Судебная защита прав потребителей
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 24.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Понятие и развитие законодательства о Защите прав потребителей 4
1.1 Понятие защиты прав потребителей 4
1.2 Становление законодательства о защите прав потребителей в зарубежных странах 10
1.3 Развитие законодательства о защите прав потребителей в России 12
2. Практика и проблемные аспекты осуществления судебными органами защиты прав потребителей 21
2.1 Рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребителей 21
2.2 Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей 23
2.3 Проблемы реализации защиты прав потребителей и пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
При этом деятельность по созданию современного законодательства о защите прав потребителей как началась с 1992 года, так и длилась вплоть до 1999 года. За указанный период было принято большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих отношения между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями), составивших в дальнейшем основу защиты прав потребителей в Российской Федерации. Помимо Закона «О защите прав потребителей» были приняты Конституция РФ (1993), Гражданский кодекс РФ (1996), Уголовный кодекс РФ (1996); законы «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и ряд других. Таким образом, с 1992 года в нашей стране начинает формироваться самобытная и уникальная система по защите прав потребителей. 2. Практика и проблемные аспекты осуществления судебными органами защиты прав потребителей2.1 Рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребителейПотребитель приобретает либо заказывает товар для личных, семейных, домашних нужд. Действия потребителя ограничены и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако важно обратить внимание, что в международной практике существует и иная позиция относительно понятия потребитель. Так, согласно ст. 9 Кодекса европейского договорного права под термином потребитель понимается физическое лицо, действующее для целей, лежащих вне сферы его профессиональной деятельности. Однако, как справедливо отмечает В.А. Белов, указанное правило знает исключение, в частности применительно «Устойчивое развитие науки и образования» Устойчивое развитие науки и образования. 2021. № 3. 29 к ситуациям, когда лицо, будучи предпринимателем, в конкретных отношениях действует в качестве потребителя, в связи с чем ему также предоставляется право пользоваться нормами, дающими дополнительную защиту как потребителю [3, с. 79]. В соответствии с Резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2015 года №70/186 потребитель в широком смысле означает физическое лицо, независимо от гражданства, действующее в первую очередь для личных, семейных и домашних нужд, хотя за государствами-членами признается право устанавливать иные определения с учетом конкретных национальных потребностей. Определение потребитель в полной мере выражено в международном акте. В Резолюции потребитель представляет собой не субъект какого-либо государства, а физическое лицо приобретающий товар или услугу. Тем самым, Ассамблея ООН подчеркивает неразрывность понятие человек и физическое лицо. Человек – является творением природы и божества, а физическое лицо-субъект правоотношений, наделенный правами и обязанностями. Потребитель не обязательно может быть гражданином того или иного государство. Всеобщая декларация прав человека распространяется на всех жителей мира и направлена на защиту прав и свобода человека. Однако, Закон о Защите прав потребителей РФ относит потребителей к лицам, имеющим правовую связь с государством, то есть лица, обладающие статусом гражданина Российской Федерации. Данная проблема ранее вставала перед учеными и законодателем, однако, изменений никаких не последовало. При изучении вопроса были выдвинуты идеи преобразования и дополнения в понятие «потребитель» в части замены «гражданина» на «физическое лицо». Такое понятие не допускает юридических лиц в сферу потребительских лиц и открывает возможность защищать свои права, лицам из стран Ближнего Востока, Стран Независимых Государств и иных государств, не имеющих правовую связь с государством. В последние годы в делах о защите прав потребителей финансовых услуг в части досудебного урегулирования спора произошли коренные изменения. Данный факт подтверждается принятием Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4 июня 2018 N 123- ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (далее - стороны), а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным [4, с. 1]. 2.2 Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей. Перед подачей искового заявления в суд потребителю обязательно нужно обратиться к финансовому уполномоченному в среднем ответа от финансовой организации и финансового уполномоченного составляет 60 дней. Однако, в статье 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» 10 дней. Таким образом, потребитель лишен на своевременную защиту своих прав, в отличие от финансовой организации, которая намеренно злоупотребляет своим правом на удовлетворение требования потребителя. Данная проблема решаема в случае предоставления разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. «Устойчивое развитие науки и образования» Устойчивое развитие науки и образования. 2021. № 3. 