Особенности проявлений отзывчивости во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 89 89 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 07.06.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство просвещения Российской Федерации 1
Факультет дошкольной педагогики и психологии 1
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 6
1.1 Характеристика эмоциональной отзывчивости детей старшего 6
дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного 16
возраста в игре 16
1.3 Сюжетно – ролевая игра средство развития отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ 37
2.1 Характеристика отзывчивости во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре 37
2.2 Проект развития отзывчивости во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре 65
2.3 Педагогические рекомендации по вовлечению родителей в процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 73
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
Фрагмент для ознакомления

На заключительном этапе реализации проекта, предполагается проведение вышеперечисленных методик, для выявления уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.Педагогические рекомендации по вовлечению родителей в процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, включают 5 основных направлений работы/взаимодействия с родителями:1.Улучшение педагогической компетентности родителей через создание родительских уголков; 2.Вовлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ, организованных совместно;3.Представление ребенку образца-ориентиера проявления эмоциональной отзывчивости, которому ребенок желал бы подражать;4.Проведение родительских собраний по теме развития эмоциональной отзывчивости;5.Работу необходимо вести по пяти направлениям:1.Информационно-аналитическое;2.Познавательное;3.Наглядно-информационное;5.Досуговое направление.На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:Старший дошкольный возраст, является наиболее сенситивным периодом для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Так как в старшем дошкольном возрасте происходят все важные новообразования в эмоционально-нравственном развитии детей, что во многом определяет будущий нравственный облик ребенка.В своем исследовании мы выделяем сюжетно-ролевую игру в качестве основного вида игровой деятельности и средства, определяющего эффективность развития эмоциональной отзывчивости и формирования гармоничной личности. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность детей дошкольного возраста занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать в плане представлений различные варианты отношений с окружающими.Полученные результаты констатирующего экспериментавыявили, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень эмоциональной отзывчивости. Исходя из полученных данных, нами разработан проект развития отзывчивости во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Также, нами были разработаны педагогические рекомендации по вовлечению родителей в процесс развития эмоциональной отзывчивости.Доклад окончен. Спасибо за внимание!

1. Абраменкова, В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 60-70.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова.М.: Юрайт, 2010. – 181 с.
3. Андреенко, Т.А, Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 155 с.
4. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1987. - 16 с.
5. Арушанова, А. Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников / А. Г. Арушанова, В. В. Коннова, Е. С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №5. - С. 22-25
6. Арушанова, А.Г., Иванкова, Р.А.Игровые диалоги. 5-8 лет. Развитие речи и культуры общения / А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова. – М. : Высшая школа, 2011. – 223 с.
7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
8. Белова, И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход] / И.М. Белова, Ю.А. Парфенов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3 (часть 3). – 700 с.
9. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.academic.ru/ (дата обращения: 24.12.2021)
10. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии.  2011.  № 5.  С. 23-27.
11. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. С. 15-17
12. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
13. Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. Гриф УМО. М.: Владос, 2010. – 173 с.
14.  Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников/ В.Я. Воронова. - М.: Просвещение, 1981. – 80с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1967. – 265 с.
16. Габышева, Т. Е. Формирование эмпатии детей среднего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 24.12.2021)
17. Гаврилова, Т.П. Психология семьи / Т.П.Гаврилова. – М.: Амфора, 2012. – 234 с.
18. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1977. – 36 с.
19. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. Наук / И.В. Груздова. - М., 1998. – 14 с.
20. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.
21. Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализ. Деятельность детей 4 – 6 лет : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2004. – 125 с.
22. Загвязинский, В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9-14.
23. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. – М. : Просвешение, 1985. –175 с.
24. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учебное пособие: для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 273 с.
25. Курносова, С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости / С.А. Курносова // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4. – С. 120-127.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А. Н. Леонтьев. М. : Смысл, 2005. - 345 с.
27. Литвинова, С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 /С.Н. Литвинова. – М.: МПГУ, 1997. –С. 16.
28. Максакова, А.И. Учите, играя / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. – М. : Просвещение, 2007. – 198 с.
29. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова - М., 1982. - 145 с.
30. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова.. – М. : Линка-Пресс, 2015. – 91 с,
31. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина // 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. - 112 с.
32. Новоселова, С.Л. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника / С.Л.Новоселова. - М: Просвещение, 2003. - 336 с.
33. Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2(50). – С. 105-112.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 .– 254 с.
35. Сафронова, М.А. Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития / М.А. Сафронова. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 348 с.
36. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск.: Харвест, 1998. – 365 с.
37. Спиваковская, А. С. Психотерапия: Игра, детство, семья. T.1. Т.2. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.
38. Усова, А. П.Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - М: Просвещение, 1976. - 96 с.
39. Усова, А. П. Об организации обучения дошкольников / А. П. Усова. - 11-е изд. - М: Сфера, 2011. – 254 с.
40. Ушакова, О. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Ушакова. Волгоград, 2012. – 123 с.
41. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
42. Фомичева, О. А. Игровая деятельность дошкольника / О. А. Фомичева, Г. Е. Логоша // Молодой ученый, 2016. - №12. - С. 923 - 926.
43. Чумовская, О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. - №10. - С. 13-17
44. Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. / Д. Б. Эльконин. - М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. - 360 с.
45. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов / Б.Д. Эльконин. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 276 с.
46. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение. 1978. – 45 с.
47. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон; под общ. ред. М. М. Кабанова. М. : Институт практической психологии, 2010. – 213 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности проявляются в отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

