Память и деятельность. Развитие памяти
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 09.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Память и виды памяти 4
1.1 Понятие памяти и её значение 4
1.2. Процессы, связанные с памятью и ее индивидуальные особенности 5
1.3 Типы памяти и их особенности 17
Глава 2. Факторы, влияющие на развитие памяти 23
2.1 Развитие памяти 23
2.2 Влияние различных факторов на процесс развития памяти 27
Заключение 29
Список литературы 31
Установлено, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана сложная, но интересная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Когда с запоминаемым материалом проводится большая работа по его осмыслению, классификации, преобразованию, установлению в нем определенных внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это больше всего заметно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.[4,с.119]
Глава 2. Факторы, влияющие на развитие памяти
2.1 Развитие памяти
Рассмотрим развитие памяти, т. е. те ее типичные изменения, которые происходят по мере социализации индивида. С самого раннего детства развитие памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, его механическая память поэтапно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в запоминание, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.[4]
Проблема развития памяти всегда остается актуальной, ведь представить себе психически здорового человека без памяти просто невозможно. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы и есть память. [1, с.125] Существует несколько классификаций человеческой памяти: 1. По времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память) 2. По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и другие виды памяти) [2, с.35] Несмотря на то, что у разных людей, в разном возрасте преобладает определенный вид памяти, важно научить и научиться работать своей памятью правильно. По мнению ученых (Н. Куприянова, П. Зинченко, А. Смирнова и др.), самым благоприятным периодом для этого является дошкольный возраст. Именно в это время зарождается и развивается мыслительная деятельность. [4, с.335]
Дошкольное детство – это возрастной период с трех до семи лет. В этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развита речь, ребенок способен строить предложения, активно развивается внимание и мышление. С каждым последующим месяцем дошкольного детства происходят качественные изменения мышления, речи, внимания, а также эмоционально-волевой сферы. Происходят существенные изменения и в памяти дошкольника. Ребенок постоянно стремиться овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, что говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. В этот период времени, важная задача родителей и педагога, обеспечить такую степень усвоения знаний, при которой ребенок сам легко может ими воспользоваться. [3, с.12] В процессе взаимоотношений с окружающими, ребенок осуществляет практическую деятельность, познает и запоминает многие предметы.
Большое значение при этом имеет речевая деятельность дошкольника. Ребенок лучше запоминает предметы, когда он их называет, оперирует ими. Во время образовательной деятельности в группе детей 4-5 лет педагог целенаправленно попросила детей называть изображенные на картинках предметы, в итоге дети запомнили по 5-6 картинок из десяти. В то время как вторая подгруппа такого руководства от педагога не получила и запомнила лишь 2-3 картинки из десяти. Так как запоминание дошкольника носит непроизвольный характер, ребенок способен запомнить лишь яркие особенности предметов, поэтому воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. Цель запоминания должна быть сформулирована взрослым в максимально доступной форме и понятна ребенку. Для развития непроизвольного запоминания огромное значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Ребенок сопереживает герою, оценивает его поступки, ставит себя на его место. [5, с.271] Для лучшего запоминания стихотворений целесообразно использовать такие формы работы как драматизация, изменение тембра голоса, проигрывание отдельных сюжетов, заучивание стихотворений по мнемотаблице.
Наглядная информация (картинки, иллюстрации) - важное средство развития памяти, мышления, речи. Помогает педагогам закрепить знания детей об известных им предметах и явлениях, а также расширить кругозор, знакомя с новыми предметами и явлениями. Таким образом, продуктивность непроизвольного запоминания дошкольников возрастает благодаря активной и содержательной деятельности детей с материалом. Особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Педагог должен организовать наблюдение так, чтобы вызвать и поддержать интерес к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание. [3]
Однако непроизвольная память характерна для младших дошкольников, старшие дошкольники уже начинают владеть произвольным запоминанием. Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребенка к школе. Учебная деятельность не принесет положительных результатов, если ребенок будет запоминать лишь то, что его непосредственно интересует, не считаясь, с теми задачами, которые выдвигает школьная программа. Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. В дошкольном возрасте значительно изменяется и содержание двигательной памяти. Движения становятся более сложными, включают несколько компонентов. Ребенку становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты. [4, с.342]
Основная задача родителей и педагогов, на этапе дошкольного детства – ускорить развитие всех видов памяти ребенка. Однако важно помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников, является игра [2, с.41], поэтому запоминание должно происходить в процессе игры, для того, чтобы оно было максимально эффективным. В заключении необходимо подчеркнуть следующее, для развития памяти детей дошкольного возраста необходимо:
1. Обучать различным способам запоминания
2. Развивать непроизвольную память ребенка
3. Упражнять дошкольников в запоминании, в той деятельности, которая имеет для них определенное значение
4. Побуждать дошкольника к воспроизведению в процессе деятельности Важно помнить, что память влияет на развитие других психических процессов, таких как восприятие, мышление и прочее. Без этих навыков человек просто не может существовать. Поэтому развитие памяти необходимо начинать с раннего возраста, чтобы вырастить достойную и счастливую личность.