31 Третья немаловажная проблема, затрагивающая теоретическую и практическую сторону защиту прав потребителей, является взыскание штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Многие ответчики в делах о защите прав потребителей выступают индивидуальные предприниматели, а также юридические лица с образованием общества с ограниченной ответственностью, во избежание отрицательного судебного решения и последующем возмещении убытков в полном объеме, удовлетворяют требования после подачи искового заявления. Ранее, суды вставали на сторону таких ответчиков. Однако, в соответствии с пунктом 15 Обзором практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услугу от 17 октября 2018 года Исполнение ответчиком денежного обязательства после подачи иска в суд не освобождает его от уплаты штрафа. В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 разъяснено, что если после принятия иска к производству суда, требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ. В этом случае штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, с ответчика не взыскивается. Исходя из приведенных выше правовых норм и акта их разъяснения штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, не подлежит взысканию с исполнителя услуги при удовлетворении им требований потребителя после принятия иска к производству суда только при последующем отказе истца от иска и прекращении судом производства по делу. Если отказ истца от иска заявлен не был, то в пользу потребителя подлежит взысканию предусмотренный Законом о защите прав потребителей штраф, исчисляемый от всей присужденной судом суммы. Данная норма находит своё отражение в Решении Лаишевского районного суда Республики Татарстан по делу № 2-262/2021 ~ М-16/2021 от 14.01.2021 г.2.3 Проблемы реализации защиты прав потребителей и пути их решенияФинансовый уполномоченный рассматривает имущественные требования потребителя, размер которых не превышает 500 000 рублей, по договорам ОСАГО – без ограничения суммы. До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен обратиться с заявлением (претензией) в страховую организацию либо в банк. Нужно учитывать, что до направления обращения финансовому уполномоченному, необходимо сначала направить заявление в организацию, с которой возник спор. У финансовой организации имеется 30 дней на рассмотрение заявления и предоставления ответа. Если ответ финансовой организации не удовлетворил требований потребителя, то потребитель имеет право на обращение к финансовому уполномоченному. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования. Данный нормативно-правовой акт создает коллизию со статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»: Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Введение Федерального закона от 4 июня 2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» не только создает коллизию с иными нормативно-правовыми актами, но также усложняет защиту прав потребителейТаким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей», особенно в его новой редакции, является одним из наиболее зрелых, эффективных и действенных законодательных актов нашего государства, его достоинства и положительные качества неоспоримы. «Устойчивое развитие науки и образования». Тем не менее, опыт его практического применения в судебной деятельности позволяет выявить некоторые недостатки, спорные моменты и проблемы, исправление и разъяснение которых способно значительно увеличить возможности его применения, усилить действенность и эффективность его положений. ЗАКЛЮЧЕНИЕДля обеспечения защиты прав потребителей при реализации товаров ненадлежащего качества необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективными.К ним относятся:Контроль за выполнением предпринимателями обязательных требований к товарам, работам, услугам в процессе их деятельности и, в случае нарушений, применение к ним мер административного принуждения с целью пресечения правонарушений и наказания виновных (в случаях нарушения, повлекшего за собой нарушение). серьезные последствия, применить уголовное законодательство);Рассмотрение обращений граждан, принятие мер по удовлетворению их требований в административном и судебном порядке и др.Потребитель - это физическое или юридическое лицо, которое использует потребительские товары и продукты, услуги, транспортную продукцию, промышленную и техническую продукцию, научно-техническую продукцию и т. д. Для удовлетворения личных потребностей или для производства других товаров, предоставления других услуг и т. Д. рыночная экономика, поставщики, посредники и перевозчики действуют в интересах потребителя, который является конечным звеном логистической цепочки; требования рынка во многом определяют структуру логистических каналов. Потребитель может получить необходимые ему товары напрямую от поставщиков или через посредников.Спектр инструментов защиты прав потребителей чрезвычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, ложной рекламы и т. д. В этих условиях возникла необходимость установления правового статуса потребителя, обеспечивая способы защиты его прав и законных интересов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБондаренко В. Е., Францифоров А. Ю., Францифоров Ю. В. Гражданский процесс. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 250 с.Власов А. А. Гражданский процесс. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 472 с.Гражданский процесс: учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, В.П. Воложанин и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017. 702 с.Гражданский процесс. Учебник / под ред. Треушникова М. К. М.: Городец, 2018. 832 с.Гражданский процесс. Учебник / под ред. Яркова В. В. М.: Инфотропик Медиа, 2016. 784 с.Гражданский процесс. Учебник и практикум / под ред. Лебедева М. Ю. М.: Юрайт, 2019. 394 с.Гражданский процесс. Учебник и практикум / под ред. Лебедева М. Ю. М.: Юрайт, 2020. 446 с.Гражданский процесс. Учебник. / под ред. Треушникова М. К. М.: Городец, 2018. 832 с.Женетль С. З., Никифоров А. В. Гражданский процесс. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2018. 416 с.Завадская Л. Н. Гражданский процесс в схемах с комментариями. 5-е издание. Переработанное и дополненное. М.: Эксмо-Пресс, 2019. 160 с.Ковтков Д.И. Кассационное производство в гражданском процессе Российской Федерации и некоторых зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2018. 188 с.Ковтков Д.И. Кассационное производство в гражданском процессе. М.: Юстицинформ, 2016. 168 с.Корякин В. М., Туганов Ю. Н. Гражданский процесс в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 152 с.Крашенников Е. А. Гражданское право и процесс. Избранные труды. М.: Юрайт, 2020. 1125 с.Кузнецов А.П., Генералов А.В., Ворончихин Д.В. Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе: учебное пособие. М.: Статут, 2016. 223 с.Лазарев С.В. Управление делами в гражданском процессе за рубежом: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 400 с.Лебедев М. Ю., Барсукова В. Н., Шаяхметова М. Н. Гражданский процесс. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. 446 с.
