математика как феномен культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Высшая математика
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 09.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Становление математики 5
Взаимосвязь математики с другими науками 9
Математика как культура 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список используемой литературы 20



Фрагмент для ознакомления

Дайсон пишет, что «наука - это деятельность человека, и лучший способ понять ее - это понять отдельных людей, которые ее практикуют. Наука - это искусство, а не философский метод».Между двумя концепциями, математикой как культурным элементом в культуре целой нации и математикой как субкультурой, существует определенное противоречие, которое проявляется, например, в образовании. Действительно, образование - это введение в культурный элемент, а также в субкультуру, в разной степени от первых лет обучения до аспирантуры.Конечно тяжело отрицать, чтоматематику как образование во многих странах не приносит успеха.Часто математическая наука слишком формальна и слишком много внимания в ней уделяется передаче рутинных навыков.У школьников создается впечатление, что математика - самая сухая и наименее интересная область знаний в мире.В психологии иногда различают два типа интеллекта: так называемый конвергентный интеллект и так называемый дивергентный интеллект.Первый - это способность начать с заданных условий и прийти к решению, которое однозначно определено или, по крайней мере, единственно приемлемо. Последний исходит из данной ситуации и разными путями ищет решения, которые работают, и ни одно из них не является единственно приемлемым. Риск школьной математики состоит в том, что она имеет тенденцию стимулировать только конвергентное мышление, а данные задачи настолько стереотипны и хорошо подготовлены для лечения рутинными методами, что дивергентный интеллект кажется ненужным. Ясно, что конвергентный интеллект - это лишь частный случай дивергентного интеллекта, и конвергентный интеллект, вероятно, нужно сначала обучить, чтобы разработать методы работы, которые позже можно будет применять в более сложных ситуациях, где требуется интеллект дивергентного типа. Конечно, дивергентный интеллект необходим на исследовательском уровне в любой науке - иначе мы бы не говорили об исследованиях. Наконец, каково культурное значение математики? Ответ определенно зависит от собственных ценностей. Здесь я ограничиваюсь четырьмя свойствами, которые, как мне кажется, имеет математика по сравнению с другими культурными явлениями:ИнтернациональностьКрасотаВлияние на наш взгляд на мирЧто касается интернациональности, нужно сказать, что ничего абсолютно интернационального не существует. Но культурные явления могут быть более или менее разнообразными в пределах человечества. А математика как субкультура, безусловно, более интернациональна, чем многие другие культурные явления, а также больше, чем многие другие науки, в частности социальные науки. Математика как субкультура может повлиять на математическое образование и сделать его более интернациональным. Но мы должны также отметить, что научная математика не является полностью интернациональной. В нем есть ряд национальных особенностей. Мы должны отличать интернациональность от пересечения границ, которое становится возможным благодаря превосходным средствам связи.Как и в случае с любым культурным феноменом, мы можем спросить: по каким «законам» развивается культура? Что самое главное? Кто решает, что важнее всего? Решить, что важнее всего, - это реальная сила.Красота математики - важное свойство, важное с нескольких точек зрения. Как и в искусстве, красота - это ценность. Но не только это: это также кратчайший путь к постоянному выбору между различными путями, по которым может идти развивающаяся теория.Математика влияет на наш взгляд на мир, в тех науках, где применяется только математика и математические понятия, то никакой другой язык даже не кажется возможным. До сих пор математика выполняла в основном функцию упорядочивания: она уверяет нас, что мир не является произвольным и хаотичным, но его можно упорядочивать и предсказывать. Это факт, что желание уметь предсказывать (затмения, погоду) было важным источником тенденции к математизации. Но и у хаоса есть своя математика!Математика, безусловно, определяет картину мира, которую мы создаем для себя, но в какой степени?Математика также влияет на наши умственные способности. На человеческий мозг влияет и изменяет выполняемая им работа, по крайней мере, в первые годы - как человеческий компьютер, который строит себя во время работы. Использование языка и вся теоретическая работа влияют на развитие молодого мозга. [4, с. 7-11]Итак, проблема роли математики в качестве основы культуры до конца не изучена. Математика, как и философия культуры человечества, является теоретической основой других наук. Математическое знание, как и познание культуры, признается истинным, если оно внутренне не противоречиво.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках работы по выполнению данного исследования мы пытались достигнуть поставленной цели, а именно изучить математику как феномен культуры.Непосредственно для полноты исследования были поставлены и достигнуты следующие задачи:1) Изучить основные определения и становление математики;2) Изучить как математика взаимосвязана с другими науками;3)Понять и исследовать взаимосвязь математики и культуры.Каждой задаче был посвящен отдельный пункт данной работы.В рамках поставленных нами задач, для начала мы дали основное определение тому что из себя представляет математика и какие первые шаги её становления были достигнуты в ходе многовековой истории.В следствии того что было представлено в первой главе далее мы попытались раскрыть связь математики с другими науками и по итогу выяснили, что взаимосвязь математики с другими науки разнообразна и многочисленна, можно сказать, что математика фиксирует разные взгляды людей, принадлежащих к разным культурам, к миру вещей. Это можно сказать не только по тому как математика взаимодействует с другими науками, но потому как математика взаимодействует с культурой людей в целом.Так как математика имеет многовековую историю, то связь математики с культурой не оспорима. Поэтому последняя глава работы была посвящена вопросу о том, что математика – это феномен культуры.Математика является феноменом культуры, потому что она создает особый мир знания и через это знание влияет на наши представления; играет центральную роль в построении духовного мира. Математики - это символ конструирования человека, безусловно множно сказать то что математика от части определяет картину мира, которую мы сами и создаем. Непосредственно математика производит влияние на наши умственные способности, т.е. происходит влияние на человеческий мозг. Можно сказать, так же что математика – это в каком-то смысле философия культуры человека, но до конца разобраться в том какова роль математики в культуре человека пока что нельзя, так как этот вопрос до конца не изучен.Список используемой литературы1. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии /А.Н. Колмогоров. – М.: Наука, 1991. –224 с.2. Возникновение математики и развитие ее как наукиURL: https://studopedia.ru/20_98169_vozniknovenie-matematiki-i-razvitie-ee-kak-nauki.html. (Датаобращения: 08.12.2021)3. Zhang, Qiaoping Thematic Issue on Values and Valuing in Mathematics Education: Revisiting Mathematics Education from Cultural Perspectives / Qiaoping Zhang, Wee Tiong Seah // ECNU Review of Education. – 2021. – . – Т. 1, № 5. – С. 54. The cultural significance of mathematics [Электронныйресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/242958951_The_cultural_signicance_of_mathematics. (Дата обращения: 08.12.2021)5. The Mathematical Sciences in 2025 (2013) [Электронныйресурс]URL: https://www.nap.edu/read/15269/chapter/5. (Дата обращения: 08.12.2021)6.Surekha Pruthviraj Patil, CONNECTIONS BETWEEN THE MATHEMATICAL SCIENCES AND OTHER FIELDS: A REVIEW / Surekha Pruthviraj Patil // International journal of Advance Research in Science Engineering. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 758-763.7. Стюарт И. Величайшие математические задачи. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 586 с.8. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии /А.Н. Колмогоров. – М.: Наука, 1991. –224 с.9. Математика как феномен культуры [Электронный ресурс]URL: https://vuzlit.ru/835087/matematika_fenomena_kultury. (Дата обращения 09.12.2021)

