Развитие речи у детей раннего возраста с зрр, в предметно-игровой деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 81 81 страница
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 19.05.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ В ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Задержка речевого развития как речевое нарушение 7
1.2. Предпосылки развития словарного состава речи в онтогенезе 14
1.3. Особенности развития предметно-игровой деятельности и общения у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ В ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ раннего возрастаС ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Цели, задачи и содержание диагностической методики 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ В ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ раннего возрастаС ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 44
3.1. Цели, задачи и содержание программы формирующего эксперимента 44
3.2. Результаты реализации коррекционной программы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Фрагмент для ознакомления

Использовалась та же методика, что и в констатирующем эксперименте. Результаты выполнения Задания № 1 (Приложение 3) показало такие уровни сформированности общения:Средний уровень выявлен у 3 детей (60 %) с ЗРР;Низкий уровень выявлен у 1 ребенка с ЗРР (20 %);Нулевой уровень выявлен у 1 ребенка (20 %).Согласно данным сравнения результатов исследования параметров общения до и после проведения обучающего эксперимента дало следующие показатели, которые отражены на Рисунке 4.Рис. 4 – Уровни сформированности общения у детей с ЗРР до и после коррекцииТаким образом, после проведения целенаправленной работы увеличилось число детей с ЗРР со средним уровнем развития взаимодействия со взрослым. Дети (Антон К., Ира Д., Оля С.) легко вступали в контакт, выполняли предложенное экспериментатором задание, активно реагировали на обращения взрослого, подражали его действиям, использовали слова, простую фразу для взаимодействия.Дети с низким уровнем (Коля М.) шли на контакт, обращали внимание на экспериментатора, проявляли инициативу к взаимодействию, однако совместная деятельность кратковременная (до 3-5 мин), потом переключались на самостоятельную игру, не проявляли речевой активности, общались с помощью жестов, отдельных аморфных слов, слоговая и звуковая структура которых сильно искажена, использовали звукоподражания, пытались подражать взрослому, повторяли первые слоги. Уменьшилось число детей с нулевым уровнем развития. Ваня А. не проявлял инициативы, не пытался установить контакт со взрослым, манипулировал игрушкой, молчал, не проявлял попыток к взаимодействию.У детей с ЗРР после проведения коррекционной работы отмечено преобладание низкого и среднего уровня сформированности общения, что свидетельствует о положительной динамике коррекционного процесса. Отсутствие качественных изменений уодного ребенка с ЗРР требует комплексного подхода и консультации врача психоневролога.Результаты выполнения Заданий № 2, 3, целью которых являлось исследование активного и пассивного словаря детей с ЗРР,дали такие показатели:Средний уровень выявлен у 3 детей (60 %) с ЗРР;Низкий уровень отмечен у 1 ребенка (20 %) с ЗРР;Нулевой уровень выявлен также у 1 ребенка с ЗРР (20 %).Рис. 5 – Уровни сформированности словаря у детей с ЗРР (контрольный этап)Увеличилось число детей со средним уровнем развития словаря (Антон К., Оля С., Ира Д.) Дети понимали задание экспериментатора, находили и называли предметы, показывали и называли действия; использовали простые фразы, проявляли речевую активность.Число детей с низким уровнем развития словаря уменьшилось. Ребенок с ЗРР (Коля М.) показывал предметы близкого окружения, знает животных, использовал звукоподражания при их назывании, путался при выборе действий; при воспроизведении слова искажал слоговую структуру слова, называл первый слог или использовал лепетные слова, часто одно звукосочетание обозначало несколько слов; у ребенкамалый запас слов, однако ребенок проявлял попытки активного повтора за взрослым, слова непонятны, произношение невнятное, голос тихий. Ребенок с низким уровнем развития словаря пытался проявлять речевую активность, однако малый запас речевых средств осложнял процесс речевого взаимодействия.Нулевой уровень речевой активности отмечен у 1 ребенка. Ваня А. в предметно-игровой деятельности не проявляет инициативы, предпочитает выполнение самостоятельных действий, речь не использует, хотя может воспроизводить звукоподражания, отдельные слоги.Результаты выполнения Заданий № 4, 5 позволили определить уровни развития предметно-игровой деятельности детей раннего возрастапосле проведения коррекционной работы (Рис. 6).