В целом в развитии памяти можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятой личности в процессе ее социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Большой вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Это относится к такой последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. По его мнению, эти виды памяти последовательно появлялись один за другим, на протяжении развития человечества.[2]
У ребенка все виды памяти в онтогенезе формируются также рано и тоже в определенной последовательности. По П. П. Блонскому, логическая память складывается и начинает работать позже других. Она имеется уже у ребенка 3–4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. А дальнейшее ее улучшение и совершенствование связаны с обучением основам наук.[12,с.196]
Образная память появляется у ребенка на втором году жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. П. П. Блонский считал, что она в генетическом плане предшествует всем остальным. [2,с.229]
Однако, существует мнение ученых, подтвержденное многими фактами, свидетельствующими о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Возможно, они появляются и развиваются практически одновременно. Но окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.
2.2 Влияние различных факторов на процесс развития памяти
Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить.
Факторы, влияющие на непроизвольное запоминание.
Яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Все, что эмоционально сильно на нас влияет, запоминается независимо от нашего намерения запомнить.
Наличие интереса. Все интересное запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании более продолжительное время, чем неинтересное.
Предметы, похожие на известные нам, непроизвольно запоминаются легче.
Явление, возникающее по контрасту на общем фоне.
Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания.
Факторы, влияющие на произвольное запоминание:
многократное, разумно организованное и систематическое повторение, а не механическое, которое определяется только количеством повторов;
структурирование - разделение материала на части, выделение в нем смысловых единиц;
понимание;
действенный характер освоения знаний;
интерес к материалу;
установка на запоминание.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие памяти является речь, которая играет большую роль в процессах запоминания и воспроизведения. Это дает возможность сделать следующие выводы:
1. Обычно запоминается легче и лучше не то, что может быть воспринято только зрительно или на слух, а то, что мы можем выразить словами. И если слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово – это понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем о материале, чем активнее мы пытаемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается. [8]
2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. При этом текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
Другие факторы, влияющие на развитие различных видов памяти:
-правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала также являются немаловажными факторами, влияющими на развитие памяти;
- развитие воображения у детей, то есть способности что-либо зрительно представить, служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную;
- различные игровые ситуации за счет взаимообучения влияют на развитие образной памяти;
- запоминание путем повторения влияет на переход информации из кратковременной в долговременную память
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены факторы, влияющие на развитие памяти.
В первой главе было представлено само понятие памяти, её значение, индивидуальные особенности и виды. Во второй главе, благодаря анализу научно–психологических источников мы рассмотрели процесс формирования и способы развития памяти.
Нами была дана характеристика некоторых видов памяти, а также выявлены факторы, влияющие на её развитие.
Исходя из вышеперечисленного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим, и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. Человек без памяти не смог бы развиваться как полноценная личность.
Без памяти не могло бы существовать и мышления. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что - то представлять себе, воображать, комбинировать образы, понятия, ощущения, относящиеся к событиям, людям или предметам.
Также было выявлено то, что от факторов запоминания, от внимательности человека зависит то, как человек воспринимает окружающий мир и на что прежде всего обращает внимание. Непроизвольное запоминание - продукт деятельности личности. Необходимое условие запоминания - взаимодействие личности с предметами.
Поэтому, целенаправленное действие является продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой организации деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей.
