Канис терапия. Мировой и отечественный опыт
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие сведения о канистерапии 5
1.1. Понятие, история возникновения, показания и противопоказания для канистерапии 5
1.2. Особенности проведения занятий по канистерапии 7
ГЛАВА 2. Мировой и отечественный опыт канистерапии 9
ГЛАВА 3. Подходы к тестированию собак для канистерапии 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Собака должна сразу лечь на пол. Собака не должна проявлять агрессию, излишние эмоции, нервозность, не должна преследовать пациента, издавать звуки.О – Лапы. Условный пациент садится на пол. Вожатый подводит собаку на расстояние 50 см. Пациент гладит собаку и просит подать лапу. Собака подает лапу. Пациент сжимает лапу сильно, но без боли. Затем отпускает первую лапу и сам берет, сжимает вторую. Собака не должна проявлять агрессию, излишние эмоции, нервозность, отдергивать лапу. П – Отношение к игрушке.Вожатый и собака стоят на расстоянии 50 см. Из-за спиты собаки выкидывается вперед незнакомая игрушка. Собака не должна проявлять агрессию, излишние эмоции, нервозность, тянуть поводок [ГОСТ Р 56384-2015].Как видно из перечня тестов, собака для канистерапии должна быть спокойна, не реагировать агрессивно, эмоционально на пациентов, их действия, включая неосторожные, предметы, включая незнакомые. Это значимо отличает подготовку и тестирование собак для службы. Так, например, служебная собака в Федеральной таможенной службе должна выполнять такие упражнения как:высылка вперед и подзыв собаки к специалисту-кинологу; хождение рядом; укладка собаки в движении; реакция на выстрел; проход через группу людей; преодоление барьера; преодоление бума; укладка, совмещенная с выдержкой [Приказ №1243, 2019].В Федеральной службе исполнения наказаний собака должна выполнять такие упражнения как «следовая работа», «обыск транспорта», «обыск объекта», «выборка человека», «выборка вещи», «защитно-караульная служба» (для розыскных (патрульно-розыскных) собак, «обыск помещения», «обыск багажа», «обыск транспорта», «выборка человека», «обыск местности» (для специальных собак)[Приказ №1210, 2019].Иными словами, для служебных собак также важна выдержка, умение выполнять команды, однако их направление подготовки иное. В ряде случаев подготовка служебных собак предполагает агрессию в сторону человека по команде.ЗАКЛЮЧЕНИЕВрамка проведенного исследования мы изучили мировой и отечественный опыт канистерапии, используя материал литературных источников.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Актуальность канистерапии обусловлена тем, что данное направление активно применяется в современнойреабилитологии. Одновременно позитивные эффекты общения с собаками актуальны и для служебно-боевой деятельности, т.к. позволяют кинологу снижать уровень стресса, который получается им в рамках выполнения служебных обязанностей.Анализ литературы показал, что канистерапия активно применятся во всех странах мира. Канистерапия использует специально подготовленных собак, общение с которыми позволяет снижать уровень стресса, повышать когнитивные навыки человека, снимать физические и психологические блоки и т.д.Анализ мирового и отечественного опыта канистерапии показал эффективность метода у лиц разного возраста с разными заболеваниями. Эффективна канистерапия и для снятия стресса у здоровых людей.Методы тестирования собак для использования в канистерапии и на службе несколько отличаются. И в том и в другом случае собака должна выполнять команды, быть спокойной, не проявлять испуга, негативной реакции на внезапные звуки, предметы и т.д. Одновременно в служебной деятельности человек может быть объектом нападения, когда как в канистерапии такое исключено. Как следствие различаются тесты, которыми проверяются собаки для канистерапии и для служебной деятельности.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГОСТ Р 56384-2015 «Услуги для непродуктивных животных. Подготовка и аттестация собак для реабилитации инвалидов. Общие требования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200119634 (дата обращения: 25.01.2022).ГОСТ Р 56384-2015 «Услуги для непродуктивных животных. Подготовкаиаттестациясобакдляреабилитацииинвалидов. Общие требования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200119634 (дата обращения: 25.01.2022).ЗаборинаЛ.Г. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры / Л.Г. Заборина, Ю.В. Глазкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета, 2016. – Т. 11. – № 2. – С. 135-142.Загайнова О.С. Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия: учебно-методическое пособие / О.С. Загайнова, О.В. Ломтатидзе, А.С. Алексеева; под общ.ред. О.С. Загайновой. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019. – 112 с.КамневаО.А. Использование канистерапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями / О.А. Камнева // Психологи и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011. – № 21-1. – С. 85-89.КароматовИ.Д. Канистерапия (обзор литературы) / И.Д. Кароматов, Р.