общая психология

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 32 32 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 21.02.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. Теоретический аспект изучения проблемы развития эмпатии в структуре личности
1.1 Определение эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Основые характеристики проявления эмпатии
1.3 Роль и значение эмпатии у юридического персонала
2. Исследование эмпатии в структуре личности юридического персонала
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Библиографический список


Фрагмент для ознакомления

Каналы эмпатии, представленные во всем многообразии их взаимосвязей, выполняют вспомогательную роль в единой системе (или единой системы) основного показателя уровня эмпатии, который определяется суммой баллов, получаемой в результате сложения единичных баллов, набранных за каждый ответ испытуемого, совпавший с ключом.Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов:30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;29–22 баллов – средний уровень;21–15 баллов – заниженный уровень;менее 14 баллов – очень низкий.2.2 Анализ и интерпретация полученных данныхСвое исследование мы начали с определения степени социально-психологической адаптированности испытуемых. Эта характеристика личности позволяет прогнозировать степень их успешности в профессиональной и личной жизни. Успешность в профессиональной деятельности, прежде всего, зависит от умения человека реагировать на постоянно изменяющиеся эмоциональные условия профессиональной среды, на стрессовые воздействия. Люди, обладающие высоким адаптационным потенциалом способны не только гибко реагировать на ситуацию, но и эффективно взаимодействовать с окружающими, демонстрируя свои профессиональные знания и умения.На рисунке 1 отражено распределение уровней личностного адаптаци-онного потенциала (ЛАП) в группе исследуемых.Рисунок 1 – Уровни личностного адаптационного потенциалаВысоким уровнем адаптационного потенциала в исследуемой группе стоматологов обладают 42 % испытуемых. Это характеризует их как специалистов способных воспринимать препятствия на пути к достижению цели как преодолимые. Они уверены в себе, организуют свое поведение вопреки объективным трудностям. Они понимают и принимают себя, свои достоинства и недостатки более легко и эффективно. Такой специалист способен эмоционально включаться в происходящее, тем самым помогая клиентам пережить неопределенностьи даже страх перед судебными процедурами и во время их.Средний уровеньадаптационного потенциала выражен у 37 % испытуемых. Для них характерна ориентированность на здравый смысл и факты, избегание рискованных ситуаций и самовыражения. Во взаимоотношениях с окружающими предпочитает компромиссы, что придает общению необходимую гибкость и бесконфликтность.Низкий уровень адаптационного потенциала имеют 21 % испытуемых. Эти испытуемые часто недооценивают себя, испытывают тревогу и эмоциональный дискомфорт при появлении каких-либо препятствий.Они менее адекватно принимают себя, свое поведение, достоинства и имеющиеся недостатки; реже берут на себя ответственность за свои поступки, поведение и жизнь в целом.Данные, полученные с помощью методики В.В. Бойко, предназначенной для «Диагностики эмпатических способностей» были определены структурные особенности эмпатии у испытуемых с разным уровнем выраженности адаптационного потенциала. Прежде всего, проанализируем показатели шкал, указывающие на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Результаты представлены в (Приложение В). Полученные результаты отражены на рисунке 2. Наглядно отобразим на рисунке 2.Примечание: РК – рациональный канал, ЭК – эмоциональный канал, ИК – интуитивный канал, УСЭ – установки, способствующие эмпатии, ПСЭ – проникающая способность в эмпатии, ИвЭ –идентификация в эмпатии.Рисунок 2 – Распределение эмпатических способностей по среднему балуу испытуемых юридического персонала с разным уровнемЮристы, у которых преобладает эмоциональный канал эмпатии, умеют входить в одну эмоциональную волну с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Такие люди настолько глубоко погружаются в переживания своего собеседника, что могут испытывать то же самое эмоциональное состояние, что и их собеседник. Рациональный канал эмпатии у испытуемых с высоким адаптационным потенциалом выражен выше, чем у испытуемых с низким адаптационным потенциалом.Таким образом, в структуре эмпатии у юридического персонала с высоким адаптационным потенциалом преобладают «установки, способствующие или препятствующие эмпатии». Выделение данного компонента эмпатии в качестве ведущего указывает на значимость установок в эмоциональной отзывчивости и эмпатическом восприятии окружающих испытуемыми. Полагаем, что преобладание интуитивности, позволяющей обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне. У испытуемых с низким адаптационным потенциалом преобладает «проникающая способность в эмпатии».Анализ полученных данных по методике В.В. Бойко позволил выявить общий уровень развития эмпатии у юридического потенциала (таблица 2).