Способы изучения физических явлений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физика
  • 33 33 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 07.02.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Методы научного познания при изучении физических явлений 4
1.1 Теоретический способ изучения физических явлений 4
1.2 Эмпирический способ изучения физических явлений 11
2 Изучение явления теплопроводности металлов 21
2.1 Теоретический способ изучения явления теплопроводности металлов 21
2.2 Экспериментальный способ изучения явления 26
теплопроводности металлов 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Второй случай и будем рассматривать более подробно. Выше описывали данные процессы и их понятия: теплопроводность, конвекция, излучение. Теплопроводность металлов рассматривается на примере опыта, указанного в учебнике. [11, c.13]Если же нагреть один конец металлического стержня, то через время весь стержень сильно нагреется. Удержать его в руках будет невозможно. Данный пример отлично знаком обучающимся и с его представлением проблем не возникнем. И здесь мы получаем вывод, что металлы хорошо проводят тепло, т. е. имеют большую теплопроводность. Наибольшей теплопроводностью обладают серебро и медь. Дальше обучающимся предлагается рассмотреть передачу тепла от одной части твердого тела к другой на представленном в учебнике опыте. Закрепим один конец толстой медной проволоки в штативе. К проволоке прикрепим воском несколько гвоздиков (рис. 1). При нагревании свободного конца проволоки в пламени спиртовки воск будет таять. Гвоздики начнут постепенно отваливаться. Сначала отпадут те, которые расположены ближе к пламени, затем по очереди все остальные.Рис. 1 – экспериментальный опыт теплопроводности металлов.Выясним, как происходит передача энергии по проволоке. Скорость колебательного движения частиц металла увеличивается в той части проволоки, которая ближе расположена к пламени. Поскольку частицы постоянно взаимодействуют друг с другом, то увеличивается скорость движения соседних частиц. Начинает повышаться температура следующей части проволоки и т. д. Следует помнить, что при теплопроводности не происходит переноса вещества от одного конца тела к другому.Объяснение явления теплопроводности с молекулярно-кинетической точки зрения: теплопроводность — это перенос энергии от одной части тела к другой, происходящий при взаимодействии молекул или других частиц. В металлах частицы расположены близко, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Скорость колебательного движения в нагретой части металла увеличивается и быстро передается соседним частицам. Повышается температура следующей части проволоки. Для доступности объяснения материала следует привести простые, бытовые примеры, с которыми обучающимся сталкивались в жизни или хотя бы просто представляют тот или иной процесс.Теплопроводность на кухне. Теплопроводность и возможность ею пользоваться важны в процессе приготовления пищи. Так, например, во время тепловой обработки продукта следует поддерживать высокую температуру, по этой причине на кухне используют металлы (медь, алюминий…), ибо их теплопроводность и прочность выше, по сравнению с другими материалов. Так из металла делают кастрюли, сковородки, противни, и иную посуду. При соприкосновении с источником тепла, это тепло без трудностей передается пище. Иногда бывает нужно уменьшить теплопроводность — тогда в этом случае применяют кастрюли из материалов с более низкой теплопроводностью, или готовят технологиями, при которых пище передается меньшее количество тепла. Приготовление блюд на водяной бане — как раз демонстрирует пример уменьшения теплопроводности. Известный и доступный пример использования материалов с высокой теплопроводностью на кухне — плита. Например, конфорки электроплиты сделаны из металла, дабыпредоставить хорошую передачу тепла от раскаленной спирали нагревательного элемента к кастрюле или сковородке. Долгое время алюминиевой посудой пользовались люди и всех она устраивала. Совершенно недавно алюминиевая посуда брала главнуюроль на кухне. В отличие от бронзы, меди, железа, серебра и золота, популярных уже много столетий, алюминий применяется в производстве посуды не так давно. Алюминиевые кастрюли легки, долговечны и недороги. Посуда, произведенная из алюминия, обладает хорошей теплопроводностью, поэтому еда в ней готовится быстро. В алюминиевой кастрюле хорошо кипятить молоко, варить овощи и каши. Алюминиевую посуду не стоитприменять в с целью приготовления борщей и кислых щей, тушения мяса и овощей, использования для квашения и соления, для хранения пищи.Так как алюминий достаточно мягкий металл, то он легко соскребается с поверхности. Но из школьного курса химии известно, что на воздухе алюминий покрывается тонкой плёнкой оксида алюминия, которая легко разрушается и также легко восстанавливается. Пища в алюминиевой посуде легко пригорает, отмывается же с большим трудом. Отмывать алюминиевую посуду, используя металлическую мочалку или щётку, нельзя. Алюминиевая посуда с тонкими стенками легко деформируется, утрачивая свой первоначальный вид и привлекательность.Помимо чистого алюминия в производстве посуды применяют и его сплавы. Эта посуда получается очень красивой: серебристо-матовой, полированной. Изготавливается различной толщины, в зависимости от её предназначения: толстая (от двух с половиной миллиметров) и тяжёлая для гусятниц и казанов, тонкая (до полутора миллиметров) и лёгкая для сковородок.Отопительная система.Целью любой системы отопления является эффективная передача энергии от теплоносителя (горячей воды) в помещение. Для этого применяют специальные элементы системы отопления – радиаторы. Радиаторы предусмотрены для увеличения теплопередачи накопившейся в концепции тепловой энергии в помещение. Они представляют собой секционную или монолитную конструкцию, внутри которой циркулирует теплоноситель. Главные свойства радиатора отопления: материал изготовления, тип конструкции, габаритные размеры (кол-во секций), теплоотдача. Чем выше этот показатель, тем меньше тепловых потерь будет при передаче энергии от теплоносителя в помещение. Лучший материал для изготовления радиаторов – это медь. Наиболее часто используют чугунные радиаторы; алюминиевые радиаторы; стальные радиаторы; биметаллические радиаторы.При изучении физики в школе стоит уделять внимание вопросам аналогии бытовых вопросов с изучением заявленной темы, практического применения физических знаний в быту, знакомить обучающихся с физическими явлениями, лежащими в основе работы приборов повседневного обихода. А также возможностям положительного и отрицательного влияния окружающих нас предметов. Тогда обучающиеся смогут легко соотнести полученных знания и бытовую жизнь, что поможет сформировать те или иные знания.2.2Экспериментальный способ изучения явлениятеплопроводности металловЛабораторная работа в виде экспериментального способа изучения явления теплопроводности металлов, т.