Влияние внутрисемейных отношений на формирование коммуникативной компетентности младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 34 + 34 источника
- Добавлена 05.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Влияние внутрисемейных отношений на формирование коммуникативной культуры младших школьников 6
1.1 Семья как социальный фактор формирования личности 6
1.2 Коммуникативная компетентность: понятие и составляющие признаки 20
1.3 Методы и приемы формирования коммуникативной компетентности младших школьников 24
Выводы по главе 27
2. Эмпирические исследования особенностей взаимосвязи формирования внутрисемейных отношений и коммуникативной культуры 29
2.1 Выявление уровня коммуникативной компетентности младших школьников 29
2.2 Реализация комплекса занятий, направленных на формирование коммуникативной компетентности младших школьников 39
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 57
- провести разработку и внедрение комплекса мероприятий и занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков и умений у младших школьников.
С целью разработки и реализации поставленных целей и задач были разработаны комплекс мероприятий и заданий.
Основной целью комплекса разработанных мероприятий являлось развитие и формирование навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в образовательной среде. А также предоставление возможности и условий для младших школьников вступление во внутригрупповое взаимодействие и прохождение ситуации и возможности совместного сотрудничества.
К основным задачам, рассматриваемым при разработке мероприятий и задач относятся:
- осуществление помощи младшим школьникам в создании и сохранении контактов друг с другом.
- создание благоприятной атмосферы и осознания ситуации благополучия.
- предоставить возможность развития знаний об общении со сверстниками и взрослыми посредством создания коммуникативных ситуаций, игр и упражнений.
- проведение мероприятий, направленных на стимулирование речи в режиме диалога или монолога, развитие способности выражать свои собственные мысли и понятия.
При разработке и проведении занятий предусмотрена специальная методика их осуществления:
занятия проводятся в небольших группах, максимальное количество до 10 человек в группе, при формировании групп необходимо соблюдать принцип возможной работы в группах, в связи с этим количество участников внутри группы должно быть чётным. Разработанная и внедрённая в образовательный процесс программа может носить как профилактический, так и коррекционный характер. Осуществление занятий проводится в формате групповых тренингов, с параллельным проведением занятий.
При проведении занятий необходимо учитывать, что по продолжительности одно занятие должно быть по длительности не более 30 минут, что связано с возрастом и психологическими особенностями школьников. Полный цикл разработанных мероприятий включает в себя 9 занятий, при этом занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность работы 30-35 минут.
При проведении занятий необходимо соблюдать следующие принципы и последовательность работы:
- системность при предоставлении материала и информации.
- соблюдения принципа наглядности при передаче информации обучающимся.
- соблюдение принципов цикличности передачи информации от педагога к обучающемуся.
- соблюдение принципа общедоступности и усвояемости информации.
К основным методическим приёмам и принципам относятся:
- проведение беседы со школьниками.
- проведение специализированных игр-тренингов.
- осуществление проигрывания и анализа разнообразных ситуаций при общении.
В состав структуры занятий входит:
- Вводная часть, преподноситься в виде приветствия. Цель проведения вводной части знакомство, проведение ориентированной работы на осуществление совместной деятельности и работы направленной на развитие коммуникативных навыков.
Основная часть. Проведение работы направлено на формирование ощущения принадлежности к коллективу, ощущение обобщённости и сплочённости.
Заключительная часть. В конце занятия необходимо провести заключительный этап – прощание. Данный этап направлен на подведение итогов и анализ полученных результатов.
В результате проведения разработанных занятий ожидается получение определённого результата: повышение и увеличение коммуникативных навыков и умений, развитие взаимопонимания между детьми внутри коллектива и повышение эффективности личностного потенциала школьников.
При проведении диагностических работ адекватное восприятие партнёра определяется по общению, при этом учитывается ряд характеристик:
- оценка отношений с коллективом.
- характеристика собственной самооценки обучающегося.
- оценка твоей личности со стороны партнёра.
- эффективность понимания речевых высказываний и других сигналов.
