История развития радиотеатра в СССР на примере нескольких спектаклей
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 11.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Радио и радиотеатр: история и особенности восприятия 6
1.1 История развития радиожурналистики и радиотеатра 6
1.2 Особенности восприятия радио 15
2 Радиожурналистика и радиотеатр: современное состояние и перспективы 19
2.1 Состояние современной радиожурналистики 19
2.2 Перспективы радиожурналистики в цифровую эпоху 23
2.2 Современное состояние и перспективы радиотеатра 25
Заключение 28
Список литературы 30
Многие радиостанции уже сегодня имеют в интернете полноценные ресурсы.При этом, А. Качкаеваотметила, что к одними из самых популярных страниц в сети являются как раз страницы радио.В свою очередь, Александр Полесицкий считает, что не стоит слишком оптимистично относится к перспективам интернет-радио: «Интернет-радио, не обладая, как правило, вышеотмеченным своеобразием<уникальность эфирного наполнения создает индивидуальность интонации и музыкальной подборки, личность собеседников, ведущих, комментаторов, живой, прямой эфир и ощущение соучастия и сопричастности, прим. авт.>, по сути, представляет собой лишь один из неуникальных способов форматирования контента, и нигде в мире не стало сколь-либо заметным явлением. Я бы пока воздержался от оптимистических прогнозов в его отношении».Несмотря на то, что традиционно высокими являются рейтинги музыкальных радиостанций, эксперты отмечают, что в последнее время возрастают и рейтинги новостных станций. А. Кузичев также отметил, что развлекательные радиостанции являются более популярными, чем новостные.По словам А. Качкаевой, поскольку у массовой аудитории в приоритете находятся традиционные музыкальные станции, то они имеют и больший рейтинг, и большую популярность в стране. Но в больших городах, где многие жители часто передвигаются на автомобилях и имеют разные гаджеты, у «разговорных станций в последние годы нашелся свой слушатель».Спецификой форматарадиостанции обусловливаются и особенности жанров, методики работы журналистов, формы общения со слушателями.По мнению А. Качкаевой, шансы на успех будут иметь те станции, которые сумеют обеспечить ту самую уникальность контента, а не просто музыку, которую можно скачать, или новости, которые обновляются в онлайне. Будущее останется за личностями, интерактивными и индивидуальными музыкальными подборками, так считает Полесниций.«В России радио слушают несколько меньше, чем к Западу от нее. Это и техническая проблема — огромная страна не покрыта сплошным FM вещанием, а проводная технология вчерашнего дня исчезла вместе с самим медным проводом на просторах 90-x годов, и проблема недостаточности предложения, которая будет решаться по мере становления информационного и разговорного радио», —Александр Полесицкий. Анна Качкаеваподтвердила, что на Западе радио является популярнейшимСМК.Действительно, говоря о современных способах отечественного радиовещания, стоит отметить, что наиболее традиционным является эфирное радиовещание. Поскольку за работу и обслуживание проводной радиосети нужно платить ежемесячную абонентскую плату, население массово стало отказываться от радиоточек. Например, в Москве и МО стоимость пользования радиоточкой с 1 апреля 2019 составляет 112 рублей в месяц. В то время как эфирное радио является одним из наиболее доступных СМК — один раз приобретя радиоприемник, больше платить ни за что не нужно.Таким образом, если техническая сторона вопроса решится, останется открытым вопрос недостаточности предложения по эфирному наполнению. Насколько жанр радиотеатра удовлетворяет современным запросам радиослушателей, рассмотрим далее.2.2 Современное состояние и перспективы радиотеатраВ 2000-е годы радиотеатр продолжил развиваться, но объем передач уменьшился.В условиях наступления рынка владельцам радиостанций стало понятно, что радиотеатр — вещь затратная и абсолютно нерентабельная.В качестве доказательства тезиса о том, что радиоспектакли сегодня не востребованы широкой публикой проведем анализ представленности культурного наследия Р. Иоффе в современном медиа-пространстве.Почему именно Розы Иоффе? Потому, что это произведения настоящего искусства, к которому и относится радиотеатр. Так, журналист и искусствовед Л. Кавуновскаяв своем очерке 1981 года, посвященном творчеству Розы Марковны, отмечает, что, по методике Иоффе, искусство создания радиопостановки — это прежде всего художественное сочетание всех выразительных средств, благодаря которому радиообразы приобретают для слушателя ту особого рода убедительность, какая бывает только в произведениях настоящего искусства.