Экскурсии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 63 63 страницы
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 04.03.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ 7
1.1 Сущность понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Экскурсии в работе по развитию связной речи: значение, виды, методика работы 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ 28
2.1 Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Цикл экскурсий в системе работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Фрагмент для ознакомления

Один из детей пересказывает сюжет экскурсии.
Третий этап – это составление повествовательного рассказа с опорой на серии сюжетных картин.
Наглядность к мнемотаблицам представлена в виде изображений предметов, объектов и действий с ними на сюжетных картинках. Сначала используется не менее трех картинок, в дальнейшем их количество увеличивается. Картинки выставляются в том порядке, который соответствует сюжету экскурсии и является планом построения будущего высказывания. Обучение этому виду рассказов имеет следующие этапы:
– раскладывание картинок в нужной последовательности. Рассказ прочитывается, а затем осуществляется поиск нужных картинок и их выкладывание в правильном порядке. В связи с вышесказанным работа над этим этапом обязательно включает логические упражнения (манипуляции с картинками): расстановку их в логической, временной последовательности, восстановление специально пропущенного звена, придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии;
– рассматривание картинок. Важно научить ребенка «читать» картинку, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета;
– вопросы по содержанию каждой картинки. При обучении детей можно использовать прием моделирования: под каждой картинкой выложить столько картонных полосок, сколько вопросов задал педагог;
– составление рассказа. При составлении рассказа важно помогать детям исправлять ошибки в построении предложений, аграмматизмы. Вместе с педагогом дети повторяют наиболее трудные словосочетания и речевые обороты;
– придумывание название рассказа. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиям;
– пересказ сюжета экскурсии.
Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок сам учится выделять основные моменты в содержании рассказа, т. е. происходит совершенствование аналитико-синтетической деятельности, развитие логического мышления. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых.
Четвертый этап – это составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картине.
В этом виде рассказывания наглядность уменьшена до одной сюжетной картине, на которой конечным результатом являются действия. Видимый план высказывания отсутствует, но при этом педагог оказывает помощь в форме дополнительных и наводящих вопросов.
Пятый этап – это составление описательных рассказов по предметам и предметным картинкам.
Составление рассказа-описания основывается на предметной наглядности и мнемотаблице, в которой представлен план высказывания, в ходе которого отражаются основные этапы прохождения экскурсии.
С целью закрепления полученных навыков по составлению рассказов по просмотренным экскурсиям составлялись домашние задания, которые вклеивались в индивидуальную тетрадь. Данные задания выполнялись совместно с родителями.
Таким образом, работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста проводилась посредством организации виртуальных экскурсий. Форма проведения экскурсий: мультимедиа экскурсия, демонстрируемая с помощью программы Microsoft PowerPoint (презентация); видео-экскурсия, демонстрируемая с помощью программы Skype, YouTube, Zoom; виртуальный тур по музеям, заповедникам и историко-мемориальным комплексам России.
Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста был разработан цикл виртуальных экскурсий следующей направленности: природоведческие «Подводный мир», «Путешествие в центр Земли», «Солнечная система»; производственные «Пожарная часть», «Шоколадная фабрика»; «Я у мамы (папы) на работе»; искусствоведческие «Чудеса света», «Народные промыслы», «Народные игрушки». Также организованы экскурсии в форме виртуального тура: по экспозиции Третьяковской галереи, по Московскому Кремлю, по Мамаеву кургану.
Экскурсии проводились по следующему плану: подготовительная работа, непосредственное восприятие презентации и обсуждение увиденного, послеэкскурсионная работа. В процессе обучения, направленного на формирование умение строить связные речевые высказывания, мы использовали метод наглядного моделирования как метода познания окружающего мира и вспомогательного средства построения будущего высказывания (моделирование высказывания с помощью мнемотаблиц).
В процессе работы с детьми осуществлялось совместное (последовательное) составление мнемотаблицы педагогом и детьми; работа детей в парах по составлению мнемотаблицы к просмотренной экскурсии; самостоятельная работа каждого ребенка по составлению мнемотаблиц и рассказа по итогам экскурсионной работы.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы

