Формирование интонационной стороны речи младших дошкольников со стёртой дизартрией.
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 62 + 62 источника
- Добавлена 05.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1. Понятие об интонационной стороне речи в психолого- педагогических исследованиях 7
1.2. Развитие интонационной стороны речи в процессе речевого онтогенеза.. 22
1.3 Клинико- психолого- педагогическая характеристика детей с дизартрией 28
1.4. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией 34
Глава 2. Изучение особенностей интонационной стороны речи младших дошкольников со стертой дизартрией (констатирующий эксперимент). 38
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 38
2.2. Содержание констатирующего эксперимента 38
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 40
Заключение 71
Список использоованной литературы 71
Приложения 71
Отмечались повышенная утомляемость, инертность, неспособность воспроизведения до конца предложены серии, то есть сокращения. Ренат Т. смог воспроизвести ритмические комбинации только с 2-х складов. Увеличение количества складов приводило к заменам и искажения согласных, что, по нашему мнению определяется неустойчивостью фонематических процессов, трудностями удержания структур последовательности. Вообще слоги произносились монотонно, в большинстве случаев без акцентирования. Характерным было воспроизведение акцента 2-х складов, как следствие отбора дыхание, неспособность произнести громко 1-ый состав из-за инертности г мышц артикуляционного аппарата. В 33% случаев дети не смогли воспроизвести даже комбинации одинаковых составов. Отмечались разноударные повторения.Дети с СКД показали лучший результат, но определялось общее сокращение составов, вследствие использования более интенсивной модуляции голоса. 5 (20,8%) детей показали правильное выполнение задания. Это связано с тем, что двигательная программа реализации ритмических структур менее нарушена, чем у детей с другими клиническими формами. Но вследствие нарушения кинетического праксиса определяются трудности воспроизведения более сложных комбинаций, что спровоцировано поражением коры доминантного полушария в нижних отделах премоторной части коры мозга.Дети с СЗД в большинстве случаев (43,3%) выполняли задачи только после дополнительных объяснений, примерки, искажений. Из-за наличия у детей мышечной дистонии определялись трудности содержание предложенных программ последовательных движений, которые составляют ритмические серии. У 6,7% детей было определено полное не восприятие материала: дети долго вслушивались, хаотично повторяли не соотнесены с задачей воспроизведения ритмических структур, произносить все в одном ускоренном темпе и в целом выполнение задания не засчитывалось.Все дети КГ самостоятельно, легко и быстро справились с заданием после первого предъявления ритмических серий. В 80% случаев весь стимульный материал был воспроизведен точно. Остальные дети допустили неточности только в более сложных ритмических сериях.По результатам исследования можно сделать следующие выводы.■ у дошкольников со стертой дизартрией определяется нарушенным ритм на всех его уровнях: чувства темпа, чувства метра, чувства ритмических рисунковвосприятие и воспроизведение звуковых ритмов, ритмическихструктур, ритмизованной речи.определялся нарушенным ритм дыхания, который выступает не самостоятельно, а во взаимосвязи с интеллектуальным фактором, он регулирует ритм речи, соотносится со смыслом, т. е. зависит от семантической стороны речи, которая у детей экспериментальной группы не сформирована;у детей со стертой дизартрией наблюдались ошибки в определении качестваударов в акцентированных сериях (все удары характеризовались или как тихие или громкие); неправильное определение количества простых ударов, которые составляют серию, при точном определении количества изолированных;трудности выполнения задания на восприятие и воспроизведение звуковых ритмов детьми экспериментальной группы также были связаны с недостаточностью уровня сформированности слуховой дифференциации предложенных ритмических структур, слухозрительныхи зрительно-моторных координаций;дети с СКД показали лучший результат выполнения задания, дети с СЗД и со СППД показали худшие результаты выполнения задания, средние показатели правильности выполнения задания наблюдались у детей со СПСД.У детей КГ отмечалась незначительные трудности выполнения задания, связанные со сложностью предъявляемых ритмических структур.Таблица 26Анализ результатов исследования способности воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки с одновременным речевым сопровождением детьми ЭГ и КГФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания54321Стертая псевдоб. паретич022,333,233,311,2Стертая псевдоб. спастич10,735,447,76,20Стертая корковая20,85029,200Стертая смешанная02043,330,36,7Норма8017,52,500Целью третьей серии заданий было исследование трансформации звукового ритма в зрительно-пространственную моторную схему.Дети со СППД показали достаточно высокие отношении с выполнением предыдущих серий заданий результаты: 6 (33, 25) детей правильно воссоздали задачи. 