Рис. 6 – Уровни сформированностипредметно-игровой деятельности у детей с ЗРР (контрольный этап)Согласно обобщению и систематизации представленных данных, можно провести сравнительный анализ уровней сформированностипредметно-игровой деятельности у детей раннего возрастас ЗРР до и после проведения коррекционной работы:Высокий уровень у детей с ЗРР не выявлен;Средний уровень по результатам констатирующего эксперимента выявлен у 1 ребенка (20 %), по результатам контрольного исследования у 3 детей (60 %) с ЗРР;Низкий уровень по результатам констатирующего эксперимента отмечен у 2 детей (40 %) с ЗРР; по данным контрольного исследования – у 1 ребенка (20 %); Нулевой уровень отмечен по данным констатирующего исследования у 2 детей с ЗРР (40 %); по результатам контрольного – у 1 ребенка (20 %).После проведения коррекционных мероприятий изменилась предметно-игровая деятельность детей с ЗРР. Дети с интересом включались в предметную деятельность, воспринимали взрослого как партнера по игре, подражали его действиям, ждали поощрительной оценки за правильность выполнения задания. Дети со средним уровнем стали проявлять больше речевой активности, повторяют слова, составляют простую фразу, участвуют в диалоге. У детей увеличился номинативный и предикативный словарный запас, появились формы слов, фраза из 2-3 слов. Дети с низким уровнем также проявляли участие и активность при совместной предметно-игровой деятельности со взрослым.Однако, дети используют аморфные лепетные слова, звукоподражания, жесты.Никаких изменений не произошло у Вани А., ребенок замыкался, молчал, опускал голову.Результаты констатирующего и контрольного эксперимента отражены в Таблице 2.Таблица 2Сравнение результатов констатирующего и контрольного исследования № ИспытуемыйУровень общенияУровень речиУровень предметной деятельностидо коррекциипосле коррекциидо коррекциипосле коррекциидо коррекциипосле коррекции1Коля М.нулевойнизкийнулевойнизкийнулевойнизкий2Ваня А.нулевойнулевойнулевойнулевойнулевойнулевой3Оля С. низкийсреднийнизкийсреднийнизкийсредний4Ира Д.низкийсреднийнизкийсреднийнизкийсредний5Антон К.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийДанные Таблицы 2 наглядно демонстрируют связь развития речи, общения и предметной деятельности. У детей с ЗРР после проведения коррекционной работы преобладает средний уровень (Оля С., Ира Д., Антон К.) развития речи, общения и предметной деятельности. Оля С., Ира Д., Антон К. проявляли инициативу не во всех пробах, отмечена дисгармоничность в ответных действиях ребенка, проявляется чувствительность к воздействиям взрослого, однако выявлена недостаточная инициативность, отмечен неполный состав средств общения, редкое их использование. Репертуар предметных действий бедный по составу, дети манипулируют предметами, проявляют слабый интерес к предметам. Дети демонстрируют неравномерность развития активной и пассивной речи, хорошо понимают обращенную речь взрослого, выполняют простые инструкции, в активном словаре присутствуют слова, простые фразы, активно повторяют за взрослым. В ходе предметной деятельности взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается подражанием предметным действиям, речьстимулируется только на уровне повтора названий и действий предмета.Подводя итог реализации разработанной коррекционной программы следует отметить положительную динамику коррекционного процесса. Изменились количественные и качественные показатели исследования уровня сформированностиобщения, речи и предметной деятельности у детей с ЗРР. Экспериментально установлена обусловленность развития речи от уровня сформированности взаимодействия со взрослым в процессе совместной предметной деятельности.Отсутствие положительной динамики у одного ребенка требует более тщательного обследования не только речевых процессов, а также психического развития.Таким образом, правильно организованная коррекционная работа, направленная на формирование и обогащение словарного состава у детей с ЗРР на основе организации предметно-игровой деятельности, ее систематичность, использование эффективных методов работы способствует положительной динамике в работе с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕОвладение речью, становление ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, информативной) является актуальной для социального и познавательного развития ребенка. Развитие вербализации основано на взаимодействии ребенка со взрослым в ходе предметно-игровой деятельности и проходит ряд этапов в своем развитии. На каждом возрастом этапе происходит формирование и развитие приоритетного компонента речи.Понятие задержка речевого развития подразумевает атипичное развитие речи и характеризуется отставанием формирования речевой функции во всех ее структурных компонентах (фонетика, лексика, грамматика).Развитие детей с ЗРР обусловлено имеющимися нарушениями и имеет свои особенности. Неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на все сферы личности, чем сильнее выражен дефект, тем более выражено его влияние на личность ребенка.Речевое развитие детей с ЗРР происходит с отставанием и особенностями: крайне бедный словарный состав, значительное отставание в объеме активного словаря от пассивного, преобладание номинативного словаря, нарушения звуковой и слоговой структуры слов, отсутствие вербализации предметно-игровой деятельности. Также дети с данным отклонением в развитии не могут выразить свои просьбы и нужды, сформулировать связно высказывание.