Совершение незаконных финансовых операций

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 80 80 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.07.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1.НЕЗАКОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДОКТРИНЕ 4
1.1.Незаконные финансовые операции и его виды 4
1.2.Понятия незаконные финансовые операции: выявление и обнаружение 20
2.ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ 42
2.1.Проблемы системы противодействия незаконным финансовым операциям 42
2.2.Направления совершенствования системы противодействия незаконным финансовым операциям 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Фрагмент для ознакомления

Подводя итог, можно сказать, что большинство аспектов регулирования имеют значение, в первую очередь криминализация и финансовое регулирование. Их роль различается, поэтому на первый взгляд трудно сказать, что какая-то конкретная область регулирования борьбы с отмыванием денег эффективна или, наоборот, неэффективна. В настоящее время остается актуальной проблема сбора больших массивов информации о специфике процессов, связанных с отмыванием денег, с целью получения более точных показателей, которые позволили бы эффективнее оценить масштабы данного явления.Следует отметить, что большинство существующих мер, имеющих превентивный характер, связаны, в основном, с регулированием финансовой системы, но они не учитывают ключевой компонент ответственности посредников, который можно рассматривать как важный фактор. Если бы финансовые посредники чаще привлекались к ответственности, например, за халатность, то они действовали бы в качестве добровольного органа контроля и, таким образом, улучшили бы выявление случаев отмывания денег. Таким образом, отмывание денег заняло важное место не только в экономической, но и политической повестке дня в результате растущего внимания, уделяемого финансированию криминальных видов деятельности. Результаты исследования показали, что ужесточение регулирования отмывания денег оказывает влияние на сокращение масштабов теневого сектора экономики и повышение уровня экономической безопасности страны. При этом необходимо учитывать особенности разных стран, правоприменительную практику и потенциальную эндогенность инструментов противодействия. В то время как каждый источник данных не может дать полную информацию, тот факт, что все полученные результаты, связанные с уклонением от уплаты налогов, теневой экономикой и валютными отношениями, показывают наличие прямой корреляции с масштабами отмывания денег, подтверждает важность необходимости интеграции экономических и правовых подходов противодействия отмыванию денег. Фактически, полученные результаты свидетельствуют о роли различных аспектов регулирования отмывания денег, таких как раскрытие информации финансовыми учреждениями, которые облегчают правоприменение. В частности, меры, криминализирующие деятельность по содействию отмыванию и упрощающие процедуры конфискации имущества, как правило, имеют большее значение, чем другие аспекты нормативно-правового регулирования.17 июля 2020 года состоялось заседание Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросу «О состоянии работы правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с посягательствами на безопасность в сфере использованияинформационно -коммуникационных технологий, включая критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации.В указанном мероприятии наравне с представителями иных правоохранительных ведомств приняли участие и первые лица Следственного Комитета Российской Федерации.Серьезную озабоченность правоохранителей вызвал вопрос использования цифровых финансовых активов, а также криминогенные риски, связанные с их легализацией. На совещании постановлено кардинально изменить подходы к организации оперативно-разыскной деятельности и предварительного расследования таких фактов.Следует принимать во внимание специфику выявления цифровых финансовых активов, стремительное распространение криминального использования виртуальных активов, компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру государства, необходимость в предъявлении повышенных требований к сотрудникам следственных подразделений, в том числе и для достижения устойчивого уровня раскрываемости указанных противоправных деяний.31 июля 2020 г. подписан и опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу в январе 2021 г. (далее — Федеральный закон № 259-ФЗ).Несмотря на это, цифровые финансовые активы («виртуальные деньги», криптовалюты) «освоились» в Российской реальности более 10 лет назад, а попытки их легализовать в национальную правовую действительность предпринимались, начиная с 2017 года.Подобный продолжительный период имплементации цифровых финансовых агрегаторов замотивирован недоверием представителей органов государственной власти, финансовых учреждений и правоохранительных органов к внедрению современных финансовых продуктов (цифровых финансовых активов, цифровой валюты),технологий, связанными с ними изменениями и возможными рисками.Технический прогресс не стоит на месте, и кредитные, и банковские, финансовые учреждения вынуждены считаться с наличием цифровых финансовых активов.Многие опасения, связанные с узакониванием цифровых финансовых активов («виртуальные деньги», криптовалюты), объясняются рисками их внедрения, в том числе и криминальными, а именно финансированием запрещенных террористических организаций, легализацией денежных средств, добытых преступным путем, отсутствием комплексных методик раскрытия и рас-следования преступлений, направленных как на сами цифровые финансовые активы («виртуальные деньги», криптовалюты), так и совершаемых при их использовании.Риски, связанные с незаконными операциями по легализации (отмыванию денежных средств, добытых преступным путем)В первую очередь, рассматривая цифровые финансовые активы («виртуальные деньги», криптовалюты) в качестве агрегаторов финансовой системы, мы видим риски нелегальных транзакций, алгоритмов уклонения от налогов, схем отмывания (легализации) денежных средств, полученных преступным путем.В самом деле, манипуляции с цифровыми финансовыми активами без обязательной идентификации участников транзакций существенным образом облегчают противозаконную деятельность из-за невозможности отмены совершенных транзакций и их блокировки.Но есть тонкости, на которые стоит обратить внимание. Так, цифровые финансовые активы («виртуальные деньги», криптовалюты) не анонимны, как принято считать. Все операции, про-изводимые с ними, заносятся в соответствующий распределенный реестр, который отражает все транзакции между всеми адресами за всю историю, что позволяет идентифицировать их владельцев .