Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Заказать уникальную дипломную работу- 51 51 страница
- 74 + 74 источника
- Добавлена 24.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы изучения и преодоления нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 7
1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, специфика проявления нарушения 7
1.2 Особенности развития фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 10
1.3 Анализ методик коррекции нарушений фонематических функций у детей
с нарушениями речи 18
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 27
2.1 Организация и методики исследования уровня сформированности фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов на констатирующем этапе исследования 32
2.3 Содержание логопедической работы направленной на коррекцию нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством комплекса игр и игровых упражнений 38
2.4 Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы на контрольном этапе исследования 44
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Два (13%) - 0,5 балла из 3 также зафиксировали очень низкий уровень.Фонематические процессы (анализ и синтез) у детей развиты недостаточно. Доступны простые формы фонематического анализа, сложные формы очень трудны. Вам сложно найти звук в слове (начало, середина, конец); при подчеркивании первого (последнего) согласного от слова; в определении аудиопоследовательности - количество звуков в слове, положение звука в слове по отношению к другим звукам. Очень сложно синтезировать слова из звуков данных, как в непрерывной, так и в прерывистой последовательности.У детей с очень низким уровнем образования (уровень IV) фонематического анализа и синтеза даже простые формы фонематического анализа, спонтанно формирующиеся в нормальном онтогенезе, заключаются в присвоении определенного звука в конце слова и извлечении слова из первоначально ударенной гласной.Изучение состояния восприятия, анализа и фонематического синтеза у дошкольников с фонетическим и фонематическим недоразвитием позволяет сделать некоторые выводы:- у детей с ФФН не сформирована фонематическая сторона речи, а именно фонематическое восприятие, анализ и синтез;- у детей большие трудности вызывают сложные формы фонематического анализа: определение первого (последнего) согласного слова, места звука в слове (начало, середина, конец); последовательность, количество звуков в слове, положение звука в слове по отношению к другим звукам;- существуют трудности при синтезе слов из звуков, произносимых как в непрерывном, так и в прерывистом порядке;Причина этих трудностей - недифференцированное восприятие слога, отсутствие формирования представлений о слоге и звуке, а также недифференцированность понятий «раньше - позже», «первый - последний».С заданиями на определение состояния сформированностифонематического восприятия справились лишь 20% детей с ФФНР. Частично справились с задачей 20% детей. 60% детей не справились с этой задачей, им трудно было повторить за логопедом простую слоговую цепочку, они не слышали звука в слове. Дети не различали звуковые комплексы или слова, состоящие из одних и тех же звуков, поданных в разной последовательности или, отличающихся одним звуком.Наиболее часто дети неверно указывали на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по признаку звонкости-глухости. Это еще раз подтверждает гипотезу современных логопедов-практик о низком уровне слуховых дифференцировок у детей с ФФНР.Если об особенностях состояния сформированности фонематического внимания можно было сделать вывод повыполнению детьми диагностического задания, то фонематическая память, как важный компонентфонетико-фонематической составляющей речи в целом, нуждалась в отдельном изучении. С этой целью дляобследование фонематической памяти на зрительном и слуховом уровне дошкольникам предлагалось игровое задание „Запомни и назови», речевым материалом для которого служили знакомыедетям двусложные слова (типа ваза, кубик, ложка и тому подобное). Задание имело четыре варианта с использованием:1) наглядности без называния;2) наглядности с названием изображенных предметов (пробы на зрительном уровне);3) запоминание на слух с наглядной опорой;4) запоминание на слух без наглядной опоры (пробы на слуховом уровне).В первом варианте учитель-логопед выкладывал перед ребенком в ряд пять картинок; через 15 с переворачивал их и предлагал выбрать среди остальных семи картинок нужные. Во втором варианте учитель-логопед выкладывал перед ребенком в ряд пять картинок и называл их; через 15 с переворачивал изображения и предлагал выбрать среди остальных семи картинок нужные. В третьем варианте учитель-логопед называл ребенку пять слов;через 15 с предлагал выбрать среди семи картинок те изображения, которые были названы. В четвертом вариантеучитель-логопед называл ребенку пять слов; через 15 с ребенок должен был повторить их.Было замечено, что чем меньше предложенных слов, тем лучше продуктивность запоминания. Назрительном уровне самый высокий показатель запоминания приходится на четыре слова, причем это касается как наглядного материала с называнием, так и без него. Слуховой уровень оказывается сформированным у старших дошкольников с ФФНР значительно меньше – только три слова из пяти предложенных остаются в памяти.