Для изучения эффективности проведенной работы была организована повторная диагностика связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе. Обобщив полученные данные, мы определили уровень сформированности связной речи детей и представили их в таблице 8 и на рисунке 8.
Таблица 8 – Уровни сформированности связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, в %
Группа Уровни высокий средний низкий ЭГ 20 60 20 КГ 10 30 60

Рисунок 8 – Уровни сформированности связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап), в %
Высокий уровень сформированности связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста выявлен у 20% детей ЭГ и 10% детей КГ. Он характеризуется сформированностью умений строить связное монологическое высказывание, умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умений реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
Средний уровень сформированности связной речи выявлен у 60% детей ЭГ и у 30% детей КГ. Они характеризуются средним уровнем развития умений вести диалог, наличием отдельных ошибок в построении рассказа, в пересказе текста.
Низкий уровень сформированности связной речи выявлен у 20% детей ЭГ и у 60% детей КГ. Данные дети отличаются низким уровнем развития умений вести диалог, умений строить связное высказывание. В рассказах, пересказе наблюдались ошибки, нарушение связности.
В экспериментальной группе снизилось количество детей с низким уровнем связной речи с 50% до 30% (рисунок 9).

Рисунок 9 – Динамика уровней сформированности связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе, в %
Таким образом, по итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе повысился уровень сформированности связной речи. Благодаря проведенной работе дети улучшили показатели по умениям строить связное монологическое высказывание и по умениям вести диалог.
Рассказы из детей стали более развернутыми, полными, включали не только перечисление определенных событий или действий, но и эмоциональное отношение к ним, собственное мнение, рассуждение. Рассказ-описание отражал не только констатацию внешних признаков описываемого объекта, но и качественные характеристики, особенности характера, эмоционального состояния.
Гипотеза исследования о том, что процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработан цикл виртуальных экскурсий, организуются беседы с детьми, используются разнообразные виды экскурсий, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что связная речь рассматривается как определенная совокупность фрагментов речи, связанных между собой и представляющих единое смысловое и структурное целое. Формами связной речи являются диалогическая и монологическая речь. Диалог представляет собой речь двух и более лиц, средство общения и характеризуется такими свойствами, как достаточное раскрытие темы, смысловая законченность, структурное единство, использование вербальных и невербальных средств. Монолог – это форма связной речи, направленная на передачу информации в виде описания, повествования или рассуждения. Монолог отличается односторонним и непрерывным характером высказывания, необходимостью предварительного планирования высказывания, развернутостью и логической последовательностью изложения.
Старший дошкольный возраст – это важный этап в развитии связной речи, в развитии умений строить связное монологическое высказывание и вести диалог в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Для детей характерны внеситуативно-личностная форма общения, умение задавать вопросы и отвечать на них, строить связное высказывание в соответствии с речевой ситуацией, рассуждать, выражать свое состояние, налаживать процесс взаимодействия с окружающими, умения и навыки монологической речи (составление рассказа-описания с опорой на наглядность и собственный опыт, рассуждения на определенную тему, творческого рассказа). Среди разнообразных методов развития связной речи дошкольников наиболее эффективными считаются следующие методы: словесные (беседа, рассказ, художественное слово), наглядные (наблюдение, демонстрация, показ), практические (упражнение, моделирование, игра).
Одним из средств развития связной речи являются экскурсии. Экскурсии имеют важное значение в решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе задач по развитию связной речи. Существуют различные подходы к классификации экскурсий по содержанию, по количеству участников, месту проведения. Одним из видов экскурсии является виртуальная экскурсия в виде мультимедийной презентации, видеоэкскурсии, экскурсии посредством различных компьютерных программ, виртуальный тур. Методика проведения экскурсии включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью апробации цикла экскурсий в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Связная речь оценивалась по следующим направлениям: монологическая речь и диалогическая речь. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень сформированности связной речи. Это выражено в недостаточном уровне построения связных высказывания с опорой на наглядность, на личный опыт, на составление рассказа-описания, на пересказ текста. Также недостаточно сформирована диалогическая связная речь – умения вести диалог, задавать вопросы, отвечать на вопросы, умения сообщать о своих чувствах, делиться новостями, использовать формулы речевого этикета.
