Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 27.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава . Теоретические аспекты психологической готовности ребенка к школе 5
1.1Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе 8
Глава . Эмпирическое исследование психологической готовности дошкольников к школе 15
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы 15
2.2 Описание и результаты диагностических методик 17
2.3 Анализ результатов исследования 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29
Вопросы варианта «школа» определяются следующим образом:1. Общее отношение к школе и обучению:- положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).- наличие школьной направленности в ситуации необязательности посещения школы (ощущение потребности в образовании).2. Ориентация на новое строго академическое содержание занятий.- отказ от; школы, лишенной школьно-учебного содержания (школа, в которой уроки грамоты и арифметики заменены уроками искусства и физкультуры).- предпочтение уроков грамоты и счета «дошкольным» занятиям (рисование, пение, физкультура, труд) и другим увлечениям в школе (переодевание, обед, прогулки и т.п.).- содержательная презентация готовности к школе.Ориентация на новые школьные стандарты организации деятельности.1. Предпочтение коллективным занятиям – индивидуальной форме обучения.2. Предпочтение школе, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.3. Предпочтение как формы воспитательной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки).Признание авторитета учителя (противодействие его замене родителями). «Дошкольный» вариант противопоставляется «школьному». Количественные результаты метода представлены на рисунке 1[13] (приложение 1).Анализируя полученные данные, мы видим, что у большинства детей (70%) формируется «внутренняя позиция школьника». У 30% детей (2 и 5 серия) это новообразование выражено слабо. Следует отметить, что наибольшее затруднение у всех детей вызвали вопросы 2, 5 и 7.3. Исследование произвольной сферы. Методика «Домик».Методика представляет собой задание на нанесение рисунка с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов, написанных прописными буквами. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе по образцу, умение точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Методика рассчитана на детей от 5,5 до 10 лет, носит клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.Инструкция к испытуемому: «Перед вами лист бумаги и карандаш. На этом листе прошу вас нарисовать именно ту картинку, которую вы видите на этой картинке (листок с «Домиком» кладется перед испытуемым).Не торопитесь, будьте внимательны, постарайтесь сделать свой рисунок точно таким же, как на образце. уверен, что ластика нет), но нужно правильно рисовать на неправильном или рядом с ним. Вы поняли задачу? Приступайте к работе».Во время роботы ребенка следует зафиксировать:- какой рукой рисует ребенок (правой или левой);- как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли над образцом воздушные линии, повторяет контуры изображения, проверяет, делает ли он то, что было сделано с образцом или, увидев, рисует его в памяти;- быстрое или медленное рисование линий;- отвлекается ли он во время работы;- высказывания и вопросы во время рисования;- если испытуемый после окончания работы сверяет свой рисунок с образцом.Когда ребенок объявляет об окончании работы, его следует попросить проверить, все ли правильно. Если он увидит какие-либо неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должен исправить экспериментатор. Обработка экспериментального материала осуществляется путем подсчета баллов, присуждаемых за ошибки. Ошибками считаются:- отсутствует детализация изображения;- увеличивать отдельные детали изображения более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего изображения;- искаженный элемент рисунка;- некорректное изображение деталей в пространстве чертежа;- отклонение прямых более чем на 30 градусов от заданного направления;- разрывы между линиями на их стыках;- собирать линии по одной.Хорошее исполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже задание, тем выше общий балл, полученный испытуемым. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети от 5,5 до 6 лет редко набирают 0 баллов из-за недостаточной зрелости структур головного мозга, отвечающих за сенсомоторную координацию.Для этого возраста принята следующая шкала оценок: 0-2 балла – хорошая успеваемость, 3-4 – удовлетворительная, 5-7 – неудовлетворительная. Результаты метода для каждого ребенка представлены на рисунке 2[13] (приложение 1).Так, 60 % дошкольников справились с заданием «хорошо», 20 % «удовлетворительно» и 20 % «неудовлетворительно».По окончании исследования был проведен анализ его результатов.2.3Анализ результатов исследованияАнализируя результаты всех методик, мы видим, что большинство дошкольников психологически готовы к обучению в школе. При этом 50 % дошкольников подготовлены к школе «хорошо», 40 % - «удовлетворительно». Полученные нами данные были обработаны методом математической обработки – U-критерием Манна-Уитни. Математические значения приведены в таблице 1[13] (приложение 2).По критерию U -Манна-Уитни можно сделать следующий вывод: у мальчиков более выражена, чем у девочек, внутренняя позиция ученика, ориентация на образец, копирование в деятельности, способность подчиняться правилам. Также у мальчиков преобладают интеллектуальные способности и логическое мышление.Общие статистические данные по критерию U‑Манна-Уитни представлены в табл. 2[13] (приложение 2).В результате общей статистики можно сказать, что у дошкольников преобладают аффективные потребности, мотивационная сфера, логическое мышление и способность к обобщению предметов и явлений. Выраженность этих показателей подтверждает естественные особенности психического развития дошкольников.Преобладание выраженности этих характеристик отражает формирование психологической готовности ребенка к школе.Таким образом, интерпретируя данные, мы обнаружили, что девочка Таня имеет слабую психологическую подготовку к школе. Наблюдения за этой девочкой также показали, что у нее явно высокий уровень тревожности, она замкнута, неуверенна в себе.