25 (38,46%) детей со СПСД справились с задачей, хотя особым был характер выполнения: дети были напряжены, определялись синкинезий в виде ритмичных наклонов головы, туловища, сжатие ладоней, незначительные растяжения пауз между слогами.8(25%) детей со СЗД тоже показали достаточные показатели, у 6 (37,5%) детей отмечались слишком быстрые, хаотичные удары, увеличения продолжительности выполнения задания, подбор вариантов. Как и в предыдущем задании, у этих детей определялись трудности программирования последовательных движений, несформированность процессов воспроизводства отношений длины звуков и пауз, определение Венгер Л.[ ] составляют основу ритмизированной речи.Среди детей с СКД только 1(8,32%) не смогла самостоятельно выполнить задание, не используя подбор правильных ритмических структур. Это связано прежде всего с наличие кинетической диспраксий.80 (92,5%) младой КГ с удовольствием, быстро выполняли задания. Единичные случаи 6(7,5%) детей требовали дополнительных объяснений, этообусловлено, по нашему мнению, недостаточной концентрацией внимания во время восприятия инструкции задания.Таблица 27Анализ результатов исследования трансформации звукового ритма в зрительно - пространственную моторную схему детьми экспериментальной и контрольной группФорма стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания54321Стертая псевдоб. паретич11,333,222,222,30Стертая псевдоб. спастич38,4649,2312,31,530Стертая корковая68,516,68,300Стертая смешанная2528,937,56,2512,5Норма92,57,5000По результатам исследования можно сделать следующие выводы:■Все дети экспериментальной группы показали в общем достаточные показатели выполнения задачи, синхронизация произнесение состав и удар ладонью или карандашом по столу облегчало выполнение задачи, что указывает на необходимость включения в коррекционный процесс с детьми со стертой дизартрией упражнений на согласование речи и движений. то есть логоритмических упражнений, что облегчает восприятие и воспроизведение ритмизованой речи.■Анализ выполнения задания у детей с СПД показал, что для большинствадетей 11(55,4%) необходимо было дополнительное объяснение и повторение задания. Характерной была общая инертность, замедленность выполнения заданий. В 6(33,2%) детей наблюдаются трудности дифференциации интонационных типов предложений, а именно: восклицательных и повествовательных, вопросительных и восклицательных. Но вопросительные предложения воспринимались детьми значительно лучше восклицательных, особенно, если интонационные типы предложений были связаны с сигнальными карточками.Нарушение воспроизведения ритмических структур у детей со СПСД и СПСД обусловлены наличием незначительного иннервационной мышечной недостаточности верхней части; у детей с СКД наличие кинетической диспраксий, обусловленная расстройством коркового уровня, приводит к нарушению формирования двигательной программы, выполнения последовательных движений. Наиболее определенные нарушения ритмической способности мы наблюдали у детей с СХД, которые обусловлены расстройствами координации движений, изменениями мышечного тонуса, недостаточностью двигательной памяти. Это, по нашему мнению, вызвано нарушениями в функционировании на уровне подкорковых участков, стриопалидарной системы, которая обеспечивает темпо-ритмическую организацию речи.Анализ исследования темповой организации речи.Исследования темповой организации речи предполагало прежде всего изучение скорости прохождения звуков в потоке речи.У детей экспериментальной группы отмечалось нарушение темпа высказываний, как результат дисритмичности дыхания во время фонации.У детей со СППД и стертой СЗД в большинстве случаев мы наблюдали медленный темп - в среднем 12,45%. Половина детей экспериментальной группы продемонстрировали темп, который незначительно отличается от нормального темпа речи: удовлетворительный уровень - 52 (25,5%) и средний 53 (26,4%).В 52%(25,5%) дошкольников со стертой дизартрией был зафиксирован темп устных высказываний, что значительно отличается от нормативного и характеризуется произношением в среднем от 2,2 до 2,8; или от 4,1 до 5,5 складов за минуту. У 20 (9,8%) случаев было зафиксировано резкое нарушение темпа устного высказывания (менее. 2 и более 5,7 слогов./мин.).Характерно замедление темпа у детей с СКД, который характеризовался частыми вдохами, незначительными остановками.У 12 (40%) из подгруппы детей со СЗД, как следствие дистоничного состояния мышц артикуляции отмечалась неустойчивость характера темпа: быстрый менялся на медленный и наоборот.У детей КГ исследования темпа показали более высокий уровень в соотнесении с детьми ЭГ. 14 (15,5%) детей показали уровень, который незначительно отличается от нормы: 2,8 - 3,1 слогов./мин., или 3,6 - 4 слогов./мин. Но у 7 (7,8%) детей мы фиксировали ускоренный темп речи: 4,1-4,5 стак./мин..Прежде всего это связано с характером темперамента детей с нормальным речевым развитием. Остальные дети КГ показала достаточный уровень выполнения задания - 69 (76,7%).Таблица 28Анализ исследования скорости прохождения звуков в потоке речи.