Власть и журналистика в России: проблема взаимодействия в историческом контексте (XIX века)
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 03.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.История возникновения журналистики в России 5
1.1.Периодизация и идеологические основы российской журналистики в 19 столетии 5
1.2.Развитие ключевых типов российских периодических изданий – журнала и газеты в 19 столетии 6
Выводы к первой главе 22
Глава 2.Особенности цензурной политики власти и влияние ее на развитие журналистики 23
2.1. Особенности цензурной политики Николая I 23
2.2.Цензурная политика второй половины 19 века 29
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список литературы 36
Российская пресса была далеко не такой свободной, но она, и правительство это видело и понимало, представляла собой омут, в котором черти водятся. А какие черти водятся в российских омутах известно всему миру. А потому — береженого Бог бережет.Первое издание, по которому нанесли удар в 1830г., было совершенно невинное и литературное, вокруг которого группировались «благонамеренные и почтеннейшие корифеи русской литературы» Жуковский, Баратынский, Вяземский, Одоевский. Издание называлось «Литературной Газетой» и издавалось Дельвигом и Пушкиным. Существует версия, что «Литературная Газета» пострадала из-за козней Булгарина, который был вхож к графу Бенкендорфу. И Булгарин отомстил Пушкину за статью о Видоке, полицейском сыщике, эпиграмму на себя, и вообще, удовлетворил тайную жажду напакостить поэту. Несомненно, цензура запрещала даже упоминание о Видоке, но вряд ли потому, чтобы оградить Булгарина. Просто цензура, как пуганая ворона, уже боялась всякого куста. И здесь уместно мнение цензора А.К.Никитенко об обстановке в 1830г.: «Многие сочинения в прозе и стихах запрещались по самым ничтожным причинам, можно сказать, даже без всяких причин, под влиянием овладевшей цензорами паники». «Литературная Газета » была заподозрена в сочувствии к революции 1830г. и у барона Дельвига было отобрано право считаться редактором газеты.Затем цензурные репрессии начались в Москве. Первым пострадал журнал «Европеец» И.Киреевского за статью «XIX век», которую поняли как совет подражать Западу, вплоть до революций. «Европеец» был запрещен. За статью И.Киреевского о Новикове и его роли в развитии книгоиздательства в России был конфискован альманах Максимовича «Денница». А имя Новикова до сих пор связывалось с масонством и революциями. «Добродушный патриот, живший преданиями 1812г.» цензор Глинка за пропущенную в печать статью о Новикове был посажен на гаупвахту.Гонения на прессу усилились потому, что революция в Европе перекинулась в Россию и заполыхали уже западные рубежи империи -Польша.Патронирование государством средств массовой информации выражалось в том, в поле журналистики и литературы действовали представители привилегированного слоя — дворянства, в издательской сфере дворян было уже меньше, первые пользовались услугами вторых, в силу сословных предубеждений.Государство в процессе регулирования в области журналистики пользовалось нормами, которые в Европе уже отменялись. К примеру, русским писателям можно было публиковать свои статьи с указанием только инициалов, в Европе уже переходили на полные выходные данные. В России поиски «крамольника» велись через издателя. Великая Французская революция подтолкнула правительство к переосмыслению и использованию европейского опыта. Но общего закона, в котором бы определялись правовые нормы журналистской деятельности, до императора Александра I не было. Выход на европейскую арену, в виде военных действий в Европе, повлек за собой не только мировоззренческие, но и структурно-правовые изменения. Общество, благодаря правительству, приучилось к печатному слову, а события начала XIX века, позволили власти не только информировать население, но и объединить его в борьбе с захватчиками, выработать и пропагандировать патриотические идеи в культурном российском ареале. Но журналистика, печатное слово развивается по законам общим для всех структур: количество переходит в качество. Количество знаний о Европе переросло в качество, требующее конструктивных изменений государственного строя. И тогда правительство увидело силу печатного слова. И стало его существенно ограничивать, включая в уставы о цензуре не только европейские элементы, но и чисто российские — запрет многоточия, нот и т.