:Современная научно-познавательная литература для детей.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 11.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

В последнее время наша жизнь подчинена законам динамических перемен, происходящих как в технологическом прогрессе в промышленности и других секторах экономики страны, так и в культурной и духовной сферах жизни общества. Что в свою очередь рождает потребность в литературном просвещении молодого поколения, способствующее не только духовному и эстетическому воспитанию личности, но и сохранению традиций и русской школы классиков литературного творчества, признанных не только конкретно в нашей стране, но и обретших всемирную мировую славу.
Новые веяния эпохи, проявляющиеся в повсеместном внедрении цифровых технологий и глобализации сети Интернет, способствуют научно техническому прогрессу не только в важнейших сферах экономики и промышленности, но и творческой деятельности, в числе которых лежит и создание литературных произведений. Что обусловлено поиском новых литературных течений и жанров, внедрения современной терминологии в книги и печатные издания.
Наряду с созданием уникальных произведений литературы, таких как проза, поэзия, лирика, романы, существует немаловажная разновидность литературного творчества –научно-познавательная литература. Роль ее поистине неоценима для настоящих знатоков и мастеров этого устного творчества. Истоки ее происходят из общей методологии литературоведения и во многом опираются на историю литературы, которая доносится до читателя устами творцов этого направления.
Процесс развития русской литературы всегда стремился к формированию мировоззрения молодого поколения. Литература способствовала формированию нравственного и эстетического облика человека, развития в нем чувства красоты, понимания жизненных сложностей, создания богатого духовного мира.

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, в журнале под руководством Сахарнова проводились семинары молодых писателей, в каждом из которых принимали участие до ста начинающих литераторов. 2005 году в Санкт-Петербурге, в издательстве «Детгиз» вышла книга «Зелёные страницы», которая представляла собой своего рода «хрестоматию по экологии для начальной школы». В состав ее вошли произведения Виталия Бианки и других писателей-анималистов, освящающих вопросы экологии, доступно объясняя детям об окружающем мире, его обитателях и природных явлениях.4.Николай Сладков как детский писатель-натуралистНиколай Сладков по праву считается одним из популярных русских писателей, авторов книг о природе, жизни птиц и зверей. Его библиография насчитывает более 60-ти изданий, среди которых наибольшую популярность получили книги «За пером синей птицы», «Подводная газета», «Краешком глаза». Родился Н. Сладков в Москве 5 января 1920 года, в обычной для той поры советской семье. Папа работал на заводе, мама вела домашнее хозяйство [7]. Как и все дети, мальчик рос любознательным, и живо интересовался всем, что происходит вокруг. Он любил гулять, но гулять не в обычном для детей понимании проводя время во дворе с ребятами, а совершать прогулки в скверы и парки, наблюдая при этом за жизнью букашек, зверюшек, птиц, восхищаясь многообразием цветов и запахов природы. Иногда ему посчастливится понаблюдать за белками или веселыми стайками птиц, а иногда просто постоять и послушать монотонный стук носатых дятлов.Семья рано перебралась жить в Ленинград, поселившись в окрестностях Царского села, утопающего в окружении живописных рощ и лесопарков. Именно там мальчик освоил навыки узнавать каждую птицу по голосу, различать зверей по оставленным следам, среди полезных растений распознавать ядовитые. Все свои наблюдения он описывал в своем дневнике, который за детские годы накопил в себе много интересных фактов из жизни животных и зверей. А чтобы еще больше узнать о тайнах природыКоля много читал «с головой погружаясь» в новый рассказ.Не остановился Коля и в школьные годы, продолжив изучать природу и ее обитателей. Сладков стал членом юннатского кружка, который организовал Ленинградский зоологический институт, что способствовало встречам с интересными людьми из числа писателей и зоологов. Не прошла бесследно и встреча Сладкова с известным писателем Виталием Бианки, который сумел по достоинству оценить  записи в его дневнике. Писатель пригласил юного любителя природы к себе, в литературную школу, а также привлекая его как и многих других ценителей природы в невероятно увлекательные походы, где они изучали дикую природу, животный и растительный мир. Именно благодаря этому знакомству и невероятным приключениям появились на свет первые литературные произведения Сладкова в формате небольших рассказов.И даже события Великой Отечественной войны не повлияли на выбор начинающего писателя. Он ушел воевать добровольцем, и там его навыки и знания законов природы ему очень пригодились, став военным топографом, Сладков занимался изучением местности, поиском самых безопасных и коротких путей, а также устраивал ловушки для солдат фашистской армии [7]. Творческая биография писателя началась в самом начале 50-х годов, а уже в 1953-м он опубликовал свою дебютную книгу, получившую название «Серебряный хвост». Потом было еще много подобных сборников рассказов, но все они отличались теплотой души писателя и добрым словом, которое всегда можно было прочесть на страницах его книг.Обширная библиография писателя содержит книги, описывающие его путешествия в Африку и Индию, не говоря об огромном количестве произведений, посвященных теме родной и горячо любимой им русской природы. И несмотря на трудности, которые в большом количестве подстерегали его в путешествиях, он оставался верен себе и своему профессиональному увлечению исследованием красот родной земли. Сладков любил писать для детей, потому что именно они были его самыми благодарными и искренними поклонниками. Он знал какой-то общий с ними язык, они доверяли ему и истории со станиц его книг всегда воспринимались ими непревзойденная истина. Практически все произведения Сладкова учат детей наблюдать за природой, замечать незримые ее тайны и закономерности развития. Все книги писателя написаны в лирико-философском и приключенческо-познавательном жанрах и нацелены на защиту природы, охрану исчезающих видов животных и растений, бережному отношению ко всему живому на земле.ЗаключениеИнтерес современного юного читателя к научно-познавательной литературе обусловлен глубоким раскрытием темы взаимодействия человека со всеми компонентами окружающего мира, точностью и простотой описаний, эмоциональностью повествования, занимательностью сюжетов, своеобразием стиля, динамичностью, юмором. Очень важной особенностью творчества всех писателей, создающих произведения, написанные в стиле научно-познавательной литературы, является то, что книги эти знакомят детей с галереей героев, живущих в разных природных сообществах, географически расположенных на огромных расстояниях.Внешние обстоятельства их жизни различны, порой противоположны.Но забота и стремление всех авторов передать всю красоту природы, ее разнообразие, передает их отношение к окружающему миру как единому миру жизни на нашей планете. Это чувство единства и сопричастности жизни каждого человека с жизнью всей нашей планеты, бережного отношения ко всему живому на земле.ЛитератураАрзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 17-34, 53-67.Введение в литературоведение [Текст] : учеб.для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. и направлению подготовки "Филология" / Л. В. Чернец [и др.] ; ред. Л. В. Чернец. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 717 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).Введение в литературоведение. Основы теории литературы [Текст] : учеб.для студ. вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и спец. / В. П. Мещеряков [и др.] ; ред. В. П. Мещеряков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]] :энциклопедия / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. - М. :Интелвак, 2001. - 1596 с. Скребицкий Георгий Алексеевич — ПроДетЛит (prodetlit.ru)(дата обращения 21.02.2022).Сахарнов Святослав Владимирович — ПроДетЛит (prodetlit.ru) (дата обращения 21.02.2022).Николай Сладков - биография и произведения писателя (biographe.ru) (дата обращения 21.02.2022).

