Использование игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 21.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Характеристика заикания как речевого нарушения у дошкольников 5
1.1 Заикание как вид речевого нарушения 5
1.2 Причины, симптоматика и классификация заикания 9
Глава 2. Преодоление заикания у дошкольников посредством игр 17
2.1 Анализ методик коррекционной работы по преодолению и профилактике заикания 17
2.2 Игры в коррекционной работе по преодолению заикания 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Работа ведется в тесном взаимодействии учителя-логопеда с музыкальном руководителем, ими совместно подбираются музыкальные произведения с определенным ритмом в соответствии с задачами, поставленными на каждом этапе. Учитель-логопед подбирает соответствующий речевой материал с определенным ритмом.
Методика Ю.О. Филатовой разработана для детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе развитие темпо-ритмической организации речи осуществляется на музыкальных занятиях и направлено на развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения медленного и умеренного темпов в движении. На первых занятиях в лексикон детей вводится понятие «темп», его значение в движениях и в музыке. Дается характеристика различного вида темпа: медленный, умеренный, быстрый. Дети учатся выполнять простые двигательные задачи в определенном темпе, сначала в медленном и умеренном. На данном этапе можно использовать различные виды маршировки.
Далее усвоение музыкального темпа осуществляется в сочетании с простыми движениями – ходьбой, прыжками, махами руками в медленном и умеренном темпе. Впоследствии движения можно разнообразить и добавить подскоки, отхлопывания, тактирование при сопряженном проговаривании вместе с педагогом открытых слогов. После того, как дети усвоили, что такое темп на музыкальном материале, проводятся логопедические занятия. Учитель-логопед организует коррекционную работу, направленную на развитие:
– восприятия и дифференциации медленного и умеренного темпов речи;
– развитие воспроизведения медленного и умеренного темпов речи при сопряженном с логопедом проговаривании отдельных слогов, слов;
– закрепление воспроизведения медленного и умеренного темпов речи.
В процессе логопедических занятий педагогом используется регулирующий жест в качестве зрительной опоры. Он представляет собой движение руки вверх и вниз на каждую речевую единицу. Регулирующий жест вводится при обучении восприятию и воспроизведению разных темпов. Скорость предъявления регулирующего жеста соответствует отрабатываемому темпу. По мере усвоения детьми определенного темпа речи использование регулирующего жеста уменьшается. В этом случае дети проговаривают слоги и простые слова в соответствии с инструкцией логопеда: «Говорить медленно» и т. д.
На следующем этапе дети знакомятся с музыкальным ритмом и учатся передавать его в движении. Задачи:
– обучение детей осознанию определенного ритма музыкального произведения;
– развитие способности выполнять движения в задаваемом музыкальном ритме.
Сначала детям даются понятия о музыкальном ритме с одновременным прослушиванием музыкальных произведений с разными ритмическими рисунками. Дети постепенно овладевают умениями слышать, анализировать, а затем воспроизводить в движении компоненты музыкального ритма с помощью хлопков, шагов. Только после усвоения моторного ритма на музыкальных занятиях коррекционная работа перенаправляется на развитие речевого ритма.
Таким образом, методика Ю.О. Филатовой предполагает поэтапное формирование темпо-ритмической стороны речи сначала на музыкальных, а затем на логопедических занятиях. Работа ведется от формирования моторного к речевому ритму.
Методика Е.А. Спириной направлена на развитие интонационных процессов у младшего дошкольного возраста детей. В основе методики использование малых устных форм фольклора – пестушек и потешек. Малые формы подобраны на развитие различных компонентов просодической стороны речи, в том числе на развитие речевого ритма. Потешки и пестушки автор предлагает использовать как на занятиях, так и в режимных моментах.
Формирование ритмической основы слоговой структуры слов осуществляется с помощью методов «прохлопывания», «пропрыгивания», «простукивания», как взрослым вместе с ребенком, так и самостоятельно одним ребенком. Одна малая форма повторяется 3-4 раза, пока ребенок проявляет к ней интерес. На четвертый, пятый день форма меняется.