Список используемой литературы
1. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии /А.Н. Колмогоров. – М.: Наука, 1991. –224 с.
2. Возникновение математики и развитие ее как науки URL: https://studopedia.ru/20_98169_vozniknovenie-matematiki-i-razvitie-ee-kak-nauki.html. (Дата обращения: 08.12.2021)
3. Zhang, Qiaoping Thematic Issue on Values and Valuing in Mathematics Education: Revisiting Mathematics Education from Cultural Perspectives / Qiaoping Zhang, Wee Tiong Seah // ECNU Review of Education. – 2021. – . – Т. 1, № 5. – С. 5
4. The cultural significance of mathematics [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/242958951_The_cultural_signicance_of_mathematics. (Дата обращения: 08.12.2021)
5. The Mathematical Sciences in 2025 (2013) [Электронный ресурс] URL: https://www.nap.edu/read/15269/chapter/5. (Дата обращения: 08.12.2021)
6. Surekha Pruthviraj Patil, CONNECTIONS BETWEEN THE MATHEMATICAL SCIENCES AND OTHER FIELDS: A REVIEW / Surekha Pruthviraj Patil // International journal of Advance Research in Science Engineering. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 758-763.
7. Стюарт И. Величайшие математические задачи. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 586 с.
8. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии /А.Н. Колмогоров. – М.: Наука, 1991. –224 с.
9. Математика как феномен культуры [Электронный ресурс] URL: https://vuzlit.ru/835087/matematika_fenomena_kultury. (Дата обращения 09.12.2021)