Формы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания в %54321Стертая псевдоб. паретич027,755,516,60Стертая псевдоб. спастич16,142,313,927,70Стертая корковая16,754,129,200Стертая смешанная12,562,518,757,80Норма76,715,57,800Во время выполнения второй серии заданий на определение характера, темпа речи наблюдались трудности оценки характера темпа детьми со стертой формой дизартрии.Наиболее легким для детей ЭГ оказалось выполнение задания на определение темпа простых текстов. Дети в большинстве случаев безошибочно определяли, каким темпом прочитанный текст (слишком медленно, слишком быстро, нормально) и как его нужно читать. Достаточный уровень выполнения задач определялся у детей с СКД - 10 (41,67%);42(32,3%) - со СПСД; 8 (25%) – вдетей с СЗД.Отмечались общие нарушения у детей ЭГ, а именно. У 30 (29,4 %) детей со стертой дизартрией было зафиксировано правильное определение темпа прослушанного текста, но объяснить свой выбор ребенок смог после дозированной помощи экспериментатора, постановки дополнительного вопроса, пояснений.В 22 (21,56%) ЭГ определялись трудности опознания и оценки медленного темпа речи: он оценивался детьми чаще нормальный; необходимы были дополнительные, неоднократные повторения вопросов по содержанию текста и с помощью дополнительных вопросов. Значительно легче для детей ЭГ было узнавание быстрого и нормального темпа речи. Задание оказалось более доступным, когда дети темп речи соотносили с ускорением движений тела, показывали наглядно, как это быстро, но задача провозглашенное быстрым темпом просили повторить.Незначительное количество 16 (3,92%) детей показали низкий результат выполнения задания, не определяли самостоятельно характер темпа даже после роз 'ясень.Дети КГ показали незначительные отклонения от правильных ответов: 6 (7%) отмечался достаточный уровень, у 3 (3,2%) - средний.Таблица 29Анализ результатов определения характера темпа речиФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания в %54321Стертая псевдоб. Паретич5,516,722,244,511.1Стертая псевдоб. Спастич1032,327,7300Стертая корковая2541,6720,98,34,17Стертая смешанная13,42536,917,76,8Норма89,873,200Во время выполнения третьей серии на определение способности произвольного изменения темпа в 42 (20,58%) детей ЭГ отмечался удовлетворительный уровень выполнения задания, они способны были достаточно изменить темп соответственно цели с небольшой помощью. Не смогли изменить темп речи, но пользовались неоднократно помощью взрослых 42 (20,58%) детей.Характерным было выполнение задания у 6 (18,8%) детей со СЗД: во время выполнения задания в момент речи дыхание учащается, по произношению следуют поверхностные микрососуды, что сокращает активный выдох и характерно проявления мозжечковых проявлений, входящих в структуру нарушений стертой смешанной дизартрии.Интересным является факт о том, что произношение фраз в ускоренном темпе была более доступна детям, чем в медленном. 29 (28,43%) детей ЭГ не способны с первого раза произвольно менять темп в соответствии с заданием. Во время воспроизведения фраз, дети делали частые паузы, сбивались с ритма, переходили на нормальные темп речи и наоборот. Это еще раз подтверждает диссоциацию между основными нервными процессами (торможение и возбуждение) у детей со стертой дизартриями. Среди детей ЭГ не выявлено детей с достаточным уровнем. 12 (50%) среди подгруппы детей со СК дизартрией показали средний уровень выполнения заданий. Наибольшее количество детей этой подгруппы - 4,18% детей показали элементарный уровень выполнения задания.Дети КГ смогли достаточно быстро и точно выполнить задание. Незначительные нарушения в виде недостаточного понимания задачи и минимальной помощи экспериментатора отмечалась лишь в 6 (7,5%) детей.Таблица 24 Анализ исследования способности произвольного изменения темпа речи у детей ЭГ и КГФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания в %54321Стертая псевдоб. паретич027,738,922,111,2Стертая псевдоб. спастич035,836,9270Стертая корковая0255020,94,18Стертая смешанная03046,7203,3Норма837,5000Основные трудности испытали дети во время выполнения четвертой серии заданий на определение умения устанавливать связи между содержанием текста и темпом его произношения.46 (22,54%)детей ЭГ одинаково оценивали темп во время чтениясравниваемых текстов - не определяли различия в текстах, реализованных разным темпом речи; отмечалась несостоятельность дифференциации медленного и нормального темпа произношения текстов - в 38 (18,62%); трудности определения наиболее адекватного темпа чтения; в замене задачи определить темп речи предложенных текстов попыткой определить соответствующий ему основной тон высказывания -32 (15,68%).Дети контрольной группы претерпели незначительные трудности во время выполнения задания. 3 (3,2%) детей недостаточно ориентировались в установлении связей между текстом и темпом произношения.Таблица 25 Анализ определения умения устанавливать связи между содержанием текста и темпом его произнеси.Формы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания в %54321Стертая псевдоб. паретич011,227,85011,2Стертая псевдоб. спастич032,846,120,762,3Стертая корковая038,733,4254,16Стертая смешанная016,93043,310Норма96,63,2000Проведенное исследование показывает особенности темповой организации речи детьми со стертой дизартрией в сравнении с их сверстниками, не имеющими речевой патологии и позволяет сделать следующие выводы.