В течение всего процесса оречевления взрослый должен стремиться заинтересовывать ребенка своими положительными эмоциями, ритмом проговариваемых потешек и пестушек. В процессе проговаривания с детьми разучиваются простые игровые действия, сопровождаемые оречевлением. В дальнейшем ребенок учится подражать действиям взрослого самостоятельно, повторяя речевой ритм за взрослым.
Обязательным условием процесса работы над малыми формами Е.А. Спирина выделяет то, что после каждой фразы с ритмичными и ударными слогами взрослый делает небольшую паузу для того, чтобы ребенок мог присоединиться, произнося слоги в силу своих возможностей. Ребенок присоединяется к речевому акту, взрослый должен как-бы ожидать ответа от ребенка. Когда потешка или пестушка в процессе работы используется от четырех и больше раз, дети, запоминая, сами повторяют ритмичные слоги и воспроизводят интонации.
Таким образом, методика Е.А. Спириной направлена на формирование просодической стороны, в том числе темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста через использование малых устных форм фольклора. Данные формы являются наиболее доступными и легко воспринимаемыми для детей младшего дошкольного возраста возраста. Обязательным условием успешного формирования речевого ритма автор выделяет использование пестушек и потешек в режимных моментах, а также в домашних условиях родителями.
2.2 Игры в коррекционной работе по преодолению заикания
Рассмотрим примеры игр, которые можно использовать в коррекционной работе по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
Игры на этапе ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) направлены на отработку речевого дыхания, плавного выхода, слухового внимания, подражательности.
Игры-молчанки: педагог ставит перед ребенком песочные часы. «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение времени детям предлагается заниматься разными видами деятельности (рисование, пазлы, лепка), кто первый заговорит – тот проиграл, отдает фант.
Игра «В театре»: по сюжету игры дети отправляются в театр, где нельзя разговаривать, чтобы не мешать актерам и зрителям. В это время ребёнок смотрит сам или показывает своим куклам картинки. В конце игры присваивается звание «Лучший зритель».
Игра «В библиотеке»: дети отправляют в библиотеку, разговаривать нельзя. Задание: читать и рассматривать книгу, при этом как можно дольше хранить молчание.
Игры на развитие дыхания: «Бегемотики» (рука ложится на область диафрагмы, под текст педагога дети выполняют движения – вдох, поднимается животик, выход – опускается), «Рыбка на волнах», «Маятник», «Сыграем на гармошке», «Ветерок», «Листья», «Чайник закипел», «Чья птичка дальше улетит», «Воздушный футбол» и другие.
Игры на расслабление: «Кулачки», «Пружинки», «Загораем», «Лошадки», «Солдатики», «Силачи» и другие.
Игры на развитие невербальных средств общения: «Покажи руками», «Кислое яблоко», «Чистим лук», «Разговор через стекло» и другие.
Игры на этапе сопряженной речи направлены на формирование произношения, слитности гласных звуков в словах и звукоподражаниях, развитие просодики.
Игры на развитие просодической стороны речи и звукопроизношения: «Телеграф», «Мячик», «Птичий двор», «Барабан», «Эхо», «Лесенка», «Укачаем куклу», «Поезд», «Дует ветер» и другие.
Игры на этапе отраженной речи направлены на работу над фразой, всеми компонентами речи, развитие произвольности поведения.
Игры на звукоподражание: «Лесорубы», «Шоферы», «Самолёты», «Столяры», «Слесарь».
Игры на удлинение фразы: «Кулинары», «Моряки», «Весёлый счёт».
Важное место занимают игры на координацию речи с движениями.
Игры на этапе вопросно-ответной речи направлены на слитное произношение фразы в ходе диалога. Это игры с мячом «Поймай – ответь», «Волк и леса», «Что надели?», «Закончи предложение», «Обращение к прохожему».
Игры на этапе самостоятельной речи закрепляет сформированные навыки в процессе построения монолога (пересказа текста, игры-драматизации).
