Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Заказать уникальный доклад- 16 16 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 07.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Игры подбираются соответственно особенностям детей. Так, например, с целью знакомства детей, страдающих ЗПР с эмоцией радости, обучения их произвольно воспроизводить эмоциональное состояние радости мимикой, интонацией, жестами используются следующие игры: «Подари улыбку», «Найди веселого друга», «Подарок», «Доброе слово», «Пять картинок» и др., например, игра «Пять картинок», цель которой – способствовать умению находить эмоцию радости, правильно выражать ее через мимику и жесты. Перед детьми разложено по пять картинок, их задача – выбрать ту картинку, на которой нарисованы радостные лица людей. Далее ребенку предлагается показать с помощью мимики, пантомимики и жестов данное эмоциональное состояние[6].Наряду с игротерапией, в качестве развития эмоциональной сферы применяется сюжетно – ролевая драматизация. Игры – драматизации – это особый вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его и придумывает новый. Игры – драматизации способствуют развитию самостоятельности, творчества, формируют доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно решать конфликтные ситуации. Проведению игры – драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Психолог вместе с детьми обсуждает содержание знакомой им сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают детям воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые конфликты, в которые попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу – это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя ими персонажи. Так, детям предлагается разыграть сценку знакомой им сказки. В первый раз дети обыгрывают те роли, которые близки им. Например, в роли волка – ребенок с проявлениями агрессии; в роли зайца – гиперактивный ребенок; в роли медведя – ребенок, у которого преобладает медлительность. После того, как они сыграют «свои» роли, дети меняются ролями. В этом им помогает психолог. Благодаря смене ролей, дети перенимают эмоциональный опыт друг друга. Это способствует развитию эмоций, которые дети не испытывали раньше[6].На сегодняшний день популярность набирает телесно-ориентированных подход, который привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций у детей с ЗПР. Основоположник телесно-ориентированного подхода В. Райх обнаружил связь между эмоциональным состоянием человека и его телесным отражением в мышцах. Ученый полагал, что если эмоции действуют на тело, то и через тело можно подействовать на эмоциональное состояние, то есть можно установить обратную связь[5]. Вне всякого сомнения, коррекционно-развивающим потенциалом обладает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанный на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В основу метода положены экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга. Доказано, что ритм, музыка и движение влияют на эмоционально-волевую сферу, поскольку позволяют регулировать эмоциональное состояние, способствуют снятию стресса. Коррекционная ритмика позволяет решает следующие задачи[12]:формировать понимание ребенком собственных двигательных ощущений, так как у большинства оно недостаточно сформировано;обучать детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью;формировать все виды координаций: статической, динамической, зрительномоторной, символической;формировать навык выполнения движений в согласии с ритмом и темпом слухового стимулятора;обогащать эмоционально-телесный опыт ребенка;учить свободно выражать посредством тела эмоциональное состояние и выражать себя творчески.В работе с детьми с ЗПР коррекционная ритмика может стать отличным методом для формирования в ребенке положительных качеств личности, самостоятельности, инициативы, настойчивости, так как во время занятий по коррекционной ритмике значительно легче обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха и принятия. Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает развитие межличностных отношений, повышение уровня самооценки детьми, создание положительного фона настроения, что очень важно для детей с задержкой психического развития.Обобщая можно отметить, чтоосновной особенностью эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР является ее незрелость. Для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР используют арт-терапевтические методы и методы телесно-ориентированный терапии.Список литературы:Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов испециалистов коррекционно-развивающего обучения / Н. В. Бабкина. М.: Айрис пресс, 2005. 78 с.Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2009. 192с.Деревягина Д.В., Пешкова Н.А. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом куклотерапии / Д.В.Деревягина, Н.А.Пешкова //Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам IV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2016. С. 76-78.Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А.Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2018. № 1. С.4-12.Загорная Е.В. Телесно-ориентированная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития / Е.В.Загорная, С.С.Вьюшкова, В.Е.Капитанаки // Вестник психотерапии. 2020. № 73 (78). С. 7-16.Захарян К.К. Методы развития и коррекции нарушений эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР/ К.К. Захарян // Вестник современных исследований. 2019. № 1.6 (28). С. 157-159.Каргапольцева Я.Р. Песочная терапия как технология коррекции негативного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Я.Р.Каргапольцева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. 2020. С. 57Петров Д.А., Трофимова Е.Д. Музыкотерапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д.А.Петров, Е.Д.Трофимова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 144-149.Пятницкая Е.В. Технологии работы со сказкой как способ развития эмоциональной сферы детей с ЗПР / Е.В.Пятницкая // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2017. С. 31-34.Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция / А. С. Спиваковская, М.: МГУ. 2000. 200 с.Тен Е.П., Купчик В.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Е.П.Тен, В.А. Купчик // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2019. С. 109-111.Хазова С.А., Майорова М.Н. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на занятиях коррекционной ритмикой / С.А.Хазова, М.Н.Майорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 2. С. 196-200.Цымбал Л.В., Блинова М.Л. Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами сказкотерапии / Л.В.Цымбал, М.Л.Блинова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 384-400.
2. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.
3. Деревягина Д.В., Пешкова Н.А. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом куклотерапии / Д.В. Деревягина, Н.А. Пешкова // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам IV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2016. С. 76-78.
4. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2018. № 1. С.4-12.
5. Загорная Е.В. Телесно-ориентированная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития / Е.В. Загорная, С.С. Вьюшкова, В.Е. Капитанаки // Вестник психотерапии. 2020. № 73 (78). С. 7-16.
6. Захарян К.К. Методы развития и коррекции нарушений эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР/ К.К. Захарян // Вестник современных исследований. 2019. № 1.6 (28). С. 157-159.
7. Каргапольцева Я.Р. Песочная терапия как технология коррекции негативного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Я.Р. Каргапольцева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. 2020. С. 57
8. Петров Д.А., Трофимова Е.Д. Музыкотерапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д.А. Петров, Е.Д. Трофимова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 144-149.
9. Пятницкая Е.В. Технологии работы со сказкой как способ развития эмоциональной сферы детей с ЗПР / Е.В. Пятницкая // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2017. С. 31-34.
10. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция / А. С. Спиваковская, М.: МГУ. 2000. 200 с.
11. Тен Е.П., Купчик В.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Е.П. Тен, В.А. Купчик // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2019. С. 109-111.
12. Хазова С.А., Майорова М.Н. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на занятиях коррекционной ритмикой / С.А. Хазова, М.Н. Майорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 2. С. 196-200.
13. Цымбал Л.В., Блинова М.Л. Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами сказкотерапии / Л.В. Цымбал, М.Л. Блинова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 384-400.
Вопрос-ответ:
Зачем развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР?
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР особенно важны, так как эта сфера играет решающую роль в формировании их поведения, социализации и адаптации в обществе. Коррекция эмоциональных и волевых аспектов помогает детям лучше контролировать свои эмоции, развивать социальные навыки и умения, а также улучшает их качество жизни.
Как подбираются игры для развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР?
Игры подбираются соответственно индивидуальным особенностям детей. Например, для знакомства детей страдающих ЗПР с эмоцией радости и обучения их произвольно воспроизводить это состояние, используются игры, такие как "Подари улыбку", "Найди веселого друга", "Подарок", "Доброе слово", "Пять картинок" и другие. Например, игра "Пять картинок" помогает развивать умение находить эмоцию радости.
Какие игры могут использоваться для развития эмоционально-волевой сферы детей со ЗПР?
Для развития эмоционально-волевой сферы детей со ЗПР могут использоваться различные игры. Например, упражнение "Подари улыбку" позволяет детям осознанно воспроизводить эмоцию радости с помощью мимики, интонации и жестов. Игры "Найди веселого друга" и "Доброе слово" также направлены на развитие положительных эмоций и развитие социальных навыков. Отличной игрой может быть "Пять картинок", которая поможет детям находить и идентифицировать эмоцию радости на изображениях.
Какие цели можно достигнуть с помощью игры "Пять картинок"?
Целью игры "Пять картинок" является развитие у детей навыков нахождения и идентификации эмоции радости. Через эту игру дети с ЗПР могут научиться распознавать и понимать различные выражения радости на картинках, что поможет им лучше воспринимать и понимать эмоции окружающих людей.
Какие игры помогают детям с ЗПР развивать эмоционально-волевую сферу?
Существует несколько игр, которые могут помочь детям с ЗПР развивать эмоционально-волевую сферу. Например, игра "Подари улыбку" направлена на знакомство с эмоцией радости и обучение воспроизведению этого эмоционального состояния с помощью мимики, интонации и жестов. Еще одна игра, называемая "Найди веселого друга", также помогает развивать умение распознавать и произвольно воспроизводить эмоцию радости. Игра "Доброе слово" направлена на тренировку умения передвигаться от негативных эмоций к позитивным с помощью использования позитивных слов и фраз. "Пять картинок" – еще одна игра, целью которой является развитие умения находить и распознавать эмоцию радости на картинках.
Какие цели преследуются при игре "Пять картинок"?
Целью игры "Пять картинок" является развитие у детей с ЗПР умения находить и распознавать эмоцию радости на изображениях. Это упражнение помогает детям научиться искать и интерпретировать позитивные эмоции на картинках и развивать их способность к эмпатии, а также способствует позитивному эмоциональному опыту и развитию позитивного эмоционального регулирования.
Какие еще игры помогают развивать эмоционально-волевую сферу у детей с ЗПР?
В дополнение к играм "Подари улыбку", "Найди веселого друга", "Доброе слово" и "Пять картинок", есть и другие игры, которые помогают развивать эмоционально-волевую сферу у детей с ЗПР. Например, игра "Подарок" направлена на умение дарить радость и эмоциональную поддержку другим, а также на умение принимать и ощущать приятные эмоции. Также есть игры, которые помогают детям выражать и управлять своими эмоциями, такие как игра "Маска" или игра с использованием физических активностей для выражения эмоций, например "Движущаяся эмоция".
Какие игры помогают детям с ЗПР развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу?
Игры, подбирающиеся соответственно особенностям детей с ЗПР, используются для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. Например, для знакомства детей с эмоцией радости и обучения их произвольно воспроизводить это эмоциональное состояние мимикой, интонацией и жестами, могут использоваться следующие игры: "Подари улыбку", "Найди веселого друга", "Подарок", "Доброе слово", "Пять картинок" и другие.