Реорганизация органов государственной власти и управления в период перестройки 1985-1991
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 12.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ВЛАСТИ ДО ПЕРЕСТРОЙКИ..............................................5
1.1. Система и структура органов власти до 1985 года ............................................5
1.2. Взаимосвязь политических реформ с экономической деятельностью государства в период перестройки .................................................................................9
1.3. Причины, предпосылки реформ в сфере управления государством.................9
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ.........................................................................................11
2.1. Предлагаемые проекты реформ..........................................................................11
2.2. Конституционные реформы ...............................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..............................................24
Съездом избирается Верховный Совет, состоящий из 544 человек. Этот орган соединял в компетенции законодательные, распорядительные и контрольные функции и состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Упразднилась должность председателя Президиума Верховного Совета, но сам Президиум сохранился. Он обеспечивал деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов. У нового Президиума не было права вносить в законодательство поправки и заменять ВС в периоды между сессиями.В Конституцию был внедрена идея отделить законодательную и исполнительную власть от судебной. Учреждается новый орган ― Комитет конститунционного надзора. Он избирался съездом народных депутатов и руководствовался при выполнении своей функции исключительно Конституцией. Этот орган должен был осуществлять надзор за соответствием общесоюзных законов Конституции. Однако комитет не был наделен правом отмены актов Съезда народных депутатов, даже если они противоречили Конституции. Он мог лишь зафиксировать этот факт. Реформы избирательной системы коснулись не только избрания депутатов от территориальных и национально-территориальных округов, но и прямого представительства от официально зарегистрированных общественных организаций. Первой из них стала КПСС. В Конституции закрепляется принцип выбора из нескольких кандидатов (альтернативных выборов). В качестве фильтра при отборе кандидатов выступали окружные предвыборные собрания. Для конституционных реформ этого времени характерно отступление от демократических принципов избирательной системы, которые были закреплены в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов. Произошла замена прямых выборы ВС СССР на двухступенчатые. Его состав обязан был ежегодно обновляться на 1/5. То есть, на практике опытные депутаты должны были заменяться новыми. У номенклатурных работников общественных организация было больше голосов, чем у простых избирателей.В марте ― июне 1989 года избираются народные депутаты СССР. С 25 мая по 9 июня 1989 года состоялся I Съезд, избравший председателем ВС Горбачева, а первым заместителем А.И. Лукьянова. На должность председателя Совета министров избран Н.И. Рыжков. На съезде не были внесены изменения и дополнения в Конституцию, но поднимались вопросы о конституционной реформе.Горбачев предостерегал депутатов от слишком поспешных внесениях изменений в Конституцию по той причине, что она «слишком важный политический документ, чтобы приспосабливать его текст к тем или иным возникающим ситуациям».Также он предложил закрепить в Конституции «революционные преобразования».По его словам, «сейчас, в разгар реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, которые должны найти отражение в новом Основном Законе». Было решено дополнять действующую Конституцию, и готовить Конституцию «демократического социализма».В Конституционную комиссию вошли 107 человек под председательством Горбачева. Академиком А.Д. Сахаровым на I Съезде был предложен для рассмотрения “Декрет о власти” ― в целях ограничения, контроля абсолютной власти Председателя Верховного Совета СССР и других органов власти. Согласно предложенному документу, статью 6 Конституции СССР о закреплении КПСС как ядра политической системы, надлежало отменить; наделить Съезд народных депутатов исключительным правом принятия законов СССР, а также избрания и отзыва высших должностных лиц СССР, в т.ч. Председателя ВС, Генерального прокурора, председателя ЦБ, и т.д. которые будут подотчетны Съезду и независимы от решений КПСС; Верховный Совет сделать рабочим органом Съезда. Кроме этого, предлагалось ограничить функции ФСБ задачами защиты международной безопасности СССР.Также Сахаровым было предложено подготовить два проекта Конституции для равнозначного рассмотрения. Съездом и эти предложения были отклонены.Однако к декабрю 1989 года Сахаров, на правах сопредседателя МДГ подготовил свой проект. Комиссия, которую возглавлял Горбачев и состоявшая из известных юристов не могла этого сделать не один год. “Конституцияя Сахарова” была представлена В декабре 1989 года на II Съезде народных депутатов СССР. Этот проект отличался радикальностью, предлагал полностью перекроить устройство государства, ликвидацию иерархической структуры, превращение Союзных субъектов в национально-административные образования. Это предполагало вывод всех автономий и разделения оставшихся частей на Европейскую Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Предлагалось закрепить за ними самостоятельность. Такая редакция Конституции предполагала сохранение территориальной целостности государства, но на практике привела бы к скорому распаду.Съезд народных депутатов принимает три конституционных закона: 1. Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы. 2. Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов. 3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Также Съезд принял пеостановление «О поручениях Верховному Совету СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам».Эти законы закрепляли право самостоятельно учреждать Съезд народных депутатов. У ВС СССР появилось право выражения недоверия правительству СССР. ВУЗы теперь могли выдвигать кандидатов в народные депутаты; общественные организации этого права лишились. Конституционный надзор осуществлялся за законодательными актами, принятыми Съездом народных депутатов. С решениями II Съезда завершился первый этап конституционной реформы. Власть от ЦК КПСС переходила к Верховному Совету СССР. На втором этапе произошла борьба за власть во время того, как сильно обострилась в государстве социально-экономическая ситуация. Неудачные экономические реформы привели к обвалу экономики в 1989 году, вызвав тотальный дефицит. За запасы товаров началась “экономическая война” между собюзными субъектами. Волны забастовок и стачек прокатились по стране в 1989 году в трудовых коллективах и угольнодобывающих районах. Потом стачки вспыхивали в других различных городах, ограничиваясь сначала экономическими требованиями, а затем политическими забастовками. В Воркуте состоялась всобщая стачка шахтеров, в Донецке ― горняков. Рабочие требовали передать власть Советам, земли крестьянам, фабрики рабочим. На III Съезде народных депутатов были внесены изменения и дополнения в Конституцию СССР и учрежден пост Президента. А.И. Лукьянов предложил внесение изменений в форму государственного устройства, которое сложилось в стране после 1917 года, власть Советов ограничить и передать ее независимому от представительных органов институту президенства. Это было обосновано тем, что лозунг “Вся власть Советам!” ведет к диктатуре и не предполагает принципа разделения властей.Политическая реформа была также вызвана необходимостью срочно стабилизировать политическое положение внутри страны, усилить личную ответственность чиновников за реформирование. У Горбачева и его единомышленников оказалась более радикальная программа, чем у радикальных демократов, протестовавших против института президентства. 14 марта 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». Был учрежден институт сильного президенства; упразднялась руководящая роль КПСС, вводилс япринцип многопартийности. Верховный Совет сохранил контрольные и законодательные функции, но лишился распорядительных. Президентство было внедрено в исполнительную власть, подчинив ему деятельность Совета министров. За президентом закреплялось право утверждать законы, вносить заокнодательную инициативу Президент избирался всеобщим голосованием. СНД и ВС СССР могли осуществлять контроль за его деятельностью только в форме заслушивания ежегодных докладов о положении в стране. Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления ― в ней только наметилось сочетание признаков парламентской и президентской республик на основе и в рамках советской власти, т. е. вводилась смешанная форма правления.Однако вскоре наметилась тенденция сильного президента и слабого парламента с тем, чтобы обеспечить правовую легализацию частной собственности.В нарушение ими же принятого закона делегатами был избран первый Президент СССР.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе мы рассмотрели тему «Реорганизация органов государственной власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.)». Необходимо сделать следующие выводы.Итогом неудачного грандиозного эксперимента по построению социалистического осударства, инициированного в 1917 году В.И. Лениным стало то, что в декабре 1991 года СССР перестало существовать. Сторонники реформ твердо вознамерились разрушить “тоталитарного монстра”Курс Горбачева и его команды управленцев на построение “социализма с человеческим лицом” был принят обществом положительно, но его реформы, обозначенные как “перестройка” имела разрушительные последствия внутри страны и вне ее, ограничившись тотальной критикой всего, что связано с советским государством. Ошибка реформаторов состояла в том, изменения, происходившие в советском обществе, гораздо сложнее и многозадачнее, чем одна лишь цель уничтожить тоталитарное репрессивное государство. Либер-демократы, взявшие власть в свои руки, отвергали советский опыт и брали на вооружение демократические западные ценности. То, что на западе строилось веками, они попытались реформировать за 500 дней. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВДеркач О., Быков В. Горбачев. Переписка переживших перестройку. ― М.: ПрозаиК, 2009.Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. ― М.: Юнити-Дана, 2007.Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. ― М.: Академический проект, 2009.Малинкович В. Три революции и две перестройки. Этюды на темы советской истории. ― М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2008.История государственного управления России: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007.История России. Новейшее время. 1945-1999. – М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007.Омельченко Н.А. История государственного управления в России. ― М.: Проспект, 2009.Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. ― М.: Гардарики, 2007.Шевякин А.П. Разгром советской державы. От "оттепели" до перестройки. ― М.: Вече, 2009.Современная историография новейшей истории России и истории СССР. М.: РИВШ, 2007.Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. ― СПб.: Питер, 2009.СССР после распада / Под ред. О. Маргания. ― М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007.Шестаков В.А. Новейшая история России. ― М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008.«Декрет о власти». Речь А.Д. Сахарова на закрытии I Съезда народных депутатов СССР//https://csdfmuseum.ru/history/501--декрет-о-власти-речь-а-д-сахарова-на-закрытии-i-съезда-народных-депутатов-ссср
1. Деркач О., Быков В. Горбачев. Переписка переживших перестройку. ― М.: ПрозаиК, 2009.
2. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. ― М.: Юнити-Дана, 2007.
3. Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. ― М.: Академический проект, 2009.
4. Малинкович В. Три революции и две перестройки. Этюды на темы советской истории. ― М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2008.
5. История государственного управления России: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007.
6. История России. Новейшее время. 1945-1999. – М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007.
7. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. ― М.: Проспект, 2009.
8. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. ― М.: Гардарики, 2007.
9. Шевякин А.П. Разгром советской державы. От "оттепели" до перестройки. ― М.: Вече, 2009.
10. Современная историография новейшей истории России и истории СССР. М.: РИВШ, 2007.
11. Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. ― СПб.: Питер, 2009.
12. СССР после распада / Под ред. О. Маргания. ― М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007.
13. Шестаков В.А. Новейшая история России. ― М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008.
14. «Декрет о власти». Речь А.Д. Сахарова на закрытии I Съезда народных депутатов СССР//https://csdfmuseum.ru/history/501--декрет-о-власти-речь-а-д-сахарова-на-закрытии-i-съезда-народных-депутатов-ссср
Вопрос-ответ:
Какие изменения произошли в системе органов государственной власти в период перестройки?
В период перестройки (1985-1991 годы) произошли значительные изменения в системе органов государственной власти. Была проведена реорганизация и сокращение аппарата ЦК КПСС, а также передача некоторых полномочий с центральных органов власти на местные уровни. Введена должность Президента СССР. Также были созданы новые органы государственного управления, такие как Государственный комитет по управлению народным хозяйством (ГКУНХ), Государственный комитет по управлению ценами и стандартам (ГКУЦС), Государственный комитет по управлению земельными ресурсами (ГКУЗР) и др.
Какова была структура органов государственной власти до 1985 года?
Система и структура органов власти до 1985 года была централизованной и характеризовалась преобладанием роли Коммунистической партии Советского Союза. Верховным органом государственной власти был Верховный Совет СССР, который включал две палаты: Совет Союза и Совет Национальностей. В иерархии органов власти имелись различные комитеты, департаменты, министерства и управления, отвечающие за различные сферы деятельности: экономику, оборону, внешние связи, образование и т.д.
Как связаны политические реформы с экономической деятельностью государства в период перестройки?
Политические реформы в период перестройки были направлены на изменение системы государственного управления и внедрение новых принципов в экономическую сферу. Одной из основных целей перестройки было улучшение эффективности народного хозяйства. Для этого было необходимо снизить бюрократическую нагрузку и повысить ответственность руководителей предприятий. Политические реформы позволили создать новые органы государственного управления, которые стали заниматься управлением экономикой: ГКУНХ, ГКУЦС, ГКУЗР и др.
Как система и структура органов власти менялись до 1985 года?
До 1985 года система и структура органов власти были достаточно жесткими и централизованными. Власть была сконцентрирована в руках Коммунистической партии Советского Союза и ее главного органа - Политбюро. Главными органами государственной власти были Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР.
Какая связь существовала между политическими реформами и экономической деятельностью государства в период перестройки?
В период перестройки возникла необходимость проводить политические реформы в сочетании с экономическими изменениями. Реформы ставили своей целью улучшение экономической эффективности и развития страны. Экономические изменения также приводили к потребности в реорганизации органов государственной власти и управления.
Какие органы власти существовали до перестройки?
До перестройки существовали органы власти, где главные роли играли Коммунистическая партия Советского Союза, Политбюро, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР. Эти органы контролировали и управляли всеми сферами жизни государства.
Каким образом происходила реорганизация органов государственной власти и управления в период перестройки?
В период перестройки происходила реорганизация органов государственной власти и управления путем создания новых структур и отмены ряда органов, несовместимых с новой политикой и экономикой. Были проведены политические и административные реформы, направленные на большую демократизацию и децентрализацию власти.
Какие изменения претерпела система и структура органов власти в период перестройки?
В период перестройки система и структура органов власти претерпели существенные изменения. Были созданы новые органы, такие как Государственный Совет СССР, Президент РСФСР, который стал главным органом власти в Российской Федерации. Были также проведены реформы в органах самоуправления на местном уровне.
Какие были органы власти до перестройки?
Органы власти до перестройки включали Советы народных депутатов, Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров и Комитеты по делам союзных и республиканских органов власти.