У детей со стертой дизартрией определяется различного рода нарушения темповой организации речи;Нарушения темповой организации речи у детей со стертой дизартрией зависят от локализации нарушения, что определяет особенности проявлений у детей с различными формами стертой дизартрии.Более нарушенным определяется темп речи у детей со СИ ВО и СЗД.У детей со СППД отмечается замедление темпа, которое связано с общей инертностью мышечной мускулатуры.У детей со СЗД отмечаются дистонические нарушения темпа,Ускорение темпа речи у детей со СПСД обусловлено наличием спастического состояния нервной системы.Нарушения темпо-ритмической стороны речи у детей с СКД проявляется в спазматических остановках, которые обусловлены также наличием повышенного тонуса мягкого неба и за микропроявлениями напоминают заикання. Этот факт определяет необходимость учета данных нарушений в дифференциальной диагностике детей указанных речевых изъянов.Вообще, излишне ускоренный темп речи, как при тахилалий, и чрезмерно замедленный, как при брадилалий является следствием нарушении равновесия между основными нервными процессами: возбуждением и торможением; скорости протекания инертностью или ускорением нейрофизиологических процессов .Во время оценивания детьми темпа речи определялись трудности опознания медленного темпа речи. Это прежде всего, помимо нарушений неврологического характера обусловлено нарушением когнитивных процессов, трудностями удержания более длительного речевого отрезка.Произношение фраз в ускоренном темпе была более доступна детям, чем в медленном темпе.Одной из причин нарушения темпа у детей экспериментальной группы связано с недостаточностью восприятия на семантическом уровне;Нарушения темпа речи у детей со стертой дизартрией, по нашему мнению, обусловлены дискоординацией дыхания, фонации и артикуляции, реверсивной фонациею, несформированностью опоры на гласный звук как слогообразующий.Анализ исследования мелодических рисунков интонации.Особенности нарушений восприятия мелодических рисунков интонации у детей с СПСД отмечаются в акцентировании восприятия именно первого „ключевого” слова предложения. Например, Мишка В. понял и отобразил с помощью сигнальной карточки интонационные типы предложение именно тогда, когда первое „ключевое” слово сразу произносилось с такой интонацией:Выпал снег на дороге. Выпал! снег на дороге!Выпал? снег на дороге?Это, по нашему мнению, определены мышечной и инервацийною напряжением мускулатуры, которая приводит к слабости, немилодичности личных голосовых реакций, которые связаны со спастическим состоянием голосовых складок и приводят к сужению диапазона использования частот. Поэтому и восприятие, дифференциация мелодических рисунков интонации снижена. 44, 6% детей необходимо было дополнительное объяснение, показ сигнальных картинок. У 30,8% детей отмечались правильные ответы, но их характер отражал опять-таки напряженное состояние общей мышечной деятельности, нестабильность эмоционально - тоновых модуляций. 24,6% детей смогли определить только один тип интонации. Характерным было определение мелодических рисунков интонации предварительного предъявления, то есть у детей отмечались трудности переключения внимания с предыдущего задания на следующее, что приводило к поиску правильных определений и повторений предыдущих задач.Дети с СКД показали самый высокий результат выполнения задания. 41,7% детей практически справились с заданиями, но допускали ошибки в определении интонационных типов отдельных предложений. Эти ошибки носили неустойчивый характер. В одних случаях дети определили правильно восклицательноепредложение среди восклицательного и повествовательного. И следующее подобное задание вызвало трудности, но после аналогичного задания отмечались неуверенность, поиск правильных ответов. Вероятно это связано с наличием кинестетичной апраксии, которая характерна для СКД. Но, как положительное следует отметить попытки анализирования детьми, соотнесение с сигнальными карточками, что свидетельствует о способности к самоанализу у детей с СКД в сравнении и с другими клиническими формами стертой дизартрии. Только 8,3% детей с данной формой стертой дизартрии смогли определить только один тип интонации, а именно - вопросительную.Детям с СЗД в большинстве случаев (50%) необходимо было дополнительное объяснение, совместное выполнение задания. В 31,25% детей отмечались трудности дифференциации интонационного типа высказывания. Характерной была скандированность, поспешность выполнения задачи, по нашему мнению, связано с нарушенной деятельностью ведущих систем мозга, которые провоцируют к возникновению недостаточности координации движений артикуляционной и дыхательной мускулатуры, гипометрий. Большие трудности испытали дети со смешанной стертой формой дизартрии при определении восклицательной интонации, наблюдалась невозможность дифференциации интонационных типов предложений.Дети контрольной группы показали достаточно высокие показатели возможности восприятия мелодических рисунков интонации, которые отличались:достаточным уровнем понимания инструкции задачи;уровнем способности понимания и выделения интонационных типов предложения;скоростью выполнения задания.