На формирующем этапе была организована работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась посредством организации виртуальных экскурсий. Форма проведения экскурсий: мультимедиа экскурсия, демонстрируемая с помощью программы Microsoft PowerPoint (презентация); видео-экскурсия, демонстрируемая с помощью программы Skype, YouTube, Zoom; виртуальный тур по музеям, заповедникам и историко-мемориальным комплексам России. Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста был разработан цикл виртуальных экскурсий следующей направленности: природоведческие «Подводный мир», «Путешествие в центр Земли», «Солнечная система»; производственные «Пожарная часть», «Шоколадная фабрика»; «Я у мамы (папы) на работе»; искусствоведческие «Чудеса света», «Народные промыслы», «Народные игрушки». Также организованы экскурсии в форме виртуального тура: по экспозиции Третьяковской галереи, по Московскому Кремлю, по Мамаеву кургану.
Экскурсии проводились по следующему плану: подготовительная работа, непосредственное восприятие презентации и обсуждение увиденного, послеэкскурсионная работа. В процессе обучения, направленного на формирование умение строить связные речевые высказывания, мы использовали метод наглядного моделирования как метода познания окружающего мира и вспомогательного средства построения будущего высказывания (моделирование высказывания с помощью мнемотаблиц). В процессе работы с детьми осуществлялось совместное (последовательное) составление мнемотаблицы педагогом и детьми; работа детей в парах по составлению мнемотаблицы к просмотренной экскурсии; самостоятельная работа каждого ребенка по составлению мнемотаблиц и рассказа по итогам экскурсионной работы.
Для изучения эффективности проведенной работы была организована повторная диагностика связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе повысился уровень сформированности связной речи. Благодаря проведенной работе дети улучшили показатели по умениям строить связное монологическое высказывание и по умениям вести диалог. Рассказы из детей стали более развернутыми, полными, включали не только перечисление определенных событий или действий, но и эмоциональное отношение к ним, собственное мнение, рассуждение. Рассказ-описание отражал не только констатацию внешних признаков описываемого объекта, но и качественные характеристики, особенности характера, эмоционального состояния.
Гипотеза исследования о том, что процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработан цикл виртуальных экскурсий, организуются беседы с детьми, используются разнообразные виды экскурсий, подтвердилась.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Азиметова, Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16-24.
Алексеева, Е.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с дошкольниками / Е.В. Алексеева, Р.Ф. Харисова // Дошкольное детство: индикаторы развития. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 49-52.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
Байгулова, Н.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н.В. Байгулова, О.В. Чепурная // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 11-14.
Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
Буслаева, М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность: материалы 55-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. – Калуга, 2020. – С. 284-286.
Васева, Е.С. Виртуальная экскурсия по образовательному учреждению: особенности проектирования / Е.С. Васева, М.С. Смирнов // Наука и перспективы. – 2018. – № 1. – С. 68-74.
Герасимова, А.И. Виртуальная экскурсия как инновационное средство обучения / А.И. Герасимова // Научные достижения: теория, методология, практика: сборник научных трудов по материалам XXXII Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2021. – С. 25-28.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
Герд, ВА. Экскурсионное дело / В.А. Герд. – Москва: Прогресс, 2009. – 340 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва: Аркти, 2004. – 168 с.
Григорьева, Л.В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Л.В. Григорьева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 3 (48). – С. 144-147.
Добрина, H.A. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. – Москва: Флинта: MПCИ, 2012. – 286 с.
Добродомова, О.С. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста / О.С. Добродомова, И.С. Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12-5. – С. 35-38.
Долженко, К.Р. Виртуальные экскурсии в детском саду / К.Р. Долженко // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. – № 4. – С. 86-92.
Евтушенко, Ж.В. Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 56-58.
Егорова, У.Г. Работа с родителями по развитию связной речи у старших дошкольников / У.Г. Егорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22, № 74. – С. 21-25.
Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – Москва: Советский спорт, 2009. – 216 с.
Жирнова, Н.Е. Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи посредством пересказа / Н.Е. Жирнова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 254-261.
Зорина, Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134-136.
Зыков, И.Е. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности / И.Е. Зыков, Ю.А. Ющенко, А.И. Шурыгина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 81-85.
