Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 83 83 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 11.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ 34
2.1 Методики диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 34
2.2 Диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.3 Рекомендации по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Каждое мероприятие может включать три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть включает ритуал приветствия, что способствует сближению родителей, снятию эмоционального напряжения, а также рефлексию предыдущих занятий.
Основная часть включает мини-лекции, упражнения, позволяющие рассмотреть основные проблемы формирования эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.
Заключительная часть включает рефлексия занятия и ритуал прощания.
В таблице 6 представлен примерный тематический план работы с родителями по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 6
Примерный тематический план работы с родителями по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
№ Мероприятие Цель Содержание 1 Вводное родительское собрание Ознакомление родителей с основными направлениями работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста, формирование установки на сотрудничество 1. Вводная часть. Направлена на знакомство участников друг с другом.
2. Основная часть. Ознакомление с целями и задачи проводимой работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста, с результатами диагностики детей, экскурсия по ДОО.
3. Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развития сплоченности и рефлексию 2 Семинар «Эмоции, их роль в развитии личности ребенка» Формирование педагогической компетентности родителей по проблеме эмоционального развития ребенка-дошкольника 1. Вводная часть. Целевая установка на совместную работу.
2.Основная часть. Знакомство с эмоциями и их роли в развитии детей. Виды эмоций. Страх и тревога. Тревожность как свойство личности.
3. Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развития сплоченности и рефлексию 3 Родительская гостиная «В гостях у психолога» Формировать представления о тревожности, особенности ее проявления в дошкольном возрасте 1. Вводная часть. Целевая установка на совместную работу.
2.Основная часть. Выступление педагога-психолога о тревожности, ее влиянии на формирование личности ребенка. Необходимость профилактики. Обмен опыта родителями по преодолению страхов и тревожности у своих детей.
3. Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развития сплоченности и рефлексию 4 Тренинг «Эмоции и их влияние на поведение и деятельность» Информировать родителей о влиянии эмоций на поведение и деятельность 1. Вводная часть. Целевая установка на совместную работу.
2. Основная часть направлена на ознакомление с теоретическим материалом по эмоциям, практическая работа направлена на ознакомление с навыками саморегуляции, аутотренинга.
3.Заключительная часть направлена на оказание психологической поддержки и рефлексию занятия. 5 Консультирование групповое Формирование компетентности родителей по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста Наглядные формы работы: оформление родительского уголка в приемной группы, где размещены цели и задачи проводимой работы, список рекомендованной методической литературы, картотеки игр 6 Семинар-практикум «Играем с детьми» Формирование практических умений родителей организовывать игры, направленные на развитие навыков общения, эмоционально-волевой сферы детей 1. Вводная часть. Целевая установка на совместную работу.
2.Основная часть. Ознакомление с играми и методиками, направленными на развитие эмоциональной сферы детей, снижение тревожности, с проективными методики диагностики тревожности.
3. Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развития сплоченности и рефлексию 7 Консультации (индивидуально по запросу) Формирование компетентности родителей по преодолению тревожности у конкретного ребенка по запросу родителей Индивидуально с каждым родителем по запросу, разработка рекомендаций для конкретного ребенка в зависимости от уровня тревожности и наличия страхов, фобий 8 Заключительное родительское собрание «Итоги работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста» Оценка результатов проведенной работы Заключительное родительское собрание с подведением итогов совместной работы, ознакомление с результатами повторной диагностики детей, разработка перспектив дальнейшей работы в следующем учебном году.
Для родителей были разработаны рекомендации по развитию эмоций и преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Главная цель работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в семье – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире.
Дома родители могут использовать различные игры, с которыми они могут познакомиться в детском саду, в уголке для родителей (пример игры в Приложении 3). Родители могут проводить игры, которые позволят сформировать у детей представления об эмоциях, особенностях их проявления, а также представления о способах эмоциональной регуляции своего состояния.
Также родители могут знакомить детей с миром эмоций при чтении художественной литературы. В процессе домашнего чтения с детьми можно порекомендовать такие произведения, как сказки народные и авторские (С.Т. Аксаков, П.П. Ершов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и другие), поэзию (С.А. Есенин, С. Михалков, Ф.И. Тютчев, К. Чуковский и другие), а также произведения зарубежной литературы (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие).
