Тема: «Формирование грамматического строя речи»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 35 35 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 29.03.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 6
1.1 Понятие грамматического строя языка 6
1.2 Возрастные особенности формирования грамматического строя речи 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 15
2.1 Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей 15
2.2 Методика формирования грамматического строя речи 18
2.3 Разработка игр на развитие грамматического строя речи 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Как и в предыдущие годы, она будет проводиться на специальных занятиях и в комплексе с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных сюжетных описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен следить за тем, чтобы дети использовали все известные им грамматические формы[22].Кроме того, правильный выбор наглядного материала способствует повышению эмоционального настроя детей и, как следствие, повышает эффективность обучения.Занятия проходят в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности и инсценировки делает занятия более живыми, интересными и эффективными[7].Таким образом, овладение грамматическим строем оказывает большое влияние на общее развитие ребенка и позволяет ему осуществить переход к изучению языка в школе. Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Ребенок даже не подозревает, какую тяжелую работу проделывает мозг. Он подражает речи взрослых и осваивает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – овладение правильными формами речи, а задача взрослого – помочь ему в этом.2.3 Разработка игр на развитие грамматического строя речиВедущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всегоиспользовать специально разработанные игры для развития дошкольника.Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в которых игровые ситуации занимают значительное место.На основе вышесказанного, для развития грамматического строя речи мы разработали следующие игры:1. «Что бывает осенью?».Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.2. «Магазин посуды».Цель: расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.Оборудование: Игрушечная или настоящая посуда.Ход:Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом.Мне нужна посуда для супа — супница;Посуда для салата — салатница;Посуда для хлеба — хлебница;Посуда для молока — молочник;Посуда для масла — маслёнка;Посуда для конфет — конфетница;Посуда для сухарей — сухарница;Посуда для соли — солонка;Посуда для сахара — сахарница.3. «Один - много»Цель: научить образовывать существительные множественного числа.Оборудование: мяч.Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.4. «Куда положим».Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.Ход:Хлеб кладут в … хлебницу.Мыло кладут в … .мыльницу.Масло кладут в …Сахар насыпают в …Салфетки ставят в …Масло кладут в …5. «Чудесный мешочек».Цель: закрепить названия овощей, их цвета.Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.6. «Скажи ласково».Цель: закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.Оборудование: Мяч.Ход:Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.Стол - столик, ключ - ключик.Книга - книжечка, ложка - ложечка.Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.Коса - косичка, вода - водичка.Вишня - вишенка, башня - башенка.Перо - перышко, стекло - стеклышко.7. «Загадки Зайца»Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.8. Игра «Что без чего?»Цель: закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.Оборудование: картинки с изображением предметов, которые надо починить.Ход игры:На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.Взрослый задает вопрос: «Что без чего?».Стул без ножки;Платье без рукава;Чайник без носика;Расческа без зубчиков;Ботинки без шнурков;Шуба без воротника.9. «Ложка и стакан»Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша. 10. "Два и две"Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.Оборудование: зеркало.Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.Таким образом, разработанные дидактические игрыявляются наиболее эффективными методом в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному усвоению грамматического строя речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги данного исследования, мы можем сделать следующие выводы.В современных условиях модернизации системы образования к речевым навыкам предъявляются повышенные требования, как к работникам дошкольных организаций, так и к детям. Поэтому воспитатель должен быть в полной мере информирован обо всех нововведениях в области коммуникации и уметь комплексно и творчески решать задачи грамматического строя на высоком уровне.Проблемы, связанные с овладением речи, формированием и совершенствованием всех речевых процессов, интересовали как российских, так и зарубежных исследователей и психологов.Речевое воспитание в дошкольном возрасте является одной из центральных задач образования. Формирование и обучение всех аспектов языка, фонетических, лексических, грамматических, является основой для последующего усвоения родного языка.Формирование грамматической стороны речи дошкольников – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологической основе развития грамматического строя речи.При работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждение возникновения грамматических ошибок у детей, эффективное исправление ошибок, появившихся в детской речи, совершенствование синтаксической стороны речи, развитие чуткости и интереса к развитию формы собственной речи, способствовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых. Поэтому необходимо следить за речью детей не только на всех занятиях, но и в их повседневной жизни.Подводя итог, можно сделать следующий вывод по результатам нашего исследования: грамматический строй речи как фундаментальная основа формирования языковых, речевых и коммуникативных компетенций может интенсивно совершенствоваться у некоторых детей даже при слабом развитии в условиях правильного педагогического воздействия, тонкого психологического взаимодействия и четкого методического понимания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАдмони, В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / В.Г. Адмони. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2016. – 240.Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2018. - 128 c.Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2017. - 32 c.Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2018. - 50 c.Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: Секачев В. Ю., 2016. - 200 c.Васильева, Е. В. Грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет. Демонстрационный материал / Е.В. Васильева. - М.: Сфера, 2017. - 1680 c.Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - М.: АСТ, Астрель, 2019. - 560 c.Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2017. - 208 c.Ельцова, О. М. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом / О.М. Ельцова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 46 cЕршова, Е.Н. Грамматические основы правильной русской речи / Е.Н. Ершова, Л.Г. Векилова, Г.И. Рожкова, и др.. - М.: Высшая школа, 2019. - 176 cИванищина, О. Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О.Н. Иванищина. - М.: Учитель, 2018. - 96 c.Исаченко, А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология. Часть 1, 2 / А.В. Исаченко. - М.: Языки славянских культур, 2020. - 1033 c.Кони, А.Ф. Избранные труды и речи / А.Ф. Кони. - М.: Тула: Автограф, 2016. - 640 c.Маврина, Л.В. Развитие речи / Л.В. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.Матросова, Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. На примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / М.Т. Анатольевна. - М.: Секачев В., 2016. - 520 c.Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников / С. Миронцева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 523 c.Пожиленко, Е. А. Энциклопедия развития ребенка / Е.А. Пожиленко. - М.: Каро, 2016. - 640 c.Рассел, Дж. Грамматический строй / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 1792 c.Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2019. - 384 c.Созонова, Н. Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие / Н. Созонова, Е. Куцина. - М.: Литур-К, Литур, 2016. - 70 c.Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ О.С. Ушакова.- М: РАО НЦ семьи и детства, 2016.- 190 c.Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2015. - 239 c.Фланаган, Дж.Л. Анализ, синтез и восприятие речи / Дж.Л. Фланаган. - М.: [не указано], 2017. - 1909 c.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адмони, В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / В.Г. Адмони. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2016. – 240.
2. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2018. - 128 c.
3. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2017. - 32 c.
4. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2018. - 50 c.
5. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
6. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: Секачев В. Ю., 2016. - 200 c.
7. Васильева, Е. В. Грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет. Демонстрационный материал / Е.В. Васильева. - М.: Сфера, 2017. - 1680 c.
8. Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.
9. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.
10. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - М.: АСТ, Астрель, 2019. - 560 c.
11. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2017. - 208 c.
12. Ельцова, О. М. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом / О.М. Ельцова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 46 c
13. Ершова, Е.Н. Грамматические основы правильной русской речи / Е.Н. Ершова, Л.Г. Векилова, Г.И. Рожкова, и др.. - М.: Высшая школа, 2019. - 176 c
14. Иванищина, О. Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О.Н. Иванищина. - М.: Учитель, 2018. - 96 c.
15. Исаченко, А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология. Часть 1, 2 / А.В. Исаченко. - М.: Языки славянских культур, 2020. - 1033 c.
16. Кони, А.Ф. Избранные труды и речи / А.Ф. Кони. - М.: Тула: Автограф, 2016. - 640 c.
17. Маврина, Л.В. Развитие речи / Л.В. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
18. Матросова, Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. На примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / М.Т. Анатольевна. - М.: Секачев В., 2016. - 520 c.
19. Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников / С. Миронцева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 523 c.
20. Пожиленко, Е. А. Энциклопедия развития ребенка / Е.А. Пожиленко. - М.: Каро, 2016. - 640 c.
21. Рассел, Дж. Грамматический строй / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 1792 c.
22. Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2019. - 384 c.
23. Созонова, Н. Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие / Н. Созонова, Е. Куцина. - М.: Литур-К, Литур, 2016. - 70 c.
24. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова.- М: РАО НЦ семьи и детства, 2016. - 190 c.
25. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2015. - 239 c.
26. Фланаган, Дж.Л. Анализ, синтез и восприятие речи / Дж.Л. Фланаган. - М.: [не указано], 2017. - 1909 c.

