Биологическая семья как фактор девиантного поведения детей-сирот
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 24.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
1. Теоретические подходы в изучении девиантного поведения детей-сирот, воспитывающихся в детском доме 4
1.1 Факторы риска девиантного поведения на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4
1.2 Влияние биологической семьи на формирование девиантного поведения детей-сирот. 6
1.3. Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. 19
2.1. Основные направления и формы профилактики девиантного поведения детей-сирот, воспитывающихся в детском доме. 19
2.2. Система профилактической работы, направленная на биологические семьи детей-сирот девиантного поведения. 21
2.3. Взаимодействие подростка с биологической семьей 22
Кроме этого, в каждой группе созданы благоприятные условия для выполнения домашних заданий во время самоподготовки, оборудованы учебные классы, в которых есть все необходимое: доска, учебники, учебные пособия, словари и энциклопедии. В процессе подготовки домашних заданий у детей воспитывается ответственность за выполнение порученного дела, формируется привычка к постоянному труду.Приучая детей сначала посещать учебные занятия, затем добросовестно относится к учебной деятельности, воспитатели используют большой арсенал воспитательного воздействия, чтобы воспитать в детях ответственность, дисциплинированность, развить чувство долга и волевые качества в процессе преодоления трудностей.Для коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков большое значение имеет воспитательная деятельность и организация досуга в детском доме. Поскольку у многих воспитанников есть свой отрицательный опыт проведения свободного времени, воспитатели вынуждены его разрушать и формировать новый, заполняя его нужными и полезными делами.Основной формой организации воспитательной деятельности в детском доме являются воспитательные дела, которые охватывают различные сферы деятельности с учетом их личных интересов. Формы проведения этих дел следующие: культурно - массовые мероприятия; спортивные и туристические соревнования; интеллектуальные и творческие конкурсы; «круглые столы»; дни здоровья; различные акции.Воспитанники детского дома ежедневно включаются во множество различных видов деятельности, требующих коллективного, группового, индивидуального участия: Дни именинника (совместно с представителями СБЕРБАНКА, СТК «Мега - Лада»); Праздник первого звонка; День учителя; Осенний бал; Конкурс «Две звезды»; Новогодние и рождественские праздники; Международный женский день; День защитника Отечества; 9 Мая; День открытых дверей; Вечер встречи выпускников; Прощание с Детским домом и другие.Из года в год количество воспитанников, вовлеченных в общественную жизнь детского дома увеличивается (рис. 13), что приводит к улучшению социальных и межличностных отношений между всеми участниками воспитательного процесса.Рисунок 13. Динамика участия воспитанников в общественной жизни детского домаОдной из форм участия детей-сирот в общественной жизни детского дома является деятельность Детской и Молодежной Общественной Организации «ЗЕРКАЛО», целью, которой является: общественная деятельность воспитанников и педагогов учреждения по созданию системы самоуправления, воспитанию активной жизненной позиции, успешной социализации воспитанников.В состав актива ДиМОО входят 13 воспитанников и 3 взрослых (воспитателей). Организация имеет свой Устав, логотип, девиз и план работы на год. Через Совет ДиМОО проходят рассмотрения следующих внутренних вопросов жизнедеятельности детского дома: соблюдение режима учреждения; анализ конфликтных ситуаций; планирование воспитательных мероприятий; рефлексия успеха и неудач воспитанников в различных видах деятельности; вопросы поощрения и взыскания.На сегодняшний день видны первоначальные результаты деятельности ДиМОО. Члены организации заняли активную положительную жизненную позицию, улучшили успеваемость и самоконтроль поведения, их участие в жизни малышей способствует положительному воспитанию младших ребят. Следующим этапом развития деятельности ДиМОО «Зеркало» будет участие актива ДиМОО в городских общественных мероприятиях, конкурсах для поднятия положительного статуса учреждения и личностного роста.В сентябре 2011 г. организована еще одна Детская и молодежная патриотическая организация «ВИТЯЗИ» - военно-патриотической направленности, целью которой является военно-патриотическое воспитание детей, организация и участие в военно-спортивных соревнованиях и состязаниях. Участие в деятельности данной организации позволяет сформировать у воспитанников знания о природе человека, обществе, уважение традиций и истории своего Отечества, сформировать духовно-нравственные ценности, развить физическую, духовную и психическую жизнеустойчивость. «Витязи» являются организаторами и активными участниками таких ярких мероприятий как: военно-спортивная игра «Мы - патриоты России» (февраль, 2012 г. ), в которой принимали участие более 10 команд из образовательных и военно-патриотических учреждений городского округа Тольятти, а так же воинские подразделения нашего гарнизона, команда «Витязи» заняла 1 место; вечер чествования ветеранов, посвященный Дню Победы (11 мая 2012 г. ) (приложение 14). На празднике присутствовало более 80 ветеранов с Центрального и Комсомольского района. Дети подготовили концерт, сделали своими руками подарки и вручили их ветеранам вместе с поздравительной открыткой; акция «Ветеран» (4-5 мая 2012 г. Воспитанники посетили на дому и поздравили более 20 ветеранов-учителей Центрального и Комсомольского района. В рамках подготовки к военной службе, 23 представителя ДиМПО «Витязи» приняли участие в «Дне призывника» г.