На основании аналитической части исследования был организован констатирующий эксперимент, целью которого являлось исследование состояния словаря у детей раннего возрастас ЗРР.В эксперименте приняли участие дети раннего возраста, 5 из которых имеют задержку речевого развития, другие 5 детей развиваются в соответствии с возрастом. На основании результатов выполнения экспериментальных заданий был определен уровень развития коммуникативных и лингвистических навыков у детей. Так, у детей с ЗРР средний уровень определен у 1 ребенка, низкий уровень – у 2 детей, нулевой уровень также у 2 детей.Ребенок с ЗРР со средним уровнем показал неравномерность развития активной и пассивной речи, хорошо понимаетобращенную речь взрослого, выполняет простые инструкции, в активном словаре присутствуют короткие слова, односложная фраза, ребенок активно воспроизводит за взрослым слова. Словарь ребенка представлен названиями предметов близкого окружения, использует названия действий, слова-признаки не использует.С низким уровнемсформированности словаря были определены два ребенка. Дети не проявляли речевой инициативы, вербализациянаходится на начальных этапах развития. Дети пользуются жестами, звукоподражаниями, присутствуют лепетные слова, грубо искажена слоговая структура. Однако у детей отмечены попытки повтора слов за взрослым. Словарь детей в основном номинативный, дети называют хорошо знакомые предметы. Дети с нулевым уровнем развитияимеют крайне ограниченный словарь, не соотносят название с предметом, в активной речи используют паралингвистические средства: отдельные звукоподражания, жесты, которые могут обозначать несколько предметов или одновременно предмет и его действие. Не реагируют на предложения взрослого, коммуникативная сфера не развита, репертуар коммуникативных средств обеднен, подражательная способность не сформирована.Организация коррекционных мероприятий с детьми с задержкой речевого развития раннего возраста требует специальной организации с учетом особенностей их развития. Коррекционная работа включала два направления: формирование и развитие пассивного и активного словаря. Занятия по развитию речи строились на основе предметно-игровой деятельности. Взрослый в ходе совместной деятельности показывал детям образец вербального взаимодействия на основе использования различных методов и приемов.Таким образом, организация коррекционного процесса по формированию словаря у детей раннего возраста строилась на основе сотрудничества, объектом которого выступал предмет (игрушка). Данный вид деятельности характеризуется как Предметно-игровая деятельность, с одной стороны, но и как практическое взаимодействие между взрослым и ребенком, с другой. На протяжении всего взаимодействия взрослый предлагал ребенку перейти от старого типа сотрудничества к более сложному новому типу с использованием речи. По мере того, как ребенок осваивал новый тип сотрудничества, формировалась и обогащалась активная речь детей. После проведения обучающего эксперимента, по результатам контрольного исследованиябыли также выявлены три группы детей со средним, низким и нулевым уровнем развития, однако их наполняемость изменилась. Со средним уровнем было отмечено три ребенка. У детей обогатился пассивный и активный словарь. Дети называют слова-предметы знакомые и мало знакомые, знают и используют в речи названия действий, формируется словарь признаков предметов. Дети активно используют речь при взаимодействии со взрослым,изменилисьвербальные средства общения (слова, простая фраза). Дети хорошо понимаютобращенную речь взрослого, выполняют простые инструкции, обогатился активный словарь, повысилась речевая активность детей, а также подражательные способности. Дети при реализации предметно-игровой деятельности использовали слова, активные звукоподражания.С низким уровнем отмечен один ребенок. У ребенка формируется пассивный и активный словарь, соотносит названия с игрушкой, предметом близкого окружения, называет их самостоятельно, хотя и искаженно. Названия действий однообразные, знакомые, бытовые. Пассивная и активная речьнаходится на начальных этапах развития, еще использует жесты, звукоподражания, грубо искажена слоговая структура. Низкий уровень активной речи выражается в нечетком самостоятельном воспроизведении, однако ребенок проявляет попытки повтора слов за взрослым в предметно-игровой деятельности. Может использовать звукоподражания в процессе реализации предметно-игровой деятельности.С нулевым уровнем развития остался один ребенок, у которого не произошло значительных качественных изменений. В словаре ребенка отмечены звукоподражания, отдельные лепетные слова. Для ребенка мотивационным объектом является не взрослый, а предмет. Ребенок не замечает и не реагирует на предложения взрослого, не обращает внимание на предмет, коммуникативная сфера не развита, репертуар коммуникативных средств обеднен, не проявляет попыток к речевому подражанию, с предметами, игрушками взаимодействует не по назначению.