Монологическая и диалогическая речь (сходства и различия)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 21 21 страница
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 14.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1 Говорение как психолингвистический процесс 5
2 Понятие и особенности монологической речи 6
3 Понятие и особенности диалогической речи 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Фрагмент для ознакомления

В. Гладров, изучая лексический уровень русской разговорной речи с точки зрения прагматики, пришел к выводам, что при актуализации в повседневной речи, лексемы претерпевают некоторые изменения. Так, ряд слов частично меняет свое семантическое значение и прагматическую ориентацию [11, с. 244]. Рассмотрим на примерах положения, сформулированные исследователем. Во-первых, В. Гладров говорит о том, что при актуализации в повседневной разговорной речи некоторые лексемы в зависимости от просодической акцентации могут менять свое значение на прямо противоположное, например: - Конечно, уже бегу! Данная фраза, если она произносит повышенным тоном с акцентом на слове бегу приобретает в устной разговорной речи саркастическое значение и с точки зрения семантики означает нет, я этого делать не буду, т.е. приобретает антонимическое значение. Актуализатором данной трансформации является именно интонация и коммуникативная ситуация, в которой данная фраза произносится. Во-вторых, В. Гладров говорит о том, что в устной разговорной речи отмечается обилие хезитативов. Это положение особенно важно в контексте нашего исследования, поскольку позволяет сформировать научно-теоретическую базу работы. Так, лингвист говорит о том, что в рассматриваемом стиле речи актуализируется множество слов, которые не несут ни семантической, ни смысловой нагрузки, однако они выполняют важную функциональную и прагматическую роль. Рассмотрим сказанное на примерах: - Э-э-э-э-э, дайте подумать. ХезитативЭ-э-э-э-э в примере, приведенном выше, не зафиксирован в словарях современного русского языка, не выражает семантическое значение, не несет в себе никакого когнитивного смысла. Однако его присутствие в реплике говорящего выполняет другие функции, а именно произнося Э-э-э-э-э, говорящий дает собеседнику понять, что он занят размышлением над поставленным вопросом, однако, не готов сформулировать свою мысль прямо сейчас, т.е. реализуется прагматическая функция, которая состоит в том, чтобы не прерывать коммуникативную ситуацию. Также хезитативЭ-э-э-э-э выполняет фатическую функцию, которая заключается в заполнении речевой паузы. Таким образом, под устной речью можно понимать такую, которая произносится устно, не имеет письменной кодификации, отличается неподготовленностью и спонтанностью. ЗаключениеГоворение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки.Говорение реализуется в диалогической и монологической форме. Говорение может обладать различной сложностью, начиная с вербализации эмоциональных состояний с помощью простых восклицаний, называния предметов, ответов на вопросы и пр., кончая самостоятельным развернутым высказыванием.Под монологом понимается речь произносится одним человеком, обращающимся к одному или нескольким участникам коммуникации, которые слушают этот монолог. монологическое высказывание представляет собой определенную композиционную сложность, которая являет собой нечто самостоятельное, где существенным становятся именно расположение и последовательность речевых единиц. Монологическое высказывание с точки зрения лингвистики характеризуется: многосоставностью предложений, развернутостью высказываний. Для него характерны усложненный синтаксис, разноструктурность предложений.Диалог - это основная форма коммуникативного взаимодействия, в рамках которого оппоненты выстраивают цепочку своих коммуникативных поступков.Список использованной литературыАкишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз. Курсы, 2002. – 256 с.Андреева С. В. Русская устная речь. Принципы выделения и классификации единиц дискурса // II международная научная конференция «Язык и метод: русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Лингвистический анализ на грани методологического срыва». – Краков, 7-9 мая 2014.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – 606 с.Богомолова М. А. Диалогизация выступления как один из аспектов персонификации телевизионного сообщения // Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика. – Москва: 1987. – С. 92–99.ВдовичинаА.А. Диалогизированное доказательное монологическое высказывание в ситуациях речевого общения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. С. 98–101.Виноградов В .В . Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. – 289 c.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2016. – 296 с.Выготский Л.С. В опросы общей психологии. М.: Академия, 1999. – 389 c.Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. С. 126.Гейко И. Интерактивные формы и методы обучения // Свет. – 2002. – № 3. – С. 51–53.Гладров В. Прагматическая структура высказывания в русском языке // Русское слово в мировой культуре: Х Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Санкт-Петербург, 30 июня – 5 июля 2003 г. СПб., 2003. С. 243–248.ЖинкинН.И. Механизмы речи. М.: Академия педагогическиз наук, 1960. – 289 c.Зимина Г.Я. обучение старшеклассников некоторым функциональным разновидностям монологического высказывания // Вопросы совершенствования процесса обучения иностранному языку в средней школе и вузе: Республик. сборник научн. ст. Горький, 1979. В ып. 3. С. 46–55.Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2005. 19 с.Ладыженская Б. Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М., 1985. – 22 с.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Академия, 2003. – 308 с.Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 998 с.Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Академия, 1989. – 215 с.ЛурияА.Р. Речь и мышление. М.: Педагогика, 1979. – 451 с.Мильруд Р. П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Лингводидактика. – 2016. – № 3. – С. 6-12.НуртдиноваЛ.Р. Характеристика монологического высказывания // Вояджер: мир и человек. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. – С. 157–162.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. М.: Просвещение, 1991. – 397 с.Рогова Г. В ., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1988. – 274 с.Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 207 с.Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – Москва: ООО «Изд. дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2003. – 384 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Просвещение, 1998. – 397 с.Сиротина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. –М., 1974. – 245 с.Скалкин В. Л. Ситуация, тема и текст в лингвометодическом аспекте // Лингвистика. – 2003. - № 3. – С. 30-36.Сковородников А. П. Диалогизация монологической речи // Энциклопедический словарь-справочник. Выразитель-ные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – Москва: Флинта: Наука, 2005. – С. 114–116.СнежицкаяО.С. Теоретические основы понятия «говорение» // Язык. Общество. Медицина. – Гродно: Гроднецкий государственный медицинский университет, 2021. – С. 439–441.СолганикГ.Я. Синтаксическая стилистика. М.: Педагогика, 1987. – 296 с.Трошева Т. Б. Диалог // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – Москва: Флинта: Наука, 2003. – С. 44–45.Царенков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов// Русский язык за рубежом. – 1990. – М. – С. 55–58.Ширяев Е. Н. Диалог // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 155–196.Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие для вузов. – М. :Высш. шк. 2003. – 196 с.ЯкубинскийЛ.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. – 278 с.

