Формирование выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 60 + 60 источников
- Добавлена 16.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы 7
1.1 Этапы и закономерности развития речи в дошкольном возрасте 7
1.2 Сущность понятия дизартрия и особенности развития речи с этой патологией 15
1.3 Обзор методов и приёмов диагностики дизартрии и работы с такими детьми 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Организация констатирующего эксперимента и анализ его итогов 30
2.1 Содержание методики исследования 30
2.2 Исследование выразительности речи у детей с дизартрией и без неё 35
2.3 Анализ итогов эксперимента 41
Выводы по второй главе 43
Глава 3. Логопедическая работа по формированию выразительности речи у детей с дизартрией 46
3.1 Теоретические основы формирования выразительности речи 46
3.2 Формирующий эксперимент 48
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 57
Выводы по третьей главе 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 74
Яблоко упало. Ярмарка открыта? Адрес потерян. Это просто чудо! Осенью холодно?»;
дифференциация различных вариантов интонации одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой соответствующего пунктуационного знака: «Маленький сын. Маленький сын? Маленький сын!»;
дифференциация повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации. Послушать предложения и поднять карточку с соответствующим пунктуационным знаком: «Изгородь упала. Сильный удар? Кролик убежал? Соня – молодец! Чай остыл? Звонит будильник»;
развитие звуковысотных изменений на материале гласных звуков (а, о, у, и) с показом движения руки понижения и повышения голоса: игры «лесенка», «самолет», «укачаем малыша»;
сопряженное и отраженное произнесение за логопедом предложений различных интонационных типов с движением руки, соответствующим модуляции голоса (по сюжетной картинке и без нее): «Высокая стена. Водитель вездехода. Куда поедем? В реке плавает рыба. Я все понял! Лопатой копают?»; «Куда? Остановитесь! Куда? Куда? Вер-нитесь! Не смейте убегать!»;
произвольное повторение реплик персонажей предложенной сюжетной картинки с верной интонацией по направляющим вопросам логопеда: «Вспомни и повтори, что было сказано и как это было произнесено»;
самостоятельное «озвучивание» сюжетных картинок по направляющим вопросам логопеда;
произвольное формулирование предложений по инструкции учителя-логопеда: «Задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ» и т.д.;
воспроизведение интенсивности по подражанию за логопедом: игры «заблудились», «эхо», «далеко – близко»;
самостоятельное изменение силы голоса по инструкции с использованием сюжетной картинки и без нее: произнесение фразы тихим, нормальным и громким голосом;
различение логическое ударение на материале повествовательных предложений: «Оля читает брату сказку. Оля читает брату сказку. Оля читает брату сказку. Оля читает брату сказку». Беседа по вопросам: «Какое слово было выделено? На что хотелось обратить внимания?»;
сопряженное и отраженное воспроизведение логического ударения. Инструкция: выделить главное слово голосом и движением рук (стукнуть ладо-нями по столу): «На столе синий карандаш. Уборка урожая окончена. У Све-ты красная юбка. Кошку зовут Мурка. Ягуар очень опасен. Мы летим на са-молете. Олег пьет компот. Ежевику едят охотно»;
самостоятельное выделение в простом предложении слова, обозначенного логическим ударением: выделить «главное» слово по смыслу; произносить предложение, меняя место логического ударения (обратить внимание на различные оттенки смысла предложения);
графический диктант. Дошкольникам предлагалось написать одну диагональную черту при восприятии паузы между частями предложения и две диагональных черты при восприятии паузы конца предложения;
формирование верного оперирования «смысловой» паузой в самостоя-тельной речи: прочитать предложения парами, в зависимости от места паузы изменить смысл высказывания: «У нас / с сестрой беда. У нас с сестрой / беда»;
чтение предложений с верным паузированием: «Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестр – формирование восприятия общей эмоциональной окраски речи окружа-ющих людей: определение тембра мужского, женского и детского голоса;
узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики: «Ай! О! браво! Вот это да! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу! Ой! Ух!»;
развитие воспроизведения и произвольного изменения речевого тембра: сопряженный и отраженный повтор за логопедом слов, отражающих эмоциональные переживания (на материале междометий);
преднамеренное изменение качества голоса с целью передачи содержательной информации по иллюстрационному образцу; произвольное изменение окраски голоса в соответствии с характеристикой персонажа стиха, сказки: «Где живут моржи? Во ржи! А мышата где? В воде! Что жуют коты? Цветы! А голодный бык? Шашлык! Что поела моль? Фасоль! А улитка что? Пальто! Как поет жираф? Тяф-тяф! А Барбосик как? Никак!»;
варьирование общей окраской голоса в зависимости от отношения к предмету или собеседнику: «Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу, но папа нашелся: взглянул им в глаза и робко и тихо «про-стите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. «Мы купим другую, есть луч-ше в продаже». «Простите!» казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово!…» (Н. Юсупов);
преднамеренное изменение качества голоса в зависимости от ситуации общения: «Прислала мне тетя печенье, конфет, варежки, шарф и горячий привет. Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем. Где же привет? Я смотрю с нетерпеньем. И с чем он? С грибами? С капустой? С вареньем? Наверное, мама привет этот прячет, чтобы остыл, – видно, горячий» (Н. Юсупов);
произвольное изменение речевого тембра на материале одного предло-жения по инструкции логопеда: «Произнести предложение с различными интонациями (грусти, радости, злости, удивления, восторга, смущения») и т.д.
