Сравнительный анализ стилевых особенностей готической архитектуры Франции и Германии на примере (выбрать 2 собора одного периода)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Архитектура
  • 38 38 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 05.02.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ООБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 6
2. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРАНЦИИ 11
3. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГЕРМАНИИ 18
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Фрагмент для ознакомления

Возобновлено строительство собора было в XIX веке после нахождения в 1814 году подлинных чертежей. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, который покрывал все детали конструкции собора [2. С. 431].В северо-восточной Германии, где было мало пригодного для строительства камня, преобладали постройки из кирпича. Первый опыт был проделан в Любеке, а затем «кирпичная готика» нашла широкое применение в других ганзейских городах. Уже в церкви Марии в Любеке (конец XIII- начало XIV в.) новый материал повлек за собой значительное изменение формы.Фасад становится плоским, на нем нет глубоких членений, башни — простыми четырехугольными и увенчаны шатрами. Над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. Готические сооружения из кирпича отличает монументальный характер внутреннего и внешнего вида. Своды очень высоки, столбы, большей частью восьмиугольные, несложны по своему профилю и потому производят впечатление массивности.Характерная особенность церквей и соборов из кирпича - ритмическое сопоставление плоскостных форм, широкое применение в декоративных целях разнообразных способов кладки кирпича и кирпичей различной формы и размеров. Особенное своеобразие им придает использованиеглазированного и цветного кирпича [3. С.337].К лучшим памятникам поздней готики принадлежит церковь в Зесте (Вестфалия), заложенная в 1343 году. Небольшая по размерам, она величественна по пропорциям. Стен как таковых в ней совсем нет, проемы окон поднимаются почти от самого пола до распалубок; устои сведены к пучку опор, тянущихся без капителей до нервюр.Поздней готике в Германии присуще особые черты. В конце XIV- XV в.преобладающее значение получает тип зальной церкви.Ее архитектурная конструкция позволяет создавать единое внутреннее пространство. Энергия общего движения ввысь ослабевает. Если в предшествовавшем веке господствовало впечатление линейности, продуманной ясности конструкции, то в поздней готике XV векапоявляется живописная неопределенность форм, трактованных более свободно и произвольно. Одни архитектурные части незаметно переходят в другие, столбы сливаются с системой арок, а ребра сводов становятся плоской декорацией [6. С.54].В период поздней готики при всем разнообразии форм преобладают гнездообразные и звездообразные своды. Украшения приобретают самодовлеющий, произвольный характер и развиваются в бесчисленное множество причудливо-линейных мотивов. Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции. Некоторые большие сооружения (собор в Лимбургеи церковь св. Елизаветы в Марбурге), практическине имеют наружных скульптурных украшений.Обычно скульптура сосредоточена во внутреннем помещении церкви или собора. Это одна из типичных особенностей художественного мышления в Германии эпохи романского и в еще большей мере готического стиля, проистекающих из общего понимания роли отдельной статуи по отношению к архитектурному целому [6. С. 55].Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре в Германиистали собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Скульптура «Золотых ворот» (1240 г.), представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала XIII века. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличает меньшая стройность, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского соборов. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. С другой стороны, здесь резче проявились черты своеобразного реализма и народности. Наиболее полным выражением этих тенденций являются скульптурные циклы величайших созданий готики соборов в Бамберге и Наумбурге, ряд скульптур из прекрасного ансамбля Страсбургского собора, в которых как бы переплетаются художественные традиции Франции и Германии [6. С.56].4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИТаким образом, рассмотрев стилевые особенности готической архитектуры Франции и Германии, можно сделать следующие основные выводы.Самый большой храмранней готики -собор Парижской богоматери, пятинефный храм вмещал в себя до 9000 человек. Он начат в 1163году и завершен в 1208 г. В середине XIII века были пристроеныбоковые капеллы и увеличен поперечный неф (трансепт), в концеXIII-начале XIV в. пристраиваются капеллы хора. Западный фасад в своейконструкции послужил примером для многих последующихсоборов.Над тремя перспективными порталамипоследовательно возвышаются так называемая галереякоролей, три больших окна с «розой» посредине и две башни.Все части украшены стрельчатыми арками.В конструкции собора Парижской богоматери отчетливо прослеживаютсяосновные принципы готики, состоящие в применениинервюрногострельчатого свода центрального нефа, высота которого 35м, стрельчатых окон и аркбутанов. Но в соборе от тяжеловеснойроманской архитектуры осталась массивная гладь стен,приземистые столбы центрального нефа, преобладаниегоризонтальных членений, грузные башни и сдержанныйскульптурный декор.В отличие от Франции готическое искусство Германии не так едино. Не приходится доказывать влияние французской архитектуры на немецкую, так как многиенемецкие мастера проходили обучение во Франции и работали во французских строительныхартелях. Но все это не помешало немецким архитекторам сохранить свое национальноелицо. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской. КонецXIII-начало XIV века - рубеж ранней и высокой готики, конец XV - начало XVI века - высокой и поздней готики.Немецкие соборы были проще в плане.Венец капелл, в основном, в них отсутствует.Аркбутаныочень редки, а своды выше. Здание немецких соборов сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенность германской готики - однобашенные храмы, которые увенчаны высоким шпилем. На севере Германии вместо камня в качестве строительного материала использовался кирпич. Кирпичная готика была характерна для СевернойЕвропы.В Германии готические чертыв архитектуре из-за запаздывания готики по сравнению с готикой Франции сильнее сплавились с романскими. Наружный декор намного сдержаннее,скупее. Примером ранней готики служит церковь св. Елизаветы в Марбурге.Кёльнский собор сходенв плане с Амьенским собором, в нем даже есть венец капелл и аркбутаны, но его своды выше, высотацентрального нефа равняется 46 м, башен- 160 м, соотношение среднего нефа к боковым составляет 5:2, а «роза» заменена стрельчатым окном.Как и в романский период, скульптурный декор, в храмах Германии применяетсябольше в интерьере, чем снаружи.Он разнообразнее по материалу, чем в храмах Франции. Используется не только камень,но и дерево, бронза, стук.