Система краеведческих экскурсий по курсу географии России на примере Волгоградской области

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Краеведение
  • 42 42 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.02.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы географического краеведения ………..6
1.1. Особенности географического краеведения в условиях реализации ФГОС ООО………………………………………………………………………………..6
1.2. Географическая экскурсия как форма краеведческой работы……………9
1.3. Опыт российской школы по организации географических краеведческих экскурсий…………………………………………………………………...…….12
Глава 2. Методические условия проведения краеведческих географических экскурсий на примере Волгоградской области………...20
2.1. Реализация деятельностного подхода на этапах подготовки и проведения краеведческой экскурсии………………………………………………………..20
2.2. Учет возрастных особенностей обучающихся 8-9 классов……………....27
2.3. Система краеведческих географических экскурсий (на примере Волгоградской области)………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………….37
Приложения……………………………………………………………………..38

Фрагмент для ознакомления

Это отражается в формировании частей взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном формировании подростка [2, с 14]. Особенно на подростковый возраст приходятся трудные процессы перестройки организма, вырабатывания и развития самосознания, установление нового типа отношений с окружающими, интеллектуального развития и развития морально-этических инстанций, опосредующих поведение, активность и взаимоотношения [5, с 61- 69].Анализподросткового возраста как трудного и критического - определён бурным, скачкообразным характером формирования и возникновением у школьника индивидуальных трудностей, проблем и переживаний.У взрослых возникают трудности в воспитании подростка: непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность.Возрастные кризисы в 12-15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально изменяющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» ребенок переходит к саморазвитию [2, с 24]. Это кардинальным образом модифицирует характер учебной деятельности и работы, социальную и общественную ситуацию формирования - систему необходимых социальных и межличностных взглядов подростка. Меняются взаимоотношения с взрослыми, ребенок начинает сопротивляться требованиям, которые раньше добровольно и охотно выполнял; обижается и протестует, если сдерживают и ограничивают его самостоятельность. В итоге полномочия старших он ограничивает, а свои расширяет и претендует на признание и уважение его личности, равенство с взрослыми. В то же время формируются более глубокие взаимоотношения со сверстниками. У подростка определяются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым [2, с 36].Наряду с общением своё свойство сохраняет и учебная деятельность, которая приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В основной школе ученики начинают овладевать высшими конфигурациями мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка возникает способность анализировать и рассуждать гипотетико-дедуктивным методом (на базе общих посылок), абстрактно-логическим (в вербальном плане). Содержанием подобного размышления являются высказывания (суждения) [10, с 112].Иная характерная сторона данного уровня мышления содержится в формировании рефлексии - способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки личных умственных операций. Формирование теоретического мышления становится основой развития нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и закономерностям [5, с 56].В силу данных причин, а также с учётом запросов ФГОС, перед педагогами, преподающими в 8-9-ых классах, особенно немаловажно стоит вопрос вырабатывания и развития не только предметных навыков обучения, но и метапредметных, включающих в себя формирование личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев [8, с 67]. Через организацию учебно-проектных ситуаций формирования и создание событийной общности поддерживается возможность содействия стремления школьников к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учениками проектированием как методом познания мира и на этой базе - полной нормативной структурой учебной деятельности. Это требует изменения формы системы и организации учебной деятельности и учебного партнерства - от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской деятельности [6, с 78].Исходя из рассмотренных специфик формирования подростков, определим, какие регулятивные УУД вероятно сформировать и развить у учащихся данного возраста:закономерные, логические и универсальные учебные действияспособность ставить причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, подбирать основы и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, рассматривать объекты с целью выделения признаков (существенных, не существенных), выдвигать гипотезы и обосновывать их.формирование закономерных логических учебных действий, то есть логической грамотности учащихся, сообразно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в следующих аспектах:целеполагание - это определение ожидаемого или должного результата.- Что я хочу получить?- Какими должны быть результаты?планирование - это составление плана, определение точных возможностей и технологий достижения целей и необходимых для этого средства;ориентация в ситуации - необходимо сориентироваться в ситуации и понять; почему появилось препятствие в деятельности или в сложившихся обстоятельствах;прогнозирование - это мониторинг, прогноз либо попытка заглянуть в будущее и спрогнозировать течение событий [9, с 90].принятие решения - это переход от плана к действию;самоконтроль - это управление деятельностью с учетом того на сколько результат сходен с поставленной целью;корректировка - это модифицирование реальных действий, поступков, системы самоуправления;оценивание и анализ получаемого результата. Прежде чем оценивать, нужно решить: как оценить успех и неудачу?Критерии оценивания:соразмерность применения субъектов и объектов для своей работыумение дать детальную оценку своей работы;умение сопоставить оценку и отметкукоррекция - это модифицирование реальных действий, поступков, системы самоуправления.Итак, закономерная логическая осведомленность как познавательная компетенция школьников:1) носит познавательный характер;2) гарантирует последовательность всех ступеней образовательного процесса;3) лежит в основе организации любой произвольной деятельности обучающихся независимо от ее специально-предметного содержания [7, с 73].4) обеспечивает этапы прохождения учебного содержания и формирование эмоциональных и психологических возможностей у школьников;5) обеспечивает единство общекультурного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности подростков [4, с 63].2.3 Система краеведческих географических экскурсий (на примере Волгоградской области)Волгоградский регион занимает хорошее территориальное положение, выступая при этом главнейшими южными воротами России с направлениями на Ирак, Иран через Северный Кавказ и на Индию через Казахстан, находится в Южном федеральном округе, взаимодействует с ассоциациями «Северный Кавказ» и «Большая Волга. Волгоградская область располагает богатой природой. Животный мир Волгоградской области очень многообразен. Он состоит из представителей степей, полупустынь и лесов. На территории области водится 68 видов млекопитающих, 17 видов пресмыкающихся, гнездится около 150 видов птиц и до 50 видов появляются во время перелета, повсеместно распространены насекомые, а водоемы заселены рыбами и земноводными обитателями.[4]Природные достопримечательности: озеро Эльтон, реки - Волга, Ахтуба, Медведица, Хопёр, Медведицкая гряда, Ергени, Волго-Ахтубинская пойма.(Приложение 2)Краеведческие экскурсии в экономике Волгоградского региона не занимает достойное место, однако потенциал и возможности для этого есть.