С. // Биология и интегративная медицина, 2017. – № 4. – С. 236-254.Макарова Л.Н. Анималотерапия как нетрадиционная форма двигательной активности детей с ОВЗ в рамках адаптивной физической культуры / Л.Н. Макарова, В.Л. Лернер, Г.И. Дерябина // Гаудеамус, 2019. – Т. 18. – № 3 (41). – С. 56-61.Малыгина В.И. Обоснование применения канистерапии в комплексной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра / В.И. Малыгина, М.Г. Файер, В.Д. Малыгин // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Биология. Химия, 2016. – Т. 2 (68). – С. 44-52.Мельникова М.Л. Использование элементов канистерапии как способа психологической разгрузки младших школьников / М.Л. Мельникова, Т.Ю. Ягодинцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. – № 12-2. – С. 201-203.Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31.12.2019 г. №1210 «Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73373955/ (дата обращения: 25.01.2022).Приказ Федеральной таможенной службы от 30.07.2019 года №1243 «Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73266269/ (дата обращения: 25.01.2022).Рудакова В. Влияние канистерапии на состояние здоровья детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития / В. Рудакова, Л.В. Шарова // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта, 2016. – С. 103-110.ТемниковаЕ.Ю. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушением речи / Е.Ю. Темникова, Ю.А. Бондарчук // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. – № 1 (178). – С. 24-27.Федеральный закон от 27.12.2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314646/ (дата обращения: 25.01.2022).Bernstein CD, ConstantinJM, Kunkel FA, Breuer P, Hanlon RB. Impact of animal-assisted therapy for outpatients with fibromyalgia. Pain Med. 2013. 14 (1). 43-51.Calcaterra V, Veggiotti P, Palestrini C, De Giorgis V, Raschetti R, Tumminelli M, Mencherini S, Papotti F, Klersy C, Albertini R, Ostuni S, Pelizzo G. Post-operative benefits of animal-assisted therapy in pediatric surgery: a randomised study. PLoS One. 2015. 10 (6). e0125813.Chubak J, Hawkes R, Dudzik C, Foose-Foster JM, Eaton L, Johnson RH, Macpherson CF. Pilot Study of Therapy Dog Visits for Inpatient Youth With Cancer. J PediatrOncolNurs. 2017. 34 (5). 331-341.FioccoAJ, HunseAM. The Buffer Effect of Therapy Dog Exposure on Stress Reactivity in Undergraduate Students. Int J Environ Res Public Health. 2017. 14 (7). 707.Majić T, Gutzmann H, Heinz A, Lang UE, Rapp MA. Animal-assisted therapy and agitation and depression in nursing home residents with dementia: a matched case-control trial. Am J Geriatr Psychiatry. 2013. 21 (11). 1052-1059. Thodberg K, Sørensen LU, Christensen JW, Poulsen PH, Houbak B, Damgaard V, Keseler I, Edwards D, VidebechPB. Therapeutic effects of dog visits in nursing homes for the elderly. Psychogeriatrics. 2016. 16 (5). 289-297.
1. ГОСТ Р 56384-2015 «Услуги для непродуктивных животных. Подготовка и аттестация собак для реабилитации инвалидов. Общие требования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200119634 (дата обращения: 25.01.2022).
2. ГОСТ Р 56384-2015 «Услуги для непродуктивных животных. Подготовка и аттестация собак для реабилитации инвалидов. Общие требования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200119634 (дата обращения: 25.01.2022).
3. Заборина Л.Г. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры / Л.Г. Заборина, Ю.В. Глазкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета, 2016. – Т. 11. – № 2. – С. 135-142.
4. Загайнова О.С. Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия: учебно-методическое пособие / О.С. Загайнова, О.В. Ломтатидзе, А.С. Алексеева; под общ. ред. О.С. Загайновой. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019. – 112 с.
5. Камнева О.А. Использование канистерапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями / О.А. Камнева // Психологи и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011. – № 21-1. – С. 85-89.
6. Кароматов И.Д. Канистерапия (обзор литературы) / И.Д. Кароматов, Р.С. // Биология и интегративная медицина, 2017. – № 4. – С. 236-254.
7. Макарова Л.Н. Анималотерапия как нетрадиционная форма двигательной активности детей с ОВЗ в рамках адаптивной физической культуры / Л.Н. Макарова, В.Л. Лернер, Г.И. Дерябина // Гаудеамус, 2019. – Т. 18. – № 3 (41). – С. 56-61.
8. Малыгина В.И. Обоснование применения канистерапии в комплексной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра / В.И. Малыгина, М.Г. Файер, В.Д. Малыгин // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Биология. Химия, 2016. – Т. 2 (68). – С. 44-52.
9. Мельникова М.Л. Использование элементов канистерапии как способа психологической разгрузки младших школьников / М.Л. Мельникова, Т.Ю. Ягодинцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. – № 12-2. – С. 201-203.
10. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31.12.2019 г. №1210 «Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73373955/ (дата обращения: 25.01.2022).