к. это доступный вариант для многих исследователей. Лабораторная работа проводится в специально оснащенных оборудованием лабораториях, под руководством учителя. Перед выполнением работы следует повторить теоретическую часть, изученную в классе и в процессе домашней подготовки. Если возникли проблемы с оборудованием, стоит незамедлительно обратиться к преподавателю. Во время лабораторных работ выполнять учебные задания с максимальной степенью ответственностью. В процессе выполнения работы, вносить полученные данные в соответствующие таблицы. После выполнения лабораторной работы, выключить все приборы. По заданным формулам найти искомую величину, записать её единицы измерения. После этого написать вывод к выполненной лабораторной работе, и отдать на проверку преподавателю. Привести рабочее место в порядок. Цель: определить коэффициент теплопроводности металла, по полученному значению определить металл, который использовался в установке.Оборудование: два алюминиевых стаканчика соединенных между собой металлом цилиндрической формы (будем называть его образец), мензурка, холодная вода, горячая вода, штангенциркуль, два термометра, секундомер.Домашняя подготовка:- повторить понятие теплопроводности коэффициента теплопроводности; - узнать о существующих методов измерения коэффициента теплопроводности металлов;- познакомиться с калориметрическим методом;- записать определяющую формулу для вычисления коэффициента теплопроводности;- записать отчетные таблицы.Ход работы:измерить диаметр образца, посчитать его площадь и записать в тетрадь;налить холодную воду в мензурку, измерить её объем и записать в тетрадь;налить холодную воду в один из алюминиевых стаканчиков;повторить п.1 только с горячей водой (обратите внимание объемы горячей и холодной воды должны совпадать);налить горячую воду в другой алюминиевый стаканчик;закрыть плотно стаканчики крышкой, и в специально проделанные отверстия вставить термометры;Записать начальную температуру T0, используя секундомер через каждые 30 сек. записывать температуру горячей и холодной воды. В процессе измерения воду надо непрерывно перемешивать;вычислить коэффициент теплопроводности для каждой из температур по формуле:,где C1 - удельная теплоемкость алюминия, m1 - масса алюминиевых стаканчиков, C2 - удельная теплоемкость воды, m2 - масса воды, S - площадь образца, t - время,,T01- начальная температура горячей воды, T02- начальная температура холодной воды. из полученных данных вычислить среднее значение коэффициента теплопроводности;полученное значение сравнить с табличными значениями коэффициентов теплопроводности различных металлов, и узнать, из какого металла сделан образец.В практической части работы, мы определили коэффициент теплопроводности металла и по табличным данным узнали, какой металл использовался в заданной установке. Практическая значимость работы заключается в постановке лабораторной работы. Было рассмотрено несколько принципов лабораторных исследований, и выбран один наиболее подходящий. На основе этого принципе разработана лабораторная работа «Определение коэффициента теплопроводности металла».ЗаключениеВ процессе работы рассмотрели способы, формы и технологии методов научного познания при изучении физических явлений. Проведение исследований в теории познания физики связано с применением различных методов. Так, на эмпирическом уровне в основном используются общенаучные и частные методы, позволяющие создать базу для теоретического знания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявления важнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических принципов и законов.Обучающиеся в процессе изучения физики знакомятся и используют именно данными двумя методами научного познания. Но действительно ощутимый результат обучения и получения новых знаний будет только при использовании и теоретического, и эмпирического методов познания.В ходе изучения научно-методической литературы были рассмотрены эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа изучения физических явлений, можно сказать, что предмет их разный, т. е. теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их взаимосвязь; в этих зависимостях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление того или иного закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.Задания практической частивызывают интерес у обучающихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. При традиционной системе обучения практическая работа учащихся проводится, как правило, с целью закрепления теоретического материала и выполняется в соответствии с предложенной учителем инструкцией. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность привела к использованию практических работ в качестве источника новых знаний. Теория и методика изучения физических явлений включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением различных методов обучения.Список использованных источниковStudwood.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/911185/filosofiya/teoreticheskie_metody_poznaniya (дата обращения 04.12.2021).Баксанский, О. Е. Моделирование в науке: Построение физических моделей / О. Е. Баксанский. – М.: Ленанд, 2019.Василенко К.Н. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках физики. – Брянск: БИПКРО, 2007.Википедия – [Электронный ресурс]- Режим доступа: [https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C] дата обращения (04.12.2021)Галузо, И.В. Физич. картина мира, или заметки о формировании естественно-научного мировоззрения школьников // Человек. Общество. Свет. - 2006. - №2.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.Зенцова И.М. Классификация наблюдений и экспериментальных работ по физике // Учебная физика. – 2011.Идиатулин В.С. Физика как наука и учебная дисциплина // Физическое образование в вузах. – 2006.Кириков, М. В. Лаборатория учебного демонстрационного эксперимента по физике: учебное пособие / М. В. Кириков, А. М. Шитова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009.Методика обучения физике. Общие вопросы : курс лекций / Л. И. Губернаторова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. Методика обучения физике. Общие вопросы : курс лекций / Л. И. Губернаторова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005Морозов, В. К. Моделирование процессов и систем: Учебное пособие / В. К. Морозов. – М.: Академия, 2014. Основы научных исследований: Учебное пособие / В. М. Кожухар. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2013. Савельев И.В., 2005, Курс общей физики (в 5 книгах). - М.: АСТ: АстрельСкокова Л.В., Дамбуева А.Б. Значение школьного физического эксперимента для формирования универсальных учебных действий // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2016.Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. – М.: Академия, 2005.Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_teoreticheskogo_i_empiricheskogo_urovnya_poznaniya/ (дата обращения 04.12.2021).Станки эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stankiexpert.ru/spravochnik/materialovedenie/teploprovodnost-metallov.html (дата обращения 04.12.2021).Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.,2006.Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2005.Физика 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М: Просвещение, 2010.Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы. – М.: Эксмо, 2008.Хижиякова Л.С. Введение в методику обучения физике. Методология педагогического исследования . Ч.2. - М.: МГОУ, 2006.Ю.Е. Сахаров, Т.В. Воронина. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Методическое пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2009.