Только для 11,6% детей контрольной группы необходимо было дополнительноеобъяснения, но они выполняли задания со второго раза правильно. Это прежде всего связано с особенностями темперамента ребенка, который обусловливает замедленность выполнения задания.Таблица 26Анализ результатов исследования восприятия мелодических рисунков интонации детьми экспериментальной и контрольной группФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания ( в %)54321Стертая псевдоб. паретич011,255,433,20Стертая псевдоб. спастич044,630,822,60Стертая корковая05041,78,30Стертая смешанная05031,2518,750Норма88,3411,6000Результаты исследования свидетельствуют о том, что у детей со стертой формой дизартрии отмечались:■трудности нахождения правильных интонационных типов предложения: во время определения восклицательного предложения из пары восклицательно-повествовательной дети воспринимают как повествовательной, из пары повествовательно-вопросительное воспринимают повествовательной, что связано с нарушением ярких эмоционально-тембровых окрасок;недостаточная скорость понимания инструкции по задачи на определение интонационного типа предложения;торможение выполнения задания по сравнению с выполнением задания детьми контрольной группы.■во время исследования восприятие мелодических рисунков интонации у детей экспериментальной группы отмечались особые закономерности и разный характер выполнения заданий, а также неоднородность показателей у детей с различными формами стертой дизартрии, что предопределяет в дальнейшем направления коррекционной работы.Дети 24(18,46%) со СПСД воспроизводили предложенные интонационные типы высказываний, но необходима была помощь экспериментатора. Воспроизведение восклицательных предложений характеризовалось смещением акцентуации, остановке на одном темпе звучания. Определяются трудности регулирования основным тоном произношения, что связано с недостаточностью выработки правильных схем, как результат недостаточной сформированности слухового восприятия и синтеза.Для детей со СППД трудно было имитировать вопросительную интонацию, которая определялась в речи как повествовательная, во время имитации восклицательное предложение отмечалось торможение, лишние паузы, разграничения составов - 4 (22,2%). Это прежде всего было связано с инертностью двигательных схем продуктивной деятельности мозга. Отмечается также нарушение мелодики завершенности, которая свойственна повествовательному предложению.У 4(28%) детей со СЗД отмечалась форсированность воспроизведения, смещение интонационного контура, уподобление, например, вопросительного предложения через скорость произношения фразы. Дети слишком повышали голос, имитируя определение главного слова, но эти слова были случайными и не относились к ведущему интонационного оформления. При этом мы отмечали несостоятельность в некоторых случаях - 12,5 % использования звуковисотных модуляций. В речи детей мы наблюдали быструю усталость, напряжение голоса, что связано также с коротким выдохом, недостаточность понимания изменения мелодических рисунков фраз (во время воспроизведения вопросительных и повествовательных предложений).Для детей с СКД выполнения заданий на воспроизведение фраз одного интонационного типа, особенно по образцу было достаточно легким, но во время распределения 2 типов интонации наблюдались замещения - восклицательной интонации на повествовательную, вопросительную на повествовательную, повествовательную - вопросительной). Характерными были неправильные ответы, примерки правильных и неправильных схем, но конечное самостоятельное исправление. Баллы при этом мы не снимали.Положительным было то, что использование сигнальных карточек, соотнесение цвета с интонационным типом у детей экспериментальной группы облегчало выполнение задачи, особенно в 6 (33,2%) детей со СППД, что определяло ведущее зрительное восприятие (в данном случае) и использование этих наблюдений в следующем этапе исследования.Дети контрольной группы в большинстве случаев (82,5%) были способны правильно и самостоятельно выполнить все задания, незначительное количество (12,5%) требовали дополнительных разъяснений, 5% - воссоздали правильно и объяснили только один интонационный тип.Таблица 27Анализ результатов исследования воспроизведение мелодических рисунков интонации детьми экспериментальной и контрольной группФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания ( в %)54321Стертая псевдоб. паретич022,133,144,30Стертая псевдоб. спастич018,4636,9244,610Стертая корковая16,62533,3250Стертая смешанная018,7531,25500Норма82,512,5500Результаты исследования свидетельствуют о том, что у детей со стертой формой дизартрии отмечались:трудности использования и управления мелодическим компонентом интонации,наблюдались недостаточность, монотонность, искажения интонационного оформления высказываний, как результат спазматического состояния мышц, проявлений клинической микросимптоматики;трудности воспроизведены мелодических рисунков коммуникативных типов возникали как следствие нарушения эмоциональной и смыслоразличательной функции интонации;использование сигнальных карточек облегчало выполнение задания детьми.