Коррекционно-логопедическая работа по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 47 47 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 27.01.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Развитие активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе онтогенеза 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
1.3. Формирование активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
1.4. Психологические и логопедические средства формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Принципы и организация коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи 24
2.2. Содержание обучающего эксперимента 26
2.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Фрагмент для ознакомления

Ход обследования: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать какой предмет.Задание 3. Образование приставочных глаголов противоположного значения.Цель: определить умение ребенка в образовании глаголов приставочным способом.Оборудование: предметные картинки с изображением действий предметов, выражающихся с помощью приставок противоположного значения: приехать-отъехать, уйти-зайти, завязать-развязать, открыть-закрыть, выйти-войти, застелить-расстелить, играл – проиграл, уходить – приходить, разбирать – собирать, уснул - проснулся.Ход обследования: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать действия предметов, имеющих противоположное значение.Задание 4. Образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета.Цель: диагностика сформированности умения образовывать глаголы со значением пересечения пространства с помощью приставок пере-.Оборудование: предметные картинки, изображающие действия предметов (лететь-перелететь, ехать - переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать, скакать – перескочить, менять - переменить).Ход обследования: ребенку предлагается рассмотреть картинки, назвать действия предметов со значением пересечения пространства. Оценивание:4 балла (высокий уровень) – ребенок сам выполняет задание, без ошибок;3 балла (уровень выше среднего) – ребенок допускает 1-2 ошибки, допускается использование помощи педагога;2 балла (средний уровень) – ребенок постоянно допускает ошибки при использовании определенного способа образования, отмечаются непродуктивные модели;1 балл (уровень ниже среднего) – ребенок допускает большое число ошибок (больше половины);0 баллов (низкий уровень) – ребенок отказывается от задания, повторяет исходное слово, ошибки во всех заданиях. Сумма баллов соответствует уровню сформированности активного словаря:высокий уровень – объем активного словаря в пределах возрастной нормы, в составе словарного запаса присутствуют новые словообразовательные формы, ребенок точно и быстро подбирает слова при выполнении всех заданий;уровень выше среднего – словарный состав соответствует возрастной норме, присутствуют неточности подбора новых форм прилагательных и глаголов, замедленный темп выполнения заданий, отмечаются незначительные неточности в подборе слов, которые могут заменяться после указаний экспериментатора на более точные;средний уровень – нарушены процессы словообразования, сложности актуализации соответствующих смыслу слов, подобранные слова недостаточно точны и в полной, задание выполняют самостоятельно;уровень ниже среднего – подбор слов ограничен, малый объем слов, выполнение заданий с помощью логопеда; темп деятельности замедленный;низкий уровень – объем активного словаря крайне ограничен, навыки словообразования не сформированы, малое число правильных ответов, задания реализуются при организующей помощи педагога.Исследование понимания производных слов-прилагательных определило следующие особенности:4 ребенка допустили ошибки в каждой пробе, 6 детей правильно определили половину вариантов. Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных суффиксальным способом выявило:6 детей с ОНР правильно производили прилагательные, характеризующие внутренние качества животных, 5 детей правильно характеризовали погоду, 2 ребенка при образовании качественных прилагательных допустили множественные неточности: подбирали непродуктивную форму, редко отмечались лексические замены,меньше ошибок допущено при образовании прилагательных, характеризующих качество человека, однако у детей присутствуют лексические замены, используют непродуктивный способ образования, синонимичные аффиксы,Исследование образования относительных прилагательных с помощью суффиксов выявило:все дети справились с образованием относительных прилагательных, указывающих на материал предмета, только 3 ребенка использовали помощь взрослого,у 2 детей выявлены неточности согласования, образование относительных прилагательных, указывающих на время при незначительной подсказке названия сезона производилось детьми верно,при образовании относительных прилагательных, указывающих на место нахождения, ошибки допустили 3 ребенка (неверно определяли производное слово,образование относительных прилагательных, указывающих на состав, получилось у 5 детей ЭГ, другие 5 детей допускали неточности выбора продуктивного суффикса.При образовании притяжательных прилагательных, обозначающих принадлежность кому-либо: дети правильно подбирали словообразовательную форму,образование слов, обозначающих принадлежность к животным еще вызывает сложности (неправильный выбор производного слова, использование непродуктивного суффикса.