Список использованной литературы
1. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз. Курсы, 2002. – 256 с.
2. Андреева С. В. Русская устная речь. Принципы выделения и классификации единиц дискурса // II международная научная конференция «Язык и метод: русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Лингвистический анализ на грани методологического срыва». – Краков, 7-9 мая 2014.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – 606 с.
4. Богомолова М. А. Диалогизация выступления как один из аспектов персонификации телевизионного сообщения // Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика. – Москва: 1987. – С. 92–99.
5. Вдовичина А.А. Диалогизированное доказательное монологическое высказывание в ситуациях речевого общения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. С. 98–101.
6. Виноградов В .В . Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. – 289 c.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2016. – 296 с.
8. Выготский Л.С. В опросы общей психологии. М.: Академия, 1999. – 389 c.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. С. 126.
10. Гейко И. Интерактивные формы и методы обучения // Свет. – 2002. – № 3. – С. 51–53.
11. Гладров В. Прагматическая структура высказывания в русском языке // Русское слово в мировой культуре: Х Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Санкт-Петербург, 30 июня – 5 июля 2003 г. СПб., 2003. С. 243–248.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Академия педагогическиз наук, 1960. – 289 c.
13. Зимина Г.Я. обучение старшеклассников некоторым функциональным разновидностям монологического высказывания // Вопросы совершенствования процесса обучения иностранному языку в средней школе и вузе: Республик. сборник научн. ст. Горький, 1979. В ып. 3. С. 46–55.
14. Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2005. 19 с.
15. Ладыженская Б. Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М., 1985. – 22 с.
16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Академия, 2003. – 308 с.
17. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 998 с.
18. Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Академия, 1989. – 215 с.
19. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Педагогика, 1979. – 451 с.
20. Мильруд Р. П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Лингводидактика. – 2016. – № 3. – С. 6-12.
21. Нуртдинова Л.Р. Характеристика монологического высказывания // Вояджер: мир и человек. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. – С. 157–162.
22. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. М.: Просвещение, 1991. – 397 с.
23. Рогова Г. В ., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1988. – 274 с.
24. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 207 с.
25. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – Москва: ООО «Изд. дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2003. – 384 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Просвещение, 1998. – 397 с.
27. Сиротина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. –М., 1974. – 245 с.
28. Скалкин В. Л. Ситуация, тема и текст в лингвометодическом аспекте // Лингвистика. – 2003. - № 3. – С. 30-36.
29. Сковородников А. П. Диалогизация монологической речи // Энциклопедический словарь-справочник. Выразитель-ные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – Москва: Флинта: Наука, 2005. – С. 114–116.
30. Снежицкая О.С. Теоретические основы понятия «говорение» // Язык. Общество. Медицина. – Гродно: Гроднецкий государственный медицинский университет, 2021. – С. 439–441.
31. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М.: Педагогика, 1987. – 296 с.
32. Трошева Т. Б. Диалог // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – Москва: Флинта: Наука, 2003. – С. 44–45.
33. Царенков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов// Русский язык за рубежом. – 1990. – М. – С. 55–58.
34. Ширяев Е. Н. Диалог // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 155–196.
35. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие для вузов. – М. : Высш. шк. 2003. – 196 с.
36. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. – 278 с.