Чтение должно сопровождаться беседой с ребенком, обсуждением эмоций героев, их состояния, поступков. Можно провести анализ эмоций, переживаний, а также способов эмоциональной регуляции, конструктивного разрешения конфликтов. Вопросы родителей должны побуждать детей думать, размышлять, чтобы понять внутренний мир и переживания героев произведения.
Важно эмоциональное принятие родителями ребенка, открытое проявление чувств самими родителями. Это будет способствовать установлению контакта с ребенком, формированию эмоциональной привязанности. Проявление положительных эмоций в процессе общения с ребенком, личный пример умений адекватного проявления эмоций, саморегуляции, а также наличие дружеских и теплых отношений благоприятно складывается на психологическом климате в семье.
Таким образом, для педагогов и родителей были разработаны рекомендации по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных направлений выделены: формирование представлений об эмоциях, чувствах, видах эмоций, особенностях их проявлений в общении, поведении; создание условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, снижения уровня эмоциональной тревожности, формирования положительного эмоционального состояния, позитивных эмоций; развитие социальных эмоций детей – эмоциональной отзывчивости, чувства долга, справедливости, адекватной эмоциональной реакции на успехи и неудачи сверстников, стремление оказывать им поддержку, сочувствие. Были определены примерные темы занятий, виды игр и упражнений, а также примерный план мероприятий по взаимодействию с родителями. Разработанные рекомендации, по нашему мнению, будут способствовать повышению уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях, снижению эмоциональной тревожности, формированию социальных эмоций, что в свою очередь благоприятно отразиться на эмоциональном развитии дошкольников в целом.
Выводы по главе 2
На первом этапе эмпирического исследования были определены направления исследования и подобраны диагностические методики. Направления исследования включали изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях, изучение эмоционального состояния детей, изучение эмоциональной тревожности, а также изучение уровня сформированности социальных эмоций. В качестве методик диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста использовались тесты «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова), «Паровозик» (С.В. Валиева), «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен), «Изучение социальных эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Для каждой методики был подобран диагностический наглядный материал, определены критерии оценки и характеристика уровней эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В ходе диагностики был определен уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень эмоционального развития выявлен у 25% детей старшего дошкольного возраста. У них отмечается сформированность представлений об эмоциях и чувствах, положительное эмоциональное состояние, низкий уровень тревожности, наличие социальных эмоций в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками. Средний уровень эмоционального развития выявлен у 60% детей старшего дошкольного возраста. Для данных детей характерны частичная сформированность представлений об отдельных эмоциях, негативное эмоциональное состояние низкой степени выраженности, средний уровень эмоциональной тревожности, эпизодическое проявление социальных эмоций. Низкий уровень эмоционального развития выявлен у 15% детей старшего дошкольного возраста. Эти дети отличаются недостаточной сформированностью представлений об эмоциях, негативным эмоциональным состоянием средней степени выраженности, повышенной тревожностью, недостаточным уровнем социальных эмоций.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных направлений выделены: формирование представлений об эмоциях, чувствах, видах эмоций, особенностях их проявлений в общении, поведении; создание условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, снижения уровня эмоциональной тревожности, формирования положительного эмоционального состояния, позитивных эмоций; развитие социальных эмоций детей – эмоциональной отзывчивости, чувства долга, справедливости, адекватной эмоциональной реакции на успехи и неудачи сверстников, стремление оказывать им поддержку, сочувствие. Были определены примерные темы занятий, виды игр и упражнений, а также примерный план мероприятий по взаимодействию с родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном исследовании были теоретически обоснованы, выявлены и апробированы методы и приемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были решены поставленные задачи.
Во-первых, была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научной литературы показал, что эмоции – это один из компонентов эмоциональной сферы личности рассматривается как переживание, отражение и отношение к определенным событиям. Эмоции представляются как комплекс реакций, выполняющий функции побуждения, подкрепления, коммуникации и другие.
Среди эмоциональных состояний можно выделить стресс, настроение, разочарование, аффект. Они отличаются от эмоциональных процессов тем, что их трудно дифференцировать, а также то, что они являются более устойчивыми и продолжительными.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления об основных эмоциях, развиваются социальные и нравственные эмоции и чувства, умения выражать свое эмоциональное состояние посредством речи и невербальных средств, умение понимать эмоции и чувства других людей.