Таблица 6
Примерный план мероприятий и занятий, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков
№ п/п Тема Цель занятия Содержание занятия Вводный этап 1 Знакомство с коллективом Осуществление предварительного знакомства школьников с коллективом, осуществление предварительной работы, направленной на совместную деятельность, и создание положительного настроя внутри коллектива 1. Представься (назови себя)
2. Краткий рассказ о себе
3. Школьники меняются местами с другими
4. Угадай кто это
5. Занятие «рука к руке»
6. Волшебный стул Основная часть 2 Мы вместе работа осуществлённая на проведение и формирование чувства принадлежности к коллективу и общности, формирование навыков общения и создание дружелюбной ситуации внутри коллектива «Прошепчи имя»
«Передай маску»
«Хороший друг»
«Гусеница»
«Травинка»
«Пирамида любви» 3 Учусь общению на уроках осуществить знакомство с эмоциями, возникающими при общении обучающихся: робость, страх, скромность, отвращение, брезгливость и т.д. «Паутинка»
«Встаньте все те, кто...»
«Я бросаю тебе мяч»
«Угадай кто это»
«Пожалуйста»
6 «Комплименты»
4 Узнай эмоцию отработка навыков у обучающихся к распознаванию основных эмоций по определённым внешним и внутренним признакам: мимика, интонация, поведение «Ласковое имя»
«Комплименты»
«Жучок»
«Тропинка»
«Танец шляпы»
«Пожелания» 5 Я и другие, я и коллектив воспитание чувства принадлежности к коллективу, к классу, наличие способности школьника чувствовать себя более защищённым «Волшебный клубочек»
«Да и нет»
«Говорящие очки»
«Менялки»
«Травинка»
«Мне удалось»
6 Кто ты такой деятельность направленная на становление и формирование представлений о себе как индивидуальной личности «Что я люблю делать»
«Интервью»
«Кто споёт громче всех»
«Зайчик и лиса»
«Водопад» 7 Действуй Деятельность, направленная на формирование чувства сплочённости и единения с коллективом, отработка ощущения принадлежности к коллективу «Имя и движение»
«Друг дружке»
«Цепочка слов»
«Совушка -сова»
«Замри»
6. «Улыбка» 8 Доверяй Занятия и упражнения направленные на формирование внутреннего доверия между двумя сверстниками или коллективом 1. «Кто ты»
2.«Волшебная палочка»
3. «Поводырь»
4. «Тарелочка» Заключительная часть 9 Подведение итогов Подведение итогов и полученных результатов, повышение уверенности в себе 1. «Улыбка»
2. «Строим дом»
3.«Дерево настроения»
На основании выше сказанного основной целью и задачей разработки и внедрения в образовательный процесс заданий направленных на повышение эффективности коммуникативных навыков и умений основной задачей является выработка у обучающихся интереса к общению, а также возможности включения школьников в процесс коммуникации. Проведение занятий и специализированных игровых упражнений способствуют формированию коммуникативных умений и навыков, направлены на оптимизацию процесса воспитания школьников. При разработке заданий были учтены закономерности развития и психологического формирования школьников определённого возраста, а также в зависимости от семейного и социального положения.
При проведении занятий соблюдали общие принципы работы с младшими школьниками, а именно систематичность и последовательность работы, соблюдение принципов связи процесса обучения с жизненными факторами, соблюдение непрерывности и целостности процесса образования и познавания нового материала, доступность предоставляемого материала и связь с обучающимися в зависимости от возрастных особенностей школьника.
Разрабатываемый комплекс занятий соответствует определённым общим принципам и правилам организации образовательного процесса направленных на формирование коммуникативных умений и навыков:
- формирование образовательной среды для обеспечения мотивационной стороны в вопросах деятельности младших школьников с возможным применением игр и упражнений.
- Формирование положительного общения обучающихся, деятельность, направленная на формирование адекватного поведения и общения младших школьников в коллективе.
В качестве основной части занятий рассматривается проведение урока в качестве игровой формы деятельности. Игра является основой адаптационного процесса. При использовании игровой формы проведения урока в реальном времени и с условием более приближенных к реальности возможно обеспечение максимального вовлечения школьников в образовательный процесс.
Основная цель проведение уроков в игровой форме преодоление трудностей в общении и эффективное налаживание информационных контактов.
При прохождении каждого отдельного этапа наблюдается освоение нового информационного материала:
- формирование положительного эмоционального отношения к приобретённым умениям и навыкам, формирование эмоциональной привязанности по отношению к коллективу.