Для того чтобы полнее составить характеристику Волгоградского региона и отразить в его изменения в природе и хозяйстве, краеведческая работа требует постоянного сбора и изучения современных, а также собранных ранее материалов, образцов, исследований, и так далее. [5]В процессе краеведческих наблюдений необходимо делать большое количество всевозможных записей. Следует придерживаться в них определённой системы, чтобы легче было разобраться и использовать для характеристик и описаний. При сборе сведений по тому или иному вопросу, следует стремиться к возможно большей их точности и полноте, они не должны быть отрывочными и несвязными.Немаловажную роль в выявлении природной и хозяйственной специфики Волгоградской области выполняются сравнения. Приём сравнений используется в исследовании географических процессов и при картографических анализах, для зрительных сопоставлений и словесных описаний. При помощи сравнений могут быть оценены полученные результаты краеведческих наблюдений и выявлена их практическая значимость. [5]Особенности географических краеведческих экскурсий Волгоградской области, система проведения. Как и для простой обзорной экскурсии, краеведческая экскурсия в первую очередь подразумевает сбор необходимой информации и анализ объектов, которые будут изучаться. В Волгоградской области существует множество краеведческих объектов. Для наиболее яркого системного анализа необходимо выбрать объект, который отвечает всем краеведческим и географическим аспектам. В данной работе, разбёрем основную системную краеведческую экскурсию в Волгоградской области. [5]Подготовкой может заниматься, как преподаватель, так и выбранная группа учеников. Сбор и анализ информации об объекте – важный шаг на пути к краеведческой экскурсии. Использование наглядного материала, расширит изучение и исследование объекта. Ученики могут использовать фото, видео, презентации, отрывки из документальных исторических картин. Для выбора темы и объекта экскурсии, могут подойти любые природные памятники и достопримечательности. Это может быть как река Волга, так и солёные озёра, Медвицкая гряда, и так далее. Важно оценить масштаб краеведческой экскурсии, выработать план и маршрут, заранее. Этим этапом лучше заниматься опытному гиду или экскурсоводу. [1, с 56-58]Определение климатического статуса посещаемого объекта, начинается на этапе сбора информации. Волгоградская область это регион с жарким засушливым летом и достаточно влажной и тёплой зимой. Стоит брать в расчёт погодные условия во время краеведческой экскурсии. Оценка гидрографии Волгоградской области является важным этапом при разработке краеведческой экскурсии. В данном случае можно сделать упор на большое количество солёных озёр в области, дать им характеристику, выяснить историю их возникновения и современное использование. А так же, ученики могут описать и дать анализ крупным рекам. К примеру, описание реки Волги, может хорошо дополнить материал краеведческой экскурсии, углубить знания о местных водных артериях. (Приложение 3)Учащиеся могут в период изучения реки наблюдать уровень воды в реке и определять причины, вызывающие его изменения, время полного ледостава, нарастание ледового покрова, толщину и состояние снегового покрова, полыньи, причины и места их появления; начало появления на реке весенней паводковой воды, ледоход и его особенности.Объектами гидрологического изучения должны быть также подземные воды, минеральные источники, которые в большом количестве имеются на территории Волгоградской области. [1, с 231-232]Оценка рельефа Волгоградской области поможет познакомиться учащимся со спецификой и характерными чертами рельефа родного края. Волгоградская область расположена на равнинной территории, с преобладанием поднятий рельефа на севере и западе. При оценке животного и растительного мира на примере Волгоградской области, стоит в первую очередь, обратить внимание на наиболее опасных животных и насекомых, с которыми могут столкнуться учащиеся во время краеведческой экскурсии. А так же обратить внимание на растения, которые нельзя употреблять в пищу или трогать. В Волгоградской области обитает ряд ядовитых пауков и змей. Например, каракурт и степная восточная гадюка. В зависимости от времени года и территории, следует знать, как выглядят данные животные. (Приложение 4)Растительный мир Волгоградской области весьма разнообразен, но есть особые виды растений, которые лучше обходить стороной. В основном это растения – аллергены, такие как марь белая, лебеда татарская, полынь и амброзия. (Приложение 5)Изучение населения, хозяйства и населенных пунктов Волгоградской области составляет огромную часть краеведения. При изучении населения выясняют: численность, динамику, состав по обычным демографическим показателям. Необходимо выявить различия в плотности населения и особенности его расселения на территории края. На территории Волгоградской области проживает более 18 различных национальностей. Наибольшее количество составляет русские, украинцы, армяне, казахи и татары. [5]Определение метода проведения краеведческой экскурсии, служит важным этапом при её формировании. Необходимо сопоставить изучаемые в дальнейшем объекты и подобрать необходимый тип экскурсии. Содержание краеведческой экскурсии может быть обзорным и тематическим. Для Волгоградской области есть потенциал в обоих направлениях. Обзорные экскурсии можно отлично приспособить для ознакомления с природой края и его достопримечательностями. Тематическая экскурсия хорошо отобразит годы Великой Отечественной войны в регионе. В связи с этим, можно посетить с учащимися Мамаев курган и ознакомиться с историей этого места, улучшить знания по предмету. (Приложение 6)Таким образом, на примере Волгоградской области, развитие краеведческих географических экскурсий, может быть отличным способом изучения родного края, рассмотрение его составляющих, изучение природы и её характеристик. Область обладает всеми необходимыми факторами для проведения подобных мероприятий. ЗаключениеКраеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.Краеведческие экскурсии являют собой недооцененный вклад в методику воспитания и обогащения учащихся новыми знаниями, укреплением новых материалов. Данная методика преподавания направлена комплексно, не только на изучение, но и анализ, умение работать в команде, раскрытию возможного потенциала. Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости, как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.В условиях современного мира, важность и необходимость краеведческих экскурсий, стала проявлять себя в необходимости знания о специфике родного края, его самобытности, устройстве и основах истории. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.Список используемой литературы"Познай свой край". Сборник Волгоградского общества краеведения, выпуск IV. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 687 c.Абубакиров, Эдуард Выше, дальше, ниже. Новейшие опыты краеведения Поволжья / Эдуард Абубакиров , Евгений Стрелков , Вадим Филиппов. - М.: Три квадрата, 2018. - 160 c.Ашурнов, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин. - М.: Просвещение, 2014. - 192 c.Библиотека и краеведение. Библиографический указатель литературы за 2006-2007 гг.- М.: Российская национальная библиотека, 2018. 412 c.Байбородова Л. В. Обучение географии в средней школе метод, пособие / Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев. — М.: Владос, 2008.Баринова И.И. География России. 8-9 класс: метод, пособие [Текст] / И.И. Баринова, В.П. Дронов. — М.: Дрофа, 2003Болтушкин, В. Краеведение / В. Болтушкин. - М.: Бибком, 2018. - 512 c.Борисов, В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар: Книжное издательство, 2015. - 795 c.Буруковская, Т. Занимательное краеведение / Т. Буруковская. - М.: Калининградское книжное издательство, 2014. - 191 c.Васильев С.В. Экологизация географического образования [Текст]: Сущность. Развитие. Реализация /С.В. Васильев, В.П. Соломин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009Гниловской, В. Занимательное краеведение / В. Гниловской. - Москва: ИЛ, 2015.-432c.Источники сайтыhttp://kraevedenie.chat.ru/content0.htmlhttp://www.roskraeved.ru/http://volgokray.narod.ru/https://www.twirpx.club/files/science/historic/locallore/russia/volgograd/https://ru.wikipedia.org/wikiПриложение 1Приложение 2. Озеро Эльтон, Медведицкая грядаПриложение 3. река ВолгаПриложение 4. Паук Каракурт, Восточная степная гадюкаПриложение 5. Марь белая, Лебеда ТатарскаяПриложение 6. Мамаев Курган

