социально-политические и правовые идеи мо-цзы
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Моизм: история образования, причины возникновения…………...5
Глава 2. Основные идеи религиозного учения Моизма……………………...9
2.1. Утилитаризм и вселенская любовь………………………………………..9
2.1. Утопия универсального конформизма…………………………………..13
2.3. Управление ремеслом и отмена музыки……….......................................16
Глава 3. Вклад школы моистов в развитие китайской философии...............20
Заключение..........................................................................................................25
Библиографический список...............................................................................28
Наряду с традиционными верованиями в «волю Неба», «духов», включенными в систему идей Мо-цзы в качестве высших критериев добра и верховной силы, побудителя к осуществлению принципа «всеобщей любви», учение Мо Ди содержало и ярко выраженную материалистическую тенденцию, особенно отчетливо проявляющуюся во взглядах на познание и роль активной, преобразующей деятельности людей, в отрицании предопределенности «судьбы» и т. п.Дальнейшее развитие моистского учения шло по линии укрепления материалистического начала и преодоления остатков религиозного мировоззрения. Мо-цзы и школа моцзя, развивая демократические традиции «Книги песен», впервые в истории политической мысли Китая создали учение, направленное против господства наследственной рабовладельческой знати, подвергли резкой критике ее идеологию — систему взглядов Конфуция. Моисты выступили против междоусобной борьбы царств древнего Китая, за объединение страны, допуск к управлению государством выходцев из свободных тружеников, прекращение захватнических, грабительских войн. В области политической мысли моизму принадлежит также немеркнущая заслуга выдвижения идеи о выборном происхождении государственной власти, устанавливаемой на основе взаимного согласия людей, идеи, весьма близкой к положению «о договорном происхождении власти», выдвинутом позднее Эпикуром и Лукрецием. Моисты первыми в Китае попытались проанализировать межличностные и социальные отношения с точки зрения насущных интересов, «выгоды» простых людей. Мо-цзы и его последователи выступили против идеи о предопределенности судьбы и подчеркивали решающую роль личного труда как важнейшего условия жизни человека: им принадлежит гениальная догадка о том, что различие между человеком и животным состоит в способности первого к целенаправленной трудовой деятельности. Таким образом, учение Мо-цзы в плане истории политической идеологии знаменовало собой новую ступень в понимании людьми отношений между человеком и обществом, значения активности человеческой личности. В области этики моисты выдвинули концепции нравственного совершенствования и нравственного равенства людей. Они догадывались о влиянии экономических и политических факторов на становление моральных принципов, подчеркивали большую роль воспитания и образования, а также примера в формировании нравственного облика человека. Необходимо отметить также, что этико-политические идеи моистов носили зачастую стихийно-диалектический характер. Хотя общественно-политические и этические воззрения моцзя в целом были идеалистическими, у ранних моистов подкреплялись религиозными тезисами о «воле Неба», «духовидении» и не шли дальше благих пожеланий о реформировании общества и управления, повышении политического статуса свободных низов, тем не менее им принадлежит важная роль в расшатывании устоев патриархального рабовладения, в борьбе против привилегий рабовладельческой аристократии, за укрепление исторически более прогрессивных общественных отношений.Наибольший интерес с точки зрения истории развития философской мысли в Китае представляют взгляды ранних и поздних моистов на процесс познания. Мо Ди и его последователям принадлежит замечательная заслуга разработки основных проблем материалистической теории познания и выдвижения целого ряда важных идей, заложивших основы логики в Китае.