А, поскольку, как уже отмечалось выше, радио гибко подстраивается под интересы аудитории, наличие на сайтах радиостанций постановок Розы Марковны будет означать, что слушатели интересуются искусством. Следовательно, жанр радиоспектакля будет существовать, поскольку на него есть спрос у аудитории.Как показал анализ интернет-ресурсов, существуют два типа сайтов, где представлено творчество мастера:специализированные порталы для ценителей аудиоматериалов «неспешного формата» с каталогами аудиоспектаклей и советских радиопередач,культурно-просветительские порталы, чья миссия —пропагандировать гуманитарное наследие человечества, в том числе, фонографическое, и в том числе, в аудио-формате.Подобная представленность означает только одно: в настоящее время материалы Иоффе могут найти только те, кто уже знает о ее творчестве или интересуется советским звуковым наследием вообще, но никак не широкая масса потребителей аудиоконтента, к которой относится аудитория современных радиостанций.Помимо отсутствия интереса к искусству в формате радиопостановок, что само по себе означает отсутствие мотивации у редакции радиостанций на их финансирование, у радиоспектаклей есть серьезный конкурент на современном рынке — аудиокниги. Записывать их гораздо быстрее и менее затратно.Таким образом, создавать полноценные радиоспектакли сегодня могут позволить себе только государственные станции — в качестве просветительской миссии для населения страны, но никак не коммерческие радиостанции, действующие на самоокупаемости и зависящие от рекламодателей, которые желают вкладываться исключительно в популярные у аудитории СМИ.Подведем итоги по главе II.По состоянию и перспективам радиожурналистики можно отметитьследующее:Радио традиционно считается наиболее близким потребителю СМИ, что означает программирование под запросы и интересы аудитории.Наиболее популярны в России музыкальные форматы радиостанций, но в больших городах, где люди перемещаются на автомобилях и имеют различные гаджеты, востребованы и разговорные форматы.Перспективы у радио весьма позитивные, особенно, с учетом использования интернета в качестве дополнительного канала коммуникации с аудиторией радиостанции.Однако последнее утверждение не касается жанра «радиотеатр», поскольку у аудитории нет интереса к искусству в формате радиопостановок. Она привыкла слушать радио «на бегу», что не только невозможно для контента данного жанра, но и нивелирует его ценность как произведения искусства.ЗаключениеМы провели исследование с целью изучить историю развития радиотеатра в СССР на примере нескольких спектаклей и выяснить сегодняшние перспективы данного жанра. Для достижения цели мы успешно выполнили ряд задач. А именно, мы:Проследили историю становления радиожурналистики. Оказалось, что радио наряду с телевидением произвело революцию в системе массовых коммуникаций, ускорив передачу информации от вещателя к потребителю. Основными характеристиками радио в начале своего развития и сегодня являются вездесущность и общедоступность.Ознакомились с историей развития жанра в СССР на примере нескольких спектаклей. Оказалось, что можно многое сделать с имеющимися возможностями «театра воображения»: тембром, тональностью, паузами, ритмом и силой звучания, интонацией, музыкой и различными звуковыми эффектами. Особенным мастерством и творческим подходом выделялась режиссер радиотеатра Роза Марковна Иоффе.Описали специфику восприятия радио. Радио представляет собой вневизуальное СМИ. Проанализировали состояние и общие перспективы радиожурналистики, а также жанра «радиотеатр» в современных условиях. Выяснилось, что при правильной подаче информации у радио как СМК хорошие перспективы. Правильная подача означает действие журналистов в рамках формата радиостанции, который привлекает слушателей.Кроме того, важно учитывать потребности современного человека, который потребляет контент на бегу, и записывать радиопередачи, выкладывая их на сайт радиостанции с сопровождением в виде транскрибированного текста или хотя бы поминутным описанием содержания записи.