Формирование устойчивого интонационного навыка, умений дифференции типов интонации.
Формирование интонационной стороны речи происходило постепенно, коррекционно-развивающие упражнения видоизменялись, уровень их усложнялся.
Подготовительный этап формирования интонационного навыка: формирование у дошкольников с дизартрией сознательного интонационного навыка, умения дифференцировать на слух различные типы интонации; пунктуационные обозначения.
Ход работы: прослушать предложение, ответить на вопросы: как оно было произнесено? (Спокойным, ровным голосом; с понижением голоса; с резким повышением голоса и последующим спадом) Что оно передавало? (Сообщение информации; удивление, незнание; радость, негодование и т.д.). Каким знаком в конце предложения должно быть обозначено? Повторить проанализированное предложение за логопедом с нужной интонацией.
Основной этап формирования интонационного навыка: автоматизация у детей полученных интонационных умений и навыков.
Упражнения: воспроизвести речевой образец с нужной интонацией; узнавать ошибки при воспроизведении различных интонационных конструкций в чужой речи, исправлять интонационные недочеты (осуществление редактирования); выделить наиболее значимую часть речевого высказывания с помощью фразового и логического ударения; дирижировать во время произнесения различных типов интонационных конструкций (моделирование); устный пунктуационный диктант с использованием индивидуальных карточек с изображением знаков препинания.
Заключительный этап формирования интонационного навыка: обучение интонационному анализу текста; автоматизация умений восприятия, воспроизведения и дифференциации интонационных конструкций.
Упражнения: аналитические упражнения, обучающие логико-интонационному анализу текста, с целью автоматизации умений на стадиях формирования восприятия, воспроизведения и дифференциации интонационных конструкций, построить предложение с нужной интонацией.
Таким образом, коррекционная работа была направлена на преодоление нарушений интонационной стороны у детей дошкольного возраста с дизартрией в процессе психолого-педагогического сопровождения. Были определены следующие направления коррекционной работы: развитие сенсомоторной и психофизиологической основы интонационной стороны речи, формирование общих представлений детей об интонации, развитие восприятия и воспроизведения различных компонентов интонационной стороны речи, формирование устойчивого интонационного навыка, умений дифференции типов интонации. Коррекционная работа осуществлялась на логопедических занятиях учителя-логопеда. Использовались следующие методы и приемы: игры, упражнения, беседы, объяснение, показ, моделирование.
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ
Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы по преодолению нарушений интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией была проведена повторная диагностика.
В результате был составлен протокол исследования, в котором были зафиксированы баллы по всем заданиям с целью оценки динамики в развитии всех компонентов интонационной стороны речи: мелодики, силы голоса, темпа и ритма речи, ударения, паузирования, тембра.
Рассмотрим более подробно результаты исследования, которые были получены по каждому направлению на контрольном этапе экспериментальной работы. Данные представлены в таблице 3 и на рисунке 5.
