Факторы влияющие на эффективность памяти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 43 43 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 14.02.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
осознавать Глава 1. воспроизведении Теоретические однако основы забвения изучения моторно факторов, материала влияющих запомнили на учёных эффективность хорошее памяти в были отечественной и жизни зарубежной запечатленными психологии 6
1.1 нами Понятие «английский память» в воспроизведения отечественной и третьем зарубежной продуктивно психологической ведущие науке 6
1.2 нервная Основные достижении процессы и зрительная виды повторном памяти 17
нами Выводы вместе по возможность главе 1 22
остальные Глава 2. памяти Эмпирическое повторяет исследование сила особенностейпамять эффективностифакультета памяти 23
2.1 зрительно Описание подводя хода варьирования исследованияаспекта психологических типа особенностей орехи эффективности течение памяти 23
2.2 кинофильмы Анализ ограничен результатов выступает исследования курсовой эффективности извлечете памяти курса студентов 25
2.3 сбережения Рекомендации веккер по ответы улучшениюличности эффективности обычно памяти у целей студентов 1 моторно курса 31
лучше Выводы когда по профессиональными главе 2 36
заключалось Заключение 37
Список используемой литературы 41
Приложение 1 43

Фрагмент для ознакомления

В операции современных памяти психологических запоминанию исследованияхпсихоанализу эффективностьсобытия памятивосприятиярассматривается многообразных как процессов сложная возможности психическая известными деятельность, никотин как способности один определенияиз веккер познавательных всегда процессов, годы который экспериментатор заключается в информации закреплении, этапе сохранении и также последующем исследование воспроизведении чувств человеком смутно своего помощи опыта. В вспомнить структуре эффективность памяти важный различают память следующие чтобы основные теоретических процессы: психологический запоминание, табаксохранение, определенные забывание, проводилось восстановление (улучшению узнавание, лекции воспроизведение). В содержанием основе техники классификации подлежит памяти мозг лежат работа следующие выявить критерии – исследования объект другой запоминания, никотин степень условия волевой шепотом регуляции хотя памяти и только длительность исследования сохранения студентов информации в зарубежной памяти. миллиардов Основные лучше виды воздействием памяти, карандашами которые усматривать выделяются бытьна действует основе друг этих задач критериев, наблюдения представлены в ученых приложении.Глава 2. Эмпирическоеисследование особенностейэффективностипамяти2.1 Описаниеходаисследованияпсихологических особенностей эффективностипамятиДанная глава посвящена исследованию свойств и психологических особенностей эффективности памяти. Результаты исследования были проанализированы, структурированы, сделаны выводы.Исследование проводилось на базе факультета психологии. В качестве респондентов выступили студенты 1 курса – юноши и девушки. Выборка испытуемых составила 30 человек (15 юношей и 15 девушек).Для достижения наибольшей достоверности при выполнении заданий, исследование проводилось анонимно.Организация и методика эмпирического исследования.Исследование было проведено в три этапа: На первом этапе – информационно-аналитическом, был осуществлен подбор необходимых методик для проведения исследования. Второй этап – эмпирический, включал в себя сбор эмпирического материала по данным методикам, выдвижение результата на основе гипотезы. На обобщающе-внедренческом этапе были обобщены полученные результаты и разработаны рекомендации по развитиюэффективности памяти, характерные для респондентов, а именно студентов 1 курса.При проведении исследования мы использовали две различные методики:- Методику определения типа памяти у человека (Кинякина О. Захарова Т.).- Тест на зрительную цифровую память (Мельников И.).С помощью методики определения типа памяти Кинякиной О. Захаровой Т. мы смогли определить, какие виды памяти (зрительная или слуховая) являются у респондентов доминирующими, или же они развиты и используются одинаково.Исследование проводилось в аудитории в полной тишине. Экспериментатор медленно (интервалы между словами составили 4-5 секунд) произносил вслух слова 1 ряда (слуховое запоминание). Респонденты слушали. По истечении 10 секунд они могли выписать на листочки те слова, что запомнили. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемым предлагался второй ряд слов, который они самостоятельно читали в тишине, азатем записывали (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемым был предложен третий ряд слов. На этот раз экспериментатор читал слова, а испытуемые шепотом повторяли их и «записывали» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание). Как в первом случае, респонденты по истечении времени записали запомнившиеся слова. Далее следовал очередной перерыв. После перерыва респондентам предлагались для запоминания слова четвертого ряда. В этом случае экспериментатор читал вслух слова, а испытуемые задействовали зрительно-слухо-моторное запоминание: следили по карточке и шепотом повторяли каждое слово. Запомнившиеся слова также записывали на листочки. По данной методике, проходившей в 4 этапа, мы смогли оценить зрительное, слуховое, моторно-слуховое и зрительно-слухо-моторное запоминание респондентов.