д.2.2.Цензурная политика второй половины 19 векаИсторики цензуры отмечают период 1855-1865гг. как десятилетие, не имеющее аналогов в истории российской периодической печати. После Крымской войны общество охватила лихорадка реформаторского энтузиазма. Потребность в реформах осознавалась всем обществом. И реформ коренных, а не косметических. Разумеется, что пресса отражала настроения и чаяния российского общества и одновременно их поддерживала, даже усиливала.В среде самих цензоров произошел раскол: большая часть стала на позиции либеральные и закрывала глаза на нарушения журналистов, приверженцы «старины», рьяные исполнители цензурного устава подвергались осуждению и были вынуждены отступать.Пресса выросла количественно и качественно, на смену журналистам-дворянам пришли журналисты-разночинцы, для которых журналистика была не приятным времяпровождением и возможностью литературной самореализации, а образом жизни, местом дающим возможность зарабатывать. При Александре I круг интеллигенции был мал, и писали журналисты, литераторы преимущественно для себя. Сама же российская интеллигенция, воспитанная по-французски, свысока смотрела на русскую литературу и русскую прессу. Цензура ориентировалась на мнение царя, правительства. Законодательство о цензуре представляло собой свод правил, носивших гуттаперчевый характер, поэтому запреты, конфискации не вытекали из природы самого законодательства, а были основой политики правительства и отношений с литераторами, журналистами. Собственно говоря, отношения между правящей элитой и литературой, что равнозначно для того времени журналистике, имели клановый характер.В 50-60-е годы привычная расстановка сил на литературно-журналистском поле существенно меняется. Если раньше издатели-дворяне снисходительно относились к Полевому, напоминая о его купеческом происхождении, то теперь им пришлось потесниться и пустить в пространство элитарной деятельности представителей низших слоев общества, которые нашли свое место не только в литературно -журналистском пространстве, но и в системе управления, т.е. в цензуре. Общество, благодаря именно массовым изданиям, было уже приучено к чтению. Сказки о Бове - королевиче уже не устраивали читающую простонародную публику. Количество чтения переросло в качество вкусового потребления. Резко возрастает потребность в специальной, общественно-политической и хорошего качества развлекательной литературе. Цензура понимала, что фрагменты текста, слова, которые раньше подлежали безусловному запрещению, утратили свой вредоносный потенциал и не они составляют основную заботу цензуры. Уже давно назрела необходимость реформировать законодательство о цензуре.Следует обратить внимание на одну характерную особенность правил для отечественной журналистики. Каждое издание представляло при регистрации свою программу, которой обязалось следовать. В программе указывались направления в тематико-информационном поле. Официальные газеты имели право на публикацию политической информации, полицейские — на полицейскую, военные — на военную. Информационное поле было поделено между изданиями и вторжение на чужой участок запрещалось. Право на распространение политической информации имели «С.-Петербургские Ведомости», «Московские Ведомости», «Русский Инвалид», «Северная Пчела». К примеру, только «Русский Инвалид», «Северная Пчела» имели право освещать ход военных действий в годы Крымской войны.6 апреля 1865 года император Александр II высочайше утвердил мнение Государственного Совета о введении новых правил, которые получили в истории название «Временные правила о цензуре и печати 6 апреля 1865г.В Законе определялась структура администрации. Главное Управление по делам печати возглавлял начальник управления и Совет Главного Управления. При Управлении состояли -канцелярия, Особые Цензоры драматических произведений и чиновники особых поручений. Начальник Главного Управления назначался и увольнялся по представлению министра внутренних дел высочайшим указом Правительствующему Сенату, такая же процедура была в отношении членов Совета Главного Управления. Деятельностью канцелярии руководил Правитель дел, который был подчинен Начальнику. Служащие канцелярии назначались и увольнялись приказами министра внутренних дел и приказами начальника Управления, от последнего зависело число служащих и распределение жалования между ними.