- выделение и актуализация проблемы приобретения коммуникативных навыков.
- выражение эмоций или состояния посредством подражания своего собеседника.
- понимание и систематизация полученных знаний.
Разработанный комплекс мероприятий разработан в качестве внеклассного курса специализированных занятий, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков. Для эффективного формирования и внедрения заданий в образовательный процесс каждому педагогу необходимо иметь определённый уровень знаний о психологических и физиологических особенностях развития младших школьников в соответствии с их возрастом.
На основании применения разработанных занятий и мероприятий было установлено что использование приёмов проведения образовательного процесса в виде игрового и материала для тренинга позволяет повысить эффективность и направленность развития коммуникативных навыков у школьников.
Установлено что повышение эффективности и приобретение новых коммуникативных навыков и умений происходит в несколько этапов. На первом этапе происходит приобретение навыков и умений в качестве основной платформы, на втором этапе приобретённые навыки и умения доводятся до практического автоматизма, на последней стадии приобретённые навыки доводятся до автоматизма и при этом могут использоваться с целью перевода из одной ситуации в другую.
Усвоенные стандартные умения дают время и силы для сосредоточения внимания подростков на сугубо содержательных моментах общения. Это происходит постепенно после того, как у юношей и девушек автоматизировались эти стандартные умения.
Обучение младших школьников коммуникативным умениям включает и сообщение им некоторой суммы теоретических знаний, и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Для этого целенаправленно используются разнообразные формы деятельности. Очень большую роль играет и то, как сами взрослые организуют своё общение со школьниками.
Для развития творческого подхода к общению младших школьников необходимо формировать определённые социальные установки в сфере общения: отношение к каждому партнёру по общению, как к цели, так и к средству; интерес к самому процессу общении, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнёров; стремление как можно больше отдавать партнёрам по общению.
Таким образом, занятия способствовали формированию коммуникативных умений младших школьников, установлению межличностных отношений со сверстниками, развитию эмоций, формированию доверия, умения самостоятельно решать проблемы.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Цель проведения работы – формирование эффективности комплекса занятий, направленных на формирование коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи:
- проведение вторичной диагностики и тестирования уровня развития коммуникативных умений обучающихся.
- провести оценку эффективности проведённых уроков с использованием игровых мероприятий и занятий.
- проведение систематического анализа результатов, проведённых исследований.
С целью определения уровня коммуникативного развития у младших школьников на этапе проведения контрольного этапа была повторно проведена методика определения уровня развития.
Диагностика изучения уровня сформированности коммуникации с точки зрения общения проводилась с использованием методики М.И. Рожкова.
Обработка полученных результатов исследований была проведена по показателям сформированности коммуникации с точки зрения ресурсов общения у младших школьников по общему количеству набранных баллов. Результаты тестирования складывались из количества баллов, набранных школьниками при проведении тестирования. В зависимости от выбранного ответа определяли количество баллов «А» - 3 балла, «Б» - 2 – балла, «В» - 1 балл.
Количество баллов было поделено на определённые уровни:
высокий уровень – 25-30 баллов.
средний уровень – 20-24 балла.
низкий уровень – 10-19 баллов.
В качестве основы при проведении тестирования были приняты уровни развития коммуникативных умений у младших школьников, приведённые в работах Мудрика А.В.
1-й уровень – (низкий) – школьник малоактивен, неразговорчив с педагогами и одноклассниками, не проявляет активность в общении.
2-й уровень (средний) – школьник может проявлять способность к приобретению навыков слушать и слышать, способен к активному поддержанию диалога, способен разрешить спорные вопросы без конфликта между сторонами спора.
3-й уровень (высокий) – школьник проявляет активность в общении, способен самостоятельно инициировать общение в коллективе и активно поддерживать вопросы.
Результаты исследований сформированности коммуникации как общения у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента представлены в таблицах 7 и 8.
Исследования проведённые с целью определения уровня сформированности коммуникативных как общения школьников показало существенные различия между первым и вторым (констатирующем) этапом.