Вторая выбраннаянами методика «Тест на зрительнуюцифровую память» Мельникова И. предполагала запоминание испытуемыми двенадцати двузначных чисел в течение 20 секунд. Предлагаемые числа –13,91,47,39,65,83,19,51,23,94,71,87. По истечении 20 секунд респонденты выписывали все запомнившиеся числа. Норма воспроизведения у человека – 7 цифр. Таким образом, нами были выбраны две методики («Методика определения типа памяти у человека» Кинякиной О. Захаровой Т. «Тест на зрительную цифровую память» Мельникова И.), позволяющие оценить свойства и психологические особенностей эффективности слуховой и зрительной памяти у респондентов – 30 студентов 1 курса факультета психологии. Во втором параграфе представлен анализ результатов исследования.2.2 Анализ результатов исследования эффективностипамяти студентовВторой этап эмпирического исследования предполагает проведение анализа полученных результатов по изучению эффективностипамяти испытуемых – 30 студентов 1 курса факультета психологии.Рассмотрим результаты, полученные по методике «Методика определения типа памяти у человека»Кинякиной О. Захаровой Т.Преобладающий тип памяти определяется на основании подсчета коэффициента типа памяти (С): С =а /10, где «а» – количество правильно воспроизводимых слов. В данном случае мы определим тип памяти по наибольшему (преобладающему) числу воспроизводимых слов из каждого ряда, то есть, в каком из рядов испытуемые смогли воспроизвести большее количество слов. Первый ряд – слуховая память, второй – зрительная, третий –моторно-слуховая и четвертый – зрительно-слухо-моторная. Чем ближе коэффициент памяти, тем лучше развит у испытуемых данный тип памяти. В ходе анализа полученных данных можем сделать вывод, что преобладающий тип памяти испытуемых: зрительно-моторно-слуховой (коэффициент типа памяти 22,7). Данный тип памяти предполагает запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков (музыкальных, речевых), а именно, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.Моторно-слуховая память (коэффициент типа памяти 19,5) по результатам исследования также представлена высоким коэффициентом. Данный тип памяти предполагает запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков. Меньший коэффициент студентов с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 18,9). Этот тип памяти характеризуется хорошим запоминанием и точнымвоспроизведением разнообразных звуков.Зрительная память представлена наименьшим коэффициентом среди студентов – испытуемых (коэффициент типа памяти 15,8). Зрительная память напрямую связана с развитым воображением.Результаты тестированияпредставлены в таблице:Исследование преобладающего типа памятиТаблица 1.Порядковый номер испытуемогоТип памятиЗрительнаяСлуховаяМоторно-слуховаяЗрительно -моторно-слуховая1.3/10 = 0,35/10=0,56/10=0,66/10 = 0,62.4/10 = 0,410/10=19/10=0,910/10 = 13.6/10 = 0,66/10=0,66/10=0,67/10 = 0,74.6/10 = 0,67/10=0,79/10=0,98/10 = 0,85.6/10 = 0,66/10=0,66/10=0,65/10 = 0,56.5/10 = 0,54/10=0,44/10=0,46/10 = 0,67.7/10 = 0,710/10=18/10=0,810/10 = 18.6/10 = 0,610/10=18/10=0,89/10 = 0,99.6/10 = 0,69/10=0,96/10=0,68/10 = 0,810.7/10 = 0,79/10=0,98/10=0,810/10 = 111.6/10 = 0,66/10=0,66/10=0,68/10 = 0,812.5/10 = 0,54/10=0,46/10=0,67/10 = 0,713.6/10 = 0,610/10=18/10=0,89/10 = 0,914.6/10 = 0,66/10=0,66/10=0,67/10 = 0,715.7/10 = 0,76/10=0,66/10=0,68/10 = 0,816.5/10 = 0,54/10=0,46/10=0,67/10 = 0,717.3/10 = 0,35/10=0,56/10=0,65/10 = 0,518.3/10 = 0,36/10=0,66/10=0,65/10 = 0,519.3/10 = 0,34/10=0,44/10=0,44/10 = 0,420.4/10 = 0,35/10=0,56/10=0,67/10 = 0,721.4/10 = 0,45/10=0,56/10=0,66/10 = 0,622.5/10 = 0,54/10=0,46/10=0,67/10 = 0,723.6/10 = 0,66/10=0,66/10=0,68/10 = 0,824.8/10 = 0,86/10=0,66/10=0,68/10 = 0,825.5/10 = 0,54/10=0,46/10=0,67/10 = 0,726.5/10 = 0,54/10=0,46/10=0,67/10 = 0,727.7/10 = 0,710/10=18/10=0,810/10 = 128.4/10 = 0,47/10=0,79/10=0,98/10 = 0,829.7/10 = 0,76/10=0,66/10=0,68/10 = 0,830.4/10 = 0,45/10=0,56/10=0,66/10 = 0,6ИТОГО:15,818,919,522,1Для наглядности представим данные в виде диаграммы:Рисунок 1«Методика определения типа памяти у человека» Наосновании вышеизложенного можно сделать вывод, что у студентов1 курса факультета психологии преобладающим типом памяти является зрительно-моторно-слуховая память и развита эта памятьдостаточно хорошо.При этом стремление эффективности к запоминанию у студентов 1 курсапонимается как сила, вызывающая действия и ведущая к достижению данной цели. Она проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости действий. Стремление к запоминанию рассматривается как сила, побуждающая к выполнению действий. Студентов с данным видом преобладающей памяти характеризует уверенность в себе, в своих силах, ответственность, инициативность, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.Рассмотрим результаты исследования особенностей эффективности цифровой памяти студентов-испытуемых 1 курса факультета психологии по методике Мельникова И.«Тест на зрительную цифровую память»:Таблица 2.Порядковый номер испытуемогоКоличество правильно воспроизведенных цифр1.42.53.44.45.76.77.78.69.710.711.712.613.714.715.716.617.618.419.620.421.622.623.624.825.526.727.828.429.730.6Результаты применения данной методики показали существенные различия эффективности зрительной цифровой памяти среди студентов: 2 человека (6%) показали завышенные результаты, 11 человек (37%) – норма, 11 человек (37%) – небольшие отклонения от нормы, 6 испытуемых (20%) показали очень низкие результаты. Таким образом, больший процент испытуемых имеет уровень эффективности зрительной цифровой памяти, характеризуемый как «норма» и «небольшие отклонения от нормы». Вместе с тем пятая часть испытуемых имеет достаточно заниженные результаты, все же в группе испытуемых оказались студенты с высокими результатами – 6 % испытуемых.