Таким образом, качественные и количественные изменения на основании результатов контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике коррекционного процесса на основе подобранной методике. Правильно организованная коррекционная работа по развитию речи детей раннего возраста предполагает формирование и развитие пассивного и активного словаря детей. Ведущим видом деятельности выступает предметно-игровая, которая предполагает активное взаимодействие ребенка с предметом, его исследование на основе участия разных анализаторов. Использование эффективных методов и приемов работыспособствует положительной динамике накопления словарного запаса у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Формирование словаря ребенка, перевод его в активное использование у детей раннего возрастазависит от уровняразвития предметно-игровой деятельности, от сформированности навыка сотрудничества ребенка со взрослым, что способствует эффективному росту словарного запаса у детей раннего возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.Аксенова Л.И., Лисеев А.Л. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 39–43.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ-Астрель, 2007. – 224 с.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272.Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. :Теревинф, 2018. – 272 с.Баранова М.Л. (Скуратовская М.Л.), Макарова Н.В. Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ. –Ростов-на-Дону.: изд. Феникс, 2005. – 240 с.Белякова Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 714 с.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва : Просвещение, 1964. – 91 с.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка. – Вопр. Психологии. – 1973. – № 2 – С. 105-116.Блинкова Т.Н. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий / Т.Н. Блинкова. – Волгоград: Учитель, 2011. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – Москва : Просвещение, 1987. – 165 с. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях: Учеб. пособие для мед. училищ / Под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. – 3-е изд. – Москва :Медгиз, 1955. – 331 с. Гальперин П.И. Развитие исследований по формированию умственных действий. – В кн.: Психологическая наука в СССР М., т. I, 1959. – 600 с. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса : Дневник науч. наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1981. – 323 с.Гладковская Л.М. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста / Л.М. Гладковская // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 22–27.Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С.12-19. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе Службы ранней помощи) / Н.Ю. Григоренко // Специальное образование. – 2011. – № 1. – С. 35–38. Громова О.Е. Задержка речевого развития дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. – 2007. – № 3. – С. 26–32. Громова О.Е. Речевое поведение детей раннего возраста / О.Е. Громова // Логопед. – 2008. – № 7. – С. 42-61. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 - № 1. – С. 41-47. Глухов В.П. Психолингвистика / В.П. Глухов. – М. :Юрайт, 2018. – 361 с. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. – СПб. : Речь, 2014. – 128 с. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М.Б. Елисеева. – СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2008. – 172 с. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург :Литур, 2011. – 316 с.Жулина Е.В. Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи (коммуникативно-деятельностная традиция в современной логопсихологии). – Нижний Новгород, НГПУ., 2008. – 180 с.Жулина Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой речи: монография / Е.В. Жулина. – Германия.: PalmariumAcademicPublishin, 2008. – 328 с. Запорожец Л.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М , 1974. – 288 с. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: дисс… канд. пед. наук. – М, 2011. – 202 с. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебное пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 318 с.Корницкая С.В. Влияние подержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым. – Вопр. Психологии. – 1973. – № 4. – С. 65-70.Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. – М.: Моск. гос. ун-т, 1997. – 151 с. Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии. – Вопросы философии. – 1972. – № 9. – С. 95-108.Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : учебное пособие / М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 128 c.Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка :Эксперим. исследование / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 94 с.Лямина Г.М. Развитие речи детей второго-начала раннего возраста. Лптореф. канд. дис. – М., 1959. – 22 с.Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. – М: , 1964. – 111 с.Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А.