Калинина, Л.В. К вопросу об использовании виртуальной экскурсии в начальной школе / Л.В. Калинина, И.М. Попова // Начальная школа. – 2021. – № 3. – С. 20-25.
Кий, М.И. Виртуальная экскурсия по библиотеке / М.И. Кий // Научные и технические библиотеки. – 2019. – № 7. – С. 54-63.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.
Колокольцева, Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы / Н.Г. Колокольцева. – Москва: РИО НИИ Культуры, 1992. – 187 с.
Кондратьева, С.Н. Виртуальная экскурсия как средство развития познавательных интересов старших дошкольников / С.Н. Кондратенко, Е.С. Недоступова, Н.А. Костякова, О.Н. Капустина // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 52-55.
Кошечкина, Е.А. Применение виртуальных экскурсий в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте / Е.А. Кошечкина // Социальная реальность виртуального пространства / под ред. О.А. Полюшкевич. – Иркутск, 2021. – С. 372-375.
Красильникова, Л.В. Внедрение виртуальных экскурсий в практику дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, С.А. Смирнова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 202-205.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: сб. науч. тр. / А.Н. Леонтьев. – Москва: Педагогика, 1990. – Т. I. – 392 с.
Лукьянова, О.Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом / О.Л. Лукьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 103.
Матвеева, Д.А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Д.А. Матвеева, Т.Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244-248.
Махмутова, Л.Р. Виртуальные экскурсии как эффективная форма реализации содержания образовательного процесса в ДОО / Л.Р. Махмутова // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. – Ульяновск, 2019. – С. 36-39.
Осипов, В.Ф. Виртуальные экскурсии в учебном процессе / В.Ф. Осипов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 11-8 (67). – С. 167-171.
Пантелеева, Н.Г. Виртуальные экскурсии как инновационная форма работы по ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром / Н.Г. Пантелеева, А.Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – Москва, 2021. – С. 137-142.
Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С.В. Плотникова. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 221 с.
Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / авт.-сост. О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с.
Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – Москва: Русское слово, 2015. – 166 с.
Сегова, Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2020. – № 3 (18). – С. 422-427.
Соколова, А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160-164.
Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин. – Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н.А. Стародубова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Стерликова, В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова; науч. ред. А.Г. Арушанова. – Москва: Флинта, 2014. – 132 с.
Сурина, А.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей / А.В. Сурина, Н.И. Попова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 110-112.
Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Тимошкина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Тимошкина // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 44-1. – С. 73-75.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Москва: Юрайт, 2019. – 161 с.
Ткаченко, М.В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / М.В. Ткаченко, Ю.В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности: сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 152-154.
Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь: пособие для развивающего обучения: для чтения взрослыми детям / Т.А. Ткаченко. – Москва: Эксмодетство, 2020. – 134 с.
Торопова, С.Ф. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи / С.Ф. Торопова // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 2. – С. 239-242.
Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Устюжанина // Наука и перспективы. – 2017. –№ 2. –С. 70-74.
Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – Москва: Сфера, 2015. – 56 с.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Ушакова, О.С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О.С. Ушакова, В.И. Яшина, Х. Кючуков // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23-31.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 125 с.
Халиуллина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Л.Г. Халиуллина // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (8). – С. 205-206.
Шадрина, Т.В. Виртуальная реальность: образовательный потенциал / Т.В. Шадрина // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы III-й международной научной конференции: в 2 томах. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 530-537.
Юринская, О.В. Использование виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста / О.В. Юринская // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 3 (3). – С. 24-25.
Яренчук, Е.Э. О некоторых особенностях перевода виртуальных экскурсий / Е.Э. Яренчук, К.А. Козлитина // Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. – 2020. – № 7. – С. 41-47.
Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.