Таблица 7
Результаты уровня сформированности коммуникативных навыков у школьников в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента
№ п/п Список обучающихся в группе Уровень 1 Б. Галя высокий 2 В. Пётр высокий 3 Г. Артём средний 4 Д. Настя средний 5 Ж. Данил средний 6 П. Катя высокий 7 К. Софья высокий 8 Д. Степан низкий 9 В. Дима средний 10 М. Тимофей высокий
Таблица 8
Результаты уровня сформированности коммуникативных навыков как общения у школьников в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п Список обучающихся в группе Уровень 1 К. Анна средний 2 Л. Денис средний 3 М. Антон низкий 4 М. Дмитрий высокий 5 П. Анатолий средний 6 Т. Арина высокий 7 Е. Джамиля средний 8 Т. Вероника низкий 9 И. Павел средний 10 М. Александр низкий
Сравнительные результаты диагностики сформированности коммуникативных умений младших школьников по использованной методике в процентном соотношении представлены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты сформированности коммуникативных навыков и умений как общения у младших школьников в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента (%)
Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий 50 20 Средний 40 50 Низкий 10 30
На основании проведённых исследований установлено что 10 % обучающихся в группе характеризовались наличием низкого уровня сформированности коммуникативных умений, характерными признаками являются небольшая активность и нежелание вступать в контакт с коллективом, как со сверстниками, так и со взрослыми.
В экспериментальной группе 40% обучающихся имеют средний уровень формирования коммуникативных навыков. Данная группа школьников характеризовалась умением слушать и вступать в разговор с коллективом и своими сверстниками, отмечается способность поддерживать диалог на свободные темы.
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков наблюдалась у 50% школьников. Данным обучающимся характерно проявление коммуникационной активности в общении с коллективом, сверстниками и взрослыми в лице педагогов. При проведении исследований в контрольной группе диагностические данные остались такими же.
При комплексном исследовании результатов проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе в которой были использованы игровые формы проведения занятий в образовательном процессе, уровень эффективности развития коммуникативных навыков значительно повысился, по сравнению с контролем. Уровень коммуникативных умений в контрольной группе не изменялся и остался на прежнем уровне.
Полученные результаты проведённого экспериментального исследования позволяет говорить об эффективности проводимых игровых мероприятий.
Выводы по главе
Для определения эффективных методов и приемов направленных на формирование коммуникативных умений у младших школьников проведена опытно-экспериментальная работа на базе образовательного учреждения. С целью проведения работы были сформированы две группы контрольная и экспериментальная в каждой по 10 человек.
При проведении экспериментального исследования выделяли три этапа проведения: констатирующий, формирующий и контрольный.
Основной целью проведения экспериментальной работы были обоснование эффективности комплекса занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков.
При проведении исследований были решены следующие основные задачи:
- проведение работы по определению уровня сформированности коммуникативных умений.
- разработка и реализация комплекса заданий, при опоре на психологические и социальные особенности развития и формирования личности школьника.
- осуществить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В результате проведённых исследований было установлено что у обучающихся в экспериментальной группе уровень коммуникативных знаний и умений был значительно выше по сравнению с контролем. Повышение коммуникативных умений были достигнуты благодаря проведению специальных занятий в виде тренингов. В качестве рекомендаций можно высказать следующие пункты:
- проведение информирования обучающихся о характерных особенностях развития личности с использованием объяснений и пояснения психологических особенностей личности.
- рекомендуется использовать тренинги и игровые занятия с целью повышения эффективности и уровня общения школьников внутри коллектива.
Заключение
Повышение коммуникативной активности у обучающихся является важной частью социального развития и становления личности человека. Человек не может существовать и развиваться без коммуникативной активности в обществе.
Наибольший пик коммуникативной активности возрастает в период младшего школьного возраста. Благодаря эффективной коммуникативной способности школьников он активно познает окружающий мир, приобретает способность выстраивать отношения с другими людьми и реализовывать себя в социуме.
Приёмы формирования коммуникативных умений и навыков у школьников должны опираться непосредственно на знания психологических особенностей развития ребёнка. Наиболее лёгкой и доступной формой проведения работ по повышению эффективности и уровня развития коммуникативных навыков является проведение образовательного процесса в виде игрового урока или специализированного тренинга. В игре-тренинге, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся формы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое нравственное становление и развития личности. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. В психологическом словаре тренинг (англ. training) специальный тренировочный режим, тренировка.
Младшие школьники во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становится более компетентными в сфере общения.
Работая в группе тренинга, младший школьник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и обрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищённость.
