Принципы права социального обеспечения
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 05.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие предмет и метод «права социального обеспечения», как отрасли права 4
1.1. Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению 4
1.2. Социальная защита населения и ее формы как объект регионального социального управления 9
2. Понятие системы социального обеспечения и ее структура 22
2.1. Способы подтверждения права на социальное обеспечение 22
2.2. Право социального обеспечения в Российской Федерации: перспективы развития 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
Этот интерес во многом достигается посредством достижения критерия обоснованности социальных предоставлений.Этот критерий не закреплен непосредственно в нормах права, но вытекает из смысла многих из них. Обоснованность означает установление обеспечения в тех случаях, когда, во-первых, социальный риск действительно признан государством и формализован в действующем законодательстве, во-вторых, когда обеспечение объективно необходимо – социальный риск не был предотвращен, индивид не смог самостоятельно его преодолеть и нуждается в поддержке со стороны государства. Обоснованность права на социальное обеспечение направлена также на минимизацию нарушений и злоупотреблений в данной сфере. Не секрет, что введение новых социальных выплат иногда порождает у отдельных лиц желание получать эти предоставления без достаточных к тому оснований, с целью обогащения. Обоснованность социального предоставления предполагает детализированное подтверждение реализации социального риска, его неблагоприятных последствий. Как справедливо отметила В.К. Субботенко, для возникновения материального правоотношения по выплате пенсии, пособия необходимы объективные основания социальной алиментации и волеизъявление субъекта, желающего получать предоставление, в сочетании с решением компетентного органа о назначении социального обеспечения. Констатация таких оснований осуществляется в рамках процедурных правоотношений по социальному обеспечению. Указанные правоотношения предваряют установление прав и обязанностей сторон в материальных правоотношениях, направленных на компенсацию неблагоприятных последствий социального риска в системе социального обеспечения. То есть без вступления в эти правоотношения такая защита индивида невозможна. Именно поэтому, несмотря на высказываемые в отраслевой науке мнения о производности, вторичности, «миссии обслуживания», значение указанных правоотношений трудно переоценить. Чтобы быть основанием установления того или иного вида компенсации, социальный риск должен полностью соответствовать норме права. По словам М. Ю. Федоровой, «оценка социального риска на этапе индивидуального правового регулирования … предполагает установление фактических обстоятельств, обусловливающих возникновение у гражданина права на социальное обеспечение». Как правило, подтверждение социального риска осуществляется путем предоставления документов, которые подтверждают само наступлениериска, его видовые особенности, степень выраженности его неблагоприятных последствий. В принципе, назначение различных социальных предоставлений предполагает предъявление определенных документов, подтверждающих право на него. Особенности документального подтверждения закреплены для возникновения права на пенсии, пособия, социальные услуги и льготы. При этом следует отметить, что тенденции развития жизни современного общества не обходят стороной и эту сферу. Если права и обязанности сторон процедурных правоотношений достаточно четко определены нормами права и могут считаться стабильными, то документальный аспект видоизменяется со временем. Поэтому анализ динамики развития процедуры подтверждения социального риска не утрачивает своей актуальности. На примере одного из основных пособий – пособия по временной нетрудоспособности – можно продемонстрировать такую динамику, а также обозначить значение привносимых изменений. Временная нетрудоспособность – видовой социальный риск нездоровья. Компенсация этого вида риска обусловлена не только ухудшением здоровья самого лица, но и иных обстоятельств, которые препятствуют его возможности трудиться, например, карантин как потенциальная опасность заболевания, уход за заболевшим членом семьи и т. д. В XIX в., в принимаемых законах о страховании на случай болезни подтверждению указанных случаев не уделялось пристального внимания в текстах. Однако обоснованность, как минимум, освобождения от исполнения трудовых обязанностей, была необходима. Соответствующий документ впервые начал выдавать более 200 лет назад в Германии педиатр Герольд Хольц. Женщинам, которые не могли оставить не выздоровевшего окончательно ребенка, он начал выписывать справки, подтверждающие необходимость освобождения их от работы.Российский Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» 1912 г., который М. В. Лушникова и А. М. Лушников характеризуют каккрупное прогрессивное общественное явление, также не содержал положений, направленных на подтверждение болезни лица. В тот период значение имела принадлежность рабочего к категории застрахованных, а также период, в течение которого он считался членом больничной кассы. Право на назначение либо отказ в назначении пособия просто констатировалось, документов, решений уполномоченных субъектов не требовалось. Словосочетание «листок нетрудоспособности» в нем упоминается лишь один раз, как синоним основного понятия. Указанное Постановление уже содержало подробные правила выдачи и продления больничных листков. Листок был исключительным документом, подтверждающим право на социальную выплату. Таким образом, анализ правового регулирования выдачи больничного листка демонстрирует, что обоснованности подтверждения права на пособие законодателем придавалось весьма большое значение. Дальнейшая конкретизация указанных норм права лишь подтверждает этот тезис. Правила подтверждения обозначенного социального риска становились все более детальными. К примеру, был расширен круг лиц, уполномоченных выдавать подтверждающие документы, и были дифференцированы сроки их выдачи: врачам было предоставлено право выдавать единолично листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней единовременно и продлевать его единолично на срок до 30 календарных дней, а средние медицинские работники, имеющие право выдавать указанные листки, могли оформлять их на срок до 5 дней единолично и единовременно, продлевать до 10 дней.