Для наглядности представим данные в видедиаграммы:Рисунок 2.«Тест на зрительную цифровую память»Рисунок 2.Таким образом, охарактеризовав виды зрительной и слуховой памяти, мы выявили их специфические особенности. Исследования показали, что у студентов 1 курса факультета психологии преобладает тип зрительно-моторно-слуховой памяти, зрительная цифровая память студентов в большинстве «норма», «ниже среднего».Мы определили, какойтип памяти для студентов-испытуемых эффективнее (зрительно-моторно-слуховая память). Выделим наиболее применимые и эффективные способы запоминания информации для лиц с преобладающей зрительно-моторно-слуховой памятью.Использовать при изучении материала конспекты: всегда работать с ручкой или карандашом, записывать, подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы. Анализировать и систематизировать цифровой материал в виде таблиц, диаграмм, графиков. Наиболее максимально вовлекать в процесс запоминания действия (писать, рисовать, клеить, чертить). Наилучший результат дает комбинация запоминания при помощи зрения, слуха и движения.Таким образом, наряду с ощущением и восприятием, память является процессом отражения, к тому же отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место впрошлом и настоящем.Исследовав свойства и психологические особенности эффективности слуховой и зрительной памяти у респондентов, проанализировав результаты полученных данных, определив наиболее эффективный тип памяти среди респондентов (зрительно-моторно-слуховая память), мы разработали рекомендации по улучшениюэффективностипамяти устудентов 1 курса. Данные рекомендации представлены в третьем параграфе.2.3 Рекомендациипо улучшениюэффективностипамяти у студентов 1 курсаДанные рекомендации были разработаны по результатам исследования, проведенного со студентами 1 курса факультета психологии.Для людей, у кого доминирующей является зрительная память (она свойственна 80% людей) для эффективного запоминания будет целесообразно: фиксировать полученную на слух информацию, читать учебный материал самостоятельно (не использовать в качестве основного источника аудиоматериалы или же чтение других людей), использовать в качестве визуальных опор схемы, иллюстрации. Лучшее усвоение текста будет наблюдаться при выделении цветом тезисов, ключевых моментов в конспектах, записях. Активно использовать наглядные пособия, посещать выставки, смотреть научные фильмы, телепередачи.Для людей, чьей доминирующей памятью является слуховая память, рекомендации будут иными. При обладаниислуховой памяти, рекомендуется: обращаться к аудиоматериалам, как можно чаще слушать других; читать материал вслух, рассуждать, в процессе обучения не использовать фоновые отвлекающие звуки (музыку, фильмы и т.д.), посещать публичные лекции, театр и т.д.Обратим внимание, что процесс запоминания представляетсобой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль нейронных сетей. При этом лучшезапоминаются эмоционально окрашенные события и факты, к тому же положительные эмоции вспоминаются легче. Существуют режимные моменты, способные улучшить работу памяти. К ним относят полноценный сон и здоровое питание. Ограниченная в белках и витаминах пища снижает возможность запоминания. Полезным считается включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой, к ним относят курагу, орехи, фасоль, зелень.Среди напитков, способных поддержать уровень запоминания во время напряженного умственного труда, наиболее распространены чай и кофе. Дело в том, что кофеин, алкалоиды, теофиллин препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии — циклического аденозинмонофосфата, тем самым создается благоприятная атмосфера для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения полученной ранее информации. Наряду с веществами (в данном случае продуктами и напитками), способными привести к улучшению работы памяти, существуют вещества ее затормаживающие и препятствующие активной ее работе. Феномен курения привлекает интерес исследователей на предмет влияния табачного дыма на умственные способности человека. Проведенные исследования среди курящих и некурящих студентов предстают в относительно определенной картине – прослеживается снижение показателей различных видов эффективности умственной деятельности у испытуемых, куривших всего 1 день. Снижение показателей эффективности на 4,4 % в обучении, на 7 % – в точности зачеркивания букв, включенных в эксперимент, на 5,1% – в запоминании. Субъективное мнение курящих не совпадает с результатами исследований, они утверждают обратное – никотин положительно влияет на процессы запоминания. Вероятно, данные предположения вызваны механизмом действия никотина – первоначально в малых дозах он действует на организм возбуждающе за счет воздействия на расширение кровеносных сосудов. В больших дозах и при продолжительном его употреблении, никотин приводит к противоположному результату – сужает сосуды. В этом случае умственная деятельность постепенно ослабевает. Результаты исследований реоэнцефалографическим методом также указали на ухудшение кровообращения в мозге под влиянием курения.