Развитие лексической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 46 46 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 17.03.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические основы работы над развитием лексической стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 7
1.1 Вопросы развития лексической стороны речи у детей в психолого- педагогической литературе 7
1.2 Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе 12
1.3 Особенности лексической стороны речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и методы ее коррекции 18
Глава 2. Экспериментальное исследование развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 26
2.1 Диагностические задания для исследования лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 26
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Методические рекомендации по коррекции лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 36
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение 46


Фрагмент для ознакомления

У мальчика достаточно развит номинатитвный, предикативный, атрибутивный словарь, отмечены трудности словообразования притяжательных прилагательных и нарушения синонимии.Отмечена следующая группа детей (Катя С., Леша Д., Федя Ж., Оля С.), которые набрали 14, 13, 10 баллов, что соответствует среднему уровню развития словаря. Дети правильно выполнили часть задания: называли предметы, действия, признаки предметов, использовали простые предлоги, однако испытывали трудности при словообразовании, подборе синонимов, антонимов, согласовании числительных. При помощи взрослого данная группа детей выполняла задание.Следующая группа детей (Ваня Л., Вика Н., Боря С., Женя В.) набрали 9, 8 и 4 баллов, что соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Словарь детей ограничен, дети неточно подбирают названия слов, не используют словообразовательные формы, не подбирают антонимы и синонимы. Наименьшее число баллов отмечено у Жени В. Мальчик называет только предметы, действия, признаки предметов, навыки словообразования не сформированы, числительные не согласовывает, предлоги не использует, синонимичные и антонимичные пары не подбирает.Анализ количественных и качественных результатов констатирующего эксперимента позволил определить уровни сформированности словарного запаса у младших школьников с ТНР, которые зафиксированы в Таблице 2 и на Рисунке 2. Таблица 2 – Количество младших школьников по уровням развития словаря Уровни развития словаря Количество детей Высокий2 (20 %)Средний4 (40 %)Низкий4 (40 %)Рис. 2 – Уровни развития словаря у младших школьников с ТНРТаким образом, при подборе синонимов и антонимов у младших школьников выявились следующие особенности: ограниченность словаря его ситуативность, сложности актуализации, неумение определить существенные семантические признаки, недостаточное понимание значения слова, неумениесравнивать слов по семантическому признаку.Анализ количественных и качественных результатов исследования показал отставание в развитии лексического запаса у младших школьников с ТНР. Малый объем словаря, не точное использование слов, неумение подбирать неологизмы, несформированность навыка определения смысловых характеристик слова, ошибки в подборе синонимов и антонимов подтверждают необходимость организации коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР по формированию и развитию словаря. 2.3. Методические рекомендации по коррекции лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речиСогласно ФГОС НОО для детей с ОВЗорганизацию коррекционной работы следует проводить с учетом следующих образовательных потребностей младших школьников с ТНР:своевременное оказание логопедической помощи;адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования к образовательным потребностям учащихся;обеспечение дифференцированного подхода к организации образовательного процесса в зависимости от особенностей речевого дефекта.Обеспечение дифференцированного подхода к образованию детей с ТНР предполагает вариативность форм получения образования, среди которых выделяют:инклюзивное образование,коррекционное образование в специальном учреждении. Как отмечают Е.Е. Китик, Л.Е. Томме адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования возможна в двух вариантах: 5.1 и 5.2 [17].Согласно варианту 5.1 обучение школьников с ТНР полностью соответствует итоговым показателям сверстников с нормальным речевым развитием. Данный вариант программы предназначен для школьников с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи III уровня с дислалией, дизартрией, заиканием, ринолалией. Данный вариант программы предполагает обучение младших школьников с ТНР в среде нормально развивающихся сверстников в те же сроки (4 года). Вариант 5.2 предназначен для школьников с общим недоразвитием речи I, II, III уровня с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием.Данный вариант программы обеспечивает получение образования в более длительные сроки и соответствует по конечным показателям образованию нормально развивающихся сверстников. Обучение осуществляется в среде сверстников, имеющих речевые нарушения и сходные образовательные потребности.Обучение школьников с ТНР предполагают проведение большой предварительной работы, дробную, алгоритмизированную подачу материала, постоянное его закрепление, поэтапную автоматизацию полученных навыков в разных речевых ситуациях.Работа по формированию и развитию лексической стороны речи детей включена в разные варианты программ и предполагает использование следующих методов работы:наглядные,словесные, смешанные.Коррекционную работу по обогащению словарного состава младших школьников с ТНР А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова рекомендуют проводить в следующей последовательности [44, 51]:1 этап– проводится работа по расширению словаря на материале одной тематической группы (мебель, транспорт, время года, профессии и т.д.);2 этап – работа по сопоставлению слов для определения различий между ними, что направлено на обогащение пассивного и активного словаря, а также на развитие и совершенствование слухового и зрительного внимания, мыслительных операциий;3 этап – занятия по формированию и развитию умения понимать смысловое значение слов из контекста;4 этап – ведется работа по формированию и развитию уменияподбирать синонимы к заданному слову;5 этап – формирование и развитие умения подбирать антонимы к объясняемому слову;6 этап –проводится работа по формированию и развитию умения объяснять значение словс помощью развернутого описания.