Исследование понимания производных слов-глаголов дало следующие показатели:5 детей ошибались при понимании новых форм глаголов, показывали картинку наугад, допустили много ошибок и получили по 2 балла;5 детей чаще правильно выбрали соответствующие картинки, задумывались, иногда поправляли себя, повторяли инструкцию, использовали помощь взрослого, допустили небольшое число ошибок и получили по 3 балла. Самостоятельное образование глаголов противоположного значения приставочным способом показало, что:5 детей достаточно точно образовывали слова, иногда ошибались, допускали лексические замены (открыть – укрыть) или подбирали синонимичные формы (приехать – подъехать), получили по 3 балла;4 ребенка допустили половину ошибок, часто использовали помощь взрослого, подбирали неправильные формы, допускали лексические или синонимические замены (завязать – привязать, уснул – заснул, разбирать – убирать) или добавляли частицу «не» и получили по 2 балла;1 ребенок допустил больше половины ошибок, получил 1 балл.Образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета выявило следующие результаты:6 детей с незначительными неточностями выполнили задание, по аналогии составляли новые формы глаголов, получили по 3 балла;4 ребенка допустили ошибки, не выделили словообразующий аффикс, подбирали однокоренные слова (ехать – уехать, приехать), получили по 2 балла.Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи после проведения коррекционной работы выявлен средний уровень сформированности словаря. Дети частично используют новые формы слов, часть детей с ОНР используют суффиксальный и префиксальный способы словообразования. Дети самостоятельно называют новые словоформы, правильно создают суффиксальным способом относительные прилагательные, указывающие на материал, на время, притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность кому-либо. Дети понимают и могут образовать приставочные глаголы противоположного значения, правильно используют приставки со значением пересечения (пере-).Однако, дети с ОНР еще допускают ошибки при использовании суффиксального и префиксального способов словообразования. У детей отмечаются лексические замены, словоизменения, использование непродуктивных суффиксов. Не выявлено детей, отказавшихся от выполнения задания. Большое число ошибок наблюдалось при образовании притяжательных прилагательных, относящихся к животным, что связано с чередованием согласных, а также редкостью использования данного способа в разговорной речи.Все количественные данные исследования занесены в таблицу 1.Таблица 1 – Результаты исследования активного словаря на примере использования словообразовательных форм слов у детей с ОНРИспытуемый Суффиксальный способПрефиксальный способСр. баллУровень развитияКоля М. 333выше среднегоИра Д.333выше среднегоАнтон К.222среднийВова Ж.322,5среднийДима С.222среднийДима В.211,5ниже среднегоАнна Б.322,5среднийСвета К.322,5среднийПоля Т. 222среднийСаша Н.322,5 среднийПо результатам исследования словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР были определены следующие уровни развития активного использования словообразовательных форм:высокий уровень у детей не выявлен;уровень выше среднего – у 2 детей;средний уровень – у 7 детей;уровень ниже среднего – у 1 ребенка;низкий уровень у детей не выявлен. Рис. 1 – Уровни сформированностиактивного словаря у детей с ОНР после коррекцииТаким образом, после проведения коррекционных мероприятий у детей с ОНР отмечено преобладание среднего уровня развития активного словаря на примере сформироавнности навыка словообразования имен прилагательных и глаголов. Старшие школьники с ОНР понимают и используют в активном словаре новые формы слов, образованные суффиксальным и префиксальным способом. Однако, дети с ОНР редко используют в речи притяжательных прилагательных, относящиеся к животным, отмечены лексические замены, неправильный выбор основы производного слова. Таким образом, при правильной организации коррекционной работы по целенаправленному формированию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста формируются словообразовательные навыки, которые помогают детям с ОНР использовать новые формы слов в речи, повышают качество словарного запаса. Однако, данный процесс у детей с общим недоразвитием речи замедлен, происходит с отставанием и с рядом особенностей: недостаточность фонематического восприятия, познавательного уровня, процессов памяти, внимания, аналитико-синтетических операций.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема формирования активного словаря у дошкольников с ОНР является актуальной в логопедической практике. Процесс овладения ребенком лексических норм проходит ряд этапов и связан с развитием мыслительных операций, познавательного развития, уровнем социального взаимодействия. Ребенок, взаимодействуя с предметами и явлениями окружающего мира, делает определенные обобщения, которые определяют словарный состав речи, характеризуют уровень развития связной речи. Ряд исследований ученых (А.Н. Гвоздев, Г.А. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконин) в области формирования лексических норм позволили описать этапы становления речи детей в онтогенезе. Исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой направлены на изучение формирования лексической компетенции детей с ОНР.Дети с ОНР имеют ряд особенностей становления речи, а именно лексической стороны, которые выражаются в ограниченности словарного запаса, в отставании накопления пассивного и активного словаря, в неточном толковании и употреблении слов; в недостаточной дифференциации словесных значений; в недостаточной сформированности семантических полей; сложностях овладения навыками словообразования и правильном использовании новых форм слов.