У финансовых учреждений имеются алгоритмы для выявления, оценки, понимания и доку-ментального фиксирования своих индивидуальных рисков, в том числе и при введении новых финансовых агрегаторов (цифровых финансовых активов).Выпуск цифровых финансовых активов, со-гласно Федеральному закону № 259-ФЗ, детально урегулирован, соответствует действующему законодательству в области борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств, прозрачности банковской системы Российской Федерации, подконтрольности.В нормативной правовой регламентации так-же нашли отражения и положения, в соответствии с которыми денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретённых в результате совершения преступления, могут выступать в качестве пред-мета преступления . Однако из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (с изменениями и дополнениями от 26.02.2019) напрямую не следует, что операции по преобразованию одних виртуальных активов в другие квалифицируются как действия по отмыванию денег.В отчёте о взаимной оценке российской системы противодействия легализации преступных доходов, составленном группой разработки фи-нансовых мер борьбы с отмыванием доходов (ФАТФ) в декабре 2019 года , отмечено наличие интернет-площадок в сегменте Darknet по реализации наркотических веществ посредством цифровых финансовых активов («виртуальные деньги», криптовалюты) .Указанное обуславливает необходимость проработки и внедрения в следственную практи-ку механизмов по конфискации цифровых фи-нансовых активов.В настоящее время имеется опыт расследования уголовных дел, возбужденных по ст. 228, 228.1 УК РФ, с изъятием сотрудниками правоохранительных органов цифровых финансовых активов, полученных от реализации наркотических веществ, и преобразованием их в национальную валюту для обращения в доход государства.Так, 24.07.19 Пермский районный суд Пермского края вынес приговор 11 участникам преступного сообщества, причастным к сбыту наркотиков на территории Прикамья через интернет-магазин за цифровые финансовые активы (криптовалюту).Следствием установлено, что в 2016 году организатор преступного сообщества создал интернет-магазин для реализации наркотических веществ. В состав криминальной организации входили 14 человек с четким разграничением обязанностей. Оплата за наркотические вещества осуществлялась посредством цифровых финансовых активов (криптовалюты).Сотрудники правоохранительных органов в ходе расследования изъяли так называемые криптокошельки с цифровыми финансовыми активами у организатора группы, которые впоследствии были преобразованы в национальную валюту (1 млн руб.) .Согласно данным отчёта о взаимной оценке российской системы противодействия легализации преступных доходов, опубликованного ФАТФ в конце 2019 года, обозначены основные инструменты, используемые для легализации преступных доходов в России.К их числу относят:■использование технических фирм: юридических лиц и образований-нерезидентов;■легализацию денежных средств, полученных от преступной деятельности посредством фиктивной экономической деятельности, инициированной за пределами РФ;■использование посредников, связанных (аффилированных) с должностными лицами.На сегодняшний день некой особенностью российской экономики является превышение вывоза капитала над его ввозом. Вывоз капитала можно определить, как основной признак низкой инвестиционной привлекательности государства. Данное явление способствует недостаточному получению страной, в частности гражданами этой страны, части национального дохода, что влечет за собой снижение платежеспособного потребительного спроса, а также отсутствие возможности вложения денежных средств в развитие национальной экономики. Следует отметить, что в динамике оттока капитала присутствует высокая доля «сомнительных» операций. Согласно статистике, составляемой Банком России, с 1994 года по 2001 год объем «сомнительных» транзакций составлял порядка 42 млрд. долл. США, а с 2001 года по 2012 год произошло их увеличение в 9 раз, составив при этом сумму в 341 млрд. долл. США. Нетрудно догадаться, что пик использования незаконных финансовых операций для вывода денежных средств за рубеж также пришелся на период мирового финансового кризиса. В 2008 году сумма незаконно выведенных средств составила 50,6 млрд. долл. США, что является 38% в объеме общего потока капитала. Однако по данным Банка России в 2013 году объем «сомнительных» операций едва ли превысил 26,5 млрд. долл. США. В период с 2014 года по 2016 год имела место быть тенденция к снижению проведения таких операций, показатель которых по данным Центрального Банка Российской Федерации составил 2,4 млрд. долл. США [1]. В 2017 году активно продолжилась борьба Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также других органов государственной власти, с неправомерными финансовыми операциями, благодаря которым осуществлялся вывод денежных средств за рубеж. Результатом такой работы оказалось устойчивое снижение объемов проводимых операций. Так в 2017 году количество незаконных финансовых операций снизилось в 2,4 раза. Сумма выведенных средств составила 1,05 млрд. долл. США согласно данным, приведенным Банком России. Стоит сказать, что среди наиболее популярных способов незаконного вывода средств за рубеж оказались следующие: 1. Переводы по сделкам с услугами; 2. Переводы по исполнительным документам; 3. Авансирование импорта товаров; 4. Импорт товаров в рамках таможенного союза; 5. Переводы по сделкам с ценными бумагами; 6.Переводы по агентским договорам. Также в 2018 году был утвержден План мероприятий, согласно которому Центральный Банк Российской Федерации является правомерным участником оценки российской системы ПОД/ФТ со стороны ФАТФ на второе полугодие 2018 и 2019 год [2, с. 23].На данном этапе развития в Российской Федерации сформирован достаточно большой альянс предпринимателей, использующих офшорные зоны для осуществления своей деятельности. Стоит заметить, что такой вид коммерческого процесса представляет собой следующее – происходит активное открытие счетов в офшорных банках за рубежом, а затем размещение на них, по большей части, преступных денежных средств. В качестве инструмента, помогающего осуществить данную схему, выступает заключение экспортных или импортных договоров. В настоящий момент Федеральной таможенной службой были установлены три основные схемы, способствующие незаконному выводу средств за границу. 