При работе над новой лексикой обязательно проводится работа не только над смысловой стороной слова, а также по закреплению использования слова в разных грамматических условиях. На каждом этапе приучают школьников к работе со словарем, что влияет на познавательное развитие детей.Параллельно на каждом этапе обогащения словаря проводят коррекционные мероприятия по исправлению нарушений всех сторон речи, а также профилактические задания по преодолениювторичных отклонений познавательного развития.Таким образом, логопедическая работа по развитию лексической стороны речи у младших школьников с ТНР включает расширения объема словаря на материале уточнения смыслового содержания слов, путем расширения представлений об окружающем мире, развитии познавательных процессов в разных видах деятельности.ЗаключениеРечь имеет важное влияние на формирование психических процессов и общее развитие ребенка. Речь лежит в основе овладения грамотой, выступает средством общения; участвует в регуляции и контроле поведенческой деятельности ребенка на всех этапах его развития.Словарный состав речи ребенкаопределяется его лексикой. Другими словами, лексика обозначает совокупность слов родного языка.Данное исследование посвящено изучению словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Состав младших школьников с ТНР разнообразен: школьники с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушением, с нарушениями темпо-ритмической стороны речи. У детей речевые недостатки проявляются во всех компонентах речи. Словарный запас школьников с ТНР имеет ряд особенностей: пассивный запас слов превышает активный словарь, объем словаря ограничен, отстает от возрастной нормы, ситуативно обусловлен, дети не точно определяют или не знают названия слов, обозначающих части тела, одежду, мебель, профессии, детенышей животных.Младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи приблизительно понимают значение слов, однако активно неиспользуют их вречи, ребенок может одним словом обозначать несколько предметов, близких по значению. Малый объем словаря связан с несформированностью словообразовательных навыков. Школьники не владеют способами образования существительных, прилагательных, глаголов: суффиксальным, префиксальным или смешанным. Младшие школьники не используют в речи сложные предлоги, не дифференцируют их пространственную принадлежность. Количественный анализ результатов исследования позволил определить уровни развития словаря у младших школьников с ТНР: преобладание среднего и низкого уровней, что обусловлено сложностью речевого нарушения. Кроме того, речь учащихся с ТНР характеризуется присутствием аграмматизмов, искажений слоговой структуры, нарушенным произношением звуков.Процесс овладения лексикой у детей с речевыми нарушениями проходит в той же последовательности, что и у нормально развивающихся детей, различаются только задержкой во времени и качественным своеобразием.По результатам эксперимента определены особенности ограниченного словарного запаса детей с ТНР, к которым относятся сложности установления характерных дифференциальных семантических признаков, трудности противопоставления слов по значению, неразвитость мыслительных операций (сравнение, обобщение), малая речевая активность, неустойчивость парадигматических связей, сложности подбора нужного по смыслу слова.Перечисленные выше трудности диктуют необходимость организации своевременной и целенаправленной коррекционной работы со школьниками с ТНР, содержание которой строится с учетом онтогенетического и дифференциального подхода. Коррекционная помощь может быть оказана в общеобразовательных или специальных образовательных учреждениях согласно адаптированной основной образовательной программы с учетом ведущего нарушения. Библиографический списокАксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи: Методика и практика преподавания / Л.Л. Андрюхова. – Ростов н /Д. : Феникс, 2013 – 320 с.Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся // Методика преподавания русского языка /под ред. М.Т.Баранова. – М. : Педагогика, 1990. – 355 с.Бессонова Т.П. Уроки русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная школа / под ред. А.И. Дьячкова. – М., 1965. –Вып. 3.Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2017. - № 4. – С. 47-51.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Протос, 2013. – 469 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ. – М., 2003.Горелов И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 240 с.Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект / под ред. Е.Е. Чепурных [и др.]. – М., 1999. – 324 с. Демиденко С.А. Методика преподавания русского языка (специальная). – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 70 с. Дудников А.В. Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей вузов союзных и авт. респ. – М.,1990.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Зикеев. – 3-е изд., исправленное. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 198 с. Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А.Зимняя, Т.С.Путиловская // Начальная школа +. – 2015. – №7. – С. 66-67.Китик Е.Е. Дети с тяжелыми нарушениями речи: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е. Китик, Л.Е. Томме. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 48 с. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001. – 80 с.Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с. Кривовязова Н.Д. Обучение в 1 классе : Учеб.-метод. пособие / Н.Д. Кривовязова, И.Н. Ясова. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 68 с. Кривовязова Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск: Зорныверасок, 2011. – 215 с.Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пею ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика им етодика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М., 1987.Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975. – 69 с.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». – М., 1988.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.Мичкова Ю.