Таблица 2 – Общие показатели уровня эмпатии у юридического персонала в процентах.Очень высокий уровеньСредний уровеньЗаниженный уровеньОчень низкий уровень5353030Среди опрошенных испытуемых с высоким уровнем эмпатии обладает – один человек (5%). Средний уровень, а это (35 %) юридического персонала, обладает достаточной пособностью эмоционально отзываться на переживание другого. Заниженный уровень – (30 %), они имеют затруднения в эмоциональном канале на переживание другого человека. Этот уровень является самым распространенным, свойственен большинству людей. Очень низкий уровень – (30 %) отличается недостаточной способностью возникновения адекватных эмоциональных реакций на положительные или отрицательные переживания других людей, ограниченной способностью верно понимать чувства и эмоции окружающих, значительным количеством установок, блокирующих проявления соответствующих ситуации эмпатических действий.Полагаем, что на общий уровень эмпатии воздействуют другие факторы: индивидуально психологические особенности личности, семья, опыт взаимоотношений, приобретенный в школе, общественных организациях, а также в неформальных объединениях, половые различия и т.д.Таким образом, данные, полученные по методике диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко, свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии в исследуемой выборке испытуемых, о преобладании низкого уровня эмпатии у юридического персонала. В ряде исследований (А.К. Бохарт, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Л.Я. Морено и др.) доказано, что субъекты, имеющие низкий уровень развития эмпатии, предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми. Таким образом, структура эмпатии у испытуемых контрольной и экспериментальной групп статистически достоверно различается. Для испытуемых контрольной группы характерно наличие «установок, способствующих проявлению эмпатии», «эмоциональность», «интуитивность». Испытуемые же экспериментальной группы с низким адаптационным потенциалом демонстрируют наличие «проникающей способностью эмпатии», «рациональность» и «идентификация», их поведение отличается низким уровнем интуитивности, что не способствует эффективному профессиональному общению.Анализ вышеизложенных данных показал необходимость проведения тренинговой работы по повышению уровня эмпатических способностей у юридического персонала.Тренинг рассчитан на двенадцать занятий по одному часа. В процессе тренинговых групповых занятий применялись принципы: добровольное участие, активность, конфиденциальность, обратная связь.Психологический тренинг как средство развития эмпатии рассматривается в качестве многофункционального метода, который включает в себя различные упражнения, направленные на развитие эмпатии у юридического персонала. Групповой психологический тренинг является наиболее эффективным средством для развития эмпатии. Это объясняется тем, что развитие эмпатических способностей у человека происходит в процессе переживания различных ситуаций. Мы предполагаем, что развитие общего уровня эмпатии и её компонентов может происходить от занятия к занятию, т.к. и упражнения были подобраны специальным образом с учетом особенностей и интересов группы. Также после выполнения каждого упражнения, в конце тренинговых занятий и между занятиями проходило обсуждение проделанного, что способствовало развитию навыков рефлексии.После прохождения всех занятий программы развития, было проведено второе обследование в экспериментальной и контрольной группе. Результаты ретестовой диагностики представлены в рисунке 3.Анализ изменений в структуре эмпатийности также позволил говорить о наличии положительных изменений. Далее мы рассмотрели показатели экспериментальной группы до и после проведениятренинговой программы.Наглядно отобразим на рисунке 3.Примечание: РК – рациональный канал, ЭК – эмоциональный канал, ИК – интуитивный канал, УСЭ – установки, способствующие эмпатии, ПСЭ – проникающая способность в эмпатии, ИвЭ –идентификация в эмпатии.Рисунок 3 – Распределение эмпатических способностей по среднему балуу испытуемых экспериментальной группы с низким уровнемадаптационного потенциала после проведения тренинга.Для начала рассмотрим показатели экспериментальной группы после апробации тренинговой программы. Из рисунка видно, что в структуре эмпатийности испытуемых произошли изменения. Более выраженными стали такие компоненты эмпатийности как «Эмоциональный канал эмпатии», «Интуитивность», «Установки, способствующие проявлению эмпатии». Значимые изменения в «Эмоциональном канале эмпатии» связаны с тем, что юристы экспериментальной группы, после воздействия стали концентрироваться на проявлениях эмоций, больше времени наблюдать за эмоциональными состояниями окружающих людей и самих себя. Изменения в «Проникающая способность в эмпатию» связаны с тем, что на протяжении всех занятий была создана атмосфера открытости, доверительности и задушевности. Благодаря созданной уютной и доброжелательной атмосфере юристы могли открыто обмениваться информацией друг с другом, брать на себя ответственность за ответ или принятие какого-либо решения. Именно это и поспособствовало развитию данных компонентов.