1. Схема «Карусель». Осуществление данной схемы происходит путем покупки товара российской организацией у какого-либо нерезидента. Затем товар перепродается другому покупателю. Последний вывозит его за рубеж, вследствие чего он оказывается у первоначального владельца. В процессе куплипродажи одного и того же товара он неоднократно пересекает границы государства. Объект покупки как бы «путешествует» и, разумеется, каждая его поездка является оплачиваемой. У таможенных органов появляется возможность обнаружения описанной схемы благодаря экспертизе и оценке, проводимой с товаром, пересекающим границы, а также управлению рисками. А в случае выявления подозрительных трансграничных перемещений таможенные органы незамедлительно уведомляют об этом Банк России.2. Использование подложных документов – деклараций, товарно-транспортных накладных, внешнеторговых контрактов по сделкам, которые фактически никогда не заключались. Проблема предоставления ложных деклараций от внешнеэкономических контрагентов правомочным банкам долго выступала в качестве проблемы перед уполномоченными организациями, однако со временем этот нюанс был урегулирован – банки принимают декларации непосредственно от Федеральной таможенной службы. Взаимодействие с мега регулятором постоянно модифицируется. В связи с чем путем закрытых электронных каналов сведения, касающиеся подозрительных финансовых операций с использованием деклараций, передаются Центральным банков Российской Федерации в уполномоченные банки. 3. Использование фирм-однодневок. В данном случае создается фирма-однодневка под конкретный контракт. При осуществлении данной схемы происходит заключение договора подставной компании с поставщиком, оплачивается аванс, после чего созданная фиктивная компания (фирма-однодневка) прекращает свое существование. Изначально таможенными органами фиксируется факт неисполнения обязательств по договору, что дает возможность применения соответствующих мер наказания к нарушителю законодательства в установленной сфере, но тем не менее, сумма установленной задолженности может достигать достаточно больших цифр, так как срок исполнения обязательств длится до 10 лет. Как правило, такая фирма не выплачивает штраф, поскольку его размер варьируется от 75% до 100% от суммы незаконного выведенных средств за пределы государства [3]. В данном контексте следует сказать, что Рекомендации ФАТФ предполагают использование рискориентированного подхода как одного из основных способов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в рамках которого осуществляется оценка риска совершения того или того деяния с дальнейшим распределением ресурсов, направленных на борьбу. В подобных условиях основополагающей целью национальной системы ПОД/ФТ является рост эффективности ее функционирования, поскольку только лишь достаточный уровень развития такой системы позволит своевременно уничтожить обнаруженные риски или хотя свести их к минимуму. Важнейшую роль в разрезе борьбы с незаконными финансовыми операциями, связанными с выводом денежных средств за рубеж, играет валютное регулирование. По мнению многих экспертов, валютное законодательство Российской Федерации обладает либеральным характером, что влечет за собой масштабный вывоз капитала. Подтверждением либерализации норм является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле». Операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами, не требуют получения разрешения от Центрального банка Российской Федерации. Либерализация также влечет за собой создание комфортных условий для резидентов в сфере осуществления их внешнеэкономической деятельности, и привлечение зарубежного капитала в Российскую Федерацию. В области валютных отношений было отменено требование о продаже части валютной выручки резидентов,что также говорит о смягчении валютного регулирования. В соответствии с принятием новой редакции Сорока рекомендаций ФАТФ требовалась переработка российского законодательства в сфере ПОД/ФТ. В связи с чем был принят Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части борьбы с незаконными финансовыми операциями», который содержит комплекс необходимых мер по пресечению незаконных финансовых операций. Это стало неплохим толчком на пути эффективной борьбы с незаконным оттоком капитала за границу [4, с. 10]. Согласно данному Федеральному закону ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации была переименована с «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» на «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации». Из чего следует, что данная статься теперь имеет связь со ст. 19 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, в обязанности резидента входит обеспечение: 1. Возвращения денежных средств в российскую юрисдикцию, которыми были оплачены невыполненные работы, не ввезенные на территорию России товары, не оказанные услуги т. д. 2. Получение валюты от нерезидентов на свои банковские счета согласно внешнеторговым договорам за выполненные для резидентов работы, переданные им товары, оказанные услуги, а также за переданную интеллектуальную собственность, в том числе полные права на нее. Появление ст. 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» непосредственно связано с противодействием незаконным финансовым операциям, связанным с выводом денежных средств за рубеж. Предоставление заведомо ложной информации в финансово-кредитную организацию, осуществляющую также надзорные функции в области валютного регулирования, а именно сокрытие истинных намерений в осуществлении перевода денежных средств – объективный аспект данного правонарушения. Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ ст. 188 ст. «Контрабанда» Уголовного кодекса Российской Федерации утратила силу, вместо нее появилась новая – ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», согласно которой в случае попытки незаконного перемещения денежного капитала или каких-либо других финансовых инструментов через границы Таможенного союза в пределах Евразийского экономического союза грозит уголовная ответственность. Необходимость наличия статьи такого плана обусловлена потребностью в создании нормы права, которая бы регулировала такую острую проблему, как не декларирование перевозимой денежной массы. Все это имеет тесную связь с незаконной деятельностью «курьеров наличных». Именуемые «курьерами наличных» правонарушители под прикрытием служб транспортной безопасности или же сотрудников правоохранительных органов имели шанс перемещать значительную часть денежных средств через границы Российской Федерации с отсутствием какого-либо контроля из вне. В целях борьбы с