Психофизиология

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 21 21 страница
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 17.02.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Характеристика отделов пищеварительного тракта. Механическая и химическая обработка пищи. Характеристика пищеварения в двенадцатиперстной кишке. 4
1.1.Характеристика отделов пищеварительного тракта. Механическая и химическая обработка пищи 4
1.2. Характеристика пищеварения в двенадцатиперстной кишке. 7
2. Типы высшей нервной деятельности. Особенности нервных процессов в детском и подростковом возрасте. 9
2.1. Типы высшей нервной деятельности. 9
2.2. Особенности нервных процессов в детском и подростковом возрасте. 12
3. Психофизиология эмоций. 15
Заключение 20
Список литературных источников 21

Фрагмент для ознакомления

Различают низшие (биологические) мотивы поддержания гомеостаза (голод, жажда, индивидуальное самосохранение и др.), генетически детерминированные, и высшие (социальные), генетически не детерминированные (приобретение профессии, денег, борьба за справедливость и т. д.). .). Социальные мотивации часто вступают в противоречие с биологическими, что определяется социокультурными и педагогическими установками общества.Мотивации могут быть физиологическими, патологическими (при изменениях гипоталамуса - межмозговой синдром, при поражении центра голода - обжорство) и искусственными (курение, алкоголь и наркотики).Теории возникновения мотиваций1. Гуморальная: изменение химического состава крови (снижениеуровня глюкозы - голод, увеличение осмотического давления – жажда).2. Центральная: гипоталамус - вместилище центрального мотивационного состояния.В гипоталамусе обнаружены полисенсорные нейроны, реагирующие на изменения температуры, содержания глюкозы, осмотического давления, рН и уровня многих гормонов. Раздражение многих гипоталамических центров приводит к мотивации даже тогда, когда в этом нет необходимости. Разрушение ряда структур гипоталамуса препятствует развитию мотивации, несмотря на необходимость этого. Происхождение биологических мотивов связано с гипоталамусом. Возникновение социальных мотивов связано с корой головного мозга.3. Пейсмекерная теория мотиваций (П.К. Анохин): потребность черезнервные и гуморальные механизмы возбуждает гипоталамические центры (пейсмекеры мотиваций). Это вовлекает другие структуры ЦНС - лимбическая система придает эмоциональную окраску, а кора производит осознание потребности, учет внешних факторов, формулирование целенаправленной поведенческой реакции. Кора может как тормозить, так и возбуждать центры мотиваций.Эмоции зависят от индивидуальных, мотивационных особенностей человека, от вероятности удовлетворения потребности.Широко распространенная в мире теория дифференциальных эмоцийпостулирует:-Основную мотивационную систему человека составляют 10 фундаментальных эмоций (таблица 1).-Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальной мотивацией.-Каждая фундаментальная эмоция характеризуется четкими различиями в проявлениях: мимика, вегетативные реакции.-Эмоции взаимодействуют между собой, активируя или ослабляядруг друга.-Эмоции взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными,познавательными и моторными процессами, оказывая на них влияние.Таблица 1-Десять фундаментальных эмоцийКаждая фундаментальная эмоция имеет:1. Специфическую детерминированную основу.2. Характерные мимические и нервно-мышечные проявления.3. Специфическое субъективное описание.Выделяют две категории эмоций:А . положительные эмоции (радость и др.) и отрицательные (страх идр.);В. стенические (все положительные и часть отрицательных -гнев, отвращение, презрение) и астенические (отрицательные эмоции - горе, стыд, вина).Мотивациями и эмоциями (а также процессами обучения и памяти) управляет лимбическая система. Проследив ход нейронных путей мозга, мы увидим, почему наши взаимодействия с внутренней и внешней средой имеют эмоциональный оттенок. Нервные сигналы от всех органов чувств, идя от ствола мозга к коре, проходят через одну или несколько лимбических структур — миндалевидное тело, гиппокамп или гипоталамус. Сигналы от коры также проходят через эти структуры.Таким образом, Джеймс Пепес показал, что эмоции являются не функцией конкретных центров, а результатом деятельности сложной сети - круга Пепеса (круг эмоций), большинство структур которого являются структурами лимбической системы. Ретикулярная формация (синее пятно, черная субстанция и др.), височные и лобные доли коры также имеют непосредственное отношение к эмоциям.Биологическая роль эмоций1. Сигнальная роль; 2. Помогают мгновенно оценить обстановку; 3. Помогают оценить потребность организма и ее удовлетворение; 4.Определить линию поведения; 5. Меняют силу и характер ответных реакций; 6. Помогают избежать опасности; 7. Помогают подготовиться к опасности; 8. Помогают общаться; 9. Информируют об отношении человека к Вам.Коммуникативная функция эмоций чрезвычайно велика. По мнению многих исследователей, около 90 % эмоционального общения происходит на невербальном (несемантическом) уровне. Подчеркнем, что оценка эмоционального состояния партнера по его мимике имеет свой мозговой механизм, отличный от механизма идентификации партнера. Таким образом, двустороннее поражение височной коры ухудшает распознавание знакомого лица, тогда как одностороннего поражения правой височной области достаточно, чтобы нарушать распознавание эмоционального выражения. Напротив, двустороннее поражение миндалин делает невозможным распознавание мимики страха, не затрагивая идентификации знакомых и незнакомых лиц, а также признаков страха и интонации гнева.В процессах формирования и восприятия эмоциональной мимики мы снова сталкиваемся с функциональной асимметрией головного мозга. Эмоциональное состояние испытуемого сильнее отражается в мимике левой половины лица, что свидетельствует о доминирующей активности правого полушария. Конечно, эмоции лучше распознаются на снимках лица, состоящих из двух левых половин изображения.Подводя итог рассмотрению взаимодействий передней части неокортекса, гиппокампа, миндалевидного тела и гипоталамуса, делаем вывод о необходимости и достаточности для организации поведения в системе координат «потребность - вероятность ее удовлетворения» с участием механизмов, реализующих регуляторные функции.ЗаключениеПо итогам написания работы можно сделать следующие выводы:1.Пищеварение - совокупность физико-химических процессов пищеварительного тракта, в результате которых из пищи образуются питательные вещества. Механическое пищеварение заключается в измельчении пищи, а химическое - расщеплении полимеров до мономеров.Отделы пищеварительной системы:1.Передний- Ротовая полость, слюнные железы, глотка, пищевод. Здесь осуществляется, в основном, механическая переработка пищи.2. Средний – Желудок, толстый кишечник, поджелудочная железа, печень. В этом отделе осуществляется преимущественно химическая обработка пищи, всасывание нутриентов и формирование каловых масс. 3. Задний отдел представлен каудальной частью прямой кишки и обеспечивает выведение кала из организма.2.Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.3.Психофизиология эмоций - раздел психофизиологии , изучающий нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний .В ее рамках были открыты нервные "" центры "", связанные с переживаниями удовольствия и неудовольствия , расположенные в подкорковых областях мозга , показана роль в эмоциональном поведении гормонов ( гипофиза , коры и мозгового слоя надпочечников ).Задачи поставленной работы решены.Список литературных источниковПокровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М., 1998.Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология. Екатеринбург: «Уральское издательство», 2007. 646с.Ляско Е.Е. Психофизиология: учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. - Москва: Академия, 2012. - 335 с.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. С. Батуев. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 316 с.Марттина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, 2001Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2012.