Заметно возрос и процент изменения в канале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» в экспериментальной группе в достаточной степени открыты для новых контактов, они проявляют неподдельный интерес к другим, эмоционально отзывчивы, что положительно влияет на все остальные каналы эмпатии.В канале «Идентификация в эмпатии» тоже имеются изменения, можно говорить о наиболее развитой способности постановки себя на место другого человека, которая, возможно, была сформирована в процессе тренинга. Стали чаще ставить себя на место другого, не побоявшись ошибиться в своих предположениях о его эмоциональном состоянии. Мы считаем, что именно тренировка различных эмоций помогла юридическому персоналу встать на место другого и понять, что он ощущает в данный момент.Таким образом, мы выяснили, что произошли значимые изменения в компонентах эмпатии у юридического персонала за всё время исследования. Мы предполагаем, что специально разработанная программа развития эмпатии у юристов и оказала влияние на повышение результатов данных показателей. А это значит, что наша гипотеза о возможности развития эмпатии у юристов средствами психологического тренинга подтвердилась.Среди опрошенных испытуемых с высоким уровнем эмпатии обладает – один человек (5%), что свидетельствует об отзывчивости респондента, развитой способности к сочувствию, состраданию собственным клиентам, прощению нанесённых обид, глубокому интересу к их жизни, чувствам, настроению.Средний уровень, а это (80 %) юридического персонала, что говорит о склонности к сопереживанию своим клиентам, умению выслушать и поддержать. 15 % показали низкий результат. Данный показатель позволяет говорить об отсутствии полного взаимопонимания с клиентами, некойотстранённости к настроениям и чувствам клиента, неумению прощать. Наглядно отобразим результаты на контрольном этапе на рисунке 4.Примечание: РК – рациональный канал, ЭК – эмоциональный канал, ИК – интуитивный канал, УСЭ – установки, способствующие эмпатии, ПСЭ – проникающая способность в эмпатии, ИвЭ –идентификация в эмпатии.Рисунок 4 – Распределение эмпатических способностей по среднему балуу испытуемых юридического персонала с разным уровнем.Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.1. Высоким уровнем адаптационного потенциала в исследуемой группе обладают 42 % испытуемых. Низкий уровень адаптационного потенциала имеют 21 % испытуемых. Эти испытуемые часто недооценивает себя, испытывает тревогу и эмоциональный дискомфорт при появлении каких – либо препятствий.Эти основания позволили разделить исследуемую выборку на экспериментальную и контрольную группы для проведения коррекционной работы.2. Структура эмпатии у испытуемых контрольной и экспериментальной групп статистически достоверно различается. Для испытуемых контрольной группы характерно наличие «эмоциональность», «установок, способствующих проявлению эмпатии», «интуитивность». Испытуемые же экспериментальной группы демонстрируют изменения также выражено «эмоциональность», «интуитивность» наличие «установок, способствующих проявлению эмпатии» и «проникающая способность в эмпатии», их поведение отличается среднем уровнем интуитивности.3. Для проверки гипотезы нами был проведена работа по развитию эмпатии у юристов с целью изменения уровня развития эмпатии и её компонентов у юристов экспериментальной группы. Затем была проведена вторичная диагностика уровня эмпатических способностей. По результатам данной диагностики было выявлено, что произошли значимые изменения в компонентах эмпатии, таких, как: увеличился средний уровень эмпатийных способностей у юристов за время исследования. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствие с заявленной темой работы, а также с поставленной целью и задачами исследования, нами сделана попытка изучения возможности развития эмпатии у юристов средствами психологического тренинга. В процессе работы поэтапно решались поставленные задачи. Проанализировав взгляды множества ученых, мы пришли к выводу, что эмпатия представляет собой способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место.Эмпатия представляет собой способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Основными сущностными характеристиками эмпатии являются: возможность встать на место другого индивида, понять его внутренний мир; постижение и осмысление эмоционального состояния другого человека; способность определять эмоциональное состояние человека по его жестам, мимики и поведению; умение спрогнозировать поведение человека; желание помочь. Таким образом, была решена вторая задача исследования. Высоким уровнем адаптационного потенциала в исследуемой группе обладают 42 % испытуемых. Это характеризует их как специалистов способных воспринимать препятствия на пути к достижению цели как преодолимые. Низкий уровень адаптационного потенциала имеют 21 % испытуемых. Эти испытуемые часто недооценивает себя, испытывает тревогу и эмоциональный дискомфорт при появлении каких – либо препятствий. На начальном этапе исследования нами были предложена гипотеза.