Проблемы с памятью наблюдаются у людей, чрезмерно употребляющих спиртные напитки. При этом люди осознают происходящие изменения и вред, наносимый алкоголем на умственные способности. Учащаются приступы забывчивости, причем события прошлого вспоминаются быстрее и проще, в отличие от недавних (кратковременная память наиболее подвержена разрушительному воздействию алкоголя).Обобщив сведения о памяти и принципахее функционирования, определим основные принципы качественной работы памяти. Взяв их за основу в повседневной жизни, можно улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.Используйте паузы. В повседневной жизни, наполненной отвлекающими моментами, необходимо время, чтобы сосредоточиться и обдумать принятие решений. Пауза снижает вероятность поспешных действий, побуждая нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Расслабление способствует подавлению беспокойства, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмыпамяти. При возникновении ситуации, в которой вы не можете вспомнить что-то важное, постарайтесь успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, дайте себе время подумать.Используйте осознанность как ключ к вовлечению чувств в процессе запоминания информации.Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрировать и анализировать.Ассоциация образов способствуют увеличению количества информации, подлежащей извлечению из памяти. Организация материала с помощью категории является надежным способом хранения информации.При использовании категорийили основных тематических разделов памятиоблегчается поиск специфических воспоминаний. Например, предмет искусства может классифицироваться по нескольким основным (материал, цвет, размер) и второстепенным (декоративность, цена) признакам. Используя определенную категорию, будет легче извлечь нужный материал из памяти.Просмотр и использование материала обеспечиваютбыстрое вспоминание. Повторное обращение к материалам, периодический просмотринформации, способствует работе трех основныхпроцессов памяти: записи, хранении и извлечении. Таким образом, чем чаще мы обращаемся к информации, пользуемся ей, тем легче процесс извлечения необходимой информации из памяти.Выводы по главе 2Современные методы исследованияэффективностипамяти человека анализируют и изучаютпамять личности на каждом из основных ее процессов – этапах усвоения, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования типов эффективности памяти и её процессов используются различные методики.Для исследования непроизвольного запоминания и условий его продуктивности может быть использована методика, предложенная И.П. Зинченко. Данная методика фокусируется на изучении влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Методика «Классификация изображений предметов» поможет выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания.Дляисследованиядинамики процессов заучивания используются преимущественноклассические методики. К таким методикам относят: метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации и др.Для регистрации различных параметров ответной реакции испытуемых с необходимой точностью, обеспечения экспериментального материала, широкого варьирования временных режимов используются компьютерные технологии. Эти возможности расширяют поле исследования экспериментатора, а результаты проводимых опытов делает более точными. Нами было проведено исследование свойств и психологических особенностей эффективности памяти студентов 1 курса факультета психологии. Проанализировав полученные данные, мы выявили, что наиболее эффективным типом памяти среди респондентов является зрительно-моторно-слуховая память, зрительная цифровая память студентов располагается преимущественно в диапазоне «норма», «ниже среднего». Подводя итог, мы разработали рекомендации, в которых отразили моменты по улучшению эффективности памяти у студентов 1 курса.ЗаключениеТаким образом,проанализировав научные информационные источники, обобщив результаты исследования, мы можем утверждать, что сумели провести анализ современных научных знаний непосредственно осамосознании индивида, а именно такого важного его аспекта, как память. Мы диагностировали эффективностьпамяти студентов 1 курса факультета психологии, на основании имеющихся данных и результатов исследования мы разработали рекомендациипо корректировке и улучшению памяти.Были сделаны попытки углубленно изучить эффективность запоминания и обозначить шаги улучшения и корректировки памяти. Данная работа содержит материалы исследований отечественных и зарубежных научных деятелей, уделяющих внимание вопросам здорового развития памяти у индивида.В рамках работы было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлась диагностика эффективностипамяти студентов 1 курса факультета психологии.Выборка исследования составила 30 человек (девушек и юношей). В качестве инструментария нами были выбраны две основные методики исследования особенностей памяти: - Методика определения типа памяти у человека (Кинякина О. Захарова Т).- Тест на зрительную цифровую память (Мельников И).Эмпирический анализ представлен количественной и статистической обработкойполученных результатов.Полученные нами результаты показалипреобладание у испытуемых типа зрительно-моторно-слуховой памяти. Эти выводы мы смогли сделать, просчитав коэффициент типа памяти (С): С = а/10, «а» – количество правильно воспроизводимых слов (коэффициент типа памяти 22,7).Наибольший коэффициент свидетельствовал о большей воспроизводимости слов и, соответственно, преобладающем типе памяти.