Вызовы и угрозы экономической безопасности государства и пути их нейтрализации
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности 5
1.1 Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности 5
1.2 Влияние глобальных угроз на национальную экономическую безопасность 10
Глава 2. Анализ экономической безопасности России 18
2.1 Вызовы и угрозы экономической безопасности России 18
2.2 Меры по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности 24
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1 37
Приложение 2 38
В контексте вопроса нейтрализации традиционных угроз национальной экономической безопасности данный принцип указывает на необходимость использования всего арсенала имеющихся внутренних средств государства (политических, административных, экономических, социальных, информационных и др.).Однако комплексность следует рассматривать и как необходимость пропорционального баланса национальных мер с консолидированными международными усилиями по противодействию глобальным угрозам. Представляется, что влияние некоторых угроз можно нейтрализовать только совместными действиями всех стран.Характер, масштабы, особая опасность и сложность ликвидации глобальных угроз должны рассматриваться суверенными государствами как факторы, оправдывающие международное сотрудничество по устранению наиболее острых из этих негативных факторов. Задача каждого члена мирового сообщества:- участие в совместном поиске путей противостояния глобальным вызовам и угрозам;- честное и ответственное осуществление совместной деятельности;- своевременная оценка результатов принимаемых мер по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности.На рис. 1 (приложение 1) представлен комплекс конкретных международных мер, необходимых для устранения глобальных угроз экономической безопасности.Компетенция международной организации по нейтрализации угроз экономической безопасности должна быть четко регламентирована соответствующим международным документом. Страны – участницы ООН должны выдвинуть наиболее авторитетных теоретиков и практиков в области экономической безопасности. Состав Комиссии должен определяться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций исключительно на основе профессиональных и моральных качеств кандидатов во избежание какой-либо политической заинтересованности в осуществлении их деятельности.Работа организации должна быть направлена не только на нейтрализацию существующих реальных угроз, но и на выявление новых потенциальных угроз. В докризисных реалиях современной мировой политики возникает необходимость совершенствования международного права как основного регулятора межгосударственных отношений.Необходимо закрепить ответственность на уровне международных договоров за умышленное нарушение общих принципов международного права, поскольку ни Устав ООН, ни Декларация о принципах международного права этого не сделали. Кроме того, Статут Международного Суда следует дополнить специальными полномочиями по применению всех форм и видов международно-правовой ответственности к государствам, признанным виновными в нарушении принципов международного права.Этими нововведениями право международной ответственности будет дополнено новой правовой основой его применения. Предлагаемые поправки значительно сократят количество прецедентов вмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, и снизят геополитическую напряженность во всем мире. На наш взгляд, реформа системы принципов между народным правом и системой международно-правовой ответственности будет иметь большое значение для нейтрализации глобальных военно-политических и правовых угроз.По мнению группы правительственных экспертов, изучающих взаимосвязь между разоружением и развитием, чрезмерные военные расходы, распространение и доступность оружия могут поставить под угрозу безопасность, стабильность и финансовую автономию и снизить степень социальной и экономической уверенности, препятствуя тем самым притоку инвестиций и экономического развития, способствуя формированию цикла бедности, отсталости и лишений.Полагаем, что отказ от политики наращивания военного потенциала является необходимым шагом для нейтрализации глобальных военно-политических угроз экономической безопасности. Отказ должен выражаться: - в сокращении военных расходов крупнейших стран мира, численности личного состава вооруженных сил, в восстановлении утраченного курса на сокращение различных видов вооружений; - при конверсии военного производства.Для достижения этих целей крупные военные державы должны взять на себя необходимые обязательства по многостороннему международно-правовому соглашению, которое будет включать:- пропорциональное сокращение расходов на оборону в соответствии с имеющимися военными возможностями;- виды вооружений, подлежащие сокращению, в том числе стратегические наступательные;- методы и график мероприятий по их снижению;- приверженность нераспространению оружия;- система мониторинга активности, в том числе периодичность мониторинга активности;- конверсия военного производства должна быть объявлена конечной целью соглашения.Реализация этих мер позволит нейтрализовать глобальные военно-политические угрозы экономической безопасности, а также высвободить огромные финансовые, человеческие и научные ресурсы для развития экономики и борьбы с другими глобальными угрозами.По нашему мнению, эффективная реформа международной политики развития может помочь устранить глобальное экономическое неравенство между более богатыми и более бедными странами. Для достижения целей глобального экономического развития и искоренения бедности, поставленных МВФ и МБРР, эти организации и промышленно развитые страны, предоставляющие официальную помощь в целях развития, должны изменить свою стратегию.