Говоря о перспективах радиотеатра в современных условиях, следует отметить, что у него мало шансов на выживание в числе прочих жанров радиожурналистики. Поскольку любой жанр как средство упаковки замысла призван реализовывать цель, поставленную перед собой журналистом, а современные редакции видят единственную цель в монетизации, то в отсутствие интереса публики кданному жанру радиостанции не будут тратить средства на создание радиоспектаклей. Так, мир стремительно бежит вперед, аудиоконтент потребляется параллельно с другими делами (вождением, спортом, прогулкой и т.д.). У аудитории нет спроса на радиоспектакли, находящиеся в плоскости искусства и требующие внимательного прослушивания. Сегодня неспешный жанр радиотеатра имеет небольшую, но верную аудиторию — искусствоведов, ценителей культурного наследия человечества и истинных почитателей жанра.Список литературыКниги:Горяева Т. «Великая книга дня…»: радио в СССР: документы и материалы. – Российский государственный архив фонодокументов, 2007. — 1038 с. – С.983Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. — М., 1976. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 243 с. Информационная политика в России / С. В. Коновченко, А. Г. Киселев ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 527 с.Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. – М.; 2010. – 200 с. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М.: Аспект-пресс, 2001.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «журналистика» - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 367 с. Радиожурналистика: Учебник [Электронный ресурс]/ Под ред. А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/54.htm#з_17Смирнов В.В. ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ: Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – URL: https://clck.ru/ZR5vK Сухарева В. А. Радио: музыкальное, новостное, общественное… / под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 224 с. Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияние на аудиторию. Очерки. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с. Научные статьи:Кривоносов А.Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего (к постановке проблемы)// СМИ в современном мире.-тез. докл. — СПБ, 1999. Раскатова Е. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/Lu3XLИнтернет-ресурсы:Радио Arzamas [Электронный ресурс]. – URL: https://arzamas.academy/radio«Почему не нужно давать деньги «Радио Арзамас». [Электронный ресурс]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/clickordie/pochemu-ne-nujno-davat-dengi-radio-arzamas-5a8d86bbc890104a6025c740 C началом Великой отечественной войны у советских людей изъяли все радиоприёмники [Электронный ресурс]. – URL: Проводное вещание https://little-histories.org/2016/02/25/ww2_radio_publicАбонентам проводного вещания [Электронный ресурс]. – URL: http://rsvo.ru/moscow/solutions-and-services/subscribers/#tarifi-na-uslugiГАНАПОЛЬСКОЕ. ИТОГИ БЕЗ ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА [Электронный ресурс]. – URL: https://echo.msk.ru/programs/ganapolskoe_itogi/2953906-echoСтрах конфликта. Подкаст [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20190204/1550338190.html Слушать лучшее: МИА «Россия сегодня» запускает линейку подкастов [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20181015/1530677137.html РАДИО ENERGY [Электронный ресурс]. — URL: https://www.energyfm.ru/nrj_onair Роль радио в сфере СМИ [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/media/20110507/371701902.htmlСтарое радио | О нас [Электронный ресурс]. – URL:http://staroeradio.ru/aboutЛекция «Радиотеатр вчера, сегодня, завтра» [Электронный ресурс]. – URL: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/radiotheatre Cтарое Радио Podcast «Голос Розы ИОФФЕ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.lektorium.su/audio/975 Фрагмент радиоспектакля «Песенка» [Электронный ресурс]. – URL: https://soundcloud.com/user-948569486/fragment-iz-radiospektaklya-pesenkaВозвращение Мельпомены [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=13990Аудиотеатр. Каталог аудиоспектаклей | Иоффе Р. М. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/Fjv6qСтарое радио | Радиопередача – Начало пути. Режиссёр Роза Иоффе (уч. О.Трацевская, М.Бабанова, 1971) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.staroeradio.ru/audio/26690Лекториум [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lektorium.su Старые аудиоспектакли для детей [Электронный ресурс]. – URL: https://arzamas.academy/materials/1487
1 Горяева Т. «Великая книга дня…»: радио в СССР: документы и материалы. – Российский государственный архив фонодокументов, 2007. — 1038 с. – С.983
2 Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. — М., 1976.