Главное Управление по делам печати надзирало за действиями Цензурных комитетов и отдельных цензоров, решало «недоразумения и жалобы» на цензоров; наблюдало за произведениями печати, выходившими без разрешения цензуры, искало в них нарушения правил, возбуждало судебное преследование; контролировало открытие типографий, книжную торговлю. Совет Главного Управления по делам печати «в образе своего действия и в пределах своей власти подчиняется общим постановлениям о Советах Министерств.В Законе даны характеристики повременным изданиям, которыми принято считать: газеты и журналы, выходящие в сет отдельными номерами, листами или книжками; сборники или собрания новых, оригинальных или переводных сочинений или статей разных писателей, издаваемые под одним общим заглавием, более двух раз в год. Закон регламентировал правила открытия нового издания: «Каждый желающий выдавать в свет новое повременное издание в виде газеты, журнала или сборника, обязан, как и ныне, испросить на то разрешение Министра Внутренних Дел. От которого зависит дозволить выпуск в свет такого издания или без цензуры, или под условием предварительной цензуры».В прошении должны быть следующие сведения: название или заглавие издания (под заглавием понимался заголовочный комплекс), программа издания, сроки выхода в свет, подписная цена, имя и место жительство издателя, ответственного редактора (если их несколько, то каждого из них), адрес типографии, где будет печататься издание, К прошению обязательно прикладываются: документы о личности издателя и ответственного редактора (если их несколько, то всех), письменное, за собственноручной подписью заявление ответственного редактора, что он принимает на себя заведование изданием или только какой-то частью. Разрешение на выпуск повременного издания сохраняло свое право в течение года, если у издателя возникали финансовые или организационные трудности с выпуском. Если же в течение года после получения разрешения не было выпущено ни одного номера издания, то оно прекращало свое существование и требовалось новое разрешение.Изменение общеполитического положения России в Европе повлекло за собой многочисленные внутренние структурные изменения — отмену крепостного права, судебную, земскую, военную, медийную реформы и др. Практически вся законодательная баз подверглась переработке и трансформации. Правительство решилось на введение такого демократического в монархической стране института как суд присяжных, но не отменило цензуру печати. Выводы по второй главеТаким образом, цензурная политика русского государства на протяжении 19 века неоднократно менялась, тем не менее, даже после либерализации курса существенные изменения в положении прессы и печати не случились. «Временные правила» регламентировали правила поведения в книгоиздательской и журналистской сфере, но не облегчили заметно положение журналистов и издателей.ЗаключениеТаким образом, по сути, основы русской журналистики были заложены издательской, редакторской работой Петра Великого. Петром Великим был внесен огромный вклад в развитие журналистики. Он редактировал и издавал книги, старания императора увенчались выходом первой русской газеты «Ведомости». Безусловно, этот факт имел большое политическое и общекультурное значение. Именно в 18 веке появились, а в 19 столетии стали развиваться два основных типа изданий – журнал и газета. Газеты имели информационную функцию, они издавались гораздо чаще, чем журналы. Постепенно газеты становились более насыщенными, появились публицистические и аналитические материалы.В 19 столетии особое значение имел журнал «Современник». Журнал «Современник» имел уникальный формат, содержание. Там печатались передовые писатели и публицисты того времени. В отличие от целого ряда журналов того времени, «Современник» поднимал действительно актуальные проблемы. Подлинный расцвет журнала связан с приходом Белинского. В этот период Белинский смог проявить себя не только как выдающийся публицист, но и как замечательный редактор, организатор деятельности издания. Ему удалось в короткие сроки придать журналу определенную актуальную направленность. Цензурная политика власти постоянно менялась на протяжении 19 столетия. Положение журналистики было строго регламентировано цензурными законами и уставами. Особенно жесткими были ограничения в период правления Николая I. Тем не менее, далее наблюдается период смягчения цензуры, который благоприятно повлиял на содержание и типологическое разнообразие изданий. Список литературыАфанасьев А. Н. Русские сатирические журналы 1769—1774 годов: (Репринтное воспр. 