Психосоматические растройсва в подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 22.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Психосоматика 4
1.2. Механизм возникновения психосоматических расстройств 6
1.3. Особенности психосоматических расстройств в подростковом возрасте 9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА И ВЛИЯНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 20
2.1. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение 20
2.2. Методика исследования самоотношения 22
2.3. Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Текущая валидность была установлена путем сравнения данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Разработчики методики провели ее стандартизацию на основе опроса выборки из 300 студентов.San представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар противоположных характеристик, отражающих изучаемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Каждое состояние представлено 10 парами слов. В форме опроса среди полярных характеристик есть рейтинговая шкала. Испытуемого просят соотнести его состояние с определенной оценкой по шкале (зафиксировать степень тяжести той или иной характеристики его состояния). При обработке результатов опроса оценки преобразуются в "необработанные" баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по каждой категории (или их среднее арифметическое).[2]Сан широко используется при оценке психического состояния больных и здоровых людей, психоэмоциональной реакции на стресс, при выявлении индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.Инструкции: вас просят описать ваше состояние, которое вы испытываете в данный момент, используя таблицу, состоящую из 30 полярных символов. Вы должны выбрать в каждой паре характеристику, наиболее точно описывающую ваше состояние, и обозначить число, соответствующее степени (силе) выраженности этой характеристики.При расчете крайняя степень выраженности отрицательного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности положительного полюса пары оценивается в семь баллов. В то же время следует иметь в виду, что полюса весов постоянно меняются, но положительные состояния всегда оцениваются высоко, а отрицательные - низко. Полученные баллы группируются по ключу в три категории и рассчитывается количество баллов для каждой из них.Самочувствие − сумма баллов по шкалам №: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; Активность − сумма баллов по шкалам №: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; Настроение − сумма баллов по шкалам №: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.2.2. Методика исследования самоотношенияМногомерный опросник исследования самоотношения (mis – методология исследования самоотношения) был создан С.Р. Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам. Данная методика предназначена для углубленного изучения сферы самосознания личности, включая различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.Что касается сферы применения mis, то хорошие результаты можно отметить в рамках индивидуального консультирования осужденных, поскольку данная методика позволяет выявлять внутриличностные конфликты.[2]Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения индивида к собственному "Я" оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играют важную роль в установлении межличностных отношений, постановке и достижении целей, способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, адекватном вовлечении субъекта в различные виды психокоррекционных и психотерапевтическихОдин из разработчиков методологии Столин принял понимание отношения к себе в контексте представлений о значении "я". Значение "я" предполагает определенный язык его выражения, и этот "язык" может иметь определенную специфику для разных индивидов, а также для разных социальных групп или других социальных сообществ. Кроме того, алфавит этого языка должен быть достаточно широким, поскольку из-за противоречивости бытия, пересечения видов деятельности и "противостояния" мотивов субъект должен испытывать в своей речи довольно широкий спектр чувств и переживаний.Самоотношение понимается как сложная эмоциональная и уровневая система оценки. Собственное отношение может быть понято как выражение значения "Я" для субъекта, как определенное устойчивое чувство по отношению к собственному "Я", которое, несмотря на обобщение, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся эмоциональным тоном, опытом и смысловым содержанием соответствующего отношения к себе.Подростку предлагается выполнить задание, которое содержит вопросы в форме возможных утверждений о чертах его характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть "хороших" или "плохих" ответов, потому что каждый имеет право на собственное мнение. Для того чтобы результаты, полученные на основе ответов, были наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного образа, необходимо постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.2.3. Опросник уровня агрессивности Басса –ДаркиАнкета агрессивности Бусса-Дурки (англ. Buss - DurkeeHospitalityinventory, сокращенно bdhi) предназначена для определения уровня агрессивности респондентов. Анкета состоит из 75 утверждений. На русском языке он был стандартизирован И. А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.