Обследование показало значительные отставания в развитии именно фонематических слуховых функций у старших дошкольников с ФФНР.С целью выявления динамики запоминания в виде наглядности дошкольникам предлагался набор изпяти картинок на протяжении выполнения пяти проб. Шестая проба проводилась через час после эксперимента ипоказал уровень долговременной памяти детей с ФФНР. Было замечено, что высочайшаяконцентрация внимания дошкольников приходится на вторую пробу, на четвертой происходит значительный спад в отличие отнормы, при которой наблюдается достаточно устойчивая концентрация на запоминании материала; через час из предложенных пяти картинок подавляющее большинство детей смогло вспомнить четыре из них.Итак, фонематическое внимание и память у детей с ФФНР сформированы недостаточновследствие быстрой утомляемости и трудностей удержания последовательного ряда названий изображений.Состояние сформированности слухового контроля детей с ФФНРС целью изучения навыков слухового контроля дошкольникам предлагалось игровое задание «да или нет»,материалом к которому служили слова: а) паронимы; б) со звуками, далекими по акустико-артикуляционнымпризнакам ; в) со звуками, близкими по акустико-артикуляционным признакам, которые не смешиваются в речи ребенка.Учитель-логопед знакомил ребенка с игрушкой – зайчонком заем, отмечал, что он еще совсем маленький, а потому не знает, как правильно называются предметы. Педагог показывал ребенку картинку, сообщал, что будетназывать изображение то правильно, то нет. Ребенок должен был внимательно слушать и на правильное называние поднять руку,чтобы Зай смог запомнить верное название изображенного на картинке предмета.С предложенной задачей справилось подавляющее большинство детей. Ошибочное исполнениеобуславливается неустойчивостью слухового и фонематического внимания. Часто следствием затруднений является несогласованность междумеханизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой.Продолжением предыдущего было задание на исправление деформированного предложения, в котором одно изслов произносилось педагогом неправильно (У Вовы есть табака Боб). Ребенку предлагалось сначала со зрительнойопорой, а затем без нее повторить предложение, верно проговаривая все слова. Чтобы предложенное задание быловыполненное правильно, ребенок должен осознать смысл предложения, запомнить его, заметить неверно произнесенноеслово, исправить ошибку, опираясь на представление о его фонемный слог.Состояние сформированности фонематических представлений детей с ФФНМДля изучения состояния сформированности фонематических представлений детям предлагалось повторить слоги соппозиционными звуками (па-ба, си – зи, го – ко) и выполнить диагностическое игровое задание «Трик-трак, так ли это?»,в котором учитель-логопед показывал ребенку картинку, сообщал, что будет называть изображение то правильно, тонет. Ребенок, помогая зайчонку Заю усвоить правильные названия предметов, должен следить за соответствиемназывание изображения педагогом и утвердительно или отрицательно кивать головой.Выполнять задание предлагалось только тем детям, которые справились с заданием " да или нет, ведь у других дошкольников уже было обнаружено нарушенное звено (слуховой контроль), что вызывало замены илисмешивание звуков, а потому выполнение следующего задания становилось нецелесообразным. Материал до пробы добирался только на материале звуков, что ребенок произносит правильно.Ошибки, допускаемые детьми во время повторения слогов, обуславливаются даже самой непривычнойситуацией воспроизведения новых бессодержательных звукокомплексов и недостаточным уровнем сформированности кинетическогопраксиса, который обеспечивает переключение с одного артикуляционного уклада надругой.В результате проведения диагностических заданий было выделено 4 группы детей:1) с отсутствующим слуховым контролем и возбужденными фонемными представлениями;2) с имеющимся слуховым контролем, но нарушенным фонематическим вниманием (хороший прогноз относительно формирование фонематических представлений);3) с имеющимся слуховым контролем и нарушенными фонемными представлениями;4) со сложившимися фонематическими представлениями, но с имеющимися смешениями звуков в речи(нарушено артикуляционное звено).В целом фонематическое представление детей старшего дошкольного возраста с ФФНР соответствуют собственному неправильному произношению, что связано с недостаточностью слухового внимания и слухового контроля за собственной речью.Несформированность фонематического восприятия детей с ФФНР проявлялась, прежде всего, в группах противопоставленных друг другу фонем. Замены звуков наблюдались в тех случаях, когда опознавательные знаки между фонемами оказывались особенно тонкими. Недифференцированность фонематического восприятия в процессе выполнения заданий выражалась у детей с ФФНР по большинству дифференциальных признаков: звонкость, глухость, место образования, твердость, мягкость, способ образования. У значительной части детей с ФФНР нарушения наблюдались лишь при реализации модели слова, однако у большинства таких детей трудности при выполнении задания были обусловлены нарушением операции выбора фонем по акустическим коррелятам дифференциальных признаков фонем, что свидетельствует о первичной недостаточности слуховой дифференциации.2.3 Содержание логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством комплекса игр и игровых упражненийСегодня перед педагогами стоит задача повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса в учреждении дошкольного образования за корректное включение в полном объеме и с большей функциональностью игровой деятельности в современный логопедический учебное пространство.