Пространственные представления у дошкольников с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 11.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
1.1. Современные представления о проблеме изучения пространственных представлений Формирование пространственных представлений в онтогенезе
1.2. Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с ЗПР
1.3. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
Выводы
Глава 2. Диагностика состояния пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы
Глава 3. Развития пространственных представлений в процессе коррекционно-развивающей работы
3.1. Цель, задачи, принципы, методы и организация коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР
3.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Содержание методики исследования пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Структура курсовой работы состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1974. – 304 с.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений// Вопросы психологии. – 1998. – № 4. С. 18 – 28.
3. Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи// Логопед. – 2008. – №4. С. 4-21
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2007. – 134с.
6. Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду. – М.: Академия, 2001. – 187 с.
7. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002.
8. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9.
9. Власова Т.А. Дети с временными задержками развития / Т.А., М.С. Певзнер. – М., 1971.
10. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1986. – С.78-83.
11. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1982-1984
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Педагогика, 2001. – 268с.
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ, 2002.
14. Говорова Р.И. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
15. Говорова Р.И., Дьяченко О.М. Формирование пространственной ориентировки у детей. // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9.
16. Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости. – М.,1976.
17. Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости. – М.,1976.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткин и др.; /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.,1995.
19. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: Сборник методических рекомендаций и программ. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2009. – 233с.
20. Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова; под общ. ред. О.В. Елецкой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. – 500с.
21. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Формирование представлений о пространстве и времени. – СПб., 2005.
22. Елецкая О.В., Тараканова А.А. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова; под общ. ред. О.В. Елецкой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. – 500с.
23. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакутсто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442 с.
24. Каразану В. Ориентирование в пространстве. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
25. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития // Дефектология: Научно-теоретическая конференция. – Л., 1967.
26. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб: МиМ, 1997. – 286с. (Психология детства).
27. Космачева И.А. Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи// Логопедия. – 2007. – №4 (октябрь – декабрь). – С. 65-71.
28. Кузнецова Л. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с пространственными предлогами/ Л. Кузнецова, А. Дройская // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – С. 106-107.
29. Лаврентьева Т.В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7.
30. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М: Владос, 2006
31. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М. – 1968.
32. Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. / В.И. Лубовский. – М., 1984.
33. Малиованова Е.Л. Нарушение формирования пространственных ориентировок, представлений и понятий у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста// Развитие научных направлений Московской открытой социальной академии в исследовании аспирантов: сборник научных трудов аспирантов № 10. – М.: МОСА, 2008. – С. 69-77.
34. Малиованова Е.Л. Развитие пространственных представлении как профилактика школьной неуспеваемости// Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 67-74.
35. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития //Дефектология, 1990. – № 6.
36. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
37. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. –СПб., 1994.
38. Мусейибова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
39. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма у детей с задержкой психического развития //Дефектология, 1979. – №2.
40. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1979. – №2.
41. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М.: АРКТИ, 2008.
42. Переснели Л.И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики. / Л.И. Переснели, Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1993. – №4.
43. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; /Под ред. Л.А.Парамоновой и др.– М., 2003.
44. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд.; М., 2007.
45. Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. – М., 1991.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
47. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 423с.
48. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 48с.
49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Пространственные представления ребенка // Школьный психолог. – 2000. - №34.
50. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы, компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология №1, 2000.
51. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб: Речь, 2010. – С. 119-129.
52. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие / Н.Я. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с. - (Библиотека психолога образования).
53. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2003.
54. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128с.
55. Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 – 6 лет в подвижных играх и упражнениях. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
56. Титова Т.А., Елецкая О.В., Матвеева М.В., Куликова Н.С. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. М.: ФОРУМ, 2016.
57. Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи. – Дефектология, 1987. № 5.
58. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
59. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития. // Дефектология, 1987– №5.
60. Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи// Коррекционная педагогика. – 2007. – №4 (22). – С. 56-62.
61. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления дошкольников. – М.: Педагогика, 2000. – 240с.
62. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития. Ж. Дефектология. 1976. №3.
63. Semago N.Ya., Semago M.M. Problemnye deti: osnovy diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty psihologa. M.: ARKTI, 2003.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы стоят перед исследователями при изучении пространственных представлений у детей с задержкой психического развития?
Исследователи сталкиваются с проблемой недостаточного количества данных и понимания процесса формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Также возникают трудности с определением особенностей пространственных представлений у этих детей и разработкой эффективных методик их развития.
Какие особенности клинико-психолого-педагогической характеристики детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития часто имеют низкий уровень интеллектуального развития, отставание в речевом и моторном развитии, а также проблемы со вниманием и концентрацией. Они могут испытывать трудности во взаимодействии со сверстниками и адаптации в социальной среде.
Какие представления существуют о формировании пространственных представлений в онтогенезе?
Одна из теорий предлагает, что формирование пространственных представлений происходит поэтапно, начиная с сенсоримоторной периода и заканчивая абстрактными представлениями. Другие исследователи считают, что ребенок воспринимает пространство окружающего мира в связи с движением и своими собственными действиями.
Какие особенности пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития?
У старших дошкольников с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения в ориентации в пространстве, плохая координация движений, трудности с пониманием пространственных отношений (например, налево-направо) и слабое развитие пространственного мышления.
Каким образом формируются пространственные представления у детей с задержкой психического развития в онтогенезе?
Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития происходит в процессе практической деятельности и опыта взаимодействия со своим окружением. Они могут развивать пространственные представления через игры, конструирование, рисование и другие виды деятельности, которые способствуют овладению пространственными понятиями и навыками.
Какие современные представления о проблеме изучения пространственных представлений у детей с задержкой психического развития представлены в статье?
В статье представлены современные представления о проблеме изучения пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Рассматривается формирование пространственных представлений в онтогенезе и особенности этих представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Какие особенности пространственных представлений наблюдаются у старших дошкольников с задержкой психического развития?
У старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются некоторые особенности в пространственных представлениях. Они могут иметь затруднения с ориентацией в пространстве, пониманием относительных понятий (например, близко, далеко), различением левой и правой сторон и другими аспектами пространственного мышления.
Какие клинико-психолого-педагогические характеристики имеют дети с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития имеют ряд клинико-психолого-педагогических характеристик. Они могут испытывать задержку в различных аспектах развития, таких как познавательная деятельность, речь, моторика и социальные навыки. Также у них часто наблюдаются слабая концентрация внимания, нарушения в памяти и трудности с обучением.