Таблица 3 – Результаты изучения выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Список детей Параметры Средний балл Уровень Мело-дика Сила голоса Темп Ритм Уда-рение Паузи-рование Тембр Аня 3 2 3 2 2 2 2 2,3 средний Юля 2 2 2 2 2 2 2 2,0 средний Костя 2 2 2 1 1 1 1 1,4 низкий Саша 2 2 2 1 2 2 1 1,7 средний Лера 2 2 2 1 2 2 1 1,7 средний Маша 1 1 1 1 1 1 1 1,1 низкий Алина 2 2 2 1 1 2 1 1,7 средний Даниил 1 2 1 1 2 1 1 1,4 низкий Настя 3 3 3 2 3 3 2 2,7 высокий София 2 1 3 2 1 2 2 2,0 средний Средний балл 2,1 1,9 2,2 1,4 1,9 1,8 1,4
Средние показатели в баллах по каждому ребенку представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Сформированность выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, в баллах
У 10% детей выявлен высокий уровень – средний балл составляет 2,7. У 70% детей балл по всем диагностическим заданиям составляет от 1,7 до 2,3, что соответствует среднему уровню выразительности речи. У остальных детей – низкий уровень (средний балл от 1,1 до 1,4).
Очень низкий уровень уровень выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией на контрольном этапе не выявлен. В то же время следует отметить, что один ребенка (10%) показал высокий уровень интонационной стороны речи, чего не наблюдалось на констатирующем этапе экспериментальной работы
Средние показатели в баллах по каждому направлению диагностики (компоненту выразительности речи) представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Сформированность компонентов выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, в баллах
Как видно из представленных данных, наибольшие сложности у детей по-прежнему вызывают задания на изучение ритма и тембра речи, остальные задания дети выполнили на более высоком уровнем по сравнению с констатирующим этапом.
При выполнении заданий на изучение мелодики выявлено, что дети различают типы интонации, правильно определяют ее, показывают соответствующую карточку при прослушивании предложений в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
При выполнении задания на изучение силы голоса выявлено, что дошкольники умеют определять на слух повышение или понижение силы голоса, изменение громкости. Также детям доступно самостоятельное воспроизведение предложений с различной интенсивностью голоса.
При выполнении задания на исследование темпа выявлено, что у большинства детей нормальный темп речи. Дошкольники правильно воспринимали темп речи экспериментатора, повторяли предложения в нужном темпе, изменяли его по инструкции. Темп речи были одним из наиболее сохранных компонентов интонационной стороны речи.
При выполнении задания на исследование ритма выявлено, что дошкольники испытывали по-прежнему испытывают трудности как при восприятии и воспроизведении неречевого и речевого ритма на материале слогов и слов. Проведенный анализ показал, что дети допускали отдельные ошибки при воспроизведении ритмического рисунка.
При выполнении задания на исследование логического ударения выявлено, что дети дошкольного возраста с дизартрией более успешно справились с заданиями на определение слов, выделяемых в предложении как значимые посредством логического ударения. Дети выполняли задание на воспроизведение предложений с выделением нужных слов.
При выполнении задания на исследование паузирования выявлено, что дети могут правильно расставить паузы в предложении. У детей сформированы представления о границах предложения, умения расстановки смысловых пауз в процессе собственного речевого высказывания. В речи детей наблюдались отдельные ошибки, которе исправлялись ими самостоятельно.
При выполнении задания на исследование тембра выявлено, что дети дошкольного возраста с дизартрией различают различные оттенки голоса, определяют эмоциональную окраску. При этом дети правильно выполняли задание на воспроизведение нужного тембра голоса, изменения его характеристик в зависимости от эмоционального состояния, пола озвучиваемого персонажа по картинке.
Обобщив полученные данные на контрольном этапе экспериментальной работы был определен уровень сформированности интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Уровни выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (контрольный этап)
Количество детей Уровни высокий средний низкий человек 1 6 3 % 10,0 60,0 30,0
Наглядно результаты исследования, полученные на на контрольном этапе экспериментальной работы, представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Уровни выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (контрольный этап), в %
Высокий уровень выразительности речи выявлен у 10% детей. У них интонационная сторона речи не соответствует возрастным нормативам. Все компоненты интонационной стороны речи сформированы.
Средний уровень выразительности речи отмечается у 60% дошкольников. У данных детей наблюдается непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации может быть достаточно выразительной. При выполнении диагностических заданий выявлены неточности или отдельные ошибки (преобладают просодико-интонационные функционально незначимые ошибки). Дети редко нуждаются в помощи экспериментатора.
Низкий уровень выразительности речи выявлен у 30% детей. Около половины компонентов интонационной стороны речи находятся ниже нормативных показателей. Отмечаются трудности восприятия воспроизведения и воспроизведения компонентов интонации, что отражается на выразительности речи детей дошкольного возраста с дизартрией.