В процессе восприятия и дифференциации различных мелодических рисунков интонации у детей экспериментальной группы более нарушенным различияповествовательной и вопросительной интонации.Анализ результатов исследования восприятия и воспроизведения логического ударения.1) В данной части эксперимента мы использовали 3 разных задания на исследование восприятия логического ударения, которые не разграничивали по оцениванию каждого задания отдельно, поскольку нам важно не точные показатели выполнения задачи, а общая возможность восприятия и понимания ударения детей со стертыми формами дизартрии.У детей со СППД отмечаются трудности определения акцентируемого слова, все слова выделяются, как первое. Это, по нашему мнению, связан с кратковременностью слухового восприятия, трудности содержания и понимания фразы спонтанно. 4 (22,3%) детей смогли правильно выделить слова-носители в фразе из 3-4 слов, но необходимы были дополнительные объяснения.8(6,15%) детей со СПСД смогли правильно определить слова-носители во всех предложенных сериях. 64(49,23%) детей допускали ошибки при определении акцентированного слова во фразах из 2 -3 слов. Дети правильно определяли слова-носители в звучании предложений, но не могли правильно объяснить разницу.Дети со СЗД долго думали, примерялись, просили повторить фразу, что объясняет недостаточность слухового восприятия этих детей, но возможность подбора правильных определений говорит о наличии, хотя и не на достаточном уровне способности к анализу и синтезу. 2 (6,25%) ребенка так запуталась во время подбора правильных ответов, что совсем отказались от ответа.У детей с СКД показатели выполнения задачи были лучшими. 11(58,33%) детей способны были правильно определить слова-носители во всех предложенных сериях задачи. 3 (16,6%) ребенка неправильно различали 2 предложения, смещая акцент определения.Дети контрольной группы - 76 (85%) правильно выделяли и объясняли задачу. Недостаточность различения и определения акцента в 3 -4 словах определялась у 13 (15%) детей.Таблица 28Анализ результатов исследования восприятия логического ударения детьмиэкспериментальной и контрольной группФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания ( в %)54321Стертая псевдоб. паретич022,122,344,30Стертая псевдоб. спастич6,1532,349,2312,30Стертая корковая58,332516,600Стертая смешанная02531,2512,56,25Норма8515000Во время воспроизведения логического ударения для детей со СППД основные трудности выполнения задания заключались в увеличении длительности произношения предложения. Если даже акцентированное слово выделяли правильно, то отмечались потом непредвиденные паузы, резкое затухание фразы. В некоторых случаях наблюдалась общая инертность акцентированного произношения слова, что нарушает мелодический рисунок, делает предложение монотонным, растянутым. Это, по нашему мнению, связано и с инертным состоянием внутренне глоточного давления, который является обязательным для выделения акцентуемого слова. Среди детей со СППД 1 (11,2%) не выполнил ни одной серии задачи.У детей со СПСД определялась форсированность произношения предложение, лишнее напряжение во время произношения акцентирует моего слова. Большинство детей правильно выполняла задание, которое сопровождалось показом хлопки ладонями, или топанье ногой. Определяется недостаточность динамического ударения вообще. 42(32,3%) детей смогли отражено воспроизвести фразу из 2-3 слов с правильным выделением акцентирует моего слова, объяснить свой выбор не могли.У детей со СЗД во время воспроизведения фраз определялась акцентированное произношение всех слов в предложении, слова звучали скандовано с определенными паузами. Слова - носители выделяли выборочно - 8 (25%).12 (50%) детей с СКД выполнили задания на достаточном уровне.. Наглядные примеры, привлечение картинок дети использовали в полном объеме.Дети контрольной группы - 72 (80%) выполняли задания с удовольствием, давая правильные объяснения и даже свои примеры. 18 (20%) детям необходима была дополнительная незначительная помощь. Это прежде всего характеризует высокий уровень ощущения логического ударения у детей контрольной группы.Таблица 29Анализ результатов исследования особенностей воспроизведения логического ударения детьми экспериментальной и контрольной группФормы стертой дизартрииКоличество баллов, полученных за выполнение задания ( в %)54321Стертая псевдоб. паретич16,744,427,811,211,2Стертая псевдоб. спастич32,332,422,3130Стертая корковая33,35012,54,160Стертая смешанная26,633,426,7250Норма8020000Результаты исследования свидетельствуют о том, что у детей со стертыми формами дизартрии отмечались:трудности нахождения правильного положения акцентированного слова; - у детей со Си 11 ИД определяются монотонность, использование излишнего количества пауз, излишним растяжением, резкое затухание фразы;у детей со СПСД наблюдалась форсированность, излишнее напряжение во время произношения акцентирует мое слово;у детей со СЗД слова звучали скандированно, с определенными паузами во фразахдети со СКД показали лучший результат, но во время воспроизведения фраз смещали логический акцент.ЗаключениеРезультаты экспериментального исследования позволили сделать такие выводы.