1) Studwood.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/911185/filosofiya/teoreticheskie_metody_poznaniya (дата обращения 04.12.2021).
2) Баксанский, О. Е. Моделирование в науке: Построение физических моделей / О. Е. Баксанский. – М.: Ленанд, 2019.
3) Василенко К.Н. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках физики. – Брянск: БИПКРО, 2007.
4) Википедия – [Электронный ресурс]- Режим доступа: [https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C] дата обращения (04.12.2021)
5) Галузо, И.В. Физич. картина мира, или заметки о формировании есте-ственно-научного мировоззрения школьников // Человек. Общество. Свет. - 2006. - №2.
6) Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
7) Зенцова И.М. Классификация наблюдений и экспериментальных работ по физике // Учебная физика. – 2011.
8) Идиатулин В.С. Физика как наука и учебная дисциплина // Физическое образование в вузах. – 2006.
9) Кириков, М. В. Лаборатория учебного демонстрационного эксперимента по физике: учебное пособие / М. В. Кириков, А. М. Шитова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009.
10) Методика обучения физике. Общие вопросы : курс лекций / Л. И. Губернаторова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020.
11) Методика обучения физике. Общие вопросы : курс лекций / Л. И. Губернаторова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020.
12) Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005
13) Морозов, В. К. Моделирование процессов и систем: Учебное пособие / В. К. Морозов. – М.: Академия, 2014.
14) Основы научных исследований: Учебное пособие / В. М. Кожухар. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
15) Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2013.
16) Савельев И.В., 2005, Курс общей физики (в 5 книгах). - М.: АСТ: Астрель
17) Скокова Л.В., Дамбуева А.Б. Значение школьного физического эксперимента для формирования универсальных учебных действий // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2016.
18) Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. – М.: Академия, 2005.
19) Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_teoreticheskogo_i_empiricheskogo_urovnya_poznaniya/ (дата обращения 04.12.2021).
20) Станки эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stankiexpert.ru/spravochnik/materialovedenie/teploprovodnost-metallov.html (дата обращения 04.12.2021).
21) Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.,2006.
22) Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2005.
23) Физика 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М: Просвещение, 2010.
24) Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы. – М.: Эксмо, 2008.
25) Хижиякова Л.С. Введение в методику обучения физике. Методология педагогического исследования . Ч.2. - М.: МГОУ, 2006.
26) Ю.Е. Сахаров, Т.В. Воронина. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Методическое пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2009.