Очень низкий уровень выразительности в группе не выявлен, отсутствуют дети, у которых бы наблюдались грубые грубые нарушения просодических компонентов речи (просодико-интонационные функционально значимые ошибки), имеющие выраженный характер, заметный ребенку и окружающим.
Сравнительная динамика уровней выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией представлена на рисунке 8. Как видно из представленных данных, количество дошкольников с высоким уровнем интонационной речи увеличилось на 10%, со средним уровнем – на 20%. Снизилось количество детей с низким уровнем на 30%.
Рисунок 8 – Динамика уровней выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (контрольный этап), в %
Таким образом, в результате повторного исследования был определен уровень выразительности речи детей дошкольного возраста с дизартрией. Выявлено, что у детей после проведенной коррекционной работы повысился уровень всех компонентов выразительности, в том числе методики, тема и ритма речи, ударения, паузирования, тембра речи. У детей отмечаются более высокие показатели интонации, что подтверждает эффективность проведенной работы.
Выводы по третьей главе
На формирующем этапе экспериментальной работы был реализован комплекс мероприятий. Были определены следующие направления коррекционной работы: развитие сенсомоторной и психофизиологической основы интонационной стороны речи, формирование общих представлений дошкольников об интонации, развитие восприятия и воспроизведения различных компонентов интонационной стороны речи, формирование устойчивого интонационного навыка, умений дифференции типов интонации. Использовались следующие методы и приемы: игры, упражнения, беседы, объяснение, показ, моделирование.
На контрольном этапе для оценки эффективности проведенной коррекционной работы по преодолению нарушений интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией была проведена повторная диагностика. Количество дошкольников с высоким уровнем выразительности речи увеличилось на 10%, со средним уровнем – на 20%. Снизилось количество детей с низким уровнем выразительности речи на 30%. Выявлено, что у дошкольников повысился уровень всех компонентов выразительности речи, в том числе методики, тема и ритма речи, ударения, паузирования, тембра речи. У детей отмечаются более высокие показатели выразительности, что подтверждает эффективность проведенной работы.
Заключение
В ходе онтогенеза происходит поэтапное формирование речи. Сензитивным периодом для развития различных сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической) являются ранний и дошкольный возраст. При отсутствии неблагоприятных условий ребенок к началу школьного обучения овладевает всеми сторонами речи, что позволяет ему освоить школьную программу. При воздействии неблагоприятных факторов могут возникнуть различные отклонения в процессе формирования речевой деятельности, которые отражаются в различных видах речевых нарушений.
Выразительность речи включает в себя ряд компонентов, среди которых – интонационная выразительность (мелодика, ударение, тембр, темп, паузы, ритм речи), лексическая выразительность (использование сравнений, эпитетов, метафор и других изобразительно-выразительных средств речи) и грамматическая выразительность (разнообразие синтаксических конструкций, построение простых и сложных предложений различных конструкций). К старшему дошкольному возрасту компоненты интонации сформированы.
Дизартрия как один из видов речевого нарушения включает в себя расстройство произносительной стороны речи – звукопроизношения и просодики. Помимо нарушений речевой функции, у детей с дизартирей наблюдаются особенности формирования психических процессов, особенно тех, которые тесно связаны с речью и слухом (слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, вербальная память). Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией снижена, несформированы все компоненты интонационной выразительности, что требует поиска методов и приемов обследования речи детей с дизартрией, а также обоснования логопедических технологий по формированию выразительности речи у детей с данной речевой патологией.
В настоящее время существует несколько подходов к диагностике речи у детей. Общим для всех рассмотренных методик является то, что авторы предлагают изучать основные характеристики голоса – силу, высоту, тембр, а также особенности речевого дыхания. Основная форма коррекционной работы – это логопедическое занятие. Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные.
Для изучения состояния выразительности речи у детей дошкольного возраста была составлена программа экспериментального исследования. Всего выделено семь направлений, которые включают изучение мелодики, силы голоса, темпа и ритма речи, логического ударения, паузирования и тембра речи. Задания включали изучение как восприятия различных компонентов интонационной стороны речи, так и их воспроизведение.
