обзор основных документов признанных мировым и российским сообществами журналистов, утверждающих нормы профессиональной этики журналистов

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Этика
  • 9 9 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Документы, регулирующие журналистскую деятельность 3
2. Этические нормы журналиста в условиях формирования новой медиасреды 5
3. Роль «новой» и Гонзо-журналистики на медиарынке 8
4. Принципиальные трудности соблюдения законов профессиональной этики 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10


Фрагмент для ознакомления

Безусловно, ядро личности журналиста составляют его индивидуальные качества, такие, как честность, гуманизм, достоинство, самокритичность. Именно вокруг этого ядра концентрируются моральные качества, приобретаемые в профессиональной деятельности. 3. Роль «новой» и Гонзо-журналистики на медиарынкеИнтернет меняется чрезвычайно быстро, поэтому традиционные СМИ зачастую не успевают адаптироваться и принять новые формы журналистики, преобразованные потребностями электронной аудитории и уникальным каналом передачи информации – Интернетом. Сегодня многие новаторские течения в российской журналистике имеют возможность функционировать только в сети и можно предположить, что в ближайшее десятилетие данная тенденция не изменится. Статьи в жанре гонзо преимущественно проявляются в блогсфере и других социальных сервисах, поскольку Интернет-ресурсы менее подвергаются цензуре, и это дает возможность каждому писать так, как он хочет и то, что он хочет. Собственно, данная свобода и дала импульс развитию гонзо в России и других странах. Но такой интерес к этому жанру оформился не только в связи с отсутствием ограничений и цензуры. Первопричиной стала та однотипная манера подача информации в современной прессе. Простота подачи информации и ееэкспрессивная насыщенность в гонзо воспринимаются лучше и дают возможность, на наш взгляд, подробнее и глубже проанализировать событие. Гонзо-журналистика - это уже не молодое, но слабо развитое явление, проявляющееся не столько в системе традиционных СМИ, сколько в разнообразных нтернет-ресурсах. И благодаря своей оценочной насыщенности и простоте восприятия, задача гонзо-журналиста состоит не в том, чтобы дать объективную картину, а удивит и бросить вызов обществу. Этот жанр входит в «новую журналистику», связанную с такими авторами, как Том Вульф, Норманн Мейлер, Лестер Бэнгс, Терри Саутерн, Джон Бирмингем. Но «новая журналистика» склоняется к эстетике эссе и романов, а гонзо-журналистика - нечто иное, более беспощадное в плане социального разоблачения. 4. Принципиальные трудности соблюдения законов профессиональной этикиВ личном плане в случае возникновения моральных дилемм, связанных с реализацией профессиональной деятельности, мы считаем необходимым придерживаться следующих принципов. Во-первых, в случае возникновения моральной дилеммы в сознании должен срабатывать не страх от возможных последствий нарушений, а осознанность своих действий. Во-вторых, необходимо совершенствовать в себе психологию морально цельной, ответственной личности, имеющей собственный нравственно зрелый кодекс чести. Данное положение коррелируется с интервенционной теорией, в основе которой лежит этика самоуважения и человеческого достоинства, то есть тот внутренний нравственный стержень каждого человека, который служит индикатором морального здоровья социума и власти, а также определяет нравственный стандарт для журналиста. В-третьих, человек проявляется в том, что он делает. Следовательно, человека формируют его действия, мысли и слова. И, затрагивая вопросы моральности поступков, подразумевается не «общественный договор», а долг каждого морально ответственного человека перед собственным существованием. В-четвертых, максимизация моральных требований, возведение их в статус правовых норм искажает духовную мотивацию к социально значимой деятельности, внутреннюю потребность индивида в самосовершенствовании ради достижения личного и общественного блага.