Д. Формирование лексико-семантических представлений о слове у учащихся начальных классов с недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. – М., 2015.Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие / Н.А. Мишанкина; Томский политехнический университет. Изд. 2-е доп. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.Новоторцева Н.В. Развитие научного наследия Л.С. Выготского в практике специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 66–69.Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.Пантелеева, Л. А. К вопросу об усвоении учебной лексики младшими школьниками с системными нарушениями речи // Логопедия. – 2005. – №2. – С. 40-45.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. ФГОС / ред. О.А. Бондарчук, А.В. Бабурин. – М.: Просвещение, 2017. – 197 с. Примерные рабочие программы (с тяжелыми нарушениями речи) Вар. 5.2. 1 дополнительный 1 классы / ред. Е.Ю. Ситкина. – М.: Просвещение, 2018. – 736 с. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида / Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 2004.Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2010. – 374 с. Русский язык. Справочные материалы. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1987.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи:Наглядно-методическое пособие. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. – 52 с.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб., 2007.Современный русский язык, В 3-х ч. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М., 1981. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / Л.Ф. Спирова // Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М.; Педагогика, 1980. – 192 с. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М.: «Просвещение», 1976. – 112 с.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. –№ 4.Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I-V классы. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2008. – 44 с.Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – с. 252. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.ЦейтлинС.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.ШахнаровичА.М. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович; Рос. Акад. наук. Ин-т языкознания. – М. : Ин-т языкознания РАН, 1999. – 165 с.Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с.ПриложениеДидактические речевые игры по обогащения словаря (на примере формирования и развития навыка словообразования имен прилагательных)1. «Послушай и повтори новое слово»Цель: расширение представлений о свойствах предметов, обогащение пассивного словаря, знакомство со способами образование относительных прилагательных (с помощью суффикса –ов-)Ход игры.Дети, осень падает много листьев. Как называется это явление?Листопад.Давайте узнаем с какого дерева упали листья.Этот лист с дуба. Как назовем его?Дубовый.Словарь: осиновый, березовый, яблоневый, липовый, кленовый, ольховый.2. «Подбери словечко»Цель: знакомство со способами образования относительных прилагательных (с помощью суффикса –ов-)Ход игры:Осень, осень, листопад,листья падают, шуршат, под ногами шелестят.Дети давайте из листьев соберем букетУ тебя букет из каких листьев?Из березовых листьев.А у тебя?Из дубовых листьев.3. «Подбери признак»Цель: Образование качественный прилагательных суффиксальным способомХод игры:Давайте поиграем в лото. Найдите все предметы, которые сделаны из стекла, железа, дерева. Какой предмет нашла Маша, Коля и т.д.?Я нашла стеклянную бутылку.Я нашел металлическую кастрюлю.4. Игра «Чей хвост?»Цель: образование притяжательных прилагательных суффиксальным способом.Ход игры: Ослик Иа потерял свой хвост. Все звери ищут хвост ослика. Давайте и мы им поможем. Смотрите, я нашла хвост. Чей это хвост? Беличий. Кому дадим хвост?Белке.А это чей хвост?Медвежий. Дадим его медведю. Словарь: волчий, обезьяний, ослиный, заячий, лошадиный.5. Игра «Чей, чья, чьи?»Цель: образование прилагательных суффиксальным способом (нулевой суффикс)Ход игры:Дети, у меня перепутались все картинки. Помогите мне их собрать. Посмотрите, что это у меня?Голова.Чья?Лисья.А это что?Хвост. Чей?Лисий.А уши чьи?Лисьи.6. Игра «День рождения»Цель: образование относительных прилагательных с помощью суффиксаХод игры. Вся семья готовится к дню рождения. Каждый готовит свое блюдо.Мама готовит пирог из яблок. Какой пирог?Яблочный.Бабушка варит компот из слив. Какой компот?Сливовый.Валя готовит салат из капусты. Какой салат?Капустный.Папа готовит пюре из картофеля. Какое пюре?Картофельное.7. Игра «Близкие слова»Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса.Ход игры: Дети, у меня перепутались все картинки. Помогите мне их собрать. Посмотрите, что это у меня?Голова. У кого еще голова? Это чья голова?Лисья.А это чья?Волчья.А это?Медвежья.8. «Что купить?»Цель: образование относительных прилагательных с помощью слияния основ.Ход игры:Мы с вами сегодня идем в магазин «Продукты». Мама дала задание купить сок на праздник. Выбирайте.Вова из чего сок?Из яблок и слив.Как назвать сок?Яблочно-сливовый.Аня, из чего у тебя сок.Из персика и банана.Как назвать этот сок. Сок какой?Персико-банановый.9. Игра «Какой на вкус»Цель: образование относительных прилагательных путем слияния основ.Ход игры:Бабушка приготовила обед. Давайте поможем бабушке узнать вкус приготовленных блюд.Бабушка сварила компот по вкусу и сладкий, и кислый. Какой компот?Кисло-сладкий.Бабушка сделала салат по вкусу и соленый, и сладкий. Какой салат?Сладко-соленый.Бабашка приготовили чесночный соус по вкусу и горький, и соленый. Какой соус?Горько-соленый.10. Д/и «Ураган»Цель: образование относительных прилагательных с помощью приставок и суффиксов.Инструкция: в городе был сильный ураган. Ветер сорвал таблички названий улиц. Давайте исправим ситуацию Улица, на которой находится завод, назовём – Заводская.На которой много цветов – Цветочная.Улица при школе – Пришкольная.Улица около парка – Парковая.На которой много берез - …11. Игра «Что из чего?»Цель: образование суффиксальным способом.Инструкция: придумай новое слово.Поделка из бумаги – бумажная.Из дерева – деревянная. Из стекла – стеклянная. Из глины - ….12. Игра «Опиши куклу»Цель: образование прилагательных слиянием основ.Инструкция: надо найти куклу по описанию.Кукла с длинными волосами. Какая?Длинноволосая.Кукла с голубыми глазами. Какая?Голубоглазая.Кукла с короткими волосами. Какая?Коротковолосая.