В результате проведенного исследования был определен уровень выразительности речи детей дошкольного возраста с дизартрией. Оценивалась как интонационная речь в целом, так и ее компоненты в частности. Выявлено, что у дошкольников с дизартрией отмечаются трудности восприятия и воспроизведения таких компонентов интонации, как ритм речи, логическое ударение, паузирование, тембр речи. Лучше всего дети справлялись с заданием на выявление особенностей мелодики и силы голоса, а также темпа речи. В целом для детей дошкольного возраста с дизартрией характерны средний и низкий уровень сформированности интонационной стороны речи, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы.
На формирующем этапе экспериментальной работы был реализован комплекс мероприятий. Были определены следующие направления коррекционной работы: развитие сенсомоторной и психофизиологической основы интонационной стороны речи, формирование общих представлений дошкольников об интонации, развитие восприятия и воспроизведения различных компонентов интонационной стороны речи, формирование устойчивого интонационного навыка, умений дифференции типов интонации. Использовались следующие методы и приемы: игры, упражнения, беседы, объяснение, показ, моделирование.
На контрольном этапе для оценки эффективности проведенной коррекционной работы по преодолению нарушений интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией была проведена повторная диагностика. Количество дошкольников с высоким уровнем выразительности речи увеличилось на 10%, со средним уровнем – на 20%. Снизилось количество детей с низким уровнем выразительности речи на 30%. Выявлено, что у дошкольников повысился уровень всех компонентов выразительности речи, в том числе методики, тема и ритма речи, ударения, паузирования, тембра речи. У детей отмечаются более высокие показатели выразительности, что подтверждает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
Алмазова, А.А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – Москва: ВЛАДОС, 2011. – 374 с.
Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
Бабина, Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес // Коррекционная педагогика. Единое образовательное про-странство: сб. научн-метод. трудов. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 99-105.
Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики: учеб. пособие / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – Санкт-Петербург: Философский факультет СПбГУ; Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учеб. пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
Бутенко, Е.К. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией / Е.К. Бутенко // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 38-42.
Визель, Т.Г. Как вернуть речь : инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными / Т.Г. Визель. – Москва: Сфера, 2005. – 222 с.
Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – Москва: Медицина, 1990. – 448 с.
Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. – Ташкент: Медицина УзССР, 1989. – 165 с.
Выготский, Л.С. Психология: сб. / Л.С. Выготский. – Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
Градова, Г.Н. Дизартрия: от теории к практике: учеб. пособие / Г.Н. Градова, Т. В. Волокитина. – Архангельск: САФУ, 2016. – 104 с.
Ермакова, М.А. Исследование интонации и ее компонентов у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / М.А. Ермакова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 122 с.
Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / А.Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – Санкт-Петербург, 1994. – Ч. I. – С. 5–13.
Зиндер, Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи / Л.Р. Зиндер. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ; Москва: Академия, 2007. – 576 с.
Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – Москва: Флинта: Наука, 2000. – 197 с.
Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – Москва: Школьная Пресса, 2007. – 24 с.
Копытова, С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи / С.В. Копытова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 63-69.
Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Дом МиМ, 1997. – 230 с.
Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие / Е.В. Лаврова. – Москва: Академия, 2007. – 144 с.
Лаврова, Е.В. Нарушения голоса / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – Москва: Академия, 2006. – 128 с.
Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Ларина // Коррекционная педагогика. – 2009. – №1 (31). – С. 5-14.
Ларина, Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции типологического нарушения письма: монография / Е.А. Ларина. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2009. – 153 с.
Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва: Альянс, 2013. – 367 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.И. Ярцева. – Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия: в 2 ч. / авт.-сост.: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Образование, 2004. – 123 с.
Мартынова, Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода / Р.И. Мартынова. – Москва: Просвещение, 2003. – 154 с
Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/299239/
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2005. – 240 с.
Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие / О.С. Орлова. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
Панасенко, К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы: учебно-методическое пособие / К.Е. Панасенко. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
Панков, Ф.И. Русская фонетика и интонация: практическое пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Ф.И. Панков, Е.Л. Бархударова. – Москва: Изд-во Московского ун-та, 2004. – 148 с.
Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: Издательский центр Владос, 1997. – 400 с.
Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – Челябинск, 2004. – 192 с.
Приходько, О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации (серия «Инклюзивное образование») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krippo.ru/files/ink/m3.pdf
Сафронова, Е.Г. Теоретические основы русской интонации в аспекте лингводидактики: монография / Е.Г. Сафронова. – Санкт-Петербург: Образование, 1995. – 88 с.
Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка / Н.Д. Светозарова. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1982. – 176 с.
Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
Стертая форма дизартрии. Пути коррекции: пособие для логопедов) / Л.П. Петухова, Н.П. Ашихнина, С.Э. Зиберова. – Челябинск, 2004. – 67 с.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – Москва: Прометей, 1992. – 270 с.
Токарева, С.А. Дизартрии. Расстройства речи у детей и подростков / С.А. Токарева; под ред. С.С. Ляпидевского. – Москва: Академия, 1999. – 234 с.
Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 112 с.
Туманова, Т.В. Исправление звукопроизношения у детей / Т.В. Туманова; под ред. Т.Б. Филичевой. – Москва: Гном-пресс, 1999. - 96 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: дис. канд. пед. наук / О.Ю. Федосова. – Самара, 2005. – 228 c.
Филатова, Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 38-46.
Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
Фонология речевой деятельности / отв. ред. Л.В. Бондарко. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. – 158 с.
Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей / М.Е. Хватцев. – Москва: АСТ, 2002. – 266 с.
Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие / Н.В. Черемисина-Ениколопова. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 520 с.
Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: хрестоматия / Н.Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. – Москва: Лабиринт, 2004. – 330 с.
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – Москва: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.
Шеховцова, Т.С. Формы логопедической работы: учеб. пособие / Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
Ястребова, А.В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия: методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – С. 61-73.
Приложение
Характеристика уровней интонационной стороны речи детей дошкольного возраста
2
Лист1
Диаграмма1
Аня
Юля
Костя
Саша
Лера
Маша
Алина
Даниил
Настя
София
Констатирующий этап
1.70
0.90
1.10
1.10
1.10
1.00
1.60
1.30
2.30
1.90
Констатирующий этап
Аня
Юля
Костя
Саша
Лера
Маша
Алина
Даниил
Настя
София
1.70
0.90
1.10
1.10
1.10
1.00
1.60
1.30
2.30
1.90
Лист1
Диаграмма1
Аня
Юля
Костя
Саша
Лера
Маша
Алина
Даниил
Настя
София
Констатирующий этап
Контрольный этап
1.70
2.30
0.90
2.00
1.10
1.40
1.10
1.70
1.10
1.70
1.00
1.10
1.60
1.70
1.30
1.40
2.30
2.70
1.90
2.00
Констатирующий этап
Контрольный этап
Аня
Аня
Юля
Юля
Костя
Костя
Саша
Саша
Лера
Лера
Маша
Маша
Алина
Алина
Даниил
Даниил
Настя
Настя
София
София
1.70
2.30
0.90
2.00
1.10
1.40
1.10
1.70
1.10
1.70
1.00
1.10
1.60
1.70
1.30
1.40
2.30
2.70
1.90
2.00
Лист1
Диаграмма1
Констатирующий этап
Мелодика
Сила голоса
Темп
Ритм
Ударение
Паузирование
Тембр
Контрольный этап
1.70
2.10
1.70
1.90
1.90
2.10
1.20
1.40
1.20
1.90
1.00
1.80
1.00
1.40
Констатирующий этап
Контрольный этап
Мелодика
Мелодика
Сила голоса
Сила голоса
Темп
Темп
Ритм
Ритм
Ударение
Ударение
Паузирование
Паузирование
Тембр
Тембр
1.70
2.10
1.70
1.90
1.90
2.10
1.20
1.40
1.20
1.90
1.00
1.80
1.00
1.40
Лист1
Диаграмма1
Юля
Маша
Констатирующий этап
Лиза
Никита
Егор
Карина
Дарина
Гоша
Матвей
Милан
2.60
2.30
3.00
1.90
2.70
2.40
2.10
2.40
2.30
1.30
Констатирующий этап
Лиза
Никита
Юля
Маша
Егор
Карина
Дарина
Гоша
Матвей
Милан
2.60
2.30
3.00
1.90
2.70
2.40
2.10
2.40
2.30
1.30
Лист1
Диаграмма1
Мелодика
Сила голоса
Темп
Ритм
Ударение
Паузирование
Тембр
Дети с дизартрией
Дети с нормальным речевым развитием
1.70
2.70
1.70
2.30
1.90
2.30
1.20
2.00
1.20
2.30
1.00
2.40
1.00
2.10
Дети с дизартрией
Дети с нормальным речевым развитием
Мелодика
Мелодика
Сила голоса
Сила голоса
Темп
Темп
Ритм
Ритм
Ударение
Ударение
Паузирование
Паузирование
Тембр
Тембр
1.70
2.70
1.70
2.30
1.90
2.30
1.20
2.00
1.20
2.30
1.00
2.40
1.00
2.10
Лист1
Диаграмма1
Высокий
Средний
Низкий
Дети с дизартрией
Дети с нормальным речевым развитием
0.00
40.00
60.00
30.00
60.00
10.00
Высокий
Средний
Низкий
Дети с дизартрией
Дети с дизартрией
Дети с дизартрией
Дети с нормальным речевым развитием
Дети с нормальным речевым развитием
Дети с нормальным речевым развитием
0.00
40.00
60.00
30.00
60.00
10.00
Лист1
Диаграмма1
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
0.00
40.00
60.00
0.00
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
0.00
40.00
60.00
0.00
Лист1
Диаграмма1
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
Констатирующий этап
Контрольный этап
0.00
40.00
60.00
0.00
10.00
60.00
30.00
0.00
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
0.00
40.00
60.00
0.00
10.00
60.00
30.00
0.00
2. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
4. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
5. Бабина, Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес // Коррекционная педагогика. Единое образовательное про-странство: сб. научн-метод. трудов. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 99-105.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
7. Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики: учеб. пособие / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – Санкт-Петербург: Философский факультет СПбГУ; Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
8. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учеб. пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
9. Бутенко, Е.К. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией / Е.К. Бутенко // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 38-42.
10. Визель, Т.Г. Как вернуть речь : инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными / Т.Г. Визель. – Москва: Сфера, 2005. – 222 с.
11. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – Москва: Медицина, 1990. – 448 с.
12. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. – Ташкент: Медицина УзССР, 1989. – 165 с.
13. Выготский, Л.С. Психология: сб. / Л.С. Выготский. – Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
14. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
15. Градова, Г.Н. Дизартрия: от теории к практике: учеб. пособие / Г.Н. Градова, Т. В. Волокитина. – Архангельск: САФУ, 2016. – 104 с.
16. Ермакова, М.А. Исследование интонации и ее компонентов у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / М.А. Ермакова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 122 с.
17. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / А.Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – Санкт-Петербург, 1994. – Ч. I. – С. 5–13.
18. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи / Л.Р. Зиндер. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ; Москва: Академия, 2007. – 576 с.
19. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – Москва: Флинта: Наука, 2000. – 197 с.
20. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – Москва: Школьная Пресса, 2007. – 24 с.
21. Копытова, С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи / С.В. Копытова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 63-69.
22. Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Дом МиМ, 1997. – 230 с.
23. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие / Е.В. Лаврова. – Москва: Академия, 2007. – 144 с.
24. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – Москва: Академия, 2006. – 128 с.
25. Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Ларина // Коррекционная педагогика. – 2009. – №1 (31). – С. 5-14.
26. Ларина, Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции типологического нарушения письма: монография / Е.А. Ларина. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2009. – 153 с.
27. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва: Альянс, 2013. – 367 с.
28. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.И. Ярцева. – Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
29. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия: в 2 ч. / авт.-сост.: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.
30. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Образование, 2004. – 123 с.
31. Мартынова, Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода / Р.И. Мартынова. – Москва: Просвещение, 2003. – 154 с
32. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/299239/
33. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2005. – 240 с.
34. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие / О.С. Орлова. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
35. Панасенко, К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы: учебно-методическое пособие / К.Е. Панасенко. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
36. Панков, Ф.И. Русская фонетика и интонация: практическое пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Ф.И. Панков, Е.Л. Бархударова. – Москва: Изд-во Московского ун-та, 2004. – 148 с.
37. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: Издательский центр Владос, 1997. – 400 с.
39. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – Челябинск, 2004. – 192 с.
40. Приходько, О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации (серия «Инклюзивное образование») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krippo.ru/files/ink/m3.pdf
41. Сафронова, Е.Г. Теоретические основы русской интонации в аспекте лингводидактики: монография / Е.Г. Сафронова. – Санкт-Петербург: Образование, 1995. – 88 с.
42. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка / Н.Д. Светозарова. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1982. – 176 с.
43. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
44. Стертая форма дизартрии. Пути коррекции: пособие для логопедов) / Л.П. Петухова, Н.П. Ашихнина, С.Э. Зиберова. – Челябинск, 2004. – 67 с.
45. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – Москва: Прометей, 1992. – 270 с.