фирмами-однодневками Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ в ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации вносится поправка в части взыскания налоговой задолженности, обязанность по возврату которой ложится не только на должника, но и на его материнскую или дочернюю компанию. Помимо этого, в ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены изменения, в результате которых расширились возможности налоговых инспекторов в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в части реализации полномочий по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве и при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц. Равным образом благодаря Федеральному закону от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Законодательством отводится особая роль банкам как инструменту, с помощью которого происходитпервичное обнаружение подозрительных транзакций, именно поэтому в перечень их полномочий попал сбор данных о бенефициарных владельцах и источниках полученных средств. Предполагается, что данная мера позволит повысить вероятность обнаружение правомерных финансовых операций. Новые поправки позволили расширить перечень организаций, которые могут быть связаны с осуществлением незаконных финансовых операций и выступать в качестве участника подобных схем. Эффективной борьбе с таким явлением, как незаконные финансовые операции, которые основаны на выводе денежных средств за рубеж, также способствуют иные законодательные акты. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» нацелен на минимизацию коррупционной составляющей, поскольку именно коррупция влечет за собой сокрытие преступно нажитых средств чиновниками, в связи с чем, данные преступные доходы выводятся за рубеж. Внесенные поправки являются твердым фундаментом для дальнейшей работы по противодействию незаконному оттоку капитала, что позволяет не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать существующие механизмы. Нельзя не сказать про действие санкций, введенных со стороны Запада и риск наложения новых, поскольку именно это побуждает российских инвесторов стремительно выводить активы за рубеж.Кроме этого, предпринимателям проще уйти в теневой сектор экономики, вместо того, чтобы функционировать в «белом». В России довольно активное развитие получил данный вид построения хозяйственной деятельности. По данным Банка России общий объем теневой экономики от величины ВВП Российской Федерации в 2015 году составил 28,1%, в 2016 году – 28,3%, в 2017 году – 20,5%. Согласно проекту документа Росфинмониторинга, разрабатываемого для оценки уровня соответствия Рекомендациям ФАТФ, в 2018 году объем теневой экономики России составлял порядке 20% от ВВП. Безусловно, заметно снижение уровня теневого сектора, однако данный показатель превышает расходы всего федерального бюджета на 2019 год. В Современных условиях к 2025 году по прогнозу Центрального банка масштабы теневого сектора достигнут 39,37%, что свидетельствует о сохранении тенденции использования теневого сектора в национальной экономике [1]. Таким образом, проблема незаконных финансовых операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж, многогранна, вследствие чего можно выделить ряд причин как внешних, так и внутренних. Процесс оттока капитала влечет за собой массу негативных последствий, в том числе отсутствие экономического развития, стабильности и самостоятельности экономики, и конечно же, экономической безопасности государства в целом.Направления совершенствования системы противодействия незаконным финансовым операциямНовейшая история становления и развития современной российской банковской системы берет свое начало с момента принятия Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и насчитывает чуть более 30 лет, а участие в исследуемой в рамках настоящей работы сфере противодействия совершению незаконных финансовых операций и того меньше (всего 19 лет, начиная с момента принятия и вступления в силу Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и 7 лет, с момента принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», действие которых основывается на принятых ФАТФ рекомендациях и так называемых Вольсфбергских принципах). Как показало проведенное в процессе подготовки и написания данной работы исследование в процессе становления и развития рыночной экономики вообще и в нашей стране в частности банковская система играет достаточно существенную роль, которая, как нам представляется, проявляется, с одной стороны в выполнении задач по перераспределению ресурсов, а с другой стороны, в активном участии в деятельности по урегулированию существующих в экономике финансовых потоков. Кроме того, российская банковская система вообще и входящие в нее различного рода кредитные организации выступают на современном этапе в качестве неотъемлемых участников функционирующего финансового рынка, обеспечивая в процессе осуществления своей повседневной профессиональной деятельности те или иные потребности национальной экономики, в том числе в сфере воспроизводства. Благодаря активной роликредитных организаций в экономической жизни личности, общества и государства, в процессе обслуживания соответствующих интересов как потребителей, так и производителей, происходит своеобразное опосредование взаимоотношений между различными субъектами существующих и развивающихся в нашей стране рыночных экономических процессов. Именно посредством стабильного и эффективного функционирования банковской системы того или иного государства в целом и ее отдельных структурных элементов, становится возможным: во-первых, обеспечение столь необходимых в целях поддержания необходимого уровня поступательного развития различных сфер производства соответствующей аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов; во-вторых, упорядочение существующего в обществе и государстве оборота денег и иных финансовых ресурсов [1]. В соответствии с легальным определением, содержащимся в ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», отечественный законодатель под кредитной организацией предлагает понимать коммерческое юридическое лицо, которое на основании выданной Банком России лицензии вправе осуществлять определенный перечень банковских операций, предусмотренных указанным законом. Кроме того, кредитная организация образуется и функционирует на основе любой формы собственности, но исключительно в рамках такой организационно-правовой формы деятельности юридического лица как хозяйственное общество. Выделяют три вида кредитных организаций: во-первых, банк (банк с универсальной лицензией и банк с базовой