А. Люблинская // Психология дошкольника : хрестоматия : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е издание, переаботанное и дополненное. – Москва : Академия, 2000. Мещерякова С.Ю. Речевое развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги" / С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова. – Москва : Русское слово, cop, 2019. – 77 с. Мухина Т.К. О некоторых особенностях звуковысотного различения у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. – М., 1966. – 20 с.Покровская Ю.А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии / Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08-09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2-х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013. – 284 с.– С. 211–218. Проблема общения в психологии : Сб. статей. / АН СССР, Ин-т психологии. Под. ред. Б.Ф. Ломова. – М. : Наука, 1981. – 280 с. Приходько О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г. Приходько, О.В. Югова ; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва : ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. – 145 с.Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. – Москва : АПН РСФСР, 1963. – 96 с. Смирнова Е.О. Влияние общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. дис. – М., 1977. – 22 с. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.Н. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с. Титова Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева и др. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. Торопова Т.Ю. Комплексный поход в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста / Т.Ю. Торопова, Т.С. Кривоногова // Логопед. – 2011. – №10. – С. 24–30. Трошин О.В. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М. :Твор. центр Сфера, 2005. – 246 с.Фигурин Н.Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года / Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова ; Под ред. чл.-кор. АМН СССР проф. Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. – Москва : изд. и тип. Медгиза, 1949. – 104 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.Шахнорович А.М. «Естественное» и «социальное» а языковой способности человека. – Изв. АН СССР. Серия «Литература и язык», 1978, т. 37. – № 1. – С. 240-258.Швачкин Н.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – Изв. АПН РСФСР, 1948. – С. 101-132. Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. Шерстобитова, С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал / С.Ю. Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Речевой материал к методике исследования словарного составаИсследование пассивного словаря 1. Соотнесение названия игрушек:кукла машинка зайкапирамидка мишка мячик слониккубик петушоксобачка котик2. Соотнесение названия предметов, которыми пользуется в быту:мылозеркалокарандаш полотенценожницы чашка бумага зубная щетка тарелка расческазубная пасталожка вилка3. Покажи части тела:головарукипальцы глаза ногищеки рот животплечи носспинаволосы уши пяткиПонимание названий действий:естодевается спитрисуеткатаетсяплачет моет играетПонимание названий признаков:красныйбольшой синиймаленькийзеленыйсладкий желтыйкислыйВыполнение поручений по словесной инструкции:Сделай «Ладушки». Потопай ногами. Открой ротЗакрой глаза. Сядь на стульчик. Помаши ручкойДай куклу. Посади куклу.Положи спатьПокачай куклу Принеси машинку. Покатай машинку. Поставь машинку на пол.Исследование активного словаряАктивный словарь.- существительные:Инструкция: назови картинкукуклачашкарубашкакошка зайка тарелкаштаны собака мишка ложка платье коровамашинка вилка шапкалиса мячикботинки утка- глаголы:Инструкция: скажи, что делает Аняидет стоит спитсидитест играет бегает рисует- прилагательные:Инструкция: скажи какой кругкрасныйбольшой синиймаленькийзеленыйсладкий желтый кислыйВозможности звукоподражания:Инструкция: повтори звукоподражанияА-а-аДевочка плачет. О-о-оУ мальчика болит зуб.У-у-уГудит паровоз. И-и-иКричит ослик.Уа-уаПлачет малыш. Ау-ауКричат дети.Мяу-мяуМяукает кошка. Му- муМычит корова.Ав-авЛает собака. Пи-пи-пиПищит цыпленок.Ко-ко-коКудахчет курица. Га-га-гаКричит гусь.Приложение 2Показатели исследования параметров общения у детей с ЗРР№ п/пИспытуемый ГруппаПараметры общенияУровень развитияинициативностьчувствительность к воздействию взрослогосредства общения1Коля М. ЭГотсутствуетотсутствуетжестынулевой2 Ваня А.ЭГотсутствуетотсутствуетЭнулевой3Оля С.ЭГнизкийнизкийЭнизкий4Ира Д.ЭГнизкийнизкийжестынизкий5Антон К.ЭГсреднийсреднийЭсреднийПриложение 3Результаты исследования пассивного словаря у детей раннего возраста (констатирующий этап)№ п/пИспытуемый Группа Соотнесение игрушки с названиемПонимание названий предметов бытаНазвание частей телаПонимание названий действийПонимание признаков предметаВыполнение словесных инструкцийСредний баллУровень 1Коля М. ЭГ0000000нулевой2 Ваня А.ЭГ2111101низкий3 Оля С.ЭГ2211001низкий4 Ира Д.ЭГ2222222средний5 Антон К.