Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 52 52 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 28.05.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 12
1.3. Условия формирования коммуникативных умений у младших школьников 23
Выводы по главе 1 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Программа и методы исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психолого- педагогических условий формирования коммуникативных умений 31
2.3 Методические рекомендации 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Фрагмент для ознакомления

Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ, в качестве испытуемых нами были выбраны ученики в возрасте от 7 до 10 лет в количестве 20 человек. Нами были выбраны школьники 7-10 лет, так как коммуникативные умения у детей в данном возрасте, как правило, развиты недостаточно. Многие дети в своих отношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии.Исследование проводилось с согласия испытуемых.Нами было проведено исследование сформированности следующих коммуникативных УУД:1. Умение слушать собеседника. Тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов);2. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992);3. Умениеоформлятьсвои мысли в устной и письменной речи. Интерпретация содержания сказки «Аленький Цветочек»;4. Умение выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру «Графический диктант».Последовательность проведения методик включает в себя следующие моменты: 1. Проведение диагностики2. Обработка данных. 3. Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы и т. д.). 4. Анализ результатов.Таким образом, нами было организовано экспериментальное исследование психолого педагогических условий формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста и подобраны методики диагностики.2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психолого- педагогических условий формирования коммуникативных уменийРассмотрим результаты проведенного исследования:Умение слушать собеседника. Тест «Умение слушать собеседника» (Приложение 1).Рисунок 1 - Умение слушать собеседникаКак показано на рисунке 1 из 20 человек слушателями «выше среднего уровня» являются 5 человек, что составляет 25%. Слушателями «среднего уровня» являются 7 человек - 35%, слушателями «ниже среднего уровня» 8 человек – 40%. Анализ результатов проведенного тестирования свидетельствует о необходимости решения данной проблемы.2)Умение обосновывать и высказывать собственное мнение. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.).Цель: выявитьуровень сформированности умения обосновывать и высказывать собственное мнение.Рисунок 2 - Умение обосновывать и высказывать собственное мнениеКак следует из рисунка 2, преобладает средний уровень умения обосновывать и высказывать собственное мнение.Из 20 человек 3 – 15% имеют высокий уровень, дети показывают понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывают различие позиций и мнения персонажей, высказывают и объясняют свое мнение.Низкий уровень имеют 6 школьников – 30%, дети не учитывают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, исключают возможность разных точек зрения: они принимают сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.Средний уровень имеют 11 детей – 55%, дети понимают возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускают, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не могут обосновать свои ответы.3) Умение оформлятьсвоимысли в устной и письменной речи. Интерпретация содержания сказки «Аленький Цветочек».Цель: выявление уровня сформированности умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.Привыполнении задания детьми, особое внимание уделялось особенностям фразовой речи, которую употребляли дети при выполнении задания. Обращалось внимание на степень информативности рассказа, которое определялось количеством элементов, что позволяло оценить полноту составленного текста ребенком.Высокий уровень - 10% (2 чел) у детей хорошо сформировано умение оформлять собственные мысли в письменной и устной речи. В устной речи фиксируется умение выстраивать последовательный рассказ (Начало, основная часть и заключение), предложения связаны по смыслу и имеют логическую последовательность. В письменной речи обращается внимание на следующее: предложения связаны по смыслу, последовательно, в соответствии с грамматическими нормами.Средний уровень - 55% (11 чел) в рассказе и тексте вполне достаточно информации, есть некоторые неточности в связи предложений между собой.Низкий уровень - 35% (7 чел) в рассказе и тексте нет логической последовательности. Дети пересказали саму сказку.Рисунок 3 Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речиПо результатам данной диагностики (Рис. 3) следует вывод о недостаточном уровне сформированности исследуемых умений. У детей были трудности с выполнением этого задания.4)Умение выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру «Графический диктант» (Приложение 2).Цель: изучить уровень сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру.Как показано на рисунке 4, большая часть школьников (65%) имеют высокий уровень умения выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру, 25% - средний, и только 10 % (2 чел) имеют низкий уровень.