Старший дошкольный возраст – это период развития познавательных процессов, начало формирования произвольности, развития познавательных мотивов, коммуникативных умений и волевых качеств, эмоционального развития.
У детей старшего дошкольного возраста углубляются представления о базовых эмоциях и чувствах, социальных и нравственных эмоциях, формируются умения регулировать свое эмоциональное состояние, учитывать эмоции других людей в процессе общения и совместной деятельности.
Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста используются словесные, наглядные и практические методы и приемы.
Словесные методы эмоционального развития включают беседы об эмоциях, о способах выражения эмоций, беседы по итогам прочтения художественной литературы, обсуждение эмоций и поступков героев, этические беседы о социальных и нравственных чувствах, чтение художественной литературы, словесное рисование.
Наглядные методы включают в себя методы иллюстрации, демонстрации различных эмоций, картинок, пиктограмм, моделей, фотографий, репродукций картин, просмотр мультфильмов и спектаклей, показ эмоций.
Практические методы и приемы – это различные упражнения, этюды, игровые ситуации, моделирование эмоций. Особую группу занимают игровые методы, которые являются наиболее эффективными в работе по развитию эмоций детей.
Во-вторых, был выявлен уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В процессе практической работы были определены направления исследования и подобраны диагностические методики. Направления исследования включали изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях, изучение эмоционального состояния детей, изучение эмоциональной тревожности, а также изучение уровня сформированности социальных эмоций.
В качестве методик диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста использовались тесты «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова), «Паровозик» (С.В. Валиева), «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен), «Изучение социальных эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Для каждой методики был подобран диагностический наглядный материал, определены критерии оценки и характеристика уровней эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В ходе диагностики был определен уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень эмоционального развития выявлен у 25% детей старшего дошкольного возраста. У них отмечается сформированность представлений об эмоциях и чувствах, положительное эмоциональное состояние, низкий уровень тревожности, наличие социальных эмоций в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками.
Средний уровень эмоционального развития выявлен у 60% детей старшего дошкольного возраста. Для данных детей характерны частичная сформированность представлений об отдельных эмоциях, негативное эмоциональное состояние низкой степени выраженности, средний уровень эмоциональной тревожности, эпизодическое проявление социальных эмоций.
Низкий уровень эмоционального развития выявлен у 15% детей старшего дошкольного возраста. Эти дети отличаются недостаточной сформированностью представлений об эмоциях, негативным эмоциональным состоянием средней степени выраженности, повышенной тревожностью, недостаточным уровнем социальных эмоций.
В-третьих, были разработаны рекомендации по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
В качестве основных направлений выделены: формирование представлений об эмоциях, чувствах, видах эмоций, особенностях их проявлений в общении, поведении; создание условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, снижения уровня эмоциональной тревожности, формирования положительного эмоционального состояния, позитивных эмоций; развитие социальных эмоций детей – эмоциональной отзывчивости, чувства долга, справедливости, адекватной эмоциональной реакции на успехи и неудачи сверстников, стремление оказывать им поддержку, сочувствие.
Работу по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста можно проводить как в рамках специальных занятий, так и в режимных моментах.
Занятия по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста проводятся с целью ознакомления с видами эмоций, формирования умений их проявлять, узнавать, а также регулировать свое эмоциональное состояние в процессе взаимодействия со сверстниками.
В режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей (игра, изобразительное творчество, конструирование) педагог может проводить беседы, корректировать поведение детей, указывать на недопустимость определенного поведения (конфликты, негативные эмоциональные реакции).
В разработанных рекомендациях были предложены примерные темы занятий, виды игр и упражнений, а также примерный план мероприятий по взаимодействию с родителями.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акбаева, Д.Д. Психологические особенности эмоционального благополучия ребенка в семье [Текст] / Д.Д. Акбаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-3. – С. 299–306.
Александрова, Е.В. Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении [Текст] / Е.В. Александрова, Т.Н. Извекова, С.С. Лайшева, О.Н. Меледина // Вестник научных конференций. – 2017. – № 9-2 (25). – С. 8–9.
Артюх, И. Развиваем эмоциональный интеллект: для детей 6-7 лет: для старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Артюх. – М.: Эксмодетство, 2020. – 70 с.
Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 103 с.
Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
Вилюнас, В.К. Психология эмоций: хрестоматия [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии [Текст] / К.А. Вологдина // Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы: сб. статей / под ред. Ю.В. Братчиковой. – Екатеринбург, 2013. – 184 с.
Выготский, Л.С. Учение об эмоциях. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1984. – Т.4. – 433 с.
Галецкая, О.В. Развиваем эмоциональный интеллект: радость, грусть, удивление, страх, злость, интерес, стыд: для детей 5-6 лет [Текст] / О.В. Галецкая, Т.Ю. Азарина. – М.: Эксмодетство, 2020. – 70 с.
Гамова, С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости [Текст] / С.Н. Гамова, И.В. Фаустова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 309.
Гостинщикова, И.Ю. Эмоциональное благополучие как один из компонентов психологического здоровья дошкольников [Текст] / И.Ю. Гостинщикова // Клинико-лабораторный консилиум. – 2014. – № 2-S2. – С. 67–69a.
Деркунская, В.А. Обеспечение эмоционального благополучия и оздоровление дошкольников в музыкальной деятельности [Текст] / В.А. Деркунская, О.А. Кукушкина // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1 (106). – С. 10–12.
Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. Опыт изложения с психо-физиологической точки зрения: о психологии, психопатологии и физиологии эмоций [Текст] / В.С. Дерябин. – М.: URSS: ЛЕНАНД, 2021. – 296 с.
Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / сост. и ред. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 171 с.
Дробная, А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО [Текст] / А.С. Дробная // Научный журнал. – 2016. – № 6 (7). – С. 135–136.
Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. [Текст] / Н.С. Ежкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49 с.
Жукова, М.А. Азбука эмоций: с крупными буквами: для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Жукова. – М.: УМка, 2020. – 30 с.
Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – С. 7-32.
Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. – СПб. : Питер, 2003. – 464 с.
Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752с.
Карелина, И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс [Текст]: монография / И.О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 178 с.
Китаев-Смык, Л.А. Стресс. Эмоции и соматика [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический проект, 2020. – 461 с.
Ковалец, И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере [Текст] / И.В. Ковалец. – М.: Владос, 2003. – 136 с.
Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Речь, 2002. – 198 с.
Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
Мазурина, Н.Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками [Текст] / Н.Б. Мазурина // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 796–799.
Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст] / В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2016. – 48 с.
Муратова, Н.В. Игротерапия [Текст] / Н.В. Муратова, М.Н. Халус // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск, 2021. – С. 125-127.
Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: Воронеж : НПО «Модек», 1995. – 356 с.
Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2005. – Т.2. – 576 с.
Орлова, Е.А. Эмоциональное благополучие детей в образовательной среде ДОУ: диагностико-коррекционный аспект [Текст] / Е.А. Орлова // Вестник Академии права и управления. – 2016. – № 1 (42). – С. 159–163.
Пархоменко, С.В. Волшебство эмоций: эмоциональный интеллект для детей [Текст]: книга для чтения с родителями: для старшего дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Пархоменко. – СПб.: Банда умников, 2020. – 47 с.
Первичко, Е.И. Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект / Е. И. Первичко. – М.: Когито-Центр, 2020. – 362 с.
Рагулина, М.В. Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование [Текст]: монография / М.В. Рагулина. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. – 115 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Три кота. В мире эмоций [Текст]: для детей дошкольного возраста / Е. Меркурьева. – М.: Лев, 2020. – 44 с.
Тупичкина, Е.А. Проблема эмоционального благополучия детей в истории отечественной педагогической мысли [Текст] / Е.А. Тупичкина, И.В. Попова // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2016. – № 4 (5). – С. 25–30.
Ульева, Г.В. Азбука эмоций: для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Ульева. – М.: УМка: Симбат, 2021. – 30 с.
Ульева, Е.А. Компас эмоций. Интерес : сборник сказок для развития эмоционального интеллекта [Текст]: для чтения взрослыми детям: 5-7 лет / Е.А. Ульева. – М.: Clever, 2020. – 57 с.
Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М : Просвещение, 1995. – 291 с.
Фаустова, И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости [Текст] / И.В. Фаустова, С.Н. Гамова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 32–39.
Харрис, С.Р. Приглашение в социологию эмоций[Текст]: учебник / С.Р. Харрис; перевод с английского О.А. Симоновой. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 223 с.