При планировании коррекционных мероприятий по обогащению словарного запаса на примере формирования навыка словообразования глаголов и имен прилагательных с детьми с общим недоразвитием речи учитываются закономерности онтогенетического становления речи, закономерности морфологии русского языка, механизмы речевого нарушения.  Процесс практического усвоения навыка словообразования детьми с ОНР имеет важное коррекционное значение, так как происходит формирование новых понятий, развитие анализа и синтеза, обеспечивающих развитие символизма и обобщения. Обеспечение лексико-грамматического развития с акцентированием на формировании навыка словообразования с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, другими словами единство формирования речевых, мыслительных, познавательных процессов обуславливают эффективность коррекционных мероприятий, способствует подготовке ребенка к обучению в школе.Однако, у детей, имеющих общее недоразвитие речи, формирование активного словаря на примере словообразовательных навыков имеет ряд особенностей: образование неологизмов с помощью ненормативных суффиксов; замены словообразования словоизменением; лексические замены; неправильный выбор основы мотивирующего слова, не развиты продуктивные модели словообразования, что свидетельствует о недостаточном уровне словарного запаса детей с ОНР.Организация коррекционной работы была направлена на формирование навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр и упражнений. Использование игрового метода обучения при формировании навыка словообразования обусловлено следующими характеристиками:игра – ведущий вид деятельности дошкольников, способ практического усвоения навыков словообразования,способ закрепления навыка на разном наглядном материале,мотивирующий фактор, метод обучения и развития.После проведения коррекционных занятий у детей с ОНР выявленопреобладание среднего уровня сформированности словарного запаса, не было выявлено отказов от выполнения задания, дети проявляли речевую активность, правильноподбирали слова, точно использовалисловообразовательные модели. Однако, у части детей с ОНР в словаре отсутствуют или неправильно используются притяжательные прилагательные, относящиеся к животным, присутствуют неправильные словообразовательные формы глаголов, редко используют префиксальный и суффиксальный способы образования.Таким образом, словарный состав детей с ОНР отличается ограниченным количеством слов. Дети редко используют в самостоятельной речи словообразовательные способы, используют типичные слова для обозначения разных действий, не достаточно точно подбирают аффиксы, медленно осуществляется перевод слов из пассивного словаря в активный. Цель и гипотеза данного исследования реализованы, на основе теоретического исследования систематизировались представления об особенностях состояния активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, о направлениях логопедической работы по формированию словарного запаса у данной категории детей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАкулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. образования. – Москва, 2003. – 21 с.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398 с.Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 93 с.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СП: Детство, 2004. – 130 с.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева - М. - 2009. - 158 с.Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. / Логопед. 2004. №1. – С. 34- 40.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский -. М.: Лабиринт, 2004. 52 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология. – М., 1961. – 87 с. Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ. - М.: 2003. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. - М.: Владос, 1990 г. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. - М.: 1993 г. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.:- 2000. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: - 1994. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 243-267. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период). – Иваново, 1983. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника : учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010. – 174 с. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня / Логопед. – 2004. – № 27. – С. 38. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72 с. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СП.: 1999. -160 с. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.- 1993. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. – 61 с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев, 1981. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982 – 98 с. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СП.:1994. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 4. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – с. 252. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б.// Специальное образование. 2012. - № 1. - С. 139- 150. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: - 1999 Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми. - М: Арти, 2005 г. – 240 с. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: 1996. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович; Рос. Акад. наук. Ин-т языкознания. – М. : Ин-т языкознания РАН, 1999. – 165 с. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Дидактические игры по формированию активного словаря новых форм глаголов1. «Покажи картинку»Цель: учить понимать и дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образованных с помощью приставок -с.