Самые характерные черты немецкой монументальной скульптуры - индивидуализация образов и драматизм повествования. Французское влияние незаслонило специфического своеобразия немецкой пластики, которая соединила чертыподлинного реализма с экспрессивностью и ряде случаев экзальтацией.В позднеготической немецкой скульптуре, также, как и во французской, происходит усиление дробности форм. Утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляетсяманерность, претенциозность, натуралистичность деталей,чрезмерное изящество, чего не знала почти совсем готика Франции даже самого позднего периода.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время проявляется интерес к культуре средневековья и, в частности, готическому стилю, как к периоду в развитии средневекового искусства. Это обусловлено чрезвычайно высоким смысловым и ценностным потенциалом эпохи средневековья.Готический стиль является одним из самых противоречивых и оригинальных стилей. Начиная с эпохи Ренессанса и до конца XVIII - начала XIX веков, готика ассоциировалась с варварским наследием, отрицающим законы красоты и целесообразности.В лице готической культуры средневековая эпоха достигает высшего развития, определяясь в качестве периода Зрелого Средневековья, наиболее полно и последовательно раскрывая присущие этой эпохе признаки.История развития архитектуры западной Европы включает в себя несколько периодов и охватывает несколько стран с их стилистическими архитектурными особенностями. Отношение к готике никогда еще не было так переменчиво и в разные эпохи о ней судили совершенно по-разному.Термин «готика» появился в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племен, которые заселили западную Римскую империю еще в V-VII веках.Как верно замечено исследователями, готика является и кульминацией, и отрицанием романского искусства. Она явилась итогом длительной эволюции искусства средневековья. Особенно это проявилось в культовой архитектуре.Готический храм сохранил ту же базиликальную форму, что и в романский период, но при этом у него появляется новая конструкция свода. Основой свода служит каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод позволяет перекрывать квадратные, прямоугольные и более сложные в плане пролеты.Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи.Церковной постройкой, наиболее типичной для готики, стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции и обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Массивные башни над средокрестием, которые были характерны для большинства романских соборов, исчезли. При этом мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, который богато украшался скульптурой. Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей. Фрески были заменены витражами. Значительное место во внутреннем и особенно во внешнем убранстве соборов принадлежало пластике.Французское зодчество прошло все этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Готические соборы часто строились и перестраивались на протяжении нескольких десятилетий, а иногда и дольше. Поэтому в архитектуре одного здания обычно переплетаются черты ранней и зрелой готики, а иногда и поздней.Готика в Германии развилась позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. Но, несмотря на это, готика Германии получила свое глубоко самобытное и оригинальное развитие. В готике Германии нет той относительной гармонии, которая ясно чувствуется в творениях французских мастеров.Сознательное сохранение романских традиций в готике является одной из особенностей развития архитектуры в Германии. В дальнейшем отличительными чертами готики Германии, особенно на юго-западе страны, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей, центрических в плане сооружений и создание однобашенного фасада.Таким образом, рассмотрев стилевые особенности готической архитектуры Франции и Германии, можно отметить следующее. В отличие от Франции готическое искусство Германии не так едино. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской.Немецкие соборы были проще в плане. Венец капелл, в основном, в них отсутствует. Аркбутаны очень редки, а своды выше. Здание немецких соборов сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенность германской готики - однобашенные храмы, которые увенчаны высоким шпилем. Наружный декор намного сдержаннее, скупее. скульптурный декор, в храмах Германии применяется больше в интерьере, чем снаружи. Он разнообразнее по материалу, чем в храмах Франции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлленов М. Русское искусство XVIII - начала XX в. М. : Трилистник. 2000. – 474 с.Виолле-ле-Дюк Э. Энциклопедия готической архитектуры.- М. : Эксмо. Наше слово, 2013. – 536 с.Всеобщая история искусств : Т. 2: Искусство средних веков. Кн. 2 / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского ; [Авт. глав: Б. В. Веймарн, Т. П. Каптарева, А. Г. Подольский и др.]. – М. : Искусство, 1961. – 525 с.Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. РольфаТомана, фотографии АхимаБеднорца, изд. KONEMANN, 1998- - 526с.Дюби Жорж. Европа в Средние века / Жорж Дюби ; [пер. с фр. В. Колесникова]. - Смоленск :Полиграмма, 1994. – 316 с.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов / Т.В. Ильина. - 3. изд., перераб. и доп. - М. :Высш. шк., 2014. - 368 с.Кон-Винер Эрнст.История стилей изобразительных искусств: [перевод с немецкого] / Э. Кон-Винер ; под ред. М. М. Житомирского. - 2-е изд., испр..–М. :Либроком, 2009. – 217 с. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада / Жак ЛеГофф ; [пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева]. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. – 558 с.Лясковская О.А. Французская готика : Архитектура. Скульптура. Витраж. XII-XIV вв. – М. : Искусство, 1973. - 143 с.Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков :Пробл. теории и практики худож. творчества / К.М. Муратова. - М. : Искусство, 1988. – 349 с.Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. – 336 с.Пантелеева А.И. Самые знаменитые шедевры готики. – М. : Белый город, 2011. – 104 с.Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / В. Н. Тяжелов; редкол. : А. М. Кантор и др. – М. : Искусство, 1981. - 383 с.Ференци Б.К. Очерки по искусству средневековья Франции / Б. Ференци. – М. :Изогиз, 1936. – 157с.Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции / Е. П. Ювалова; Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - СПб. : Дмитрий Буланин (ДБ), 2000. – 300 с.Черинотти А. Тайны соборов, или Соборы тайны. – М. :Ниола-Пресс, Вече, 2007. – 128 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Собор Парижской БогоматериПриложение 2План собора Парижской БогоматериПриложение 3Западный фасад собора Парижской БогоматериПриложение 4Галерея королей собора Парижской БогоматериПриложение 5Роза собора Парижской БогоматериПриложение 6Розы собора Парижской БогоматериПриложение 7Внутреннее пространство центрального нефаПриложение 8Алтарь центрального нефаПриложение 9Церковь св. Елизаветы в МарбургеПриложение 10Церковь св. Елизаветы в МарбургеПриложение 11План церкви св. Елизаветы в МарбургеПриложение 12Западный фасад церкви св. Елизаветы в Марбурге