Совместно с «Казачьим хутором» проведена серия мероприятий «Мы сильны духом и телом». Ребята участвовали в спортивном ориентировании, учились стрелять из пневматического оружия, отрабатывали навыки сборки и разборки автомата (на время), выезжали совместно с казаками в походы.Большое внимание в детском доме уделяется краеведческой работе. Через экскурсии дети знакомятся с малой родиной, узнают много интересного, учатся ее любить.Одним из главных результатов работы детского и молодежного патриотического объединения «Витязи» является то, что члены объединения стали более критичны к себе, стремятся улучшить показатели в учебе и в поведении, стали более терпимы к ошибкам других. А самое главное у ребят развивается и закрепляется интерес к тому, чем они занимаются, они гордятся своими первыми успехами и победами.В течение 2011-2012 учебного года воспитательная работа в группах строилась на основе программы «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе». Воспитатели групп выстраивали воспитательную работу соответственно возраста детей, интересов с учетом программного содержания и тематики занятий. Назначение программы - дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.Содержание программы охватывало ряд ключевых направлений: культура поведения и азбука общения; жилище, одежда, обувь, питание; транспорт, торговля, связь; личная гигиена, здоровье, ОБЖ; подготовка к семейной жизни; учреждения и организации; жизненное и профессиональное самоопределение; полезная экономика.Работа по данной Программе происходила на воспитательных часах, которые были специально выделены в режиме дня. Форма проведения воспитательного часа не была жестко закреплена - это могла быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т. ), практические занятия, экскурсии и т. Часть тем, по предварительной договоренности, брали на себя психологи, врач, социальные работники, представители органов власти, милиция, ГАИ и другие службы города. К примеру, в рамках Программы проводились месячник права, месячник безопасности дорожного движения (приложение 15), месячник профилактики наркомании, вредных привычек и др. Предполагаемый результат работы Программы - более высокий уровень социальной адаптации воспитанников.Коррекции отклоняющегося поведения воспитанников способствует не только социальная адаптация, но и профориентация и трудовая адаптация. Создание системы трудового воспитания и профессионального самоопределения детей-сирот способствует студия парикмахерского искусства «Визаж»;студия декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки». В данной студии дети учатся работать с разными техниками и материалами. Под руководством опытных педагогов они осваивают следующие техники: мыловарение, выжигание, роспись на бересте, учатся работать с воском и т. (приложение 16).Организация начальной профессиональной подготовки воспитанников детского дома «Единство» осуществляется совместно с учреждениями профессионального образования (ГАОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства, ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования, НП «Институт направленного образования»).Профессиональное просвещение осуществляется с целью расширения информационного поля воспитанников о мире профессий, о условиях труда представителей разных профессиональных групп. С этой целью проводятся экскурсии на предприятия города и области: «АВТОВАЗ», Макдональдс, Хлебобулочный комбинат г. Самара, Завод «Агрегатов» г. Тольятти и другие.Особо хотелось отметить участие воспитанников детского дома во всероссийском социальном проекте «Открытые двери Компании», организованном Компанией «Российские железные дороги». 10 дней 10 мальчишек и девчонок знакомились с компанией, встречались с руководством, с представителями разных профессий, изучали историю развития Куйбышевской железной дороги, посещали учебные заведения и музей железнодорожного транспорта. В проекте участвовали команды из 10 регионов России. По итогам проекта команда детского дома «Единство» заняла 1 место и награждена Дипломом.Для реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей в учреждении созданы различные клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам. Воспитанники могут посещать эти объединения, а также подобные объединения, действующие в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и иных учреждениях и организациях. В частности, В 2011-2012 учебном году заключены следующие договора: МОУ ДОД «Икар» (фотодело, автодело); МОУ ДОД «Мечта» (гитара, вокал, спортивные игры); МОУ ДЮШС «Дружба» (бокс, кик-боксинг); Школа искусств им. Балакирева (студия акварельной живописи, фитнес, саксофон) (приложение 17, 18).