ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 28.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Далее, рекомендуется для выявления уровня сформированности структурной организации предложения разделить на два блока заданий: I блок – исследование понимания и построения простых предложений, осложненных однородными конструкциями II блок – исследование понимания и построения сложных предложений Результаты, которые будут получены при исследовании необходимо записать в протоколах, привести в систему, а также провести их количественный и качественный анализ. По итогам выполнения заданий по каждому ребёнку необходимо определить соответствующий уровень сформированностилексико-грамматической структуры предложения. Исследование необходимо проводить индивидуально и в первую половину дня.Коррекционную работу по формированию лексико-грамматической структуры предложения необходимо проводить поэтапно. Важно отметить, что успешная коррекционная работа будет строиться с учётом поставленных задач, и проходить в трёх направлениях. Очень важно, чтобы работа строилась с постепенным усложнением, от простого к сложному, поэтому следует начинать с работы над понимаем простых предложений, осложненных однородными членами, затем можно приступить к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям. После того, как ребёнок научился понимать и различать предложения, можно начинать работу над их построением. Для разнообразия коррекционной работы рекомендуют использовать различные приёмы, что способствует реализации дифференцированного подхода и поддержание интереса ребенка к занятиям, а также увеличивает положительную мотивацию. Цель упражнений – формирование лексико-грамматической структуры предложений у детей с общим недоразвитием речи. Например, на развитие понимания и построения предложений можно использовать такие упражнения: Упражнение «Покажи кто, где». Цель: учить детей соотносить предложение с картинкой. Процедура проведения: перед ребёнком раскладываются картинки, и логопед просит показать ребёнка, где мама, а где дочка; где папа моет: тарелки, чашки, кружки, а где мама моет посуду; где дети играют в снежки, катаются на коньках, лепят снеговика, а где качаются на качели, играют в песке. Упражнение «Продолжи фразу» Цель: учить детей составлять сложноподчиненные предложения.Процедура проведения: логопед начинает фразу, а дети должны её продолжить. Сегодня нужно идти в больницу, потому что… (пришло время ставить прививку). Оля купила пластилин, чтобы… (лепить). Маша не достает до шкафа, потому что она… (маленькая). Ребята делают ручейки для того, чтобы… (вода утекала). Мы пойдем на улицу, если... (закончится дождь). Цветы завянут, если... (их не поливать). Если бы папа светило солнце, то... (было бы светло). Посуда разобьется, если... (ее уронить). Выводы по первой главеВ ходе выполнения первой главы удалось сформировать следующие выводы:–исследованием онтогенеза речи детей занимаются разные специалисты в области педагогики, психологии и психолингвистики, однако методология остается недостаточно разработанной. При изучении речи у детей условно решаются две группы задач: непосредственное описание детской речи с трактовкой описанных случаев с лингвистической точки зрения; исследование психических процессов, лежащих в основе формирования речи– одной из самых явных признаком недоразвития речи выступает несоответствие словарного запаса к определенному возрасту ребенку, а также те слова, которые есть в речи ребенка является затруднительным при употреблении в речи;– как в норме, так и при нарушенном развитии процесс овладения словообразованием представляет собой сложный и многообразный процесс. Поэтому на разных этапах овладения речью одни элементы языка оказываются уже усвоены, а другие еще нет;– значения грамматических форм более абстрактны, нежели правила грамматического изменения слов, так как тут встречается большее многообразие, соответственно при общем недоразвитии речи, трудности с формированием грамматического строя встречаются чаще, чем овладение словарем;–в настоящее время нет целостной методики для выявления уровня сформированности структурной организации предложения, но из множества рекомендаций и наработок можно выстроить единую систему обследования, которая будет проходить по двум направлениям, это понимание предложений и построение;– определив степень сформированностилексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи, можно приступать к коррекции, используя рекомендованные упражнения.На фоне комплексной логопедической помощи все методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Важно развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любойподход хорош не сама по себе, а в комплексе. На фоне комплексной логопедической помощи методы и техники оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.Список литературы1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. 2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 1981. – 440 с. 4. Балданова Т.С. Сравнительная характеристика лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим речевым недоразвитием третьего и четвертого уровняБалданова Т.С.Науч. ред. Г.С. Доржиева. Отв. ред. А.В. Жарникова. Улан-Удэ, 2021. С. 204-208.5. Власова Р.Д. Особенности работы по формированию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речиВласова Р.Д.Академическая публицистика. 2021. № 2. С. 186-192.6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие. Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета. Воронеж: МОДЕК, 2016. – 233 с. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.8. Герасимова С.П. Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речиГерасимова С.П., Архипова С.Н.Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 51-54.9. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2016. – 400 с. 10. Глухов В.П. Технологии коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний у детей с комплексными нарушениями психоречевого развития // Российский научный журнал. 2019. № 1. 39 с.11. Дегальцева В.А., Швецова Е.В. Развитие связной речи у детей с ОНР // Современные тенденции развития системы образования: Сборник статей. Чебоксары, 2019. С. 324 – 327.12. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973. – 222 с13. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / М.И. Лынская; Под ред. С.Н. Шаховской. – М.: Парадигма, 2020. – 128 с., с. 9].14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.15. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 2004. – 450 с.16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серябрикова. – СПб.: Каро, 2013. – 160 с. 17. Муминова М.Г., Медведева Е.Ю. Особенности форсированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР. Проблемы современного педагогического образования. М., 2019. 450 с. 18. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. 2001. № 4. С. 6919. Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей дошкольного возраста / Т.Р. Тенкачева: специальное образование: научно – методологический журнал – Москва, 2014. С. 68-78 20. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 - 7 лет / О. С. Ушакова: учебное пособие – Москва: Сфера, 3 издание, 2019. – 272 с.21. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с22. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. – М.: Айрис-Пресс, 2006.23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 22-4524. Чиркина Г.В. Филичева Т.Б., Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. 1985. № 6. С. 55. 25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 3526. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – М.: КАРО, 2015. – 200 с. 27. Яшина, В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для самостоятельной работы / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова. – М.: Академия, 2019. – 192 с.28. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей– логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 1981. – 440 с.