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алленов М. Русское искусство XVIII - начала XX в. М. : Трилистник. 2000. – 474 с.
2. Виолле-ле-Дюк Э. Энциклопедия готической архитектуры.- М. : Эксмо. Наше слово, 2013. – 536 с.
3. Всеобщая история искусств : Т. 2: Искусство средних веков. Кн. 2 / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского ; [Авт. глав: Б. В. Веймарн, Т. П. Каптарева, А. Г. Подольский и др.]. – М. : Искусство, 1961. – 525 с.
4. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Рольфа Томана, фотографии Ахима Беднорца, изд. KONEMANN, 1998- - 526с.
5. Дюби Жорж. Европа в Средние века / Жорж Дюби ; [пер. с фр. В. Колесникова]. - Смоленск : Полиграмма, 1994. – 316 с.
6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов / Т.В. Ильина. - 3. изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2014. - 368 с.
7. Кон-Винер Эрнст. История стилей изобразительных искусств : [перевод с немецкого] / Э. Кон-Винер ; под ред. М. М. Житомирского. - 2-е изд., испр.. – М. : Либроком, 2009. – 217 с.
8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада / Жак Ле Гофф ; [пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева]. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. – 558 с.
9. Лясковская О.А. Французская готика : Архитектура. Скульптура. Витраж. XII-XIV вв. – М. : Искусство, 1973. - 143 с.
10. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков : Пробл. теории и практики худож. творчества / К.М. Муратова. - М. : Искусство, 1988. – 349 с.
11. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. – 336 с.
12. Пантелеева А.И. Самые знаменитые шедевры готики. – М. : Белый город, 2011. – 104 с.
13. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / В. Н. Тяжелов; редкол. : А. М. Кантор и др. – М. : Искусство, 1981. - 383 с.
14. Ференци Б.К. Очерки по искусству средневековья Франции / Б. Ференци. – М. : Изогиз, 1936. – 157с.
15. Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции / Е. П. Ювалова; Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - СПб. : Дмитрий Буланин (ДБ), 2000. – 300 с.
16. Черинотти А. Тайны соборов, или Соборы тайны. – М. : Ниола-Пресс, Вече, 2007. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какие стилевые особенности имеет готическая архитектура Франции?