Учитывая, что воспитанникам детского дома присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к любой деятельности большое разнообразие кружков, творческих объединений и спортивных секций позволяют детям сделать свой собственный выбор, развить свои способности, научиться общению в малых творческих коллективах сверстников.Такая досуговая деятельность способствует приобщению воспитанников детского дома «Единство» к миру прекрасного, развитию творческих способностей детей и подростков и раскрытию их таланта, развитию познавательных способностей и умения понимать, ценить и создавать прекрасное в личной и общественной жизни.формированию готовности воспитанников детского дома к личностному и профессиональному самоопределению.В частности на базе детского дома работают:швейная мастерская «Силуэт», где воспитанницы детского дома выполняют пошив изделий на заказ. Например, в 2012 году ими был исполнен заказ на пошив спец. одежды от ОАО «Жигулевские коммунальные сети»;столярная мастерская, где воспитанники изготавливают разнообразные столярные изделия (например, скамеек для СК «Мега - Лада»);Таким образом, у большинства воспитанников детского дома «Единство» наблюдаются эмоциональные и поведенческие затруднения, агрессивность, конфликтность, неуверенность в своих силах, неумение самостоятельно выполнить общественно-полезную работу, стойкое нежелание учиться, неумение организовать свой досуг, склонность к вредным привычкам, асоциальному поведению, криминальным ситуациям.4 Выводы по второй главе.Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по коррекции девиантного поведения, по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.Профилактическая работа - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста (кружки, секции, подростковые объединения, профилактические беседы, лекции, психологическое и педагогическое сопровождение и др. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.Таким образом, одной из самых острых социальных проблем современной России является детское сиротство. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет с каждым годом.Основными причинами сиротства детей в нашей стране являются стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, болезни и преждевременная смерть родителей.Рост сиротства и социального сиротства обусловлен и социально-экономическими причинами. В городах, где остановилось основное производство, наблюдаются массовая безработица, голод, пьянство, снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей; резко увеличилось количество семей, лишенных элементарных условий жизни, по причине вынужденной миграции, безработицы, невыплат зарплат, пособий, пенсий; выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии. При этом ситуацию усугубляют и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, из-за жестокого обращения с детьми в семье.Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, попрошайничеством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные действия.Основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются их крайне тяжелое психосоциальное положение, вызванное как врожденными свойствами нервной системы, так и особенностями личности, осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опытом, педагогической и социальной запущенностью.Подростки, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, страдают от психической и эмоциональной депривации. Они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней и поведенческой регуляции -- установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентации. Многие из них находятся в состоянии психологической изоляции, им свойственны низкий уровень социализации, отставание в развитии. Дезадаптированные воспитанники детских домов, имеют не только плохое поведение, но и хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, что создает весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности несовершеннолетнего.В этих условиях особую значимость приобретают технологии социальной работы с девиантными детьми в интернатных учреждениях. На сегодняшний день наиболее важными аспектами коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детских домов являются: своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития; составление совместных с медиками, педагогами, психологами рекомендаций по коррекции трудностей школьного обучения; коррекционная работа в специальных группах; формирование навыков общения; ранняя социально-бытовая адаптация детей. В процессе коррекционно-развивающей работы специалисты стремятся: сделать любую работу или занятие привлекательными; строить отношения на доброжелательной и дружелюбной основе; переживать любой успех как радость; давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка.Одним из учреждений, в котором проводится комплексная работа по преодолению и предотвращению девиантного поведения среди детей-сирот, является Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Единство» городского округа Тольятти.