Сказания о короле Артуре в художественной культуре викторианской Англии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 73 73 страницы
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 12.03.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования образов героического средневекового эпоса в Викторианскую эпоху 10
1.1. Причины и предпосылки интереса к средневековому эпосу в Викторианской Англии в связи с изменениями в общественной и культурной жизни 10
1.2. Происхождение «Артуровской легенды»: структура, особенности 20
1.3. Создание и трансформация образов Короля Артура и рыцарей Круглого Стола в Викторианскую эпоху 34
Глава 2. Интерпретация эпоса в Викторианскую эпоху 38
2.1. Викторианство и король Артур Теннисона 38
2.2. Прерафаэлитская Артуриада 42
2.3. Анализ сюжетов артуровского цикла в картинах прерафаэлитов 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложение 65

Фрагмент для ознакомления

«Королевские идиллии» Теннисона знаменуют новый этап в развитии артуровской традиции.Большое значение в формировании образа Короля Артура и представлении средневековой культуры рыцарства в Викторианскую эпоху имеют работы прерафаэлитов. Данные художники в своих произведениях во многом опирались на идеи романтизма. Это отобразилось в выразительности образов, одежды персонажей, величественности природы, выбираемым оттенкам. При этом в произведениях прерафаэлитов присутствует реалистичность благодаря динамичности и сюжету.В числе источников, которые использованы в рамках данного исследования, стали картины художников-прерафаэлитов: Д.Г. Россетти («Перед битвой»), Э. Блейр-Лейтона («Accolade», «GodSpeed», «Вышивание штандарта»), Б. Ривьера («Requescat»), Ф. Дикси («Рыцарство»), Д. У. Уотерхауза («Честная Розамунда»), Э.К. Берн-Джонса («Последний сон короля Артура в Авалоне»), Д. М. Каррика («Смерть Артура»). Выбор данных произведений не является случайным. Именно в них прослеживаются не только особенности восприятия художниками-прерафаэлитами особенностей рыцарской культуры, но и их взаимосвязь с Викторианской Англией – временем, в которое создавались все эти произведения.Последовательный анализ произведений прерафаэлитов осуществлён в соответствии с сюжетными особенностями произведений. К первому кругу произведений отнесены работы, воссоздающие особенности культуры средневекового рыцарства (в соответствии с замыслом автора). К произведениям этого направления отнесены картины Д.Г. Россетти, Э. Блейр-Лейтона, Б. Ривьера, Ф. Дикси. Эти произведения позволяют судить о рыцарских обычаях, убеждениях средневековых рыцарей, а также показывают лучшие качества рыцарей, проявляющиеся в сражениях.Ко второму кругу произведений мы отнесли картины, запечатлевшие образ Прекрасной Дамы как неотъемлемый компонент культуры средневекового рыцарства. После анализа культуры рыцарства можно осуществить переход к третьему кругу работ прерафаэлитов – рассмотрению произведений, содержащих в себе образ самого Короля Артура как центральной фигуры средневекового героического эпоса. В целом в творчестве прерафаэлитов следует отметить следующие подходы в изображении средневековой культуры:В центре композиции – Рыцарь или Прекрасная ДамаДинамичность происходящего, создающая иллюзию реалистичностиИспользование света и цвета в представлении Средневековых традиций.Использование окружения и интерьера для создания смысловой нагрузки.Выразительность лиц присутствующих, свидетельствующая о духовности рыцарства.Таким образом, в Викторианскую эпоху средневековая рыцарская культура приобрела особую актуальность, и в то же время произошло её серьёзное преобразование. Благодаря образам героев средневековья, в культуре Викторианской Англии возникли новые интересные образы, в которых, с одной стороны, проявились черты средневекового эпоса, с другой – характеристики викторианской современности. Это стало важным фактором развития культуры Викторианской Англии, что и привело её к периоду расцвета.В рамках данного исследования нам удалось доказать, что героический эпос средневековья, и в частности – образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола – в Викторианскую эпоху обрели черты, соответствующие культурным и общественным ценностям этого исторического периода. Следовательно, цель данного исследования полностью достигнута.Источники, используемые в работе, представлены на слайде. На этом мой доклад завершается. Спасибо за внимание! Готов ответить на Ваши вопросы!