- Разработана методика исследования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией, уточнены и описаны критерии и показатели просодичного компонента. Критериями выступили обозначенные составляющие просодики: темповая организация речи, эмоционально -тембровую окраску, ритмическая способность восприятия и воспроизведения логического ударения, восприятия и воспроизведения мелодических рисунков интонации; особенности состояния органов дыхания и голосообразования.- Отмечены статистически значимые различия между детьми без речевой патологии и детей с различными клиническими формами стертой дизартрии.- Анализ полученных данных позволил выяснить уровень сформированностисоставляющих просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии по сравнению с их сверстниками без речевой патологии. Выяснено, что возможности правильного выполнения задач поразделами эксперимента у детей экспериментальной группы значительно ниже, чем у дошкольников контрольной группы. Дошкольников без речевой патологии характеризует высокий уровень возможности правильного ответа во время выполнения заданий по всем разделам констатирующего эксперимента, что подтверждается высокими показателями среднего балла.- Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные об особенностях нарушений просодики определяют необходимость их учета и реализация дифференцированного подхода во время проведения лого-коррекционной работы по формированию составляющих просодической плоскости.
2. Антипова А.М. Интонационная структура восклицательных предложений и ее взаимодействие с их лексико-грамматической структурой: Автореф. Дисс. Канд.филол. наук / МГГТИИЯ им. М. Тореза. М, 1965. - 25с.
3. Артемов В.А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196-213.Бадалян Л.А. Невропатология. - М., 1987.
4. Артемов В.А. Семантическая, синтаксическая, логическая и модальная функция речевой интонации // Коллоквиум по экспериментальной фонетики и психологии речи. - М., 1986. - С. 3 - 12.
5. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
6. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дис .... канд. пед. наук: 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / Артемова Ева Эдуардовна. - М., 2005. - 156 с.
7. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
8. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие. – М., 2006. – 319 с.
9. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
10. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период: Книга для логопеда. - М., 1989.- 241 с.
11. Архипова Л.Е. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование: Автореф.дисс .... канд.психол.наук. - М., 1976. - 15 с.
12. Асланова С.Р. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 "Корекционная педагогика" / Асланова Сабина Рамиз кызы. - М., 2001. - 140 с.
13. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспек- ты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизарт- рией. – М., 2010. – 264 с.
14. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М .: Наука, 1984. - 576 с.
15. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
16. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
17. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
18. Бондарко Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога // Слух и речь в норме и патологии. – Л., 1982.
19. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
20. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
21. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
22. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
23. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие для препод. и учителей школ / Александр Николаевич Гвоздев. - М .: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
24. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.
25. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой о>ормой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
26. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
27. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
28. Жулина Елена Викторовна, Рожкова Наталья Михайловна Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 25.02.2021).
29. Иванов Ю.Н.Ритмодинамика. М., /ж. Три ключа М., 2011, изд. Дом Ш. Амонашвили.
30. Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Составитель Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.
31. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
32. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2008. - 368с.
33. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
34. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. 20. Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия в детском саду № 1 (4), 2005.
35. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
36. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
37. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.
38. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
39. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007. - 182 с. 27. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольников и ее исправление. - М.: Просвещение, 2007. - 96с.
40. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 560с.