Библиографический список

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
2. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи: Методика и практика преподавания / Л.Л. Андрюхова. – Ростов н /Д. : Феникс, 2013 – 320 с.
3. Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся // Методика преподавания русского языка /под ред. М.Т.Баранова. – М. : Педагогика, 1990. – 355 с.
4. Бессонова Т.П. Уроки русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная школа / под ред. А.И. Дьячкова. – М., 1965. – Вып. 3.
5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2017. - № 4. – С. 47-51.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Протос, 2013. – 469 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
8. Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ. – М., 2003.
9. Горелов И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 240 с.
10. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект / под ред. Е.Е. Чепурных [и др.]. – М., 1999. – 324 с.
11. Демиденко С.А. Методика преподавания русского языка (специальная). – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 70 с.
12. Дудников А.В. Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей вузов союзных и авт. респ. – М.,1990.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
14. Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
15. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Зикеев. – 3-е изд., исправленное. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 198 с.
16. Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская // Начальная школа +. – 2015. – №7. – С. 66-67.
17. Китик Е.Е. Дети с тяжелыми нарушениями речи: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е. Китик, Л.Е. Томме. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 48 с.
18. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001. – 80 с.
19. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.
20. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
21. Кривовязова Н.Д. Обучение в 1 классе : Учеб.-метод. пособие / Н.Д. Кривовязова, И.Н. Ясова. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 68 с.
22. Кривовязова Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск: Зорны верасок, 2011. – 215 с.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
24. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пею ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика им етодика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М., 1987.
25. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975. – 69 с.
26. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». – М., 1988.
27. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.
28. Мичкова Ю.Д. Формирование лексико-семантических представлений о слове у учащихся начальных классов с недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. – М., 2015.
29. Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие / Н.А. Мишанкина; Томский политехнический университет. Изд. 2-е доп. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.
30. Новоторцева Н.В. Развитие научного наследия Л.С. Выготского в практике специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 66–69.
31. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
32. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.
33. Пантелеева, Л. А. К вопросу об усвоении учебной лексики младшими школьниками с системными нарушениями речи // Логопедия. – 2005. – №2. – С. 40-45.
34. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. ФГОС / ред. О.А. Бондарчук, А.В. Бабурин. – М.: Просвещение, 2017. – 197 с.
35. Примерные рабочие программы (с тяжелыми нарушениями речи) Вар. 5.2. 1 дополнительный 1 классы / ред. Е.Ю. Ситкина. – М.: Просвещение, 2018. – 736 с.
36. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида / Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
37. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 2004.
38. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2010. – 374 с.
39. Русский язык. Справочные материалы. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1987.
40. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. – 52 с.
41. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб., 2007.
42. Современный русский язык, В 3-х ч. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М., 1981.
43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / Л.Ф. Спирова // Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М.; Педагогика, 1980. – 192 с.
44. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М.: «Просвещение», 1976. – 112 с.
45. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. –№ 4.
46. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I-V классы. – М н.: Нац. ин-т образования, 2008. – 44 с.
47. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – с. 252.
48. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
49. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.
50. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович; Рос. Акад. наук. Ин-т языкознания. – М. : Ин-т языкознания РАН, 1999. – 165 с.
51. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с