Заключение
Заикание – это речевое нарушение, при котором затруднено оформление высказывания. Это нарушение коммуникативной функции речи. Речевые нарушения при заикании зависят от множества факторов, в первую очередь от типа нервной системы, речевой среды.
При всех разнообразных проявлениях заикания в основе нарушения лежит механизм развития невроза. Заикание, как и невроз, формируется в результате воздействия факторов, которые вызывают перенапряжение процессов возбуждения и торможения, что приводит к образованию патологических условных рефлексов.
В основе заикания лежат физиологические механизмы, которые в свою очередь вызывают нарушения в познавательной сфере детей, вторичных дефектах в структуре психических процессов, эмоциональной, мотивационной и коммуникативной сферах личности. На основе физиологических расстройств формируются вторичные психологические особенности личности заикающегося, которые по принципу обратной связи оказывают негативное влияние на речевую деятельность.
В профилактике заикания выделяются три основных направления – предупреждение возникновения заикания у детей, предупреждение хронификации и рецидивов заикания, предупреждение нарушений социальной адаптации. Для формирования темпа и ритма речи используются различные упражнения и игры на формирование слухового контроля и ритмических движений.
Список использованной литературы
Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : учеб. пособие [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : В. Секачев, 2001. – 320 с.
Виноградова, М. А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников [Текст] / М.А. Виноградова. – СПб. : Каро, 2006. – 128 с.
Власова, Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов [Текст] / Н.А. Власова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 148–153.
Волкова, Г. А. Заикание и дизонтогенез [Текст] / Г.А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : Образование, 1994. – 184 с.
Ворошилова, Е. Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Ворошилова // Логопедия. – 2005. – № 3(9). – С. 41–46.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
Дель, С. В. Клинико-психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у младших школьников [Текст] / С. В. Дель // Логопедия. – 2004. – № 3(5). – С. 27–35.
Дьякова, Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / Е. А. Дьякова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 128–134.
Кочергина, В. С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи [Текст] / В. С. Кочергина // Логопедия. Методическое наследие. Кн. 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Академический проект, 2020. – С. 12-23.
Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М. : Союз, 1999. – 160 с.
Левина, Р. Е. Заикание у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Преодоление заикания у дошкольников. – М. : Педагогика, 1975. – С. 3–22.
Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. В. Леонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
Логопедия [Текст] : учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
Поварова, И. А. Заикание: диагностика и коррекция [Текст] / И. А. Поварова. – СПб. : Речь, 2005. –274 с.
Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие [Текст] / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2000. – 208 с.
Сикорский, И. А. Заикание [Текст] / И. А. Сикорский. – М. : ACT : Астрель, 2008. – 191 с.
Смирнова, Л. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. Занятия с детьми 5-7 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 1999. – 96 с.
2
2. Виноградова, М. А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников [Текст] / М.А. Виноградова. – СПб. : Каро, 2006. – 128 с.
3. Власова, Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов [Текст] / Н.А. Власова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 148–153.
4. Волкова, Г. А. Заикание и дизонтогенез [Текст] / Г.А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : Образование, 1994. – 184 с.
5. Ворошилова, Е. Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Ворошилова // Логопедия. – 2005. – № 3(9). – С. 41–46.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
7. Дель, С. В. Клинико-психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у младших школьников [Текст] / С. В. Дель // Логопедия. – 2004. – № 3(5). – С. 27–35.
8. Дьякова, Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / Е. А. Дьякова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 128–134.
9. Кочергина, В. С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи [Текст] / В. С. Кочергина // Логопедия. Методическое наследие. Кн. 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Академический проект, 2020. – С. 12-23.
10. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М. : Союз, 1999. – 160 с.
11. Левина, Р. Е. Заикание у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Преодоление заикания у дошкольников. – М. : Педагогика, 1975. – С. 3–22.
12. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. В. Леонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
13. Логопедия [Текст] : учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
14. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
15. Поварова, И. А. Заикание: диагностика и коррекция [Текст] / И. А. Поварова. – СПб. : Речь, 2005. –274 с.
16. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие [Текст] / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2000. – 208 с.
17. Сикорский, И. А. Заикание [Текст] / И. А. Сикорский. – М. : ACT : Астрель, 2008. – 191 с.
18. Смирнова, Л. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. Занятия с детьми 5-7 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
19. Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 1999. – 96 с.
Вопрос-ответ:
Что такое заикание и почему оно возникает у дошкольников?
Заикание - это речевое нарушение, характеризующееся повторением звуков, слогов или слов, затягиванием звуков или блокировкой речи. У дошкольников заикание может возникать из-за различных причин, таких как наследственность, эмоциональное напряжение, мимикрия и другие факторы.
Какие методики используются для коррекции заикания у дошкольников?
Для коррекции заикания у дошкольников применяются различные методики, включающие игры и упражнения. Например, детям предлагается играть в ролевые игры, где они могут выступать в роли разных персонажей и выражать свои мысли и чувства через речь. Также используются игры с использованием различных материалов, например, игры со сказками или картинками, чтобы помочь детям развивать свою речь и справляться с заиканием.
Какие игры используются в коррекционной работе по преодолению заикания?
В коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников используются различные игры. Например, детям предлагается играть в игры с движением, где они могут одновременно развивать свою речь и моторику. Также используются игры с использованием различных материалов, например, игры со сказками или картинками, чтобы помочь детям развивать свою речь и справляться с заиканием. Важно, чтобы игры были интересными и разнообразными, чтобы дети могли наслаждаться процессом и не скучать.
Какие причины заикания у дошкольников?
Заикание у дошкольников может быть вызвано различными причинами. Некоторые причины могут быть наследственными, то есть передаваться от родителей к детям. Другие причины могут быть связаны с эмоциональным напряжением или стрессом, которому дети подвергаются. Еще одной причиной заикания может быть мимикрия, то есть прием ухудшенной или неточной речи от других людей. Важно понимать, что заикание у каждого ребенка может быть вызвано комбинацией нескольких факторов.
Какие методики используются для преодоления заикания у дошкольников?
Для преодоления заикания у дошкольников используются различные методики коррекционной работы, включая игровые подходы.
Что такое заикание и какие причины и классификация этого речевого нарушения?
Заикание - это вид речевого нарушения, характеризующийся повторяющимися или задержанными звуками, слогами или словами. Причинами заикания могут быть генетическая предрасположенность, психологические факторы, физические проблемы и др. Заикание классифицируется на различные типы, такие как тоническое, клоническое и смешанное заикание.
Как игры могут помочь в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников?
Игры являются эффективным средством в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников. Они позволяют развивать речевые навыки, улучшать артикуляцию, укреплять моторику губ и языка, а также снижать напряжение и тревожность ребенка.
Как происходит работа по преодолению заикания у дошкольников с использованием игр?
Работа по преодолению заикания у дошкольников с использованием игр проводится в тесном взаимодействии со специалистами. В ходе игр ребенку предлагаются упражнения по активизации речевых процессов, тренировке артикуляции и формированию правильных дыхательных приемов.
Какие игры используются в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников?
В коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников используются различные игры, которые помогают развивать речь и укреплять речевые навыки ребенка. Например, это могут быть игры на развитие слухового внимания, игры на улучшение артикуляции, игры на развитие моторики речевых органов и т.д.
Какие игры могут быть полезны в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников?
В коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников могут быть использованы различные игры, такие как игры-тренажеры, ролевые игры, игры на развитие речи и слухового восприятия. Игры помогают развивать правильное дыхание и артикуляцию, а также улучшают слуховое восприятие и речь ребенка.
Какие методики коррекционной работы по преодолению и профилактике заикания существуют?
Существует большое количество методик коррекционной работы по преодолению и профилактике заикания у дошкольников. Некоторые из них включают использование различных игр, тренировок правильного дыхания и артикуляции, а также массажа речевых органов. Важно выбирать методики, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого конкретного ребенка.