1. Теннисон, А. Смерть Артура / пер. с англ. Г. Кружкова – [Электронный ресурс] – URL: https://rustih.ru/alfred-tennison-morte-darthur/
2. Теннисон Х.Т. Альфред Лорд Теннисон (Воспоминания его сына) / А. Теннисон. – Оксфорд: Кларендон Пресс, 1949. – 241 с.
Литературные:
Визуальные:
3. Берн-Джонс Э.К. «Последний сон короля Артура в Авалоне» (1881-1898)
4. Блейр-Лейтон Э. «Accolade»
5. Блейр-Лейтон Э. «God Speed»
6. Блейр-Лейтон Э «Вышивание штандарта» (1911)
7. Дикси. «Рыцарство»
8. Каррик Д.М. «Смерть Артура» (1862)
9. Ривьера Б. «Requescat» («Покоится с миром», 1888)
10. Россетти Д.Г. «Перед битвой»
11. Уотерхауз Д.У. «Честная Розамунда» (1917)

2) Дополнительные:

12. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Томас Карлейль.— М.: Эксмо, 2008.— 864 с.
13. Карлейль, Т. Прошлое и настоящее / Пер. с англ. и предисл. Н. Горбова. — М., типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1906. — XXII, [2], 450 с
14. Мэлори, Т. Смерть Артура / Т. Мэлори. – М.: Наука, 1993. – 899 с