Исходя из положения о «применимости», практической ценности знания, Мо-цзы подчинял проблемы достижения «истинного знания» задачам борьбы за улучшение экономического положения простых тружеников, за расширение их политических прав, за политическое переустройство общества па основе «десяти принципов», основу которых составлял принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды». Он с материалистических позиций подходил к решению вопроса о соотношении понятий и действительности, отвергал идеалистический тезис Конфуция о «врожденном знании». Мо-цзы выдвинул учение о «трех критериях» истины, категории «причины» и «рода», а также подверг критике косность конфуцианского традиционализма. Разработка указанных положений основоположником моцзя была первым сознательным шагом к изучению теоретического мышления в Китае. Мо Ди, обобщив и творчески переосмыслив достижения современного ему философского и элементов естественнонаучного знания, тем самым подготовил почву для создания его поздними последователями материалистической в своей основе теории познания. Поздние монеты, развивая рациональные идеи учителя, отбросили его тезисы о «воле Неба» и «духовидении», дали логическое обоснование принципу «всеобщей любви и взаимной выгоды». Их историческая заслуга состоит в том, что они впервые в древнекитайской философии разработали в материалистическом духе вопрос об объективности источников знания, предложили классификацию видов познания по его источнику и содержанию, подчеркивали роль разумного знания и его связь с чувственным, «непосредственным знанием», выдвинули учение о методах познания и достижения «истинного знания». В борьбе с «номиналистами» они обосновывали объективность свойств предметов внешнего мира, критиковали абсолютный релятивизм Чжуан-цзы, отрицавшего грань между истиной и ложью. Монеты создали также учение о методах логического познания и обоснования суждений, о видах суждений, о причинах ошибок в познании. Идеи школы моцзя оказали огромное влияние на становление материалистической мысли в древнем Китае, в частности на воззрения Сюнь-цзы, ХаньФэйцзы, Ван Чуна и др, и позже на взгляды таких прогрессивных мыслителей нового времени, как Тань/ Сытун и Сунь Ятсен. Заложенные монетами основы логического учения получили дальнейшее уточнение и частичное развитие в построениях указанных философов. Однако после эпохи Хань логические идеи моистов были преданы забвению, так же как и учение Мо Ди, и только в новое время вклад Мо-цзы и его последователей в разработку вопросов гносеологии и логики получил достойную оценку. При оценке исторического места школы моцзя и ее влияния нельзя не упомянуть о той значительной роли, которую сыграло учение моистов о «всеобщей любви» и нравственном равенстве людей в формировании идей крестьянского утопического социализма датун. Направленность учения моистов против реакционных сторон конфуцианства, прежде всего против иерархической ритуальности, слепого преклонения перед стариной, оправдания привилегированного положения господствующей аристократии, учения о предопределенности «судьбы», снискали ему огромное уважение со стороны выдающихся деятелей буржуазно-демократической революции в Китае — Тань Сытуиа, ЧжанТайяня, Сунь Ятсена и др. Высоко ценил антиконфуцианские и антивоенные идеи Мо Ди великий китайский писатель Лу Синь. В отношении идей Мо-цзы и его последователей вполне применимы слова «отца китайской истории» СымаЦяня: «Учение мудреца только тогда бессмертно, когда в нем отражаются изменения времени». Именно поэтому учение моцзя, и через две тысячи лет предстающее активным участником идеологической борьбы с отжившими традициями, сторонниками агрессивных войн снова и снова вызывает живой интерес у исследователей.ЗАКЛЮЧЕНИЕДух философии - вечный поиск, вечное напряжение мысли. "Мыслю, следовательно, существую", - провозглашал в XVIII в.Р. Декарт. "Знание - сила", - утверждал его старший современник Ф. Бэкон. Философия Запада и Востока, мыслители древности и Нового времени опираясь на социальный и духовный опыт своей эпохи и на опыт всех человеческой истории, разгадывая по сути одну великую - тайну человеческого бытия, неповторимости, безвозвратности человеческой жизни. Моизм возник как этико-политическое учение, отражавшее требования низовых слоев общества. Им противостояло уже достаточно мощное и развитое в то время государство наследственной рабовладельческой аристократии. Чтобы более успешно бороться за претворение в жизнь своих принципов, монеты создали организацию со строгой иерархией и железной дисциплиной [37, с. 467]. Целью их «ордена» была борьба за соблюдение чистоты «учения Мо» и распространение его в Поднебесной.