Инструкция: покажи, где на картинке Коля ест суп. Коля съел суп. Кот ловит птичку. – Кот словил птичку. Мама шьет платье. – Мама сшила платье.2. «Правильно или неправильно»Цель: учить понимать и дифференцировать глаголы, образованные продуктивными приставками.Инструкция: послушай и скажи, правильно я показала картинку или нет.Логопед показывает картинку и озвучивает ее, ребенок ответить, правильно ли Напр., Папа входит в магазин. Папа выходит из магазина.Мальчик насыпает песок. Мальчик высыпает песок.Собака прибежала домой. Собака убежала из дома.3. «Чем отличаются слова?»Цель: учить соотносить слова с действиями по картинке.Инструкция: покажи на картинке, кто одевает, а кто одевается, кто расчесывает, а кто расчесывается и т.д. 4. «Выполнение поручений»Цель: учить выполнять действие по инструкции.Инструкция: Коля давай поиграем с лисой: возьми лису, попрыгай с лисой, посиди с лисой, погуляй с лисой, положи лису.«Что изменилось?» (игра в лото) Цель: дифференциация глаголов с приставками с опорой на картинки.Игра проводится в двух вариантах: на уровне понимания (в импрессивной речи) и на уровне использования (в экспрессивной речи).Инструкция 1: подбери картинку, обозначающую сказанное действие. Речевой материал: входит - выходит, подходит - отходит, наливает - выливает, слезает – залезает.Инструкция 2: назови действие по картинке.6. «Скажи, как я»Цель: формирование формообразующих морфем.Инструкция: скажи, как я про мишку. Напр., кукла спит, а мишка? … спитЗайка сидит, а котик … ? … сидит. Мальчик идет, а девочка? … идет.7. «Доскажи словечко»Цель: формирование внимания к приставкам при-.Инструкция: добавь слово шел к маленькой части при-, по-, у-, за. Напр., при-шел, за-шел, у-шел, по-шел.8. «Что общее?»Цель: формирование осознанного внимания к морфемам (приставке).Инструкция: послушай и определи общую начальную часть слова: по-шел, по-мыл, по-ел; за-нес, за-дул, за-брал, за-пил.9. «Найди общую часть»Цель: выделение общей части слова на слух.Инструкция: послушайте пару слов и определите общую часть.Речевой материал: переносит – переходит, выбегает – выливает, наливает –выливает, подходит – уходит.10. «Ответь на вопрос»Цель: самостоятельное образование глаголов.Инструкция: рассмотри картинку, ответь на вопрос: Что делает?Приложение 2Дидактические игры по практическому усвоению навыка словообразования прилагательных1. Игра «Чьи хвосты?»Цель: образование притяжательных прилагательных суффиксальным способом.Ход игры: Ослик Иа потерял свой хвост. Все звери ищут хвост ослика. Давайте и мы им поможем. Смотрите, я нашла хвост. Чей это хвост? Беличий. Кому дадим хвост?Белке.А это чей хвост?Медвежий. Дадим его медведю. Словарь: волчий, мышиный, ослиный, заячий, ежовый.2. Игра «Ералаш»Цель: образование прилагательных суффиксальным способом (нулевой суффикс)Ход игры:Дети, у меня перепутались все картинки. Помогите мне их собрать. Посмотрите, что это у меня?Голова.Чья?Лисья.А это что?Хвост. Лисий.3. «С какого дерева лист?»Цель: образование относительных прилагательных с помощью суффикса –ов-Ход игры.Дети, осень падает много листьев. Как называется это явление?Листопад.Давайте узнаем с какого дерева упали листья.Этот лист с дуба. Как назовем его?Дубовый.Словарь: осиновый, березовый, яблоневый, липовый, кленовый, ольховый.4. «Собери букет»Цель: образование относительных прилагательных с помощью суффикса –ов-Ход игры:Осень, осень, листопад,листья падают, шуршат, под ногами шелестят.Дети давайте из листьев соберем букетУ тебя букет из каких листьев?Из березовых листьев.А у тебя?Из дубовых листьев.5. «Что из чего сделано?»Цель: Образование качественный прилагательных суффиксальным способомХод игры:Давайте поиграем в лото. Найдите все предметы, которые сделаны из стекла, железа, дерева. Какой предмет нашла Маша, Коля и т.д.?Я нашла стеклянный стакан.Я нашел железное ведро.Словарь: железная лопата, железная игла, деревянная скамейка, деревянный карандаш, стеклянная ваза, стеклянный графин.6. «Мы сварили суп, суп»Цель: образование относительных прилагательных с помощью суффиксов.Ход игры:Мы с вами сегодня повара и готовим обед. Чтобы сварить суп, что взял Вова?Грибы.Какой суп варит Вова?Грибной.Словарь: картофельный, морковный, вермишелевый, рисовый, гречневый, свекольный, овощной, гороховый.7. «Варим мы компот»Цель: образование относительных прилагательных с помощью суффиксов.Ход игры:Мы с вами сегодня повара и варим на обед компот. Чтобы сварить компот, мы берем морковку. Правильно?Нет.Конечно нет. Что надо взять Вова?Яблоки.Какой получится компот Вова?Яблочный.Словарь: грушевый, сливовый, вишневый, персиковый, виноградный, фруктовый.8. «Поможем бабушке»Цель: образование относительных прилагательных с помощью суффиксов.Ход игры:Бабушка собрала урожай. Давайте ей поможем сделать запасы на зиму. Что можно приготовить из фруктов?Сварить варенье.Сварить компот.Сделать сок, джем, повидло.Хорошо. Выбирайте себе фрукты и будем готовить. Что выбрал Вася?Я выбрал сливы. Что ты готовишь из слив?Я сварил сливовое варенье. Я сварил сливовый компот. Я сделал сливовый сок. Я сделал сливовое повидло.Словарь: грушевый, сливовый, вишневый, персиковый, виноградный, фруктовый, компот, сок, варенье, джем, повидло.9. Д/и «Придумай название»Цель: Инструкция: придумай название улиц. Улица, на которой находится завод, назовём – Заводская.На которой много цветов – Цветочная.На которой расположена школа - …На которой много берез - …Образование относительных прилагательных.10. Д/и «Что из чего?»Цель: образование суффиксальным способом.Инструкция: придумай новое слово.Поделка из бумаги – бумажная.Из дерева – деревянная. Из стекла – стеклянная. Из глины - ….

1. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. образования. – Москва, 2003. – 21 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398 с.
3. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 93 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СП: Детство, 2004. – 130 с.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева - М. - 2009. - 158 с.
8. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. / Логопед. 2004. №1. – С. 34- 40.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский -. М.: Лабиринт, 2004. 52 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
11. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология. – М., 1961. – 87 с.
12. Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ. - М.: 2003.
13. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.
14. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. - М.: Владос, 1990 г.
15. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. - М.: 1993 г.
16. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.:- 2000.
17. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: - 1994.
18. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 243-267.
19. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период). – Иваново, 1983.
20. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника : учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010. – 174 с.
21. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.
22. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня / Логопед. – 2004. – № 27. – С. 38.
23. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72 с.
24. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с.
25. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СП.: 1999. -160 с.
26. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
27. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008.
28. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967.
29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
30. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
31. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.- 1993.
32. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. – 61 с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
34. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев, 1981.
35. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982 – 98 с.
36. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003.
37. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СП.:1994.
38. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 4.
39. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – с. 252.
40. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
41. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б.// Специальное образование. 2012. - № 1. - С. 139- 150.
42. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: - 1999
43. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми. - М: Арти, 2005 г. – 240 с.
44. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991.
45. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: 1996.
46. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.
47. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович; Рос. Акад. наук. Ин-т языкознания. – М. : Ин-т языкознания РАН, 1999. – 165 с.
48. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
49. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
50. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Теоретические основы коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи включают в себя понятия онтогенеза, психолого-педагогической характеристики детей с общим недоразвитием речи и методики формирования активного словаря.