ЗаключениеНа наш взгляд, современная журналистика имеет значительный потенциал влияния на общественное мнение и на течение реальных социально-политических процессов, однако их реализация, по крайней мере, в российском медийном пространстве, сопряжено со значительными трудностями. В первую очередь, Россия не смогла окончательно расстаться с наследием тоталитаризма, и хотя административный ресурс давления на прессу исчерпан, косвенные механизмы влияния используются достаточно активно. Кроме того, нельзя забывать о том, что профессиональный журналист, как правило, инкорпорирован в общую систему профессиональных отношений – он является сотрудником редакции, придерживающейся определенной позиции, определенного этического кодекса, и, наконец, связанной, как и любая крупная бизнес-структура, с властью. Если же обратиться к мировому опыту, то можно обнаружить, что в условиях демократических режимов влияние журналистики на общество также существенно ограничено – но, уже требованиями рынка. В условиях изобилия информации и недостатка времени, общей загруженности, уровень культуры читательской аудитории в целом, несколько снизился, а интересы переориентировались в сторону скорее развлекательного контента. В таких условиях СМИ, чтобы продолжать свою деятельность, необходимо соблюдать сложный баланс между стремлением удовлетворять запросы аудитории и желанием выполнять свой профессиональный долг, как медиатора общественности. Таким образом, не только журналистика оказывает влияние на социальную действительность, но и она сама становится объектом ее воздействия. В настоящее время журналистская деятельность, как никогда ранее, вовлечена в политизированные процессы (даже если области профессионального интереса далеки от политики). И для того, чтобы журналист мог реализовывать свои настоящие функции, необходима выработка новых стратегий взаимодействия в коммуникативной модели «власть – СМИ – общество».Список использованной литературыГусейнов А. А. Что такое этика ненасилия? / А.А. Гусейнов// Идеи ненасилия в XXI веке: сб. науч. докл. – Пермь : Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2009. – С. 10-18.Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 19.12.2021).Международные принципы журналистской деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://www.proobraz27.ru/upload/medialibrary/a99/ovberdkmepxvxhbckqhqeiesfm%20qpsoohkqlbtvoxll%20tituldlttpbyihkyxdnlkxcwzvsntdzn%20mshxvsqois%20mq%20zxpwacilakizgamaelnqdunz.pdf (дата обращения: 22.04.2021).Международные стандарты профессиональной этики журналистов : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. – 102 с.Селезнев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде / Р.С. Селезнев, Е.И. Скрипак // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. - № 2 (54). – С. 125-132.Смирнова Е. А. История кодексов профессиональной этики в отечественной журналистике / Е.А. Смирнова // Вестник Московского университета. – 2014. - № 6. – С. 150-163.Тулисова В. А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к New Media / В.А. Тулисова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. - № 2. – С. 228-244.Чеботарев О. Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа / О.Ю. Чеботарев // Социально-гуманитарное знание. – 2020. - № 4. – С. 341-349.

1. Гусейнов А. А. Что такое этика ненасилия? / А.А. Гусейнов// Идеи ненасилия в XXI веке: сб. науч. докл. – Пермь : Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2009. – С. 10-18.
2. Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 19.12.2021).
3. Международные принципы журналистской деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://www.proobraz27.ru/upload/medialibrary/a99/ovberdkmepxvxhbckqhqeiesfm%20qpsoohkqlbtvoxll%20tituldlttpbyihkyxdnlkxcwzvsntdzn%20mshxvsqois%20mq%20zxpwacilakizgamaelnqdunz.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
4. Международные стандарты профессиональной этики журналистов : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. – 102 с.
5. Селезнев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде / Р.С. Селезнев, Е.И. Скрипак // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. - № 2 (54). – С. 125-132.
6. Смирнова Е. А. История кодексов профессиональной этики в отечественной журналистике / Е.А. Смирнова // Вестник Московского университета. – 2014. - № 6. – С. 150-163.
7. Тулисова В. А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к New Media / В.А. Тулисова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. - № 2. – С. 228-244.
8. Чеботарев О. Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа / О.Ю. Чеботарев // Социально-гуманитарное знание. – 2020. - № 4. – С. 341-349.