При отсутствии или скудном опыте общения у младших школьников возникает недостаток выражения эмоционального состояния (удовлетворённость, радость, гнев, печаль, страдание и другие чувства), ориентированные на то, чтобы определённым образом настроить учащегося и взрослых на контакты. С помощью проведённых игр, упражнений-тренингов дети раскрепостились, появилась познавательная активность, образовались позитивные отношения между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Эффективность методики на выявление уровня общения хороша, в том, что за короткий срок можно получить большой объем информации, и достаточно полно раскрыть ребёнка.
Список использованной литературы и источников
Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста [Текст]/ Т.В. Архиреева. – М.: Инфра, 2005. – 309 с.
Байкулова А.Н. Речевое общение в семье: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2006.
Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / Эрик Берн http://psychologi.net.ru/1/lyudi-kotorye-igrayut-v-igry.pdf с. 71.
Богословский, В. В. Общая психология [Текст]: /Учебное пособие под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981. 383с.
Бодалев, А.А. Психологическое общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2004. - 256 с.
Брагина, Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2011. – 341 с.
Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2016. – 102 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 512 с.
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
Ибришим, Л.Ю. Использование элементов тренинга для гармонизации семейных отношений. – В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 75-79.
Игебаева, Ф. А. Образ жизни городской семьи и факторы её дестабилизации // Социально-политические науки: Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, N1 – С.140 – 142.
Игебаева, Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. N9. – С.73 – 76
Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2012. – 416 с.
Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос Пресс, КДУ, 2014. – 288 c.
Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи. - Учебник / Москва, 2017. Сер. 11. Университеты России (2-е изд., испр. и доп).
Кузьмина, Е. М., Соколов, В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза [Текст]/ Е. М. Кузьмина, В. М. Соколов. - монография. – М.: Н. Новгород, 2012. – 48 с.
Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А.А. Максимова. – М.: Начальная школа. - 2011. - №1. - С.30-34
Матвиенко, С.В. Семья как фактор нравственного формирования личности / С.В. Матвиенко // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012. – Т.7. - № 1. – с. 64-68
Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие [Текст] / В.Д. Менделевич – СПб: Речь, 2013. – 445 с.
Морозова, Е.А. Традиционные устои семьи как фактор формирования целостности личности [Текст] / Е.А. Морозова, И.А. Подоровская // Морозова Е.А., Подоровская И.А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 2 (13). С. 108-115.
Нилова, К., Салихова, Э. Теоретико-методологические вопросы изучения семейной коммуникации. В книге: Интразона семейной коммуникации: социопсихолингвистический аспект. London, 2016. С. 15-53.
Нилова, К.В. Межпоколенческая внутрисемейная коммуникация (социопсихолингвистический аспект). – автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Башкир. гос. ун-т. Уфа, 2015.
Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 496 с.
Паршин Н.М., Архипцев И.Н. Психологическое насилие в семье как негативный фактор, влияющий на формирование личности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. N4. С. 22–26.
Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Изд. МГУ, 1989. 216 с.
Пузырёва, Л.А., Иванова, Д.И. Разработка программы психологического сопровождения формирования навыков внутрисемейной коммуникации. В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 196-199.
Райфшнайдер, Т.Ю. Критерии девиантного поведения подростков учащихся школ [Текст] / Вестник Университета/ Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2011. – № 5 (43).
Рождественская, Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. – М.: Генезис, 2015. – 216 с.
Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. 2015. – № 10 (54). - С. 437-442.
Синельникова, Е.С. Понимание и доверие как условия успешной внутрисемейной коммуникации. – Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (см. в книгах). 2010. Т. 190. С. 236-239.
Фром, Э. Искусство любить [Текст] / Фром Э. / АСТ. Эксклюзивная классика. – 2020. С. 224.
Хайрулина, А.И. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности ребёнка [Текст] / А.И. Хайрулина // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 316-319.
Хоментаускас. Г.Т. Семья глазами ребёнка. – Издательство: Рипол Классик, 2003.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 336 с.
17
Список использованной литературы и источников
1. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста [Текст]/ Т.В. Архиреева. – М.: Инфра, 2005. – 309 с.
2. Байкулова А.Н. Речевое общение в семье: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2006.
3. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / Эрик Берн http://psychologi.net.ru/1/lyudi-kotorye-igrayut-v-igry.pdf с. 71.