Шиманская, В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей: учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими [Текст] / В. Шиманская. – СПб.: Питер, 2021. – 301 с.
Шиманская, В.А. Где живут эмоции? [Текст]: практические задания для развития эмоционального интеллекта: для старшего дошкольного возраста : для чтения взрослыми детям / В.А. Шиманская. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 101 с.
Экман, П. Психологи эмоций [Текст] / П. Экман; пер. с англ. В. Кузин. – СПб.: Питер, 2020. – 446 с.
Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – М.: Современное слово, 2018. – 768 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методики диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Рисунок 1.1. Стимульный материал к методике «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова) – задание 1
Рисунок 1.2. Стимульный материал к методике «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова) – задание 2
Рисунок 1.3. Стимульный материал к методике «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова) – задание 3
Рисунок 1.4. Стимульный материал к методике «Паровозик» (С.В. Велиева)
Рисунок 1.5. Стимульный материал к методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен) – для девочек
Рисунок 1.6. Стимульный материал к методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен) – для мальчиков
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Таблица 2.1
Результаты диагностики по методике «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова)
Список детей Задание 1. «Друзья-гномы» Задание 2. «Художник» Задание 3. «Фотограф» Уровень представлений об эмоциях 1 высокий высокий высокий высокий 2 средний высокий средний средний 3 средний средний средний средний 4 низкий низкий низкий низкий 5 высокий средний средний средний 6 высокий высокий высокий высокий 7 средний средний средний средний 8 средний средний средний средний 9 средний высокий средний средний 10 средний средний высокий средний 11 средний средний средний средний 12 низкий низкий низкий низкий 13 высокий высокий высокий высокий 14 средний средний средний средний 15 высокий высокий высокий высокий 16 низкий низкий низкий низкий 17 средний средний средний средний 18 средний высокий средний средний 19 высокий высокий высокий высокий 20 средний средний средний средний
Таблица 2.2
Результаты диагностики по методике «Паровозик» (С.В. Велиева)
Список детей Баллы Эмоциональное состояние 1 2 позитивное 2 1 позитивное 3 4 негативное низкой степени выраженности 4 8 негативное средней степени выраженности 5 5 негативное низкой степени выраженности 6 3 позитивное 7 5 негативное низкой степени выраженности 8 6 негативное низкой степени выраженности 9 позитивное 10 4 негативное низкой степени выраженности 11 4 негативное низкой степени выраженности 12 9 негативное средней степени выраженности 13 2 позитивное 14 6 негативное низкой степени выраженности 15 2 позитивное 16 7 негативное средней степени выраженности 17 1 позитивное 18 4 негативное низкой степени выраженности 19 3 позитивное 20 5 негативное низкой степени выраженности
Таблица 2.3
Результаты диагностики по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен)
Список детей Количество негативных выборов Индекс тревожности Уровень тревожности 1 1 7,1 низкий 2 2 14,3 низкий 3 4 28,6 средний 4 4 28,6 средний 5 1 7,1 низкий 6 1 7,1 низкий 7 3 21,4 средний 8 5 35,7 средний 9 4 28,6 средний 10 8 57,1 высокий 11 4 28,6 средний 12 9 64,3 высокий 13 2 14,3 низкий 14 2 14,3 низкий 15 5 35,7 средний 16 7 50,0 высокий 17 3 21,4 средний 18 3 21,4 средний 19 2 14,3 низкий 20 6 42,9 средний
Таблица 2.4
Результаты диагностики по методике «Изучение социальных эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Список детей Критерии Сум-ма бал-лов Уро-вень эмоцио-нальное отно-шение к сверст-никам оказа-ние помо-щи чувство долга эмоцио-нальная отзыв-чивость эмоцио-нальная реакция на успех и неудачи 1 2 2 2 2 2 10 высокий 2 2 1 1 1 1 6 средний 3 1 1 1 1 1 5 средний 4 1 0 0 1 0 2 низкий 5 2 1 2 1 1 7 средний 6 2 1 1 2 2 8 высокий 7 1 0 0 1 1 3 низкий 8 1 1 1 2 1 6 средний 9 1 1 1 1 1 5 средний 10 1 0 0 2 2 5 средний 11 2 0 0 1 2 5 средний 12 1 0 0 1 0 2 низкий 13 2 2 2 1 2 9 высокий 14 1 1 1 1 1 1 средний 15 2 2 2 2 2 10 высокий 16 1 0 0 1 1 3 низкий 17 1 0 1 1 0 3 низкий 18 2 0 1 1 1 5 средний 19 1 1 1 1 2 6 средний 20 2 1 1 1 2 7 средний
Таблица 2.5
Сводные результаты по всем методикам