Литература
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 17-34, 53-67.
2. Введение в литературоведение [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. и направлению подготовки "Филология" / Л. В. Чернец [и др.] ; ред. Л. В. Чернец. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 717 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).
3. Введение в литературоведение. Основы теории литературы [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и спец. / В. П. Мещеряков [и др.] ; ред. В. П. Мещеряков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]] : энциклопедия / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. - М. : Интелвак, 2001. - 1596 с.
5. Скребицкий Георгий Алексеевич — ПроДетЛит (prodetlit.ru) (дата обращения 21.02.2022).
6. Сахарнов Святослав Владимирович — ПроДетЛит (prodetlit.ru) (дата обращения 21.02.2022).
7. Николай Сладков - биография и произведения писателя (biographe.ru) (дата обращения 21.02.2022).








Вопрос-ответ:

Какие изменения происходят в нашей жизни с точки зрения научно-познавательной литературы для детей?

В последнее время наша жизнь стала более динамичной и переменчивой, что требует обновления научно-познавательной литературы для детей. Эта литература должна отражать технологический прогресс, промышленное развитие и другие аспекты экономической и культурной сфер жизни общества.

Зачем нужна современная научно-познавательная литература для детей?

Современная научно-познавательная литература для детей необходима для духовного и эстетического воспитания личности. Она помогает ребенку освоить новые знания и навыки, развить интерес к науке и культуре. Кроме того, такая литература способствует сохранению традиций и классического наследия русской литературы.

Какую роль играет современная научно-познавательная литература в просвещении молодого поколения?

Современная научно-познавательная литература играет важную роль в просвещении молодого поколения. Она помогает детям понять сложные научные концепции, объясняет им принципы работы технологий и открывает им новые горизонты познания. Такая литература способствует развитию критического мышления, логического и аналитического мышления у детей.

Что значит "сохранение русской школы классиков литературного" в контексте современной научно-познавательной литературы для детей?

Сохранение русской школы классиков литературного в контексте современной научно-познавательной литературы для детей означает передачу и сохранение традиций и ценностей русской литературы. Это связано с изучением произведений классиков литературы и включением их в современные образовательные программы. Такая литература позволяет детям ознакомиться с культурным наследием и понять его значение для развития общества.

Какая роль современной научно-познавательной литературы в жизни детей?

Современная научно-познавательная литература играет важную роль в жизни детей. Она способствует не только духовному и эстетическому воспитанию личности, но и позволяет сохранять традиции и русскую школу классиков литературы.

Почему в последнее время все больше людей нуждаются в литературном просвещении для детей?

В наше время наша жизнь подчинена законам динамических перемен, происходящих как в технологическом прогрессе в промышленности и других секторах экономики страны, так и в культурной и духовной сферах общества. Это рождает потребность в литературном просвещении молодого поколения, которое способствует духовному росту и эстетическому воспитанию детей, а также сохранению традиций и русской школы классиков литературы.

Что можно найти в современной научно-познавательной литературе для детей?

В современной научно-познавательной литературе для детей можно найти разнообразные темы и материалы. Это могут быть книги о природе, науке, истории, искусстве, технологиях и многом другом. Такие книги часто содержат интересные иллюстрации, задания и игры, которые помогают детям учиться и развиваться.

Какую пользу дети получают от чтения современной научно-познавательной литературы?

Чтение современной научно-познавательной литературы приносит детям много пользы. Они узнают новые факты, развивают свои познавательные способности, расширяют свой кругозор. Это помогает им лучше понимать окружающий мир, развивает их мышление и воображение.

Как современная научно-познавательная литература помогает сохранить традиции и русскую школу классиков литературы?

Современная научно-познавательная литература для детей часто включает в себя работы русских классиков и исторические источники. Она помогает передать детям знания и ценности, которые были развиты в русской литературе и культуре. Таким образом, она способствует сохранению традиций и русской школы классиков литературы.