Тип зрительно-моторно-слуховой памяти, являющийся преобладающим по результатам нашего исследования, характеризуется запоминанием и воспроизведением сложных многообразных движений, звуков (музыкальных, речевых).По результатам исследования моторно-слуховая память также представлена высоким коэффициентом. Она предполагает запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков. Меньший коэффициент студентов с преобладающей слуховой памятью. Этот тип памяти предполагает запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.Зрительная память представлена наименьшим коэффициентом среди студентов – испытуемых, она напрямую связана с развитым воображением.Следующая выбранная нами методика (Мельникова И) способствовала выявлению эффективности запоминания цифровой памяти испытуемых.Согласно результатам исследования были получены данные о существенном различии эффективности зрительной цифровой памяти среди студентов: 2 человека (6%) показали завышенные результаты, 11 человек (37%) – норма, 11 человек (37%) – небольшие отклонения от нормы, 6 испытуемых (20%) показали очень низкие результаты. При этом в группе испытуемых оказались студенты с высокими результатами и заниженные результаты, больший процент испытуемых имеет уровень эффективности зрительной цифровой памяти, характеризуемый как «норма» и «небольшие отклонения от нормы». Основываясь на данных о памяти и принципах ее функционирования, мы определили основные принципы качественной работы памяти. К ним мы отнесли логическую постановку паузы, расслабление, осознанность, методы ассоциаций, обращение к категориям, повторение материала.Данная курсовая работа раскрывает лишь малую часть вопросов, касающихся проблем особенностей эффективности памяти студентов в психологии. Проведенные исследования охватывают только юношеский возраст. Остается большое число возможных респондентов для исследования особенностей эффективности памяти.Анализ данных, полученных и выявленных в данной курсовой работе, будет являться качественной базой для дальнейшего изучения эффективности памяти личности. остальные Список используемой литературы1. Блонский П. П. Память и мышление. Избранные психологические произведения. - М., 2008.– 125с.2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 2009.– 98 с.3. Джеймс У. Психология. – М., 2010.– 286 с.4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 2007.– 35 с.5. Ильина М.К. Психология памяти. – Новосибирск, 2007.– 145 с.6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 2007.– 223 с.7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 2012. – 88 с.8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: Издательство московского университета, 2012. – 253 с.9. Общая психология. Учебн. пособие для пед.  ин-тов.  Под ред.  проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 2007. - 432с.10.   Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2014. – 560 с.11.   Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2015. – 816 с.12.   Психология. Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2007. – 584с.13.   Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 2008.– 451 с.14.   Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2013. – 447 с. 15. Е.И. Рогов «Общая психология». Москва, 2009.– 100 с.16. О.И. Полянцева «Психология для средних медицинских учреждений». Ростов - на - Дону, 2011.– 216 с.17. Р. Римская, С. Римский «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других». Москва, 2013г.– 188 с.18. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.19. Зинченко Т. П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. – М.: Душанбе, 2007. – 120 с.20. Климов Е. А. Основы психологии. Практикум: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 175 с.21. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. I. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 576 с.22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 2008. – 327 с.23. Столяреко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Феникс», 2007 – 736 с.24. Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу «Психология и педагогика». 2017 – 546 с.25. Психология: Учебник. Под ред. А. А. Крылова – М.: Проспект, 2009. – 58 с.Приложение 1Определение типа памятиИспытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания.Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 мин.) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается третий ряд слов.Экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить. После перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухо-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются и подписываются листочки [21]. Материал к методике «Изучение типа памяти»:I. Дирижабль Лампа Яблоко Карандаш Гроза Утка Обруч Мельница Попугай ЛистокII. Самолет Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Танки Журнал Машина СтолбIII. Пароход Парта Сапоги Сковорода Калач Роща Гриб Шутка СениIV. Волк Бочка Коньки Самовар Пила Весло Загадка Прогулка Книга ТракторПриложение 2Тест на зрительную цифровую памятьРебенку поочередно предлагают два рисунка и трафаретные рамки с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунков. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которые ребёнок воспроизвел по памяти правильно. При этом правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.Стимульные изображения ломаных линий для методики определения объема кратковременной и оперативной зрительной.Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объема кратковременной зрительной памяти.