2-го издания). — Изд. 3-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 240 с. Берков, П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.; Л., 1952. Водовозов Н.В. Белинский. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/199329 Волкова Т.А. А.И. Аджубей – редактор и публицист: дисс. канд. филол. наук. – М., 2009. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004.Екатерина Вторая. Собрание сочинений. – Режим доступа: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/Западов В. А. Сатирические журналы Н. И. Новикова: «Трутень», «Живописец» // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов ... / Составитель В. А. Западов; Художник Л. М. Чернышев. — М.: Просвещение, 1979. — С. 365Исмаилова H.X. Аджубей: талант - это позиция//Читающая Россия. - 1994. - № 1. С. 13.История русской журналистики XVIII—XIX вв.: Учебник / Под ред. А.В. Западова. 3-е изд. - М., 1983. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text8/09.htm#_topЛазаревич Э.А. Как начиналась российская журналистика.//Природа. № 4, 1974. С. 45Минасян А.А. Журнал Екатерины Великой «Всякая всячина» как инструмент просвещения общества и формирования общественного мнения. – Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/zhurnal-ekateriny-velikoy-vsyakaya-vsyachina-kak-instrument-prosveshcheniya-obshchestva-i-formirovan/Осташевский А.А. Цензурные уставы XIX века и их влияние на формирование системы российской прессы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Осташевский Андрей Александрович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2009.Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М., 2001. Смеюха В.В. Женские журналы. – Ростов н/Д, 2011.// http://www.culturalnet.ru/main/getfile/1803Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М., 2001. Фатеева А. Екатерина II как писатель.//Высшее образование в России. Выпуск № 6 / 2006. http://cyberleninka.ru/article/n/ekaterina-ii-kak-pisatel
1. Афанасьев А. Н. Русские сатирические журналы 1769—1774 годов: (Репринтное воспр. 2-го издания). — Изд. 3-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 240 с.
2. Берков, П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.; Л., 1952.
3. Водовозов Н.В. Белинский. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/199329
4. Волкова Т.А. А.И. Аджубей – редактор и публицист: дисс. канд. филол. наук. – М., 2009.
5. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004.
6. Екатерина Вторая. Собрание сочинений. – Режим доступа: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/
7. Западов В. А. Сатирические журналы Н. И. Новикова: «Трутень», «Живописец» // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов ... / Составитель В. А. Западов; Художник Л. М. Чернышев. — М.: Просвещение, 1979. — С. 365
8. Исмаилова H.X. Аджубей: талант - это позиция//Читающая Россия. - 1994. - № 1. С. 13.
9. История русской журналистики XVIII—XIX вв.: Учебник / Под ред. А.В. Западова. 3-е изд. - М., 1983.
10. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text8/09.htm#_top
11. Лазаревич Э.А. Как начиналась российская журналистика.//Природа. № 4, 1974. С. 45
12. Минасян А.А. Журнал Екатерины Великой «Всякая всячина» как инструмент просвещения общества и формирования общественного мнения. – Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/zhurnal-ekateriny-velikoy-vsyakaya-vsyachina-kak-instrument-prosveshcheniya-obshchestva-i-formirovan/
13. Осташевский А.А. Цензурные уставы XIX века и их влияние на формирование системы российской прессы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Осташевский Андрей Александрович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2009.
14. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М., 2001.
15. Смеюха В.В. Женские журналы. – Ростов н/Д, 2011.// http://www.culturalnet.ru/main/getfile/1803
16. Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М., 2001.
17. Фатеева А. Екатерина II как писатель.//Высшее образование в России. Выпуск № 6 / 2006. http://cyberleninka.ru/article/n/ekaterina-ii-kak-pisatel
Вопрос-ответ:
Какими были идеологические основы российской журналистики в XIX веке?
