"Теоретические основы дошкольной лингводидактики"
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 6 + 6 источников
- Добавлена 21.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность и предмет лингводидактики 4
2. Языковые способности 8
3. Развития речи и обучения родному языку дошкольников 14
Заключение 20
Литература 21
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, саморегуляцииисамовыражения.Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нравственные оценки, нормы морали, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к себе, к людям./таб.1/Группа характеристикФункциональные характеристики родного языка1.Характеристики, отражающие социальные функции человека1. Средство общения, форма социального взаимодействия2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию5. Средство обобщения, дифференциации, формирования уточнения понятийного аппарата6. Средство опосредствования высших психических функций человека7. Средство развития познавательного интереса8. Средство решения познавательных,коммуникативных задач3. «Личностные» характеристики языка9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия10 Средство саморегуляциии выражения себя (самовыражения)Таблица1.Функциональные характеристики родного языкаВ данных функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ разрешает увидеть роль речи и родного языка в умственном, нравственном, социальном развитии детей.Вместе с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, свойственные той или иной национальной культуре. В данном смысле выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах , показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.Язык представляет собой фундаментальное основание культуры в обширном понимании. «Присваивая» общественный опыт предыдущих поколений людей, ребенок изучает язык как часть национальной культуры.В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку представляет собой формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются искусство, общество, природа, личность человека. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к человеку, природе, искусству, обществу. Сам родной язык как предмет усвоения имеет черты прекрасного, имеет сособность вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, мелодичности извучности, уместности применения языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, художественно-речевая деятельность и словесное творчество самих детей.Очевидно, что методика занятия во многом зависит и от личности самого воспитателя, его настроения исамочувствия. Субъективность, исходящая от воспитателя, связана в первую очередь с его умением организовать занятие на коммуникативной основе, включить новый лексико-грамматический материал, фиксировать его и вывести на степень активного владения. Предъявление материала, как известно, может быть дедуктивным илииндуктивным, и оптимальный путь обучения определяет воспитатель в зависимости от самого материала и известных ему характеристик группы. Между тем, существуют и лингводидактические константы, на которые ориентируется воспитатель. Это грамматические и лексические лингводидактические единицы (минимумы) для каждого уровня обучения, этапы организации занятиеа, система упражнений, разрешающих выработать лингвистические компетенции и перевести их на уровень коммуникативных.На начальном этапе (первого сертификационного,элементарного, базового, уровней) наиболее значительной характеристикой группы является родной язык, которым владеют учащиеся. Определенными и потому ожидаемыми являются этнонациональные характеристики учащихся ‒ строй и типология родного языка (инкорпорирующий,аналитический строй), характер письменности (кириллица илилатинский алфавит, слоговой,иероглифический тип письменности), вытекающая из языковых особенностей специфика национальной методической традиции и приоритеты в организации взаимодействия «воспитатель – студент»; все это и многое другое опытный воспитатель РКИ знает и учитывает.В связи с комплексным характером решаемых в обучении языку задач сложились разнообразные методологические подходы, которые имеют отношение к соотношениюлингводидактики иметодики. Отметим, что на сегодняшний день не все отечественные специалисты приняли разделение лингводидактики и методики и что имеютсяразнообразныесуждения относительно содержания термина «лингводидактика», а также ее задач и целей.Своеобразием многих занятий по родному языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, готовы спросить,дополнить, сопереживают герою, и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, так как требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.ЗаключениеЛингводидактика как междисциплинарная дисциплина, учитывающая данные когнитивистики и психолингвистики и характерные лингвистические параметры изучаемого и родного языков (языковую типологию и языковые фреквенталии и универсалии), призвана отвечать на вопросы о том, какие языковые закономерности и как необходимо применять при формировании способности реализовать социальное взаимодействие с помощью неродного языка.В рамках направления изучаются закономерности обучения как иностранным, так и родным языкам, разрабатываются способы и методы преподавания, прослеживается влияние окружающей языковой среды на темпы и особенности усвоения. В частности, лингводидактика занимается сравнением результатов, полученных в условиях одноязычия и двуязычия.ЛитератураАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Завед.ений. -- 3-е изд., стере.отип. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 398 с.Арушанова, А. Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики: парциальная образовательная программа ДО «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») / А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова ;науч. ред. К. Я. Сигал. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 318 с.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.2020.-79сВыготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2018. – №6. – С. 19.Выготский Л.С. Умственное развитие дет.ей в процессе обучения. – М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 2018.-77сЯшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников; Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Завед.ений. -- 5-е изд., стере.отип. — М.: Изд.тельский центр «Академия», 2020. - 205 с
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Завед.ений. -- 3-е изд., стере.отип. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 398 с.
2. Арушанова, А. Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики: парциальная образовательная программа ДО «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») / А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова ; науч. ред. К. Я. Сигал. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 318 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.2020.-79с
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2018. – №6. – С. 19.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие дет.ей в процессе обучения. – М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 2018.-77с
6. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников; Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Завед.ений. -- 5-е изд., стере.отип. — М.: Изд.тельский центр «Академия», 2020. - 205 с
Вопрос-ответ:
Что изучается в лингводидактике?
Лингводидактика изучает методы и принципы обучения языку. В основном, она затрагивает вопросы обучения детей, включая дошкольников, родному языку.
Какие языковые способности развиваются у дошкольников?
У дошкольников развиваются все основные языковые способности: слушание, говорение, чтение и письмо. Они формируют умение понимать речь, выражать свои мысли, различать звуки и слоги, узнавать буквы, составлять слова и предложения и т.д.
Как речь и обучение родному языку влияют на развитие дошкольников?
Речь и обучение родному языку имеют огромное значение для развития дошкольников. Они способствуют развитию мышления, памяти, воображения, внимания, логического и абстрактного мышления, а также восприятия и выражения эмоций.
Какие личностные характеристики языка важны для развития личности?
Личностные характеристики языка включают его роль в самопознании личности. Язык помогает человеку осознать свое "Я" и саморегулироваться. Он является средством выражения и самовыражения, а также средством рефлексии и самоанализа.
Что представляет собой третья группа характеристик языка в контексте дошкольной лингводидактики?
Третья группа характеристик языка представляет собой личностные характеристики. В этой группе язык рассматривается как средство осознания собственного "Я", рефлексии, саморегуляции и самовыражения. Она показывает роль языка в самопознании личности.
Что изучает лингводидактика?
Лингводидактика изучает процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста с использованием языка.
Какие способности ребенка развиваются благодаря лингводидактике?
Благодаря лингводидактике развиваются языковые, мыслительные, эмоционально-волевые и коммуникативные способности ребенка.
Какие роли играет язык в самопознании личности?
Язык играет роль в самопознании личности, так как он помогает человеку осознать свое "Я", выразить свои мысли и чувства, осуществить саморегуляцию и самовыражение.