Список литературных источников

Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М., 1998.
Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология. Екатеринбург: «Уральское издательство», 2007. 646с.
Ляско Е.Е. Психофизиология: учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. - Москва: Академия, 2012. - 335 с.
Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. С. Батуев. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 316 с.
Марттина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, 2001
Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2012.

Вопрос-ответ:

Как происходит механическая обработка пищи в отделах пищеварительного тракта?

Механическая обработка пищи происходит за счет перистальтики и сократительных движений стенок желудка и кишечника. Они помогают перемешивать пищу и перемещать ее по пищеварительному тракту с помощью мышц и клапанов.

Как происходит химическая обработка пищи в отделах пищеварительного тракта?

Химическая обработка пищи происходит за счет выделения и смешивания пищеварительных соков. Они содержат ферменты, которые разлагают пищу на молекулы, которые могут быть усвоены организмом.

Как происходит пищеварение в двенадцатиперстной кишке?

В двенадцатиперстной кишке происходит продолжение механической и химической обработки пищи. Здесь она смешивается с желчью и панкреатическим соком, что помогает в дальнейшем усвоению питательных веществ организмом.

Какие типы высшей нервной деятельности существуют?

Существуют два типа высшей нервной деятельности: сенсорная и моторная. Сенсорная деятельность отвечает за восприятие информации из окружающего мира, а моторная деятельность отвечает за реакцию организма на полученную информацию.

Какие особенности нервных процессов в детском и подростковом возрасте?

В детском и подростковом возрасте нервные процессы находятся в стадии развития и формирования. Дети и подростки проявляют большую пластичность нервной системы, что позволяет им легче учиться и адаптироваться к новым условиям.

Что такое психофизиология?

Психофизиология - это наука, изучающая взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами в организме человека.

Как происходит пищеварение в двенадцатиперстной кишке?

В двенадцатиперстной кишке пищеварение происходит за счет механической и химической обработки пищи, а также секреции энзимов и желчи для расщепления пищевых веществ.

Какие отделы пищеварительного тракта существуют?

Пищеварительный тракт состоит из нескольких отделов: ротовой полости, пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкого и толстого кишечника.

Какие типы нервной деятельности существуют?

Существуют различные типы высшей нервной деятельности, такие как сенсорная, моторная, ассоциативная, эмоциональная и другие.