4. Балданова Т.С. Сравнительная характеристика лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим речевым недоразвитием третьего и четвертого уровня Балданова Т.С. Науч. ред. Г.С. Доржиева. Отв. ред. А.В. Жарникова. Улан-Удэ, 2021. С. 204-208.
5. Власова Р.Д. Особенности работы по формированию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи Власова Р.Д. Академическая публицистика. 2021. № 2. С. 186-192.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета. Воронеж: МОДЕК, 2016. – 233 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
8. Герасимова С.П. Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Герасимова С.П., Архипова С.Н. Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 51-54.
9. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2016. – 400 с.
10. Глухов В.П. Технологии коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний у детей с комплексными нарушениями психоречевого развития // Российский научный журнал. 2019. № 1. 39 с.
11. Дегальцева В.А., Швецова Е.В. Развитие связной речи у детей с ОНР // Современные тенденции развития системы образования: Сборник статей. Чебоксары, 2019. С. 324 – 327.
12. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973. – 222 с
13. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / М.И. Лынская; Под ред. С.Н. Шаховской. – М.: Парадигма, 2020. – 128 с., с. 9].
14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
15. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 2004. – 450 с.
16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серябрикова. – СПб.: Каро, 2013. – 160 с.
17. Муминова М.Г., Медведева Е.Ю. Особенности форсированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР. Проблемы современного педагогического образования. М., 2019. 450 с.
18. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. 2001. № 4. С. 69
19. Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей дошкольного возраста / Т.Р. Тенкачева: специальное образование: научно – методологический журнал – Москва, 2014. С. 68-78
20. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 - 7 лет / О. С. Ушакова: учебное пособие – Москва: Сфера, 3 издание, 2019. – 272 с.
21. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с
22. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 22-45
24. Чиркина Г.В. Филичева Т.Б., Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. 1985. № 6. С. 55.
25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 35
26. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – М.: КАРО, 2015. – 200 с.
27. Яшина, В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для самостоятельной работы / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова. – М.: Академия, 2019. – 192 с.
28. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.
Вопрос-ответ:
Какие задания рекомендуется разделить на два блока для выявления уровня сформированности структурной организации предложения?
Для выявления уровня сформированности структурной организации предложения рекомендуется разделить на два блока задания: I блок - исследование понимания и построения простых предложений, осложненных однородными конструкциями; II блок - исследование понимания и построения сложных предложений.
Какие результаты нужно получить при исследовании для записи в протоколы?
При исследовании необходимо получить результаты, которые будут записаны в протоколы и приведены в систему.
Какие задачи решает исследование уровня сформированности структурной организации предложения?
Исследование уровня сформированности структурной организации предложения позволяет решать задачи по выявлению уровня лексико-грамматического развития детей с ограниченными возможностями.
Какие блоки заданий включает в себя исследование?
Исследование включает в себя два блока заданий: I блок - исследование понимания и построения простых предложений, осложненных однородными конструкциями; II блок - исследование понимания и построения сложных предложений.
Какие детали следует записать в протоколы?
В протоколы следует записать результаты исследования, полученные при выполнении заданий, а также провести приведение в систему этих результатов.
Какие задания предлагаются для выявления уровня сформированности структурной организации предложения у детей с ОНР?
Рекомендуется разделить на два блока заданий: первый блок - исследование понимания и построения простых предложений с однородными конструкциями, второй блок - исследование понимания и построения сложных предложений.
Какие результаты должны быть записаны в протоколах после проведения исследования?
После проведения исследования необходимо записать полученные результаты в протоколы, привести их в систему и проанализировать.
Какие нарушения лексико-грамматической структуры предложения могут наблюдаться у детей с ОНР?
У детей с ОНР могут наблюдаться различные нарушения лексико-грамматической структуры предложения, например, ошибки в построении простых предложений с однородными конструкциями или сложных предложений.