Экологическая безопасность как элемент национальной безопасности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Сущность экологической безопасности государства 5
1.2 Роль и значение экологической безопасности в системе национальной безопасности государства 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСЬ 14
2.1 Экологизация современной экономики России 14
2.2 Проблемы экологизации в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
В Российской Федерации эта концепция впервые была выражена в законе «Об охране окружающей среды», в котором подчеркивалась необходимость перехода на технологические стандарты, предполагающие использование лучших существующих технологий с учетом учитывать экономические и социальные факторы. Предполагается, что переход российской промышленности на принципы «наилучших доступных технологий» состоится в 2015-2025 годах в два этапа. На первом этапе разработаны и приняты правовые акты, обеспечивающие достижение целей, задач и мероприятий концепции.К настоящему времени завершена разработка нормативной базы, направленной на повышение стандартизации в области защиты окружающей среды и переход отрасли на «наилучшие доступные технологии», а также создание руководящих принципов. Второй этап реформы состоится в 2018-2025 гг. В 2018 году завершена работа над системой выдачи, мониторинга, контроля и оценки экологических разрешений. Выдача первых пакетов экологических разрешений началась 1 января 2019 года, а инструменты и механизмы для внедрения «наилучших доступных технологий» состоят из трех категорий взаимозависимых элементов промышленного производства: - вертикальные вертикальные процессы, которые представляют лучшие технологии и практики. которые используются как часть основной производственной деятельности и приводят к повышению эффективности основных фондов, снижению энергоемкости производства и сокращению выбросов;- горизонтально-горизонтальные процессы, направленные на контроль уровня внешних воздействий и рекомендованные к применению во всех отраслях промышленности; - внешние воздействия, определяющие воздействие на окружающую среду основных и вспомогательных производственных процессов через воздействие на окружающую среду.Также следует обратить внимание на необходимость возврата отходов в производственный цикл. Этот технологический процесс, известный как «рециклинг», можно рассматривать как один из инструментов экологизации экономики. Переработка может принимать две формы:- во-первых, она может быть направлена на повторное использование отходов для той же цели, например, стеклянных бутылок после их надлежащей и безопасной обработки и маркировки (маркировки); - во-вторых, возврат отходов после соответствующей обработки в производственном цикле, например, банок при производстве стали, макулатуры при производстве бумаги и картона и т. д.Реализация вышеперечисленных приоритетных направлений экологизации экономики во многом определяется эффективностью использования и расширения государственных инструментов стимулирования бизнес-структур к участию в решении проблем экологического развития. В рамках контроля экономической политики рекомендуется оказывать государственную поддержку компаниям, внедряющим чистые технологии. Инструментами такой поддержки могут быть:- целевые налоговые льготы, в том числе отложенные налоги;- снижение налога на прибыль с суммы, инвестируемой компаниями в экологию своего производства;- внедрение практики ускоренной амортизации основных средств экологического назначения и экологически чистого оборудования.Чтобы создать глобальную экономическую основу для управления социально-экологической системой, необходимо:- создать системы инструментов для окружающей среды и воздействия на устойчивое развитие, включая экоцентрическую подготовку по национальным счетам;- создание экономического и экологического механизма, основанного на инновациях;- разработка и согласование механизма взаимоотношений между странами по вопросам глобального воздействия на окружающую среду;- формирование формирования экономической системы влияния на коллогизацию производства;- способствовать созданию рынков экологических услуг, продуктов, технологий и оборудования;- учет допустимых экологических рисков при принятии решений.Одним из перспективных направлений работы по привлечению компаний к решению экологических проблем территорий является более широкое использование проектного подхода к решению экологических проблем. Такой подход позволяет одновременно решать несколько задач - привлечь максимум ресурсов коммерческих структур для решения экологических проблем развития территории, гармонизировать их интересы, повысить доверие хозяйствующих субъектов к власти, организовать взаимодействие и конструктивный диалог между участниками проекта в процессе решения экологических проблем территориального развития. В то же время применение данного метода в управлении социально-экономическими процессами в нашей стране находится на начальной стадии внедрения.Таким образом, из вышеизложенного следует, что приоритетом региональных и муниципальных властей является совершенствование нормативно-правовой базы путем разработки соответствующих экологических стандартов. Также существует потребность в большем вовлечении представителей государственного сектора в проектную деятельность, их переподготовке и доработке. Кроме того, отсутствие информационной системы управления проектами требует создания единого и доступного программного обеспечения для ведения проектной деятельности. Вышеупомянутые направления совершенствования законодательства, разработка мер для бизнес-структур, стимулирующих внедрение экологически чистых технологий в производство, несомненно, будут способствовать экологизации российской экономики.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение теоретических основ и роли экологической безопасности в системе национальной безопасности государства позволило сделать следующие выводы.Во-первых, экологическая безопасность является частью национальной безопасности государства. Этот вывод основан на том, что ущерб окружающей среде является фактором, ограничивающим социально-экономическое развитие человечества и каждого из государств. В то же время природоохранная деятельность напрямую связана с экономической ситуацией, конкретными методами регулирования и инструментами обеспечения экономической безопасности.