Список используемой литературы
1. "Познай свой край". Сборник Волгоградского общества краеведения, выпуск IV. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 687 c.
2. Абубакиров, Эдуард Выше, дальше, ниже. Новейшие опыты краеведения Поволжья / Эдуард Абубакиров , Евгений Стрелков , Вадим Филиппов. - М.: Три квадрата, 2018. - 160 c.
3. Ашурнов, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин. - М.: Просвещение, 2014. - 192 c.
4. Библиотека и краеведение. Библиографический указатель литературы за 2006-2007 гг.- М.: Российская национальная библиотека, 2018. 412 c.
5. Байбородова Л. В. Обучение географии в средней школе метод, пособие / Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев. — М.: Владос, 2008.
6. Баринова И.И. География России. 8-9 класс: метод, пособие [Текст] / И.И. Баринова, В.П. Дронов. — М.: Дрофа, 2003
7. Болтушкин, В. Краеведение / В. Болтушкин. - М.: Бибком, 2018. - 512 c.
8. Борисов, В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар: Книжное издательство, 2015. - 795 c.
9. Буруковская, Т. Занимательное краеведение / Т. Буруковская. - М.: Калининградское книжное издательство, 2014. - 191 c.
10. Васильев С.В. Экологизация географического образования [Текст]: Сущность. Развитие. Реализация /С.В. Васильев, В.П. Соломин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009
11. Гниловской, В. Занимательное краеведение / В. Гниловской. - Москва: ИЛ, 2015.-432c.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет географическое краеведение в условиях реализации ФГОС ООО?