Таким образом, современная стратегия продвижения развития должна основываться на следующих принципах:- основными направлениями льготных кредитов и грантов должны быть промышленность и сельское хозяйство, а не инфраструктура и дефицит бюджета;- помощь должна быть не только финансовой, но и технологической, профессиональной, материальной и т.д.;- особое внимание следует уделить спонсорству образовательных проектов; - помощь развивающимся странам не должна использоваться как инструмент политического воздействия на них;- «советы», «рекомендации», «консультации» МВФ и МБРР должны соответствовать действительности, быть максимально аргументированными, носить добровольный характер, не противоречить задачам мирового развития и искоренения бедности.Вооруженные методы борьбы с международным терроризмом не дают необходимых положительных результатов. Это связано с применением малоэффективных методов, направленных на устранение лидеров террористических организаций. Однако современные террористические сети имеют четкую иерархию и способны быстро восстанавливаться после подобных атак.Кроме того, контртеррористические операции международных коалиций часто используются для прикрытия реальных военных вторжений и лишь укрепления позиций террористических группировок. Уровень развития технических, тактических, информационно-технических средств позволяет в короткие сроки бороться с угрозой международного терроризма, но для этого требуется налаженное глобальное сотрудничество в этой сфере и постоянное достижение целей этого сотрудничества.Повышение энергоэффективности мировой экономики является обязательным для борьбы с угрозами экономической безопасности. Сжигание ископаемого топлива остается источником основных глобальных загрязнителей, таких как CO2, SO2 и O3. Они попадают в атмосферу и за счет их накопления изменяется концентрация малых газообразных компонентов атмосферы, в том числе парниковых газов.Глобальные загрязнители обладают высоким парниковым эффектом и одновременно участвуют в разрушении стратосферного озонового щита. Однако повышение энергоэффективности может снизить влияние экономического развития на окружающую среду за счет более рационального использования энергии и меньшего загрязнения.Кроме того, повышение энергоэффективности имеет важное значение для экономического благосостояния каждого. Исследования Международного энергетического агентства в этой области показывают положительное влияние повышения энергоэффективности на экономику:- увеличение производства возможно благодаря повышению энергоэффективности, оцениваемой в пределах от 0,25 до 1% валового внутреннего продукта (ВВП). Отказ от существующей парадигмы увеличения потребления за счет дешевой энергии в пользу более разумного использования энергии с экономией затрат может позволить по-новому взглянуть на перспективы экономического развития;- каждый вложенный миллион евро дает дополнительную работу от 7 до 22 человеко-лет.Повышение энергоэффективности должно быть достигнуто по трем основным направлениям: жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и промышленное производство. Международные меры, направленные на нейтрализацию глобальных угроз экономической безопасности, должны сочетаться с национальными мерами для получения максимального эффекта. На наш взгляд, к наиболее универсальным общегосударственным мерам относятся:- укрепление финансовой самостоятельности государства;- взвешенная демографическая политика.Общая оценка влияния глобальных угроз на национальную экономическую безопасность позволяет сделать вывод о необходимости усиления финансовой автономии государств. Политика в этой области должна включать, как минимум, следующие меры:- создание суверенной кредитной системы, переход от внешних к внутренним источникам кредита;- разработка эффективных систем контроля за привлечением и использованием заемных средств из-за рубежа;- устанавливать ограничения на иностранное участие в капитале национальных организаций;- ограничение или запрет доступа иностранных инвестиций в отрасли, считающиеся особо важными для экономического и социально-культурного развития государства;- создание национальная платежная система.В зависимости от характера демографических процессов государственная политика в этой сфере должна быть направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ее замедление. В первом случае решается проблема нехватки рабочей силы, во втором - проблема безработицы и нехватки продовольствия.Для увеличения количества новорожденных предлагаются следующие меры:- создание дифференцированной системы адресных пособий для молодых семей и семей с детьми с низким среднедушевым доходом, быстрая индексация;- выплата пособий по беременности и родам, уход за детьми в возрасте до 2 лет, их своевременная индексация;- создание развитой системы дошкольного образования детей, компенсирующей затраты на обучение детей дошкольного возраста семьям с низким среднедушевым доходом;- улучшение жилищных условий молодых семей в случае рождения ребенка; ребенок, предоставление и использование механизма льготного кредита исходя из количества детей в семье;- политика пропаганды семейных ценностей (социальная реклама, агитация, общественные семейные центры).Таким образом, разработка системы этих мер осуществляется на основе принципа комплексности, то есть путем пропорционального сочетания консолидированных международных усилий по нейтрализации глобальных угроз с национальными мерами. На наш взгляд, такой подход очень эффективен.ЗаключениеТаким образом, в результате нашего исследования были достигнуты следующие цели:- раскрыты понятие и определение сущности и структуры экономической безопасности государства;- систематизировать факторы и условия экономической безопасности государства;- представлена система критериев и показателей оценки уровня экономической безопасности России;- выявлены потенциальные угрозы экономической безопасности государства;- намечены стратегические направления их нейтрализации в связи со сложившейся геополитической ситуацией и экономической безопасности России;- выявлены пути повышения экономической безопасности Российской Федерации.