7


2




Лист1
Диаграмма1

Констатирующий этап
1.00
1.70
2.00
1.80
3.00
2.20
4.00
2.50
5.00
2.20
6.00
1.70
7.00
2.20
8.00
2.20
9.00
2.20
10.00
2.30
Констатирующий этап
1.00
2.00
3.00
4.00
5.00
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
1.70
1.80
2.20
2.50
2.20
1.70
2.20
2.20
2.20
2.30
Лист1
Диаграмма1

Констатирующий этап
1.00
2.50
2.00
2.20
3.00
1.70
4.00
1.50
5.00
2.00
6.00
1.80
7.00
2.50
8.00
2.20
9.00
2.50
10.00
1.70
Констатирующий этап
1.00
2.00
3.00
4.00
5.00
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
2.50
2.20
1.70
1.50
2.00
1.80
2.50
2.20
2.50
1.70
Лист1
Диаграмма1

Констатирующий этап
1.00
1.00
2.00
1.70
3.00
2.30
4.00
2.00
5.00
2.00
6.00
1.00
7.00
2.00
8.00
1.70
9.00
1.50
10.00
2.20
Констатирующий этап
1.00
2.00
3.00
4.00
5.00
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
1.00
1.70
2.30
2.00
2.00
1.00
2.00
1.70
1.50
2.20
Лист1
Диаграмма1

Констатирующий этап
1.00
1.80
2.00
2.00
3.00
1.00
4.00
1.50
5.00
1.80
6.00
1.70
7.00
1.80
8.00
1.80
9.00
2.30
10.00
1.00
Констатирующий этап
1.00
2.00
3.00
4.00
5.00
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
1.80
2.00
1.00
1.50
1.80
1.70
1.80
1.80
2.30
1.00
Лист1
Диаграмма1

ЭГ
КГ
пересказ рассказа или сказки
составление рассказа-описания
составление связного высказывания по картинке
составление высказывания по серии картинок
составление рассказа с опорой на картинки
составление рассказа с опорой на личный опыт
2.60
2.80
2.80
2.70
2.30
2.30
2.00
1.90
1.60
1.60
1.20
1.30
ЭГ
КГ
составление связного высказывания по картинке
составление связного высказывания по картинке
составление высказывания по серии картинок
составление высказывания по серии картинок
пересказ рассказа или сказки
пересказ рассказа или сказки
составление рассказа с опорой на картинки
составление рассказа с опорой на картинки
составление рассказа с опорой на личный опыт
составление рассказа с опорой на личный опыт
составление рассказа-описания
составление рассказа-описания
2.60
2.80
2.80
2.70
2.30
2.30
2.00
1.90
1.60
1.60
1.20
1.30
Лист1
Диаграмма1

ЭГ
КГ
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Умение сообщать свое мнение
Умение выражать просьбы, советы
Умение сообщать о своих чувствахсообщать о своих чувствах
Умение соблюдать речевой этикет
1.70
1.60
1.80
1.80
1.90
2.00
1.80
1.70
1.60
1.50
1.60
1.50
ЭГ
КГ
Умение задавать вопросы
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Умение отвечать на вопросы
Умение сообщать свое мнение
Умение сообщать свое мнение
Умение выражать просьбы, советы
Умение выражать просьбы, советы
Умение сообщать о своих чувствахсообщать о своих чувствах
Умение сообщать о своих чувствахсообщать о своих чувствах
Умение соблюдать речевой этикет
Умение соблюдать речевой этикет
1.70
1.60
1.80
1.80
1.90
2.00
1.80
1.70
1.60
1.50
1.60
1.50
Лист1
Диаграмма1

ЭГ
КГ
высокий
средний
низкий
10.00
40.00
50.00
10.00
30.00
60.00
высокий
средний
низкий
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
10.00
40.00
50.00
10.00
30.00
60.00
Лист1
Диаграмма1

ЭГ
КГ
высокий
средний
низкий
20.00
60.00
20.00
10.00
30.00
60.00
высокий
средний
низкий
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
20.00
60.00
20.00
10.00
30.00
60.00
Лист1
Диаграмма1

высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Контрольный этап
10.00
40.00
50.00
20.00
60.00
20.00
высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
10.00
40.00
50.00
20.00
60.00
20.00