ЭГ3332112среднийРезультаты исследования активного словаря у детей раннего возрастас ЗРР (констатирующий этап)№ п/пИспытуемый Группа Названия предметовНазвания действийНазвания признаковСредний баллУровень 1Коля М. ЭГ0000нулевой2 Ваня А.ЭГ0000нулевой3 Оля С.ЭГ1111низкий4 Ира Д.ЭГ2101низкий5 Антон К.ЭГ2101низкийПриложение 4Обобщение результатов исследования словаря детей с ЗРР (констатирующий этап)№ п/пИспытуемый ГруппаПараметры словаряУровень развитияпассивный словарьактивный словарьпонимание инструкций1Коля М. ЭГотсутствуетотсутствуетотсутствуетнулевой2 Ваня А.ЭГотсутствуетотсутствуетотсутствуетнулевой3Оля С.ЭГнизкийнизкийнизкийнизкий4Ира Д.ЭГнизкийнизкийнизкийнизкий5Антон К.ЭГсреднийнизкийсреднийсреднемПриложение 5Показатели исследования параметров общения у детей с ЗРР до и после обучающего эксперимента№ п/пИспытуемыйУровень развития общения до коррекцииУровень развития общения после коррекции1Коля М. нулевойнизкий2 Ваня А.нулевойнулевой3Оля С.низкийсредний4Ира Д.низкийсредний5Антон К.среднийсреднийПоказатели исследования словаря у детей с ЗРР (до и после обучающего эксперимента)№ п/пИспытуемый Уровень развития словаря до коррекцииУровень развития словаря после коррекции1Коля М. нулевойнизкий2 Ваня А.нулевойнулевой3Оля С.низкийсредний4Ира Д.низкийсредний5Антон К.среднемсреднийПриложение 6Дидактические игры1. «Покажи картинку»Цель: обогащение пассивного глагольного словаря.Инструкция: покажи, где кукла спит? Покажи, где мишка сидит? Покажи, где кот ест?2. «Назови действие по картинке»Цель: формирование активного глагольного словаряИнструкция: назови кто что делает?3. «Подбери пару»Цель: формирование глагольной лексики с опорой на картинку.Инструкция: я показываю картинку, а ты подбери картинку с таким же действием. Назови действие.4. «Один-много»Цель: формирование понимания категории числа глаголовИнструкция: я назову картинку, а ты ее покажи.Приложение 8Игровые ситуацииИгровая ситуация «Семья»Цель: учить понимать глагольную обиходную лексику, соотносить слово с действием.Лексика: иди, беги, ляг, встань, сиди, принеси.Грамматика: глаголы повелительного наклонения.Описание: взрослый называет действия, ребенок выполняет.Команды: беги, иди, сиди, встань, ляг.Игровая ситуация «Делай как я» Цель: учить ребенка соотносить действие с названием данного действия, подбор глаголов изъявительного наклонения дай, стой, сядь, беги.Лексика: дай, стой, сядь, беги, неси, возьми.Грамматика: глаголы изъявительного наклонения.Описание: взрослый выполняет какое-то действие, ребенок воспроизводит его и называет (напр., Я сижу. Я стою. Я бегу.). Игровая ситуация «Зоопарк»Цель: закрепление глагольной лексики (глаголы изъявительного наклонения), составление словосочетания их двух слов. Лексика: кормлю, ем, несу, вижу, пью.Грамматика: глаголы изъявительного наклонения, согласование глаголов с существительными в винительном падеже.Описание: взрослый кормит животных и дает образец называния своих действий, ребенок повторяет (напр., кормлю кота. А ты?; Ем суп. А ты?)Приложение 9Список методик, использованных в работе№МетодикаАвторСтраница1Методика исследования словаряЕ.О. Смирнова33-342Методика исследования особенностей предметно-игровой деятельностиЕ.О. Смирнова34-353Методика формирующего экспериментаС.Ю. Мещерякова49-50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.
2. Аксенова Л.И., Лисеев А.Л. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 39–43.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ-Астрель, 2007. – 224 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272.
5. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 272 с.
6. Баранова М.Л. (Скуратовская М.Л.), Макарова Н.В. Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ. – Ростов-на-Дону.: изд. Феникс, 2005. – 240 с.
7. Белякова Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 714 с.
8. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва : Просвещение, 1964. – 91 с.
9. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка. – Вопр. Психологии. – 1973. – № 2 – С. 105-116.
10. Блинкова Т.Н. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий / Т.Н. Блинкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – Москва : Просвещение, 1987. – 165 с.
12. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях: Учеб. пособие для мед. училищ / Под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. – 3-е изд. – Москва : Медгиз, 1955. – 331 с.
13. Гальперин П.И. Развитие исследований по формированию умственных действий. – В кн.: Психологическая наука в СССР М., т. I, 1959. – 600 с.
14. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса : Дневник науч. наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1981. – 323 с.
15. Гладковская Л.М. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста / Л.М. Гладковская // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 22–27.
16. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С.12-19.
17. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе Службы ранней помощи) / Н.Ю. Григоренко // Специальное образование. – 2011. – № 1. – С. 35–38.