Детский дом «Единство» решает задачи содержания, воспитания, обучения и коррекции в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социально-трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.Основными направлениями в работе детского дома являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; создание условий для освоения основных общеобразовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления психофизического здоровья воспитанников, приобщений к здоровому образу жизни; создание условий для дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом их здоровья и развития; организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.Отметим, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка. Дети, которые попадают в печальную «сиротскую» статистику - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения в степени дебильности» не так уж и редки. В процессе проведенного исследования было установлено, что у значительной части ребят - воспитанников детского дома «Единство», отмечается значительное искажение нравственного сознания - понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер. Заметно снижена степень социальной нормативности. В качестве ведущих мотивов преобладают узкопотребительские стремления, желание развлечься, показать силу, ловкость, утвердить себя в глазах окружающих. Эмоциональная сфера недоразвита, эмоциональная отзывчивость снижена. Кроме этого, для воспитанников характерны неадекватная самооценка и высокий уровень тревожности. Чувство стыда ослаблено, настроение резко меняется и зачастую переходит в агрессию.В связи с этим, социальная работа с воспитанниками, склонными к отклоняющемуся поведению, в детском доме направлена на выявление внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей «группы риска», на восстановление у ребенка утраченных социальных ценностей и опыта общения, на формирование у подростка социального статуса, социальных навыков, на накопление нового социального опыта, на формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.Социальная работа осуществляется с помощью различных форм, таких как: профилактические беседы, лекции, психологическое и педагогическое сопровождение, тренинги, арт-терапия, мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленные на правовое просвещение учащихся и др.Создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, обеспечивается через досуговую деятельность (кружки, секции, подростковые объединения, культурно-массовые мероприятия - встречи с представителями правовых структур, ветеранами ВОВ, тружениками тыла, солдатами и офицерами срочной службы, воинами-интернационалистами).Благодаря вышеуказанным формам социальной работы, специалистам детского дома удается: снять остроту психического напряжения у детей; провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде; восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности - игре, учению, труду, общению.Новизна подходов в работе с девиантными детьми в детском доме заключается в создании высокого нравственного, социально-психологического климата в учреждении, способствующего закреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения, поведению и жизнедеятельности, в создании условий для социального самоопределения, преодоление трудностей социализации и в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапной ресоциализации.Однако, эффективность мероприятий по профилактике девиантного поведения детей-сирот снижается из-за наличия определенных проблем: недостаточная занятость воспитанников детского дома в системе дополнительного образования; частое несоответствие спектра предлагаемых кружков системы дополнительного образования возрасту и интересам воспитанников; недостаточное финансирование учреждения; отсутствие единой системы профилактической работы, объединяющей всех субъектов профилактики.С целью улучшения социальной работы с дезадаптированными детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, разработан ряд рекомендаций. В частности, для максимального вовлечения воспитанников и их субъектов их микроокружения в коррекционный, восстановительный и воспитательный процесс предложено внедрить программу примирения «Равные» и организовать волонтерское движение в детском доме, путем вовлечения детей-сирот в добровольную социально полезную деятельность.Программа примирения «Равные» основана на технологии медиации, которая предполагает разрешение максимального числа конфликтов восстановительным способом через посредника (медиатора) и, как следствие, помогает подросткам избавиться от чувства обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.Данная программа должна примирить конфликтующие стороны, детей и взрослых, гармонизировать их взаимоотношения, повысить психологическую грамотность участников процесса примирения, обучить детей и взрослых новым способам взаимодействия с окружающими при разрешении споров, увеличить взаимную открытость и снять психоэмоциональное напряжение.Кроме этого, перспективным направлением может стать и предложенный подход к социализации детей-сирот, при котором ребенок выступает как активная социально ответственная личность, не как объект внешнего воздействия окружающих - вовлечение детей-сирот в добровольную социально полезную (волонтерскую) деятельность.