Второй этап исследования проходил с … по …. Цель формирующего этапа исследования заключалась в формировании фонематических процессов, звуко-слоговой структуры слова, правильного звукопроизношения детей с дизартрией.Перед разработкой методики нами была проанализирована специальная научно-методическая литература, опираясь на данные которого, результаты наблюдений и результаты констатирующего этапа исследования, нами была разработана методика коррекции фонетико-фонематических процессов и внедрено ее до системы корекционно-развивающей работы.В течение 7 месяцев применения коррекционных мероприятий мы активно проводили наблюдения за детьми как с ЭГ, так и с КГ.В месяц проводилось 4 групповых занятия, частота индивидуальных занятий составила 3 раза в неделю. Групповое занятие длилось 25 минут, индивидуальное - до 15 минут.Ожидаемый результат заключался в повышении уровня сформированности фонематических процессов, звуко-слоговой структуры слова и уменьшении количества звуков, которые неправильно произносятся, у детей ЭГ.В ходе логопедической составляющей представленной системы коррекционных мероприятий решали следующие задачи:устранение или максимальное уменьшение количества звуков, которые неправильно произносятся;повышениеуровняфонематического слуха и фонематическоговосприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза;повышение уровня доступности слоговой структуры слова воспроизведения и возможности использовать слова различной слоговой структуры в минимальных контекстах, формирование навыков слогового анализа;формирование навыка самоконтроля.Методика использования игровых упражнений в коррекционной работе по преодолению нарушений звукопроизношения, фонематических процессов и звуко-слоговой структуры речи у детей с дизартрией основывается на определенных дидактических принципах.Принцип индивидуального подхода предполагает выявление во время обследования и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка с целью коррекционной работы, учета речевых возможностей каждого ребенка. Во время проведения логопедических занятий, нами учитывался уровень развития каждого ребенка, а уровень знаний и умений, познавательной и практической самостоятельности дошкольников.Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, компоненты которой тесно взаимосвязаны и обусловлены (речи как система состоит из словарного запаса, грамматического строения, фонематических процессов, связной речи, правильного произношения звуков). Например, на занятиях по формированию фонематических процессов мы совершенствовали грамматическую сторону речи и связную речь детей: дети составляли предложения с предметными картинками, сюжетными картинками со словом с определенным звуком; образовывали множество слов с определенным звуком; делили на слоги слова определенной лексической темы и тому подобное; кроме того, мы использовали игры-упражнения на развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).Принцип наглядности предполагает использование широко спектра наглядного материала: предметные и сюжетные картинки, картинки-символы, схематические символы, разнообразный игровой материал, ИКТ и др. При условии использования наглядности детям легче усваивать новый материал. Также яркость наглядности побудила и заинтересовывала детей на логопедических занятиях.Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предусматривает освоение детьми элементарного, а затем до этого элементарного добавлялись частички более сложного. На начальных этапах коррекционной работы звуки автоматизируются в слогах, затем в словах и предложениях; сначала дети определяли конечный согласный, а поте начальный согласный в позиции перед согласным; говорили двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами, а постепенно переходили к словам с закрытыми слогами и тому подобное.Реализация принципа систематичности заключается в том, что мы каждую неделю проводили логопедические занятия.Принцип комплексного подхода предполагает осуществление логопедической работы и вне логопедических занятий другими специалистами (воспитатель, музыкальный руководитель, психолог) и родителями дома. После каждого проведенного нами логопедического занятия, мы давали рекомендации воспитателям логопедической группы по проведению игровых упражнений с целью закрепления детьми приобретенных навыков; музыкальный руководитель, а музыкальных занятиях предлагал детям игры с пропеванием слов, чистоговорок, прослушиванием и воспроизведением ритмов; психолог на своих занятиях проводил различные тесты и игры, во время которых дети могли реализовать новые речевые навыки. Родители дома закрепляли знания, приобретенные детьми на занятиях (произносили слова определенной звуко-слоговой структуры слова с определенным звуком, составляли с ними предложения, подбирали картинки, определяли количество слогов в словах, выполняли звуковой анализ и тому подобное).