Список детей Направления диагностики Итоговый уровень представ-ления об эмоциях эмоциональное состояние уровень тревож-ности уровень социальных эмоций 1 высокий позитивное низкий высокий высокий 2 средний позитивное низкий средний средний 3 средний негативное низкой степени выраженности средний средний средний 4 низкий негативное средней степени выраженности средний низкий низкий 5 средний негативное низкой степени выраженности низкий средний средний 6 высокий позитивное низкий высокий высокий 7 средний негативное низкой степени выраженности средний низкий средний 8 средний негативное низкой степени выраженности средний средний средний 9 средний позитивное средний средний средний 10 средний негативное низкой степени выраженности высокий средний средний 11 средний негативное низкой степени выраженности средний средний средний 12 низкий негативное средней степени выраженности высокий низкий низкий 13 высокий позитивное низкий высокий высокий 14 средний негативное низкой степени выраженности низкий средний средний 15 высокий позитивное средний высокий высокий 16 низкий негативное средней степени выраженности высокий низкий низкий 17 средний позитивное средний низкий средний 18 средний негативное низкой степени выраженности средний средний средний 19 высокий позитивное низкий средний высокий 20 средний негативное низкой степени выраженности средний средний средний
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Игра «Путешествие в мир эмоций»
Уважаемые родители! Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас получится 20 карточек с персонажами сказок, 12 карточек с изображением частей лица. Вырежьте и склейте кубик. На нем изображены схемы эмоций.
Варианты игры:
1. Ведущий раскладывает карточки лицевой стороной вверх. Каждый игрок бросает кубик по очереди, называет эмоцию, находит карточку со сказочным героем с данной эмоцией. Правильный ответ – забирает карточку себе, неправильный – кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
2. Ведущий раздает разрезные карточки с изображением частей лица. Необходимо составить портрет, назвать эмоцию и найти карточку со сказочным героем с данной эмоцией. Выигрывает тот, кто быстрее всех справился с заданием.
3. Ведущий раздает карточки со сказочными героями. Необходимо расставить карточки по порядку: сначала позитивные эмоции, затем негативные и объяснить свой выбор. Выигрывает тот, кто правильно выполнил и дал самые точные и оригинальные ответы.
4. Ведущий показывает карточку, а игрок должен изобразить эмоцию. Выигрывает тот, кто наиболее точно передаст эмоциональное состояние.
Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – С. 51.
Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2005. – Т.2. – С. 79.
Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2010. – С. 7.
Деркунская В.А., Кукушкина О.А. Обеспечение эмоционального благополучия и оздоровление дошкольников в музыкальной деятельности // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1 (106). – С. 10.
Александрова Е.В. Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении // Вестник научных конференций. – 2017. – № 9-2 (25). – С. 8.
Харрис С.Р. Приглашение в социологию эмоций. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. – С. 17.
Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. – М.: URSS: ЛЕНАНД, 2021. – С. 134.
Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1986. – С. 14.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Собр. соч. – М., 1984. – Т.4. – С. 185.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Академия, 2004. – С. 59.
Мазурина Н.Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 797.
Гостинщикова И.Ю. Эмоциональное благополучие как один из компонентов психологического здоровья дошкольников // Клинико-лабораторный консилиум. – 2014. – № 2-S2. – С. 67.
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 105.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: Аркти, 2016. – С. 11.
Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – С. 215.
Рагулина М.В. Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. – С. 38.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – С. 81.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Речь, 2002. – С. 49.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001. – С. 34.
Галецкая О.В., Азарина Т.Ю. Развиваем эмоциональный интеллект. – М.: Эксмодетство, 2020. – С. 8.
Жукова М.А. Азбука эмоций: с крупными буквами. – М.: УМка, 2020. – С. 10.
Пархоменко С.В. Волшебство эмоций. – СПб.: Банда умников, 2020. – С. 6.