Для современной России эффективная система экономической безопасности – это возможность занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Устойчивый экономический рост развития страны, удовлетворение социально-экономических потребностей граждан, рациональное использование природных ресурсов являются целью экономической безопасности.На экономическую безопасность влияют различные факторы, не только экономические, поскольку экономические угрозы носят комплексный характер. На него сильно влияют геополитические, социальные, экологические и другие факторы.Список литературыНормативные правовые акты1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"\\Консультант ПлюсНаучная литература2. Аверьянова, О. В. Система и структура обеспечения экономической безопасности / О. В. Аверьянова. // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра, 2017. - С. 14-16.3. Бабынина, Л. О. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность, монография / Л. О. Бабынина. Федер. гос. бюджет.учреждение науки, Ин-т Европы Рос. акад. наук. — Москва: Весь мир, 2015. - 588 с.4. Бигжанова, А. М. Угрозы экономической безопасности национальной экономики России: проявления, нейтрализация / А. М. Бигжанова, О. Н. Безверхая. // Молодой ученый. 2018. № 13 (199). С. 221-225.5. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. / В.В. Криворотов. - М.: Юнити, 2018. - 156 c.6. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2017. - 352 c.7. Манохиной Н.В. Экономическая безопасность. / Манохиной Н.В. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.8. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е. С. Матвеева. // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 367-369. 9. Попов, М.В. Экономическая безопасность. / М.В. Попов. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 c.Электронные ресурсы10. Аналитический центр TAdviser. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Аналитика_TAdviser (дата обращения 15.01.2022)11. Климонова А.И. Основные подходы к исследованию понятий «Экономическая безопасность» и «Экономическая безопасность государства». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye (дата обращения 15.01.2022)12. Мамаева Л.Н. Влияние глобальных угроз на национальную экономическую безопасность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie (дата обращения 15.01.2022)13. ООН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unrussia.ru/ (дата обращения 15.01.2022)14. Филатова И.В. Вызовы и угрозы экономической безопасности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-i-ugrozy (дата обращения 15.01.2022)15. SocietyofLloyds. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.lloyds.com/about-lloyds/history/important-people-from-our-past (дата обращения 15.01.2022)16. ExxonMobil. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://corporate.exxonmobil.com/ (дата обращения 15.01.2022)Приложение 1Рисунок 1 - Международные меры по нейтрализации глобальных угрозПриложение 2Таблица 1 - Современные глобальные угрозы экономической безопасностиПрирода возникновенияГлобальные угрозы экономической безопасностиВоеннополитическиеВоенные конфликты, распространенное использование экономических методов для достижения политических целей, финансово-экономических методов разрешения международных политических конфликтов; высокое политическое влияние транснациональных корпорацийЭкономическиеПроблема «Север – Юг», увеличение структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, волатильность на мировых рынкахЭкологическиеУскоряющаяся деградация окружающей среды, т.е. ее катастрофическое загрязнение, глобальное потепление, исчерпаемость природных ресурсов, нехватка пресной водыСоциально демографическиеНеконтролируемые демографические изменения, угроза перенаселения и нехватки продовольствия, неравный доступ к образованию, информации, медицинеКриминальныеРост уровня транснациональной преступности, киберпреступности, международный терроризм и кибертерроризмПравовыеУменьшение авторитета международно-правовой системы как регулятора международных отношений; своевольная трактовка норм и принципов международного права субъектами международно-правовых отношений, преднамеренное искажение их смысла некоторыми группами государствТаблица 2 - Индекс влияния угрозы краха финансового рынка на экономический результат по данным Lloyd.comСтранаМинимальные ежегодные затраты, млрд долл.США18,35Китай16,44Испания4,42Россия4.16Япония3,53Великобритания2,60Германия1.17
Нормативные правовые акты
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"\\Консультант Плюс
Научная литература
2. Аверьянова, О. В. Система и структура обеспечения экономической безопасности / О. В. Аверьянова. // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра, 2017. - С. 14-16.
3. Бабынина, Л. О. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность, монография / Л. О. Бабынина. Федер. гос. бюджет. учреждение науки, Ин-т Европы Рос. акад. наук. — Москва: Весь мир, 2015. - 588 с.
4. Бигжанова, А. М. Угрозы экономической безопасности национальной экономики России: проявления, нейтрализация / А. М. Бигжанова, О. Н. Безверхая. // Молодой ученый. 2018. № 13 (199). С. 221-225.
5. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. / В.В. Криворотов. - М.: Юнити, 2018. - 156 c.
6. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2017. - 352 c.
7. Манохиной Н.В. Экономическая безопасность. / Манохиной Н.В. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.
8. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е. С. Матвеева. // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 367-369.