Главным средством достижения указанной цели монеты, как и последователи других идейных течений, считали убеждение «сильных мира сего». Разумеется, надежды на то, что царствующие дома внемлют призывам заботиться о народе, откажутся от захватнических войн и проч., были утопией. Но эта утопия имела и критический аспект, объективно способствовавший укреплению идейных позиций политических сил более передового общественного уклада.Познавая человека, философия познавала весь бесконечный и вечный мир. За три тысячелетия своей истории философия глубоко разработала мощные орудия познания - логику, диалектику и методологию мысли, что составляет величайшую ценность культуры, наследуемую поколениями так же, как наследуютсяязык, нормы общественной морали, высшие эстетические ценности. В этой курсовой работе я показал, как и с кого началась древнекитайская философия, его великих философов и их учения, а также философия материи и единство чувственного и рационального в познании. Подводя итого развития древней восточной философии, следует отметить, что, несмотря на многообразие школ, она имеет общие черты. В частности, восточная философия в анализе проблем основывается, прежде всего, на резюме, хотя широко использовались и эмпирические данные "как мыслящее существо, человек не может, конечно, чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока не удовлетворен его разум". Философия возникает из душевной тревоги за существующий порядок вещей за зло, которое следует устранить. Философия Востока пыталась понять истинную природу Вселенной, определить смысл человеческой жизни с целью найти средства для уничтожения страданий людей. Философия не просто удовлетворяла любопытство, но и выступала в качестве руководства в достижении лучшей жизни. Она призывала держаться в жизни за то, что имеет прочность, а не мимолетную ценность.В IV-III вв. до н.э. учение Мо-цзы пользовалось в Китае известной популярностью, затем, в конце III в. до н.э., внезапно исчезло со сцены, и когда уже в XIX в. к трактату «Мо-цзы» снова пробудился интерес, моизм оказался не живым учением, а объектом исследования историков философии.Ученые предлагают различные объяснения уникальному в истории китайской мысли факту внезапной утраты интереса к влиятельному учению. Некоторые говорят о том, что причиной было гонение на гуманитарную культуру при императоре Цинь Ши-хуане, другие видят причину в моистском экстремизме, нашедшем выражение как в проповеди всеобщей любви вместо всех остальных человеческих привязанностей, так и в аскетизме и требовании суровой экономии. Некоторые исследователи связывают закат учения Мо-цзы с его мрачным утилитаризмом и полным отсутствием психологической тонкости. Б.Уотсон считает, что существенную роль наряду с другими моментами сыграл и нудный стиль трактата, делающий мучительным его чтение.Признавая значение этих факторов, мы думаем, что решающую роль здесь сыграла неясность теории Мо-цзы, делавшая ее противоречивым и нежизнеспособным конгломератом. Возведение на пьедестал государственной машины, стремление к ее наибольшей эффективности приводили к мысли о манипулировании людьми при помощи наказаний и наград. Говоря в этом контексте о необходимости увеличения окладов чиновников и усиления их власти, Мо-цзы вступал в кричащее противоречие с имеющимися в его же системе эгалитарными тенденциями - борьбой против роскоши ради удовлетворения потребностей народа в еде и в одежде. Низведение человека до роли винтика никак не сочеталось с унаследованными от Конфуция моральными устремлениями. Будучи в течение некоторого времени идеологией воинствующей секты, учение Мо-цзы не могло надолго привлечь ни моралиста, которого отталкивали утилитаризм и механистичность его утопического идеала, ни настоящего поклонника всесильного государства, ощущавшего как нечто чуждое его эгалитаризм.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАнтология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969—1970.