Принцип прочности знаний, умений и навыков реализовывался в течение всего исследования путем повторения пройденного материала и закрепления его в процессе общения и в процессе сочетание пройденного ранее с недавно изученным. На заключительном этапе исследования мы проводили на логопедических занятиях с детьми суммирующие игры («Найди картинку», «Назови слово», «Словесное лото» и тому подобное), которые давали возможность закрепить приобретенные знания.Принцип гуманизации предполагает создание эмоционального учебного среды и среды, что стимулирует и поощряет инициативу детей.Принцип воспитания здорового ребенка реализовался в процессе учебного процесса путем использования традиционных физкультминуток и видео- физкультминуток, упражнений на развитие мелкой моторики. Мы выдерживали время занятия и пытались удачно распределять нагрузку в течение всего занятия.Принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса заключался в направлении всей работы на достижение детьми высокого уровня овладения всеми составляющими речи. Данный принцип мы реализовывали на всех логопедических занятиях.Среди методов обучения, которые были нами использованы, можно выделить наглядные (использование демонстрационного и раздаточного картинного материала, игрушек, кубиков, музыкальных инструментов и тому подобное), словесные (рассказ, описание, объяснение, образец и тому подобное) и практические (выполнение упражнений).Правильная коррекция. Все занятия проводились с использованием игрового приема.Логопедическое занятие состояло из 3-х частей:часть - вводная (2-3 минут): настройка детей на занятия, подготовка к выполнению разнообразных задач.часть - основная (20 минут): проведения занятия, содержание которого предусматривал проведение упражнений на развитие дыхания, мелкой моторики, голоса, просодических компонентов речи, артикуляционных упражнений, физкультминуток, упражнений на развитие фонематического слуха и непосредственно упражнений на формирование и совершенствование звуко-слоговой структуры слова.часть - заключительная (2-3 минуты): подведение итогов занятия.Неотъемлемой составляющей наших занятий была наглядность, которая помогает сделать их познавательными, интересными и эмоционально насыщенными. Как отмечал выдан педагог К. Д. Ушинский, детская природа требует наглядности, поэтому занятия, особенно в логопедической группе, должны обязательно гармонично сочетать в себе речевой и наглядный материал [68].Мы использовали такие виды наглядности:натуральные и условно натуральные объекты (различные игрушки, образцы изделий ручного и художественного труда, муляжи, музыкальные инструменты, бросовый материал и тому подобное);дидактический материал (предметные раздаточные и иллюстративные картинки, сюжетные раздаточные и иллюстративные картинки, карточки для звукового и слогового анализа слов, схемы для характеристики звуков и артикуляции звуков, картинки артикуляционных упражнений, «ассоциативный куст», обозначение звуков и слогов и т. п);мультимедийная наглядность (презентации, компьютерные развивающие игры, динамические фотографии, аудиоматериал, видеоматериал, анимационные фильмы и тому подобное) [56].Во время проведения игр-занятий крайне необходимо организовывать взаимодействие с детьми так, чтобы педагогу было удобно демонстрировать наглядность, а дошкольникам воспринимать ее.Во время отбора и использования наглядности мы учитывали следующее:психофизиологические возрастные нормы и требования;нормы и требования психогигиены и техники безопасности;наглядность должна соответствовать теме и определенной цели занятия;задачи, что их предлагает педагог на занятии, усложняются последовательно;необходимо придерживаться определенной последовательности в использовании наглядных средств - от объемных до графических и символических;параллельное привлечение которых анализаторов происходит во время выполнения определенного задания;количество детей, которые присутствуют на занятии.Работу по развитию у детей фонематических процессов условно можно разделить на 6 этапов:– узнавание неречевых звуков;– различениезвукокомплексов и звуков по высоте, тембру голоса, различение одинаковых слов и фраз;– различение слов, близких по звуковому составу;дифференциация слогов; – дифференциация фонем; – развитие навыков элементарного звукового анализа.1 этап. На этом этапе во время дидактических игр и упражнений обнаруживают у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Игры "коробочки, которые шумят": в коробочки можно посыпать песок, крупу, горох, положить пуговицы. Бумажные шарики и тому подобное. "Чудо звуки": прослушать с детьми аудиозапись естественных звуков: шум дождя, журчание ручья, шум леса, ветреный день, морской прибой. Можно усложнить эту игру, когда ребенку нужно назвать, что звучало, и подобрать подходящую картинку или игрушку. О правилах игры надо договориться.2 этап. Когда дети научатся различать младенческие звуки, переходим к различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса. Игры " Кто это позвал?», «Кто это?",» Заводные игрушки«,» испорченный телефон«,»озвученный". Важно проводить также Упражнения для развития голоса. Такие игровые упражнения необходимо проводить сверхобречиво знакомых детям звукоподражаниях. Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы все звукоподражания ребенка выражали на выдохе.«Аня поет песенку» А-а-а-а-а-а.«Болит зуб» О-О-о-о-о-о.«Лягушки улыбаются» И-и-и-и-и-и.«Песенка водички» С-с-с-с-с-с.«Играем на барабане» Д-д-д-д-д-д.3этап. Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Детям демонстрируется картинка и четко произносится «сок». Затем логопед называет картинку то правильно, тонеправильно (возраст, бок, ток, сок, пик, год, сок) дети, услышав неправильный ответ подбирают сигнальную карточку. Аналогично проводится игра с другими словами, сначала легкими по звуковому составу, постепенно слова усложняются. Можно использовать такие игры: "что перепутал мальчик?", "Группировка позвучаниям», «Придумай слово».4этап. На данном этапе детей учат различать слоги, отличающиеся несколькими или одним звуком по акустически далеким и близким признакам. Широко применяется прием про-речевания серии слогов с различными согласными или гласными звуками, а также слогов различной структуры: открытых,закрытых, без совпадения и со совпадением согласных. «Какой слог лишний?»«Воспроизведи ритм», «Поймай слог».5этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Сначала различают гласные, затем-согласные«найди общий звук» ребенку предлагают определить, какой звук есть в нескольких разных словах. При проговаривании слов надо четко выделять данный звук силой голоса, например:«о-о-о-осень», «о-о-о-окунь», «о-о-о-овощи», «Поймай звука в слове», «Где звук», «Какой звук я тяну?», "Зачарованные звуки"."Украшаем шапочки": целью данной игры является дифференцировка звуков, например, (с-ш) одну шапочку украшаем картин-ками, в названиях которых есть звук (с), а другую со звуком (ш). и т. д.6 ЭТАП. На этом этапе основной является выработка у детей навыка звукового анализа. Сначала надо научить детей выделять звук, который стоит в начале слова, а впоследствии переходим к выделению звука, который стоит на конце слова. В середине слова ... » Собери волшебный цветок«,» Рыбак«,» поезд«,»бабушка". Такие игры упражняют детей не только в звуковом анализе, но и развивают у них сообразительность и одновременно проверяют, как ребенок научился слушать, выделять определенные звуков слов.Мы попытались кратко охарактеризовать содержание заданий каждого этапа работы по преодолению фонематического недо-развития у детей и привели примеры возможных речевых упражнений игр.Готовясь к логопедическому занятию, мы придерживались данного алгоритма:определяли тему и цели занятия;определяли основные этапы занятия, содержание каждого этапа, осуществляли их взаимосвязь и последовательность;подбирали речевой (фонетический, лексический и грамматический) материал;подбирали необходимый наглядный материал;предусматривали использование разнообразных игр, игровых упражнений и игровых заданий;подбирали приемы, что, на наш взгляд, обеспечивали индивидуальный подход и привлечение детей к активной речевой и познавательной деятельности [70].2.4 Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы на контрольном этапе исследованияПо окончании формирующего этапа был проведен контрольный этап. Цель этого шага - сравнить полученные результаты с исходными данными.Для этого использовалась та же методика начального экзамена.Результаты представим на Рис.2.Рис.2. Сравнительная диаграмма результатов исследования сформированности фонематической стороны речи у детей с ФФНР контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах исследованияРазберем результаты исследования после исправления нарушений.Как показали результаты контрольного исследования состояния фонематического восприятия, у детей улучшился слуховой контроль, они лучше слышат разницу между своей и чужой речью. Дети не испытывают больших трудностей при воспроизведении слоговых комбинаций. Каждый ребенок набрал от 3,5 до 4 баллов из 4 максимальных, что свидетельствует о хорошем уровне состояния фонематического восприятия у детей.Данные показали, что 5 человек находятся на высоком уровне (33%), на среднем уровне 7 (47%) и на низком уровне 3 (20%). Очень низкий уровень полностью отсутствует. Это свидетельствует об успешности исправительной работы.Как и в предыдущем задании, дети на контрольном этапе получили хорошие результаты в оценке фонематического анализа слов. Каждый ребенок набрал от 4 до 5 баллов из 5 максимальных, что свидетельствует о хорошем уровне фонематического анализа слов у детей контрольной группы. Высокий 4 ребенка 27%, средний 6 детей 40%, низкий 4 человека 27%, очень низкий один ребенок (6%). Ребенок заболел, и его пришлось увезти из офиса.В изучении фонематического синтеза слов дети получили хорошие результаты. Каждый ребенок набрал 2–3 балла из 3 максимальных, что свидетельствует о хорошем уровне синтеза фонематических слов у детей контрольной группы.Подводя итоги проведенного эксперимента, можно смело сказать, что используемые в логопедической программе игры и игровые упражнения для нарушения фонематической стороны речи дошкольников с ФФН эффективны.Выводы по второй главеВ исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР: УКАЗАТЬ БАЗУ.