1. Азиметова, Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16-24.
2. Алексеева, Е.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с дошкольниками / Е.В. Алексеева, Р.Ф. Харисова // Дошкольное детство: индикаторы развития. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 49-52.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
4. Байгулова, Н.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н.В. Байгулова, О.В. Чепурная // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 11-14.
5. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
6. Буслаева, М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность: материалы 55-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. – Калуга, 2020. – С. 284-286.
7. Васева, Е.С. Виртуальная экскурсия по образовательному учреждению: особенности проектирования / Е.С. Васева, М.С. Смирнов // Наука и перспективы. – 2018. – № 1. – С. 68-74.
8. Герасимова, А.И. Виртуальная экскурсия как инновационное средство обучения / А.И. Герасимова // Научные достижения: теория, методология, практика: сборник научных трудов по материалам XXXII Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2021. – С. 25-28.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
10. Герд, ВА. Экскурсионное дело / В.А. Герд. – Москва: Прогресс, 2009. – 340 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва: Аркти, 2004. – 168 с.
12. Григорьева, Л.В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Л.В. Григорьева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 3 (48). – С. 144-147.
13. Добрина, H.A. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. – Москва: Флинта: MПCИ, 2012. – 286 с.
14. Добродомова, О.С. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста / О.С. Добродомова, И.С. Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12-5. – С. 35-38.
15. Долженко, К.Р. Виртуальные экскурсии в детском саду / К.Р. Долженко // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. – № 4. – С. 86-92.
16. Евтушенко, Ж.В. Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 56-58.
17. Егорова, У.Г. Работа с родителями по развитию связной речи у старших дошкольников / У.Г. Егорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22, № 74. – С. 21-25.
18. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – Москва: Советский спорт, 2009. – 216 с.
19. Жирнова, Н.Е. Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи посредством пересказа / Н.Е. Жирнова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 254-261.
20. Зорина, Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134-136.
21. Зыков, И.Е. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности / И.Е. Зыков, Ю.А. Ющенко, А.И. Шурыгина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 81-85.
22. Калинина, Л.В. К вопросу об использовании виртуальной экскурсии в начальной школе / Л.В. Калинина, И.М. Попова // Начальная школа. – 2021. – № 3. – С. 20-25.
23. Кий, М.И. Виртуальная экскурсия по библиотеке / М.И. Кий // Научные и технические библиотеки. – 2019. – № 7. – С. 54-63.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.
25. Колокольцева, Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы / Н.Г. Колокольцева. – Москва: РИО НИИ Культуры, 1992. – 187 с.
26. Кондратьева, С.Н. Виртуальная экскурсия как средство развития познавательных интересов старших дошкольников / С.Н. Кондратенко, Е.С. Недоступова, Н.А. Костякова, О.Н. Капустина // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 52-55.
27. Кошечкина, Е.А. Применение виртуальных экскурсий в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте / Е.А. Кошечкина // Социальная реальность виртуального пространства / под ред. О.А. Полюшкевич. – Иркутск, 2021. – С. 372-375.
28. Красильникова, Л.В. Внедрение виртуальных экскурсий в практику дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, С.А. Смирнова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 202-205.
29. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: сб. науч. тр. / А.Н. Леонтьев. – Москва: Педагогика, 1990. – Т. I. – 392 с.
30. Лукьянова, О.Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом / О.Л. Лукьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 103.
31. Матвеева, Д.А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Д.А. Матвеева, Т.Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244-248.
32. Махмутова, Л.Р. Виртуальные экскурсии как эффективная форма реализации содержания образовательного процесса в ДОО / Л.Р. Махмутова // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. – Ульяновск, 2019. – С. 36-39.
33. Осипов, В.Ф. Виртуальные экскурсии в учебном процессе / В.Ф. Осипов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 11-8 (67). – С. 167-171.
34. Пантелеева, Н.Г. Виртуальные экскурсии как инновационная форма работы по ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром / Н.Г. Пантелеева, А.Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – Москва, 2021. – С. 137-142.
35. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С.В. Плотникова. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 221 с.
36. Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / авт.-сост. О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с.
37. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – Москва: Русское слово, 2015. – 166 с.
38. Сегова, Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2020. – № 3 (18). – С. 422-427.
39. Соколова, А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160-164.
40. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин. – Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
41. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н.А. Стародубова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
42. Стерликова, В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова; науч. ред. А.Г. Арушанова. – Москва: Флинта, 2014. – 132 с.
43. Сурина, А.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей / А.В. Сурина, Н.И. Попова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 110-112.
44. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
45. Тимошкина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Тимошкина // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 44-1. – С. 73-75.
46. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Москва: Юрайт, 2019. – 161 с.
47. Ткаченко, М.В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / М.В. Ткаченко, Ю.В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности: сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 152-154.
48. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь: пособие для развивающего обучения: для чтения взрослыми детям / Т.А. Ткаченко. – Москва: Эксмодетство, 2020. – 134 с.
49. Торопова, С.Ф. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи / С.Ф. Торопова // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 2. – С. 239-242.
50. Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Устюжанина // Наука и перспективы. – 2017. –№ 2. –С. 70-74.
51. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – Москва: Сфера, 2015. – 56 с.
52. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
53. Ушакова, О.С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О.С. Ушакова, В.И. Яшина, Х. Кючуков // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23-31.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
55. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 125 с.
56. Халиуллина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Л.Г. Халиуллина // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (8). – С. 205-206.
57. Шадрина, Т.В. Виртуальная реальность: образовательный потенциал / Т.В. Шадрина // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы III-й международной научной конференции: в 2 томах. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 530-537.
58. Юринская, О.В. Использование виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста / О.В. Юринская // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 3 (3). – С. 24-25.
59. Яренчук, Е.Э. О некоторых особенностях перевода виртуальных экскурсий / Е.Э. Яренчук, К.А. Козлитина // Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. – 2020. – № 7. – С. 41-47.
60. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Что такое связная речь и как она развивается у детей старшего дошкольного возраста?