Рисунок 4. Умение выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеруИсходя из результатов исследования, нами была составлена сводная Таблица 1 для подведения общего результата, на ней отображены индивидуальные показатели каждого учащегося. Результаты выводились следующим образом: высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Таблица 1. Сводная таблица уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников1. Умение слушать собеседника. Умение обосновывать и высказывать собственное мнениеУмение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.Умение выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеруБалл/Умение532133 Б/Высокое761152 Б/Среднее811723 Б/НизкоеНа рисунке 5 отражен общий итог коммуникативных умений младших школьников, которые принимали участие в исследовании.Рисунок 5 – Анализ коммуникативных умений младших школьниковТаким образом, в исследовании были использованы методики адаптированные к младшему школьному возрасту, они просты в применении, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников не превышает среднего уровня. Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.2.3 Методические рекомендацииВ связи с предварительно выявленным преимущественно низким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений младших школьников возникла необходимость в разработке экспериментальной методики формирования навыков вербальной и невербальной коммуникации для детей данной категории, с учетом состояния их развития. Методологическую основу формирующего эксперимента составляют положения теории речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев, А. Г. Лурия) и теории общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалева и др.). В процессе разработки методики экспериментального обучения были учтены имеющиеся данные о генезисе вербальной и невербальной поведения, о связи вербальных и невербальных средств коммуникации. Работа по формированию коммуникативных умений младших школьниковдолжна осуществляться на основе принципов, разработанных в общей, специальной педагогике и психологии [2]: - принцип комплексного воздействия; - принцип систематичности; - принцип индивидуального подхода; - принцип обучения от простого – к сложному; - принцип наглядности; - принцип дифференцированного подхода; - принцип деятельностного подхода; - принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Коррекционная работа ориентирована на ведущую форму деятельности, поэтому в ходе коррекционной работы применяются различные виды игр: - дидактические, - имитационные, - ролевые, - игры перед зеркалом,- конструирование, - игры с песком, водой, с мячом, - совместное рисование и тому подобное. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах психолого-педагогической работы по формированию навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста, что способствует усилению социально-коммуникативной мотивации к использованию речевых навыков с целью общения. В процессе организации работы по формированию коммуникативных умений младших школьников следует придерживаться следующих методических рекомендаций: 1. Обучение проводить постепенно, исходя из интересов и потребностей ребенка;2. Упражнения должны быть короткие и необременительные, изменяться по виду деятельности, готовиться заранее; 3. Процесс взаимодействия должен проходить в комфортной ситуации, без посторонних раздражителей (шум, звонки, разговоры); 4. Можно поощрять ребенка к сотрудничеству, используя материальные и социальные награды с целью подкрепления правильных действий (искусственное и естественное; материальное и социальное): - конфета в конце занятия, - игрушка, - наклейка с известным мультипликационным героем, - разрешение на любимое занятие, - поход в кино и т. д; 5. Многократно повторять примеры речевых изречений и стимулировать к их эхолалическому воспроизведению; 6. Создавать ситуации выбора для ребенка (или / или), которые будут стимулировать к названию или показу желаемого. Методика развития коммуникативных умений младших школьников состоит из трех последовательных этапов: I-й этап – подготовительный. Формирование мотивации к коммуникативной деятельности и вербальных (обращение, просьба, ответы на вопросы и умение задавать вопросы в прошедшем и будущем времени и т. п) невербальных средств коммуникации (жестов, мимики). Дети учатся понимать, что слово или движение – это сигнал, который дает возможность понять собеседника, привлечь его внимание и выразить свое состояние. Используются методы, которые стимулируют детей к обмену материалами для работы, привлекают и активизируют пассивных детей. Подбор игр и упражнений осуществляется с учетом индивидуальных интересов каждого ребенка, а также основываясь на методических рекомендациях ученых. II этап-основной. Формирование умения (тренировки) применять средства коммуникации в различных ситуациях, в ходе многократных повторений, закрепление стремления к коммуникации, развитие диалогической речи. Применяются упражнения на формирование жестов, игры на взаимодействие, дидактические игры и упражнения, психогимнастика. III этап-заключительный. Закрепление навыков вербальной и невербальной коммуникации в естественной коммуникативной деятельности между ребенком-взрослым и ребенок-ребенком. Используются игры-драматизации, метод моделирования коммуникативного поведения педагогом и перенос модели в новые ситуации. Таким образом, в связи с предварительно выявленным преимущественно низким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений младших школьников возникла необходимость в разработке экспериментальной методики формирования навыков вербальной и невербальной коммуникации для детей данной категории, с учетом состояния их развития.