Привлечение воспитанников детского дома «Единство» к оказанию помощи незащищенным слоям населения, таким как престарелые и дети-инвалиды, должно научить детей воспринимать самих себя как полезных членов общества, сформировать у них позитивно-активную социальную роль, помочь воспитанникам детского дома реализовать свое потенциальное стремление к лидерству и сформировать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Кроме этого, волонтерская деятельность позволит воспитать у детей чувства сострадания и милосердия к нуждающимся в помощи, облегчить жизнь стариков, найти новых друзей среди детей с ограниченными возможностями здоровья.В целом, внедрение предложенных форм работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поможет скорректировать и уменьшить проявление таких форм девиантного поведения как: искажение нравственного сознания, эмоциональные и поведенческие затруднения, агрессивность, тревожность, конфликтность, неуверенность в своих силах, неумение самостоятельно выполнить общественно-полезную работу, низкий уровень самосознания, самоопределения и самоутверждения личности, искажения в общении со взрослыми и приведут к личностным изменениям, которые найдут выражение в приведении самооценки к адекватному уровню, развитии волевых качеств и самоуважения, привитии навыков самостоятельности.Список использованных источников и литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993).- М.: ИНФРА-М, 2012.- 63 с.2. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №52.- ст. 5880.3. Федеральный закон от 24.06.1999. №120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс4. Федеральный закон от 30.12.2012 №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс5. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 (ред. от 04.09.2012) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс6. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ.- 2012.- N53.- ст.78607. Постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 N328 «Об изменении типа и вида государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома-школы «Единство» городского округа Тольятти в целях создания государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Единство» городского округа Тольятти» // Волжская коммуна.- 2011.- N256.- С. 78. Постановление мэрии г. Тольятти от 20.10.2011 г. N3213-п/1 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс9. Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 31.10. 2011 № 291-од «Устав государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Единство» городского округа Тольятти».- Тольятти, 2011.- 27 с.10. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях // Социальная политика и социология.- 2009.- №3.- С. 167-17411. Анохина А.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально-эмоциональный аспект.- Тула, Изд-во ТО ИРО, 2007.- 212 с.12. Апостолова Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 478 с.13. Баринова А.Н. Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения // СОТИС.- 2007.- №6.- С.51-5314. Буршит Л.М. Воспитанники детского дома как составная часть человеческого капитала современного общества и государства// Ученые записки РГСУ.- 2011.- №6.- С. 331-33515. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие.- М.: Академия, 2004.- 160 с.16. Гвозденко Е. Кто мы? [электронный ресурс]17. Гилинский Я.И. Девиантология. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2007.- 528 с.18. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие.- М.: Академия, 2010.- 272 с.19. Гридасов Н.И. Социализация детей-сирот и их подготовка к самостоятельной жизни // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- №2.- С. 58-64.20. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351 с.21. Егорова М.О. Профилактика сиротства как актуальная задача социальных служб // Социальная работа.- 2007.- №5.- С. 13-14.22. Закомолдина Т.О. Технология социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на примере Самарской области и городского округа Тольятти: монография.- Тольятти: Российский государственный университет, филиал в г. Тольятти, 2007.- 76 с.23. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие.- М.: Академия, 2008.- 288 с.24. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие.- М.: Академия, 2004.- 224 с.25. Ковальчук И.Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы.- 2011.- №3.- С. 89-9326. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник.- М.: ТК Велби, 2008.- 416 с.27. Кукушкина Н.В. Организация работы по профилактике и преодолению школьной дезадаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях домашней школы // Работник социальной службы.- 2012.- №4.- С. 69-7428. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб.: Питер, 2009.- 320 с.29. Лобатюк В.В. Социальные технологии профилактики сиротства в условиях современного российского общества // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- №1.- С.45-51.30. Майнулова Т. Система социальной работы с девиантными подростками в г. Братске // Социальная работа.- 2006.- №4.- С. 14-1531. Манохина О.А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков / Ученые записки РГСУ.