1. Блонский П. П. Память и мышление. Избранные психологические произведения. - М., 2008.– 125с.
2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 2009.– 98 с.
3. Джеймс У. Психология. – М., 2010.– 286 с.
4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 2007.– 35 с.
5. Ильина М.К. Психология памяти. – Новосибирск, 2007.– 145 с.
6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 2007.– 223 с.
7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 2012. – 88 с.
8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: Издательство московского университета, 2012. – 253 с.
9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 2007. - 432с.
10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2014. – 560 с.
11. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2015. – 816 с.
12. Психология. Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2007. – 584с.
13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 2008.– 451 с.
14. Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2013. – 447 с.
15. Е.И. Рогов «Общая психология». Москва, 2009.– 100 с.
16. О.И. Полянцева «Психология для средних медицинских учреждений». Ростов - на - Дону, 2011.– 216 с.
17. Р. Римская, С. Римский «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других». Москва, 2013г.– 188 с.
18. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.
19. Зинченко Т. П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. – М.: Душанбе, 2007. – 120 с.
20. Климов Е. А. Основы психологии. Практикум: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 175 с.
21. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. I. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 576 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 2008. – 327 с.
23. Столяреко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Феникс», 2007 – 736 с.
24. Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу «Психология и педагогика». 2017 – 546 с.
25. Психология: Учебник. Под ред. А. А. Крылова – М.: Проспект, 2009. – 58 с.