В итоге, хотелось бы сказать, что память можно и нужно развивать. Развитая память позволяет быстро учиться, быть эрудированным в обществе, быть полезным в нужное время, быть интересной личностью, создавать основы для личностного и профессионального развития, добиваться успехов в жизни, используя свои способности.
Список литературы
Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
Максименко. С.Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук» – 2004. – 528 с.
Клиническая психология. Словарь. Под ред.Творогова Н.Д. ПЕР СЭ,Москва 2007
Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 245 с.
Общая психология. В 7 т.: учеб. / под ред. Б. С. Братуся. Т. 3. Память / В. В. Нуркова. М.: Академия, 2006. 230 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.:Академия, 2000.
Психология. / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. – 458 с.
Фрейд З. Заметки о "вечном блокноте" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.27-32
Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
Размещено
22
2. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
4. Максименко. С.Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук» – 2004. – 528 с.
5. Клиническая психология. Словарь. Под ред.Творогова Н.Д. ПЕР СЭ,Москва 2007
6. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652
7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 245 с.
8. Общая психология. В 7 т.: учеб. / под ред. Б. С. Братуся. Т. 3. Память / В. В. Нуркова. М.: Академия, 2006. 230 с.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.:Академия, 2000.
10. Психология. / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. – 458 с.
12. Фрейд З. Заметки о "вечном блокноте" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.27-32
13. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
Вопрос-ответ:
Что такое память и какое у нее значение?
Память - это способность человека запоминать информацию и восстанавливать ее в будущем. Она играет важную роль в нашей повседневной жизни, помогая нам учиться, работать, развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.
Какие процессы связаны с памятью и какие особенности этого процесса могут быть у разных людей?
Основные процессы, связанные с памятью, включают запоминание информации, хранение и восстановление. У разных людей могут быть индивидуальные особенности в этих процессах, такие как разная скорость запоминания, предпочтение определенных стратегий восстановления информации и т.д. Кроме того, память может быть подвержена изменениям в зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов.
Какие типы памяти существуют и какие особенности у каждого из них?
Существуют различные типы памяти, такие как кратковременная память, долговременная память и процедурная память. Кратковременная память отвечает за запоминание информации на короткий период времени, долговременная память - за хранение знаний и опыта на более длительный срок, а процедурная память отвечает за запоминание навыков и умений. Каждый тип памяти имеет свои особенности и требует определенных стратегий для эффективного использования.
Какие факторы влияют на развитие памяти?
На развитие памяти влияют различные факторы, включая наследственность, обучение, окружающую среду, здоровье и др. Наследственность может определить некоторые индивидуальные особенности памяти, обучение способствует развитию стратегий запоминания, а окружающая среда может предоставить разнообразные стимулы для активации памяти.
Что лучше запоминается материал, являющийся объектом внимания и сознания?
Исследования показали, что материал, который является объектом внимания и сознания, лучше запоминается непроизвольно. Это означает, что наше внимание и осознание улучшают процесс запоминания и позволяют нам легче восстанавливать эту информацию в будущем.
Какие процессы связаны с памятью и какие индивидуальные особенности могут возникать в связи с памятью?
Процессы, связанные с памятью, включают запоминание, хранение и воспроизведение информации. Индивидуальные особенности памяти могут включать разную способность запоминать и воспроизводить информацию, различную продолжительность хранения информации в памяти, а также возможность использовать разные стратегии запоминания.
Какие типы памяти существуют и в чем их особенности?
Существует несколько типов памяти: кратковременная память, долговременная память, сенсорная память, эпизодическая память и процедурная память. Кратковременная память отвечает за хранение небольшого объема информации в течение нескольких секунд, долговременная память предназначена для хранения большого объема информации на долгий срок, сенсорная память позволяет запоминать информацию о зрительных, слуховых и других впечатлениях, эпизодическая память связана с запоминанием конкретных событий, а процедурная память отвечает за хранение навыков и привычек.
Как различные факторы могут влиять на развитие памяти?
Развитие памяти может зависеть от различных факторов, таких как возраст, образование, психическое и физическое здоровье, степень вовлеченности в активности, уровень мотивации. Например, молодые люди часто имеют лучшую память, чем пожилые, образование может способствовать развитию памяти, физическая активность и здоровый образ жизни также могут улучшить работу памяти.