[2]Разные авторы по-разному определяют агрессию и агрессивность в своих исследованиях и монографиях:* как врожденная человеческая реакция на "защиту оккупированной территории" (Лоренц, Ардри) ;* как отношение к доминированию (Моррисон);* как реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).Теории, связывающие агрессию и фрустрацию, получили очень широкое распространение (Миллер, даб, Доллард).Агрессивность понимается как свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, особенно в сфере отношений между субъектом и субъектом. Вероятно, деструктивная составляющая человеческой деятельности необходима в творческой деятельности, поскольку потребности индивидуального развития обязательно формируют у людей способность устранять и разрушать препятствия, преодолевать то, что противодействует этому процессу.Агрессивность имеет качественные и количественные характеристики. Как и любое свойство, оно имеет разную степень выраженности: от почти полного отсутствия до его окончательного развития. Каждый человек должен обладать определенной степенью агрессивности. Его отсутствие ведет к пассивности, знанию, конформизму и т. д. Чрезмерное развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательному сотрудничеству и т.д. Агрессивность сама по себе не означает, что субъект сознательно опасен, поскольку, с одной стороны, существующая связь между агрессией и агрессией не является жесткой, а с другой стороны, сам акт агрессии может не иметь сознательно опасных и неутвержденных форм. В обыденном сознании агрессивность является синонимом "вредной деятельности". Однако деструктивное поведение само по себе не обладает "подлостью", как таковое оно обусловлено мотивом деятельности, теми ценностями, благодаря достижению и обладанию которыми развивается деятельность. Внешние практические действия могут быть схожими, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый - мотивационная агрессия как самоуважение, второй - вспомогательный как средство (а это значит, что и то, и другое может проявляться как под контролем сознания, так и вне его и связано с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов должна больше интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации деструктивных тенденций, присущих личности. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с высокой вероятностью предсказать возможность открытой мотивационной агрессии. Одной из таких диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.А. Басс, переняв несколько положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности, определив их как: "агрессия и враждебность"... реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая анкету, различающую проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:1. Физическая агрессия - это применение физической силы против другого человека.2. Косвенная - агрессия, направленная окольным путем на другого человека или направленная на кого-либо.3. Раздражение - готовность проявлять негативные чувства при малейшем волнении (вспыльчивость, грубость).4. Негативизм - это оппозиционный способ поведения от пассивного сопротивления к активной борьбе с устоявшимися обычаями и законами.5. Ненависть - зависть и ненависть к другим за реальные и воображаемые действия.6. Подозрительность - от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения, что другие люди планируют и причиняют вред.7. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств через форму (крик, визг) и через содержание вербальных ответов (проклятия, угрозы).8. Вина - выражает возможную убежденность субъекта в том, что он плохой человек, что он творит зло, а также раскаяние, которое он испытывает.При составлении вопросника использовались следующие принципы:* вопрос может касаться только одной формы агрессии.*вопросы сформулированы таким образом, чтобы максимально ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.ЗАКЛЮЧЕНИЕВысокая стрессогенность социально-экономических факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья не только подростков, но и всего населения. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни. Разработка систем интегрированного психофизического тренинга для укрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития – как необходимое условия для поддержания психосоматического здоровья.Психосоматика, достаточно разработанная и разрабатываемая на теоретическом уровне, пока не приобрела популярности в здравоохранении и медленно внедряется в жизнь, практику обслуживания как здоровых, так и больных.Диагностика подростков позволяет увидеть тонкое, но важное взаимодействие между соматическими и органическими дисфункциями и психологическими, эмоциональными факторами во всех случаях.