9. Попов, М.В. Экономическая безопасность. / М.В. Попов. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 c.
Электронные ресурсы
10. Аналитический центр TAdviser. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Аналитика_TAdviser (дата обращения 15.01.2022)
11. Климонова А.И. Основные подходы к исследованию понятий «Экономическая безопасность» и «Экономическая безопасность государства». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye (дата обращения 15.01.2022)
12. Мамаева Л.Н. Влияние глобальных угроз на национальную экономическую безопасность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie (дата обращения 15.01.2022)
13. ООН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unrussia.ru/ (дата обращения 15.01.2022)
14. Филатова И.В. Вызовы и угрозы экономической безопасности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-i-ugrozy (дата обращения 15.01.2022)
15. Society of Lloyds. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.lloyds.com/about-lloyds/history/important-people-from-our-past (дата обращения 15.01.2022)
16. Exxon Mobil. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://corporate.exxonmobil.com/ (дата обращения 15.01.2022)
Вопрос-ответ:
Что такое экономическая безопасность государства?
Экономическая безопасность государства - это состояние, когда экономические интересы государства и его населения защищены от внутренних и внешних угроз. Она связана с обеспечением устойчивого развития экономики, сохранением национальных ресурсов и обеспечением благосостояния граждан.
Какую роль играет экономическая безопасность в системе национальной безопасности?
Экономическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности. Она влияет на политическую и военную безопасность государства, так как экономические проблемы могут стать причиной социальных конфликтов, политических кризисов и даже вооруженных конфликтов. Поэтому обеспечение экономической безопасности важно для общей стабильности государства.
Какие глобальные угрозы могут оказывать влияние на экономическую безопасность России?
Некоторые глобальные угрозы, которые могут оказывать влияние на экономическую безопасность России, включают экономические санкции со стороны других стран, колебания мировой цены на энергоносители, геополитические конфликты, терроризм и кибератаки. Все эти угрозы могут привести к экономическому спаду, проблемам с поставками товаров и услуг, а также нарушению финансовой стабильности в стране.
Какие меры могут быть предприняты для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности?
Для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности могут быть предприняты следующие меры. Первоначально, стимулирование развития национальной экономики и сокращение зависимости от импорта. Также, проведение реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российских компаний и создание благоприятного инвестиционного климата. Следующая мера - развитие информационной и кибербезопасности, чтобы предотвратить кибератаки на национальные информационные ресурсы. И наконец, важно развивать взаимодействие с другими странами, заключать международные договоры и соглашения, чтобы совместно бороться с глобальными угрозами экономической безопасности.
Что такое экономическая безопасность государства?
Экономическая безопасность государства - это состояние, когда его экономика функционирует без нарушений и вмешательств извне, обеспечивая устойчивое развитие и сохранение национальных интересов. Она является одной из составляющих национальной безопасности и включает в себя защиту экономической системы от внутренних и внешних угроз, таких как экономическая депрессия, финансовые кризисы, угрозы международного терроризма и другие.
Какие глобальные угрозы могут влиять на экономическую безопасность государства?
Глобальные угрозы, которые могут повлиять на экономическую безопасность государства, включают в себя финансовые кризисы, международный терроризм, экологические катастрофы, пандемии и другие. Все эти угрозы могут существенно повлиять на экономику государства, вызвать ее дестабилизацию и негативно сказаться на благосостоянии граждан.
Какие вызовы и угрозы существуют для экономической безопасности России?
Для экономической безопасности России существуют различные вызовы и угрозы. Среди них можно выделить экономическую зависимость от экспорта сырьевых товаров, недостаток инноваций и высоких технологий, коррупцию, неравномерное развитие регионов, санкции со стороны западных стран и другие. Все эти факторы могут негативно отразиться на экономическом состоянии и развитии страны.
Какие меры принимаются для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности?
Для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности принимаются различные меры. Например, развитие инновационной сферы и высоких технологий, укрепление финансовой системы, борьба с коррупцией, развитие малого и среднего предпринимательства, укрепление экономической безопасности регионов и другие. Эти меры позволяют устранить или смягчить влияние угроз на экономику государства и обеспечить его стабильное развитие.
Какие вызовы и угрозы существуют для экономической безопасности государства?
Экономическая безопасность государства может столкнуться с различными вызовами и угрозами, такими как экономический кризис, угрозы со стороны иностранных государств или транснациональных корпораций, противодействие терроризму и организованной преступности, торговля наркотиками и контрабанда, уязвимость финансовой системы и другие.
Какие меры можно предпринять для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности?
Для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности государства можно применить различные меры, такие как укрепление финансовой системы и банковского сектора, разработка и реализация эффективной стратегии по противодействию транснациональным организациям преступности, улучшение системы контроля и надзора за экономической деятельностью, усиление международного сотрудничества в области борьбы с экономическими угрозами и другие.