Вопрос-ответ:

Какие вопросы рассматриваются в психолого-педагогической литературе по развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста?

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные аспекты развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста. Например, какие методы и подходы эффективны для расширения словарного запаса у детей, какие факторы влияют на развитие лексической стороны речи, какие возможности есть для развития лексической стороны речи в школьной среде и т.д.

Как развивается лексическая сторона речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе?

Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста происходит постепенно. В начальном периоде дети осваивают базовые слова и понятия, а затем постепенно расширяют свой словарный запас. Они изучают новые слова как на уроках, так и в повседневной жизни, например, через чтение книг, общение с окружающими, просмотр телевизионных программ.

Какие особенности лексической стороны речи наблюдаются у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и как это влияет на их развитие?

У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются такие особенности лексической стороны речи, как ограниченный словарный запас, затруднения в понимании и использовании сложных и абстрактных слов. Это может затруднить их коммуникацию, участие в учебном процессе и общении со сверстниками. Поэтому важно предоставить таким детям дополнительную поддержку и использовать специальные методы и приемы для развития их лексической стороны речи.

Какие методы и подходы эффективны для развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста?

Для развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста можно использовать различные методы и подходы. Например, игровые формы обучения, работу со словарем, чтение книг и обсуждение прочитанного, использование наглядных пособий, создание ситуаций коммуникации, проведение диалогов и т.д. Важно выбирать методы, которые будут наиболее эффективными для конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Какие вопросы рассматриваются в психолого-педагогической литературе по развитию лексической стороны речи у детей?

В психолого-педагогической литературе рассматриваются такие вопросы как: как формируется лексическая сторона речи у детей, какие факторы влияют на ее развитие, какие методы и подходы эффективны для работы над лексической стороной речи.

Как происходит развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста?

В младшем школьном возрасте дети активно пополняют свой словарный запас, учатся использовать новые слова в речи. Они начинают узнавать и понимать значения разных слов, различать синонимы и антонимы, а также учатся использовать слова в контексте.

Какие особенности можно выделить в лексической стороне речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?

У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи может быть наблюдается бедность словарного запаса, трудности в запоминании и использовании новых слов, проблемы с пониманием значений слов и их использованием в контексте.

Какие методы и подходы эффективны для работы над развитием лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста?

Эффективными методами и подходами для работы над развитием лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста могут быть игровые задания, чтение книг, обсуждение прочитанного, использование наглядных материалов и контекстных ситуаций, индивидуальные занятия с педагогом.

Какие факторы влияют на развитие лексической стороны речи у детей?

На развитие лексической стороны речи у детей влияют различные факторы, такие как семейная обстановка, активность и разнообразие речевого общения, чтение книг, просмотр образовательных программ, особенности педагогической работы.

Какие вопросы рассматриваются в психолого-педагогической литературе по развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста?

В психолого-педагогической литературе рассматриваются вопросы о характерных особенностях развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста, о методиках и приемах работы над развитием лексической стороны речи, о роли игры и общения в этом процессе, а также о проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники при освоении лексического материала.

Какие особенности можно выделить в развитии лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста?

Особенности развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста включают постепенное расширение словарного запаса, усвоение новых слов и их значения, формирование навыков употребления слов в речи, развитие понимания смысла слов и их контекстуального использования. Дети также начинают активно использовать различные синонимы и антонимы, образуют сложные слова и фразы. Они осваивают специфическую лексику, относящуюся к разным предметным областям и темам.

Какие особенности лексической стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи могут быть выделены?

У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить такие особенности лексической стороны речи, как ограниченный словарный запас, трудности в усвоении новых слов и их значений, затруднения в построении грамматически правильных и связных предложений. Эти дети могут испытывать трудности в понимании значений слов в контексте и в использовании контекстуальных подсказок для определения значения незнакомых слов. Также у них может быть затруднено использование синонимов, антонимов и сложных слов.