Вопрос-ответ:

Какие существуют способы изучения физических явлений?

Существуют два основных способа изучения физических явлений: теоретический и эмпирический.

Что такое теоретический способ изучения физических явлений?

Теоретический способ изучения физических явлений основан на разработке и анализе физических моделей, математических уравнений и предположений, с помощью которых объясняются наблюдаемые явления и прогнозируются новые.

Что такое эмпирический способ изучения физических явлений?

Эмпирический способ изучения физических явлений основан на проведении экспериментов и наблюдении фактических данных. Через наблюдение и измерение ученые собирают эмпирические данные, чтобы проверить и подтвердить или опровергнуть теоретические предположения.

Как изучается явление теплопроводности металлов?

Явление теплопроводности металлов может изучаться с использованием теоретического и экспериментального подходов.

Что такое теоретический способ изучения явления теплопроводности металлов?

Теоретический способ изучения явления теплопроводности металлов включает в себя разработку физических моделей, уравнений и теорий, которые объясняют механизмы передачи тепла в металлах.

Что такое способы изучения физических явлений?

Способы изучения физических явлений - это различные методы и подходы, которые используются для получения знаний о физических явлениях и их закономерностях.

Какие методы научного познания используются при изучении физических явлений?

При изучении физических явлений используются как теоретические методы, так и экспериментальные методы научного познания.

Чем отличается теоретический способ изучения физических явлений от эмпирического способа?

Теоретический способ основан на логическом и математическом анализе явления, а эмпирический способ основан на наблюдении и эксперименте.