Литература
15. Андреева, С.А. Словотворчество художников образность прерафаэлитов // Семиотическая гетерогенность языковой коммуникации: теория и практика. Тезисы докладов Международной научной конференции. 2011. С. 24-25.
16. Анисимов А.Б. Древнекельтские параллели в традиционных мотивах и образах Артуровских легенд (на материале романов Мэри Стюарт) / А. Б. Анисимов // Наука и образование. – 2007. – № 3. – С. 177-179
17. Анисимов А.Б. Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт. Дисс.... д. филол. наук. – Якутск, 2007. – 219 с.
18. Аскярова, А.Я. Особенности выбора жанровой композиции художников прерафаэлитов второй половины XIX в // МЕСМАХЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2020. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища. 2020. С. 416-422.
19. Велиева С.Ф. Король Артур – циклообразующий персонаж кельтской мифологии [Электронный Ресурс] URL: http://xn-- e1aajfpcds8ay4h.com.ua/pages/view/355
20. Гальфрид Монмутский. История королей Британии / Послеслов. А. Д. Михайлова. М.: Наука, 1984.
21. Дашевская А.И. Аллитерационная поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь в системе поэтических жанров среднеанглийского периода» [Электронный Ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/alliteratsionnaya-poema-ser-gaveyn-i-zelenyy-rytsar-v-sistemepoeticheskih-zhanrov-sredneangliyskogo-perioda
22. Дашкевич Н.П. Романтика Круглого Стола в литературах и жизни Запада. Киев, 1890. 314с
23. Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. Дисс.... д. филол. наук. – М., 1999. – 388 с
24. Жирмунский, В.М. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристики Клеменса Брентано и гейдельбергских романтиков [Текст] / В.М. Жирмунский. – М.: С.И. Сахаров, 1919. – 295 с.
25. Комаринец А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М.: АСТ, 2001. – 462 с
26. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков. / Пер. с фр. Д. Савосина. М.: Текст, 2011. – 224 с.
27. Луков, В.А. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления // Знание. Понимание. Умение. – № 1. – 2010.
28. Лутборжа, К.А. Образ рыцаря в творчестве прерафаэлитов // Научные труды. 2020. № 53. С. 144-153.
29. Михайлов А.Д. Артуровские легенды и их эволюция / А.Д. Михайлов // М. Томас. Смерть Артура. – М.: Наука, 1993. – С. 793- 828.
30. Мортон А.JI. Артуровский цикл и развитие феодального общества / А. Л. Мортон // Мэлори Томас. Смерть Артура. – М.: Наука, 1993. – С. 767-792.
31. Невский Б. Король на все времена. Артур и рыцари Круглого Стола: От легенды к фэнтези. (История короля Артура в книгах и кино) / Б. Невский // Мир фантастики. – 2003. – декабрь. – С. 39-43
32. Соколова Н.И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии/Н.И. Соколова: – М.: МПГУ, 1995. – 168с.
33. Традиции и новаторство немецкого и английского романтизма конца XVIII – начала XIX века : межвуз. сб. науч. тр. / Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; [редкол. : П. Б. Гурвич (отв. ред.) и др.]. – Владимир : ВГПИ, 1986. – 146 с
34. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров; Даугавпилс. пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзиня. – Рига : Зинатне, 1988. – 454,[2] с
35. Хейзинга Й. Об исторических жизненных идеалах/ Пер. с голл. Ирины Михайловой. Под ред. Ю. Колкера. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992
36. Хорошаева Е.С. Вечный образ как теоретико-литературное понятие. Особенности реализации вечного образа в литературе XX века / Е.С. Хорошаева // Проблема национальной идентичности и принцип межкультурной коммуникации: материалы школы-семинара. Соч.: в 2 т. – Воронеж, 2001. – Т.2. – С. 402-404
37. Чубарова, Л.А. «Старые лампы взаимен новых», или полемика вокруг братства прерафаэлитов // Евразийский союз ученых. 2018. № 3-3 (48). С. 40-41.
38. Шестаков, В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 224 с.
39. Ширяева Ж.Л. Легенда о короле Артуре в английском романе XX века: на материале романов Т. Уайта и М. Стюарт. Дисс.... д. филол. наук. – Воронеж, 2008. – 171 с.
40. Шульц, Ю.В. Живопись прерафаэлитов в контексте Викторианской эпохи как памятник Викторианскому стилю // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 4 (53). С. 454-460.
41. Bartoii , A. I Precursori Del Boccaccio E Alcune Delle Sue Fonti (Italian Edition). – 2009. - 86 c.
42. Chesterton, Gilbert Keith // Encyclopædia Britannica: a dictionary of arts, sciences, literature and general information. — New York, Cambridge, England: University Press, 1911. — Vol. 6. — P. 111—112.
43. Jenkins E. The Mystery of King Arthur / E. Jenkins. – London: Joseph, 1975. – 224 p
44. Lacy N.J. King Arthur [Электронный Ресурс] URL: http://seriousscience.org/king-arthur
45. Mancoff D.N. The Arthurian Revival in Victorian art. N.Y: Garland, 1990. – 358 p
46. Romanticism / ed. by Michael O'Neill a. Mark Sandy. – London ; New York : Routledge, 2006. – Vol. 2: Romanticism and history. – 2006. – 411 p.
47. Starkey D. Six Wives: The Queens of Henry VIII. New York: HarperPerennial, 2004. – 880 p.

Вопрос-ответ:

Почему викторианская Англия проявляла большой интерес к средневековому эпосу?

Викторианская Англия испытывала сильный интерес к средневековому эпосу в связи с изменениями в общественной и культурной жизни. Это была эпоха промышленной революции, когда старые традиции и ценности подвергались сомнению. Прошлое средневековья рассматривалось как период благородства, рыцарства и идеалов, которые многие викторианцы считали утраченными.

Какова структура и особенности артуровской легенды?