3 Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 243 с.
4 Информационная политика в России / С. В. Коновченко, А. Г. Киселев ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 527 с.
5 Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. – М.; 2010. – 200 с.
6 Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М.: Аспект-пресс, 2001.
7 Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «журналистика» - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 367 с.
8 Радиожурналистика: Учебник [Электронный ресурс]/ Под ред. А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/54.htm#з_17
9 Смирнов В.В. ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ: Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – URL: https://clck.ru/ZR5vK
10 Сухарева В. А. Радио: музыкальное, новостное, общественное… / под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 224 с.
11 Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияние на аудиторию. Очерки. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с.
Научные статьи:
12 Кривоносов А.Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего (к постановке проблемы)// СМИ в современном мире.-тез. докл. — СПБ, 1999.
13 Раскатова Е. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/Lu3XL
Интернет-ресурсы:
14 Радио Arzamas [Электронный ресурс]. – URL: https://arzamas.academy/radio
15 «Почему не нужно давать деньги «Радио Арзамас». [Электронный ресурс]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/clickordie/pochemu-ne-nujno-davat-dengi-radio-arzamas-5a8d86bbc890104a6025c740
16 C началом Великой отечественной войны у советских людей изъяли все радиоприёмники [Электронный ресурс]. – URL: Проводное вещание https://little-histories.org/2016/02/25/ww2_radio_public
17 Абонентам проводного вещания [Электронный ресурс]. – URL: http://rsvo.ru/moscow/solutions-and-services/subscribers/#tarifi-na-uslugi
18 ГАНАПОЛЬСКОЕ. ИТОГИ БЕЗ ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА [Электронный ресурс]. – URL: https://echo.msk.ru/programs/ganapolskoe_itogi/2953906-echo
19 Страх конфликта. Подкаст [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20190204/1550338190.html
20 Слушать лучшее: МИА «Россия сегодня» запускает линейку подкастов [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20181015/1530677137.html
21 РАДИО ENERGY [Электронный ресурс]. — URL: https://www.energyfm.ru/nrj_onair
22 Роль радио в сфере СМИ [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/media/20110507/371701902.html
23 Старое радио | О нас [Электронный ресурс]. – URL:http://staroeradio.ru/about
24 Лекция «Радиотеатр вчера, сегодня, завтра» [Электронный ресурс]. – URL: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/radiotheatre
25 Cтарое Радио Podcast «Голос Розы ИОФФЕ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.lektorium.su/audio/975
26 Фрагмент радиоспектакля «Песенка» [Электронный ресурс]. – URL: https://soundcloud.com/user-948569486/fragment-iz-radiospektaklya-pesenka
27 Возвращение Мельпомены [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=13990
28 Аудиотеатр. Каталог аудиоспектаклей | Иоффе Р. М. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/Fjv6q
29 Старое радио | Радиопередача – Начало пути. Режиссёр Роза Иоффе (уч. О.Трацевская, М.Бабанова, 1971) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.staroeradio.ru/audio/26690
30 Лекториум [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lektorium.su
31 Старые аудиоспектакли для детей [Электронный ресурс]. – URL: https://arzamas.academy/materials/1487
Вопрос-ответ:
Какие спектакли можно привести в качестве примера для истории развития радиотеатра в СССР?
В качестве примеров можно привести такие спектакли, как "Диалог неизвестного солдата" (1941), "Гуси-лебеди" (1964), "Мастер и Маргарита" (1977).
Каковы особенности восприятия радио по сравнению с другими формами искусства?
Особенностью восприятия радио является использование только слуховых ощущений, что позволяет аудитории воображать и создавать образы в своей голове. Также радио может быть фоновым звуком, который сопровождает повседневные дела слушателя.