- 2011.- №1.- С. 106-11232. Мишутинская О.В. Исторический опыт призрения детей-сирот в России // История государства и права.- 2006.- №4.- С.19-23.33. Мкртумова И.В. Генезис моделей социальных девиаций// Социальная политика и социология.- 2009.- №3.- С. 59-6934. Мухина В.С. Реабилитация социально депревированных детей в условиях детского дома// Вопросы психологии.- 1989.- №1.- С. 32-3935. Нестеров А.Ю. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Социальная политика и социология.- 2010.- №5.- С. 213-22336. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях/ под ред. В.И. Жукова.- М.: Изд-во российского государственного социального университета, 2009.- 452 с.37. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 272 с.38. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 185 с.39. Паршукова Л.В. Опыт работы социальной службы помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Социальное обслуживание.- 2009.- №1.- С. 22-45.40. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 347 с41. Психология социальной работы: учебное пособие/ под ред. М.А. Гулиной.- СПб.: Питер, 2004.- 351 с42. Раттур М.В. Генеалогия отечественной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная политика и социология.- 2008.- №4.- С. 131-149.43. Романенко Ю. «Отказников» становится меньше// Площадь свободы.- 2013.- №35.- С.244. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие. М.: Академия, 2004.- 224 с.45. Савенкова С.В. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних в социальном приюте// Работник социальной службы.- 2005.- №2.- С. 62-6646. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: методическое пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2004.- 112 с.47. Смирнова В.Ю. Формы и методы работы с детьми, склонными к самовольным уходам // Работник социальной службы.- 2012.- №5.- С. 36-4048. Социальная педагогика: курс лекций/ под ред. М.А. Галагузовой.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 416 с.49. Технология социальной работы: учебное пособие/ под ред. И.Г. Зайнышева.- М.: Владос, 2000.- 240 с.50. Тысячнюк А.С. Особенности личности подростков, подвергшихся психической депривации / Работник социальной службы. 2012. №4. С. 94-11051. Ушакова Т.О. Методы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы.- 2010.№3.- С. 88-9152. Фомичева Н.В. Музыкальные занятия в системе коррекции и развития эмоциональной сферы социально дезадаптированных детей // Социальное обслуживание.- 2005.- № 2.- С. 45-5153. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2008.- 280 с.54. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2011.- 448 с.55. Цыбульская И.С. Социальные девиации и здоровье детей // Отечественный журнал социальной работы.- 2008.- №1.- С. 14-2356. Юсупова Х.Г. Исследование процесса социально-педагогического сопровождения реализации подростков в условиях социального приюта // Работник социальной службы.- 2012.- №4.- С. 112-131
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993).- М.: ИНФРА-М, 2012.- 63 с.
2. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №52.- ст. 5880.
3. Федеральный закон от 24.06.1999. №120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон от 30.12.2012 №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс
5. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 (ред. от 04.09.2012) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс
6. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ.- 2012.- N53.- ст.7860
7. Постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 N328 «Об изменении типа и вида государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома-школы «Единство» городского округа Тольятти в целях создания государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Единство» городского округа Тольятти» // Волжская коммуна.- 2011.- N256.- С. 7
8. Постановление мэрии г. Тольятти от 20.10.2011 г. N3213-п/1 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» [электронный ресурс].- СПС КонсультантПлюс
9. Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 31.10. 2011 № 291-од «Устав государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Единство» городского округа Тольятти».- Тольятти, 2011.- 27 с.
10. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях // Социальная политика и социология.- 2009.- №3.- С. 167-174
11. Анохина А.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально-эмоциональный аспект.- Тула, Изд-во ТО ИРО, 2007.- 212 с.
12. Апостолова Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 478 с.
13. Баринова А.Н. Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения // СОТИС.- 2007.- №6.- С.51-53
14. Буршит Л.М. Воспитанники детского дома как составная часть человеческого капитала современного общества и государства// Ученые записки РГСУ.- 2011.- №6.- С. 331-335
15. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие.- М.: Академия, 2004.- 160 с.
16. Гвозденко Е. Кто мы? [электронный ресурс]
17. Гилинский Я.И. Девиантология. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2007.- 528 с.
18. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие.- М.: Академия, 2010.- 272 с.