С учетом этого, нами были разработаны методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.Выводы по главе 2Исходя из цели данной работы и необходимости изучения уровня развития коммуникативных умений младших школьников, мы провели экспериментальное исследование. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ, в качестве испытуемых нами были выбраны ученики в возрасте от 7 до 10 лет в количестве 20 человек.В исследовании были использованы методики адаптированные к младшему школьному возрасту, они просты в применении, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников не превышает среднего уровня. Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.В связи с предварительно выявленным преимущественно низким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений младших школьников возникла необходимость в разработке экспериментальной методики формирования навыков вербальной и невербальной коммуникации для детей данной категории, с учетом состояния их развития.С учетом этого, нами были разработаны методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста:1. Обучение проводить постепенно, исходя из интересов и потребностей ребенка;2. Упражнения должны быть короткие и необременительные, изменяться по виду деятельности, готовиться заранее; 3. Процесс взаимодействия должен проходить в комфортной ситуации, без посторонних раздражителей (шум, звонки, разговоры); 4. Можно поощрять ребенка к сотрудничеству, используя материальные и социальные награды с целью подкрепления правильных действий (искусственное и естественное; материальное и социальное); 5. Многократно повторять примеры речевых изречений и стимулировать к их эхолалическому воспроизведению; 6. Создавать ситуации выбора для ребенка (или / или), которые будут стимулировать к названию или показу желаемого.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Коммуникативные умения младшего школьника - это его индивидуальные умения, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение находить правильный контакт с другими детьми, а также устанавливать с ними оптимальные взаимоотношения. Другими словами, необходимо развивать у детей умения эффективного и успешного общения и коммуникативного взаимодействия. Развитие в этом направлении следует начинать как можно раньше, используя широкий методический инструментарий.Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития большинства психически-познавательных процессов, физических качеств, формирования личности ребенка. Он характеризуется изменением ведущей деятельности, социальной ситуации развития, новыми возрастными новообразованиями, изменениями в психофизическом и социальном развитии. Психофизическое развитие включает в себя две равноценные составляющие: психическое развитие и физическое развитие. Социальное развитие младшего школьника определены как становление и развитие личности, что имеет непрерывный характер, происходит в процессе социализации и результатом которого являются количественные и качественные новообразования в виде социальных знаний, умений, качеств и свойств личности, овладение новых социальных ролей, приобретение социального опыта и достижения социального статуса. Вооружение знаниями об особенностях психофизического и социального развития младших школьников позволит строить эффективные программы коммуникативного развития младших школьников, правильно организовывать формирование их коммуникативных умений.Развитие коммуникативных умений у младших школьников будет успешным, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: а) обеспечение методического сопровождения развития коммуникативных умений у младших школьников; б) создание развивающего потенциала среды образовательного учреждения; в) погружение младших школьников в социально-коммуникативную и игровую деятельность с детьми и взрослымиИсходя из цели данной работы и необходимости изучения уровня развития коммуникативных умений младших школьников, мы провели экспериментальное исследование. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ, в качестве испытуемых нами были выбраны ученики в возрасте от 7 до 10 лет в количестве 20 человек.В исследовании были использованы методики адаптированные к младшему школьному возрасту, они просты в применении, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников не превышает среднего уровня. Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.В связи с предварительно выявленным преимущественно низким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений младших школьников возникла необходимость в разработке экспериментальной методики формирования навыков вербальной и невербальной коммуникации для детей данной категории, с учетом состояния их развития.С учетом этого, нами были разработаны методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста:1. Обучение проводить постепенно, исходя из интересов и потребностей ребенка;2. Упражнения должны быть короткие и необременительные, изменяться по виду деятельности, готовиться заранее; 3. Процесс взаимодействия должен проходить в комфортной ситуации, без посторонних раздражителей (шум, звонки, разговоры); 4. Можно поощрять ребенка к сотрудничеству, используя материальные и социальные награды с целью подкрепления правильных действий (искусственное и естественное; материальное и социальное); 5. Многократно повторять примеры речевых изречений и стимулировать к их эхолалическому воспроизведению; 6. Создавать ситуации выбора для ребенка (или / или), которые будут стимулировать к названию или показу желаемого.

1. Агафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №2-1(8). С.103
2. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.- №9 - C.31
3. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус.и чешек, яз. Прага, 1981.
4. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников// О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78
5. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, № 1.
6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 574 с
7. Бодалев, А.А. Личность и общение. / А.А Бодалев. - М.,2011, с. 850
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.
9. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М 1968
10. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. - №2. - С. 149- 153.
11. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. – с. 208
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
13. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103
14. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21.
15. Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» DubnaPsychologicalJournal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015.
16. Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп./ П.М Ершов - М. 2001
17. Желтовская, Л.Я, Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 50-57
18. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 - № 6
19. Зайцева, К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности / Начальная школа + до и после. 2011. - №4. - С. 78- 83.
20. Зверинцев, А.Б. «Коммуникационный менеджмент» рабочая книга менеджера: учеб.пособие / А.Б. Зверинцев.- СПб.: СОЮЗ, 2005. - 287 с.
21. Зверинцев, А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.
22. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.
23. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов, 1979. с. 323.
24. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. [Текст] / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2007. - 235 с.
25. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51.
26. Королева, И.А. Развитие коммуникативных навыков у школьников//Проблемы развития территории. Народное образование. Педагогика. 2012. – 144 с.
27. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебный действий [Текст] / Т. А. Крайнева // Начальная школа. – 2012. - №9, С. 40-42.
28. Лесникова, Л. В. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников. КГАОУДПО. 2014
29. Лисина, М.И. Развитие познавательно активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии./ М.И Лисина. №- 4, с 52-67
30. Лозован, Л. Н. Учим детей общаться / Л. Н. Лозован //Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 8. –С. 59–62.
31. Ляпкина Т.Ф. Культурное пространство России: генезис и трансформация. Коллективная монография. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 312 с.
32. Макарова, H. Н. Коммуникативная игра в младших классах / H. Н. Макарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. –С. 24–27.
33. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Пер. И.О. Тюриной. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 496 с. – (Концепции).
34. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005. - №1. - С. 30-34.
35. Марголис, А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 79-92.
36. Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно- ориентированное обучение. – М. 2013. – 57 с.
37. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. //Сборник: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. М., 1990
38. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
39. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44–51
40. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.55.
41. Немов, Р.С. Практическая психология: Учеб.пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.
42. Никольская, А. А. Гармония развития и воспитания / А. А. Никольская, А. И. Сикорский // Педагогика. –2014. – № 3. –С. 76–80.
43. Ньюком, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюком. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.
44. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.
45. Песняева, Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге. Начальная школа, 2014г. - № 5. -18 с.
46. Поплевина В.А, Организационно-педагогические особенности функционирования модных любительских объединений в современной социокультурной ситуации//Социально-экономические явления и процессы- №3 - 2011
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
48. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011
49. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс] // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. 2015. №1(3). С.72.
50. Томащук Я.Ю. Педагогические условия формирования стиля здорового поведения старших школьников с социальными девиациями :дисс. канд. пед. Наук. Белгород 2017