Как развивается активный словарь у детей дошкольного возраста в процессе онтогенеза?

В процессе онтогенеза, активный словарь у детей дошкольного возраста развивается постепенно. Вначале дети используют простые слова, затем узнают новые слова и начинают их активно использовать в речи. Важно предоставлять детям разнообразные языковые ситуации и стимулировать активное участие ребенка в разговорах и играх.

Как описывается психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются нарушением словарного запаса, затрудненным восприятием и воспроизведением речи, ограничеными возможностями коммуникации. Они имеют проблемы с выразительностью и пониманием речи, а также с формированием связных высказываний. Важно применять комплексный подход к работе с такими детьми и использовать различные методики и техники для развития и коррекции их речи.

Как происходит формирование активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Формирование активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит путем использования специальных методик и приемов коррекционно-логопедической работы. Это может быть использование игр, упражнений, развивающих материалов и т.д. Важно создать благоприятную обстановку для развития речи, где ребенок будет получать положительную обратную связь за свои достижения.

Каким образом формируется активный словарь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Активный словарь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируется через систематическую коррекционно-логопедическую работу, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, такие как игры, упражнения на расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха и др. Важно, чтобы эта работа проводилась индивидуально с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.

Какие особенности характерны для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обычно имеют определенные психолого-педагогические особенности, например: задержку речевого развития, нарушение слухового восприятия, затруднения в понимании и использовании словарного запаса, замедленное формирование грамматических навыков и др. Эти дети требуют специальной коррекционно-логопедической работы для развития и улучшения их коммуникативных навыков.

Каковы принципы формирования активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Принципы формирования активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включают: систематичность и постепенное увеличение объема словаря, использование разнообразных методов и приемов, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание благоприятной и мотивирующей обстановки для эффективного обучения, постоянную связь с родителями для поддержки и совместной работы.

Какие методы используются для развития активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Для развития активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи используются различные методы, например: игры со словами, упражнения на расширение словарного запаса, работа над развитием фонематического слуха, использование образовательных материалов (карточки с изображениями, книги и т.д.), развитие навыков анализа и синтеза звуков и слов, проведение индивидуальных бесед и т.д.

Чем отличается коррекционно логопедическая работа по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи от работы с детьми без такого недоразвития?

Коррекционно логопедическая работа по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи отличается тем, что она учитывает специфические особенности развития и функционирования речи у детей с недоразвитием. Работа с такими детьми требует использования специальных методик и подходов, направленных на стимулирование и развитие их словарного запаса.

Какие методики и подходы используются в коррекционно логопедической работе по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи?

В коррекционно логопедической работе по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи применяются различные методики и подходы, такие как игровые упражнения, лексико-семантические тренировки, работа с карточками-пропусками и др. С помощью этих методик логопед стимулирует ребенка к активному использованию и расширению своего словарного запаса.

Какие проблемы могут возникать у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут столкнуться с различными проблемами, связанными с ограниченным словарным запасом, затруднениями в понимании и использовании слов, нарушениями произношения, лексическими и синтаксическими ошибками и т.д. Все эти проблемы требуют коррекционной работы и помощи логопеда для их преодоления.

Какие результаты может достичь коррекционно логопедическая работа по формированию активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Коррекционно логопедическая работа по формированию активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может привести к развитию и расширению их словарного запаса, улучшению понимания и использования слов, совершенствованию произношения, улучшению лексической и синтаксической грамотности. Кроме того, такая работа помогает детям с недоразвитием речи стать более уверенными и успешными в общении со сверстниками и взрослыми.