19. Гридасов Н.И. Социализация детей-сирот и их подготовка к самостоятельной жизни // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- №2.- С. 58-64.
20. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351 с.
21. Егорова М.О. Профилактика сиротства как актуальная задача социальных служб // Социальная работа.- 2007.- №5.- С. 13-14.
22. Закомолдина Т.О. Технология социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на примере Самарской области и городского округа Тольятти: монография.- Тольятти: Российский государственный университет, филиал в г. Тольятти, 2007.- 76 с.
23. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие.- М.: Академия, 2008.- 288 с.
24. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие.- М.: Академия, 2004.- 224 с.
25. Ковальчук И.Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы.- 2011.- №3.- С. 89-93
26. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник.- М.: ТК Велби, 2008.- 416 с.
27. Кукушкина Н.В. Организация работы по профилактике и преодолению школьной дезадаптации у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях домашней школы // Работник социальной службы.- 2012.- №4.- С. 69-74
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб.: Питер, 2009.- 320 с.
29. Лобатюк В.В. Социальные технологии профилактики сиротства в условиях современного российского общества // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- №1.- С.45-51.
30. Майнулова Т. Система социальной работы с девиантными подростками в г. Братске // Социальная работа.- 2006.- №4.- С. 14-15
31. Манохина О.А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков / Ученые записки РГСУ.- 2011.- №1.- С. 106-112
32. Мишутинская О.В. Исторический опыт призрения детей-сирот в России // История государства и права.- 2006.- №4.- С.19-23.
33. Мкртумова И.В. Генезис моделей социальных девиаций// Социальная политика и социология.- 2009.- №3.- С. 59-69
34. Мухина В.С. Реабилитация социально депревированных детей в условиях детского дома// Вопросы психологии.- 1989.- №1.- С. 32-39
35. Нестеров А.Ю. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Социальная политика и социология.- 2010.- №5.- С. 213-223
36. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях/ под ред. В.И. Жукова.- М.: Изд-во российского государственного социального университета, 2009.- 452 с.
37. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 272 с.
38. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 185 с.
39. Паршукова Л.В. Опыт работы социальной службы помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Социальное обслуживание.- 2009.- №1.- С. 22-45.
40. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 347 с
41. Психология социальной работы: учебное пособие/ под ред. М.А. Гулиной.- СПб.: Питер, 2004.- 351 с
42. Раттур М.В. Генеалогия отечественной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная политика и социология.- 2008.- №4.- С. 131-149.
43. Романенко Ю. «Отказников» становится меньше// Площадь свободы.- 2013.- №35.- С.2
44. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие. М.: Академия, 2004.- 224 с.
45. Савенкова С.В. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних в социальном приюте// Работник социальной службы.- 2005.- №2.- С. 62-66
46. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: методическое пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2004.- 112 с.
47. Смирнова В.Ю. Формы и методы работы с детьми, склонными к самовольным уходам // Работник социальной службы.- 2012.- №5.- С. 36-40
48. Социальная педагогика: курс лекций/ под ред. М.А. Галагузовой.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 416 с.
49. Технология социальной работы: учебное пособие/ под ред. И.Г. Зайнышева.- М.: Владос, 2000.- 240 с.
50. Тысячнюк А.С. Особенности личности подростков, подвергшихся психической депривации / Работник социальной службы. 2012. №4. С. 94-110
51. Ушакова Т.О. Методы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы.- 2010.№3.- С. 88-91
52. Фомичева Н.В. Музыкальные занятия в системе коррекции и развития эмоциональной сферы социально дезадаптированных детей // Социальное обслуживание.- 2005.- № 2.- С. 45-51
53. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2008.- 280 с.
54. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2011.- 448 с.
55. Цыбульская И.С. Социальные девиации и здоровье детей // Отечественный журнал социальной работы.- 2008.- №1.- С. 14-23
56. Юсупова Х.Г. Исследование процесса социально-педагогического сопровождения реализации подростков в условиях социального приюта // Работник социальной службы.- 2012.- №4.- С. 112-131
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на девиантное поведение детей сирот?
Факторы риска девиантного поведения включают отсутствие биологической семьи, недостаток эмоциональной поддержки, низкий уровень образования и низкий социально-экономический статус родителей, наличие насилия в семье и другие неблагоприятные условия воспитания.
