Детская этимология. Смежные с народной этимологией явления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 19 19 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 23.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Детская этимология…………………………………...стр.5-9
Глава 2. Детская и народная этимология: смежные явления...стр.10-14
Заключение………………………………………………………стр.15-16
Список литературы……………………………………………..стр.17-18

Фрагмент для ознакомления

Проблема паронимии возникает как следствие преднамеренного сближения или непреднамеренного смешения (тогда это речевая ошибка) паронимов в речи. [12]Паронимами являются однокорневые слова, относящиеся к одной части речи. При сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловые различия.Например, «адресат» - тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление [13] и «адресант» - лицо, адресующее кому-нибудь почтовое отправление. Таких пар можно найти огромное множество: статут - статус, дипломант - дипломат, континент - контингент, поступок - проступок, останки - остатки, бережный - бережливый, смешной - смешливый, соседний - соседский и т.д.Иными словами, можно сказать, что представитель языка путает схожие по звучанию, но различные по смыслу слова.Другими словами, можно отметить, то что носитель языка путает похожие по звучанию, однако разнообразные фразы по смыслу.2. Искажение слова.Искажения могут наблюдаться под действием таких процессов, как ассимиляция, метатеза, диссимиляция и т.д. Они говорят нам о том, что в России есть достаточно большое количество неграмотных людей. И следует отметить, что происходят они случайно, а не с целью разграничения смысловой составляющей словоформ. Поскольку, значение слoва после этого не изменяется, просто упрощается его произнoшение.Например: «анжинер» вместо «инженер», «сумлеваюсь» вместо «сомневаюсь» и «бусурманский» вместо «мусульманский» .[1]3. Образование неoлогизмов.«Неологизм - это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия.» [14] Такие слова создаются по определенной модели и чаще всего вполне реально догадаться от какой формы они образовались. Отличным примером подобного рoда неологизмов, можно считать название рассказа В. Барыгина «ЕрундированныйБадуркин». Слово «ерундированный» очевидно образованно от «эрундированный», посредством присоединения к нему слова «ерунда». То есть указывает на человека, который не блещет эрудицией, а скорее несет еρунду и чушь.Таким образом, мы видим, что существует большое количество языковых явлений, которые легко можно спутать со словами народной этимологии. Большое количество смежных сходств, способы словообразования могут нас запутать. Чтобы их различать, необходимо хорошо знать определения данных языковых явлений и понимать, в чем главная особенность наρодной этимологии. ЗаключениеВ данной работы мы обозначили и разобрали понятие «этимология». Выяснили, что она разделяется на несколько подпунктов и более конкретно остановились на понятиях народной и детской этимологии. Проведенные исследования дают нам основания сделать вывод, что народная этимология – это совсем не обязательно и этимология, которая возникла в народе. Детская этимология основывается вовсе не на научных принципах анализа, а на случайных сопоставлениях, которые вызваны простым созвучием слов. Наблюдаетсяиспользование термин ложная этимология или наивная этимология, вместо народной этимологии. Хотя они неудачные, потому-то и научная этимология может быть ошибочной, а обе они не содержали в себе ничего наивного.Феномен детской и народной этимологии уже более сотни лет привлеκает к себе внимание лингвистов и филологов, хотя до сих пор остается до конца не изученным. Искаженное звучание слов, а также их неверное толкование на основе народной этимологии определяют отношение к ней как к патологической. К этому времени распространено всеобщее мнение, что с повышением грамотности, культуры речи факты народной этимологии будут случаться все реже и наконец, бесследно исчезнут. Конечно, случаи народной этимологии находятся в прямой зависимости от культуры народа, но видеть в ней лишь языковой казус является грубой ошибкой.Таким образом, детская и народная этимологии – не совсем являются ошибочными или наивными объяснениями происхождения тех или иных слов, а являются достаточно сложным явлением, которое время от времени может усложнить работу того, кто занимается исследованием, которое изучает историю слов.Действие народной этимологии определённо сильно повлияло на язык, далеко не всегда это возможно отличить народную этимологию от научной. Все эти явления затрудняют этимологические исследования, заставляют исследователей изучать все новое и новый материал заставляет вникать в сокровенные тайны древнего словообразования.Таким образом, я считаю, что поставленные цели и задачи работы были достигнуты, работа проведена успешно.Список использованной литературыКолесников, Введенская, Этимология, 2004Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – 2005Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. – М., 2010.Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - Москва :Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.Большая советская энциклопедия : в 30 т. [ Электронный ресурс] / Под ред. А. М. Прохорова. - [Россия], 2010-2011.Толковый словарь живого великорусского языка Даля, 2008Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Электрон. ст. - [Россия], 2011. - URL : http://ozhegov.textologia.ru . - (25. 04. 2016).Линк Н.А. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника / Н.А. Линк // Нач. шк. плюс до и после. – 2008. – № 11. – C. 18-21.Детские словообразовательные инновации / Сост. С.Н. Цейтлин. – Л.: Мысль, 1986. – С. 20-49Чуковский К. И. От 2 до5 / К. И. Чуковский - Москва: Детская литература, 1963. - 382 с.Лексика детства в сказках Льюиса Керрола. Алексеенко //– Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 3. - С. 45–50 Большой Энциклопедический словарь: Ярцев В. Н. в 14 т. / Под ред. В.Н. Ярцева. - Москва : Советская энциклопедия - 1990. - с. 358 (67) Толковый словарь Ушакoва [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. - Электрон. ст. - [Россия], 2008. 11. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - Москва : Просвещение, 1985. - с. 131