Хронический и повторяющийся стресс может причинить вред физическому здоровью и нарушить эмоциональное благополучие. Длительные стрессовые реакции тесно связаны с большим количеством психосоматических заболеваний.Ошибочно предполагать, что стресс – единственная причина психосоматических заболеваний. Различные наследственные заболевания, слабость отдельных органов и приобретенные реакции на стресс усиливают ущерб, наносимый стрессом здоровью. Личность человека тоже имеет значение.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлександер Ф. Психосоматическая медицина [Электронный ресурс]. - http: // www.psychol - ok.ru / lib / alexander / pm / pm _ 08.html Елиашвили М.Н., Даирова Р.А. История развития психосоматики в отечественной науке // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 79 - 87. Колесников Д.Б., Рапопорт С.И., Вознесенская Л.А. Современные взгляды на психосоматические заболевания // Клиническая медицина. - 2014. - Т. 92. - № 7. - С. 12 - 18. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. - Спб.: Речь, 2000. - 272 с. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 - е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. Салехов С.А., Гордеева Е.Г., Есаулов В.И., Гордеев М.Н., Корабельникова И.А. Роль психологического стресса в формировании психосоматической патологии // Электронный научно - образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - том 18. - № 2. - С.13 - 19 Фрейджер Р., Фейдемен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - Спб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.Фусу М.Н. Психосоматические расстройства: теории и концепции // Психология. Историко - критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 4. - С. 43 - 55 65 Штрахова А.В. Современная психосоматика: методологические проблемы и возможности их преодоления // - 2009. - № 42 (175). - выпуск 7. - С. 86 – 90Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение: пер. с англ. С. Могилевского / Ф. Александер. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с. Бочанова Е. В. Психосоматические заболевания. Справочник / Е. В. Бочанова, Д. А. Гейслер; Т. В. Гитун; А. Г. Елисеев; Т. Ю. Клипина; А. В. Салякин; О. И. Чапова // Ю. Ю. Елисеев. – М. : Эксмо, 2003. – 605 с.Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2008. – 563 с.Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М. Е. Сандомирский. – М. : Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.Gilles S., Akdis C., Lauener R. et al. The role of environmental factors in allergy: A critical reappraisal // Exp Dermatol. 2018. 27. P.1193–1200.Bailey M. T., Kierstein S., Sharma S., Spaits M., Kinsey S. G., Tliba O., Amrani Y., Sheridan J. F., Panettieri R. A., Haczku A. Allergy and the Nervous System // J. Immunol. 2009. 182. P. 7888.Damialis A., Traidl-Hoffmann C., Treudler R. (2019) Climate Change and Pollen Allergies / In: Marselle M., Stadler J., Korn H., Irvine K., Bonn A. (eds) Biodiversity and Health in the Face of Climate Change. Springer, Cham. P. 47-66Halken S., Larenas-Linnemann D., Roberts G, Calderón M.A., Angier E., Pfaar O. et al. EAACI guidelines on allergen immunotherapy: prevention of allergy // Pediatr Allergy Immunol. 2017; 28: P. 728- 745Yoshihara K. Psychosomatic treatment for allergic diseases // Yoshihara BioPsychoSocial Medicine. 2015. 9. P. 8Zung W.W.K., Durham N.C. A self-rating depression scale // Arch. Gen. Psychiatry. 1965. V. 12. P. 63–70Jutel M., Agache I., Bonini S., Burks A.W., Calderon M., Canonica W. et al. International Consensus on Allergen Immunotherapy II: Mechanisms, standardization, and pharmacoeconomics // J. Allergy Clin Immunol. 2016. V. 137. P. 358-368
2. Елиашвили М.Н., Даирова Р.А. История развития психосоматики в отечественной науке // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 79 - 87.
3. Колесников Д.Б., Рапопорт С.И., Вознесенская Л.А. Современные взгляды на психосоматические заболевания // Клиническая медицина. - 2014. - Т. 92. - № 7. - С. 12 - 18.
4. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. - Спб.: Речь, 2000. - 272 с. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 - е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
5. Салехов С.А., Гордеева Е.Г., Есаулов В.И., Гордеев М.Н., Корабельникова И.А. Роль психологического стресса в формировании психосоматической патологии // Электронный научно - образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - том 18. - № 2. - С.13 - 19
6. Фрейджер Р., Фейдемен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - Спб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.
7. Фусу М.Н. Психосоматические расстройства: теории и концепции // Психология. Историко - критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 4. - С. 43 - 55 65
8. Штрахова А.В. Современная психосоматика: методологические проблемы и возможности их преодоления // - 2009. - № 42 (175). - выпуск 7. - С. 86 – 90
9. Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение: пер. с англ. С. Могилевского / Ф. Александер. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.