лицензией); во-вторых, небанковская кредитная организация (трех относительно самостоятельных подвидов); в-третьих, представительства иностранных банков. В соответствии с позицией российского законодателя, принципиальные отличия между указанными видами кредитных организаций состоят в объеме банковских операций и сделок, которые они вправе совершать в соответствии с лицензией, выданной им Банком России. Как показало проведенное нами исследование нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование российской банковской системы, а также соответствующей, деятельность упомянутых нами ранее ее (банковской системы) субъектов оказывает существенное влияние на такие жизненно важные сферы жизнедеятельности общества и государства как: 1) выработка и воплощение в жизнь экономической политики страны; 2) обеспечение финансовой стабильности всех участников финансовой системы; 3) реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности нашего государства. Анализ сложившейся в настоящее время достаточно тяжелой экономической ситуации в нашей стране заставляет нас констатировать тот неутешительный факт, что непрекращающийся процесс отзыва лицензий у отечественных кредитных организаций и в первую очередь у банков в последнее время заметно активизировался. Причины отзыва лицензий у кредитных организаций, предусмотренные действующим российским банковским законодательством, весьма разнообразны. Как показывает практика, не всегда «официальные» причины совпадают с «фактическими». Данное утверждение весьма актуально и применительно к теме нашего исследования, связанного с анализом деятельности субъектов российской банковской системы в сфере противодействия незаконным финансовым операциям. Что же касается факторов, которые могут сдерживать поступательное развитие российской банковской системы, а также увеличение объемов ее деятельности, то, как показывает проведенный анализ научной, специальной и учебной литературы, отечественными учеными и практиками, специализирующимися на исследовании указанных проблем, к таковым относятся: во-первых, продолжающий существовать достаточно обширный теневой оборот в указанной сфере; во-вторых, достаточно низкий профессиональный уровень руководителей кредитных организаций; в-третьих, ориентация руководителей и учредителей кредитных организаций на совершение разнообразных правонарушений, способствующих росту их собственного благосостояния и т.д.[2] Что же касается финансового мониторинга, то он, на наш взгляд, по содержанию очень близок с финансовым контролем. Под финансовым мониторингом следует понимать соответствующую деятельность организаций, направленную на выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией незаконных доходов. В процессе осуществления уполномоченными государственным органом (Росфинмониторингом) соответствующей профессиональной деятельности (финансового мониторинга) представители российской банковской системы играют немаловажную роль. В настоящее время российские кредитные организации в ходе осуществления своей непосредственной профессиональной деятельности уделяют особое внимание разработке и внедрению локальных актов, определяющих порядок осуществления мероприятий, связанных с противодействием совершению незаконных финансовых операций [7]. Ни у кого из отечественных ученых и практиков, специализирующихся на исследовании проблем противодействия совершению незаконных финансовых операций не вызывает сомнений тот факт, что банковская система любого государства, в том числе и нашего является объектом повышенного интереса со стороны представителей теневой экономики. Все сказанное выше позволяет нам утверждать о том, что разработка и реализация кредитными организациями комплекса мер, связанных с противодействием совершению незаконных финансовых операций, выступает в качестве первоочередной задачи деятельности органов государственной власти, Банка России и добросовестных кредитных организаций.Противодействие отмыванию денег – это комплекс мер, направленных на пресечение незаконногообналичивания денег. Противодействие легализации (отмывания) дохода, полученного преступным путем в современных условиях, особенно в условиях пандемии, приобрело актуальность в связи с увеличением числа преступлений в данной сфере. К данным преступлениям сегодня относятся: финансовые мошенничества, киберпреступность, риски коррупции, повышенная финансовая волатильность и др. Цифровизация мировой финансовой системы предполагает необходимости координации усилий различных государств для противодействия к отмыванию преступного дохода на международном уровне. Именно проявления преступности в экономике государства могут нарушить всю систему законности любой страны. Особую опасность представляет отмывание преступно полученных денег, выводимых из системы налогообложения и направляемых за рубеж. Для предотвращения выше перечисленных правонарушений необходимо создать эффективную фискальную политику и правоохранительный контроль. Это позволит бороться с отмыванием денежных средств как на государственном, так и на региональных уровнях. Отмывание преступно полученных денежных средств негативно сказывается на экономической, политической и социальной ситуации в каждой отдельной стране и в мире в целом. Преступность в сфере отмывания денег действует не только на региональном и государственном уровнях, она имеет транснациональный характер. Особый интерес в этом плане для преступных сообществ представляет именно территория РФ. Одним из сложнейших периодов активизации преступной деятельности в сфере отмывания денежных средств и финансирования терроризма возникла после кризиса 1998 г. Именно в этот период хищения осуществлялись в гигантских размерах. Они изымались из оборота сырьевых ресурсов и выводились через кредитно-банковскую сферу в форме денежных средств. Постепенно преступники стали использовать в своей деятельности новые информационные технологии. В сложившихся условиях законодательство РФ до сих пор не может обеспечить государство необходимой степенью контроля за отмыванием денег. Это связано со следующими аспектами: - отставание самого законодательства, - отсутствие правоприменительной практики, - неясность существующих уголовно-правовых норм и др. Использование информационных технологий в кредитно-банковской системе породило новые криминальные возможности, которые начали активно использовать предприниматели, банкиры и др. Начал развиваться фальсифицированный документооборот. При чем он существует как в обычном, так и в электронном виде. Незаконные финансовые операции исполняются через специально созданные для этого