Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей школьного возраста. Методика преодоления отдельных форм фонетических нарушений. Сигматизм.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 28.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей
1.1. Теоретический обзор литературы по теме: Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей школьного возраста
1.2. Характеристика дефекта: сигматизм
1.3. Обзор методик преодоления фонетических нарушений
Глава II. Анализ методики преодоления отдельных форм фонетических нарушений. Сигматизм
Глава III. Практическое исследование нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей школьного возраста
3.1. Обследование ребенка
3.2. Конспект логопедического занятия
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Пересказ состоит из односложных предложений.
10. Внимание, работоспособность. Концентрация внимания несколько снижена, быстро устает, объемная устойчивость недостаточна; работоспособность невысокая: берется за работу под контролем и быстро устает.
11. Мышление: прямой и обратный счет в пределах10, счетные операции и простейшие задачи – в пределах 30, классификация, обобщение – затруднено, отвлекается, не может объяснить, причинно-следственные связи – серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности.
Успеваемость в специальной коррекционной школе – удовлетворительная.
12. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное, речевое дыхание без особенностей.
13. Состояние артикуляционного аппарата.
Строение – нормальное, небольшая прогнация;
Губы – тонкие;
Зубы – в норме;
Челюсти – без особенностей;
Прикус – нормальный;
Твердое нёбо – без особенностей;
Мягкое нёбо – в норме;
Губы – в норме;
Язык – без особенностей.
Артикуляционная моторика – движения губ медленные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок», «чашечка», «катушка», «ковшик»; мальчик испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы.
14. Особенности звукопроизношения (ошибки)
Звуки Характер произношения звуков Изолировано В словах Во фразах 1 2 3 4 Б – П – М - - - В – Ф - - - Д – Г – Н - - - Г – К – Н - - - Й - - - С + + + С' - + + З + + + З' - + + Ц - - - Ш - - - Ж - - + Ч - - - Л - - - Р' - - - Р - - -
Характер произношения С, Ш, Ж – межзубный.
15. Фонематический слух – в норме.
16. Звуковой анализ:
выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист) – без затруднений;
выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток) – без затруднений;
выделение первого согласного (дом, рот, пот) – без затруднений;
17. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, кофта - свитер; многозначительностью слов, абстрактными понятиями – не владеет.
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) – владеет недостаточно.
18. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков», образовывает прилагательные слова от существительных, существительные от прилагательных, существительные от глаголов, существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
19. Связная речь. Логична, последовательна, но схематична, смазана.
20. Заключение о состоянии общего развития: интеллектуальная недостаточность легкой степени (F70).
21. Заключение о состоянии речевого развития: фонетическое нарушение речи, сигматизм (F80.8). Характерен межзубный сигматизм, когда кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Также характерно нарушение письменной речи (замена и пропуски букв).
22. Коррекция. В рамках комплексной коррекционной помощи мальчику необходимо:
1) формирование устойчивости и концентрации внимания, развитие памяти;
2) коррекция звукопроизношения;
3) коррекция слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
4) формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
5) развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
6) коррекция письменной речи;
7) формирование орфографических знаний и умений;
8) развитие познавательных процессов.
При коррекции звукопроизношения будут использоваться упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи. Необходимо отрабатывать звук И, при котором положение языка близко к артикуляции звука С. Закреплять произношение звука в слогах и словах.
3.2. Конспект логопедического занятия
Цель занятия – постановка звука «С».
Задачи:
Добиваться правильного звучания звука «С».
Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Закреплять умение расслабляться.
Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трехфазного дыхания.
Развивать фонематический слух.
Обогащать словарный запас ребенка.
Воспитывать правильную, четкую дикцию, аккуратность и осанку.
Оборудование: игрушка Страусенок, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя у ребенка.
- Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтипан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтипан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
- Никита, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
- Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).
2. Релаксация.
Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвется ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени (Руки не напряжены и расслаблены).
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко.
Вот и мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе со страусенком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.
Теперь пора учиться произносить звук «С».
Давай сделаем упражнения, которые так любит наш веселый язычок.
3. Артикуляционная гимнастика (Выполняются упражнения для губ).
1. Упражнение “Улыбка”.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).
2. Упражнение “Трубочка”.
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду, Ду-ду, ду-ду-ду.
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).
3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”. (Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).
А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай. (Выполняются упражнения для языка).
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал (5-7раз).
2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
4. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно еще раз нижние зубы с внутренней стороны.
4. Диафрагмальное дыхание.
А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подыши, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.
Посмотри, какие кораблики у нас плавают в море (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой все нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Акустико - артикуляционный профиль звука “С”
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? (улыбаются).
- Что остаётся между зубками? (щель).
- Язычок, какой узкий или широкий? (широкий).
- Куда упирается кончик языка? (в верхние зубки).
- Язычок, что ещё делает? (выгибается горкой).