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические условия необходимы для формирования коммуникативных умений у младших школьников?

Для формирования коммуникативных умений у младших школьников необходимы следующие психолого-педагогические условия: создание комфортной обстановки в классе, развитие эмоционально-волевой сферы, организация совместной деятельности, использование игровых и жизненных ситуаций для обучения коммуникации.

Что понимается под коммуникативными умениями в психолого-педагогической литературе?

Под коммуникативными умениями в психолого-педагогической литературе понимаются навыки и способности человека в области коммуникации и общения. Это включает умение выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, умение вступать в диалог, адекватно реагировать на коммуникативные ситуации и т.д.

Какие особенности характерны для младших школьников в плане коммуникативных умений?

Младшие школьники характеризуются некоторыми особенностями в плане коммуникативных умений. Например, на этом возрастном этапе развивается умение связно и последовательно выражать свои мысли, дети начинают чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми. Однако ребенок может испытывать трудности в установлении контактов, владении речью или эмоциональной саморегуляции.

Какие психолого-педагогические условия необходимы для формирования коммуникативных умений у младших школьников?

Для формирования коммуникативных умений у младших школьников необходимо создание таких психолого-педагогических условий, как разнообразие коммуникативных задач и ситуаций, обеспечение партнерского взаимодействия, использование различных методов обучения и контроля, а также приемы и средства активизации образной активности детей.

Какие психолого-педагогические условия помогают формированию коммуникативных умений у младших школьников?

Формирование коммуникативных умений у младших школьников помогают такие психолого-педагогические условия, как организация диалогических форм общения, создание эмоционально-положительной обстановки в классе, развитие речи и мышления, применение игровой деятельности, использование интерактивных технологий и др.

Какие психолого-педагогические условия могут способствовать формированию коммуникативных умений у младших школьников?

Для успешного формирования коммуникативных умений у младших школьников могут способствовать такие психолого-педагогические условия, как организация коллективной работы, проведение ролевых игр, создание ситуаций успеха, учет индивидуальных особенностей учащихся, привлечение родителей к образовательному процессу и др.

Какие психолого-педагогические условия следует создать для эффективного формирования коммуникативных умений у младших школьников?

Для эффективного формирования коммуникативных умений у младших школьников следует создать такие психолого-педагогические условия, как организация групповой и парной работы, обеспечение разнообразия коммуникативных ситуаций, использование различных видов речевой деятельности, применение методов и приемов развития речи и др.

Какие психолого-педагогические условия предполагаются для формирования коммуникативных умений у младших школьников?

Для формирования коммуникативных умений у младших школьников предполагается создание таких психолого-педагогических условий, как организация коллективной и индивидуальной работы, использование игровой деятельности, развитие эмоционально-волевых и познавательных компонентов личности ребенка, формирование положительного отношения к коммуникации и др.

Что такое коммуникативные умения?

Коммуникативные умения - это способность эффективно общаться с окружающими, передавать и получать информацию, устанавливать контакты с другими людьми, понимать их мысли и эмоции. Они включают в себя навыки слушания, говорения, чтения и письма.

Какие условия помогают формированию коммуникативных умений у младших школьников?

Формированию коммуникативных умений у младших школьников способствуют такие условия, как позитивная атмосфера в классе, наличие возможностей для практики общения, использование интерактивных методов обучения, разнообразие коммуникативных задач, поддержка со стороны педагога и родителей, а также индивидуальный подход к каждому ученику.

Какие психолого-педагогические характеристики характерны для младших школьников?

Младшие школьники характеризуются активностью, любознательностью, эмоциональностью, высокой подвижностью. Они находятся в периоде формирования своей личности, развития познавательных процессов и социальных навыков. У них формируется самостоятельность, самооценка и умение работать в коллективе.