Вопрос-ответ:

Каково понятие грамматического строя языка?

Понятие грамматического строя языка означает систему грамматических правил и структур, которые определяют порядок слов, правила образования и изменения словоформ, а также формирование предложений.

Какие возрастные особенности существуют при формировании грамматического строя речи?

При формировании грамматического строя речи у детей возрастные особенности заключаются в постепенном усвоении различных грамматических единиц и правил, начиная от простых конструкций до более сложных.

Какие задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей?

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей включают развитие навыков правильного образования предложений, усвоения грамматических форм и правил согласования, а также расширение лексического запаса. Содержание работы включает разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие грамматического строя речи.

Какова методика формирования грамматического строя речи?

Методика формирования грамматического строя речи включает комбинацию различных методов и приемов, таких как игровая деятельность, образовательные игры, интерактивные упражнения и моделирование коммуникативных ситуаций.

Какими играми можно развивать грамматический строй речи?

Для развития грамматического строя речи можно использовать игры, такие как "Собери предложение", "Выбери правильную форму", "Составь историю из предложений" и другие. Эти игры помогают детям закрепить грамматические правила и улучшить свои навыки построения предложений.

Какой принцип лежит в основе формирования грамматического строя речи?

Формирование грамматического строя речи основано на принципе последовательного приобретения языковых структур. Сначала ребенок овладевает более простыми грамматическими конструкциями, постепенно переходя к более сложным.

Какие возрастные особенности влияют на формирование грамматического строя речи?

Формирование грамматического строя речи зависит от возрастных особенностей. На младенческом возрасте происходит активное развитие слуховых и артикуляционных навыков. В дошкольном возрасте дети осваивают орфограмматические и грамматические нормы. В школьном возрасте происходит закрепление и совершенствование грамматических знаний.

Какая методика используется для формирования грамматического строя речи?

Для формирования грамматического строя речи применяется методика, основанная на игровом подходе. Игры на развитие грамматического строя помогают детям систематизировать полученные знания и применять их на практике. Обучение проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.