Готическая архитектура Франции характеризуется использованием острых арок, высоких аркатурных галерей, розеток и витражных окон. Особенностью французской готики является также более выраженная вертикальность и световые эффекты, создаваемые с помощью витражей.

Что можно сказать о стилевых особенностях готической архитектуры Германии?

Готическая архитектура Германии отличается использованием тяжелых массивных колонн и пилястр, а также надрастающих на плоскости стен галерей. Особенностью немецкой готики является также внушительный размер и чувство мощности зданий.

Какие соборы можно выбрать в качестве примера для сравнительного анализа готической архитектуры Франции и Германии?

В качестве примеров соборов готической архитектуры Франции и Германии можно выбрать Нотр-Дам в Париже и Кёльнский собор. Оба собора являются великолепными представителями готического стиля и имеют выразительные стилевые особенности обоих регионов.

Какие стилевые особенности имеет готическая архитектура Франции и что отличает ее от готической архитектуры Германии?

Готическая архитектура Франции характеризуется использованием острых арок, высоких аркатурных галерей, розеток и витражных окон, а также более выраженной вертикальностью и световыми эффектами. В то же время, готическая архитектура Германии отличается использованием тяжелых массивных колонн и пилястр, а также надрастающих на плоскости стен галерей, что создает впечатление мощности и внушительности.

Когда было возобновлено строительство собора в Германии и почему?

Строительство Кёльнского собора в Германии было возобновлено в XIX веке после нахождения. Это связано с возрождением интереса к готическому стилю и стремлением к сохранению и восстановлению исторического и культурного наследия.

Какие соборы были выбраны для сравнительного анализа?

Для сравнительного анализа были выбраны два собора: один во Франции, другой в Германии.

В чем особенности формирования и развития готического стиля?

Готический стиль формировался и развивался на протяжении определенного периода, с применением специфических архитектурных приемов и элементов.

Какие стилевые особенности представлены в готической архитектуре Франции?

Готическая архитектура Франции характеризуется определенными стилевыми особенностями, такими как высокие своды, розеточные окна, резные узоры и орнаменты.

Какие стилевые особенности можно наблюдать в готической архитектуре Германии?

Готическая архитектура Германии отличается от французской своими особенностями, включающими более массивные и утонченные детали, арочные окна и использование башен и шпилей.