18. Громова О.Е. Задержка речевого развития дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. – 2007. – № 3. – С. 26–32.
19. Громова О.Е. Речевое поведение детей раннего возраста / О.Е. Громова // Логопед. – 2008. – № 7. – С. 42-61.
20. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 - № 1. – С. 41-47.
21. Глухов В.П. Психолингвистика / В.П. Глухов. – М. : Юрайт, 2018. – 361 с.
22. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. – СПб. : Речь, 2014. – 128 с.
23. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М.Б. Елисеева. – СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2008. – 172 с.
24. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2011. – 316 с.
25. Жулина Е.В. Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи (коммуникативно-деятельностная традиция в современной логопсихологии). – Нижний Новгород, НГПУ., 2008. – 180 с.
26. Жулина Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой речи: монография / Е.В. Жулина. – Германия.: PalmariumAcademicPublishin, 2008. – 328 с.
27. Запорожец Л.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М , 1974. – 288 с.
28. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: дисс… канд. пед. наук. – М, 2011. – 202 с.
29. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебное пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 318 с.
30. Корницкая С.В. Влияние подержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым. – Вопр. Психологии. – 1973. – № 4. – С. 65-70.
31. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. – М.: Моск. гос. ун-т, 1997. – 151 с.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии. – Вопросы философии. – 1972. – № 9. – С. 95-108.
33. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
34. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : учебное пособие / М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 128 c.
35. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка : Эксперим. исследование / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 94 с.
36. Лямина Г.М. Развитие речи детей второго-начала раннего возраста. Лптореф. канд. дис. – М., 1959. – 22 с.
37. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. – М: , 1964. – 111 с.
38. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А.А. Люблинская // Психология дошкольника : хрестоматия : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е издание, переаботанное и дополненное. – Москва : Академия, 2000.
39. Мещерякова С.Ю. Речевое развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги" / С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова. – Москва : Русское слово, cop, 2019. – 77 с.
40. Мухина Т.К. О некоторых особенностях звуковысотного различения у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. – М., 1966. – 20 с.
41. Покровская Ю.А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии / Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08-09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2-х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013. – 284 с.– С. 211–218.
42. Проблема общения в психологии : Сб. статей. / АН СССР, Ин-т психологии. Под. ред. Б.Ф. Ломова. – М. : Наука, 1981. – 280 с.
43. Приходько О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г. Приходько, О.В. Югова ; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва : ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. – 145 с.
44. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. – Москва : АПН РСФСР, 1963. – 96 с.
45. Смирнова Е.О. Влияние общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. дис. – М., 1977. – 22 с.
46. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.
47. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.Н. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.
48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
49. Титова Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева и др. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
50. Торопова Т.Ю. Комплексный поход в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста / Т.Ю. Торопова, Т.С. Кривоногова // Логопед. – 2011. – №10. – С. 24–30.
51. Трошин О.В. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М. : Твор. центр Сфера, 2005. – 246 с.
52. Фигурин Н.Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года / Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова ; Под ред. чл.-кор. АМН СССР проф. Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. – Москва : изд. и тип. Медгиза, 1949. – 104 с.
53. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
54. Шахнорович А.М. «Естественное» и «социальное» а языковой способности человека. – Изв. АН СССР. Серия «Литература и язык», 1978, т. 37. – № 1. – С. 240-258.
55. Швачкин Н.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – Изв. АПН РСФСР, 1948. – С. 101-132.
56. Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
57. Шерстобитова, С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал / С.Ю. Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.
58. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.