46. Токарева, С.А. Дизартрии. Расстройства речи у детей и подростков / С.А. Токарева; под ред. С.С. Ляпидевского. – Москва: Академия, 1999. – 234 с.
47. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 112 с.
48. Туманова, Т.В. Исправление звукопроизношения у детей / Т.В. Туманова; под ред. Т.Б. Филичевой. – Москва: Гном-пресс, 1999. - 96 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
51. Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: дис. канд. пед. наук / О.Ю. Федосова. – Самара, 2005. – 228 c.
52. Филатова, Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 38-46.
53. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
54. Фонология речевой деятельности / отв. ред. Л.В. Бондарко. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. – 158 с.
55. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей / М.Е. Хватцев. – Москва: АСТ, 2002. – 266 с.
56. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие / Н.В. Черемисина-Ениколопова. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 520 с.
57. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: хрестоматия / Н.Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. – Москва: Лабиринт, 2004. – 330 с.
58. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – Москва: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.
59. Шеховцова, Т.С. Формы логопедической работы: учеб. пособие / Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
60. Ястребова, А.В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия: методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – С. 61-73.
Вопрос-ответ:
Какие этапы и закономерности развития речи у старших дошкольников рассмотрены в первой главе?
В первой главе рассмотрены этапы и закономерности развития речи в дошкольном возрасте у старших дошкольников с дизартрией.
Что такое дизартрия и какие особенности развития речи с этой патологией?
Дизартрия - это нарушение артикуляции и произношения речевых звуков. С этой патологией связаны особенности развития речи, такие как затруднения с произношением звуков, нарушения интонации, темпа речи и другие.
Какие методы и приемы диагностики дизартрии и работы с детьми рассмотрены в первой главе?
В первой главе рассмотрены методы и приемы диагностики дизартрии, такие как аудиометрия и ортопедическая диагностика, а также методы работы с детьми с дизартрией, включая логопедические занятия и применение различных упражнений и игр.
Какой подход был использован при проведении констатирующего эксперимента во второй главе?
Во второй главе был использован комплексный подход, включающий методики исследования и анализ результатов. Были использованы различные инструменты, такие как анкетирование, наблюдение и анализ записей речи детей.
Какие результаты были получены в констатирующем эксперименте и как они были проанализированы?
Результаты констатирующего эксперимента показали, что старшие дошкольники с дизартрией имеют определенные особенности в развитии речи, такие как затруднения с произношением определенных звуков и нарушение интонации. Эти результаты были проанализированы с помощью статистических методов и сопоставлены с данными контрольной группы.
Какой теоретико-методологический подход используется в исследовании формирования выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией?
В исследовании используется теоретико-методологический подход, основанный на изучении этапов и закономерностей развития речи в дошкольном возрасте, а также на определении сущности понятия "дизартрия" и особенностей развития речи у детей с этой патологией. Также проведен обзор методов и приемов диагностики дизартрии и работы с такими детьми.
Какие этапы и закономерности развития речи в дошкольном возрасте были выявлены в исследовании?
В исследовании были выявлены следующие этапы развития речи в дошкольном возрасте: предречевой период, речевая готовность, период формирования речевых навыков и период овладения общелексическими навыками. Кроме того, были определены закономерности развития речи, такие как постепенное усовершенствование произносительных навыков, расширение словарного запаса и увеличение грамматической грамотности.
Что такое дизартрия и какие особенности развития речи с этой патологией были выявлены в исследовании?
Дизартрия - это речевое нарушение, связанное с нарушением артикуляции звуков речи. В исследовании было выявлено, что у детей с дизартрией наблюдается слабая артикуляция звуков, затруднения в произношении сложных звуковых сочетаний, а также нарушение интонации и ритма речи.
Какие методы и приемы диагностики дизартрии и работы с детьми с этим речевым нарушением были рассмотрены в исследовании?
В исследовании были рассмотрены следующие методы и приемы диагностики дизартрии и работы с детьми с этим речевым нарушением: артикуляционная терапия, слуховая анализо-синтезаторная методика, электромиография и компьютерные программы для тренировки речи.
Какие этапы и закономерности развития речи в дошкольном возрасте обсуждаются в первой главе статьи?
В первой главе статьи "Формирование выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией" обсуждаются этапы и закономерности развития речи в дошкольном возрасте.
Какая сущность понятия дизартрии обсуждается в первой главе статьи?
В первой главе статьи "Формирование выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией" обсуждается сущность понятия дизартрии и особенности развития речи с этой патологией.