4. Богословский, В. В. Общая психология [Текст]: /Учебное пособие под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981. 383с.
5. Бодалев, А.А. Психологическое общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2004. - 256 с.
6. Брагина, Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2011. – 341 с.
7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2016. – 102 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 512 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
10. Ибришим, Л.Ю. Использование элементов тренинга для гармонизации семейных отношений. – В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 75-79.
11. Игебаева, Ф. А. Образ жизни городской семьи и факторы её дестабилизации // Социально-политические науки: Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, N1 – С.140 – 142.
12. Игебаева, Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. N9. – С.73 – 76
13. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2012. – 416 с.
14. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос Пресс, КДУ, 2014. – 288 c.
15. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи. - Учебник / Москва, 2017. Сер. 11. Университеты России (2-е изд., испр. и доп).
16. Кузьмина, Е. М., Соколов, В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза [Текст]/ Е. М. Кузьмина, В. М. Соколов. - монография. – М.: Н. Новгород, 2012. – 48 с.
17. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А.А. Максимова. – М.: Начальная школа. - 2011. - №1. - С.30-34
18. Матвиенко, С.В. Семья как фактор нравственного формирования личности / С.В. Матвиенко // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012. – Т.7. - № 1. – с. 64-68
19. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие [Текст] / В.Д. Менделевич – СПб: Речь, 2013. – 445 с.
20. Морозова, Е.А. Традиционные устои семьи как фактор формирования целостности личности [Текст] / Е.А. Морозова, И.А. Подоровская // Морозова Е.А., Подоровская И.А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 2 (13). С. 108-115.
21. Нилова, К., Салихова, Э. Теоретико-методологические вопросы изучения семейной коммуникации. В книге: Интразона семейной коммуникации: социопсихолингвистический аспект. London, 2016. С. 15-53.
22. Нилова, К.В. Межпоколенческая внутрисемейная коммуникация (социопсихолингвистический аспект). – автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Башкир. гос. ун-т. Уфа, 2015.
23. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 496 с.
24. Паршин Н.М., Архипцев И.Н. Психологическое насилие в семье как негативный фактор, влияющий на формирование личности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. N4. С. 22–26.
25. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Изд. МГУ, 1989. 216 с.
26. Пузырёва, Л.А., Иванова, Д.И. Разработка программы психологического сопровождения формирования навыков внутрисемейной коммуникации. В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 196-199.
27. Райфшнайдер, Т.Ю. Критерии девиантного поведения подростков учащихся школ [Текст] / Вестник Университета/ Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2011. – № 5 (43).
28. Рождественская, Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. – М.: Генезис, 2015. – 216 с.
29. Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. 2015. – № 10 (54). - С. 437-442.
30. Синельникова, Е.С. Понимание и доверие как условия успешной внутрисемейной коммуникации. – Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (см. в книгах). 2010. Т. 190. С. 236-239.
31. Фром, Э. Искусство любить [Текст] / Фром Э. / АСТ. Эксклюзивная классика. – 2020. С. 224.
32. Хайрулина, А.И. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности ребёнка [Текст] / А.И. Хайрулина // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 316-319.
33. Хоментаускас. Г.Т. Семья глазами ребёнка. – Издательство: Рипол Классик, 2003.
34. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Как влияют внутрисемейные отношения на формирование коммуникативной компетентности младших школьников?
Внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании коммуникативной компетентности младших школьников. Семейная среда является основой для развития различных навыков общения у ребенка, таких как умение слушать, говорить и адекватно реагировать на других людей. Также, через взаимодействие с ближайшими членами семьи дети учатся эмоциональному выражению, пониманию невербальных сигналов и принятию культурных норм и ценностей. Позитивные взаимодействия в семье способствуют формированию у ребенка уверенности в себе и развитию социальных навыков, что, в свою очередь, помогает ему легче адаптироваться в школьной среде и эффективно взаимодействовать со сверстниками и учителями. Однако, негативные внутрисемейные отношения, такие как насилие или игнорирование, могут привести к нарушениям в коммуникативной компетентности ребенка и затруднить его адаптацию в обществе.
Какой ролью является семья в формировании коммуникативной культуры младших школьников?