На основании полученных результатов необходимо составить программу психокоррекции, которая поможет не только девочке улучшить успеваемость, но и остальным детям повысить уровень психологической готовности к школе. Изучая воспитательное воздействие в детском саду, мы считаем, что задачей детского сада является постепенное заложение основ подготовки к школе, формирование обобщенных и систематизированных знаний об окружающей действительности, умение сознательно использовать их для решения различных практических задач.проблемы. Такой залог реально осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей. Поэтому разработанная для Тани программа психокоррекции будет реализована в совместной деятельности детей.Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться тяжелым испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развитие работы по подготовке к школе является актуальной и важной задачей психолога образовательного учреждения.ЗаключениеПроведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы. В дошкольном детстве ребенок переходит от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельной личности, к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, но с конкретной реальностью, обособление которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.Под психологической надежностью в школе понимается необходимый и достаточный уровень своего психологического развития ребенка для освоения школы в условиях обучения в коллективе сверстников. В процессе написания курса был проведен анализ современных представлений о проблеме психологической подготовки ребенка к школе. Все исследования, несмотря на различия в подходах, учитывают тот факт, что эффективный способ школьного обучения будет иметь место только при наличии на первом курсе необходимых и достаточных качеств для начального этапа формирования, которые затем развиваются и совершенствуются в процессах обучения. Выделены следующие центральные элементы, составляющие психологическую подготовку к школе:- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно значимой деятельности;- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, способность к обобщению, анализу, сопоставлению познавательных интересов;- в личной сфере произвол поведения, подчиненность мотивов и волевых качеств;- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.Кроме того, мы рассмотрели методы диагностики психологической готовности в школе. В ходе практической работы нами было проведено комплексное обследование группы детей (10 дошкольников) для определения их психологической готовности к школе.В результате выявлено, что 90% детей обладают интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью, что проявляется в психологической готовности к школе.Для детей с низким уровнем психологической готовности к школе разработана коррекционная программа, включающая развивающие игры, позволяющие опережать умственное и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что потребность в общении и познавательной деятельности дошкольников создает необходимые условия для формирования внутренней позиции школьника как основного критерия психологической готовности ребенка к школе.Список литературы1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология./ Абрамова Г. С. - М.: Прометей. 2017. 708 с.2. Батюта М. Б. Возрастная психология./ Батюта М. Б. - М.: Деком. 2018. 240 с.3. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы./ Обухова Л. Ф. - М.: Юрайт. 2019. 276 с.4. Склярова Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология./ Склярова Т. В. - М.: Юрайт. 2019. 236 с.5. Солдатова Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез./ Солдатова Е. Л. - М.: Юрайт. 2019. 384 с.6. Чекина Л. Ф. Психология развития. / Чекина Л. Ф. - М.: Лань. 2018. 304 с.Электронные ресурсы7. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. (https://search.rsl.ru/ru/record/01005268242)8. Божович Л.И. Проблема психологической готовности к школе в работах. (https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30164_full.shtml)9. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? (https://search.rsl.ru/ru/record/01001700048)10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. (https://search.rsl.ru/ru/record/01002805670)11. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. (https://search.rsl.ru/ru/record/01002441993)12. Гуткина, Н. И. Исследование формирования психологической готовности детей к школе. (https://search.rsl.ru/ru/record/01002441993)13. ДОУ №162 г. Воронеж. (http://detsad162.ru/)14.Иванова Л.В. обучению. (https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie)15. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возраста. (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya)16. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. (https://search.rsl.ru/ru/record/01001591224)17. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. (https://dl.booksee.org/genesis/158000/)18. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya)19. Сорокоумова Е.А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению. (https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika)20. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема. (https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost)21.Эльконин Д.Б. Детская психология. (https://search.rsl.ru/ru/record/01005035558)Приложения Приложение 1Рисунок 1 – Показатели внутренних позиций школьниковРисунок 2 – Методика «Домик» Приложение 2Таблица 1Показатели критерия U‑Манна-УитниVAR00008№Ранг показателяСуммарный рангАффективно-потребност сферамал.54,5022,50девоч.34,5013,50всего8Методика «Домик»мал.54,9024,50дев.3,8311,50всего8Таблица 2Общие статистические данные по критерию U‑Манна-УитниАффект потреб сфераВнутрен.позиц. школметодика «Домик»Mann-Whitney U7,5004,5005,500Wilcoxon W13,50010,50011,500Z000-1,183-0,689Asymp. Sig. (2‑tailed)1,000237491ExactSig. [2*(1‑tailed Sig.)]1,000(а)393(а)571(а)
2. Батюта М. Б. Возрастная психология./ Батюта М. Б. - М.: Деком. 2018. 240 с.
3. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы./ Обухова Л. Ф. - М.: Юрайт. 2019. 276 с.
4. Склярова Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология./ Склярова Т. В. - М.: Юрайт. 2019. 236 с.
5. Солдатова Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез./ Солдатова Е. Л. - М.: Юрайт. 2019. 384 с.
6. Чекина Л. Ф. Психология развития. / Чекина Л. Ф. - М.: Лань. 2018. 304 с.
Электронные ресурсы
7. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. (https://search.rsl.ru/ru/record/01005268242)
8. Божович Л.И. Проблема психологической готовности к школе в работах. (https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30164_full.shtml)
9. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? (https://search.rsl.ru/ru/record/01001700048)
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. (https://search.rsl.ru/ru/record/01002805670)
11. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. (https://search.rsl.ru/ru/record/01002441993)
12. Гуткина, Н. И. Исследование формирования психологической готовности детей к школе. (https://search.rsl.ru/ru/record/01002441993)
13. ДОУ №162 г. Воронеж. (http://detsad162.ru/)
14.Иванова Л.В. обучению. (https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie)
15. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возраста. (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya)
16. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. (https://search.rsl.ru/ru/record/01001591224)
17. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. (https://dl.booksee.org/genesis/158000/)
18. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya)
19. Сорокоумова Е.А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению. (https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika)
20. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема. (https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost)
21.Эльконин Д.Б. Детская психология. (https://search.rsl.ru/ru/record/01005035558)
Вопрос-ответ:
Какие характерные особенности имеют дети дошкольного возраста с точки зрения психологической готовности к школе?
Дети дошкольного возраста обладают рядом характерных особенностей, которые имеют значение для их психологической готовности к школе. Например, они находятся в периоде активного развития мышления, воображения, речи и моторики. Они начинают осознавать себя как индивидуумы, обретать чувство самостоятельности и самооценки. Они также формируют социальные навыки и учатся взаимодействовать с другими людьми. Все эти особенности имеют большое значение для успешного обучения в школе.
Какие современные подходы существуют к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе?
Существует несколько современных подходов к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе. Например, один из подходов основан на идеи наличия определенных школьных компетенций, которые необходимы для успешного обучения. Другой подход связан с развитием личностных качеств ребенка, таких как уверенность в себе, мотивация, саморегуляция и т.д. Третий подход ориентирован на формирование у детей критического мышления и умения самостоятельно решать проблемы. Все эти подходы имеют свои достоинства и применяются в современной практике.
Какая методика использовалась для измерения психологической готовности детей в данном исследовании?
В данном исследовании была использована комбинация различных методик для измерения психологической готовности детей к обучению в школе. Это включало в себя наблюдение за поведением детей, опросы родителей и учителей, а также проведение диагностических тестов для измерения уровня развития у детей различных психологических характеристик. Такой комплексный подход позволяет получить более полную картину о психологической готовности детей к школе.
Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это комплексная характеристика психических, эмоциональных и когнитивных процессов, при помощи которой определяется готовность ребенка к успешному обучению в школе.
Какие подходы существуют к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе?
Существуют различные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе, такие как биологический, психологический и социальный подходы. Биологический подход рассматривает готовность ребенка с точки зрения его физического и неврологического развития. Психологический подход акцентирует внимание на психических особенностях ребенка и его интеллектуальном развитии. Социальный подход предполагает анализ взаимодействия ребенка с окружающим его социумом и его готовности к социальной адаптации в школе.
Можно ли прогнозировать психологическую готовность ребенка к обучению в школе?
Да, психологическую готовность ребенка к обучению в школе можно прогнозировать. С помощью различных диагностических методик можно оценить развитие различных аспектов психической, эмоциональной и когнитивной сферы ребенка и на основе полученных данных сделать прогноз о его успешности в школе.
Какие методики используются для изучения психологической готовности детей к обучению в школе?
Для изучения психологической готовности детей к обучению в школе используются различные методики. Например, проводятся тесты и анкетирования, которые позволяют оценить уровень интеллектуального развития ребенка, его эмоциональную стабильность, уровень сформированности набора навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе.
Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это комплекс психологических качеств и навыков, которые необходимы для успешного адаптивного функционирования в школьной среде и обучения. Это включает в себя уровень развития интеллектуальных, эмоциональных, познавательных и социальных компетенций.
Какие психологические характеристики имеют дети дошкольного возраста?
Дети дошкольного возраста характеризуются высокой пластичностью психических процессов. Они активно исследуют окружающий мир, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, развивают свою моторику и когнитивные способности. Они еще не имеют жестких установок и стереотипов, что делает их способными к быстрому обучению и адаптации к новым условиям.
Какие современные подходы существуют к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе?
Существует несколько современных подходов к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе. Одним из таких подходов является комплексный подход, который учитывает все аспекты психического развития ребенка, включая когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты. Другим подходом является дифференцированный подход, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптирует образовательную программу под его нужды и способности.