Связная речь - это способность ребенка выражать свои мысли и идеи в логической последовательности, используя связные фразы и предложения. У детей старшего дошкольного возраста связная речь развивается, когда они начинают использовать более сложные грамматические конструкции, связывать предложения в рассказы и рассуждения, а также улучшать свою артикуляцию и интонацию.

Какие методики и виды работы существуют для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста используются различные методики и виды работы. Важным инструментом являются экскурсии, которые позволяют детям получить новые знания, расширить свой словарный запас, научиться описывать и объяснять, а также развить наблюдательность и воображение.

Какие особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет определенные особенности. На данном этапе дети начинают активно использовать разные средства общения, строят более сложные предложения и рассказывают более длинные и структурированные истории. Они также начинают изучать разные темы и интересуются миром вокруг себя, что способствует развитию их связной речи.

В чем состоит значение экскурсий в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Экскурсии играют важную роль в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Они позволяют детям получить новый опыт, наблюдать разные объекты и явления, а затем описывать их, объяснять, задавать вопросы и выражать свои мысли. Такие активности помогают развить словарный запас, наблюдательность, логическое мышление и речевую грамотность детей.

Чему посвящена глава 1 статьи?

Глава 1 статьи посвящена теоретическим основам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через экскурсии. Рассматривается сущность понятия "связная речь", особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста и значение экскурсий в данном процессе.

Что такое "связная речь"?

В психолого-педагогической литературе "связная речь" - это форма речевой деятельности, в которой дети способны выражать свои мысли и идеи последовательно и логически связно. Это своего рода мост между словами и предложениями, позволяющий строить полноценные высказывания.

Какие особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста происходит активное развитие связной речи. Они начинают строить более сложные высказывания, используют различные грамматические конструкции, обогащают словарный запас. Также они учатся правильно согласовывать слова, связывать их в предложения и понимать контекст.

Какую роль играют экскурсии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Экскурсии играют важную роль в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают детям расширить свой объем знаний, познакомиться с новыми понятиями и терминами, развить навыки наблюдения и описания, а также практиковать умение излагать свои мысли логически последовательно и связно.

Какие виды и методики работы с детьми используются на экскурсиях для развития связной речи?

На экскурсиях для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста используются различные виды и методики работы. Например, детям предлагается описывать наблюдаемые объекты, отвечать на вопросы экскурсовода, составлять рассказы о посещенных местах. Также проводятся игры, направленные на развитие речи, и задания на запоминание и последовательное повторение информации.

Какое значение имеет связная речь в развитии детей старшего дошкольного возраста?

Связная речь играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Она помогает улучшить их коммуникативные навыки, способность выражать свои мысли и идеи, а также повышает их понимание и восприятие речи окружающих.

Какие особенности развития связной речи наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие связной речи. Они становятся способными строить более сложные и грамматически правильные предложения, использовать связные конструкции и связывающие слова, а также более точно и полно передавать свои мысли и эмоции.