банки и коммерческие фирмы. Развитие телекоммуникационных технологий в кредитно-банковской сфере и отмывание преступных денег вывело на новый уровень. Как в законной, так и в незаконной деятельности активно стали использоваться новые технологии и способы передачи финансовой информации. Основная доля отмываемых денежных средств в России в настоящее время приходится на банковскую сферу. Эти тенденции свойственны не только российской экономике, но и международной экономике. Как известно, банк выполняют множество необходимых, официально разрешенных операций с денежными средствами, как за счет своих средств, так и выступая посредниками денежных переводов. Банки должны предоставлять качественные и своевременные услуги. От этого зависит удовлетворенность их клиентов, а, следовательно, и эффективность деятельности самого банка. С эффективностью деятельности банков напрямую связан их уровень доходов. Для эффективной деятельности банки применяют разрабатываемые в современном обществе новые интернет-технологии. Это дает им возможность качественнее удовлетворять запросы своих клиентов, тем самым минимизируя издержки по их обслуживанию, такие как экономия времени для всех сторон сделок, использование личного кабинета для управления своими личными счетами, упрощение контроля за операциями, которые проводятся в безналичной форме и др. Однако вместе с плюсами интернет-услуги банков закономерно повлекли за собой и определенные минусы: - рост объемов отмывания денег, -уклонение от уплаты налогов, - рост компьютерной преступности. Например, «число хакерских атак на банки в 2019 г. выросло на 32% по сравнению с 2018 г.» [1]. Интернет-услуги стали очень популярны среди разнообразных мошенников, которые продолжают совершенствование выполняемых ими операций.Это и не удивительно. «Активность торговых компаний в интернете с 720 млн. долл. в 2015 г. выросла до 2,9 млрд. долл. в 2019 г.» [2]. Преступления, которые совершаются при помощи компьютерных технологий, всегда очень специфичны. Они имеют высокую латентность, то есть не отражаются в официальной отчетности. Уровень латентности компьютерных преступлений, связанных с отмыванием денежных средств, в мире различен, например: - «США – 80%, - Великобритания – 85%, - Германия – 75%, - РФ – более 90%» [2]. Развитие компьютерных и телекоммуникационных систем привело к тому, что возникли системы электронных денежных расчетов. Электронную наличность стали активно использовать денежно-кредитные учреждения. Естественно, параллельно с официальными электронными денежными потоками сформировались и нелегальные, целью которых стало отмывание денежных средств в оффшорные зоны и полулегальные финансовые учреждения. Преступные сообщества сразу заинтересовались складывающейся электронной финансовой инфраструктурой. Это было связано с тем, что через нее можно было переводить деньги в любую точку мира быстро, анонимно и в обход государственного контроля через запутанные маршруты. Благодаря появлению электронных денег и безналичных платежей, преступники стали без труда скрывать истинные источники получаемых доходов, отмывать преступные деньги, скрывать доходы от налогообложения. Всем странам мира необходима серьезная защита своих телекоммуникационных систем. Необходим разработанный механизм борьбы с экономическими преступлениями в системе новых информационных технологий. Для этого необходимо разрабатывать инфраструктуру фискальной системы и правоохранительной системы, оснащая их совершенными средствами борьбы с новым видом преступности. Отмывание денег наносит урон экономике в целом, всем предприятиям, регионам и стране в целом. Необходимо бороться с причинами, которые их порождают.В связи с этим необходимо совершенствовать работу правоохранительных органов, разрабатывать новые информационные средства борьбы. Необходимо всеми способами оградить легальный бизнес страны от нелегального, а также постоянно развивать и совершенствовать систему мер специального предупреждения, которая включает меры ответственности за нарушения установленных правил ведения кредитными учреждениями финансовых операций.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», в котором были закреплены основные принципы противодействия совершению незаконных финансовых операций, позволяет говорить о том, что не только на ЦБ РФ, но и на кредитные организации как участников банковской системы возлагается целый ряд как основных, так и специальных обязанностей в указанной сфере. Охарактеризуем их. Так, к положениям, устанавливающим, первые две основные обязанности, следует относить правила, предписывающие участникам банковской системы наряду с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, во-первых, разрабатывать свои собственные правила внутреннего контроля; во-вторых, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Правительством РФ устанавливаются общие требования, а ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом – специальные требования в отношении участников банковской системы и иных подконтрольных ему субъектов, которым должны соответствовать правила внутреннего контроля разрабатываемые и принимаемые тем или иным участником банковской системы. Банком России посогласованию с Росфинмониторингом установлены соответствующие требования к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях, квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, на которые должны ориентироваться кредитные организации в процессе осуществления комплекса собственных внутренних мероприятий, направленных на противодействие совершению незаконных финансовых операций. Помимо уже упоминавшихся нами выше двух обязанностей, к основным следует также: в-третьих, обязанность направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю; в-четвертых, обязанность осуществлять идентификацию до приема на обслуживание клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; в-пятых, обязанность применять соответствующие меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и счетов уже принятых на обслуживание лиц. Что же касается специальных обязанностей, установленных упомянутым нами выше законом исключительно в отношении кредитных организаций, то таковые могут быть условно объединены в несколько групп. В первую группу входят обязанности, связанные с необходимостью строгого и неукоснительного соблюдения прямых запретов, установленных упомянутым законом, посредством которых становится возможным реализация упомянутых выше третьей, четвертой и пятой основных обязанностей. Ко второй группе специальных обязанностей следует относить те, которые связаны с ролью