Для проверки гипотезы был проведен формирующий эксперимент. Для возможности успешного и эффективного формирования эмпатии можно использовать разнообразные методы педагогического воздействия. Наиболее эффективным средством для развития эмпатических способностей является психологический тренинг. После окончания всех занятий программы нами была проведена вторичная диагностика для определения уровня развития эмпатии после формирующего этапа исследования. По результатам анализа результатов формирующего этапа исследования нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения. В контрольной группе тоже произошли изменения. Из этого следует, что вторая гипотеза нашего исследования также подтвердилась. Таким образом, была решена пятая задача нашего исследования. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формировать у юридического персонала нравственный мотив действий в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, т.е. культивировать развитие эмпатических способностей.Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:1. Специфика эмпатических проявлений напрямую зависит от возраста человека и его опыта. Чем старше становится человек, тем выше включенность его эмпатийных каналов.2. Существует зависимость между каналами эмпатии и определенной последовательностью выстраивания ценностей.3. Эмпатия входит в состав ценности, являясь ее неотъемлемой частью и выступает регулятором в построении иерархии ценностей.Рекомендации:1) организация регулярных командных встреч, которые дают возможность сотрудником выражать свои эмоции, чувства и делиться ими;2) повышения уровня физической активности и здоровья персонала, а также способности принимать обоснованные решения о поведении в отношении здоровья;3) обеспечение психологической подготовки для самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций на работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствие с заявленной темой работы, а также с поставленной целью и задачами исследования, нами сделана попытка изучения возможности развития эмпатии у юристов средствами психологического тренинга. В процессе работы поэтапно решались поставленные задачи. Проанализировав взгляды множества ученых, мы пришли к выводу, что эмпатия представляет собой способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место.
Эмпатия представляет собой способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Основными сущностными характеристиками эмпатии являются: возможность встать на место другого индивида, понять его внутренний мир; постижение и осмысление эмоционального состояния другого человека; способность определять эмоциональное состояние человека по его жестам, мимики и поведению; умение спрогнозировать поведение человека; желание помочь. Таким образом, была решена вторая задача исследования.
Высоким уровнем адаптационного потенциала в исследуемой группе обладают 42 % испытуемых. Это характеризует их как специалистов способных воспринимать препятствия на пути к достижению цели как преодолимые. Низкий уровень адаптационного потенциала имеют 21 % испытуемых. Эти испытуемые часто недооценивает себя, испытывает тревогу и эмоциональный дискомфорт при появлении каких – либо препятствий.
На начальном этапе исследования нами были предложена гипотеза.
Для проверки гипотезы был проведен формирующий эксперимент. Для возможности успешного и эффективного формирования эмпатии можно использовать разнообразные методы педагогического воздействия. Наиболее эффективным средством для развития эмпатических способностей является психологический тренинг.
После окончания всех занятий программы нами была проведена вторичная диагностика для определения уровня развития эмпатии после формирующего этапа исследования. По результатам анализа результатов формирующего этапа исследования нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения. В контрольной группе тоже произошли изменения. Из этого следует, что вторая гипотеза нашего исследования также подтвердилась. Таким образом, была решена пятая задача нашего исследования.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формировать у юридического персонала нравственный мотив действий в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, т.е. культивировать развитие эмпатических способностей.
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Специфика эмпатических проявлений напрямую зависит от возраста человека и его опыта. Чем старше становится человек, тем выше включенность его эмпатийных каналов.
2. Существует зависимость между каналами эмпатии и определенной последовательностью выстраивания ценностей.
3. Эмпатия входит в состав ценности, являясь ее неотъемлемой частью и выступает регулятором в построении иерархии ценностей.
Рекомендации:
1) организация регулярных командных встреч, которые дают возможность сотрудником выражать свои эмоции, чувства и делиться ими;
2) повышения уровня физической активности и здоровья персонала, а также способности принимать обоснованные решения о поведении в отношении здоровья;
3) обеспечение психологической подготовки для самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций на работе.