Для изучения состояния фонематического восприятия использовались методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.На этапе проверки выяснилось, что у детей с отклонением в фонематическом развитии невозможно четко повторять звуки и правильно воссоздавать образы с определенным звуком. Частичное повреждение возможно также из-за недостаточной разницы между группой звуков или парой звуков по сравнению с другими звуками.Но даже небольшие отклонения могут затруднить выполнение детьми шагов звукового анализа. Эти отклонения можно обнаружить только после тщательного обследования фонематического состояния слуха.Помимо особенностей речи и фонетического восприятия, дети с ФФН могут проявлять: общую нечеткую речь, дикцию, некоторую задержку формирования словарного запаса и структуры речевого строения.При планировании и проведении корректирующего занятия важно учитывать особенности детей с ФФНР. В работе с ними следует найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных и психических особенностей; обеспечивать положительную мотивацию к выполнению мероприятий по повышению эффективности корректирующих действий; использовать альтернативные методы деятельности, в том числе упражнения на развитие внимания, интеллекта, умственной активности и т. д.На контрольной фазе исследования результатом стало улучшение фонематической стороны речи дошкольников. Оценивая логопедическую работу, мы пришли к выводу, что коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетическим и фонематическим недоразвитием будет эффективной, если в программу логопеда будут включены игры и игровые упражнения, направленные на развитие восприятия, презентации и т. Д. анализ и синтез фонем. Следовательно, гипотеза подтверждается.ЗаключениеВ рамках дипломной работы проведен теоретический анализ проблем изучения и преодоления нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.Проблема формирования фонематического восприятия у детей с ФФНР является одной из важнейших проблем в современнойлогопедии. Большое количество исследований указывает на то, что недоразвитиефонематической стороны речи приводит к нарушениям звукопроизношения, чтоимеет влияние на нарушение лексико-грамматической стороне речи детейдошкольного возраста с общим недоразвитием речи.У детей наряду с нарушением всех компонентов речи, обычно,проявляется не сформированность фонематического слуха и фонематическоговосприятия. Анализ научных исследований ученых, а именно: Р. Каше,С. Шаховской, Р. Никашиной, т. Ткаченко, показал, что его развитие естьодной из важных задач коррекционного воздействия. Развивая фонематическоевосприятие у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, осуществляется положительное влияние на становление всей фонетической базыречь ребенка, что в свою очередь способствует формированию правильной составляющейструктуры слова.Исследование проходило в три этапа:На первом этапе - определении выбранными методами выявлен уровень сформированности фонематической стороны речи у дошкольников с фонетически-фонематическим недоразвитием.На втором этапе, тренинге, была разработана логопедическая рабочая программа, направленная на коррекцию нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с фонетическим и фонематическим недоразвитием посредством комплекса игровых игр и упражнений.На третьем этапе исследования оценивалась эффективность логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством специально подобранного комплекса игр и игровых упражнений.В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста: УКАЗАТЬ БАЗУ.Для изучения состояния фонематического восприятия использовались методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.На констатирующем этапе было выявлено, что у детей с отклонением в фонематическом развитии невозможно четко повторять звуки и правильно воспроизводить образы с определенным звуком. Частичное повреждение также возможно из-за недостаточной разницы между группой звуков или парой звуков в отличие от других звуков.Работая над коррекцией фонематического восприятия, специалистуобязательно надо учитывать определенные моменты, а именно: с детьми какой возрастнойкатегории им предстоит работать; какой вид деятельности сможет «зажечьнаиболее яркий огонек в глазах детей и придаст ребенку с ФФНР заинтересованности в выполнении поставленных перед ней задач, а такжеместо при формировании фонетико-фонематической стороны языка в онтогенезепринадлежит именно фонетическому восприятию.Поэтому, полноценное развитие фонематических процессов у детейс ФФН является одним из обязательных условий эффективнойкоррекционной работы..На контрольном этапе исследования результатом стало улучшение фонематической стороны речи дошкольников. Оценивая логопедическую работу, мы пришли к выводу, что коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетическим и фонематическим недоразвитием будет эффективной, если в программу логопеда будут включены игры и игровые упражнения, направленные на развитие восприятия, презентации и т. Д. анализ и синтез фонем. Следовательно, гипотеза подтверждается.Список использованной литературы
Аржанова О.В., Медведева Е Ю..Нарушения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-fonematicheskih-protsessov-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 29.12.2021).