Каково современное состояние радиожурналистики?
Современная радиожурналистика активно развивается и адаптируется под условия современной цифровой эпохи. Она становится более интерактивной и мультиплатформенной, учитывая интересы и потребности аудитории.
Какие перспективы у радиожурналистики в цифровую эпоху?
В цифровую эпоху радиожурналистика имеет перспективы в развитии интерактивных форматов, использовании новых технологий, таких как подкасты и потоковое вещание, и учете интересов аудитории через социальные медиа.
Каково современное состояние и перспективы развития радиотеатра?
Современное состояние радиотеатра отмечается разнообразием жанров и форматов, а также использованием звуковых эффектов и музыки для создания атмосферы. Перспективы развития радиотеатра связаны с использованием новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, для улучшения визуального компонента.
Какая история развития радиотеатра в СССР?
История развития радиотеатра в СССР очень богата. В 1920-е годы радиотеатр начал свое развитие, и с каждым годом его популярность только росла. Многие спектакли в театрах СССР были адаптированы для радио и транслировались в прямом эфире. Это позволяло миллионам слушателей наслаждаться театральными постановками прямо у себя дома. Одним из примеров такого радиотеатрального спектакля был "Горе от ума" А.С. Грибоедова, который впервые транслировался по радио в 1930 году и стал настоящим событием для слушателей.
Какие особенности восприятия радио были характерны для радиотеатра в СССР?
Одной из основных особенностей восприятия радио в радиотеатре в СССР было отсутствие визуальной составляющей спектакля. Слушатели могли лишь слышать голоса актеров и звуки, создаваемые специально для радио. Это требовало от режиссеров и актеров особой работы над активностью голоса и передачей эмоций через звук. Кроме того, радиотеатр в СССР позволял создавать разные звуковые эффекты, что придавало спектаклям особую атмосферу и реализацию идей, недоступных для традиционного театра.
Каково современное состояние радиожурналистики в сфере радиотеатра?
Современное состояние радиожурналистики в радиотеатре отличается от исторического периода. Сейчас радиотеатр не так активно развивается, как в прошлом, и внимание радиожурналистов переключается на другие форматы и тематики. Однако, несмотря на это, радиотеатр все еще находит своих поклонников и проводит специальные эфиры с постановками спектаклей и драматических произведений.
Какие спектакли можно привести в качестве примера развития радиотеатра в СССР?
В качестве примеров развития радиотеатра в СССР можно назвать спектакли "Сто рублей в тумане" (1930), "Мастер и Маргарита" (1977) и "Собачье сердце" (1981). В этих спектаклях актеры создавали образы, используя только голос и звуковые эффекты, что делало их выступление особенно ярким и запоминающимся.
Какие особенности восприятия радиотеатра можно выделить?
Особенности восприятия радиотеатра связаны с тем, что в этом жанре основная роль отводится звуковым эффектам и голосовому исполнению актеров. В отсутствие визуальной составляющей, звуки и диалоги создают особую атмосферу, в которую зритель вовлекается через слух. Такое восприятие позволяет фантазии зрителей создать свои собственные образы и ощущения.
Каково состояние современной радиожурналистики?
Современная радиожурналистика находится в стадии активного развития и приспособления к цифровой эпохе. С появлением интернета и потоковой передачи аудио, радиостанции создают собственные интернет-площадки и мобильные приложения для привлечения новой аудитории. Однако, традиционные радиостанции продолжают существовать и привлекать слушателей своими программами и актуальными новостями.
Какие перспективы радиожурналистики в цифровую эпоху?
В цифровую эпоху радиожурналистика получает новые перспективы развития. Одной из главных перспектив является возможность выбора контента каждым слушателем в любое время и в любом месте. Радиостанции активно развивают потоковую передачу аудио, создают подкасты и архивы своих программ, чтобы удовлетворить разнообразные интересы аудитории. Также появляются новые форматы программ, включающие интерактивное взаимодействие со слушателями.