), происходящее под воздействием профессиональной среды.К факторам, приводящим к профессиональной деформации, можно отнести: 1) объективные, связанные с мезо- и макропроцессами экономической и социальной жизни предприятия и общества; 2) субъективные особенности и свойства конкретного профессионала как личности; 3) особенности выполняемой работы (профессиональных обязанностей).Виды деформаций, проявляющихся в профессиональной деятельности: деформированность основных компонентов профессиональной деятельности, начиная от мотивов и заканчивая результатом; устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности; приверженность инструкциям; монологичность и необсуждаемое доминирование; деформация профессиональных функций и норм; оценочность взаимоотношений; жесткая структурированность и формализованность взаимоотношений в системе «субъект-объект»; перенос особенностей и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением.Главной задачей данной работы являлось теоретическое объяснение причин возникновения, особенностей и последствий профессиональной деформации личности психолога. Эта задача может быть решена через раскрытие следующих вопросов: особенности профессионального и личностного пространства жизнедеятельности психолога, профессиональное развитие психолога, специфика взаимодействия психолога и других участников этого процесса, особенности изменений личности психолога и их проявления.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: акмеологический тест личностных ценностей (А.В. Капцов), методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), методика «Общая проактивность», методика «Персональная инициативность» и методика «Утрехтская шкала вовлеченности в работу». . Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей профессиональной деформации личности у студентов психологии служебной деятельности с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что что у студентов психологии служебной деятельности присутствует профессиональная деформация личности.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список используемой литературыБаженова А.Н. Профессиональная деформация личности психолога. // Интеграция образования. - № 2, 2003. – С. 145-151.Барышникова И.Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 3, 2012. – С. 80-69. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 3 (55). — С. 167–171. Бодров В. А. Психология профессиональн пригодности. Учебник для вузов, Москва: Пер. с англ., 2019, 511 с.Воробьева М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 2. — С. 22–26.Глэддинг С. Психологическое консультирование. – Спб.: Питер, 2002. – 736 с.Гурина Р. Как измерить профессиональную компетенцию? // Высшее образование в России. - № 10, 2008. – С. 82-89. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.Караваев А. Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. — 2005. — № 3. — С. 172–187.Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации. // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 393-399. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3. — С. 116–124. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва: Знание, 1996. — 308 с. Мусалаева А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». — 2011. — № 1 (9). — С. 26–31.Петров В.Е., Левашова Т.Н. Особенности профессионально личностного становления психологов ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 4 (43), 2010. – С. 71-77.Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 1(13). — С. 55–62.Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого превосходства. М.: Издательский центр "Академия", 2018. -480 С.Рабочая книга практического психолога. // Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 626 с. Савина Т. А. К вопросу о ресурсах профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2013. — № 5 (13). — С. 296–297.Сорокун П.А. Профессиональные особенности личности психолога. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - № 3, 2010. – С. 48-60. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психол. Газ. 1998. № 1. Уруймагов Р.Р. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел. [Электронный ресурс] URL: http://stav-roo.ru/blog-rukovoditelya/439-rukovodstvo.htmlЦветков В.Л., Хрусталева В.А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2 (61), 2015. – С. 22-25. Шишкова Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2014. — № 1 (21). — С. 116–122.
2. Барышникова И.Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 3, 2012. – С. 80-69.
3. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 3 (55). — С. 167–171.
4. Бодров В. А. Психология профессиональн пригодности. Учебник для вузов, Москва: Пер. с англ., 2019, 511 с.
5. Воробьева М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 2. — С. 22–26.
6. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – Спб.: Питер, 2002. – 736 с.
7. Гурина Р. Как измерить профессиональную компетенцию? // Высшее образование в России. - № 10, 2008. – С. 82-89.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
9. Караваев А. Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. — 2005. — № 3. — С. 172–187.
10. Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации. // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 393-399.
11. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3. — С. 116–124. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва: Знание, 1996. — 308 с.
12. Мусалаева А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». — 2011. — № 1 (9). — С. 26–31.
13. Петров В.Е., Левашова Т.Н. Особенности профессионально личностного становления психологов ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 4 (43), 2010. – С. 71-77.
14. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 1(13). — С. 55–62.
15. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого превосходства. М.: Издательский центр "Академия", 2018. -480 С.
16. Рабочая книга практического психолога. // Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 626 с.
17. Савина Т. А. К вопросу о ресурсах профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2013. — № 5 (13). — С. 296–297.
18. Сорокун П.А. Профессиональные особенности личности психолога. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - № 3, 2010. – С. 48-60.
19. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психол. Газ. 1998. № 1.
20. Уруймагов Р.Р. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел. [Электронный ресурс] URL: http://stav-roo.ru/blog-rukovoditelya/439-rukovodstvo.html
21. Цветков В.Л., Хрусталева В.А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2 (61), 2015. – С. 22-25.
22. Шишкова Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2014. — № 1 (21). — С. 116–122.
Вопрос-ответ:
Какими компетенциями должен обладать психолог служебной деятельности?
Психолог служебной деятельности должен обладать компетенциями в области консультирования, психологической поддержки, разработки программ профессиональной адаптации и психологического тренинга.
Какие особенности профессиональной деятельности психолога служебной деятельности влияют на его успех?
Особенности профессиональной деятельности психолога служебной деятельности, такие как эмоциональная нагрузка, работа с конфликтами и стрессом, требуют от него высокой сопротивляемости к негативным эмоциям и умения эффективно управлять своей психологической составляющей.
Что такое профессиональная деформация психологов и как она исследуется?
Профессиональная деформация психологов – это изменения в психологическом и поведенческом статусе психолога, вызванные особенностями его профессиональной деятельности. Исследование профессиональной деформации психологов проводится с помощью анкетирования, психологических тестов, интервью и наблюдений.
Какие предметы рефлексии научного обсуждения в исследовании профессиональной деятельности психолога служебной деятельности?
Предметами рефлексии научного обсуждения в исследовании профессиональной деятельности психолога служебной деятельности являются: состояние психологического климата в коллективе, профессиональная и социальная коммуникация, эмоциональная сфера психолога и его самооценка.
Какими методами осуществляется исследование профессиональной деформации психологов?
Исследование профессиональной деформации психологов осуществляется с помощью методов анкетирования, опросов, наблюдений, анализа документов и интервьюирования. Также используются психологические тесты и методы статистического анализа данных.
Что такое профессиональная деформация психолога служебной деятельности?
Профессиональная деформация психолога служебной деятельности - это процесс, при котором практикующий психолог начинает считать нормой и приемлемым такие вещи, которые нарушают его этические принципы и границы профессиональной деятельности. Это может включать в себя различные формы нарушения этики, неприемлемое поведение или злоупотребления.
Какие исследования проводятся в области профессиональной деформации психологов?
В области профессиональной деформации психологов проводятся различные исследования, направленные на выявление причин и факторов, влияющих на профессиональную деформацию. Они могут включать анализ случаев профессиональной деградации, опросы практикующих психологов о их опыте и восприятии профессиональной деформации, а также использование статистических методов для выявления паттернов и трендов в профессиональной деформации.
Какие особенности свойственны профессиональной деятельности психолога служебной деятельности?
Профессиональная деятельность психолога служебной деятельности отличается от других видов психологической работы тем, что психолог занимается психологическим сопровождением служебной деятельности людей, включая военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и других групп, испытывающих особые психологические нагрузки. Психологу служебной деятельности приходится сталкиваться с травматическими ситуациями, стрессом и эмоциональными потрясениями, что может повышать риск профессиональной деформации.
Что означает успешность профессиональной деятельности психолога служебной деятельности?
Успешность профессиональной деятельности психолога служебной деятельности означает, что психолог успешно выполняет свои профессиональные обязанности, эффективно справляется с поставленными задачами и достигает поставленных целей. В этом контексте успешность связана с профессиональной компетентностью, способностью адаптироваться к сложным условиям и работать с клиентами, а также способностью поддерживать свою эмоциональную и профессиональную стабильность.
Что такое профессиональная деформация и профессиональная деградация?
Профессиональная деформация - это изменение качественных и количественных характеристик профессиональной деятельности и личности профессионала в результате ее специфических особенностей и условий работы. Профессиональная деградация - это процесс снижения качества и компетенции профессионала в результате негативного влияния профессиональной деформации.