Отметим, в контексте настоящего исследования, и терминологическую замену – наименование правоустанавливающего документа было изменено на «листок нетрудоспособности». Однако в практической деятельности, а также в разговорной речи сохранился предшествующий термин – «больничный лист», поскольку длительный период его употребления и прозрачность смысла как для правоприменителей, так и для граждан, сделали его, по существу, разговорным. Введенные в 2011 г. новые правила выдачи и заполнения листков нетрудоспособности и новый (более защищенный от подделок) бланк листка не привнесли кардинальных изменений в подтверждение социального риска, проблемы, вызванные ими, носили в основном технический характер и со временем были преодолены врачами и медицинскими организациями. В то же время указанные правила не стали точкой в развитии документа, подтверждающего временную нетрудоспособность застрахованного лица. Совершенствование информационных технологий, мобильной связи, телекоммуникационных сетей общего пользования предопределили вступление нашей страны в информационное общество. Не стала исключением и система социального обеспечения. Документальное подтверждение социального риска, включенное в содержание процедурных правоотношений, претерпело определенныеизменения в связи с процессами цифровизации в этой сфере. С 1 июля 2017 г. по желанию застрахованного лица в порядке подтверждения социального риска может быть сформирован электронный листок нетрудоспособности.В отличие от общего правила оформления указанного документа, работникам старшей возрастной группы не предоставляется права выбора формы подтверждения социального риска. Цель очевидна – охрана здоровья таких граждан, ведь не случайно в науке лица пожилого возраста обозначаются как уязвимая категория работников, для которых приоритетом должно быть сохранение здоровья в процессе труда. Аналогичная практика применяется и в зарубежных странах. К примеру, на сайте Национальной службы здравоохранения Великобритании указано, что в случае, если работник не может трудиться из-за болезни КОВИД-19, если он был в контакте с заболевшими, он может офор-мить«извещение об изоляции» для работодателя через официальный сайт https://111.nhs.uk/ isolation-note/ . В качестве вывода отметим следующее. Значение права на социальное обеспечение актуализировалось в последние годы, будучи во многом обусловлено непростыми условиями жизни и развития общества. Усложнение политической обстановки, ухудшение экономической ситуации, непрекращающаяся опасность инфекционных заболеваний демонстрируют, что частота обращения граждан к системам социального обеспечения заразличного рода предоставлениями будет лишь возрастать. Поэтому вопрос обоснованности назначения социальных выплат, услуг и льгот будет по-прежнему актуальным. Процедурные правоотношения, направленные на подтверждение любого признанного государством социального риска, должны демонстрировать именно обоснованность права на социальное обеспечение, в целях не только защиты граждан от социальных рисков, но и достижения баланса частных и публичных интересов в этой сфере.Право социального обеспечения в Российской Федерации: перспективы развитияРеализация социального обеспечения может происходить по-разному. Ви всех случаях это ведет к положительным изменениям вобществе, способствует выравниванию социального положения между различными группами граждан. Рассмотрим основные способы: 1. Денежные выплаты (пенсии и пособи) по социальному обеспечению. Это основной вариант оказания материальной помощи конкретной направленности, предоставляемой определенным категориям граждан. 2. Оказание помощи в натуральном виде: предоставление лекарства, предметов первой необходимости, детского питания, технического оборудования для людей с ограниченными возможностями. 3. Услуги и льготы, такие как содержание нуждающихся граждан в домах для престарелых или домах-интернатах, созданных для престарелых или инвалидов, содержание детей в детских домах и др. 4. Возмещение понесенных расходов по получению медицинской помощи различного вида для граждан, реабилитации граждан и оздоровлению в больницах, санаториях и др. 5. Материальная или нематериальная адресная помощь, оказываемая государством или общественными учреждениями определенным категориям граждан, которые оказались о в сложной жизненной ситуации. В 2020 году все страны столкнулись с новым вирусом covid-19 (коронавирус), введенная пандемия повлекла за собой проблемы для государства. Из-за закрытия большинства предприятия, фирм, компаний, магазинов и т.д. многие граждане столкнулись с утратой заработка. Перед государством очень остро встал вопрос решения этой проблемы и организации поддержки граждан, были введены соответствующие меры: 1. Онлайн продажа лекарств. В соответствии с указом Президента РФ [1] разрешалось дистанционно приобретать отпускаемые по рецепту лекарства во время чрезвычайных ситуаций и эпидемий, в частности, в условиях самоизоляции на фоне коронавируса. При этом запрещалась онлайн-продажа лекарственных средств, находящихся на количественном учете, психотропных веществ, наркотических средств, а также лекарственных средств с объемной долей этилового спирта более 25 процентов. 