10. Бочанова Е. В. Психосоматические заболевания. Справочник / Е. В. Бочанова, Д. А. Гейслер; Т. В. Гитун; А. Г. Елисеев; Т. Ю. Клипина; А. В. Салякин; О. И. Чапова // Ю. Ю. Елисеев. – М. : Эксмо, 2003. – 605 с.
11. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2008. – 563 с.
12. Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М. Е. Сандомирский. – М. : Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.
13. Gilles S., Akdis C., Lauener R. et al. The role of environmental factors in allergy: A critical reappraisal // Exp Dermatol. 2018. 27. P.1193–1200
14. .Bailey M. T., Kierstein S., Sharma S., Spaits M., Kinsey S. G., Tliba O., Amrani Y., Sheridan J. F., Panettieri R. A., Haczku A. Allergy and the Nervous System // J. Immunol. 2009. 182. P. 7888
15. .Damialis A., Traidl-Hoffmann C., Treudler R. (2019) Climate Change and Pollen Allergies / In: Marselle M., Stadler J., Korn H., Irvine K., Bonn A. (eds) Biodiversity and Health in the Face of Climate Change. Springer, Cham. P. 47-66
16. Halken S., Larenas-Linnemann D., Roberts G, Calderón M.A., Angier E., Pfaar O. et al. EAACI guidelines on allergen immunotherapy: prevention of allergy // Pediatr Allergy Immunol. 2017; 28: P. 728- 745
17. Yoshihara K. Psychosomatic treatment for allergic diseases // Yoshihara BioPsychoSocial Medicine. 2015. 9. P. 8
18. Zung W.W.K., Durham N.C. A self-rating depression scale // Arch. Gen. Psychiatry. 1965. V. 12. P. 63–70
19. Jutel M., Agache I., Bonini S., Burks A.W., Calderon M., Canonica W. et al. International Consensus on Allergen Immunotherapy II: Mechanisms, standardization, and pharmacoeconomics // J. Allergy Clin Immunol. 2016. V. 137. P. 358-368
Вопрос-ответ:
Какова тема статьи?
Тема статьи - "Психосоматические расстройства в подростковом возрасте".
Что такое психосоматические расстройства?
Психосоматические расстройства - это заболевания, при которых физические симптомы возникают в результате психологических проблем или стресса.
Какие особенности имеют психосоматические расстройства в подростковом возрасте?
Психосоматические расстройства в подростковом возрасте имеют свои особенности, такие как неразвитость механизмов саморегуляции, нестабильность эмоциональной сферы, стремление к самоутверждению и т.д.
Как влияют психосоматические расстройства на подростков в школе?
Психосоматические расстройства могут оказывать негативное влияние на самочувствие, активность и настроение подростков в школе, что может сказаться на их успеваемости и общественной адаптации.
Какие методики использовались в исследовании психосоматических расстройств у подростков?
В исследовании использовались такие методики, как опросник САН (самочувствие, активность, настроение) и методика исследования самоотношения.
Какие психосоматические расстройства могут возникать у подростков?
У подростков могут возникать различные психосоматические расстройства, такие как головные боли, желудочно-кишечные расстройства, астма, аллергии и другие. Это связано с особенностями подросткового возраста, когда стресс и эмоциональное напряжение могут проявляться через физические симптомы.
Каковы механизмы возникновения психосоматических расстройств у подростков?
Возникновение психосоматических расстройств у подростков связано с нарушением баланса между психическим и физическим состоянием. Сильные эмоции, стресс, тревожность и другие психические факторы могут влиять на функционирование органов и систем организма, вызывая физические симптомы.
Какие особенности имеют психосоматические расстройства у подростков?
Психосоматические расстройства у подростков имеют свои особенности. В этом возрасте часто наблюдаются головные боли, боли в желудке и кишечнике, проблемы с сном, астенический синдром. Подростки могут испытывать сильные эмоции, тревожность, депрессию, что может сказываться на их физическом состоянии.
Какие методики использовались для изучения психосоматических расстройств у подростков?
Для изучения психосоматических расстройств у подростков были использованы различные методики. Одной из них был опросник САН (самочувствие, активность, настроение), который позволял оценить общее состояние подростка. Также использовалась методика исследования самоотношения, позволяющая изучить взаимодействие подростка с окружающей средой.