кредитных организаций в осуществлении платежей и переводе денежных средств и также направлены на реализацию отмеченных выше третьей, четвертой и пятой основных обязанностей. Наряду с основными и специальными обязанностями кредитных организаций, связанными с их участием в противодействии совершению незаконных финансовых операций, предусматривается возможность наделения последних определенным кругом правомочий в их взаимоотношениях с клиентами. Такие права позволяют кредитным организациям без применения к ним мер гражданско-правовой ответственности, с одной стороны отказывать в установлении договорных отношений с обратившимися к ним потенциальным клиентам, а с другой - приостанавливать осуществление операций и отказываться от их выполнения в рамках уже заключенных договоров. Все нормативно-правовые акты и иные документы, которыми в своей профессиональной деятельности руководствуются кредитные организации и их специальные должностные лица, сотрудники Банка России, Росфинмониторинга, других правоохранительных органов, в своей совокупности призваны обеспечить эффективное противодействие использованию российской банковской системы в целях совершения незаконных финансовых операций. С учетом всего отмечено можно утверждать, что в соответствии с позицией российского законодателя, нашедшей свое закрепление действующей на современном этапе системе нормативно-правовых актов, такими участниками национальной банковской системы, как кредитные организации, приобретен не свойственный им статус субъекта, призванного осуществлять комплекс специфических мероприятий, направленных на выявление как уже совершенных преступлений, так и предупреждение (профилактикой) их возможного совершения в будущем, причем никак не связанных с совершением противоправных посягательств, непосредственно затрагивающих вопросы обеспечения их собственной экономической безопасности.Помимо того, что российские кредитные организации теперь наделены достаточно специфичными для них субъективными правами и юридическими обязанностями, а также соответствующей компетенцией в исследуемой в рамках данной работы сфере противодействия легализации незаконных доходов, они «вынуждены» постоянно участвовать в несвойственной для них правоохранительной деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от ред. от 19.11.2021) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // Российская газета, № 27, 10.02.1996; № 296, 31.12.2019.
3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2020) // Российская газета, № 151-152, 09.08.2001; № 280, 11.12.2020.
4. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // Российская газета, № 141, 02.07.2013; № 173, 07.08.2017.
5. Письмо Банка России от 15.02.2001 № 24-Т «О Вольфсбергских принципах» (вместе со «Всеобщими директивами по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергскими принципами)» от 30.10.2000) // Вестник Банка России. - 21.02.2001. - № 15.
6. Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С. Развитие методологии оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма: интеграция концепции взаимовлияния уязвимостей финансовых институтов и домохозяйств // Экономика и управление: теория и практика. 2018. №4, Том 4 (ч.2). C.33-37.
7. Алифанова Е.Н., Ниворожкина Л.И., Евлахова Ю.С. Структура угроз финансовой безопасности по интенсивности проявления на международном уровне: методический подход и эмпирическая оценка// Статистика – язык цифровой цивилизации: сб. докладов международ. научно-практ. конф. «II Открытый российский статистический конгресс» (Ростов-на-Дону, 4-6 декабря 2018 г.): в 2 т. Т. 1./ Российская ассоциация статистиков; Федеральная служба государственной статистики РФ, Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), Ростовское региональное отделение ВЭО России. Ростов н/Д: АзовПринт, 2018. С. 115-120.
8. Заявление Президента ФАТФ: СOVID-19 и меры по борьбе с незаконными финансовыми операциями. – Текст: электронный // Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу России. – URL: https://www.fedsfm.ru/releases/4485 (дата обращения: 06.02.2022).
9. Евлахова Ю.С., Алифанова Е.Н., Трегубова А.А. Паттерны поведения российских банков – ответ на финансовую активность населения в условиях макроэкономических шоков // Журнал НЭА. 2021. №2 (50). С.74-95.
10. Евлахова Ю.С., Алифанова Е.Н. Системно значимые кредитные организации как зона уязвимости к угрозам финансовой безопасности России // Финансы и кредит. 2019. Т.25, №8. С.1712-1726. DOI: 10.24891/ fc . 25. 8. 1712
11. Неляпина, Ю.В. Проблемы и перспективы развития банковской системы России / Ю.В. Неляпина // Банковское право. - 2009. - № 4. - С. 20 - 22.
12. Красавина, Л.Н. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению: По материалам Круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве РФ / Л.Н. Красавина, Н.И. Валенцева // Деньги и кредит. - 2015. - № 6. - С. 62 - 68.
13. Крестовский, И.А. Внутренняя безопасность банка при противодействии отмыванию доходов / И.А. Крестовский // Управление в кредитной организации. - 2017. - № 5. - С. 113 - 119.
14. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс.
15. Методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» // СПС Консультант Плюс.
16. Письмо Центрального Банка РФ от 10.06.2021 № 59-4/29017 «О направлении Методических рекомендаций для предпринимателя 2.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету?» // СПС Консультант Плюс.
17. Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2020 по делу № А40-267637/2019 // СПС Консультант Плюс.
18. Апелляционное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу № А40-267637/2019 // СПС Консультант Плюс.
19. Соглашение об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза (заключено в г. Москве 20.07.2021) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org (дата обращения 20.02.2022).
20. Соловьева А.А. Комментарий к Информации Росфинмониторинга от 15.09.2021 «Вниманию лиц, которым финансовыми организациями было отказано в проведении операции, заключении договора банковского счета (вклада) и (или) с ними расторгнут договор банковского счета (вклада) в соответствии с требованиями пунктов 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Строительство: акты и комментарии для бухгалтера. 2021. № 10. СПС Консультант Плюс.
21. Иванов П.И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) // Безопасность бизнеса. 2019. №4. С.45-50.
22. Власов В.А. Государственная антинаркотическая политика: понятие, этапы, приоритетные направления // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. № 2 (23). С. 9-15.