Как влияет биологическая семья на формирование девиантного поведения детей сирот?
Биологическая семья играет важную роль в формировании девиантного поведения детей сирот. Родители являются примером для детей, и если они сами проявляют девиантное поведение, то вероятность того, что дети также будут проявлять такое поведение, высока.
Какие выводы можно сделать из главы об изучении девиантного поведения детей сирот?
Из главы можно сделать вывод, что факторы риска, такие как отсутствие биологической семьи и неблагоприятные условия воспитания, могут влиять на девиантное поведение детей сирот. Биологическая семья является важным фактором, который может способствовать формированию девиантного поведения.
Какие формы профилактики девиантного поведения детей сирот существуют?
Существуют различные формы профилактики девиантного поведения детей сирот, включая проведение психологической помощи и поддержки, развитие социальных навыков, организацию дополнительного образования и спортивных секций, а также создание условий для успешной адаптации в обществе.
Как влияет низкий уровень образования и социально-экономический статус родителей на девиантное поведение детей сирот?
Низкий уровень образования и социально-экономический статус родителей являются факторами риска для развития девиантного поведения детей сирот. Они могут ограничивать доступ к ресурсам и возможностям для развития, что может привести к эмоциональному и поведенческому снижению.
Какие факторы риска влияют на девиантное поведение детей сирот?
Факторы риска девиантного поведения детей сирот включают социализацию, а именно отсутствие стабильной семейной среды, недостаток эмоциональной поддержки и заботы, плохие условия проживания, недостаточное материальное обеспечение, низкий уровень образования родителей и другие аспекты, которые могут негативно сказываться на развитии и воспитании детей сирот.
Как влияет биологическая семья на формирование девиантного поведения детей сирот?
Биологическая семья играет важную роль в формировании девиантного поведения детей сирот. Отсутствие стабильной семейной среды, нарушение взаимоотношений между родителями, наличие алкоголизма, наркомании, насилия в семье и других негативных факторов может привести к возникновению проблемного поведения у детей. Также наследственность и генетические факторы могут играть определенную роль в возникновении девиантного поведения.
Каковы основные направления и формы профилактики девиантного поведения детей сирот в детском доме?
Основные направления профилактики девиантного поведения детей сирот в детском доме включают создание благоприятной семейной среды, эмоциональной поддержки и заботы, регулярного общения с педагогами и психологами, организацию досуга и спортивных мероприятий, а также индивидуальную работу с каждым ребенком. Формы профилактики могут включать проведение групповых занятий, индивидуальных консультаций, развлекательных мероприятий и других активностей, направленных на развитие и социализацию детей.
Какие теоретические подходы используются при изучении девиантного поведения детей сирот?
В изучении девиантного поведения детей сирот применяются различные теоретические подходы, такие как биологический, психологический и социологический подходы. Они позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и выявить факторы, влияющие на формирование девиантного поведения у этих детей.
Какие факторы риска влияют на социализацию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Существуют различные факторы риска, которые могут влиять на социализацию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые из них включают: отсутствие надлежащего психологического и эмоционального развития, недостаток социальной поддержки, низкий уровень образования и финансовое положение родителей, а также неблагоприятные условия проживания.
Какое влияние оказывает биологическая семья на формирование девиантного поведения детей сирот?
Биологическая семья имеет значительное влияние на формирование девиантного поведения детей сирот. Она может быть источником негативных воздействий и плохих примеров для ребенка, таких как насилие, злоупотребление алкоголем или наркотиками, запущенное состояние жилищных условий и др. В такой семье дети могут испытывать эмоциональную и физическую небезопасность, что может привести к формированию девиантного поведения.
Какие выводы можно сделать по данной главе о влиянии биологической семьи на девиантное поведение детей сирот?
В данной главе было выявлено, что биологическая семья является важным фактором, влияющим на формирование девиантного поведения детей сирот. Источниками негативного воздействия в биологической семье могут быть различные факторы, такие как агрессия, насилие, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Это подчеркивает значимость роли биологической семьи в формировании социально-психологического благополучия детей сирот.