В XIX веке идеологические основы российской журналистики были связаны с различными течениями и направлениями мысли. Среди них можно выделить либерализм, консерватизм, реализм, революционное движение. Каждое из этих направлений имело свои особенности в подходе к журналистской деятельности и целям, преследуемым журналистами.
Какие типы периодических изданий были популярны в России в XIX веке?
В XIX веке в России популярными типами периодических изданий были журналы и газеты. Журналы представляли собой издания с более высоким уровнем информативности и культурным содержанием, они были более ориентированы на образованное общество. Газеты же были более массовыми изданиями, они содержали новости, статьи, комментарии, их целью было достичь широкой аудитории.
Какую роль играла цензура в развитии журналистики в России в XIX веке?
Цензура играла значительную роль в развитии журналистики в XIX веке. Она оказывала огромное влияние на контроль за информацией, которая попадала в печатные издания. Цензура ограничивала свободу слова и преследовала свои политические цели. Множество статей и стихов были запрещены или подвергались цензурному исправлению.
Какие особенности имела цензурная политика Николая I в отношении журналистики?
Цензурная политика Николая I в отношении журналистики была особенно жесткой. Власть строго контролировала печатное слово и стремилась подавить любые выражения недовольства и критики. Были введены частые проверки печатных изданий, запрещены ряд тем, связанных с политикой и религией. Это сильно ограничивало свободу слова и деятельность журналистов.
Какова основная проблема взаимодействия власти и журналистики в России в XIX веке?
Основная проблема взаимодействия власти и журналистики в России в XIX веке заключается в цензурной политике, которая ограничивала свободу слова и контролировала публикации в периодических изданиях.
В чем состояла периодизация и идеологические основы российской журналистики в XIX столетии?
Периодизация российской журналистики в XIX столетии включала несколько этапов, начиная с эпохи натурализма и заканчивая периодом демократической журналистики. Идеологические основы варьировались в зависимости от политической обстановки, но в целом основными тенденциями были либерализм, консерватизм и радикализм.
Какие были ключевые типы российских периодических изданий в XIX столетии?
В XIX столетии в России существовали журналы и газеты, которые были ключевыми типами периодических изданий. Журналы были более литературно-артистическими, ориентированными на интеллектуальную аудиторию, в то время как газеты были более информационно-новостными и массовыми.
Какая была особенность цензурной политики Николая I и как она влияла на развитие журналистики?
Особенностью цензурной политики Николая I было строгое ограничение свободы слова и цензура публикаций. Это привело к тому, что множество изданий были запрещены или подвергались сокращениям. Многие журналисты и писатели сталкивались с репрессиями и печатали свои работы за границей.
Какие выводы можно сделать к первой главе статьи?
По итогам первой главы статьи можно сделать вывод, что история возникновения журналистики в XIX веке в России связана с проблемой взаимодействия власти и свободы слова. Цензура и ограничение свободы публикаций имели значительное влияние на развитие журналистики и формирование её идеологических основ.
Какие периоды можно выделить в истории развития журналистики в России в XIX веке?
В истории развития журналистики в России XIX века можно выделить несколько периодов. Первый период - с начала XIX века до 1861 года, связанный с периодом самодержавия Николая I. Второй период - с 1861 года до конца XIX века, когда появляется свобода слова и возникают новые журналистские издания.
Какие особенности имела цензурная политика Николая I и как она влияла на развитие журналистики в России?
Цензурная политика Николая I имела свои особенности. Во-первых, цензорская система была строжайшей, публикация материалов без цензуры была практически невозможна. Во-вторых, власть монополизировала все газеты и журналы, что ограничивало свободу печати и влияние журналистики на общественное сознание. В результате, журналистика в этот период была под строгим контролем и использовалась для пропаганды самодержавия и царских идей.