Семья играет ключевую роль в формировании коммуникативной культуры младших школьников. В первые годы жизни дети активно наблюдают и подражают своим родителям и близким родственникам. В семейной среде они учатся правильному общению, овладевают основами речи и учатся выражать свои мысли и чувства. Родители являются примером для детей и влияют на их способность слушать и говорить, реагировать на эмоции и устанавливать контакты с другими людьми. Позитивные взаимоотношения в семье, такие как уважение, любовь и внимание, создают благоприятную атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и готов к общению. Однако, негативные отношения и отсутствие поддержки со стороны семьи могут привести к проблемам в коммуникативной культуре ребенка и затруднить его социальную адаптацию.
Какие факторы влияют на формирование коммуникативной компетентности младших школьников?
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников зависит от множества факторов, включая внутрисемейные отношения, которые являются одним из важных социальных факторов. Также влияние оказывают школьная среда, образовательные методики и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Каким образом внутрисемейные отношения семьи влияют на формирование коммуникативной компетентности младших школьников?
Внутрисемейные отношения являются основой для формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Качество общения в семье, поддержка со стороны родителей, разнообразие коммуникативных ситуаций помогают детям развивать навыки слушания, говорения, чтения и письма. Также внутрисемейные отношения влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка, что также является важным аспектом коммуникативной компетентности.
Какие методы и приемы можно использовать для формирования коммуникативной компетентности младших школьников?
Для формирования коммуникативной компетентности младших школьников можно использовать различные методы и приемы. Например, игровые ситуации, драматизации, ролевые игры способствуют развитию коммуникативных навыков и уверенности в общении. Также важно создавать условия для разнообразного общения с детьми и взрослыми: проводить беседы, обсуждения, работу в парах и группах. Необходимо также учить детей слушать и уважать мнение других, развивать навыки решения конфликтных ситуаций через общение.
Как семейные отношения влияют на эмоциональную сферу младших школьников?
Семейные отношения являются ключевыми для формирования эмоциональной сферы младших школьников. Качество отношений между родителями и детьми, поддержка и забота, эмоциональная поддержка влияют на эмоциональное состояние ребенка. Родители играют важную роль в формировании эмоциональных навыков и умений, помогая детям выражать свои эмоции, развивать понимание и контроль над собственными эмоциями.
Как влияют внутрисемейные отношения на формирование коммуникативной компетентности у младших школьников?
Внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании коммуникативной компетентности у младших школьников. Если в семье существуют положительные, поддерживающие коммуникацию отношения, дети учатся эффективно общаться, слушать и понимать других, адекватно выражать свои мысли и эмоции. Однако, если в семье присутствуют конфликты, пренебрежительное отношение друг к другу или негативное общение, то у детей может возникнуть проблема с развитием коммуникативных навыков.
Какое влияние оказывает семья на формирование личности ребенка?
Семья является основным социальным фактором формирования личности ребенка. Внутрисемейные отношения, стили воспитания, коммуникация в семье - все это оказывает огромное влияние на формирование ценностей, навыков и поведения ребенка. Семейная среда может способствовать развитию уверенности в себе, самостоятельности, эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности.
Как можно определить коммуникативную компетентность младшего школьника?
Коммуникативная компетентность младшего школьника проявляется в его способности эффективно общаться с окружающими, выражать свои мысли и эмоции, слушать и понимать других людей. Она включает в себя навыки вербального и невербального общения, умение сотрудничать, решать конфликты, вежливо общаться и устанавливать контакт с товарищами и учителями.
Какие методы и приемы используются для формирования коммуникативной компетентности младших школьников?
Для формирования коммуникативной компетентности младших школьников используются различные методы и приемы. Например, это игровые упражнения, ролевые игры, обучение взаимопониманию и сотрудничеству, тренировки по развитию навыков слушания и высказывания своих мыслей, обучение правилам вежливого общения и решения конфликтов. Также важно создать положительную и поддерживающую атмосферу в классе и семье, чтобы дети могли свободно практиковать свои коммуникативные навыки.
Какие факторы влияют на формирование коммуникативной компетентности у младших школьников?
Факторы, влияющие на формирование коммуникативной компетентности младших школьников, включают в себя внутрисемейные отношения, социальную среду, образовательные программы и методики, а также индивидуальные особенности ребенка.