Ульева Г.В. Азбука эмоций: для детей старшего дошкольного возраста. – М.: УМка: Симбат, 2021. – С. 9.
Муратова Н.В. Игротерапия // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск, 2021. – С. 125.
Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Академия, 2004. – С. 191.
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – С. 14.
Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 51.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 154.
7
Sheet1
Диаграмма1
высокий
средний
низкий
25.00
60.00
15.00
высокий
средний
низкий
25.00
60.00
15.00
Sheet1
Диаграмма1
позитивное (высокий уровень)
негативное, низкой степени (средний уровень)
негативное, средней степени (низкий уровень)
40.00
45.00
15.00
позитивное (высокий уровень)
негативное, низкой степени (средний уровень)
негативное, средней степени (низкий уровень)
40.00
45.00
15.00
Sheet1
Диаграмма1
высокий
средний
низкий
15.00
50.00
35.00
высокий
средний
низкий
15.00
50.00
35.00
Sheet1
Диаграмма1
высокий
средний
низкий
20.00
55.00
25.00
высокий
средний
низкий
20.00
55.00
25.00
2. Александрова, Е.В. Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении [Текст] / Е.В. Александрова, Т.Н. Извекова, С.С. Лайшева, О.Н. Меледина // Вестник научных конференций. – 2017. – № 9-2 (25). – С. 8–9.
3. Артюх, И. Развиваем эмоциональный интеллект: для детей 6-7 лет: для старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Артюх. – М.: Эксмодетство, 2020. – 70 с.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 103 с.
5. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций: хрестоматия [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
7. Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии [Текст] / К.А. Вологдина // Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы: сб. статей / под ред. Ю.В. Братчиковой. – Екатеринбург, 2013. – 184 с.
8. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1984. – Т.4. – 433 с.
9. Галецкая, О.В. Развиваем эмоциональный интеллект: радость, грусть, удивление, страх, злость, интерес, стыд: для детей 5-6 лет [Текст] / О.В. Галецкая, Т.Ю. Азарина. – М.: Эксмодетство, 2020. – 70 с.
10. Гамова, С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости [Текст] / С.Н. Гамова, И.В. Фаустова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 309.
11. Гостинщикова, И.Ю. Эмоциональное благополучие как один из компонентов психологического здоровья дошкольников [Текст] / И.Ю. Гостинщикова // Клинико-лабораторный консилиум. – 2014. – № 2-S2. – С. 67–69a.
12. Деркунская, В.А. Обеспечение эмоционального благополучия и оздоровление дошкольников в музыкальной деятельности [Текст] / В.А. Деркунская, О.А. Кукушкина // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1 (106). – С. 10–12.
13. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. Опыт изложения с психо-физиологической точки зрения: о психологии, психопатологии и физиологии эмоций [Текст] / В.С. Дерябин. – М.: URSS: ЛЕНАНД, 2021. – 296 с.
14. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / сост. и ред. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 171 с.
15. Дробная, А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО [Текст] / А.С. Дробная // Научный журнал. – 2016. – № 6 (7). – С. 135–136.
16. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. [Текст] / Н.С. Ежкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49 с.
17. Жукова, М.А. Азбука эмоций: с крупными буквами: для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Жукова. – М.: УМка, 2020. – 30 с.
18. Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – С. 7-32.
19. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. – СПб. : Питер, 2003. – 464 с.
20. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752с.
22. Карелина, И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс [Текст]: монография / И.О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 178 с.
23. Китаев-Смык, Л.А. Стресс. Эмоции и соматика [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический проект, 2020. – 461 с.
24. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере [Текст] / И.В. Ковалец. – М.: Владос, 2003. – 136 с.
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
26. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
27. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Речь, 2002. – 198 с.
28. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
29. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
30. Мазурина, Н.Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками [Текст] / Н.Б. Мазурина // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 796–799.
31. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст] / В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2016. – 48 с.
32. Муратова, Н.В. Игротерапия [Текст] / Н.В. Муратова, М.Н. Халус // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск, 2021. – С. 125-127.
33. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: Воронеж : НПО «Модек», 1995. – 356 с.
34. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2005. – Т.2. – 576 с.