Афанасьев, А. П. Мудрость, или нравственная философия здравого смысла: исследование - размышление / А. П. Афанасьев. - 2-е изд., испр. - Москва: Рус. слово, 2008. – 527 с.Александров Г. Ф. История социологических учений (Древний Восток). М., 1959.Брехт, Бертольт. Ме-ти. Книга перемен. Пер. с нем. С.Н. Земляного. Собрание избранных сочинений. Т. Г Проза Издательство «Логос-Альтера», «Ессеhomo» 2004. - 224 с.Васильев В. П. Очерк истории китайской литературы. СПб., 1880.Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.Вятки и Р. Предисловие к русскому переводу кииги Фань Вэньланя «Древняя история Китая». М., 1958.Ильи н Г. Ф. Древневосточное общество и проблемы его социально-экономической структуры.— «Вестник древней истории». 1982, № 3.История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.К. Маркс. Капитал. Т. 23.— Т. 26. Ч. II.К р ю к о в М. В., П е р е л о м о в Л. С., С о ф р о н о в М. В., Ч е б о к с а р о в Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.Переломов Л. С. Об органах общинного самоуправления в Китае в V—III вв. до н. э.— «Китай, Япония». История и филология. М., 1961.Руденко Н. В. Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт логического анализа аргументации // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. № 20-1. С. 448—483.Рыков С. Ю. Учение о знании у поздних моистов // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Институт востоковедения РАН. — М., 2009. С.237-255.Сунь И ж а п. Доступное толкование «Мо-цзы». Пекин, 1957.Спирин В. С. «Любовь» и математика в «Мо-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X. М.,1974Титаренко М. Л. Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания // Вопросы философии.1964.№ 11.Ф эн Юлань. История китайской философии. Изд. 8-е. Т. 1. Пекин, 1961Шойхер, В. Мудрость Востока / Владимир Шойхер. - Москва: Вече, 2011. – 432 с.Юнг, К. Г. Различие между восточным и западным мышлением / Карл Густав Юнг // Сознание и бессознательное : пер. с англ. : сборник. - СПб., 1997. - С. 500-522.
1. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969—1970.
2. Афанасьев, А. П. Мудрость, или нравственная философия здравого смысла: исследование - размышление / А. П. Афанасьев. - 2-е изд., испр. - Москва: Рус. слово, 2008. – 527 с.
3. Александров Г. Ф. История социологических учений (Древний Восток). М., 1959.
4. Брехт, Бертольт. Ме-ти. Книга перемен. Пер. с нем. С.Н. Земляного. Собрание избранных сочинений. Т. Г Проза Издательство «Логос-Альтера», «Ессе homo» 2004. - 224 с.
5. Васильев В. П. Очерк истории китайской литературы. СПб., 1880.
6. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
7. Вятки и Р. Предисловие к русскому переводу кииги Фань Вэньланя «Древняя история Китая». М., 1958.
8. Ильи н Г. Ф. Древневосточное общество и проблемы его социально-экономической структуры.— «Вестник древней истории». 1982, № 3.
9. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
10. К. Маркс. Капитал. Т. 23.— Т. 26. Ч. II.
11. К р ю к о в М. В., П е р е л о м о в Л. С., С о ф р о н о в М. В., Ч е б о к с а р о в Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
12. Переломов Л. С. Об органах общинного самоуправления в Китае в V—III вв. до н. э.— «Китай, Япония». История и филология. М., 1961.
13. Руденко Н. В. Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт логического анализа аргументации // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. № 20-1. С. 448—483.
14. Рыков С. Ю. Учение о знании у поздних моистов // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Институт востоковедения РАН. — М., 2009. С.237-255.
15. Сунь И ж а п. Доступное толкование «Мо-цзы». Пекин, 1957.
16. Спирин В. С. «Любовь» и математика в «Мо-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X. М.,1974
17. Титаренко М. Л. Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания // Вопросы философии.1964.№ 11.
18. Ф эн Юлань. История китайской философии. Изд. 8-е. Т. 1. Пекин, 1961
19. Шойхер, В. Мудрость Востока / Владимир Шойхер. - Москва: Вече, 2011. – 432 с.
20. Юнг, К. Г. Различие между восточным и западным мышлением / Карл Густав Юнг // Сознание и бессознательное : пер. с англ. : сборник. - СПб., 1997. - С. 500-522.