Список использованной литературы

1. Колесников, Введенская, Этимология, 2004
2. Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – 2005
3. Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. – М., 2010.
4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.
5. Большая советская энциклопедия : в 30 т. [ Электронный ресурс] / Под ред. А. М. Прохорова. - [Россия], 2010-2011.
6. Толковый словарь живого великорусского языка Даля, 2008
7. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Электрон. ст. - [Россия], 2011. - URL : http://ozhegov.textologia.ru . - (25. 04. 2016).
8. Линк Н.А. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника / Н.А. Линк // Нач. шк. плюс до и после. – 2008. – № 11. – C. 18-21.
9. Детские словообразовательные инновации / Сост. С.Н. Цейтлин. – Л.: Мысль, 1986. – С. 20-49
10. Чуковский К. И. От 2 до5 / К. И. Чуковский - Москва: Детская литература, 1963. - 382 с.
11. Лексика детства в сказках Льюиса Керрола. Алексеенко //– Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 3. - С. 45–50
12. Большой Энциклопедический словарь: Ярцев В. Н. в 14 т. / Под ред. В.Н. Ярцева. - Москва : Советская энциклопедия - 1990. - с. 358 (67)
13. Толковый словарь Ушакoва [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. - Электрон. ст. - [Россия], 2008.
14. 11. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - Москва : Просвещение, 1985. - с. 131



Список использованной литературы

15. Колесников, Введенская, Этимология, 2004
16. Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – 2005
17. Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. – М., 2010.
18. Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.
19. Большая советская энциклопедия : в 30 т. [ Электронный ресурс] / Под ред. А. М. Прохорова. - [Россия], 2010-2011.
20. Толковый словарь живого великорусского языка Даля, 2008
21. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Электрон. ст. - [Россия], 2011. - URL : http://ozhegov.textologia.ru . - (25. 04. 2016).
22. Линк Н.А. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника / Н.А. Линк // Нач. шк. плюс до и после. – 2008. – № 11. – C. 18-21.
23. Детские словообразовательные инновации / Сост. С.Н. Цейтлин. – Л.: Мысль, 1986. – С. 20-49
24. Чуковский К. И. От 2 до5 / К. И. Чуковский - Москва: Детская литература, 1963. - 382 с.
25. Лексика детства в сказках Льюиса Керрола. Алексеенко //– Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 3. - С. 45–50
26. Большой Энциклопедический словарь: Ярцев В. Н. в 14 т. / Под ред. В.Н. Ярцева. - Москва : Советская энциклопедия - 1990. - с. 358 (67)
27. Толковый словарь Ушакoва [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. - Электрон. ст. - [Россия], 2008.
28. 11. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - Москва : Просвещение, 1985. - с. 1

Вопрос-ответ:

Чем отличается детская этимология от народной этимологии?

Детская этимология и народная этимология - это два разных подхода к объяснению происхождения слов. Детская этимология связана с особенностями детской речи, а также с детскими представлениями о мире. Народная этимология представляет собой совокупность народных объяснений, которые могут звучать правдоподобно, но на самом деле не имеют научного обоснования.

Как возникает проблема паронимии?

Проблема паронимии возникает в результате преднамеренного сближения или случайного смешения слов, которые звучат похоже, но имеют разное значение или происхождение. Это может быть как речевая ошибка при использовании паронимов в речи, так и недостаточное знание и понимание значений этих слов.

Какие слова являются паронимами?

Паронимами являются слова, имеющие сходное звучание, но разное значение или происхождение. Например, слова "бук" и "глагол" - они звучат похоже, но имеют разное значение и происхождение. Также паронимами могут быть слова "брюки" и "брюхо", "пазл" и "песня" и т.д.

Какие главы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются две главы. Первая глава посвящена детской этимологии и содержит информацию о связи между детской речью и происхождением слов. Вторая глава посвящена смежным явлениям детской и народной этимологии и исследует их взаимосвязь и особенности.

Какие сведения содержит список литературы в статье?

Список литературы в статье содержит перечень использованных источников и литературы, которые использовались для написания статьи. Там могут быть указаны названия книг, статей, авторы, издатели и т.д. Список литературы позволяет проверить достоверность информации и использовать указанные источники для более подробного изучения темы.

Что такое детская этимология?

Детская этимология - это разновидность народной этимологии, которая возникает у детей при интерпретации и произнесении незнакомых им слов.

В чем разница между детской этимологией и народной этимологией?

Разница между детской этимологией и народной этимологией заключается в том, что детская этимология возникает у детей, которые неправильно понимают и произносят слова, в то время как народная этимология связана с неправильным пониманием и произношением слов у взрослых людей.

Как возникает проблема паронимии?

Проблема паронимии возникает как следствие преднамеренного сближения или непреднамеренного смешения слов, которые звучат похоже, но имеют разные значения. Это может быть как речевая ошибка паронимов в речи, так и неправильное понимание значений слов.