В условиях реализации ФГОС ООО географическое краеведение ставит перед собой задачу формирования у учащихся понимания российской географической обстановки и уникальности природы и культурного наследия различных регионов России.

Какую роль играют географические экскурсии в краеведческой работе?

Географические экскурсии являются одной из форм краеведческой работы и позволяют учащимся закреплять полученные знания, наблюдать природу и особенности местности, изучать культурные и исторические памятники, а также взаимодействовать с жителями региона.

Какой опыт имеет российская школа в организации географических краеведческих экскурсий?

Российская школа имеет богатый опыт организации географических краеведческих экскурсий, который включает разработку маршрутов, подготовку материалов, обучение педагогов и учащихся технике безопасности, а также проведение послеэкскурсионной работы и анализа полученных результатов.

Какие методические приемы используются при проведении географических экскурсий?

При проведении географических экскурсий используются различные методические приемы, такие как наблюдение, сравнение, измерение, а также использование карт, схем, фотографий и других визуальных материалов для облегчения понимания и запоминания информации.

Какую роль играют краеведческие экскурсии в изучении курса географии России на примере Волгоградской области?

Краеведческие экскурсии по Волгоградской области позволяют учащимся более глубоко и осознанно изучить географию этого региона, познакомиться с его природными и культурными особенностями, и лучше понять роль географии в жизни людей и развитии общества.

В каких условиях реализуется ФГОС ООО?

ФГОС ООО реализуется в условиях общеобразовательных организаций, включая школы разных уровней и типов.

Какая форма краеведческой работы используется в географической экскурсии?

Формой краеведческой работы, которая используется в географической экскурсии, является географический исследовательский проект.

Какой опыт у российской школы в организации географических краеведческих экскурсий?

Российская школа имеет большой опыт в организации географических краеведческих экскурсий, который включает различные методические подходы и программы.

Какие теоретические основы лежат в основе географического краеведения?

В основе географического краеведения лежат теоретические основы географии, которые включают изучение географических объектов, процессов и закономерностей.

Что является особенностью географического краеведения в условиях реализации ФГОС ООО?

Особенностью географического краеведения в условиях реализации ФГОС ООО является интеграция знаний разных наук и формирование комплексного представления о регионе.