Вопрос-ответ:

Какие факторы оказывают влияние на эффективность памяти?

Факторы, оказывающие влияние на эффективность памяти, включают различные аспекты памятных процессов. Они включают в себя факторы, связанные с материалом, такие как сложность и структура информации. Также важным фактором является сам процесс обучения и запоминания, включая внимание, концентрацию и повторение. Кроме того, психологические факторы, такие как мотивация и эмоциональное состояние, могут также влиять на эффективность памяти.

Какие основы забвения изучает наука памяти?

Наука памяти изучает различные аспекты забвения. Она исследует процессы, которые приводят к забвению информации, включая основные причины и механизмы забвения. Изучаются факторы, которые могут привести к потере информации, такие как интерференция и децимация. Также исследуются факторы, которые могут улучшить воспроизведение информации и помочь преодолеть забвение.

Как влияют моторные факторы на эффективность памяти?

Моторные факторы могут оказывать влияние на эффективность памяти. Например, исследования показывают, что движение и физическая активность могут способствовать улучшению запоминания и воспроизведения информации. Это связано с тем, что движение активизирует нервные процессы и стимулирует работу мозга. Также моторные действия могут помочь создать ассоциации и связи между информацией, что улучшает ее запоминание.

Как воспроизведение информации влияет на эффективность памяти?

Воспроизведение информации является важной частью памятных процессов и может влиять на их эффективность. Повторение и воспроизведение информации помогает закрепить ее в памяти и повышает вероятность успешного запоминания. Также воспроизведение может помочь в идентификации источника информации и восстановлении полного объема запомненной информации. Поэтому правильное и систематическое воспроизведение информации может значительно улучшить эффективность памяти.

Какие факторы влияют на эффективность памяти?

Факторы, влияющие на эффективность памяти, включают осознавание материала, уровень воспроизведения, забвение, моторные процессы, факторы материала, а также влияние отечественной и зарубежной психологии.

Какие основы забвения изучаются в психологии?

Основы забвения изучаются в психологии на основе теоретических исследований. Однако их основное понятие исследуется и практикуется в отечественной и зарубежной психологии. Также изучаются нервные и моторные процессы, влияние материала на эффективность памяти.

В чем состоят основные достижения в исследованиях памяти?

Основные достижения в исследованиях памяти связаны с определением ведущих факторов, влияющих на эффективность памяти. Такие факторы как осознавание материала, повторение, виды памяти (нервная и зрительная), имеют большое значение в процессе запоминания и воспроизведения информации.

Какие факторы влияют на эффективность памяти при изучении на английском языке?

Факторы, влияющие на эффективность памяти при изучении на английском языке, включают осознавание материала, методы воспроизведения, повторение и виды памяти. Основные достижения в исследованиях памяти на английском языке связаны с определением ведущих факторов, которые помогают запоминать информацию более продуктивно.

Какие факторы влияют на эффективность памяти в жизни и работе?

В жизни и работе различные факторы могут влиять на эффективность памяти. Это может быть степень осознавания материала, методы воспроизведения, повторение и виды памяти. Отличное владение психологическими навыками и знание ведущих факторов могут помочь улучшить память и использовать ее более продуктивно.

Какие факторы влияют на эффективность памяти?

Факторы, влияющие на эффективность памяти, могут быть различными. Некоторые из них включают качество материала, который нужно запомнить, наличие интереса к этому материалу, степень его сложности, а также наличие эмоциональной окраски. Важным фактором также является способ обработки информации, так как различные методы обучения могут оказывать разное влияние на запоминание и воспроизведение информации. Возможность повторения и тренировки также может существенно повысить эффективность памяти.