Вопрос-ответ:

Какие виды незаконных финансовых операций существуют?

В научной доктрине выделяются различные виды незаконных финансовых операций, включая отмывание денежных средств, незаконное предоставление кредитов, финансирование терроризма, незаконное обналичивание чеков, мошенничество с пластиковыми картами и многое другое.

Что подразумевается под выявлением и обнаружением незаконных финансовых операций?

Выявление и обнаружение незаконных финансовых операций означает обнаружение и документирование подозрительных финансовых операций, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства в области финансов. Это процесс, осуществляемый специальными службами и организациями, направленный на борьбу с отмыванием денег, коррупцией и другими незаконными финансовыми операциями.

Какие проблемы существуют в системе противодействия незаконным финансовым операциям?

В системе противодействия незаконным финансовым операциям существуют ряд проблем, включая слабую координацию действий различных органов и служб, недостаточное финансирование, недостаточную подготовку специалистов, отсутствие эффективных механизмов обмена информацией и другие.

Какие направления совершенствования системы противодействия незаконным финансовым операциям можно выделить?

Для совершенствования системы противодействия незаконным финансовым операциям можно выделить такие направления, как улучшение координации действий между различными органами и службами, повышение финансирования и ресурсов, улучшение квалификации специалистов, развитие эффективных механизмов обмена информацией и внедрение новых технологий.

Какими источниками информации авторы статьи пользовались при написании?

В статье были использованы различные источники информации, включая научные статьи, книги, законодательные документы и интернет-ресурсы. Авторы старались обеспечить достоверность и актуальность представленной информации.

Что такое незаконные финансовые операции?

Незаконные финансовые операции - это действия, проводимые с использованием финансовых ресурсов, которые противоречат законодательным нормам и правилам. Такие операции могут включать легализацию доходов, отмывание денежных средств, финансирование терроризма и другие противоправные действия.

Какие виды незаконных финансовых операций существуют?

Существует несколько видов незаконных финансовых операций, включая легализацию доходов, отмывание денежных средств, незаконный оборот драгоценных металлов, финансирование терроризма, неуплата налогов и другие противоправные действия.

Как происходит выявление и обнаружение незаконных финансовых операций?

Выявление и обнаружение незаконных финансовых операций осуществляется через различные методы и инструменты, такие как анализ финансовой отчетности, финансовое мониторинговые системы, совместная работа правоохранительных органов и финансовых учреждений, а также использование специализированного программного обеспечения.

Какие проблемы существуют в системе противодействия незаконным финансовым операциям?

В системе противодействия незаконным финансовым операциям существуют различные проблемы, включая недостаточную координацию между различными участниками системы, слабое законодательство, отсутствие эффективной системы мониторинга и контроля, а также недостаток специалистов в данной области.

Как можно совершенствовать систему противодействия незаконным финансовым операциям?

Совершенствование системы противодействия незаконным финансовым операциям может осуществляться через усиление законодательства, улучшение системы мониторинга и контроля, повышение осведомленности и обучения специалистов в этой области, а также совместную работу различных участников системы, включая правоохранительные органы и финансовые учреждения.

Какие существуют виды незаконных финансовых операций?

Виды незаконных финансовых операций включают легализацию доходов от преступной деятельности, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов, мошенничество, незаконное предоставление кредитов и другие.

Какие проблемы возникают в системе противодействия незаконным финансовым операциям?

В системе противодействия незаконным финансовым операциям возникают такие проблемы, как слабая координация между финансовыми органами, недостаточное использование инновационных технологий, неэффективная аналитическая работа, высокая степень коррупции и другие.