1. Бондаренко В. Е., Францифоров А. Ю., Францифоров Ю. В. Гражданский процесс. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
2. Власов А. А. Гражданский процесс. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
3. Гражданский процесс: учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, В.П. Воложанин и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017. 702 с.
4. Гражданский процесс. Учебник / под ред. Треушникова М. К. М.: Городец, 2018. 832 с.
5. Гражданский процесс. Учебник / под ред. Яркова В. В. М.: Инфотропик Медиа, 2016. 784 с.
6. Гражданский процесс. Учебник и практикум / под ред. Лебедева М. Ю. М.: Юрайт, 2019. 394 с.
7. Гражданский процесс. Учебник и практикум / под ред. Лебедева М. Ю. М.: Юрайт, 2020. 446 с.
8. Гражданский процесс. Учебник. / под ред. Треушникова М. К. М.: Городец, 2018. 832 с.
9. Женетль С. З., Никифоров А. В. Гражданский процесс. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2018. 416 с.
10. Завадская Л. Н. Гражданский процесс в схемах с комментариями. 5-е издание. Переработанное и дополненное. М.: Эксмо-Пресс, 2019. 160 с.
11. Ковтков Д.И. Кассационное производство в гражданском процессе Российской Федерации и некоторых зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2018. 188 с.
12. Ковтков Д.И. Кассационное производство в гражданском процессе. М.: Юстицинформ, 2016. 168 с.
13. Корякин В. М., Туганов Ю. Н. Гражданский процесс в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 152 с.
14. Крашенников Е. А. Гражданское право и процесс. Избранные труды. М.: Юрайт, 2020. 1125 с.
15. Кузнецов А.П., Генералов А.В., Ворончихин Д.В. Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе: учебное пособие. М.: Статут, 2016. 223 с.
16. Лазарев С.В. Управление делами в гражданском процессе за рубежом: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 400 с.
17. Лебедев М. Ю., Барсукова В. Н., Шаяхметова М. Н. Гражданский процесс. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. 446 с.
Вопрос-ответ:
Каково понятие защиты прав потребителей?
Защита прав потребителей - это совокупность мер и механизмов, направленных на обеспечение прав и интересов потребителей при приобретении товаров или услуг.
Как развивается законодательство о защите прав потребителей в зарубежных странах?
В зарубежных странах законодательство о защите прав потребителей развивается путем постоянного обновления и усовершенствования существующих норм и законов, а также внедрения новых механизмов и инструментов защиты.
Какие проблемные аспекты осуществления судебной защиты прав потребителей?
Одной из проблемных аспектов осуществления судебной защиты прав потребителей является недостаточная информированность и осведомленность потребителей о своих правах и возможностях защиты. Также проблемой является сложность судебных процедур и ограниченность ресурсов судебной системы.
Какие процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей?
В рассмотрении гражданских дел о защите прав потребителей есть ряд процессуальных особенностей. Например, суды обязаны рассматривать такие дела с приоритетом и в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить справедливость и защиту интересов потребителей.
Что такое практика рассмотрения судами гражданских дел о защите прав потребителей?
Практика рассмотрения судами гражданских дел о защите прав потребителей - это совокупность решений и постановлений судов, накопленных в процессе судебной практики, которые служат образцом и ориентиром для последующих судебных решений в подобных делах.
Что такое судебная защита прав потребителей?
Судебная защита прав потребителей - это процесс, в ходе которого судебные органы рассматривают гражданские дела, связанные с защитой прав потребителей от нарушений со стороны предпринимателей или продавцов товаров и услуг.
Как развивается законодательство о защите прав потребителей в зарубежных странах?
В зарубежных странах законодательство о защите прав потребителей развивается постепенно и подвергается постоянным изменениям. В большинстве случаев, законы о защите прав потребителей включают положения о праве потребителя на информацию о товаре или услуге, праве на качественный товар, праве на безопасность и праве на возмещение ущерба.
Какое развитие получило законодательство о защите прав потребителей в России?
Законодательство о защите прав потребителей в России получило значительное развитие в последние годы. Нормы, регулирующие отношения между продавцами и потребителями, стали значительно более подробными и детализированными, а процедура рассмотрения дел о защите прав потребителей стала более доступной и прозрачной.
Какие проблемные аспекты существуют в осуществлении судебной защиты прав потребителей?
В судебной защите прав потребителей существуют некоторые проблемные аспекты, например, недостаток информации у потребителей о своих правах, сложность доказывания факта нарушения прав, длительность судебных процессов и т.д. Также существуют проблемы с принудительным исполнением решений суда.
Какие особенности имеет рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребителей?
Рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребителей имеет свои особенности. Суды применяют принцип равенства сторон и стремятся рассмотреть дело в разумные сроки. Также важное значение имеет соблюдение процессуальных норм и требований, а также разумное обоснование решений.