В сюжетно-ролевой игре дети старшего дошкольного возраста проявляют отзывчивость взаимоотношениями друг с другом. Они умеют выражать свои эмоции и чувства, проявлять понимание и сопереживание к партнерам в игре. Также они готовы помогать и поддерживать своих друзей, проявлять терпение и согласованность в игровом процессе.

Какие результаты психолого-педагогических исследований отражают особенности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста?

Психолого-педагогические исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста проявляют эмоциональную отзывчивость, которая зависит от их индивидуальных особенностей, воспитательного воздействия и социальной среды. Они способны эмоционально откликаться на эмоции других людей, выражать свои эмоции и эмпатию, проявлять эмоциональное вовлечение в игровом процессе и общении с партнерами в игре.

Какие особенности взаимоотношений проявляются у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре характеризуются сотрудничеством, содействием и взаимопомощью. Дети готовы помочь друг другу, разделять игровое пространство и роли, согласовывать действия и взаимодействовать в игровой ситуации. Они также проявляют понимание и сопереживание к эмоциям и чувствам партнеров в игре.

Какие особенности проявляются в отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

Дети старшего дошкольного возраста проявляют отзывчивость в сюжетно-ролевой игре путем эмоциональной реакции на персонажей и события, участия в диалогах и взаимодействии с другими детьми, проявления эмпатии и сопереживания.

Что такое эмоциональная отзывчивость в психолого-педагогических исследованиях?

Эмоциональная отзывчивость в психолого-педагогических исследованиях означает способность ребенка реагировать эмоционально на события, происходящие вокруг него, проявлять эмоциональную реакцию на переживания других людей и сочувствовать им.

Какие особенности есть во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

Особенности во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре заключаются в совместном взаимодействии, разделении ролей и обязанностей, совместном решении проблем и конфликтов, формировании дружеских отношений, эмоциональной поддержке и сопереживании друг другу.

Какие характеристики эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в известных исследованиях?

Известные исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста, проявляющие высокую эмоциональную отзывчивость, обладают способностью чувствовать эмоции других людей и проявлять сочувствие, имеют развитое эмоциональное восприятие и выражают свои эмоции взрослым и сверстникам.

Какими способами дети старшего дошкольного возраста проявляют отзывчивость в сюжетно-ролевой игре?

Дети старшего дошкольного возраста проявляют отзывчивость в сюжетно-ролевой игре путем включения себя в события и переживания персонажей, эмоциональной реакции на происходящее, активного участия в диалогах и взаимодействии с другими детьми, проявления эмпатии и сопереживания.

Какие особенности проявления отзывчивости наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

У детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре проявляется особая отзывчивость, которая выражается в готовности слушать и воспринимать идеи и пожелания других детей, в умении принимать роль участника сюжета игры и эмоционально откликаться на действия партнеров. Дети в этом возрасте становятся более социально ориентированными, развивают навыки межличностного взаимодействия и учатся сотрудничеству и совместной деятельности.

Какие исследования проводились по характеристике эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте?

В психолого-педагогических исследованиях были выявлены особенности характера и индивидуальности детей старшего дошкольного возраста в отношении эмоциональной отзывчивости. Установлено, что некоторые дети проявляют высокую степень отзывчивости на эмоциональные проявления партнеров в игре, они более чувствительны к эмоциональным сигналам и готовы активно отвечать на них. Другие дети могут быть менее отзывчивыми или иметь более сдержанную реакцию на эмоциональные ситуации в игре.

Как развиваются навыки отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

Навыки отзывчивости развиваются у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры. Взаимодействие с партнерами по игре помогает детям учиться слушать друг друга, проявлять эмпатию и понимание, а также готовность к сотрудничеству. Они осознают свою роль в игре и учатся принимать во внимание мнение и пожелания других участников. Благодаря игре дети старшего дошкольного возраста развивают социально-эмоциональные навыки и учатся строить полноценные взаимоотношения с окружающими.