35. Орлова, Е.А. Эмоциональное благополучие детей в образовательной среде ДОУ: диагностико-коррекционный аспект [Текст] / Е.А. Орлова // Вестник Академии права и управления. – 2016. – № 1 (42). – С. 159–163.
36. Пархоменко, С.В. Волшебство эмоций: эмоциональный интеллект для детей [Текст]: книга для чтения с родителями: для старшего дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Пархоменко. – СПб.: Банда умников, 2020. – 47 с.
37. Первичко, Е.И. Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект / Е. И. Первичко. – М.: Когито-Центр, 2020. – 362 с.
38. Рагулина, М.В. Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование [Текст]: монография / М.В. Рагулина. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. – 115 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
40. Три кота. В мире эмоций [Текст]: для детей дошкольного возраста / Е. Меркурьева. – М.: Лев, 2020. – 44 с.
41. Тупичкина, Е.А. Проблема эмоционального благополучия детей в истории отечественной педагогической мысли [Текст] / Е.А. Тупичкина, И.В. Попова // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2016. – № 4 (5). – С. 25–30.
42. Ульева, Г.В. Азбука эмоций: для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Ульева. – М.: УМка: Симбат, 2021. – 30 с.
43. Ульева, Е.А. Компас эмоций. Интерес : сборник сказок для развития эмоционального интеллекта [Текст]: для чтения взрослыми детям: 5-7 лет / Е.А. Ульева. – М.: Clever, 2020. – 57 с.
44. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М : Просвещение, 1995. – 291 с.
45. Фаустова, И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости [Текст] / И.В. Фаустова, С.Н. Гамова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 32–39.
46. Харрис, С.Р. Приглашение в социологию эмоций[Текст]: учебник / С.Р. Харрис; перевод с английского О.А. Симоновой. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 223 с.
47. Шиманская, В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей: учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими [Текст] / В. Шиманская. – СПб.: Питер, 2021. – 301 с.
48. Шиманская, В.А. Где живут эмоции? [Текст]: практические задания для развития эмоционального интеллекта: для старшего дошкольного возраста : для чтения взрослыми детям / В.А. Шиманская. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 101 с.
49. Экман, П. Психологи эмоций [Текст] / П. Экман; пер. с англ. В. Кузин. – СПб.: Питер, 2020. – 446 с.
50. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – М.: Современное слово, 2018. – 768 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет эмоциональное развитие детей дошкольного возраста?
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста играет важную роль в их общем развитии и формировании личности. Оно влияет на их социальные навыки, интеллектуальные способности, адаптацию к окружающему миру и эмоциональную гармонию.
Что говорит психолого-педагогическая литература об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста?
Психолого-педагогическая литература подчеркивает важность изучения эмоционального развития детей дошкольного возраста. Она описывает этапы развития эмоций, рассматривает особенности эмоциональных реакций детей и предлагает методы и приемы для их развития.
Какие особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста в контексте эмоционального развития?
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять более сложные эмоции, у них развивается способность различать и называть свои эмоции. Они становятся более самостоятельными, но могут переживать эмоциональные конфликты. У них формируется эмоциональная регуляция и способность сопереживать другим.
Какие методы и приемы существуют для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?
Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста используются различные методы и приемы, такие как игровая деятельность, театральная игра, художественное творчество, использование эмоциональных картинок и многое другое. Важно создавать поддерживающую и эмоционально-богатую среду для детей.
Каковы выводы, сделанные в главе о эмоциональном развитии детей дошкольного возраста?
Выводы, сделанные в главе о эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, указывают на важность изучения и развития эмоциональной сферы детей. Эмоциональное развитие влияет на все аспекты жизни ребенка и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей.
Что изучается в третьей главе "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"?
В третьей главе исследуется эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и методы его развития.
Какие особенности детей старшего дошкольного возраста характерны для их эмоционального развития?
Дети старшего дошкольного возраста отличаются в выраженности эмоций, имеют возрастную направленность эмоций и находятся на стадии развития преувеличенных эмоциональных реакций.
Какие методы и приемы можно использовать для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?
Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста могут применяться такие методы и приемы, как игровая деятельность, использование детской литературы, кукольный театр, рисование и т.д.
Какая информация содержится в выводах по третьей главе?
В выводах по третьей главе подводится итог проведенного исследования эмоционального развития детей дошкольного возраста и методов его развития.