Вопрос-ответ:

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития - это нарушение речи, при котором у ребенка наблюдается определенная степень отставания в развитии речевых навыков от возрастных норм.

Какие предпосылки влияют на развитие словарного состава речи в онтогенезе?

В развитии словарного состава речи ребенка важную роль играют такие предпосылки, как слуховое восприятие, память, внимание, образное мышление и мотивация к общению.

Какие особенности развития предметно-игровой деятельности и общения у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте?

Дети с задержкой речевого развития в раннем возрасте часто испытывают трудности в осуществлении предметно-игровой деятельности и общении из-за ограниченного словаря, слабого произношения и затруднений в понимании речи окружающих.

Что изучалось в экспериментальном исследовании?

В экспериментальном исследовании изучалось развитие речи у детей с задержкой речевого развития в предметно-игровой деятельности.

Какими результатами обладает статья о развитии речи у детей с задержкой речевого развития в предметно-игровой деятельности?

Статья представляет результаты исследования, которые позволяют более глубоко понять особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития, основанные на предметно-игровой деятельности.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования словаря в предметно-игровой деятельности у детей с задержкой речевого развития?

Теоретическими основами формирования словаря в предметно-игровой деятельности у детей с задержкой речевого развития являются задержка речевого развития как речевое нарушение, предпосылки развития словарного состава речи в онтогенезе и особенности развития предметно-игровой деятельности и общения у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте.

Что подразумевается под задержкой речевого развития?

Задержка речевого развития - это речевое нарушение, которое проявляется в отставании ребенка от возрастных норм в развитии речи. Ребенок может испытывать сложности в понимании и использовании речи, имеет ограниченный словарный запас и неуместное использование слов в коммуникации.

Какие предпосылки влияют на развитие словарного состава речи в онтогенезе?

Развитие словарного состава речи в онтогенезе зависит от таких предпосылок, как уровень слуховой и зрительной восприимчивости ребенка, его память, восприятие и внимание, а также культурно-социальное окружение, в котором ребенок растет.

Какие особенности характеризуют развитие предметно-игровой деятельности и общения у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте?

У детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте часто наблюдаются трудности в освоении игровой деятельности и общения. Они могут испытывать затруднения в понимании инструкций, слабо выражены навыки социального взаимодействия, а также ограниченные коммуникативные навыки.

Какими методами исследования изучается развитие речи у детей с задержкой речевого развития?

Для изучения развития речи у детей с задержкой речевого развития используются экспериментальные методы исследования. Они включают наблюдение, наблюдение и анализ педагогической деятельности, проведение тестов и опросников, а также психологические эксперименты.

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития – это речевое нарушение, при котором ребенок развивается медленнее или отстает в формировании звуковой, лексической и грамматической сторон речи по сравнению с его сверстниками.