Бадулина, О. И. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста / О. И. Бадулина, Ю. С. Дернова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. – Москва : Спутник. – 2015. – С. 226-231.
Базжина, Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком / Т. В. Базжина // Становление речи и усвоение языка ребенком. – Москва : Московский университет, 2015. – 240 с.
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с.
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. - 91с.
Божович, Л. Личность и ее формирование в детстве _0_ / Л.И. Божович. - М., 1968. - 340 с.
Бушинская, Е. А. Специфика работы по коррекции и развитию фонематических процессов у детей 5 – 6 лет / Е. А. Бушинская, Е. С. Коновницына // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – Екатеринбург, 2013. – С. 39-42. 93
Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – Москва : ВЛАДОС, 2012. – 234 с.
Волкова Л. Логопедия. Методологическое наследие. В 5 кн. Книга. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи _0_ / Л.С. Волков. - М .: Владос, 2004 - 360 с.
Волкова, Л. Логопедия: учебник для студентов факультета дефектологии педагогических институтов / Л.С. Волкова, Р. Лалаева, Э. Мастюков. - М., 1995. - 53с.
Воронич, Е. А. Онтогенез фонетико-фонематического развития у детей / Е. А. Воронич, Т. И. Юрченко // Альманах мировой науки. – 2015. – № 1. – С. 44-46.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. Гвоздев. - СПб. : Паб. РГПУ, 2018 - 472 с.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - СПб., Акцидент, 1995. - 64с.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Союз, 2000. – 64с.
Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко. – СанктПетербург : Реноме, 2012. – 264 с.
Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
Гранько, А. С. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у онтогенезе / А. С. Гранько. – Уфа : Мир печати, 2015. – 148 с.
Гусева, Т. С. Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / Т. С. Гусева, В. В. Мурзакова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект: сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практическая конференции студентов, аспирантов и магистрантов. – 2017. – Т. 217. – С. 47-52.
Дорошенко, О. В. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. В. Дорошенко, Т. А. Зык // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22 мая 2021 года. – Москва: Российский новый университет, 2021. – С. 80-87.
Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2015. - № 4. - 58 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 238с.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. О формировании фонематического восприятия у дошкольников / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 1963.
Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 1. - 62 с.
Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 52-56;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9385 (дата обращения: 29.12.2021).
Иванина, А. И. Развитие фонематических процессов у детей / А. И. Иванина, Т. И. Цыгулёва // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2. – С. 121-122.
Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Развивающие игры и упражнения на развитие слухового восприятия // Дефектология, 2017, №6 - с. 67
Калашников И.Л. Недоразвитие фонетико-фонематической речи у старших дошкольников / И.Л. Калашников // Логопед. - 2016 г. - март. 107с.
Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. - 2013. - № 3. - 107 с.
Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
Катаева А.А., Стребелева А.А. Развивающие игры и упражнения. -М., Просвещение, 2019. - 191 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркин Г.В. Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонетической и фонематической речи (7 курс) - М .: Минобразования НИИ дефектологии АПН СССР, 1986.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2012 - 96 с.
Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста[Текст]:пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.— М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.—150с.
Кузьмина, Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (ФФНР) / Т. А. Кузьмина // Региональное образование XXI века. – 2012. – № 1. – С. 17-28.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999
Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука, 2006. – 102 с.
Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – Москва : Просвещение, 2012. – 181 с.
Леонтьев, А.А. Исследование детской речи / А.Л. Леонтьев // Основы теории языковой деятельности. - М., 1974 - 124 с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2004. - 192с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 324 с.\
Марданова, И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / И. Р. Марданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57971/ (дата обращения: 29.12.2021).
Нойман, Л. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие. для шпильки. выше. пед. учиться. учреждений / Л.В. Нойман, М.Р. Богомильский; изд. У И. Селиверстова. - М .: ВЛАДОС, 2011 - 224 с. (коррекционная педагогика)
Окунева, С. Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников / С. Е. Окунева // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 23. – № 3. – С. 112-114.
Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте//Тр. ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1946. - Т.3. - С.44-52.
Орфинская, В. К вопросу о воспитании фонологических понятий в младшем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. записки Ленинградского государственного педагогического института. Герцен. - 2016 г. - 42 с.
Основы логопедии с практикой звукового произношения: учебное пособие. инструкция к шпильке. Среда пед. учеба, учреждения / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Кутепова; изд. ТВ. Волосовец. - М .: Издательский центр «Академия», 2019. - 412 с. 27.