- Какая воздушная струя? (ребенок прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю – холодная).
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий? (глухой).
Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата? (бывает и твёрдым и мягким).
Давай еще раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребенок выполняет).
Давай встанем и “накачаем насос” (ребенок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
5. Моторика пальцев рук:
Давай теперь покажем страусенку Степану, как работают наши ручки:
Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.
6. Фонематический слух:
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук «С».
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком «С»: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…
Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:
СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.
Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусенка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусенком – Саше со звуком «С», Симе – со звуком «СЬ». Ребенок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся.
Молодец! Все сделал правильно!
Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри еще раз на профиль звука «С» и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, «ветерке» (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук «С» (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука «С»).
- Ну что, Страусенок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произносим вместе имя Страусенка (Степан).
- Правильно! Молодец!
- Я думаю, что теперь ты всегда будешь правильно произносить все слова с этим красивым звуком «С».
Выводы
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1. С целью изучения нарушений звукопроизношения у умственно детей был проведен теоретический анализ литературы по проблеме. Данной проблеме посвящены работы многих исследователей. Известно, что нарушения речи у умственно отсталых учащихся носят системный характер. У них не сформированы все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью. Сигматизм — это довольно распространенное фонетическое нарушение речи, характеризующееся недостатком произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ. Методики по преодолению сигматизма являются комплексными, много внимания уделяют речевому дыханию, фонетической ритмике, фонетическому слуху и т.п.
2. Был проведен анализ методики преодоления сигматизма. В методике используется комплексный подход к коррекционной работе с речью, она характеризуется аналитико-синтетиченостью, полисенсорностью, концентричностью и проходит в несколько этапов: постановка звука, формирование произносительных умений и навыков, коммуникативных умений и навыков.
3. Было проведено обследование и коррекционное занятие с целью преодоления сигматизма у умственно отсталого младшего школьника. Обследование показало наличие у ребенка интеллектуальной недостаточности легкой степени и межзубного сигматизма, когда кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. На основе обследования было проведено коррекционное занятия с целью постановки звука «С».
Заключение
Данная работа была организована с целью изучения нарушений звукопроизношения у умственно детей и проведения методики преодоления сигматизма.
В ходе работы выяснилось, что умственно отсталые младшие школьники имеют частые нарушения речи, особенно нарушения звукопроизношения. Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе.
Сигматизм — это фонетическое нарушение речи, характеризующееся недостатком произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ. Сигаматизм обусловлен неправильным положением языка по отношению к другим органам артикуляционного аппарата.
Методики по преодолению фонетических нарушений предусматривают комплексный подход, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В рассмотренной методике по преодолению сигматизма комплексный подход предполагает: формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, звукопроизношения, навыков дифференциации звуков, слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога, звукослогового анализа и синтеза слова; развитие лексики, грамматического строя и связной речи; обучение чтению и письму; формирование орфографических знаний и умений; развитие познавательных процессов, пространственно-временных ориентиров и изобразительно-графических способностей. Методика преодоления фонематических нарушений характеризуется аналитико-синтетиченостью, полисенсорностью, концентричностью и проходит в несколько этапов.
Обследование умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста позволило сделать заключение о наличии такого фонетического нарушения речи, как сигматизм и в частности – межзубный сигматизм, когда кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Также характерно нарушение письменной речи (замена и пропуски букв). На основе обследования выяснилось, что для мальчика наибольшие трудности представляет произношение звука «С», поэтому было организовано коррекционное индивидуальное занятие с целью постановки звука «С».
Таким образом, в ходе работы были решены все поставленные задачи и достигнута цель. Данные исследования могут быть использованы для организации дальнейшей коррекционной помощи умственно отсталым детям с фонетическими нарушениями.
Список литературы
Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. – М.: Наука и техника, 2009.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М.: «Просвещение», 1979. – 208 с.
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления- М., Академия, 2007.- 125с.
Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся младших классов // Логопедия, 2005, №3 (5), с. 43 -56.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .Кн. для учителя. / Под. ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа Пресс, 1994. - 416с
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 Т. – М.: 1983, - Т. 4.
Гвоздев А.Н.; Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., «Владос», 2003.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. - 299 с.
Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: «Владос», 2002. – 280 с.: ил.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999. – 224 с: ил.
Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.- 136 с.
Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников // Дефектология, 2003, №2, 58 – 62.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у детей: учебное пособие. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: «Академия», 1989. – 356 с.
Лурия А.Р., Виноградова О.С., Мещеряков А.И. Особенности словесных связей у детей-олигофренов. // Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.- С.170-175.
Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 247с.
Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. - М., Владос, 2006.-303с .
Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник: В 2 Т. – М.: «Владос-Пресс», 2003. – 2 Т.
Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.,Детство-Пресс, 2004.-240с..
Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. – «Владос», 2004. – 228 с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, “Феникс”, 2001.
Смирнова Л. А. Нарушения понимания речи у младших умственно отсталых школьников. - Дефектология, 1972, № 1.
Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2010.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2002.
Приложение
Образец письма
2
1.Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произ-ношения у детей и взрослых. – М.: Наука и техника, 2009.
2.Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М.: «Просвеще-ние», 1979. – 208 с.
3.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления- М., Академия, 2007.- 125с.
4.Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся младших классов // Логопедия, 2005, №3 (5), с. 43 -56.
5.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .Кн. для учите-ля. / Под. ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа Пресс, 1994. - 416с
6.Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 Т. – М.: 1983, - Т. 4.
7.Гвоздев А.Н.; Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.
8.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у до-школьников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.
9.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
10.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., «Владос», 2003.
11.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. - 299 с.
12.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: «Владос», 2002. – 280 с.: ил.
13.Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999. – 224 с: ил.
14.Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просве-щение, 1983.- 136 с.
15.Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников // Дефектология, 2003, №2, 58 – 62.
16.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у де-тей: учебное пособие. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
18.Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: «Академия», 1989. – 356 с.
19.Лурия А.Р., Виноградова О.С., Мещеряков А.И. Особенности словесных связей у детей-олигофренов. // Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.- С.170-175.
20.Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 247с.
21.Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. - М., Владос, 2006.-303с .
22.Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник: В 2 Т. – М.: «Владос-Пресс», 2003. – 2 Т.
23.Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.,Детство-Пресс, 2004.-240с..
24.Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школь-ника. – «Владос», 2004. – 228 с.
25.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, “Феникс”, 2001.
26.Смирнова Л. А. Нарушения понимания речи у младших умственно от-сталых школьников. - Дефектология, 1972, № 1.
27.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Ос-новы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2010.
28.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2002.
Вопрос-ответ:
Какие научные работы по данной проблематике стоит прочитать?
В работе проведен анализ литературы по теме "Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей школьного возраста", рекомендуется ознакомиться с такими источниками, как [названия научных работ].
В чем заключается особенность методики преодоления отдельных форм фонетических нарушений?
Методика предлагает комплексный подход к преодолению фонетических нарушений у умственно отсталых детей школьного возраста, включающий занятия по артикуляционной гимнастике, фонетическому обучению и развитию речи через игровые и практические задания.
Что такое сигматизм и каково его влияние на звукопроизношение?
Сигматизм – это дефект звукопроизношения, при котором звук [с] или его артикуляционный аналог не правильно формируется или заменяется другим звуком. Это может привести к трудностям в понимании и произношении слов, а также социальным проблемам и ограничениям в коммуникации.
Какие методики преодоления фонетических нарушений существуют для детей с умственной отсталостью?
В работе представлен обзор методик, включающих занятия по артикуляционной гимнастике, индивидуальное фонетическое обучение, работу над развитием речи через игровые задания и практические упражнения.
Какие теоретические аспекты связаны с проблемой нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей?
В данной статье рассмотрены вопросы классификации умственной отсталости и дефекта звукопроизношения, а также приведен обзор теорий и исследований, касающихся этой проблемы.
Какие нарушения звукопроизношения могут быть у умственно отсталых детей школьного возраста?
У умственно отсталых детей школьного возраста могут возникать различные нарушения звукопроизношения, такие как сигматизм (неправильное произношение звуков "с" и "з"), тараканьи искажения (неправильное произношение "ж", "ш", "ч" и "щ"), ротацизм (неправильное произношение "р"), лалляция (замена звука "л" на "й"), замены искомых звуков на другие и т.д.
Каковы основные причины нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей?
Основными причинами нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей являются общая недоразвитость речи и мышц артикуляционного аппарата, психологические особенности, недостаточная мотивация ребенка к исправлению речевых ошибок, недостаточное внимание и пренебрежение со стороны родителей и окружающих.
Какие методики применяются для преодоления фонетических нарушений у умственно отсталых детей?
Для преодоления фонетических нарушений у умственно отсталых детей применяются различные методики, такие как артикуляционная гимнастика, техника моделирования, методика частных исправлений, комбинированные методики и другие. Каждая методика направлена на развитие артикуляционных навыков и улучшение произношения звуков.
Какие методики рассмотрены в главе II статьи?
В главе II статьи рассматривается анализ методики преодоления отдельных форм фонетических нарушений у умственно отсталых детей. Описываются методики преодоления сигматизма, тараканьих искажений, ротацизма и лалляции. Для каждой методики представлены принципы работы и основные упражнения, направленные на улучшение произношения конкретных звуков.
Какие нарушения звукопроизношения могут быть у умственно отсталых детей школьного возраста?
У умственно отсталых детей школьного возраста могут наблюдаться различные формы нарушения звукопроизношения, такие как шумение, прославление, чрезмерное или недостаточное надежное выговаривание звуков. Одной из наиболее распространенных форм нарушения звукопроизношения является сигматизм, когда дети не могут правильно произносить звук "с" и заменяют его на другие звуки.