Артуровская легенда имела сложную структуру, включающую множество персонажей и сюжетных линий. Она рассказывала о приключениях Короля Артура и рыцарей Круглого Стола, их битвах с силами зла и поисках Святого Грааля. Особенностью легенды была связь с христианскими символами и мотивами, а также бетховенский образ некомпромиссной борьбы за честь, справедливость и свободу.

Как создавались и трансформировались образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола в викторианскую эпоху?

В викторианскую эпоху образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола создавались и трансформировались под влиянием новых идеалов и ценностей, характерных для данного периода. Артур часто изображался как идеал благородства, мужества и справедливости. Рыцари Круглого Стола также претерпевали изменения, становясь символом верности, доблести и чести.

Какие предпосылки и события в общественной и культурной жизни Англии привели к появлению интереса к средневековому эпосу?

Интерес к средневековому эпосу в Англии во викторианскую эпоху был вызван несколькими факторами. Промышленная революция и урбанизация привели к изменению образа жизни, и многие люди искали отступление в идеализированный прошлый период. Также романтизация средневековой эпохи была распространена среди интеллигенции и культурных элит, которые видели в ней символы свободы, красоты и благородства.

Какие изменения в общественной и культурной жизни Викторианской Англии привели к интересу к средневековому эпосу?

Интерес к средневековому эпосу в Викторианской Англии был вызван изменениями в общественной и культурной жизни. Викторианская эпоха характеризовалась стремлением к романтике и эстетике, а также реакцией на индустриализацию и утрата традиционных ценностей. Средневековый эпос, с его рыцарями, героическими подвигами и романтикой, стал противовесом современному миру и символом веры, мужества и благородства.

Каково происхождение и структура Артуровской легенды?

Артуровская легенда происходит из древнего кельтского мифа о герое-короле Артуре. Она была передана устно в течение долгого времени и затем записана и трансформирована различными авторами. Структура легенды включает в себя рассказы о Короле Артуре, его рыцарях Круглого стола, его великом подвиге — поиске священного Грааля и других эпизодах.

Каким образом образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола были созданы и трансформированы во времена Викторианской эпохи?

Викторианская эпоха была периодом интенсивной литературной и художественной деятельности, связанной с Артуровским эпосом. Образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола были созданы и трансформированы различными писателями и художниками в своих произведениях. Они стали объектом романтического и эстетического восприятия, проникли в образование и были воплощены в искусстве, а также влияли на общественные и политические идеи времени.

Почему викторианская Англия проявляла такой большой интерес к средневековому эпосу?

Викторианская эпоха была периодом значительных изменений в общественной и культурной жизни Англии. Индустриальная революция, расширение колониальных владений, смена социальной структуры и экономической системы - все это вызывало ностальгию по прошлому и поиски новых идентичностей. Средневековый эпос, с его героическими и рыцарскими идеалами, представлялся викторианцам как контраст к современной реальности, что делало его особенно привлекательным для изучения и освещения в художественной культуре.

Каковы особенности структуры Артуровской легенды?

Артуровская легенда образуется из различных сказаний и мифов, связанных с историей короля Артура и рыцарей Круглого Стола. Основу легенды составляют легенды о рождении и юности Артура, его правлении и битвах, а также о приключениях и подвигах рыцарей Круглого Стола. Структура легенды часто имеет множество повторений и вариантов, что делает ее сложной и многогранной.

Каким образом были созданы и претерпевали трансформацию образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола во времена викторианской эпохи?

В викторианскую эпоху образы Короля Артура и рыцарей Круглого Стола претерпели значительные изменения и трансформации. На рубеже XVIII-XIX веков и в период Виктории было создано множество сказаний, романов, поэм и других произведений искусства, в которых пересказывались и переосмыслялись легенды о Короле Артуре. Это связано с интересом викторианцев к идеалам благородства, чести, рыцарским подвигам и мистическим тайнам прошлого. Образ Короля Артура стал символом идеалов викторианской эпохи, а также был адаптирован под новые социальные и политические идеи и требования времени.