Основы теории и практики логопеда / Под ред. Левиной Р. Е. - М .: «Просвещение», 1967. - 182 с.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.
Попова, О. Е. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста / О. Е. Попова, Е. А. Татаринцева // Псиология. педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – № 2. – С. 98-100.
Психология дошкольников. / А В. Запорожец, Д. Эльконин. - М., 2018.
Рay Е.Ф. и Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников, изд. 2. - М.: Просвещение, 1967. – 241с.
Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология, 1977. - №3. - Искусство. 45.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
Селиверстов И. В. Разговорные игры с детьми. М .: «ВЛАДОС», 1994.
Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учеб. пособие. - Изд-во КГТШ, 1981. - 150с.
Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. – 55с.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений структуры слога слова: альбом для индивидуальной работы с детьми от 4 до 6 лет: руководство для логопедов, педагогов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М .: Гномо и Д, 2011 - 40 с.
Ткаченко Т.А. Обучение навыкам звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 до 5 лет. Приложение к учебному комплекту «Научитесь правильно говорить» / Т.А. Ткаченко. - М .: «ГНОМ ред редакция Д», 2015. - 26 с.
Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. // Актуальные проблемы логопедии/Отв. ред. Селиверстов В.И. – М., 1980. – С.57-63.
Филичева Т. Дети с фонетическим и фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т. Туманов. - М. Гном-пресс., 1991.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1987. - 141с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим. недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГЗПИ, 1991. - 187с.
Хрестоматия логопеда. В 2-х томах. Vol. 1. / Под ред. Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов. М .: ВЛАДОС, 1997.
Цветкова, Л. Афазия и восстановительное обучение _0_ / Л.С. Цветкова. - М .: Просвещение, 1988. - 188 с.
Цвирко, О.Ю. Формирование произношения и коррекция нарушений звукового произношения у детей / О.Ю. Цвирко. - Барнаул: 2018. - С. 6.
Чевелёва Л.П. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. - 1986. - №5. – С.57-61.
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. // Известия АПН РФСР. - Вып.13. - 1948. - С.101-133.
Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. – Москва : Просвещение, 2008. – 165 с.
Шрейдер, Е. А. Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста / Е. А. Шрейдер // Педагогика и психология : сборник статей по материалам XV международной научнопрактической конференции. – 2018. – № 1. – С. 16-21.
Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2015. – 348 с.
Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2012. – 143 с.
Вопрос-ответ:
Какова причина фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников?
Причины фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников могут быть разными: генетическая предрасположенность, нарушения восприятия слуховых сигналов, недостаточная стимуляция речевой деятельности, плохой пример со стороны окружающих.
Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие у детей?
Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей проявляется в звуковых ошибках при произнесении слов, затруднениях с дифференциацией и распознаванием звуков, слабой артикуляции и нечеткой речи.
Какие методики используются для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников?
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников используются различные методики, такие как артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на развитие слухомоторных навыков, работа с звуками и слогами.
Какая роль игр и упражнений в коррекции фонетико-фонематического недоразвития?
Игры и упражнения играют важную роль в коррекции фонетико-фонематического недоразвития, так как они помогают развивать слухомоторные навыки, внимание, память, координацию движений и активизировать речевую деятельность ребенка.
Какой подход рекомендуется использовать при коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников?
Рекомендуется применять комплексный подход при коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников, включающий индивидуальную работу с ребенком, использование различных методик и игровых элементов, а также сотрудничество с родителями.
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников - это нарушение фонетической стороны речи, которое проявляется в неспособности правильно воспроизводить и различать звуки в словах. Дети с таким нарушением испытывают трудности в произношении и распознавании звуков речи.
Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников проявляется в неправильном произношении звуков и заменах звуков другими. Дети могут затрудняться в понимании речи и иметь проблемы с развитием речи в целом. Например, они могут произносить "кот" вместо "мот", "соль" вместо "только" и т. д.
Как развивается фонетическая сторона речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Развитие фонетической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием происходит медленнее, чем у детей без этого нарушения. Они могут нуждаться в помощи логопеда для тренировки правильного произношения звуков и улучшения слухового восприятия. Также важно проводить игровые и практические занятия, направленные на развитие фонетической стороны речи.
Какие методики используются для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников?
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников могут использоваться различные методики, такие как артикуляционная гимнастика, звукоподражание, игры с звуками, работы с карточками и т. д. Логопед разрабатывает индивидуальные занятия, основанные на потребностях конкретного ребенка и его уровне развития.