2. Дополнительные меры по социальной поддержке семей с детьми. Как следует из другого Указа Президента РФ [2] с апреля по июнь 2020 года семьи с детьми, имеющие право или которые имели право на получение материнского капитала, могут получить ежемесячные выплаты (5 тысяч рублей) на детей до 3 лет. Выплаты производятся, если право на материнский капитал возникло до 1 июля 2020 года. Ежемесячные выплаты не засчитываются в доход семьи при предоставлении других мер социальной поддержки. 3. Финансовая помощь и поддержка медицинских работников. Распоряжением Правительство РФ [3] 10,2 млрд рублей выделено на предоставление субъектам РФ межбюджетных трансфертов для платежей за особые условия труда и дополнительную нагрузку на медицинский персонал, который оказывает медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и контактным лицам. 4. Увеличение пособий безработным. В апреле-июне пособие по безработице выплачивается в размере МРОТ – 12130 рублей. Одновременно 2020 год с введенными карантинными мерами показал наличие пробелов и проблем в структуре социального обеспечения. В настоящее время идет ускоренный процесс изменения законодательства, меняются правовые ценности, поэтому следует искать новые качественные пути для улучшения качества и действенности законодательства [4, c.27-30]. Необходимо совершенствовать технологии социальных услуг, которые могут адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Создание единой нормативной базы для права социального обеспечения - один из важнейших пунктов, мы не имеем сегодня единого правового источника регулирования данной сферы.ЗаключениеЭкономическая функция выражается в предоставлении гражданам различных видов социального обеспечения с целью создания достойного уровня жизни, учитывая личные интересы граждан, а также направлена на создание условий для стабилизации экономики. На основании приведенных примеров реализации экономической функции в сфере пенсионного обеспечения можно утверждать о необходимости четкой выработки системного подхода в решении проблем функционирования пенсионной системы в республике. Принятие точечных решений, затрагивающих лишь отдельные категории граждан, не способствует реализации экономической функции в полном объеме. В связи с этим считаем оправданным выработку четких ориентиров развития системы социального обеспечения и, в частности, системы пенсионного обеспечения, а также дальнейшее их качественное правовое регулирование. В целях повышения эффективности реализации экономической функции права социального обеспечения в сфере пенсионного обеспечения сформулированы предложения, предусматривающие: 1) комплексное решение вопросов совершенствования пенсионной системы, в том числе поэтапное внедрение обязательной накопительной пенсионной системы с возложением функций страховщика на Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; 2) разработку нормативного правового акта на уровне указа Президента с целью детального правового регулирования механизма добровольного накопительного страхования пенсии, предусматривающего, в частности, создание системы гарантий для работников со стороны государства, установление различных мер ответственности для нанимателя за несвоевременную и неполную уплату взносов, предоставление выбора между страховыми компаниями, вызывающими доверие у граждан, обеспечение сохранности денежных средств, возможность наследования средств, механизм приостановления уплаты взносов в отдельных случаях; 3) предоставление возможности получения всем работникам, занятым работой под землей, ежемесячной доплаты к заработной плате с сохранением за ними права на досрочную пенсию по иным основаниям.Список использованных источников
Вопрос-ответ:
Какие принципы лежат в основе права социального обеспечения?
Основными принципами права социального обеспечения являются принцип справедливости, принцип социальной солидарности, принцип целостности и принцип государственной поддержки.
Что входит в понятие предмет и метод права социального обеспечения?
Предметом права социального обеспечения является регулирование отношений, связанных с обеспечением социальной защиты населения. Метод права социального обеспечения основан на использовании различных правовых инструментов, включая нормативно-правовые акты и судебную практику.
Какие классификации и виды правоотношений существуют по социальному обеспечению?
По социальному обеспечению существуют классификации правоотношений по субъектам (между государством и гражданами), по содержанию (право на социальные выплаты, право на получение медицинской помощи и т.д.) и по форме (административные, судебные, договорные).
Что такое социальная защита населения и какие формы она может принимать?
Социальная защита населения представляет собой систему мер государственной поддержки, направленных на обеспечение основных социально-экономических и правовых гарантий граждан. Формами социальной защиты могут быть социальные выплаты, медицинская и образовательная помощь, трудоустройство и другие меры поддержки.
Что такое система социального обеспечения и какова ее структура?
Система социального обеспечения представляет собой комплекс мер и программ, направленных на обеспечение социальной защиты населения. Она включает в себя различные виды социального страхования, благотворительность, социальное обслуживание и другие формы поддержки.
Какие принципы лежат в основе права социального обеспечения?
Принципы права социального обеспечения включают принцип государственной гарантии, принцип единства социальной защиты, принцип недискриминации, принцип социальной справедливости и принцип солидарности.
Что является объектом регионального социального управления?
Объектом регионального социального управления является социальная защита населения и ее различные формы, такие как социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, жилищное обеспечение и др.
Какие способы подтверждения права на социальное обеспечение существуют?
В Российской Федерации право на социальное обеспечение подтверждается путем предоставления социальной карты, исполнения условий социального договора, получения льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.