41. Печерина Е.Г. Формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами театрализованной деятельности // Символ науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-so-stertoy-dizartriey-sredstvami-teatralizovannoy (дата обращения: 25.02.2021).
42. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
43. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
44. Райхерт Е. Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56172.htm.
45. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи. Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина - М.:Аркти, 2003. — 104 с.
46. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика: диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: метод. рекомендации / Н. А. Рычкова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 32 с.
47. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 2007. - 191с.
48. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.
49. Старченко В.С., Шорохова М.В. К проблеме формирования просодической стороны речи при дизартрии // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 85-89.
50. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.
51. Филатова Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики [Текст] Ю. О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 1. — Т. Педагогика. — С. 99–111.
52. Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю. О. Филатова. — М.: МПГУ, 2012. — 218 с.
53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: «Просвещение», 1987.
54. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
55. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
56. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2007. - 239с.
57. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с.
58. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М.Е. Хватцев. СПб.: Дельта +, 2014. 272 с.
59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
60. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
61. Чернышева Н.В., Шереметьева Е.В. Особенности фонетического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2226/35259
62. Юдина, О. А. Характеристика просодической стороны речи детей / О. А. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 305-308. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68207/ (дата обращения: 25.02.2021)
Вопрос-ответ:
Что изучает данная статья?
Данная статья изучает формирование интонационной стороны речи у младших дошкольников со стартой дизартрией.
Что такое интонационная сторона речи?
Интонационная сторона речи отражает особенности использования интонации в коммуникации и включает в себя мелодическую и динамическую составляющие.
Как развивается интонационная сторона речи у детей?
Интонационная сторона речи развивается в процессе речевого онтогенеза, который включает фазы перехождения от плача и крика к ранней манипулятивной речи, звуковой культуры, артикуляционной и просодической практики, освоения норм и принципов использования интонации в различных коммуникативных ситуациях.
Какие особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией наблюдаются особенности в использовании интонации, такие как нарушение мелодической и динамической составляющих, плохая регуляция громкости и длительности звуков, дефекты нижней и верхней интонационных границ. Эти особенности могут быть связаны с функциональными нарушениями моторной системы.
Что нужно знать о детях с дизартрией?
Дети с дизартрией нуждаются в особой психолого-педагогической коррекции, включающей упражнения на развитие моторики речевого аппарата, тренировку мелодической и динамической интонации, а также ознакомление с нормами использования интонации в различных ситуациях общения.
Что такое интонационная сторона речи?
Интонационная сторона речи относится к выразительным характеристикам речи и связана с интонацией, тембром, ритмом и другими аспектами речевого проявления.
Как развивается интонационная сторона речи у детей в процессе речевого онтогенеза?
Интонационная сторона речи развивается у детей постепенно, начиная с раннего детства. Сначала дети определяют мелодику и интонацию слов, затем обучаются использованию интонации для передачи эмоций и выразительности. В процессе развития интонационной стороны речи, дети осваивают различные интонационные модели, такие как вопросительные, утвердительные, повелительные интонации.
Какие особенности просодической стороны речи можно наблюдать у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией можно наблюдать различные особенности в просодической стороне речи. Например, у них может быть нарушена интонационная выразительность, неадекватное использование пауз и изменение темпа речи, неравномерность ритма, изменение тембра и громкости голоса. Эти особенности могут влиять на понимание и восприятие речи окружающими.
Какими методами можно работать над формированием интонационной стороны речи у детей с дизартрией?
Работа над формированием интонационной стороны речи у детей с дизартрией включает в себя различные методы и подходы. Например, это может быть работа с помощью специальных логопедических упражнений, использование артикуляционных игр и тренировок, аудирование речи с последующим повторением и имитацией различных интонационных моделей. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и учитывать особенности его речевого развития.
Какие характеристики детей с дизартрией помогают психолого-педагогическому анализу?
При психолого-педагогическом анализе детей с дизартрией важно учитывать их особенности. Например, это может быть наличие нарушений артикуляции, особенности голоса и речевой программы, слабая речевая доминанта, нарушения интонационной выразительности и другие. Анализ особенностей детей с дизартрией помогает определить индивидуальные потребности и разработать эффективные методики работы над развитием и коррекцией их речи.
Какие аспекты интонационной стороны речи рассматривает данная статья?
Данная статья рассматривает психолого-педагогические аспекты формирования интонационной стороны речи у младших дошкольников со структурной дизартрией.
Какие исследования проводились в области развития интонационной стороны речи?
В рамках данной статьи был проведен анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития интонационной стороны речи у детей различного возраста, а также у детей с дизартрией.