Во-вторых, основными данными по оценке экологической безопасности являются: - индекс объема природоохранных расходов по отраслям, по видам расходов и направлениям; - норма затрат на охрану окружающей среды Российской Федерации; - инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и природных ресурсов, в процентах к уровню отчетного года и потоку инвестиций, направленных на охрану окружающей среды.В-третьих, в рамках данного исследования из статистических данных основных показателей экологической безопасности в сфере хозяйственной деятельности можно сделать вывод о важности нейтрализации динамики показателей (показателей) в сфере экологической безопасности. . из-за действий трех групп риска мирового финансового кризиса, введения экономических санкций против отраслей и компаний страны и развертывания пандемии COVID-19.В-четвертых, по мере совершенствования государственного регулирования экологической безопасности важно проводить политику усиления ответственности (особенно финансовой) перед правонарушителями природоохранных предприятий, причем в соответствии с международной практикой.В-пятых, органам государственной власти в Российской Федерации, ответственным за формирование и реализацию стратегии экологической безопасности, реализацию программ в области охраны окружающей среды, рекомендуется расширить перечень показателей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации. . Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», как уже говорилось выше о показателях оценки экологической безопасности как составной части экономической безопасности штат.Цели и показатели Национальной программы охраны окружающей среды Российской Федерации подлежат ежегодному мониторингу и анализу с необходимой корректировкой и оценкой факторов риска, связанных с реализацией программы.В-шестых, экологическая безопасность во многом зависит от нейтрализации угроз в этой сфере, в связи с чем важно реализовать комплекс нормативно-правовых и организационных мер для эффективной борьбы с распространением экологической преступности.Как показало исследование, в текущих условиях негативное воздействие на окружающую среду усиливается. Растущие проблемы, связанные с увеличением выбросов вредных веществ в атмосферу и накоплением отходов, приводят к изменению климата, загрязнению земель, разрушению растительного покрова, истощению запасов пресной воды, истощению биологического разнообразия и ухудшению здоровья населения и др.Экологизация экономики, заключающаяся в реализации государственной экологической политики, основанной на принципах «зеленой экономики», будет способствовать решению этих проблем как в России, так и за рубежом более широкое использование проектного подхода при решении экологических проблем и обеспечении экологически ответственного поведения хозяйствующих субъектов. Это позволит перейти к модели устойчивого развития, которая гарантирует стабильные темпы роста для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений и сохранения окружающей среды.Именно эта модель, основанная на принципах экономической, социальной и экологической ответственности, имеет большой потенциал для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В рамках цитируемого исследования задача направлена на разработку инструментов реализации принципов зеленой экономики для оценки экономических выгод и потерь от этого внедрения на всех уровнях управления; - изучить возможности совершенствования экологического законодательства; - изучить и обобщить зарубежный опыт экологического аудита бизнес-структур.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.02.2022.2. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.02.2022.3. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.02.2022Научная литература4. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // На пути к устойчивому развитию России: бюл. 2012. № 60. С. 3–89. 5. Вагина О.В. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. N 2. С. 27‐29. 6. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование. / Т. Ф. Гурова.- М. : Издательство Юрайт, 2019. - 188 с.7. Зомонова Э.М. Стратегия перехода к «зеленой» экономике: опыт и методы измерения. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2017. 283 с. 8. Карпов В.К. «Зеленая экономика» – будущее экономики мира // Теория и практика мировой науки. 2017. № 5. С. 69–76. 9. Кирильчук И.О. Индикаторы устойчивого развития как показатели эколого‐экономической безопасности // Известия Юго‐ Западного государственного университета. 2018. Т. 22. N 2. С. 94‐101.10. Клюканова Л.Г. Понятие экологической безопасности в нормах российского экологического законодательства // Российский юридический журнал. 2017. N 4. С. 162‐170.11. Коноваленко С.А. Экономическая безопасность. / С.А. Коноваленко - М.: ИНФРА‐М, 2021. 526 с.12. Ревич Б.А. Экологизация экономики и здоровье населения // Экологическое право. 2018. N 5. С. 48‐5313. Селищева Т.А. «Зеленая» экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС // Проблемы современной экономики. 2018. № 3 (67). С. 6–12.14. Харьков В.Н. Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов как конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности // Российская юстиция. 2019. N 6. С. 19‐21.Электронные ресурсы15. Гаджиев Н. Г. Роль и значение экологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-ekologicheskoy-bezopasnosti (дата обращения 19.02.2022)16. Глаголева Н.Н. Экологическая безопасность как фактор экономического развития страны. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya (дата обращения 19.02.2022)17. Итоги Саммита «РИО+20» - URL: https://riss.ru/article/1917/ (дата обращения 19.02.2022)18. Малышева Т.В. Экономические аспекты экологизации промышленных производств - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty (дата обращения 19.02.2022)19. Организации экономического сотрудничества и развития - URL: https://oecdru.org/ (дата обращения 19.02.2022)20. Ускова Т.В. Вектор экологизации современной экономики России: проблемы и направления их решения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vektor-ekologizatsii (дата обращения 19.02.2022)21. Яшалова Н.Н. Развитие экобизнеса как подход к финансированию экологизации экономики - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie (дата обращения 19.02.2022)
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.02.2022.
2. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.02.2022.
3. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.02.2022
Научная литература
4. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // На пути к устойчивому развитию России: бюл. 2012. № 60. С. 3–89.
5. Вагина О.В. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. N 2. С. 27‐29.
6. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование. / Т. Ф. Гурова.- М. : Издательство Юрайт, 2019. - 188 с.
7. Зомонова Э.М. Стратегия перехода к «зеленой» экономике: опыт и методы измерения. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2017. 283 с.
8. Карпов В.К. «Зеленая экономика» – будущее экономики мира // Теория и практика мировой науки. 2017. № 5. С. 69–76.
9. Кирильчук И.О. Индикаторы устойчивого развития как показатели эколого‐экономической безопасности // Известия Юго‐ Западного государственного университета. 2018. Т. 22. N 2. С. 94‐101.
10. Клюканова Л.Г. Понятие экологической безопасности в нормах российского экологического законодательства // Российский юридический журнал. 2017. N 4. С. 162‐170.
11. Коноваленко С.А. Экономическая безопасность. / С.А. Коноваленко - М.: ИНФРА‐М, 2021. 526 с.
12. Ревич Б.А. Экологизация экономики и здоровье населения // Экологическое право. 2018. N 5. С. 48‐53
13. Селищева Т.А. «Зеленая» экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС // Проблемы современной экономики. 2018. № 3 (67). С. 6–12.
14. Харьков В.Н. Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов как конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности // Российская юстиция. 2019. N 6. С. 19‐21.
Электронные ресурсы
15. Гаджиев Н. Г. Роль и значение экологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-ekologicheskoy-bezopasnosti (дата обращения 19.02.2022)
16. Глаголева Н.Н. Экологическая безопасность как фактор экономического развития страны. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya (дата обращения 19.02.2022)
17. Итоги Саммита «РИО+20» - URL: https://riss.ru/article/1917/ (дата обращения 19.02.2022)
18. Малышева Т.В. Экономические аспекты экологизации промышленных производств - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty (дата обращения 19.02.2022)
19. Организации экономического сотрудничества и развития - URL: https://oecdru.org/ (дата обращения 19.02.2022)
20. Ускова Т.В. Вектор экологизации современной экономики России: проблемы и направления их решения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vektor-ekologizatsii (дата обращения 19.02.2022)
21. Яшалова Н.Н. Развитие экобизнеса как подход к финансированию экологизации экономики - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie (дата обращения 19.02.2022)
Вопрос-ответ:
Какая роль и значение экологической безопасности в системе национальной безопасности?
Экологическая безопасность играет важную роль в системе национальной безопасности государства. Она связана с защитой окружающей среды и обеспечением устойчивого развития. Нарушение экологической безопасности может привести к экологическим катастрофам, ухудшению здоровья населения и разрушению экосистем. Поэтому ее поддержание и защита являются важной задачей для обеспечения национальной безопасности страны.
Какая роль экологизации в современной экономике России?
Экологизация современной экономики России имеет огромное значение. Она включает в себя рациональное использование природных ресурсов, снижение загрязнения окружающей среды, развитие экологически чистых технологий и регулирование экологического поведения предприятий. Экологизация позволяет достичь баланса между экономическими интересами и сохранением окружающей среды, что способствует устойчивому развитию и экологической безопасности государства.
Какие проблемы с экологизацией существуют в России?
В России существуют различные проблемы с экологизацией. К ним относятся недостаточное осознание значимости экологической безопасности, нерациональное использование природных ресурсов, высокий уровень загрязнения окружающей среды, отсутствие эффективного контроля за экологическими нарушениями, недостаточное финансирование экологических проектов и отсутствие механизмов стимулирования экологической ответственности предприятий. Решение этих проблем требует комплексного подхода и взаимодействия государства, общества и бизнеса.
Чем определяется сущность экологической безопасности государства?
Сущность экологической безопасности государства определяется состоянием окружающей среды и ее влиянием на здоровье населения, развитие экономики и безопасность страны в целом. Она включает в себя защиту природных ресурсов, предотвращение экологических катастроф, обеспечение экологической устойчивости и сохранение биоразнообразия. Экологическая безопасность государства является неотъемлемым элементом национальной безопасности и требует всестороннего внимания и защиты.
Что такое экологическая безопасность государства?
Экологическая безопасность государства - это состояние охраны природной среды и рациональное использование природных ресурсов для обеспечения устойчивого развития и благополучия государства.