11. Приказ Федеральной таможенной службы от 30.07.2019 года №1243 «Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73266269/ (дата обращения: 25.01.2022).
12. Рудакова В. Влияние канистерапии на состояние здоровья детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития / В. Рудакова, Л.В. Шарова // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта, 2016. – С. 103-110.
13. Темникова Е.Ю. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушением речи / Е.Ю. Темникова, Ю.А. Бондарчук // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. – № 1 (178). – С. 24-27.
14. Федеральный закон от 27.12.2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314646/ (дата обращения: 25.01.2022).
15. Bernstein CD, Constantin JM, Kunkel FA, Breuer P, Hanlon RB. Impact of animal-assisted therapy for outpatients with fibromyalgia. Pain Med. 2013. 14 (1). 43-51.
16. Calcaterra V, Veggiotti P, Palestrini C, De Giorgis V, Raschetti R, Tumminelli M, Mencherini S, Papotti F, Klersy C, Albertini R, Ostuni S, Pelizzo G. Post-operative benefits of animal-assisted therapy in pediatric surgery: a randomised study. PLoS One. 2015. 10 (6). e0125813.
17. Chubak J, Hawkes R, Dudzik C, Foose-Foster JM, Eaton L, Johnson RH, Macpherson CF. Pilot Study of Therapy Dog Visits for Inpatient Youth With Cancer. J Pediatr Oncol Nurs. 2017. 34 (5). 331-341.
18. Fiocco AJ, Hunse AM. The Buffer Effect of Therapy Dog Exposure on Stress Reactivity in Undergraduate Students. Int J Environ Res Public Health. 2017. 14 (7). 707.
19. Majić T, Gutzmann H, Heinz A, Lang UE, Rapp MA. Animal-assisted therapy and agitation and depression in nursing home residents with dementia: a matched case-control trial. Am J Geriatr Psychiatry. 2013. 21 (11). 1052-1059.
20. Thodberg K, Sørensen LU, Christensen JW, Poulsen PH, Houbak B, Damgaard V, Keseler I, Edwards D, Videbech PB. Therapeutic effects of dog visits in nursing homes for the elderly. Psychogeriatrics. 2016. 16 (5). 289-297.
Вопрос-ответ:
Каковы противопоказания для канистерапии?
Некоторые противопоказания для канистерапии могут включать: аллергические реакции на шерсть собаки, нападения астмы при контакте с собаками, страх или фобия перед собаками, а также наличие инфекционных заболеваний.
Какие особенности характерны для проведения занятий по канистерапии?
Особенности проведения занятий по канистерапии включают использование специально обученных собак, создание комфортной и безопасной атмосферы для пациента, наличие квалифицированного персонала, адаптацию программы к конкретным потребностям и возможностям каждого пациента.
Каков мировой опыт канистерапии?
Мировой опыт канистерапии подразумевает использование специально обученных собак для проведения терапевтических занятий с различными людьми, включая детей с особыми потребностями, больных, пожилых людей и ветеранов.
Каков отечественный опыт канистерапии?
В России канистерапия также получила широкое распространение. В разных городах страны существуют организации, осуществляющие программы канистерапии и проводящие занятия с помощью специально обученных собак.
Какие подходы используются при тестировании собак для канистерапии?
При тестировании собак для канистерапии используются различные подходы, включая оценку спокойности и послушания собаки, проверку ее реакции на различные ситуации, а также оценку социальной адаптированности собаки и ее поведения в контакте с людьми.
Что такое канис терапия?
Канис терапия - это метод реабилитации и лечения, который использует собак для достижения терапевтического эффекта у людей. Собаки играют роль помощников и компаньонов в процессе лечения и поддержки пациентов. Взаимодействие с собаками способствует улучшению физического и психологического состояния людей, а также помогает развивать коммуникативные и социальные навыки.
Какие есть показания для канис терапии?
Канистерапия может быть полезна при таких заболеваниях и состояниях, как депрессия, тревожные расстройства, аутизм, нарушения аутистического спектра, синдром Дауна, посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения речи и моторики, патологии нервной системы и другие. Собаки помогают улучшить настроение, снижают уровень стресса и тревожности, стимулируют двигательную активность и социализацию.
Как проводятся занятия по канис терапии?
Занятия по канис терапии проводятся специально обученными и сертифицированными терапевтическими собаками и их хандлерами. Занятия могут включать взаимодействие с собакой, игры, физические упражнения, тренировку команд и задач, а также использование различных сенсорных и обучающих материалов. Занятия проводятся с учетом индивидуальных потребностей и целей пациента.
Какие особенности должны быть у собак для канис терапии?
Собаки, используемые в канис терапии, должны обладать определенными качествами. Они должны быть дружелюбными, терпеливыми, послушными, неагрессивными, уравновешенными и хорошо социализированными. Также важно, чтобы собаки были здоровыми и прошли специальное обучение для работы в роли терапирующих животных.