Вопрос-ответ:

Что такое монологическая речь?

Монологическая речь - это форма речи, в которой один говорящий выступает в качестве основного и единственного источника информации. Он передает свои мысли, идеи или сообщает о чем-то без прямого участия других людей.

Что такое диалогическая речь?

Диалогическая речь - это форма речи, в которой два или более говорящих обмениваются информацией, обсуждают тему, задают вопросы и отвечают на них. В диалогической речи присутствует взаимодействие между собеседниками.

В чем сходства между монологической и диалогической речью?

Сходства между монологической и диалогической речью заключаются в том, что оба вида речи предназначены для общения, передачи информации и выражения мыслей. В обоих случаях используется набор языковых средств, таких как слова, фразы, предложения и грамматические структуры.

В чем различия между монологической и диалогической речью?

Основное различие между монологической и диалогической речью заключается в наличии или отсутствии взаимодействия между говорящими. В монологической речи один говорящий выступает основным источником информации, в то время как в диалогической речи происходит обмен информацией и мнениями между несколькими собеседниками.

Чем отличается монологическая речь от диалогической?

Монологическая речь представляет собой высказывание одного говорящего без участия других лиц, в то время как диалогическая речь включает в себя общение нескольких людей, где каждый из них высказывает свои мысли и идеи.

Что такое монологическая речь и каковы ее особенности?

Монологическая речь - это форма речи, при которой говорящий самостоятельно высказывает свои мысли и идеи без участия других лиц. Основные особенности монологической речи включают ее односторонность, отсутствие диалога, преобладание одного говорящего и использование различных речевых средств для выражения мыслей.

Каковы особенности диалогической речи?

Диалогическая речь отличается от монологической тем, что она представляет собой общение двух или более людей, каждый из которых высказывает свои мысли и идеи. Основные особенности диалогической речи включают взаимодействие и обмен информацией между участниками, использование диалогических конструкций и специфических актов речи, таких как вопрос-ответ.

Какие изменения происходят с лексическим значением слов в повседневной речи?

В повседневной речи некоторые слова могут частично изменять свое семантическое значение и прагматическую ориентацию. Это связано с контекстом и спецификой общения. Например, определенные слова могут приобретать новые значения или использоваться в более узком контексте, с учетом социокультурных и коммуникативных особенностей.

Какие речевые средства используются в монологической речи?

В монологической речи используются различные речевые средства, такие как повторение, аналогия, примеры, иллюстрации, риторические вопросы и другие. Эти средства помогают говорящему выразить свои мысли и убедить слушателя в правильности своей точки зрения.